Полностью парализованный ученый. Невероятный человек

Есть категория людей, для которых поиск ответов на подобные абстрактные вопросы – жизненная необходимость. Их пытливый ум не может успокоиться решением простых насущных задач. Они смотрят на звезды и пытаются найти ответы на эти вопросы в бесконечности Вселенной...

Откуда взялась Вселенная и куда она направляется? Была ли она создана или появилась сама по себе? А может быть, она существовала вечно? Что появилось раньше – курица или яйцо? Существует ли время и будет ли у него когда-то конец?

Есть категория людей, для которых поиск ответов на подобные абстрактные вопросы – жизненная необходимость. Их пытливый ум не может успокоиться решением простых насущных задач. Они смотрят на звезды и пытаются найти ответы на эти вопросы в бесконечности Вселенной. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, эти люди обладают звуковым вектором – одним из восьми наборов врожденных психических желаний и свойств человека.

Одним их ярчайших представителей звукового вектора, наиболее полно реализовавшим свое звуковое предназначение, является английский физик-теоретик, профессор математики и популяризатор науки Стивен Хокинг.

Из биографии Стивена Хокинга

Стивен Уильям Хокинг родился 8 января 1942 года в Оксфорде (Великобритания) в семье, близкой к научным кругам. Его отец Фрэнк Хокинг работал исследователем в медицинском центре в Хампстеде, а мать, Изабель Хокинг, секретарем – там же. У Стивена также было две младших сестры и усыновленный брат Эдвард.

С детства Стив вращался в атмосфере научных интересов. Перед его рождением мать, повинуясь какому-то внутреннему импульсу, купила астрономический атлас. Вся семья с большим удовольствием любила наблюдать за звездами. Хокингов считали в высшей степени умными, но эксцентричными и странными людьми, что говорит о возможном наличии и у родителей Стивена звукового вектора. Наверно, именно поэтому они с детства понимали врожденные особенности своего сына и старались развивать их.

Мать замечала, что Стива с детства притягивали звезды. Он был очень способный и умел замечать то, чего не видели другие. Дома часто играли в различные интеллектуальные игры, но Стивену они казались слишком простыми. Однажды он где-то раздобыл сложнейшую игру «Династия», играть в которую можно было часами, и она никогда не кончалась. Никто не выдерживал этого марафона. Но Стивену игра нравилась. Как говорила мать, у него был сложный склад ума.

Юношеские фото Стивена Хокинга тоже выдают в нем признаки звукового вектора: высокий лоб, глубокий, пытливый взгляд.

В школе он не отличался успеваемостью, был третьим с конца. Однако это его не слишком волновало. У него было множество интересов. Он любил танцевать, в университете занимался греблей. Он был, скорее, авантюристом. Никогда нельзя было точно знать, что он сделает в следующий момент.

В Оксфордском университете его нестандартный ум, быстрота решения задач поражали не только его сокурсников, но и преподавателей. То, что давалось другим с большим трудом, он осваивал, казалось, на одном дыхании. Он не был слишком прилежным студентом, но брал гигантским объемом своего абстрактного интеллекта.

Известна история, когда студентам нужно было ответить на 13 вопросов из книги «Электричество и магнетизм» в рамках подготовки к экзаменам. Лишь два человека ответили на 1-1,5 вопроса, и для этого им потребовалось около месяца. Стивен за несколько часов (в последний момент) «успел ответить только на 10». Именно тогда однокурсники и поняли, что они с ним «с разных планет».

В 1962 году Стивен окончил университет и затем в разные годы работал исследователем в области астрономии, прикладной математики и теоретической физики. Он изучал теорию Большого взрыва, в результате которого возникла Вселенная, а также разрабатывал теорию чёрных дыр. Существовала гипотеза, что чёрные дыры все поглощают, ничего не выделяя вовне. Однако Хокинг теоретически доказал, что чёрные дыры испускают излучение, впоследствии названное «излучением Хокинга», и в конечном итоге «испаряются».


За границей физических возможностей

Сложно сказать, зачем природа иногда посылает человеку такие тяжелейшие испытания. Однако в случае со Стивеном Хокингом есть вероятность считать, что если бы не страшный диагноз – боковой амиотрофический склероз, человечество, возможно, лишилось бы одного из самых гениальных ученых современности. Мать Стивена полагает, что если бы он не был полностью обездвижен, он вряд ли бы смог так сконцентрироваться на своей исследовательской работе, потому что по своей природе был очень подвижным, имел множество интересов. В каком-то смысле болезнь Стивена Хокинга создала условия для максимального сосредоточения его уникального интеллекта.

Итак, когда Хокингу исполнился 21 год, врачи сообщили ему, что его ждет полная утрата подвижности, что в рабочем состоянии останутся только сердце, легкие и мозг. Ему отвели всего 2,5 года жизни. Первая реакция, конечно, была шоковая. Подающий огромные надежды, способный молодой ученый в один момент утратил интерес к жизни и впал в глубокую депрессию. Однако два фактора вывели его из этого состояния.

Первый – это сильнейшее звуковое желание познать этот мир. Раз мозг способен работать, звуковик может прожить полноценную жизнь. Потому что для человека со тело всегда ощущается как нечто вторичное, иллюзорное. И даже если оно обездвижено, это не мешает ему думать. Он и так проводит большую часть своей жизни в своем внутреннем мире, а не в реальном. Вся последующая жизнь Хокинга тому подтверждение. В любом состоянии и в любых условиях он сосредоточенно думает, совершая свои открытия.

Как говорила мать Стивена Хокинга, его болезнь стала для него меньшей бедой, чем она могла бы обернуться для другого человека, потому что он мог в значительной степени жить в своем уме. С точки зрения Системно-векторной психологии, произошло вынужденное сокращение других желаний тела и правильное выстраивание приоритетов. Звуковые желания самые сильные. Однако часто потребности в других векторах не дают человеку полностью сосредоточиться на поиске смысла жизни, отвлекают на простые земные и бытовые дела, из-за чего звук не наполняется полностью и страдает от нереализованности.

Стивен Хокинг в этом смысле оказался счастливым человеком – обстоятельства заставили его сосредоточиться на самом главном. Именно поэтому его жизнь стала такой наполненной, и он все еще продолжает плодотворно работать, в пику прогнозам врачей. В этом секрет его мужества, необычайной жажды жизни и познания, которые удивляют всех, кто с ним соприкасается.

Второй фактор, оказавший влияние на его решение идти до конца – это вера в него его невесты, а затем и жены Джейн Уайльд, женщины с необычайно развитым , для которого характерна высокая степень сопереживания, отзывчивости и жертвенности. Вся её совместная жизнь с Хокингом стала великим служением ученому и его идеям, даже в ущерб собственной реализации – она тоже была талантлива в области изучения романских языков. Именно она помогла состояться своему мужу, потому что заменила ему его руки и ноги, всячески способствовала реализации его научного таланта. И даже подарила ему троих детей! За успехами состоявшегося мужчины всегда стоит развитая женщина. Тяжелая болезнь Стивена Хокинга не только не оттолкнула Джейн, но побудила ее на максимально беззаветное и преданное служение любимому.

Сколько еще ударов судьбы пришлось ему пережить! В 1985 году после перенесенной пневмонии и операции на трахее он полностью лишился голоса. Однако друзья подарили ему специальный компьютер, который синтезировал голос. Подвижной осталась лишь одна мимическая мышца лица, напротив которой и прикреплен датчик, который передает сигналы в компьютер. Так ученый получил возможность общаться с окружающими. А в 1991 году его, пересекающего дорогу в инвалидном кресле, сбила машина. Он получил множественные повреждения, но уже через несколько дней вернулся к работе. Его сила духа кажется неисчерпаемой.


Грани таланта

Стивен Хокинг с детства был очень подвижным человеком. Для него были характерны быстрые движения, жесты, мимика. Его интересы всегда отличались разнообразием, он любил танцы и спорт. Так проявлялся кожный вектор Стивена. Да и сейчас, при полном параличе всего тела, он продолжает оставаться очень активным, постоянно появляясь на лекциях, научных конференциях, светских мероприятиях в своей инвалидной коляске, благодаря которой он самостоятельно передвигается. В 2007 году он даже опробовал состояние невесомости на специальном самолёте, а в 2009 собирался полететь в космос. Правда, полет не состоялся. Многочисленные фото Стивена Хокинга в тот период жизни показывают, насколько насыщенную жизнь может проживать даже обездвиженный человек – если живет ради других, ради великой цели.

Кожный вектор влияет и на его научные взгляды. Он говорит, что Вселенная обладает логикой и следует определенным правилам. У Вселенной есть цель. Изучая очень абстрактные вещи, он все же старается, чтобы его исследования имели практическое приложение, несли пользу человечеству, помогали ему выживать. Как развитый человек с кожным вектором, он проявляет себя как изобретатель и экспериментатор. Ученый не боится предполагать и делать ошибки. Часто он даже заключает пари по поводу правильности очередных своих гипотез. В этом тоже проявляется его кожный авантюризм. Он не всегда выигрывает, но зато от этого выигрывает наука.

Кожно-звуковая связка векторов заставляет его нести свои идеи в массы. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, такие люди индуктивны, заражают других своей убежденностью. Они даже могут быть фанатиками идеи, в хорошем смысле этого слова.

Стивен Хокинг популяризирует сложные науки – квантовую физику и космологию, потому что верит, что будущее человечества зависит от новых ученых, тех, которые сейчас подрастают. Одной из самых его известных книг для широкого читателя стала «Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр», написанная простым, понятным языком. Она стала бестселлером, потому что помогает понять очень сложные вещи, задуматься над тем, что из себя представляет этот мир. Благодаря ученому, понятия черная дыра, сингулярность, новые представления о времени все больше входят в обиход обычного человека, а режиссеры с удовольствием снимают фильмы на эти темы. Так мы постепенно привыкаем жить в более масштабном мире.

Ученый Стивен Хокинг не мог бы состояться и без . Его секретарь заметил, что он читает очень медленно, гораздо медленнее своего помощника. Это связано с тем, что Стивен одновременно запоминает огромные объемы информации, потому что у него уже не будет возможности вернуться к чтению вновь. Для работы ему нужны отличная память, а также возможность структурировать, анализировать информацию. Все эти способности определяются наличием анального вектора.

Когда Стивен Хокинг начал терять власть над руками, ему необходимо было овладеть совершенно новым набором инструментов для решения исследовательских задач. Единственное, что он мог – это решать их с помощью образов, которые представлял у себя в уме. В этом ему помог зрительный вектор, дающий человеку образный интеллект. Хокинг оперирует образами и диаграммами, как никто другой, и в этом его преимущество. Благодаря тому, что он обладает уникальным набором инструментов, он может решать задачи, которые до него не мог решить никто. Сочетание абстрактного (звукового) и образного (зрительного) интеллекта и формирует всю ту интеллектуальную мощь, которую демонстрирует нам ученый.

Живя мечтой о раскрытии тайны

Стивен Хокинг – уникальная личность. Полностью ограниченный в физических возможностях, он совершенно не ограничен в возможностях своего ума. У мысли не может быть ограничения. То, что казалось нам немыслимым 100 лет назад, является обыденным в наши дни, благодаря полету фантазии искателей, фантастов, ученых.

Как у всякого звукового человека, у него особое отношение к идее Бога, Создателя. В детстве отец читал ему Библию, и в школе он был одним из лучших в теософии, потому что хорошо знал всех библейских персонажей. Однако, когда Стивен вырос, он стал, прежде всего, атеистом, ученым, полагающимся исключительно на познание, на резервы человеческого ума. И, тем не менее, идея Бога постоянно проходит через все его работы как одна из возможностей создания Вселенной. В своей книге «Краткая история времени» он пытается ответить на вопрос Эйнштейна, был ли у Бога какой-нибудь выбор, когда он создавал Вселенную. Фактически он пытается разгадать Замысел. И все же его вывод пока таков: Создателю здесь было делать нечего, Вселенная без начала и конца.


Стивен Хокинг верит в то, что тайны Вселенной могут быть раскрыты, ведь люди пока не знают, где лежат пределы познания. Он пишет: «Если мы действительно откроем теорию, полностью объясняющую Вселенную с течением времени, ее общие принципы должны быть понятны всем, а не только немногим ученым. И тогда все мы, философы, ученые и простые люди, сможем принять участие в обсуждении того, почему мы и Вселенная существуем. И если мы найдем ответ на этот вопрос, это будет величайшим триумфом человеческого разума, ибо тогда мы познаем замысел Бога».

Гениальный звуковой ум задает главный звуковой вопрос и ставит масштабные задачи: ни много ни мало – познать замысел Бога. И в этом действительно спасение человечества.

Если ваши мечты о том же, вы можете узнать все о звуковом векторе и возможностях его реализации на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »


Имя: Стивен Хокинг (Стивен Уильям Хокинг)

Возраст: 76 лет

Место рождения: Оксфорд, Великобритания

Место смерти:: Кембридж

Деятельность: Ученый, физик-теоретик, математик

Семейное положение: был разведен

Стивен Хокинг - биография

Во время Второй мировой войны Оксфорд и Кембридж были единственными местами в Великобритании, куда не долетали немецкие бомбардировщики. Фрэнк Хокинг выбрал Оксфорд и переехал туда из Лондона вместе с женой. Вскоре, 8 января 1942 года Изабель родила первенца - сына Стивена.

Мальчик рос крепким и здоровым. Следом появились две дочери, поэтому Стивен был предоставлен самому себе. Он подолгу сидел, разбирая старые часы и другие механизмы, ему хотелось посмотреть, как все устроено. Куда менее интересно оказалось в школе: преподаватели занудные, предметы скучные. Разве что математика - единственно стоящая наука...


Родители Стивена работали в области медицины и были уверены, что сын пойдет по их стопам. Но тот уперся - математика или физика! Пришлось потрудиться, чтобы попасть в университет, ведь в школе Стивен был чуть ли не худшим учеником класса. Хотя глупым мальчика назвать язык не поворачивался. Наоборот, одноклассники дали ему прозвище Эйнштейн - видимо, авансом.

Поступление Стивена в Оксфорд отмечали с размахом. Только сам юноша не слишком ценил то, что имел. Интересовался по-прежнему только точными науками. К тому же обнаружилось, что у Хокинга не так много друзей, и это его огорчало. Правда, выход был. Самыми популярными в Оксфорде считались гребцы, и Стивен стал одним из них - занял должность рулевого. Получалось плохо, на соревнованиях команда проигрывала, зато теперь все знали его в лицо, и от новых знакомых не было отбоя.

На одной из студенческих вечеринок Стивен встретил ее - ту, которая могла заставить его забыть и про друзей, и про греблю. Джейн Уайлд была не только хороша собой, но и оказалась интересным собеседником. Ну кто еще стал бы слушать рассказы о физических явлениях и последних открытиях? А она слушала...

Один из морозных рождественских дней 1962 года юный Хокинг проводил на катке. Настроение было отличное, лед скользил под ногами, и вдруг... Все завертелось, ноги заплелись, и Стивен упал навзничь. Падение это было не первым. До него юноше уже случалось летать с лестницы, крыльца, поскальзываться на ровном месте. Родители настояли на обследовании, и врачи вынесли неутешительный вердикт - боковой амиотрофический склероз. Это значило, что со временем мышцы полностью атрофируются, а сам Стивен в лучшем случае останется «овощем».

Врач отвел безутешную мать больного в сторонку.

Я даю ему два с половиной года, не больше.

Главный вопрос, который Стивен задал самому себе после того, как услышал приговор, был: «Почему именно я?» А потом внезапно осознал, как много у него планов. К тому же рядом была Джейн, которая, узнав о диагнозе, не испугалась. Значит, можно жить дальше.

Стивен Хокинг - личная жизнь

Болезнь прогрессировала. Если на собственную свадьбу Стивен пришел с тросточкой, то первенца встречал уже на костылях.

Подвела и речь - стала нечленораздельной.

Тем временем на свет появилась дочь и еще один сын. Роберт, Люси и Тимоти стали смыслом жизни Хокинга, его продолжением. Но Джейн становилось все сложнее справляться с детьми, да еще и ухаживать за мужем. К счастью, появилось современное инвалидное кресло, которым Стивен легко управлял. Да и студенты часто забегали его проведать и помочь, если понадобится. К тому времени Хокинг был уже профессором математики. Интересно, что многие темы в учебнике он впервые проходил почти параллельно с учениками, опережая их всего на пару недель.

В свободное время Хокинг занимался наукой. Больше всего его увлекала космология и черные дыры, которые, как утверждал Стивен, «испаряются», теряя энергию за счет специфического излучения. По сей день оно так и называется - излучение Хокинга. Об открытиях ученого вскоре узнал весь научный мир. Премии посыпались одна за другой, Стивен и не ожидал такого признания.

Несмотря на очевидные сложности, семейство Хокингов со стороны выглядело вполне счастливым.

Но только со стороны... Джейн несколько последних лет преследовал один и тот же кошмар: муж умирает, а она остается одна с тремя детьми и накопившимися проблемами.

Стоит ли винить ее в том, что однажды женщина не выдержала и поддалась новому чувству? Джонатан Джонс, музыкант из церковного хора, был сильный, здоровый, крепкий. На общественных началах он помогал семье Хокингов и между делом завоевывал сердце Джейн. Стивен понимал, что происходит, но... пустил дело на самотек. Он и сам боялся, что дни его сочтены, и хотел, чтобы жена и дети не остались одни.

Этот треугольник мог бы еще долго мучить его участников, если бы не случай. В 1985 году, находясь в Швейцарии, Стивен подхватил воспаление легких. Сложные операции не дали результата, пациенту пришлось делать трахеотомию. Из его горла отныне торчала трубка, и говорить он больше не мог. У Джейн опустились руки. Она помогала, чем могла, но энтузиазм угасал. Спустя несколько лет супруги развелись.

Окружающие жалели Стивена: кому он теперь нужен? Чтобы произнести что-либо, ему приходилось печатать это пальцем, а речевой синтезатор воспроизводил написанное. Но сиделка Элейн Мейсон понимала его без слов. Проводя с физиком день за днем, женщина привязалась к этому умному и непохожему на других человеку. В 1995 году они тихо расписались.

За долгие 11 лет их совместной жизни Элейн несколько раз спасала Стивена от гибели. Оказывалась рядом, когда он задыхался, закашливался, терял сознание. Но и для нее этот груз оказался слишком тяжелым. Они развелись, смиренно отпустив друг друга.

Стивен Хокинг сегодня

Сегодня Стивен Хокинг один. Впрочем, один - не совсем правильное слово. Рядом с ним его ученики и коллеги, с которыми он не перестает обсуждать проблемы современной науки. Он уверен - впереди еще много открытий. Ученого не оставляют дети - с дочерью Люси они совместно написали детскую книжку про мальчика Джорджа и его приключения во Вселенной.

73-летний Хокинг не собирается умирать, ведь еще столько всего надо успеть. В конце концов, у него до сих пор нет Нобелевской премии, хотя он вполне ее заслуживает. Если бы награду давали за силу воли, желание жить и непоколебимый дух, он, несомненно, ее давно бы получил.

Смерть ученого

Оставим в стороне текущие дела и погрузимся в мир науки, а конкретнее - теоретической физики. Стивен Хокинг - один из самых знаменитых и популярных учёных-физиков нашего времени, сделал немало научных открытий и предположений об устройстве мира.

1. Прошлое - это вероятность

По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным характером вещества и энергии согласно квантовой механике: до тех пор, пока не найдётся сторонний наблюдатель, всё будет парить в неопределённости.

Хокинг: «Независимо от того, какие воспоминания вы храните о прошлом в настоящее время, прошлое, как и будущее, неопределённо и существует в виде спектра возможностей».

2. Существует «Теория всего»

М-теория, предложенная Эдвардом Виттеном в 1990-х годах, была осмыслена и доработана Хокингом и его коллегой Леонардом Млодиновым. М-теория является ответвлением теории струн и описывает всю Вселенную разом. Согласно ей, на самом мельчайшем уровне все частицы состоят из бран - многомерных мембран, свойства которых могут объяснить абсолютно все процессы, происходящие в нашей Вселенной. Кстати, эта теория также предполагает существование огромного числа вселенных, в которых действуют физические законы, отличные от наших.

3. Общая теория относительности имеет отношение к ошибкам навигационных систем

Общая теория относительности была сформулирована Эйнштейном в 1915-м году. В ней постулируется, что «гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел и полей, находящихся в пространстве-времени, а деформацией самого́ пространства-времени, которая связана, в частности, с присутствием массы-энергии.»

Хокинг выступил в роли популяризатора этой теории. Он утверждает, в частности, что «Если общая теория относительности не будет принята во внимание в GPS-навигационных спутниковых системах, ошибки в определении глобальных позиций будут накапливаться со скоростью около 10 км в день. Важно понимать, что, чем ближе объект к Земле, тем медленнее течёт время. Таким образом, в зависимости от того, на каком расстоянии от Земли находятся спутники, их бортовые часы будут работать с разными скоростями. Эту разницу мы могли бы компенсировать автоматически, если бы этот эффект учитывался».

4. Аквариумные рыбки угнетены

«Представьте себя рыбкой, живущей в аквариуме с выпуклыми стенками. Что вы знали бы о нашем мире, если бы всю жизнь смотрели на него в искажении от стекла и не имели возможности выбраться? Невозможно познать истинную природу реальности: мы считаем, что чётко представляем себе окружающий мир, но, говоря метафорически, мы обречены всю жизнь провести в аквариуме, так как возможности нашего тела не дают нам выбраться из него.» - рассуждает Хокинг.

Впечатлённые этой метафорой власти города Монц, Италия, несколько лет назад законодательно запретили держать рыбок в круглых аквариумах, чтобы искажение света не мешало рыбкам воспринимать мир таким, какой он есть.

5. Кварки никогда не бывают одиноки

Кварки, «строительные блоки» протонов и нейтронов, существуют только группами и никогда - по одному. Сила, которая связывает кварки, увеличивается с увеличением расстояния между ними, так что, если попытаться оттянуть один кварк от другого, то чем сильнее вы будете тянуть, тем сильнее он будет пытаться вырваться и вернуться обратно. Свободные кварки не встречаются в природе.

6. Вселенная породила сама себя

Хокинг является убеждённым атеистом. Он посвятил немало времени научным доказательствам того, что для существования жизни никакой Бог не нужен. Одно из его знаменитых высказываний звучит так: «Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего. Самопроизвольное создание - причина того, почему существует Вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы „зажечь“ огонь и заставить Вселенную работать».

Селена Парфёнова (www.factroom.ru)

Стивен Уильям Хокинг (р.1942) – английский научный деятель и теоретик в области физики и космологии, профессор математики, получил образование в Оксфорде и Кембридже. Специализируется на астрофизике, занимается изучением теории чёрных дыр, а также возникновением Мира после Большого взрыва. Его основная гипотеза – маленькие чёрные дыры постепенно теряют энергию, при этом испускают излучение Хокинга и в результате испаряются.

Рождение и семья

Стивен появился на свет в самый разгар Второй мировой войны 8 января 1942 года. Это произошло в Великобритании в городе Оксфорд. До этого семья жила в Лондоне, но родители, опасаясь бомбёжек немецкой авиации, уехали оттуда (у немцев с британцами была договорённость не бомбить Кембридж и Оксфорд). Когда война закончилась, Хокинги вернулись в Лондон и жили в его северном районе Хайгейте.

Папа, Фрэнк Хокинг, родом был из Йоркшира. Все его предыдущие предки занимались фермерством, но Фрэнк решил посвятить свою жизнь медицине. Он учился в Оксфорде, потом исследовал тропические болезни, для чего пересёк почти весь африканский континент. Затем папа трудился в Хампстеде исследователем в медицинском центре.

Мама, Изабель Хокинг, родом была из Шотландии, её отец всю жизнь работал врачом. Образование получила в Оксфорде, после учёбы работала налоговым инспектором, но это занятие ей совсем не нравилось. Мама бросила такую работу и устроилась в медицинский исследовательский центр на должность секретаря, где и познакомилась со своим будущим мужем Фрэнком.

Стивен был в семье старшим ребёнком, потом появились две девочки – Мэри и Филиппа, и неродной брат Эдвард (родители усыновили этого мальчика).

Стивену было полтора года, когда появилась на свет его первая сестрёнка Мэри. Мальчика это событие не очень обрадовало. Небольшая разница в возрасте стала причиной того, что в детстве между братом и сестрой были напряжённые отношения. С годами трения исчезли, каждый выбрал свой жизненный путь, Мэри стала врачом, чему безумно был рад отец.

Когда Стивену было 5 лет, родилась его вторая сестра Филиппа. Мальчик уже понимал происходящее событие и очень сильно ждал сестричку, чтобы можно было играть втроём. Эдварда родители усыновили, когда Стивену было уже 14 лет.

Детство

Родители воспитывали детей, руководствуясь книжками по детскому развитию. Там было написано, что в возрасте двух лет дети готовы к социальным контактам, поэтому Стивена в два с половиной года отдали в детский сад при школе Байрон-Хауз. Дети играли все вместе, а Хокинг стоял в игровой комнате и громко рыдал, потому что испугался, впервые оставшись с незнакомыми людьми. Мама с папой забрали малыша и ещё полтора года в садик не отдавали.

У маленького Стивена был огромный интерес к поездам, ему очень хотелось такую игрушку. Во время войны игрушек не производили и не продавали, папа попытался сделать сыну деревянную модель поезда, но мальчика она не устроила. А когда война закончилась, отец ездил в Америку и к Рождеству привёз всем подарки: маме капроновые чулки, сестре Мэри куклу, у которой закрывались глазки, а Стивену железную дорогу в виде восьмёрки и поезд на локомотиве. До сих пор Хокинг помнит то волнение, с которым он маленький открывал тогда коробку.

Жили Хокинги в узком и высоком доме, выстроенном в викторианском стиле. Родители купили его во время войны по очень низкой цене, потому что тогда все были уверены в полном разрушении Лондона от бомбёжек. На улице, где они жили, действительно было много руин. Маленький Стивен любил играть на них со своим другом детства Говардом. Мальчишки были совсем разными. Говард ходил в обычную муниципальную школу, его родители были простыми людьми, он обожал футбол и бокс. В то время как Стивен обучался в самой передовой английской школе Байрон-Хауз, и его интеллигентные родители не приветствовали увлечения детей спортом.

В 1950 году родители купили новый большой дом в пригороде Лондона – кафедральном местечке Сент-Олбанс. А ещё Хокинги приобрели цыганский фургон, который на лето вывозили в поле около деревни Осмингтон-Миллс. Отец сделал в нём многоярусные детские кровати, а сам с мамой спал рядом, в армейской палатке. Так семья проводила каждые летние каникулы.

Образование

Переехав в Сент-Олбанс, родители определили Стивена в школу для девочек. Несмотря на такое название, туда брали и мальчишек возрастом до десяти лет. Ребёнок только отучился первый триместр, как папу направили в очередную длительную экспедицию в Африку. Мама решила это время провести с тремя детьми у своей подруги на испанском острове Мальорка. Там со Стивеном занимался учитель Уильяма, сына маминой подруги.

Дальнейшее образование Стивен получил в обычной школе в Сент-Олбансе. Класс был очень способным. Хокинг по успеваемости был в середине классного рейтинга, тем не менее одноклассники почему-то прозвали его Эйнштейном. Стивен дружил с ребятами в классе, частенько они устраивали споры на разные темы, но его особенно интересовало происхождение Вселенной.

Ближе к окончанию школы Стивен решил связать свою жизнь с математикой и физикой. Отцу не понравилось это решение, он хотел, чтобы сын развивался в медицинском направлении. Но парню никак не нравились ни химия, ни биология. Его сильнее всего увлекали астрономия с физикой, ему хотелось познать, откуда появились люди, почему они на этой планете, он мечтал постигнуть глубину Вселенной.

В 1959 году Хокинг начал обучение в Оксфордском университете. На его курсе многие ребята уже отслужили в армии и были старше Стивена, поэтому первое время он чувствовал себя одиноким. Но потом, чтобы найти друзей, он записался в клуб гребли в качестве рулевого.

Стивен получил степень бакалавра в Оксфордском университете в 1962 году, а в 1965 окончил Кембриджский университет.

Научная деятельность

Окончив обучение, Стивен занимался научной исследовательской деятельностью в следующих высших учебных заведениях: Кембриджский университет, Институт теоретической астрономии, Институт астрономии. Он трудился на кафедре теоретической физики и прикладной математики, преподавал теорию гравитации, в звании профессора вёл в университетах математику и гравитационную физику.

Он получил несколько научных степеней, должностей и званий:

  • стипендиат Калифорнийского технологического института;
  • член Лондонского королевского общества;
  • Лукасовский профессор Кембриджского университета.

Наиболее влиятельному физику-теоретику нашей современности принадлежат следующие открытия:

  • описал чёрные дыры с применением термодинамики;
  • разработал теорию испарения чёрных дыр за счёт явления, получившего название «излучение Хокинга»;
  • выдвинул предположение такого понятия, как «малые чёрные дыры» с массой миллиарды тонн и объёмом около протона;
  • выдвинул версию о том, что микроскопические чёрные дыры – это источник практически неограниченной энергии;
  • он один из основоположников квантовой космологии.

Хокинг – активный популяризатор науки. Изданы его книги, ставшие бестселлерами:

  • «Краткая история времени»;
  • «Чёрные дыры и молодые вселенные»;
  • «Мир в ореховой скорлупке»;
  • «Кратчайшая история времени»;
  • «Джордж и тайны Вселенной» (для детей).

На телевидении выходили научно-документальные фильмы с его участием:

  • «Вселенная Стивена Хокинга»;
  • «Во Вселенную со Стивеном Хокингом»;
  • «Великий замысел по Стивену Хокингу».

За свои достижения Хокинг был награждён множеством медалей, орденов и премий в области науки.

Болезнь

Ещё на последнем курсе в Оксфорде парень стал чувствовать, что становится неуклюжим. Однажды он упал с лестницы и тогда пошёл к врачу, но тот отмахнулся фразой: «Пейте поменьше пива».

Когда уже учился в Кембридже, во время катания на коньках на Рождество упал и не смог встать. Мама отвела Стивена к семейному врачу, и, после того, как отпраздновали его 21 день рождения, парня положили на обследование. Медики поставили неутешительный диагноз – боковой амиотрофический склероз и предположили, что жить ему осталось около двух с половиной лет.

В его жизни тогда всё переменилось. Когда знаешь, что совсем скоро конец, смотришь на мир совершенно другим взглядом, хочется ещё многое успеть сделать.
К счастью, врачи ошиблись, Стивену совсем скоро будет 75 лет. Да, болезнь привела к параличу, он в инвалидной коляске, но живой.

Ещё одну сложную болезнь он перенёс в 1985 году, после воспаления лёгких Хокингу сделали трахеостомию, он больше не способен был разговаривать. Друзья купили ему синтезатор речи и установили на инвалидной коляске. Во всём теле у Стивена осталась подвижной только мимическая мышца лица, напротив неё расположен датчик, с его помощью Хокинг ведёт управление компьютером и общается с миром.

Несмотря на такое тяжёлое заболевание, в 2007 году Хокинг на специальном самолёте полетал в невесомости, а в 2009 собирался в космос, но полёт не состоялся.

Личная жизнь

Стивен женился первый раз в 1965 году на девушке Джейн Уайлд, с которой познакомился на вечеринке. У них родилось трое детей – в 1967 году сын Роберт, в 1970 году дочь Люси и в 1979 году сын Тимати.

Со временем ухудшились отношения между супругами, и с 1990 года они стали жить врозь.

В 1995 году второй супругой Стивена стала его сиделка Элайн Мэйсон. Их брак продлился 11 лет.

«Он был великим ученым и необыкновенным человеком, чья работа и наследие будут жить в течение многих лет. Его мужество и настойчивость с блеском и юмором вдохновляли людей по всему миру. Мы будем скучать по нему», - приводит заявление детей физика Роберта, и Люси .

Жизнь и болезнь

Стивен Хокинг родился 8 января 1942 года в Оксфорде (Великобритания), куда его родители во время Второй мировой войны переехали из Лондона. Отец будущего физика был медиком, а мать - экономистом, они оба окончили Оксфордский университет. Хокинг пошел по их стопам, в 1962 году окончив обучение на физическом факультете того же вуза, после чего продолжил образование в Кембриджском университете, где в 1966-м получил докторскую степень.

В 1963 году у Хокинга диагностирован боковой амиотрофический склероз. Это хроническое заболевание центральной нервной системы в дальнейшем привело к практически полному параличу ученого. В 1985 году Хокинг после воспаления легких перенес трахеостомию, вследствие чего утратил способность говорить. Тогда же ученый начал пользоваться синтезатором речи, а с 1997 года - компьютером, управляемым при помощи датчика, закрепленного у мимической мышцы щеки.

Хокинг был женат два раза. В 1965 году ученый женился на студентке лингвистического факультета Кембриджского университета Джейн Уайлд. У супругов родилось два сына - Роберт (в 1967-м) и Тимоти (в 1979-м), а также дочь Люси (в 1970-м). После более 20 лет совместной жизни пара распалась. Второй раз Хокинг женился в 1995 году. Его супругой стала сиделка Элайн Мэйсон, с которой ученый расстался в 2006 году.

Сингулярность и энтропия

Начало карьеры Стивена Хокинга пришлось на 1960-е годы, когда был проведен третий из классических экспериментов, подтверждающий справедливость общей теории относительности (опыт Роберта Паунда и Глена Ребки, осуществленный в , продемонстрировал так называемое гравитационное красное смещение - изменение частоты света при его прохождении вблизи массивного объекта, например, звезды).

Когда окончательно стало ясно, что теория Эйнштейна верна, пришло время для изучения ее самых экзотических следствий: расширение Вселенной (после Большого взрыва) и возможность существования черных дыр - объектов, которые не могут покинуть попавшие в них тела или излучение.

Изображение: NASA / WMAP

Большой взрыв, фактически рождение наблюдаемого мира, и черные дыры связаны с гравитационными сингулярностями - особенностью пространства-времени, где уравнения общей теории относительности приводят к некорректным с физической точки зрения решениям. Именно сингулярностям посвящены первые научные труды Хокинга. В своей диссертации Хокинг применил теоремы, сформулированные его коллегой, британским математиком Роджером Пенроузом, ко всей Вселенной.

Пенроуз первым объяснил возникновение черной дыры гравитационной сингулярностью. По Пенроузу, звезда превращается в черную дыру благодаря гравитационному коллапсу, сопровождающемуся рождением ловушечной поверхности. Теорема Пенроуза считается первым крупным математически строгим результатом теории Эйнштейна, а вклад Хокинга заключался в том, что он показал: Вселенная в момент и до Большого взрыва находилась в состоянии бесконечной плотности массы.