Политология наука и учебная дисциплина. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тема 1. Политика как общественное явление Понятие и происхождение политики. Структура, виды и уровни политики. Функции политики и политологии. Связь политики с другими сферами общества.

Понятие и происхождение политики. Термин «политика» (от гр. politika – государственные, общественные дела) является основной категорией политологии. Впервые он был введен в научный оборот в IV в. до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло около 5 тыс. лет назад и было связано с усложнением общества. Возникавшие классовые, этнические, религиозные и межплеменные конфликты уже не могли быть решены с помощью традиций, обычаев и нравственных норм. Для этого потребовались новые административно правовые и политические регуляторы и новая организационная структура – государство, а вместе с ним и политика.

Подходы к определению Властный подход Политика – это совокупность действий, направленных на обретение, распределение, использование и удержание власти. Социологический подход Политика – это соперничество различных общественных групп за реализацию своих интересов с помощью власти. Институциональный подход Политика – это деятельность организаций и институтов в которых воплощается власть (государство, политические партии и др. объединения). Консенсусный подход Политика – это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия мирными и ненасильственными средствами. Конфликтностный подход Политика – это поле столкновения интересов различных социальных групп и институтов по поводу власти, и распределения ресурсов. Политика – сфера деятельности, связанная с властными отношениями между индивидами, социальными группами, общностями и государствами по поводу распределения ценностей и управления общественными и государственными делами.

Структура политики. Политика – сложное структурное образование, отражающее различные процессы и явления общественной жизни. Ее основными структурными компонентами являются: Субъекты и объекты политики. Субъект (актор) – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные (образовавшиеся по объективным причинам) – индивиды, социальные классы и общности и вторичные (образовавшиеся целенаправленно по воле людей) – государство, политические партии, общественные движения и организации. Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная общность могут одновременно быть и субъектом, и объектом, а могут и меняться местами. Политические отношения – взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т. д.). Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.

Политическое сознание – отражение в сознании людей социально политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний. Политические интересы – обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности. Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.

Виды и уровни политики. Политику можно классифицировать по различным основаниям: По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная. В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная. В зависимости от приоритетности – политика нейтралитета, «открытых дверей» , национального примирения, «большого скачка» . По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях: Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах. Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Мегауровень – межгосударственный уровень и уровень международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т. п.

Функции политики. Управленческая заключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества. Мобилизационная выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом. Социализирующая предполагает включение человека в жизнь государства и общества. Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов. Распределительная состоит в распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов. Прогностическая состоит в прогнозировании различных аспектов политической деятельности.

Связь политики с другими сферами общества. Общество представляет собой целостную систему, состоящую из экономической, социальной, политической и духовной подсистем. Политика выступает как организационная и регулятивно контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать на все стороны жизни.

Экономика – служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления. Политика, в свою очередь, определяет, как общество использует материальные ресурсы и воздействует на структуру потребностей населения. Социальная сфера общества – является одним из направлений государственной политики. Политика находит методы разрешения социальных проблем, таких как бедность, доступное жилье, здравоохранение, образование. Право – политические идеалы, цели и интересы общества и государства невозможно осуществить без системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь. Мораль – воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Религия – в светских государствах, где церковь отделена от государства, воздействие религии на политику осуществляется косвенно, через мировоззренческие ориентации граждан. Возможна также политизация религии, когда религиозные лидеры поддерживают политические акции или политических деятелей или сами выступают с политическими заявлениями.

Тема 2. Политология как наука Становления политологии, ее предмет и объект. Функции, структура и методы политологии. Связь политологии с другими науками.

Становление политологии, ее предмет и объект. Термин «политология» образован двумя греческими словами: politike – общественные, государственные дела и logos – учение. Поэтому в буквальном переводе, политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством. На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философскоэтических взглядов. Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в. , когда состоялось ее организационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины. 1857 Ф. Лейбер начал читать курс лекций по политической теории в Колумбийском университете (США). 1886 Выход в США первого серийного издания по политологии «Ежеквартальника политической науки» . 1989 Признание в СССР политологии самостоятельной научной дисциплиной.

Объектом политологии принято считать политическую сферу общественной жизни, под которой понимается специфическая область функционирования общества, в которой находятся истоки политической деятельности и реализуются политические интересы посредством политических отношений, действий, поведения. Отличие политической сферы от других сфер общества выражается в том, что она выполняет верховенствующую роль по отношению к ним, т. е. другие сферы общества функционируют на основании законов, принятых в рамках политической сферы. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного образования, выявление ее внутренних и внешних связей, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология представляет собой одну из наук о политике, которая не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения – закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном Таким образом, можно дать следующее обобщающее определение политологии. Политология – наука о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества.

Функции политологии. Методологическая заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Инструментальная связана с выработкой практических рекомендаций для властных структур. Познавательная предполагает накопление, описание, изучение и анализ фактов политической действительности Мировоззренческая и воспитательная -связаны с выработкой и обоснованием политических идеалов и ценностей. Призваны формировать демократическую политическую культуру граждан.

Структура политологии. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: Теория и методология политики – раскрывает философско методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных движений и организаций. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно политических доктрин, роль и функции политической идеологии. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и теоретическую политологию. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Она решает проблемы, связанные объяснением процессов политического развития, разработки концептуального аппарата, методологии и методов политического исследования. Прикладная политология – ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы.

Связь политологии с другими науками. Политология взаимосвязана с рядом общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни. Как же соотносится политология с этими науками? Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики, а политология использует философское обоснование политики для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Политическая экономически обосновывает политические процессы. Политология же дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Теория государства и политология совпадают в части исследования роли государства как основного элемента политической системы общества.

Правовая наука связана с регулированием отношений и поведения людей в процессе общественной жизни по средствам правовых норм. При разработке правовых норм правоведы руководствуются выводами политологии. Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений, а политическая практика служит критерием правильности теоретических выводов исторической науки. Социология политики изучает человека в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений. У политологии же в центре внимания сама политика, ее слагаемые, ход и эффективность. Социальная психология позволяет определить психологические факторы политического поведения людей. И наоборот, знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики.

Тема 3. Этапы становления и развития политической науки. v. История становления и развития политической мысли. v. Социально-политические идеи Беларуси: этапы становления и развития. v. Этапы эволюции современной политической науки.

Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божест венного происхождения власти. Хаммурапи, Заратустра, Каутилья, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, обособление их как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления. Гомер, Соломон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сенека, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон.

Политические учения Средневековья. Развитие социально политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории политической власти Роль религии и государства в политике. Марк Августин, Фома Аквинский. Политические учения эпохи Возрождения. Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение ее от теологии. Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государ ства, демократического устройства общественной жизни. П. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Б. Спиноза.

Политические учения эпохи Просвещения. Формирование либеральной поли тической идеологии. Обоснование необходимости разделения властей. Характеристика правового госу дарства. Формирование концепций прав человека и гражданина. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Б. Констан, И. Бентам, И. Кант, А. Н. Радищев, Дж. Локк, Вольтер. Политические учения XIX - начала XX века. Плюрализм политических теорий. Институализация политической науки. Г. Гегель, А. Сен Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Бакунин, П. Прудон, Ф. Лассаль, Н. Черны шевский, Ф. Лейбер, В. Парето, Г. Моска, М. Вебер, Р. Михельс, Б. Чичерин, М. Острогорский.

Социально-политические идеи Беларуси: этапы становления и развития Зарождение социально политической мысли в средневековой Беларуси (XI XV вв.). Неотделимость общественно политической мысли от религиозной, идентификация власти с божественным началом. Необходимость единения восточнославянских княжеств, осуждение междоусобных войн. Развитие политической мысли в Великом княжестве Литовском. Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Великие князья: Витовт, Казимир и Александр, Григорий Цамблак.

Общественно политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (конец ХV – ХVI в.). Гуманизм и Реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Идеи патриотизма, антикатолическая направленность, светская трактовка «естественного права» . Франциск Скорина, Миколай Гусовский, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лев Сапега.

Социально политические воззрения периода контрреформации (конец XVI – середина XVIII в.). Политическая полемика вокруг Брестской церковной унии. Идеи освобождения белорусских земель от национально религиозного гнета и соединения с Россией. Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий.

Общественно политическая мысль эпохи Просвещения (вторая половина XVIII – первая треть ХIХ в.). Пропаганда идей французских, немецких и отечественных просветителей. Антикрепостническая направленность. Критика существующего строя, необходимость отмены крепостного права и ограничения власти монарха. И. Стройновский, К Богуславский, П. Бжостовский, И. Еленский, М. Карпович.

Революционно демократическая мысль ХIХ в. Возникновение революционного демократизма, его слияние с уто пическим социализмом. Критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя, глубокая вера в светлое будущее народа. М. Волович, Ф. Савич, К. Калиновский, группа «Гомон» , Ф. Богушевич, Я Лучина, А. Гуринович.

Общественно политическая мысль начала ХХ в. Возникновение белорусского национального движения. Интерес к проблемам белорусской истории и культуры, национально государственного строительства. А. и И. Луцкевичи, А. Власов, В. Ластовский, А. Пашкевич (Цетка), И. Луцевич (Я. Купала), К. Мицкевич (Я. Колас).

Советский период развития общественно политической мысли. Доминирование марксисткой идеологии, теории исторического материализма. Разработка проблем национально государственного, партийного, советского строительства, интернационализации общественной жизни, истории, общественно политической мысли. В. Г. Кнорин, Д. Ф Жилунович, А. Г. Червяков, В. М. Игнатовский, К. Т. Мазуров, П. М Машеров.

Современный этап развития социально политических идей в Беларуси. Плюрализм общественно политической мысли, определение путей устойчивого развития белорусского общества и государства Многовекторная политика. Идея развития интеграционных связей, создания союзного государства Беларуси и России. Разработка современной концепции идеологии белорусского общества. Государственные и политические деятели Республики Беларусь. Ученые обществоведы. Белорусская ассоциация политических наук, Беларусское социологическое общество, кафедры политологии и социологии ВУЗов страны.

Этапы современной политической науки Становление современной политической науки (кон. XIX в. - кон. 40 -х гг. XX в.). Главное внимание посвящено исследованию проблемы политической власти и ее социальных основ. Теория заинтересованных групп (А. Бентли). Теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето). Социологическая теория государства (М. Вебер). Теория олигархизации власти (Р. Михельс). Психологическая те ория власти (Г. Лассуэл).

Активное расширение сфер политологических исследований (кон. 40 -х гг. - вторая пол. 70 -х гг. XX в.). Поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Новая теория демократии (И. Шумпетер). Плюралистическая теория демократии (Р. Даль). Теория партиципаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер). Концепция государства благосостояния, Общества потребления.

Поиск новых парадигм развития политической науки (серед. 70 -х гг. XX в. -по наст. время). Обоснование адекватных современному этапу развития западного общества теоретических моделей и концепций власти. Футурологическая концепция единого мирового государства (У. Кларк, П. Сон). Концепция постиндустриального общества (А. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Р. Арон). Концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда). Концепция национального государства (Г. Моргентау). Теория элитарной демократии. Силовая концепция власти.

Основные школы современной зарубежной политической науки. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ Разработка проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики. С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф.

ФРАНЦУЗСКАЯ Изучение проблем типологии политических режимов, легитимности, партийно политической инфраструктуры. М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон.

НЕМЕЦКАЯ Сравнительный анализ политических систем, проблемы функционирования гражданского общества, правового государства. Г. Майер, К. фон Бейме, И. Фетчер.

ПОЛЬСКАЯ Концептуальные исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы. Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка.

Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Модуль 1. Теоретико-методологические основы науки о политике – 6 часов

1. Объект и предмет политологии.

2. Процесс формирования политической науки.

3. Особенности и структура политологии.

4. Методы политических исследований. Основные парадигмы политологи

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половинœе XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в данный же период происходит становле ние политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появ ляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском универси тете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 ᴦ. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иель ский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 ᴦ. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в стра нах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 ᴦ. в Париже по ини циативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам по литической науки. На нем был принят документ, определивший со держание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения полити ческой науки являются: 1) политическая теория (в том числе исто рия политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреж дений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех со циальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всœех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политичес кую социологию, политическую философию, политическую геогра фию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 ᴦ. под эги дой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация полити ческой науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

Судьба отечественной политической науки складывалась в про шлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные ана лизу политики и ее законов, появились еще в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещу щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества. С 1917ᴦ. вплоть до второй половины 80-х гᴦ. на политологии лежало идеологическое табу.

Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина, не призна валась, хотя в 1962 ᴦ. в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 ᴦ. Высшая аттестационная комиссия ввела поли тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави тельства РФ политология определœена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, это не означает, что в России политические пробле мы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, по литической экономии и других дисциплин. Но они были слабо ин тегрированы между собой.

Политология есть наука о политике, ᴛ.ᴇ. об особой сфере жиз недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с го сударственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр по литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера ми общественной жизни.Политология (от греч. ʼʼполитикаʼʼ – государственные или общественные дела и ʼʼлогосʼʼ – слово, знание, наука – буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - сфера научных знаний о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Высокая значимость политической науки определяется первостепенной ролью политики в жизни общества. На протяжении всœей истории цивилизации политика оказывала важное воздействие на судьбы стран и народов, повсœедневную жизнь человека.

Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы: политическая теория; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект ипредмет познания. При этом сфера политических охватывает всœе объекты политической деятельности. По этой причине политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях. Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Предметом изучения и исследования по литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по литические институты, политические процессы, политические от ношения, политическая идеология и культура, политическая дея тельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и поли тический риск; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; политическая коммуникация и средства массо вой информации; религиозные и национальные аспекты политики; средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри зисов; международные политические отношения, геополитика, по литическая глобалистика и др.
Размещено на реф.рф
Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много гранности имеют отношение не только политология, но и другие со циальные и гуманитарные науки - философия, социология, психо логия, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологи ческие принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение какой-либо со циальной группы, какова социальная база политической власти, яв ляется предметом исследования социологии, политической социо логии. Но здесь наблюдается и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, в случае если рассмотреть соотноше ние гражданского общества и государства, то всœе то пространство, всœе отношения, которые вписываются в сферу гражданского обще ства и его взаимодействия с государством, ‣‣‣ это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политоло гии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни всœе взаимосвя зано.

Еще больше "точек соприкосновения" у политологии с право выми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право это дисциплина в большей степени описательная и прикладная, тогда как политология - дисциплина преимуществен но теоретическая. Это в известной мере касается соотношения по литологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гар сиа, "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может на блюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он вос принимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта͵ который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, ᴛ.ᴇ. превра тятся в необратимые" (Гаджиев /(.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих раз личные сферы жизнедеятельности общества экономику, госу дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Большое влияние на нее оказывают национально- исторические и социокультурные традиции общества, психологический генотип нации. Благодаря своему системному характеру по литическая наука сегодня оказалась на перекрестке междисциплинарного движения, охватывающего различные науки. Политичес кие исследования всœе больше базируются изданных культурной антропологии, социологии и политической экономии, истории, права, социолингвистики, герменевтики, других общественных и гумани тарных наук. Появляется совершенно новая проблематика, как, к примеру, тендерная политическая теория и феминистская практика, политическая экология и глобалистика, политическая прогностика.

Иными словами, политические отношения "пронизывают" раз личные сферы жизнедеятельности общества, и в данном плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический про цесс не бывают содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, со циологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать ее на макро- и микроуровнях. В пер вом случае исследуются политические явления и процессы, кото рые происходят в рамках базовых институтов власти и управления, имеющих отношения ко всœей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. Вместе с тем слож ность и многогранность политики позволяет исследовать ее одновременно и с общетеоретических, и с конкретно-социологических позиций, между которыми располагаются различного рода про межуточные исследовательские уровни. При этом при этом важно иметь в виду, что ни один из промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всœех уров ней политического знания позволяет получить тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегрирующего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру гих областей политического знания, и как относительно самостоя тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно- политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (см.: Федосœеев АЛ. Введение в политологию. СПб., 1994. С. 8--10).

Разумеется, при этом крайне важно иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад ного ее анализа прежде всœего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад ная политология прямо отвечает на вопросы: "для чего?" и "как?". Она должна быть представлена как совокупность теоретических мо делœей, методологических принципов, методов и процедур исследо вания, а также политологических технологий, конкретных про грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни ческие и религиозные группы, роль участников политических собы тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад ным отраслям политологии можно отнести концепции государст венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы работки и принятия политического решения; технология проведе ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна ния - политический менеджмент. Составной частью политическо го менеджмента является выработка стратегических целœей и так тических установок, механизма воздействия управленческих госу дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж мент - это наука и искусство политического управления.

Центральной методологической проблемой политологии, важ нейшей ее социальной задачей является познание и определœение политических закономерностей. Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определœенные закономерности. Эти закономернос ти отражают и характеризуют свойственные политической сфере всœеобщие, существенные и необходимые формы связей и отноше ний, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности по мере того, как они осознаются людьми, фиксируются в виде определœенных теоретических принци пов и норм политической деятельности, политического поведения.

Одна из базовых задач политологии состоит в том, чтобы вы явить основные закономерности и тенденции функционирования и развития политики и таким образом познать сущность политики, объяснить ее. На базе знания политических закономерностей по литология вырабатывает рациональные принципы и нормы полити ческой деятельности.

В целом можно выделить три группы политических закономер ностей исходя из сферы их действия и проявления.

Первая группа это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общест венной жизни. К ним относятся: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социаль ной структур; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др.

Вторая группа ‣‣‣ это закономерности, выражающие сущест венные и устойчивые связи и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, на пример, такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества.

Третья группа ‣‣‣ это закономерности, выражающие сущест венные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделœе ние властей в демократическом обществе на законодательную, ис полнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

При этом крайне важно иметь ввиду, что политические закономер ности, в отличие от законов природы, действуют как тенденции. Здесь нет жесткой детерминации, однозначного предопределœения политических событий. Политические закономерности указывают на объективно заданные пределы политической деятельности, ее условия, но не предопределяют однозначно сами результаты этой деятельности. В политике высока степень зависимости происходя щих процессов от особенностей исторических условий, объектив ный обстоятельств, социальной активности населœения, уровня культуры, качеств личностного, психологического порядка.

Органическое сочетание объективного и субъективного в поли тике, политической деятельности предполагает отказ от ее рассмот рения как сферы произвола личности или группы и ведет к признанию политики и видом искусства, смысл которого состоит в умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и субъ ективных обстоятельств, учитывать всю гамму человеческих эмоций, факторов, которые ни в какую логику не укладываются (см. ".Демидов А.И., Федосœеев АЛ. Основы политологии. М., 1995. С. 81--83).

Политология использует общенаучные категории, категории наук, находящихся на стыке с политологией. Вместе с тем, она имеет собственные категории, которые выражают наиболее существенные характеристики политической сферы (схема 4). Политология познает политику с помощью методов политической науки .

1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

2. В отличие от нормативного функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте, к примеру: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населœения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.

3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определœенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов.

5. Антропологический подход истоки политики видит в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).

6. Психологический подход также требует исходить в полит.исследованиях из реальной природы чел-а, что предполагает учет его родовых качеств, соц.окружения и особенностей индивидуального развития. Псих.метод ориентирован на изучение объективных механизмов полит.поведения, индивид.качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический подход обращает внимание на полит.явления во времени и пространстве: как происходит изменение полит.институтов. Он требует хронологической фиксации полит.событий и фактов, их исследования во врем.развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

8. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление соц.обусловленности полит.явлений, в т.ч.влияния на полит.систему эконом.отношений, соц. структуры, идеологии и культуры.

9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (полит.поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

10. Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окр.средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Полит.системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие ф-ции: 1) распределœение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределит.решений в качестве обязательных.

11. Динамическую картину политики формирует деятельностный подход . Он рассматривает ее как специфический вид обществ.деят-ти, как процесс принятия полит.решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, организации масс; как регулирование деят-ти, учет и контроль за реализацией целœей, анализ полученных рез-тов и постановку новых целœей и задач.

12. Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод . Он ориентирован на критич.анализ политики, выявление ее внутр.
Размещено на реф.рф
противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движ.силы любых полит.изменений.

13. Сравнительный (компаративистский) подход предполагает сопоставление однотипных полит.явлений, напр.полит.систем, партий, разл.способов реализации одних и тех же полит.функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм полит.организации или оптимальных путей решения практических задач.

14. Субстанциональный, или онтологический, подход требует выявления или исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определœенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинœения в их многообразных проявлениях или делœение общества на ʼʼдрузейʼʼ и ʼʼвраговʼʼ (К. Шмитт). Среди огромного кол-ва определœений политики явно доминируют ее характеристики через власть и господство.

Разнообразныеметоды, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всœесторонне познать ее предмет. Среди традиционных исторический метод, ᴛ.ᴇ. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке; описательный , ᴛ.ᴇ. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни; институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д; сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.; социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в т.ч. в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры; психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций. Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это анализ и синтез; индукция и дедукция; сочетание исторического и логического анализа; мысленный эксперимент;моделирование; математические и кибернетические методы.

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, ᴛ.ᴇ. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся: использование статистики; анализ документов; анкетные опросы; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователœем.

В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания . Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют из себянаучное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.

Политология выполняет такие функции , как оценочная; политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населœения;.рационализация политической жизни.

В современной политологии определились следующие направ ления в исследовании природы и сущности политической жизни:

1) социологическое направление, опирающееся на теоретико- методологическое осмысление природы и сущности политики, по литических явлений и процессов; 2) нормативно-институциональный подход, в базе которого находится анализ политических, конституционных норм и инсти тутов, партийных и избирательных систем, их сравнительный ана лиз; 3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента͵ результатов конкретно-социологических исследований.

Сегодня сложились национальные политологические школы (см.: Зарубин В.Г., Лебедев Л.К., Малявин С.Н. Введение в политологию. СПб., 1995. С. 26-28).

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали тра диционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
Размещено на реф.рф
Американская полито логическая школа представлена следующими направлениями.

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам полити ческой стабильности и модернизации, функционирования политических систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследова ний является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3. Бжезинский, С. Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, причины политических конфликтов, проблема посттоталитарного раз вития ‣‣‣ основной круг тем, интересующих ученых этого направ ления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определœению предпочтений избирателœей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических институтов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно ос таются проблемы политической власти. При этом исследуются: 1) конституционные основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно-управлен ческого аппарата и т.п.); 2) политическая власть и политическое поведение (механизм функционирования общественного мнения, по ведения избирателœей, деятельность политических партий).

В последнее время в американской политологии бурно развива ются такие новые направления, как теории политического управления, международной политики, политической модернизации, срав нительной политологии.

Американская школа политологии оказала существенное влия ние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой всœе больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследо ваний. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных фор мальных и неформальных групп, психологии политического поведе ния избирателœей и др.
Размещено на реф.рф
Центральными проблемами современной анг лийской политологии являются: 1) теория конфликта; 2) теория со гласия; 3) теория плюралистической демократии.

В отличие от англо-американской политологии современная по литология в ФРГ носит преимущественно теоретико-философский характер и сочетается с политико-социологическими исследованиями. Немецкая школа политической науки включает следующие на правления:

1. Исследование философии политики, акцентирующее внима ние на применении методов психоанализа и возрождения философских традиций: неокантианства и веберовского ренессанса (Т. Адорно, Ю. Хабермас, Э. Фромм). 2. Анализ социальной природы тоталитаризма, его истоков, форм и проявлений (X . Арендт, К. Поппер). 3. Изучение социальных конфликтов, специфики их проявления в сфере политических отношений и типологии (Р. Дарендорф).

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. По существу, она оформилась как самостоятельная отрасль знаний только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются теорети ческие, государствоведческие аспекты, исследование политических процессов в рамках конституционного права. Исследователи выде ляют во французской политологической школе несколько направ лений:

1. Исследование классов, групп, включенных в политические от ношения (Л. Сэв, М. Фуко и др.).

2. Изучение сущности власти: взаимодействие субъектов и аген тов политического действия, рекрутирование правящих элит, соот ношение рациональных и иррациональных моментов политики (П. Бурдье, Ф. Буррико и др.).

3. Исследования стратегии политических партий и движений, политических кризисов, политической социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитие прикладных отраслей политического знания: техно логии политики и политического маркетинга, направленных на оп тимизацию политических отношений и формирование определœенной политической среды (Д. Давид, М. Бонгран и др.).

В Кахзахстане политология как наука и учебная дисциплина получила официальное признание и гражданство лишь в начале 90-х годов 20 столетия. В центре внимания исследователœей находятся следующие проблемы: политическая жизнь и ее основные характеристики; теория власти и властных отношений; политические системы и режимы современности; политическая культура и политическая идеология; личность и политика; политическая модернизация общества; геополитика; международные политические отношения, политические аспекты глобальных проблем современности.

Литература.

1. Гусков Ю.В., Матюхин А.В. Введение в политологию. М.: Московский психолого-социальный интситут, 2005.

2. Дегтярев А.А.Основы политологии. М.: ИКЦ ʼʼМарТʼʼ, 2000.

3. Демидов А.И. Политология. М.: Гардарики, 2006.

4. Каменская Е.Н. Политология. М.: Издательско-торговая корпорация ʼʼДашков и Кºʼʼ, 2008.

5. Кретов Б.И. Политология. М.: Высшая школа, 2007

Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина." 2017, 2018.

Политическая наука-совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая мысль, знание о политике насчитывают более двух с половиной тысяч лет.

Издавна люди занимаются осмыслением политических процессов и явлений, пытаясь определить пути и методы наилучшего государственного устройства, построения справедливого общества. И сегодня перед человечеством стоят задачи познания сложного, постоянно изменяющегося мира политики, выработки концепции и программ оптимальной политической деятельности, разработки гуманистических проектов политического развития.

Исторически изучение политики эволюционировало от универсализма восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию в Великобритании, Германии, Франции и США в конце XIX в. самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин: политической философии, политической науки, теории государства, политической истории и др. Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политической науки, стали созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (ныне - Институт политических исследований Парижского университета), в 1880 г. - Школа политических наук в Колумбийском университете (США), в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, объединившая политологов США и положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира.

Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения. Звание профессора «нравственных и политических наук» существовало в России с начала XIX в. Его имел, в частности, любимец лицеистов и А.С. Пушкина профессор А.П. Куницын, который при открытии Лицея 19 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам: «Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!» В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований, и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора (интересно, что М.Ю. Лермонтов обучался в течение года на просуществовавшем недолгое время политическом отделении Московского университета). К концу XIX в. относится открытие в Императорской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических’ наук», где координировались исследования в русле «самодержавие - православие - народность». На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.

Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны. В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических институтах подавляющею большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживающая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в.

В Советской России, в СССР с конца 20-х до конца 80-х гг. XX в. изучение политики происходило преимущественно в русле официальной парадигмы - «марксистко-ленинского учения». В этот период в вузах и системе партийно-политического просвещения обязательно изучались такие общественно-политические дисциплины, как история Коммунистической партии Советского Союза, исторический материализм, с 1965 г. - научный социализм и др. В конце 1980-х гг. в результате отмены однопартийной системы в России были созданы необходимые условия для развития плюралистической политической науки.

С конца 1980-х гг. политология в Российской Федерации развивается как официально признанная научная дисциплина на основе использования дости-. жений мировой политической науки, принципов плюрализма и учета российской политической, цивилизационной и культурной традиции. Политологические отделения есть во всех крупных российских университетах.

Профессиональное политологическое образование можно получить, обучаясь по направлению «политология»: бакалавр политологии (период учебы длится 4 года), а затем магистр политических наук (еще 2 года) или, учась по специальности «политология», - специалист-политолог (5 лет). Магистры и специалисты получают право продолжить образование в аспирантуре по политическим наукам.

С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. За истекший период времени было защищено более полутора тысяч кандидатских и около 500 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию массового высококвалифицированного отряда российских политологов. Ученые степени (кандидата и доктора) и звания (доцента, профессора) политических наук стали нормой в ведущих университетах России. «Внутри» политических наук существует профессиональная специализация. Кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам защищаются по следующим трем направлениям (специализациям), указанным в реестре Высшей аттестационной комиссии РФ.

Политическая наука (политология) традиционно определяется как научное направление, изучающее законы и цели функционирования и развития политических институтов и политической деятельности людей. Она представляет собой научное изучение государства - его природы, компонентов, сущности и развития - и правительств, их функций и целей, других институтов по обеспечению задач достойной жизни граждан общества. Это систематическое изучение политических проблем вчерашнего дня для пользы сегодняшнего и приобретения вдохновения, ясной перспективы для созидания лучшего будущего у всех людей.

Политическая наука (кратко-политология)-отрасль знания о политике, законах функционирования и развития политической жизни общества, отражающих процесс включения социальных общностей и личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Политическая наука представляет собой систематизированное изучение государственного управления и политики. Она имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики посредством решений, рассматриваемых как авторитарно-властные и обязательные для данного общества.

Политология -это наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

Предметом политологии служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

В плане предметного содержания развитие политической науки шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Господствующей парадигмой (основное направление, тенденция, преимущественные методы исследований) политической науки в XVIII и XIX вв. являлось институциональное направление - изучение политических институтов на основе теории разделения властей, политического участия, сравнительный анализ государственного правления. В конце XX - начале XXI вв. ее дополняет парадигма комплексного исследования политических систем, структур, культур, субкультур и комму-, никаций, проявления человеческих качеств в политике в условиях глобализации и перехода к информационному развитию, оптимизации государственного и муниципального управления обществом на основе инновационных стратегий и моделей деятельности.

В методологическом плане ранее преобладавший в политической науке правовой и исторический анализ был дополнен методами современной социологии, культурологии, психологии и кибернетики, системным, функциональным, сравнительным и цивилизационным подходами.

Важное направление изучения политики - рассмотрение ее в качестве целостного явления, через системный подход. С этой целью выделяется и рассматривается вся политическая система общества, включающая взаимосвязь политических институтов, норм, политического сознания, культуры и коммуникации в связи с проблемами политического управления обществом и участия в политике. Переход от изучения отдельных политических институтов (государство, партии) к системному анализу всего комплекса политических явлений, изучение закономерностей политического развития и управления обществом в условиях глобализации - приоритетное направление современной политологии.

Политология является мультипарадигмальной наукой , широко использующей как общелогические, так и специальные теоретические и прикладные методы исследования политики на обширном сравнительном материале развития различных цивилизаций, народов, государств и т.д. Она постоянно совершенствует методы исследования, особое внимание уделяет глобализационным процессам, политическому управлению, принятию политических решений, участию в политике, роли человеческого фактора в политике в различных социокультурных и цивилизационных условиях.

Политическую науку можно условно продифференцировать на ряд основных разделов и (или) направлений:

S теория (методы и научные школы) и история политики;

S политические системы, политические институты (государство, партии), общественно-политические движения, группы давления, политико-правовые нормы, политические отношения, политические процессы, политическое управление и участие, конфликтология, сравнительная политология;

S политическое сознание (идеология и психология), политическая культура, социализация и политическая коммуникация;

S прикладная политология (политический анализ, менеджмент, маркетинг);

S мировая политика и международные отношения, мировой политический процесс, внешняя политика, геополитика.

Существует также дифференциация политической науки и на ряд политологических дисциплин: философию политики, теорию политики, прикладную политологию, политическую социологию, политическую антропологию, политическую психологию, политическую историю, политическое (государственное и муниципальное) управление и др.

При изучении политологии весьма важным является обращение к отечественной традиции, современному политическому развитию России, мировому опыту. В зависимости от возможностей учебного плана и профиля вуза студентам предлагаются различные спецкурсы: по политическому управлению, конфликтологии, политической регионалистике, прикладной политологии, политической социологии и психологии, этнополитологии, политической культуре, истории и теории политической мысли, политическим партиям и движениям России, внешней политике России, геополитике и др.

Среди наиболее важных проблем и вопросов, разрабатываемых и изучаемых современной политической наукой, можно выделить следующие:

S закономерности выражения и реализации интересов социальных групп и индивидов в политике, воздействия политических институтов и организаций на общество;

S динамика политических процессов и систем в различных цивилизационных и социокультурных средах;

S способы достижения и поддержания политической стабильности в обществе, поиск путей мирного и справедливого урегулирования политических, в том числе этноконфессиональных, конфликтов;

S легитимация власти, разработка концепций и методик современного государственного и муниципального управления;

S формирование правового и социального государства;

S диалектика взаимоотношений государства и гражданского общества;

S процесс принятия политических решений на различных уровнях управления; S политическая социализация и участие граждан в политической жизни;

S электоральный процесс, политический менеджмент и маркетинг;

S стратегия и тактика политических партий и движений;

S влияние политической культуры на политические процессы и деятельность людей, тенденции развития политического сознания;

S политическая прогностика, моделирование политических процессов, политологическая экспертиза социально-экономических и иных программ развития, макрополитический анализ трансформации общества;

S роль политики и политологии в формировании конкурентоспособной демократической модели развития российского общества в условиях глобализации;

S прикладная политология, политический анализ;

S глобальные и региональные проблемы мировой политики и геополитики;

S внешняя политика России и др.

  • Дипломы бакалавра и магистра по политологии (политической науке) соответствуют зарубежным аналогам, диплом специалиста «снижается» во Франции и англоязычных странах к зарубежному диплому бакалавра, но в России дает возможность поступления в аспирантуру и имеет завершенный характер, как диплом о полном высшемобразовании.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв, когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857 г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880 г. была открыта Школа политической науки. В 1871 г. в Париже начала работу Свободная школа политических наук. В конце ХIХ в. в Лондонской школе экономики и политической науки была создана кафедра политической теории.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и некоторые страны Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.

В конце 80-х годов ХХ в. в вузах нашей страны появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

У политологии как науки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть и различия.

Во-первых, политология как учебная дисциплина полностью базируется на политологии науке. Поэтому чем весомее и масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. У них один и тот же предмет изучения и преподавания – политические явления общественной жизни.

Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки – приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучения часов, личных качеств преподавателей.

Значение изучения политологии для формирования личности работника органов внутренних дел, его гражданских качеств и политической культуры

Сотрудник милиции по долгу службы обязан активно проводить в жизнь государственную политику по защите интересов граждан, общества и государства. Вместе с тем он, как и другие граждане, имеет право участвовать в формировании государственной политики (выборы, референдумы и т.д.). Все это предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел высокой профессиональной, нравственной и политической культуры. Защищая жизненно важные интересы граждан, общества и государства, сотрудник милиции должен разбираться в сложных политических явлениях и событиях. В противном случае он может стать марионеткой в руках своекорыстных политических сил.

Опыт цивилизованных стран показывает, что формирование высокоразвитой политической культуры должно осуществляться путем демократического политического образования. Изучение политических наук является важнейшим фактором формирования политически зрелой личности, способной жить в условиях свободы и демократии.

Профессиональные и нравственные качества сотрудника милиции органично взаимосвязаны, тесно переплетаются с гражданскими и политическими качествами. Демократическое политическое образование способствует усвоению сотрудниками органов внутренних дел таких важнейших ценностей гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности, уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к инакомыслию и оппозиции, стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т.д. Изучение политологии вооружает сотрудника милиции научными знаниями о политической реальности, развивает способность к принятию рациональных решений и осознанному участию в политической жизни.