Политический риск и прикладные модели его оценки. Политические риски - это что такое? Понятие, виды, примеры

ФИЛИАЛ НОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

В Г. БРЯНСКЕ

Кафедра управления

Очное отделение

Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»

РЕФЕРАТ

По предмету: Финансовая среда и предпринимательские риски

На тему: «Политические риски»

Выполнил:

студент группы 05/МО-41

И.Н. Лёвичева

Проверил:

Аверченкова Е.Э.

Брянск – 2009

Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства. Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политические риски, вызываемые действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме - книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учет влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

· риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

· риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

· риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

· риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество - например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков - это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновый, региональный, международный.

Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних рисков.

Основные причины возникновения политических рисков:

Изменение торгово-политического режима и таможенной политики;

Изменения в налоговой системе, в валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности нашей страны;

Изменения в системах экспортного финансирования;

Нестабильность страны;

Опасность национализации и экспроприации;

Изменения законодательства (например, закона об иностранных инвестиция);

Сложность с репатриацией прибыли;

Геополитические риски;

Социальные риски.

Устранить или полностью контролировать политический риск нельзя. Однако компании могут предпринять некоторые меры и проводить такие политические шаги, которые в совокупности понизят вероятность неблагоприятных политических действий или которые уменьшат последствия воздействия таких действий на бизнес, если они все-таки произойдут. Управление политическими рисками начинается до того, как инвестиции вложены, оно продолжается во время ведения операций и не прекращается, даже если неблагоприятные действия произошли или происходят.

Еще до того как вложить инвестиции в ту или иную страну, соответствующие служащие компании должны попытаться добиться того, чтобы правительство страны, куда они планируют осуществить инвестирование, и ее граждане поняли, какие расходы и приобретения, связанные с данным инвестированием, получат и компания, и местное общество. Руководству следует встретиться с правительственными официальными лицами и представителями населения, для того чтобы уточнить цели бизнеса и то, как планируется организовать его реализацию. Уровень политического риска обычно сильно снижается, когда ожидания окружающих в отношении затрат и выгод, связанных с реализацией какого-то проекта, совпадают с действительностью. И напротив, увеличивается, если и местные власти, и общественность сталкиваются с какими-то неожиданными для них поворотами в развитии бизнеса.

Формальной процедурой достижения такого понимания является заключение концессионного соглашения, в котором оговариваются права и обязанности иностранной компании, связанные с реализацией проекта. Например, концессионный договор может определить права собственников на совершение денежных переводов дивидендов, процентных отчислений и административных платежей. В нем могут также быть уточнены вопросы налогообложения корпоративной прибыли, тарифов на импорт и трансфертных цен. Там также может быть предусмотрена возможность доступа на рынки местных кредитов или шаговое отторжение, что означает постепенный переход собственности к местным инвесторам. В концессионном соглашении обычно уточняются и условия проведения арбитража, и посреднические процедуры для разрешения спорных вопросов в случае их возникновения.

В общем, в концессионном соглашении могут определяться любые аспекты взаимодействия компании со страной пребывания. Однако здесь, следует сделать предостережение: условия такого соглашения обязательны для страны пребывания только в той мере, в какой правительство само захочет их выполнять. При нарушении им обязательств концессионного соглашения в отношении другой стороны последняя не имеет возможности принудить правительство исполнить свои обязательства.

Еще одной стратегией управления политическим риском является получение страхового полиса на случай возникновения политического риска в каком-нибудь правительственном агентстве типа Корпорации зарубежных частных инвестиций (КЗЧИ), которая была учреждена правительством США для страхования политических рисков для американских компаний, занимающихся прямыми зарубежными инвестициями.

КЗЧИ предлагает четыре варианта страхования.

Во-первых, это страхование против введения ограничений на перевод денежных средств в долларах от прибылей от иностранных отделений и филиалов.

Во-вторых, она страхует от экспроприации и национализации.

В-третьих, она страхует против ущерба имущества, понесенного в результате военных действий, восстаний, гражданских беспорядков.

В-четвертых, это страхование против убытков в прибылях, вызванных политическими конфликтами и беспорядками.

После того как иностранная дочерняя компания организована, ее руководство пользуется самыми различными методами для управления политическими рисками.

Если компания отслеживает перемещения сырья и готовых изделий, страна пребывания не многого добьется, если будет вмешиваться в деятельность компании. Например, если дочерняя компания в той или иной форме захвачена правительством, родительская компания может прекратить поставки ключевых сырьевых компонентов. Из-за этого дочернее предприятие не сможет работать и вынуждено будет закрыться с соответствующими потерями рабочих мест и доходов от ее деятельности, поступавших от нее стране пребывания. Точно так же, если дочерняя компания зависит от родительской в ведении маркетинговой и сбытовой деятельности, последняя может вынудить первую прекратить производство, если дочернее предприятие станут контролировать чужие структуры, что снова приведет к отрицательным результатам для страны пребывания.

Родительские компании могут также снизить вероятность захвата их отделений или вмешательства в их деятельность, контролируя доступ к последним технологиям или к фирменным производственным и торговым маркам. Например, дочернее предприятие, производящее электронную продукцию, вскоре устареет, если будет отсечено от нового оборудования и современных производственных технологий. Продажа некоторых продуктов типа пива очень зависит от того, насколько известно фирменное название или его торговая марка.

И, наконец, родительская компания может понизить воздействие политического риска, если оно будет ориентироваться при расширении масштабов своей деятельности на рынки местных кредитов или через размещение своих акций среди местных инвесторов. Также заметным способом снижения вероятности политического вмешательства являются соглашения о совместной собственности и стратегия постепенной передачи акций местным инвесторам.

Некоторые стратегии доступны менеджерам даже после того, как против компании были предприняты политические действия. Например, зарубежные собственники могут обратиться к политической оппозиции страны пребывания, а иногда и к правительствам соседних стран с просьбой оказать давление на власти страны пребывания. Иногда экономические санкции могут применяться и правительством страны родительской компании. Не следует пренебрегать и юридическими способами защиты своих прав. Хотя правовые доктрины суверенного иммунитета и законодательные акты государства пребывания ограничивают возможности обращения в суд в других странах, иностранные государства в ряде случаев добровольно передают разрешение спорных моментов на рассмотрение Международного центра разрешения инвестиционных споров, обеспечивающего посредничество в проведении арбитража, решения которого становятся обязательными для участников спора.

В любом случае, когда компании ведут дела с суверенными правительствами, их руководящим принципом должно быть достижение взаимного интереса. Ведение дела следует организовать так, чтобы и компания, и страна пребывания постоянно получали выгоды от этого и которых бы участники могли лишиться при прерывании взаимоотношений. Компаниям следует избегать ситуаций, когда они должны заранее обеспечить какие-то преимущества стране пребывания, а затем ожидать своих выгод,

получение которых будет в какой-то степени невыгодным для страны пребывания. Правительства обычно умеют находить какой-нибудь предлог для прекращения соглашений, которые не являются дальше для них выгодными.

В общем этот принцип знаком большинству бизнесменов, ибо они руководствуются им и в своих отношениях с национальными потребителями, поставщиками и служащими, поскольку любой из упомянутых участников может по своему усмотрению прервать свои отношения с бизнесом. И не делают они этого только потому, что их отношения взаимовыгодны, т.е. в своих собственных интересах.

Политический риск относится к потерям, которые могут быть вызваны действиями, предпринятыми против компании правительством страны пребывания или какими-то группами. В какой-то степени все компании подвержены политическому риску, несмотря на то, где они ведут свои дела. И американские бизнесмены сталкиваются с заметным политическим риском даже в своей собственной стране, так как ставки налогов на прибыль и регулирующие акты постоянно меняются.

Хорошая компания для управления политическим риском и его контролированием выделяет необходимые ресурсы. Если уровень этого риска высок, компании могут отложить инвестирование или попытаться установить взаимовыгодные длительные отношения с соответствующими кругами страны возможного пребывания. Когда руководство поймет, что другие участники действуют прежде всего исходя из своих интересов, и будет проводить такую политику, при которой и другие участники будут получать какие-то выгоды, то политический риск можно контролировать достаточно эффективно.

Поскольку политический риск относится к событиям, которые могут произойти в будущем, точных методов его измерения не существует. Национальный бизнес может игнорировать его даже просто из-за того, что для него он неизбежен и что его следует терпеть. Однако многонациональные корпорации, если они хотят оптимизировать ведение своих операций, должны пытаться измерять различия в степени вероятности политических рисков в различных странах. Для всех видов бизнеса и для всех стран не существует унифицированного метода измерения подобного рода рисков.

Лучше всего оценивать политический риск и на макро-, и на микроуровне. Оценивание на макроуровне - это определение политического риска для страны в ее отношениях с другими странами. Оценивание на микроуровне - определение политического риска в конкретной стране применительно для конкретной отрасли деятельности или конкретного предприятия.

Например, компании, которые заняты извлечением не возобновляемых минеральных ресурсов, подвержены политическому риску в гораздо большей степени, чем те, которые занимаются высокотехнологическими производствами. Страны имеют незначительные перспективы получения доходов в будущем от отраслей промышленности, которые занимаются добычей не возобновляемых ресурсов. Подобным же образом те предприятия, которые ориентированы на какую-то конкретную страну, подвержены политическому риску в большей степени, чем многонациональные компании.

Субъективные методы

Существует два основных подхода при субъективном оценивании степени политического риска в конкретной стране. Первый из них иногда называют большим турне. Этот вид включает посещение рассматриваемой страны руководством компании со своими помощниками. Заранее планируется проведение максимально возможного числа встреч с правительственными структурами и с руководством на муниципальном уровне. Во многих странах существуют особые правительственные департаменты, которые занимаются привлечением иностранных инвесторов.

Вторая разновидность субъективного оценивания политического риска может быть классифицирована как методика Дельфи (термин, происходящий от Дельфийского оракула, который в древности предсказывал будущее правителям и торговцам). Современные предсказатели политического риска являются обычно консультационными фирмами, учрежденными бывшими сотрудниками Государственного департамента и университетскими экспертами. Они готовят и микро-, и макроуровневые оценки для корпораций и запрашивают за свою работу приличные гонорары. Хотя и не существует независимых свидетельств о надежности этих прогнозов, эти фирмы обеспечивают руководство компаний защитными мерами против разъяренных акционеров, если вдруг какая-то из них неожиданно понесет потери от последствий политического риска.

Количественные методы

Количественные показатели политического риска пытаются индексировать страну по отношению к другим странам по критерию политического риска или оценить вероятность того, какие максимальные потери может нести компания. Имеется два типа количественных показателей политического риска.

Первый тип измерения является чисто статистическим и базируется на исторических корреляциях между некоторыми измеряемыми переменными и последующими убытками из-за политического риска.

Второй тип основывается на социо-политико-поведенческой теории, учитывающей факторы, которые приводят к действиям, имеющим своими результатами потери из-за политического риска.

Примером чисто статистического метода измерения политического риска является последовательный дискриминационный анализ. Это статистическая процедура определения некоторых характерных социо-экономических переменных, связанных с политическими действиями, которые приводят, в конечном счете, к убыткам отделений иностранных компаний. Они определяются по первоначальным данным. После выявления таких значимых переменных им присваиваются весовые коэффициенты таким образом, что когда текущие наблюдения текущей стоимости этих переменных умножаются на весовые коэффициенты и складываются вместе, то их сумма образует Z-распределение, которое легко перевести в вероятность получения тех или иных потерь.

Примером системы измерения политического риска, базирующейся на указанной выше теории, является индекс стабильности политической системы. Чтобы устранить пристрастные мнения и повысить объективность, общий показатель составляется из трех частных показателей, которые отражают степень социальной конфликтности, процессы, идущие в правительстве, и социо-экономические характеристики общества. В эти оценки включаются характеристики уровней доверия к точности их оценивания.

Политический риск обусловливается множеством факторов неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно их можно подразделить на:

– информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и затрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;

– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;

– персональные, связанные с личностью политика, неустойчивостью его поведения, склонность к автономии без учета коллективного характера политических действий, повышенной наклонности к риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в них и иногда их сами же и создают;

– правовые, зачастую политический риск возникает вследствие правового и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих морально-политических характер;

– экономические, причиной политического риска могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, не ликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.

– случайные, наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и опасности).

Политический риск естественным образом возникает в условиях политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства политического риска:

1. Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.

2. Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.

3. Иерархичность политического риска проявляется на уровне последствий, вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.

4. Политический риск крайне субъективен поскольку, наверное, как никакой другой зависит не только от объективных обстоятельств среды, в которой он формируется, но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или случившихся событий.

5. Данный вид риска может выступать как самостоятельный фактор политики или быть элементом других видов риска – социального, коммерческого, инвестиционного, экологического и так далее. В этом проявляется многоплановость политического риска.

Таковы основные свойства политического риска. Однако при изучении политического риска необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков, забастовок, демонстрации т.п., стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике, роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.

Чтобы избежать подобного были разработаны разнообразные методы оптимизации политического риска, которые условно можно подразделить на количественные и качественные.

Изучив материал главы, студент должен:

знать

  • содержание и основные виды рисков в политических кампаниях;
  • основные принципы управления рисками в политической кампании;
  • технологии противодействия политическим конкурентам;

уметь

  • оценивать уровень риска в политической кампании;
  • определять основных конкурентов в политической борьбе;
  • выбирать технологии борьбы с политическими соперниками;

владеть

  • методами оценки рисков в политических кампаниях;
  • технологиями борьбы с политическими конкурентами.

Риски в политических кампаниях

Риск в политической кампании это вероятность появления неблагоприятных для хода кампании обстоятельств, которые ставят под угрозу достижение поставленной цели. Например, в избирательной кампании даже сильный кандидат при определенном стечении обстоятельств рискует не набрать нужного количества голосов. В лоббистской кампании группа интересов также не может иметь стопроцентной гарантии, что поддерживаемый ею законопроект пройдет в неизменном виде по всем ступеням законодательного процесса. Руководство политической партии, вложившее серьезные финансовые средства в кампанию по формированию благоприятного образа своей партии в массовом сознании, тоже может получить не тот результат, на который оно рассчитывало.

Любой пил управленческой деятельности сопряжен с рисками, однако в политических кампаниях риски особенно велики, что связано в том числе и с тем, что борьбу за поставленные цели приходится вести в условиях острой конкурентной борьбы, а иногда и конфликта между различными политическими силами. Вместе с тем уровень риска может меняться от критического, ведущего политическую кампанию к полному провалу, до приемлемого, позволяющего контролировать факторы, способные дестабилизировать управленческую ситуацию. Задача политических технологов – своевременно выявлять возникающие угрозы и минимизировать их последствия.

Управление рисками в политической кампании это деятельность, направленная на минимизацию возможностей отклонения хода политической кампании от намеченного курса, на блокирование факторов, мешающих реализации поставленных целей. Эта деятельность основывается на ряде положений:

  • риск в политической кампании нельзя устранить полностью, так как в его основе лежат факторы, которые разворачиваются объективно и не могут полностью контролироваться субъектом управления. Следовательно, инициируя политическую кампанию, необходимо отдавать себе отчет в том, что в любой момент управленческий процесс может испытать воздействие непредвиденных обстоятельств. И это нормально, к этому надо быть готовым;
  • риски можно минимизировать, если знать их природу и факторы, их порождающие. Иными словами, можно уменьшить вероятность неблагоприятного исхода политической кампании, по для этого надо вовремя зафиксировать тс изменения в окружающей среде, которые могут привести к серьезным сбоям в управленческом процессе, и уметь оперативно внести изменения в стратегию и тактику политической кампании;
  • получение достоверной и всесторонней информации об объекте управления, окружающей среде, мониторинг происходящих изменений – главные условия эффективного управления рисками в политической кампании. Важно не только знать, откуда исходит угроза управленческому процессу, но своевременно выявить появившиеся угрожающие тенденции. Информационно-аналитические технологии, о которых мы говорили в гл. 6, являются основным инструментом решения этой задачи;
  • в условиях высокой неопределенности окружающей среды желательно готовиться к различным вариантам развития управленческой ситуации. Некоторые политические кампании проходят в сжатые сроки и в условиях ограниченных ресурсов, что крайне затрудняет возможность маневра в случае изменения обстоятельств. Однако наличие запасного сценария политической кампании, созданного с учетом новой комбинации параметров окружающей среды, позволит при возникновении факторов риска достаточно быстро внести необходимые изменения в сам управленческий процесс;
  • необходимо обладать навыками "разрулирования" кризисных ситуаций, возникающих в ходе политической кампании. Такие ситуации возникают, когда управляющему субъекту не удалось предусмотреть возможные варианты развития событий, и он столкнулся с обстоятельствами, фактически разрушающими все ранее намеченные планы. В электоральных кампаниях, например, такую ситуацию может спровоцировать вброс компромата и массированная кампания в СМИ, нацеленная на дискредитацию позиционируемого кандидата. Если быстро не отреагировать на эту ситуацию, то избиратели могут отвернуться от кандидата, подвергшегося информационной атаке. О некоторых приемах "разрулирования" таких ситуаций мы поговорим ниже.

Управление рисками обычно не выделяется в качестве особого вида деятельности в политической кампании. Это связано не столько с недооценкой этого направления работы, сколько с тем, что управление различными видами рисков входит в обязанности политических менеджеров и технологов, отвечающих за свой участок работы – за разработку стратегии, информационное обеспечение политической кампании, психологическую поддержку кандидата и т.д. Однако есть один фактор, который в той или иной степени может провоцировать и обострять все виды рисков в политических кампаниях, – это действия политических конкурентов. Не случайно в команду, осуществляющую управление политической кампанией в условиях жесткой конкуренции, приглашаются специалисты, способные минимизировать деструктивное влияние конкурентов.

21. Политический риск.

1. Понятие и сущность политического риска

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” .

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. .

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы .

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций .

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками .

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

    Уровни политических рисков

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37). Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском.

Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности - управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:

1) Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3) Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4) Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5) – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации .

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков .

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков .

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

Вероятность достижения конечной цели проекта, - степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,

Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков .

Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски .

Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь .

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

Наступление влияния рисков

Необходимые меры приняты

Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, разработанный IHS Energy Group, является составным и включает три различных показателя, взятых с различными весовыми коэффициентами:

Политические риски с весом 0,60;

Социально-экономические риски с весом 0,20;

Коммерческие риски с весом 0,20.

Весовые коэффициенты, приписанные показателям, отражают их способность влиять на обстановку в нефтегазовой отрасли страны. Сами показатели являются взвешенными средними рангов, присвоенных по пятибалльной шкале (0 характеризует минимальный риск, 5 – максимальный) 11-ти переменным, характери-зующим риск в нефтегазовой отрасли, которые сгруппи-рованы соответствующим образом. Баллы для каждого из трех показателей вычисляется по следующей формуле:

Переменные, используемые для составления трех показателей, непосредственно влияют на инвестицион-ный или операционный климат в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В случае с теми из них, которые оцениваются субъективно, то есть с качественными переменными, используются данные, собираемые посредством опросов, проводимых среди лиц, хорошо знакомых с данной страной, таких как: политологи, экономисты, эксперты по данной отрасли и те, кто в ней в настоящее время работает. Количественные экономические данные берутся из легкодоступных источников, таких как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Значения весовых коэффициентов при переменных основываются на значимости этих показателей, или на их способности влиять на деловой климат в отрасли.

Индекс политических рисков (весовой коэффициент 0,60)

Показатель политических рисков состоит из 4-х переменных, которые, как правило, являются базой оценки политических рисков на макро-уровне:

Война и внешние угрозы, включая конфликты по вопросам суверенитета и оспаривание границ (вес – 0,10);

Гражданские волнения и недовольства трудящихся, включая забастовки, протесты и демонстрации против правительства (вес – 0,25);

Внутреннее насилие, такое как бомбардировки, террористические акты, похищения, партизанские войны низкой интенсивности и преступность (вес – 0,35);

Нестабильность режима, основанная на оцененном риске перемены власти в связи с запланированными выборами или непредвиденными обстоятельствами, такими как переворот или смерть действующего лидера (вес – 0,3).

Индекс социально-экономических рисков (весовой коэффициент 0,20)

Показатель включает четыре социальных и экономических фактора, которые могут негативно сказаться на инвестиционном климате страны:

Экономическая нестабильность, оцениваемая по финансовым результатам, ликвидности активов и экономической устойчивости страны (вес – 0,25);

Энергетическая уязвимость, оцениваемая по спросу и предложению на энергоносители, зависимости от импортируемой нефти и доли импорта нефти во всем экспорте в страну по стоимости (вес – 0,20);

Природоохранная деятельность государства, оцениваемая по уровню активности противников разведки месторождений со стороны лобби от защитников окружающей среды (вес – 0,30);

Этнолингвистическая фракционность, оцениваемая по уровню недовольства и угрозы индустрии со стороны напряженных отношений между различными этническими, религиозными и лингвистическими группами (вес – 0,25).

Индекс коммерческих рисков отрасли (весовой коэффициент 0,20)

Индекс определяет конкретные риски, не являющиеся ни политическими, ни экономическими по происхождению, но, тем не менее, порождающие операционные ограничения:

Ограничения, затрудненность инвестирования со стороны иностранных нефтяных компаний, порождаемые санкциями, конфликтами по вопросам суверенитета и границ государства, интересами оппозиционных групп или позицией правительства (вес – 0,35);

Репатриационные ограничения и ограничения конвертируемости: ограничения на свободное распределение прибылей и/или ограничение возможности обмена валют (вес – 0,25);

Угроза неблагоприятных изменений в условиях договора или налогообложения: угроза непредвиденных негативных изменений (вес – 0,40).

Таким образом, каждому из факторов присваивается значение от 0 до 5 баллов, согласно наблюдаемому фактическому или оцененному уровню. Затем присвоенные значения, умноженные на соответствующий весовой коэффициент, суммируются. Значения по трем отдельным индексам характеризуют уровень соответствующих рисков в стране, причем 0 означает минимальный риск, а 5 – максимальный. Наконец, чтобы получить итоговое значение, то есть индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, необходимо просуммировать полученные три показателя, умноженные на соответствующие веса.

Конечно, эта методика, как, впрочем, и все остальные, неидеальна: любая схема построения индексов на основе неквантифицируемых данных вызывает определенные трудности. Прежде всего, любая попытка построить какой-либо индекс требует построения обобщенных оценок, что неизбежно ведет к сжатию информации. Независимо от схемы присваивания весов при составлении обобщенного рейтинга, значимость индивидуальных факторов подавляется, а связи между этими факторами размываются. Еще более важно, что хотя построение индекса и позволяет установить основу для сравнения стран между собой, он не проливает света на ситуацию в отдельно взятой стране.

Независимо от того, как тщательно подбираются переменные или категории риска, отдельные характеристики риска будут разниться от страны к стране, даже если обобщенный рейтинг будет одинаковым. И, конечно же, потенциально всегда может возникнуть несогласие с выбором весовых коэффициентов и полученными рейтингами ввиду их субъективности. Тем не менее, консультирование по программе «Экономических и политических решений в нефтегазовой отрасли» компании IHS Energy Group предоставляет клиенту возможность самому присваивать веса, если он сочтет это необходимым.

Методика индексирования компании IHS Energy Group, специализирующейся на анализе политических и страновых рисков в нефтегазовой отрасли, позволяет сравнивать страны по уровню политического риска, а также по уровню социально-экономических и коммерческих рисков, непосредственно связанных с политической обстановкой. Как и многие другие, методика имеет слабые стороны, такие как субъективизм в оценке неколичественных факторов, однако привлечение заинтересованной стороны, то есть клиента, к распределению весов факторов, позволяет расставить акценты таким образом, чтобы конечный результат удовлетворял потребностям данной конкретной фирмы.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

Политические риски сложно прогнозировать, тем более ими практически невозможно управлять.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт . Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта . Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

  • макроуровнях;
  • микроуровнях.

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

— одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страхование политических рисков сопряжено в рядом трудностей. Возможные страховые случаи очень трудно просчитать наперед и предугадать их с математической точностью, поэтому подобный договор оформляют не часто.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций . Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса .

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Избавиться от политических рисков не представляется возможным, а вот снизить их отрицательное влияние можно, это достигается квалифицированной оценкой всех возможных рисков при планировании бизнеса.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.