Почему считается, что ведьма летает именно на метле (10 фото). Почему ведьмы летают на метлах

Почему в истории, в сказках принято изображение ведьмы на метле , на ее волшебном атрибуте и средстве передвижения по воздуху? Ведь это не просто плод человеческой фантазии, а возможно, какой-то определенный символ, который держит свое начало испокон веков и сохраняется по сегодняшний день. Существует много значений символа метлы. Но каждый из них поддерживает главную характеристику этого атрибута — связь с неизведанным, потусторонним, волшебной силой.

Божественные ведьмы

1. Метла очень часто встречается не только как символ ведьмы, но и как символ многого другого могущества на земле. Если вспомнить русские сказки, то метла была одним из атрибутов Бабы-Яги, которая летала в ступе, погоняя по воздуху метлой.

2. В Древнем Китае существовала богиня Сяо Чинь, которую чаще называли Дамой с метлой. По приданиям, ведьма на метле посылала людям хорошую погоду, а жила на Звезде Метлы Сяо Чоу. Поэтому, если китайцев длительное время беспокоила плохая погода и дожди, они вырезали из бумаги метлу, и прикрепляли ее к внешней стороне двери, призывая, тем самым, к помощи этой богини.

3. Ацтекской богине Тласолтеотль также приписывали метлу как главный символ. Эта богиня олицетворяла очищение от похоти, разврата и недозволенных страстей. Камышовой метлой она символически выметала эти грехи.

4. В образе индийской богини Дхумавати присутствует метла или веник, как один из ее атрибутов. Эта богиня (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») представляет собой силу сожжения, после которой остаются лишь пепел и дым. Она дарует способность достижения четырёх целей (дхарма, артха, кама и мокша).

Назначение метлы

Итак, метла — это атрибут божества многих народов мира, предназначение которой мести, то есть «проводить силу» или «выметать зло», другими словами метлу можно назвать проводником между мирами. способна замести за собой следы между «миром живых» и «миром мертвых», не дав проникнуть одним существам в другую параллель. Метла может «вымести плохое из дому» или «замести хорошее». Именно с этим атрибутом связано очень много примет и ритуалов. Например, девушки на Руси, желая выйти поскорее замуж, заметали сор с улицы в избу со словами: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов». Точно таким же способом можно было избавиться от бед и проблем, только выметая из дома мусор и произнося другой заговор.

Двойственность символа

Европейцам и славянам характерна двойственность символа изображения ведьмы на метле . У дальневосточных народов преобладают положительные качества атрибута. Корейцы же считают, что если долго пользоваться метлой, то она превратиться в одноногого беса Токкэби. Метла для японцев — это символ очищения, а у китайцев она позволяет устранить все невзгоды и считается символом мудрости. Возможно метла выбрана как магическая реликвия благодаря обширности значения одного и того же свойства «мести»: заметать - то есть прятать, выметать — то есть очищать и наметать — то есть притягивать. Это может так же объяснить неоднозначность символа метлы.

Энергия метлы

Метла обладает энергетикой деревьев, поскольку основной материал ее изготовления, это ветки и прутья. В книгах по оккультизму настоящую «ведьмину метлу» изготавливают из трех деревьев: основой служила палка орешника, к которой крепились дубовые ветки путем перевязывания березовыми прутьями. Орешник — магическое дерево, которое оберегает от злых сил и дает защиту от стихии, дуб символизирует силу и мудрость, а береза означает свет и гибкость.


Традиционный образ ведьмы на метле.

До ХХ века ведьмы почти всегда изображались как обнаженные красивые девушки. На сегодняшний день традиционный образ кардинально изменился. Теперь колдунья - это старуха в черном балахоне и остроконечной шляпе. Времена изменились, но остался главный и самый необычный атрибут чародейки – метла для полетов.

Ведьмы прибывают на шабаш. Луис Рикардо Фалеро, 1878 г.

В течение долгого времени оставался актуальным вопрос о том, почему ведьмы летали именно на метлах. Одни считают, что метла выступала обозначением женской хозяйственности, а другие усматривали в ней фаллический символ. Для чопорного патриархального общества Средневековья этого факта уже было достаточно, чтобы ненавидеть ведьм.

В те годы в Европе еще оставались пережитки древних языческих ритуалов. Так, весной, чтобы получить хороший урожай, крестьянки выходили в поля, где танцевали вокруг столбов с вилами и метлами и прыгали вверх под песни. Это можно сравнить с описанием шабаша в книге Реджинальда Скота 1584 года:

«На этих магических собраниях ведьмы никогда не переставали танцевать. Они пели, кружились с метлами в руках, скакали по деревьям и переносились на большое расстояние».

Если объединить языческие традиции, метлы, фаллические символы плодородия, подпрыгивания, то получатся все элементы, необходимые для мифа о летающих ведьмах.

Полет на ведьмин шабаш. Луис Рикардо Фалеро, 1880


Шабаш ведьм. Франсиско Гойя, 1819-1823 гг.

В начале XVII века появляются первые массовые сообщения о ведьмах, использующих «летающие мази» для полетов на метле. Их делали из галлюциногенных веществ, распространенных в Европе, таких как: спорынья, содержащаяся в зараженном зерне, белена, белладонна, мандрагора. Оккультист Йоганн Вейер в книге «Об обманах демонов» (Praestigiis Daemonum) 1563 года, сообщает, что все эти ингредиенты для «летающей мази» были у каждой ведьмы.

Гравюра по дереву с изображением ведьмовского шабаша. Ханс Бальдунг, 1510 г.

Главное, не отравиться насмерть приготовленным эликсиром. Другой, более безопасный способ доставить галлюциноген в организм – через слизистые оболочки. Из записей XV века Джордано де Бергамо:

«Вульгарно даже представить, но ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они обрабатывают свой шест или метлу мазью и перемещаются на ней к назначенному месту. Также они мажут себя под мышками и в других волосистых местах».


Французская ведьма готовится к полетам, намазывая себя мазью.

В 1477 году Антуан Роуз, известная как Савойская ведьма, призналась под пытками, что общалась с дьяволом. По её словам, это был темный человек с хриплым голосом, которого звали Робин. Женщина поцеловала ему ногу в знак уважения, отказалась от Бога и христианской веры. Взамен он поставил ей отметину на мизинце левой руки, вручил палку 0,5 метра длиной и горшок с желтой колдовской мазью.

Желая попасть на шабаш, Антуан Роуз смазывала палку снадобьем, садилась верхом и кричала «Именем дьявола! Лети и ступай», и та тут же переносила ее на место сбора. Там ведьмы и ведьмаки танцевали, пели и совокуплялись.

Полет на шабаш. Albert Joseph Penot, 1910 г.


Полет ведьм. Франсиско Гойя, 1707-1798.

В наши дни человек, испытавший на себе рецепт средневекового зелья (белладонна, белена, аконит и болиголов на основе животного жира), описывал это так:

«Каждая часть моего тела, казалось, собирается покинуть меня, и я был охвачен страхом, что я разваливаюсь. В то же время я испытал опьяняющее ощущение полета. Я вырос до облаков, небо снизилось. Стада животных, падающие листья, развевающиеся серпантины рек, пар, расплавленный металл – все циркулировало вместе».

Четыре ведьмы. Альбрехт Дюрер, 1497 г.

Для чего же чародейки использовали именно громоздкую метлу, если можно было обойтись небольшой палкой? Секрет прост. Ведьмы под пытками признавались, что якобы вязали свои орудия для полетов из пучков «нужных» растений, а затем варили их в масле. Достаточно лишь разогреть метлу, и та готова к использованию.

В Средневековье всё это расценивалось как попытка продать себя дьяволу. Многие женщины были подвергнуты пыткам и убиты за то, что осмелились исследовать такие формы личной свободы. К счастью, те времена уже ушли, но отголоски обрядов еще можно найти в литературе и кино. Наглядным примером является знаменитый полет Маргариты над Москвой в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сцена полета на шабаш в романе «Мастер и Маргарита».

В средние века достаточно жестоко обращались с женщинами, если их заподозрили в колдовстве. Но, несмотря на все страшные реалии жизни, инициация ведьм происходит постоянно.

Настоящая современная ведьма выглядит весьма привлекательно. Обычно это молодая особа до 25 лет, зеленоглазая жгучая брюнетка с чертиками в глазах. В гардеробе доминирует одежда черного цвета, но с яркими акцентами. Зачастую прекрасные ведьмы имеют престижное высшее образование, или даже два, и являются потомками какого-нибудь титулованного рода. Ведьма всегда привлекает к себе мужские взгляды, так как от неё исходит особая женская энергия. Ведь недаром ещё наши давние предки называли разлучниц ведьмами.

Фото и картинки — современные ведьмы.

Ежегодно ведьмы собираются на шабаш, в каждом городе или области для этого отведено специальное ритуальное место. К этому месту ведьмы добираются на летающей метле. Кроме предоставления транспортных услуг, метла используется как колдовской инструмент в ритуалах. Ведьмина метла способна замести следы черной магии и «замести» в жилище полезную и добрую энергию. Метла сама по себе магический символ и может использоваться в качестве оберега у людей, не имеющих к магии никакого отношения.

Образ классической ведьмы, чаще всего описывается в сказках в виде неопрятно одетой в черные лохмотья,злющей старухи. Крючковатый нос ведьмы «украшает» отвратительная бородавка, седые спутанные космы ниспадают из под низко надвинутого на лоб черного капюшона.Неизменный черный кот, любимый домашнего питомец ведьмы, разделяет компанию ведьмы с жабами и летучими мышами. Излюбленный рацион сказочной ведьмы суп из мухоморов, который она варит в огромном закопченном котле и заедает маленькими детишками, и если очень повезет, то и великовозрастными, а следовательно, более питательными и калорийными, добрыми молодцами. Все ведьмы, почему то, недолюбливают юных красавиц-принцесс. Они усиленно вредят прелестным крошкам, коварно погружая, с помощью заколдованных веретен, в непробудный сон,что бы разлучить навечно с долгожданным женихом или командируют ненавистных красоток в дремучий лес в качестве ужина для диких зверей. Кого в быту мы за глаза иногда называем ведьмой? Как правило, женщин почтенного возраста, которые в силу тех или иных причин не вызывают у нас симпатий. Это может быть излишне любопытная старушка - соседка, сующую свой длинный нос в нашу личную жизнь, требовательную сверх всякой меры нелюбимая начальница или,объявившая нам войну без правил,теща. Ведьмы,в мифологии и легендах всех народов мира упоминаются только как отрицательные персонажи, приспешницы самого сатаны, основное занятие которых - это причинение вреда роду человеческому. В Средние Века люди считали, что женщина превращается в ведьму, подписав контракт с самим чертом. Ведьмам вменялось посещение Шабаша на Лысой Горе, которым руководил сам Сатана. Вредительство домашней скотине на крестьянских подворьях входило в число обязательных умений всех ведьм, а еще лишение людей урожая,превращение их в различных животных, порча людей, доведение их до смерти через болезнь. Ведьма должна была также иметь талант командовать погодой, а именно: вызывать заклятиями град, засуху, грозу и наводнение. Увидеть во сне ведьму –считалось, может привести к крупным неприятностям. Некоторые народы считали, что ведьмы могут воровать звезды с неба и вызывать затмение солнца и луны.В современности ведьма –символ нехорошей, сварливой женщины, которая слишком много знает и может негативно влиять на ход событий. Но разве все это относится к тем задорным и обаятельным ведьмачкам,которые изображены на картинах современных художников? Некоторых из этих ведьм можно причислить к представительницам нечистой силы только по наличию необычайного средства передвижения - метлы. А в остальном, на картинках мы видим юных и задорных красавиц, на которых приятно полюбоваться на досуге.

Все началось с хлеба. В Европе эпохи средних веков и начала Ренессанса хлеб пекли в основном из ржаной муки. А рожь и некоторые близкие ей злаки иногда бывают заражены грибком – спорыньей – который в больших дозах может вызвать смерть. Между тем, небольшие дозы спорыньи являются мощным галлюциногенным средством.

В летописях той эпохи часто упоминается некий недуг европейцев, который получил название «танцевального помешательства»: на улицах городов и деревень временами можно было встретить группы танцующих людей, изо рта которых шла пена и которые часто несли всякий вздор – и так продолжалось до тех пор, пока они не падали от изнеможения. Люди, пережившие это «помешательство», позже рассказывали о невероятных видениях, которые его сопровождали. (В 20 веке, занимаясь изучением спорыньи, Альберт Хофманн - Albert HofMann - открыл галлюциногенные свойства ЛСД.)

Вскоре люди – как они это часто делают – решили воспользоваться этими знаниями и найти способ приручить спорынью, в частности в качестве галлюциногена. Они также начали экспериментировать с другими растениями. Дэвид Кролл (David Kroll) из Forbes пишет, что галлюциногенные вещества содержатся также в Atropa belladonna (белладонне обыкновенной), Hyoscyamus niger (белене), Mandragora officinarum (мандрагоре) и Datura stramonium (дурмане обыкновенном). В 16 веке врач испанского двора Андрес де Лагуна (Andrés de Laguna) заявил, что он нашел «горшок, полный зеленой мази, изготовленной из таких трав, как болиголов, белладонна, белена и мандрагора», в доме людей, обвиняемых в колдовстве.

Ведьминский процесс в Салеме

Так откуда в этих легендах взялись метлы? Дело в том, что для достижения галлюцинаций первым наркоманам требовался несколько более сложный метод употребления наркотика, чем простое проглатывание. При проглатывании эти старинные галлюциногены могли спровоцировать массу неприятных побочных эффектов – в том числе тошноту, рвоту и раздражение на коже. Тогда люди поняли, что, если эти вещества попадают в организм через кожу, это может вызывать галлюцинации, которые не сопровождаются неприятными побочными эффектами. Они также выяснили, что лучше всего эти вещества впитываются потовыми железами подмышек и слизистой оболочкой половых органов.

Таким образом, люди использовали свои накопленные знания в области фармакологии для производства наркотических бальзамов – то есть «колдовских снадобий». А чтобы наносить эти снадобья с максимальной эффективностью, они воспользовались одним из инструментов ведения домашнего хозяйства – метлой. В частности черенком метлы – думаю, смысл вы уловили.

В одном из документов 1324 года говорится следующее:

«Во время обыска в комнате леди они обнаружили трубку с мазью, с помощью которой она наносила вещество, после чего она долго скакала и бегала».

В 15 веке Джорданес де Бергамо (Jordanes de Bergamo) написал следующее:

«Простой народ верит, а ведьмы признаются в том, что по определенным дням или ночам они наносят зелье на метлу и едут на ней к назначенному месту или намазывают себе подмышки и другие волосистые места».

Итак, мы теперь знаем, откуда взялись метлы. А как насчет полетов?

Отчасти образ полетов на метле объясняется местом метлы в языческих ритуалах. Метла воплощает в себе баланс мужской энергии (черенок, превращающийся в фаллический символ) и женской энергии (щетина) – это объясняет, почему метлу часто использовали во время церемоний бракосочетания. Однако более правдоподобным объяснением может служить то, что люди, подсевшие на «колдовское зелье», в самом практическом смысле использовали черенок метлы, чтобы словить кайф. Фактически, они пользовались своими метлами, чтобы «взлететь».


Видимо, так оно и было на самом деле. В 1966 году Густав Шенк (Gustav Schenk) описал эффекты воздействия тропановых алкалоидов следующим образом:

«Мои зубы были крепко сжаты, и мной завладела дурманящая ярость… но я также знал, что меня переполняло особое чувство радости, связанное с бредовым ощущением того, что мои ноги становились легче, что я становился больше и освобождался от моего тела. Все части моего тела как будто отделялись друг от друга, и я испугался, что распадаюсь на части. В то же время я испытывал упоительное ощущение полета… Я взлетел туда, где мои галлюцинации – облака, низкое небо, стада животных, опадающие листья… вздымающиеся клубы пара и реки жидкого металла – кружились вокруг меня.

Теперь вы знаете всю историю – от ржи до летающих метел. Однако в культурном воображении «ведьмам» необязательно было изменять назначение этих инструментов уборки, чтобы их обвинили в колдовстве. В 1976 году Линнда Капорэл (Linnda Caporael) представила свою работу, в которой она предположила, что Массачусетс 17 века стал невольной жертвой вспышки заражения ржи спорыньей.