Почему осириса изображали с зеленым лицом. Исида и Осирис

Осирис – один из самых почитаемых египетских богов . Владыка мёртвых, Осирис в то же время воплощал идею возрождения и вечной жизни – именно этим и объясняется его популярность. Мифы об Осирисе переданы Плутархом в сочинении «Об Исиде». Общий их смысл совпадает с многочисленными отрывками в древнеегипетских иероглифических текстах, хотя отдельные подробности легенды заметно разнятся.

Согласно Плутарху, Осирис, сын богов земли и неба – Геба и Нут – после своих родителей царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и женой Исидой . Тогдашние люди ещё продолжали жить в дикости и бескультурии. Осирис и Исида научили человечество земледелию и оседлой жизни, врачеванию, градостроению, семейному быту, поклонению богам. Им помогал во всём этом бог мудрости Тот . Затем Осирис устроил победоносную военную экспедицию в Азию.

Бог Осирис

Царский трон Осириса мечтал получить для себя его завистливый брат, бог Сет . Чтобы осуществить свой коварный замысел, он пошёл на хитрость: принес однажды на пир великолепный сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Когда в сундук лёг Осирис, Сет запер его на замок, залил сверху свинцом и велел бросить в Нил. Эта река вынесла Осириса в Средиземное море, по которому он доплыл до берегов Финикии . Близ города Библа сундук был выброшен на берег, где вокруг него разрослось дерево тамариск, так что Осирис с сундуком оказался внутри ствола. Местный царь срубил это дерево и сделал из него колонну, подпиравшую крышу дворца.

Тем временем на поиски Осириса двинулась его любящая жена Исида. После долгих странствий она прибыла в Библ, стала там воспитательницей царевича и выпросила себе ствол дерева с гробом уже умершего мужа. Исида перенесла его в Египет, однако там тело Осириса попало в руки злого Сета. Сет разрубил его на 14 частей и разбросал их по стране. Исиде удалось собрать почти все части. На месте нахождения каждой из них она воздвигала гробницу – так во многих египетских областях (номах) оказались центры поклонения Осирису. Одним из наиболее знаменитых было святилище в городе Абидосе, где хранилась «голова Осириса», привлекавшая массы богомольцев. По утверждению летописца Манефона, этот храм положил и начало египетской государственности.

Восхищённые преданностью Исиды боги оживили Осириса и сделали его владыкой подземного царства мертвых . Он исполнял там обязанности загробного судьи, вынося обвинительные или оправдательные приговоры усопшим в зависимости от их поведения в земной жизни. Суд Осириса описан в знаменитой древнеегипетской Книге мёртвых .

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

Миф об Осирисе излагается вполне сложившимся уже в Текстах пирамид (эпоха Древнего царства). Он является одним из древнейших воплощений сюжета об умирающем и воскресающем боге, который повторяется потом в легендах о Таммузе , Адонисе и образе Иисуса Христа. Культ Осириса был тесно связан с идеей земледелия (зарываемое в землю, но потом прорастающее из неё зерно). Кульминация главного праздника Осириса в Египте приходилась как раз на день посева. Мысль о том, что жизнь невозможна иначе, чем через смерть, а смерть неизбежно сменится новой жизнью, оказала сильнейшее влияние на последующую человеческую культуру. Она внушалась и в древнегреческих Элевсинских таинствах . Наглядным образом этого в Египте могло служить не только прорастание зерна, но и смена времён года, а также периодические разливы Нила. Сказание об убийстве Осириса Сетом символизирует борьбу земледелия с мрачной, сухой пустыней. Празднества в честь Осириса широко отмечались по всему Египту в ноябре и конце декабря. Главные проходили в Филе, Дендере и Абидосе.

В Древнем Египте Осирис изображался в виде человека, обёрнутого ниже пояса пеленами мумии, с зелёным лицом (чей цвет символизировал свежую растительность), с кнутом и посохом (скипетром) в руках. Статуэтки Осириса найдены в огромном количестве. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис .

Наумова Анастасия

Осирис

Краткое содержание мифа

Бог Осирис
Роспись из гробницы
Сеннеджема
фрагмент, XIII в. до н.э.

Осирис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) -величайший из богов в древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, бог возрождения, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Царствуя над Египтом, Осирис научил египтян земледелию, садоводству, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

По преданию, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини плодородия Исиды, братом «владычицы дома» - богини Нефтиды, братом бога ярости, войны и смерти Сета, отцом бога неба и царственности Хора и бога-покровителя умерших Анубиса.

Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в начальные времена. Он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было во времена божественных династий. Создатель мира Ра и его потомки Шу и Геб уже правили на земле. Постарев и устав от человеческой неблагодарности, они удалились на небо, не познав смерти. Легенда гласит, что со времен своего сотворения, мятежное человечество ожидало бога, способного привести его в повиновение. Этим руководителем и был Осирис. Когда он родился, "голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет". Осирис преуспел там, где предки его потерпели поражение, и этим он обязан, быть может, волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты.

Бог Осирис
Роспись, VIII в. до н. э.

Однако злой бог пустыни, младший брат Осириса - Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ларец по росту Осириса и пригласил к себе на пир. Ларец, украшенный драгоценностями, должен был достаться тому, кому придется впору. Когда Осирис по примеру других гостей лег в него, Сет и его друзья заколотили ларец и бросили его в Нил.

Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Но охотившийся здесь Сет случайно обнаружил тело брата. Тогда он разорвал его на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида с помощью богов собрала все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида родила от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Уаджет Гора (охраняющий глаз) воскресил Осириса из мертвых, однако он не пожелал возвратиться на землю и остался царем мертвых, став владыкой подземного мира. Осирис завещал Гору править царством живых, благословив его на борьбу с Сетом.

Образы и символы мифа

Символическая гробница Осириса в Гизе

Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.

Осирис связан с природой, и связь эта сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще — черным, как плодородная египетская земля или зеленым, как символ возрождения сил природы.

Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.

Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, чье сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини правды Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Сначала Осирис отождествлялся только с умершим и возродившимся царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Но начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин отождествляется с Осирисом. Это объясняется тем, что умерший, подобно Осирису, оживает после смерти. Во всех заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осириса.

При значимости Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшей частью его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение вечной жизни.

Статуя бога Осирис
Новое Царство

Мифы об Осирисе обладают богатой символикой. Обычно Осириса изображали в человеческом облике, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит главные символы высшей власти - царские скипетры хекет и нехеху (скипетр и плеть) - важнейшие атрибуты верховного божества. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя высокими перьями, как правило, небесного цвета, что является символом божества и величия. Осириса часто изображают с двумя коронами - Верхнего Египта с солнечным диском и с перьями. На изображениях гробницы Осириса часто присутствует зелень: это может быть дерево, растущее рядом с гробницей, где пребывает душа Осириса в виде феникса; либо дерево, проросшее через гробницу и обвившее ее своими ветвями и корнями; либо из самой гробницы растут четыре дерева.

Важным символом Осириса является священная ладья Нешмет. Во время мистерий во славу Осириса, символическое его воплощение выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно, пробужденным от смерти. По преданию, Нешмет вместе с возрождающимся божеством приносила вечную жизнь царю и его предкам. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть также, как Осирис. Образ солнечного корабля связывался с мыслями о переселении мертвых, что дарило людям надежду на загробную жизнь.

В мифах об Осирисе фигурирует сюжет о соколином оке Гора, которое Сет вырвал у него в бою. Исцеленный богами глаз Гор использовал для воскрешения отца - бога Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось, подобно восстановившемуся глазу. С тех пор око Гора стало амулетом, который носили и фараоны, и простые египтяне.

Коммуникативные средства создания образов и символов мифа

Осирис и Исида с Гором. Эрмитаж

С первых же времён объединённого Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города. Этим богом стал Осирис.

Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы. Пожалуй, самыми главными были празднованиями в честь Осириса. Это объясняется связью Осириса и всего природного мира.

В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, которые символически представляли эпизоды из жизни бога.

Главной частью празднеств, связанных с Осирисом, как правило, была церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия обычно изготовлялись из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса. Внутрь помещали священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. В мистериях срезание колосьев, означала убийство Осириса; сев зерна - погребение, всходы - его воскресение.

Доказательством почитания Осириса египтянами служат многочисленные центры культа Осириса. По легенде, там, где Исида находила части тела мужа, разорванного Сетом, она возводила святилища в память об умершем супруге. Так появилось 14 святилищ, ставших священными центрами всего Египта. Бусирис считался местом нахождения позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильность и незыблемость, а остров Абатон («запретный»), расположенный рядом с островом Исиды Филе — хранилищем сердца бога.

Основной культовый центр Осириса располагался на юге страны. В Абидосе, древнем городе Абджиу была похоронена голова бога.

Главными культовыми центрами считались Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Осирис неоднократно упоминается античными авторами: Геродотом, Тибуллом, Диодором, Плутархом.

Согласно Геродоту, Осирис - бог, которого египтяне считают Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом (божество плодородия малоазийского происхождения).

Кроме того, как бог подземного царства, Осирис оказал влияние на традиции погребения усопших. По примеру Осириса для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. Таким образом, обряд мумификации - это своеобразная дань уважения великому богу Осирису.

Многочисленные статуи Осириса, настенная живопись, фрески, мистерии, обряд мумификации - все это способствовало укреплению и процветанию культа Осириса.

Социальное значение мифа

Храм бога Осириса. Абидос, Египет

Осирис позиционируется как благодетельный бог. Его назвали "Существо Благое" (Унефер), т.е. тот, который посвятил себя спасению всех людей. Он отучил человека от людоедства, научил земледелию, медицине и прочим искусствам. Обеспечив людей средствами обороны, Осирис приобщил их к духовной и общественной жизни. Он наделил их столицей - Стовратными Фивами. Осирис подчинил людей законам, научил их познанию и нравственности, поклонению богам. Благодаря ему, люди научились читать на звёздном небе, познавая жизнь, выходящую за пределы земной. Согласно мифам, Осирис редко прибегал к силе оружия: люди сами шли за ним, очарованные словами, чарами танца и музыки.

По преданию, перед Осирисом, как судьей в Загробном мире, предстает каждый умерший, и тогда решается его дальнейшая судьба: ад или рай. Эта часть мифа несла колоссальное социальное значение, поскольку придавала людям мотивацию для несения ответственности за свои поступки в земной жизни, ибо даже после смерти придется отвечать за свои поступки перед грозным и справедливым судьей.

Осирис
Рельеф из Храма в Абидосе

Божественная чета Осириса и Исиды является символом любви, верности, самопожертвования, преодоления препятствий и вечной жизни.

Культ Осириса распространился в завоеванных Египтом странах. В эллинскую эпоху культ Осириса получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.

Соединив в себе в различные времена культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений египетского общества.

Осирис олицетворяет собой величие, благодетельность, справедливость, смену жизненных и природных циклов, возрождение и вечную жизнь.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Имя Осириса (Усира) пришло к нам из глубокой древности, мы знаем его на протяжении почти пяти тысячелетий, а, возможно и дольше. Осирис был одним из самых почитаемых богов древнеегипетского пантеона, да и эллины относились к нему с уважением, ассоциируя с Дионисом. Алхимики в средневековье использовали его имя в своих поисках философского камня, а аристократы-авантюристы XVIII в., такие, как Сен-Жермен и Калиостро, под его божественным покровительством пытались достичь бессмертия.



За что ему такое уважение? Если посмотреть повнимательнее, то даже в экстравагантной компании древних божеств Осирис выглядит весьма своеобразно. История его жизни, смерти, воскрешения и посмертного существования остается одним из самых любопытных мифов древности.
К сожалению, в этой самой древности миф об Осирисе в сравнительно полном виде был воспроизведен только Плутархом уже в начале н.э. в трактате "Об Исиде и Осирисе". В нем элементы древнеегипетских мифов были перемешаны с эпизодами древнегреческих, имена многих египетских богов заменены на имена соответствующих им греческих. Даже древнее имя Усир, принадлежащее главному герою, было преобразовано в греческое Осирис. Как мы знаем, в дальнейшем прижилось именно оно. Так что же пишет Плутарх?

В первой части его труда говорится о том, что когда Гелиос узнал о тайном бракосочетании Реи с Кроном, он ее проклял. Проклятие заключалось в том, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в Рею, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил их вместе и получил пять дней, а потом приставил их к тремстам шестидесяти. Египтяне до сих пор называют их "вставленными" и "днями рождения богов".

Чтобы разобраться, кто есть кто, нужно учесть, что под Гелиосом Плутарх подразумевает бога солнца Ра - главного древнеегипетского бога. Под греческой Реей скрывается египетская богиня неба Нут, а под именем Крона, бога земли, следует подразумевать Себа. Прообразом Гермеса в египетской мифологии является бог по имени Тот. В дальнейшее мы будем называть их всех согласно египетским канонам.



Но греческие мифы, как известно, нечто большее, чем просто миф. В данном, например, явно прослеживается космологическая подоплека: описывается известный астрономический факт - определенное несоответствие между лунным и солнечным годом. Те пять дней, которые Тот выигрывает в шашки у Луны, и составляют этот "астрономический зазор". Подобное отхождение от закономерностей, исходящих от высшего божества Ра, такое вопиющее нарушение его воли - с точки зрения древних египтян - могло быть вызвано только событием чрезвычайной важности и, несомненно, относящимся к области священного.

Далее Плутарх рассказывает, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: на свет является Владыка Всего Сущего. На второй день родился Аруэрис, которого греки называют Аполлоном, а некоторые - старшим Гором. На третий день родился Тифон, но не вовремя и неправильно: он выскочил из бока матери, пробив его ударом. Тифон - это Сет, древнеегипетский бог пустыни. На четвертый день во влаге родилась Исида, на пятый - Нефтида, которую называют Афродитой. Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Ра, Исида - от Тота, а Сет и Нефтида - от Себа.

То, что при рождении Осирис провозглашается Владыкой Всего Сущего, является очень важным: его божественное право на господство было предопределено свыше. Недаром в первой своей ипостаси он выступает в качестве Верховного Правителя, своеобразного Царя Царей, ведь отцом его, согласно мифу, был сам Ра. Его брат Сет, который будет играть в дальнейшем повествовании очень важную роль, с самого своего рождения воплощает в себе деструктивный элемент, что, в общем-то, для пустыни и неудивительно.
На свет Сет появляется насильственно и противоестественно. Это противопоставление благословенной судьбы Осириса и негодной судьбы Сета с самого начала задают определенную метафорическую дуальность, которая в дальнейшем будет только развиваться.



Впоследствии Нефтида стала женою Сета, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева еще до рождения. Отсюда неизбежный вывод: инцест в древнеегипетской мифологии - вещь вполне нормальная. Более того, брак братьев и сестер явно находится под божественным покровительством. Эта "норма" привела впоследствии к вырождению фараонов - из-за многочисленных кровосмесительных браков.

Воцарившись, Осирис моментально отвратил египтян от бедного и звероподобного образа жизни, дал им плоды земли и научил чтить богов. Потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и музыкой.


И хоть судьба Владыки Мира была уготована Осирису с рождения, он выступает не только в виде могущественного правителя, но и в качестве монарха-просветителя. И эту функцию Осириса стоит выделить как ключевую. Цивилизация Древнего Египта, по мнению большинства историков, не состоялась бы без их успехов в сельском хозяйстве, в частности - в выращивании злаков.
Поэтому неудивительно, что Осирис, бог, выведший человечество из первобытного состояния, был для египтян богом зерна. (Сразу же вспоминается русская поговорка "Хлеб - всему голова") Вот что пишет об этом известный антрополог Джеймс Фрезер в труде "Золотая ветвь": "Осирис - бог зерна. Рассмотрения этого мифа и ритуала, связанного с Осирисом, думается, достаточно для того, чтобы доказать, что в одной из своих ипостасей этот бог был персонификацией хлеба, который, образно говоря, ежегодно умирает и возрождается вновь. С этим толкованием хорошо согласуются детали мифа об Осирисе.
В нем говорится, что Осирис был отпрыском Неба и Земли. Какой еще родословной можно пожелать богу, вырастающему из земли и оплодотворяемому небесной влагой? Правда, непосредственно египетская земля была обязана своим плодородием не ливням, а разливам Нила, но ее обитатели, должно быть, знали - или по крайней мере догадывались, что великую реку питают дожди, выпадающие в глубине страны.
Самое прямое отношение имеет к богу хлеба и предание об Осирисе, научившем людей земледелию". Плутарх в своем трактате недвусмысленно ассоциирует Осириса с греческим богом плодородия - Дионисом. В одном месте он даже прямо говорит: "А то, что Осирис и Дионис - одно, кто знает лучше, чем ты, Клея? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса".

Однако, несмотря на многочисленные доказательства идентичности этих двух богов, характер их культов сильно разнится. Достаточно лишь вспомнить сочинение Еврипида "Вакханки" и сравнить дикие обряды поклонниц Диониса с просветительской деятельностью Осириса. В первой части мифа об Осирисе раскрывается как раз "солнечная", разумная сторона его религии, он предстает как высшее существо, наделенное божественной властью и, при этом, всеблагое, принесшее людям цивилизацию.
Здесь очень важен символический аспект: Осирис воплощает в себе вообще всякую производящую силу; как выразились бы психоаналитики - либидо как таковое. В интерпретации Плутарха он репрезентирует божественный Логос - творческое Слово. Недаром к нему относится и древнеегипетский фаллический культ как культ плодородия, культ активной, производящей энергии.



Во второй части плутарховского труда говорится о гибели Осириса. Сет по возвращении Осириса из странствий стал готовить ему западню, втянув в заговор аж семьдесят два человека и имея "подельницей" эфиопскую царицу Асо. Он, тайно измерив тело Осириса, соорудил саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. Пока это зрелище вызывало восторг и удивление, Сет как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кому он придется по размеру.
После того как все по очереди попробовали и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис тоже туда забрался. Заговорщики тут же подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким. По мифу, это случилось в семнадцатый день месяца Афира, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.

Египетские источники утверждают, что умер замурованный Осирис не сразу, а только на четырнадцатый день. Это - еще одна отсылка на природные циклы: смерть Осириса древние египтяне связывали с ежемесячным убыванием луны, ведь именно четырнадцать дней проходит от полнолуния до новолуния. В этот срок луна как бы умирает - подобно Осирису.
Правда, по этому поводу тут же возникает вопрос: как Осирис вообще мог умереть? Разве боги не бессмертны? Ведь даже в пушкинской "Сказке о царе Салтане" за время путешествия царственного семейства по "морю-окияну" в засмоленной бочке ребенок не умер, а успел вырасти, научиться ходить и говорить. И хоть рос он "не по дням, а по часам", прошло все-таки немало времени. Странно, что персонажи русской сказки в таких обстоятельствах выжили, а древнеегипетский бог - умер.
Но тут, очевидно, имеет свой скрытый смысл способ, которым Осирис был умерщвлен. Морской горизонт имел в представлении некоторых народов мистическое значение и играл роль линии, разделяющей мир живых и мир мертвых. Отсюда и обычай хоронить умерших, отпуская их в лодке в открытое море. И исключительно важным элементом является тут саркофаг - при том, что в глаза бросается очевидная нелепость такого способа умерщвления Владыки Всего Сущего. Однако без саркофага обойтись никак не могли, так как он играл роль судна, переправившего Осириса в мир мертвых.

Далее у Плутарха говорится, как Исида узнала, что любящий ее Осирис по ошибке переспал с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды. Она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас спрятала его из страха перед мужем Сетом; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду; она вскормила его, назвала Анубисом, и он стал ее защитником и спутником, стал сторожить богов, как собаки - людей.



Самое забавное, конечно, в этом отрывке - это фраза "любящий ее Осирис по ошибке..." То ли Плутарх пытался соблюсти приличия, то ли сознательно выгораживал Осириса - ну как можно по ошибке переспать? Впрочем, теперь становится понятно, почему мог невзлюбить Сет своего брата. За "ошибку". Интересно, что Исида отнеслась к этой измене с пониманием. Скорбь от гибели мужа была для нее явно сильней ревности. Да и вообще о ревности здесь нет ни слова. Оно и неудивительно: фараоны Древнего Египта нередко имели по нескольку жен, так что измена "любимой жене" не считалось делом зазорным.


Позже Исида узнала, что море пригнало саркофаг к берегу Библа, где прибой вынес его в заросли вереска. А вереск, быстренько выросший в огромный и прекрасный ствол, объял и укрыл его в себе. Царь Библа Малькандр удивился размерам растения и, срубив ствол, содержащий невидимый взору гроб, поставил его как подпорку для крыши.
Это тоже не просто эпизод: его символическое значение - отсылка к еще одному аспекту культа Осириса. Помимо вышеуказанных "специализаций", Осирис считался в Древнем Египте еще и богом деревьев. Для Плутарха это было лишним доказательством полной идентичности Осириса и Диониса. Надо сказать, что различные культы поклонения деревьям существовали в разные времена и у разных народов.
Одним из самых известных культов являются верования друидов. В некоторых племенах Океании, к примеру, существовала (а, возможно, существует и поныне) традиция хоронить своих усопших в дуплах деревьев, растущих в особом священном месте. Считалось, что дух усопшего поселяется в таком дереве, и продолжает жить, пока живо само дерево.


Исида, узнав от божественного духа молвы о том, что стало со стволом вереска, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и ни с кем не говорила. Правда, она приветствовала служанок царицы Библа, ласкала их, заплетала им косы и посылала от себя на их тела удивительный аромат. Как только царица увидела у источника своих служанок, в ней возникло влечение к незнакомке, волосы и тело которой источали благовоние. Она взяла Исиду во дворец и сделала кормилицей своего сына.
Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг подпорки крыши с саркофагом мужа - и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия.
Тогда изобличенная Исида выпросила подпорку; она легко расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миррой, вручила царю и царице. И теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.



Странноватая история, не правда ли? Она с трудом поддается толкованию, да и стилистически несколько выбивается из остального повествования. Например, совершенно непонятно поведение Исиды в качестве кормилицы. Впрочем, отгадку мы найдем, изучив гомеровский гимн Деметре, где почти слово в слово повторяется история со сжиганием смертной оболочки ребенка. У греческой Деметры и Исиды вообще можно отыскать много общего. Во-первых, обе они были богинями земледелия.
Ведь Осирис, научив людей возделывать почву, в дальнейшем поручил заботы о соблюдении земледельческих циклов своей сестре и супруге. Обе они скорбят и находятся в поиске: Исида ищет Осириса, Деметра - свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Деметра так же, скрыв свое истинное происхождение, становится кормилицей в чужой царской семье - у элевсинского царя Келея. Да и мать-царица в обоих случаях становится свидетелем пугающего зрелища и тем самым губит своего ребенка, не прошедшего до конца очистительного ритуала.
Что касается святилища Исиды, то речь здесь, судя по всему, идет о храме Баалат-Гебал, действительно находившимся при жизни Плутарха в Библе. Надо сказать, что храм этот уже в ту пору был весьма древним: предположительное время его постройки - примерно 2800 г. до н.э. Упомянутое Плутархом дерево, скорее всего, действительно было священным артефактом этого храма. Так что мифология здесь вплотную смыкается с историей.



Что касается стилистики, то вторая часть легенды достаточно разительно отличается от первой части; отличается и по общей атмосфере. В первой идет речь о "вертикальных" процессах, преимущественно космологических: рассказывается, как рождаются и спускаются с небес боги, как люди получают в качестве божественного дара различные способности. Во второй же события развиваются, скорее, в горизонтальной плоскости. Боги в своих поступках больше похожи на людей: они обманывают, предают, погибают, страдают - и их божественная природа уже не столь очевидна.
Любопытно и то, что в сюжет мифа привносится интрига, нехарактерная для архаических культов. Персонажи, вовлеченные в драматическую реальность, обнаруживают интересные характерные черты. Исида, к примеру, предстает в качестве мага. Если Сет добивается своего силой и хитростью, то Исида пользуется для достижения своих целей скрытыми силами природы, власть над которыми дана ей при рождении.



В третьей, наиболее любопытной части, описывается воскрешение Осириса и последующее воцарение его в Царстве Мертвых. По Плутарху, Исида потом ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги. Сет, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и разбросал их. Исида об этом узнала и отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. Впоследствии родилось мнение, что крокодилы якобы не трогают плавающих на папирусных лодках, испытывая или страх, или почтение перед богиней. И якобы потому же в Египте насчитывают так много гробниц Осириса - ведь Исида, отыскивая, хоронила каждую его часть.
Некоторые, правда, отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и пожаловала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Сет, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, элементарно запутался и ничего не нашел. Любопытно, что из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фаллос, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры. Теперь египтяне гнушаются этими рыбами. Исида же вместо фаллоса сделала его изображение и освятила; в честь него египтяне и сейчас устраивают празднества.


В этой части один из самых важных элементов - это расчленение тела Осириса на четырнадцать частей. Во-первых, этим объясняется, почему по всему Древнему Египту разбросаны святилища, жрецы которых утверждали, что именно в их святилище захоронен прах Осириса. Главное же располагалось в Мемфисе, где согласно преданиям была захоронена голова. У Фрезера дается интересная символическая интерпретация этого фрагмента: Осирис ассоциируется с зернами, которые предаются земле для последующего "воскрешения" в новых колосьях.
Так что разделение Осириса на части - это разделение на части не тела, а колоса - для его последующего возрождения. Эту версию подтверждают некоторые элементы культа Осириса, в которых зерна пшеницы действительно представляют его репродуктивную энергию. Можно провести параллель и с христианством, ведь огромное символическое значение хлеба в Священном писании общеизвестно. Хлеб играет немаловажную роль и в церковных таинствах.
Так, в божественной литургии, одного из ключевых обрядов и православия, и католичества, он символизирует тело Христово. Надо отметить, что этот момент весьма неоднозначно воспринимался на заре христианства его противниками. Например, многие считали (и считают до сих пор) христиан сумасшедшими за то, что те "поедают тело собственного бога". Дошло до того, что христиан обвинили в людоедстве. Однако невежественные римляне не знали, что хлеб в данном таинстве был символом воскресения Христова, и, поедая хлеб, христиане причащались вечной жизни.


Жаль, что у Плутарха о воскресении Осириса говорится мало и вскользь. Зато в египетских источниках оно имеет центральное значение. Надо сказать, что пересказ греческого ученого несколько отличается от египетских первоисточников. Известный египтолог Уолисс Бадж в книге "Египетская магия" приводит перевод оригинального древнеегипетского текста, посвященного богу Тоту: "Найдя мертвое тело своего мужа, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет.
Своими "словами власти" она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Гор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях". Выходит - по этим текстам - что Гор был зачат уже после воскрешения Осириса, а само воскрешение явилось результатом магических манипуляций Исиды, получившей поддержку от бога неба - Тота.



Еще один вариант имеется в упомянутой "Золотой ветви" Фрезера. Там, когда тело Осириса было найдено, Исида с Нефтидой устроили поминальный плач. Причитания сестер даром не пропали: Ра сжалился над их горем и послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он сложил из кусков мертвое тело, спеленал его полотном и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников.
После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых, восседая в великом зале Двух Истин в обществе сорока двух советников и верша суд над душами умерших. Те торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердца их были взвешены на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи.



Данный вариант содержит отсылку к обряду мумификации - одной из наиболее своеобразных особенностей древнеегипетской культуры: каждый древнеегипетский покойник, захороненный согласно обряду, ассоциировался с Осирисом. Воцарение Осириса в Подземном Мире, его титул Владыки Умерших, Хозяина Вечности является продолжением его прошлого, когда он был Владыкой Всего Сущего. Воскреснув, Осирис становится символом бессмертия, залогом вечной жизни.

Развязку легенды Плутарх изложил, можно сказать, "близко к тексту": в ней за Осирисом закрепляется победа в схватке добра со злом.



Далее Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал его для боя, а затем спросил, что тот считает самым прекрасным на свете. Гор ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло. Впоследствии многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Сета Туэрис. Ее преследовала змея, но друзья Гора змею убили. В память об этом событии до сих пор бросают веревку и перерубают ее посередине.


Гор победил в сражении, которое длилось много дней. Исида же получила скованного Сета, но не казнила его, а развязала и отпустила. Гор разозлился и сорвал с ее головы царский венец, но Тот увенчал ее рогатым шлемом. Затем Сет предъявил Гору обвинение незаконнорожденности, но при защите Тота Гор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах.

Борьба с Сетом имеет в легенде метафизический характер. Противостояние между созидателем Осирисом и разрушителем Сетом напоминает космическую войну между Ахурой Маздой и Ангрой Маинью в древнеперсидской мифологии. Зороастризм, возникший в Азербайджане и Персии, породил манихейство, также рассматривающее в качестве центральной темы мировой драмы борьбу доброго и злого начал, равных по своему могуществу.
Сложно сказать, что это - результат культурного заимствования или воплощение одного архетипа на разных культурных почвах. В любом случае многие черты, которые были в дальнейшем успешно развиты в христианстве, имелись и в этих древних культах. Вообще внешнюю схожесть культа Осириса и христианства подчеркивали многие исследователи.
Наиболее яркая параллель проходит между образами Христа и Осириса: оба - сыновья верховного бога, оба - помазанники божьи на великое царство, оба воплощали в себе как природу бога, так и природу человека, оба принесли людям божественный дар, воплощенный в слове, оба безвинно погибли и оба воскресли, показав людям дорогу к вечной жизни. Существуют параллели и между их земной жизнью, например, раздача Иисусом хлебов во время нагорной проповеди и обучение Осирисом людей хлебопашеству.
Из этого не следует напрямую, что образ Христа был заимствованием из древнеегипетской религии, но известно, что ни одна религия не зарождалась на пустом месте - она вбирала в себя черты предыдущей. В любом случае в древности Осирис вдохновлял своих адептов не меньше чем Христос - христиан. Многие века египтяне верили в вечную жизнь, гарантом которой являлся Осирис. В эллинский период существовала даже живая эманация Осириса - священный бык Апис. Согласно преданию, в это животное, имеющее ряд особых признаков, переселялась душа Осириса.



Нынче вера в Осириса, как и вся древнеегипетская цивилизация, погребена под толщей песков. Однако легенда об этом древнем боге живет до сих пор. И кто знает, может быть, когда-нибудь семена его божественного Слова взойдут, представив миру новое воплощение Осириса.
http://secrets-world.com/history/448-drevnie-bogi-egipta-osiris.html

Осирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств . Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп.

Отличительным головным убором божества является его корона – корона «атеф». Она состоит из высокой конической формы шапки с двумя перьями по ее бокам.

Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.

Среди египтологов нет единства относительно этимологии (т.е. происхождения и значения) имени этого божества. Наиболее распространенной точкой зрения считается связь его имени (Усир) с древнеегипетским словом «восер» (ws"ir), что можно перевести как «могущественный один».

Осирис и «Тексты пирамид»

Генеалогия (происхождение) этой божественной персоны описывается в надписях, высеченных на внутренних стенах пирамид V династии - "Текстах пирамид ". Согласно этим текстам, египетский бог Осирис был старшим из детей (наряду с Исидой , Сетом, Нефтидой) бога земли Геба и богини неба Нут , являвшихся, в свою очередь, детьми Шу и Тефнут, которых породил бог Атум .

Таким образом, он является одним из девяти важнейших богов - «эннеады» - города Гелиополя, бывшего одним из главных теологических центров древнего Египта. Гелиопольская эннеада была древнейшей системой, объяснявшей происхождение богов (теогония) и происхождение вселенной и человека (космология).

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса .

Миф об Осирисе

Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Вот краткое содержание этого мифа. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.

Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).

Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.

Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.

Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.

И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.

В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.

В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.

Культ Осириса в Древнем Египте

Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.

В Древнем царстве покойный фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором, сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых », что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть считалось, что также оживет после смерти.

Главным центром культа Осириса в Древнем Египте был Абидос, столица восьмого нома в Верхнем Египте, место погребения фараонов (см. Карта Древнего Египта). Владыка подземного царства, его жена Исида и их сын Гор составляли важнейшую троицу богов Абидоса. Очень важным местом паломничества там была могила одного из древних королей первой династии - фараона Джера, которая позже стала почитаться как гробница Осириса.

В Абидосе ежегодно проводился фестиваль, посвященный божеству. Во время празднования ладью бога проносили в огромной процессии, отмечая его победы над врагами. Абидос также считался местом, где была похоронена голова бога после того, как его тело было разрублено на части Сетом. На эмблеме города (нома) изображалась голова с короной "атеф" - короной царя загробного мира.

Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.

Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

«Тексты пирамид» говорят о том, что Осирис был правителем Египта в преддинастический период. Однако сведения об этом правлении, закончившимся его убийством от рук своего же брата Сета, крайне скудны. Кажется, что земная жизнь бога загробного мира включена в цикл мифов об Осирисе только для того, чтобы сделать его отеческое отношение к египетскому королю более понятным. Поскольку после его смерти владыкой Египта, победив Сета, становится Гор – сын бога, обеспечив, таким образом, с одной стороны, «божественность» самих фараонов, с другой - их тесную связь именно с Осирисом, как предтечей всех фараонов.

Из «Текстов саркофагов» эпохи Среднего царства следует, что Сет напал на своего брата на земле Gahesty и убил его на берегу Nedyet. Есть также намек на смерть Осириса от утопления около Мемфиса. Эта связь бога загробного мира с водой была подробнее развита в более поздний период, когда события, остносящиеся к его смерти и воскрешению связаны уже c Нилом.

Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.

В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.

Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):
Себеннутос - бедро и голень;
Гераклеополис - бедро, голова, две ноги;
Атрибис - сердце;
Абидос - голова;
Эдфу - нога;
остров Бига - левая нога.

Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.

Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.

После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.

Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.

Исида и Осирис

Как появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.

Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.

Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.

Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.

Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой

Суд Осириса

Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат . Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

От того, какой вердикт вынесет суд Осириса , зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут , что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Эпитеты Осириса

Осирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества - городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Осирис и фараон

В эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.

В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть фараон не умирал, а превращался в бога.

Однако следует отметить, что даже в этих ранних источниках, проскальзывают и моменты, указывающие на то, что монархи хотели быть вместе с богом солнца в небе, а не жить в неизвестных и темных областях Дуата. В частности, в одном из текстов говорится о том, что Ра не будет передавать короля царю загробного царства, а в другом – содержится заклинание, чтобы бог загробного мира оставил королевскую могилу свободной от «его зла».

На эпоху Среднего царства приходятся такие описания владыки подземного мира в «Текстах саркофагов», которые делают его более похожим на злобного демона, нежели на доброго защитника и покровителя.

Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.

Осирис и Ра

Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.

Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.

У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра .

С одной стороны, Осирис – это свет подземного мира, подземная копия солнечного бога Ра. С другой - Ра принимает участие в похоронных церемониях Осириса, каждую ночь ладья Ра плывет по подземному Нилу во владениях бога подземного (загробного) мира. Согласно некоторым текстам "Книги мертвых" периода Нового царства, после смерти Осириса в самый темный час ночи душа бога солнца Ра достигла пещеры, где лежало тело умершего, и объединилась с душой Осириса. Это позволило Осирису и всем мертвым просыпаться и жить снова. В понимании египтян Осирис и Ра выступали как своеобразная Двойная душа.

Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.

Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага –