План-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему: НОД по обучению грамоте в средней группе. Подготовка к обучению грамоте детей средней группы

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для средней группы

Занятие 1

Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Работа по сказке «Колобок». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и назвать ее персонажей. Ребенок называет героя сказки, например мишку, и берет его. Воспитатель говорит: «Саша, ты будешь мишкой». Аналогичная работа проводится с остальными персонажами сказки. При этом педагог подчеркивает, что каждый герой называется определенным словом.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим». Воспитатель читает стихотворение.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова -

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет -

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Дидактическая игра «Детский мир». Дети называют слова, обозначающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы малыши получают фишки, которые потом складывают в общую корзинку Воспитатель хвалит детей за то, как много разных слов они назвали.

Педагог предлагает вспомнить «волшебный лес и сказочную поляну», где они когда-то встретили оленя и зайчика. Дети изображают животных (см. занятие 8, младшая группа).

Воспитатель обращает внимание малышей на выразительность движений: олень ходит гордо и важно, высоко поднимая ноги; у зайчика ушки напряжены или сложены, когда он трусливо прячется и т. п.

Занятие 2

Программное содержание. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Предметные картинки, изображающие зверей, птиц, рыб, корзинка, фишки-призы, зеркало.

Ход занятия

Дидактическая игра «Зоопарк». Дети называют животных, которые живут в зоопарке. За правильный ответ малыши получают фишки. Детям, которые не могут справиться с заданием, педагог предлагает картинки с изображением знакомых животных, которые они должны назвать. В ходе игры воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово»: «Таня сказала слово „бегемот“, а Вова сказал слово „попугай“…»

В конце игры все фишки складываются в корзинку.

Чтение стихотворения А. Барто «Игра в слова».

Скажи погромче

Слово «гром» -

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат!» -

И сразу мыши

Зашуршат.

«Кукушка на суку» -

Тебе послышится:

А скажешь слово

«Листопад» -

И листья падают,

Воспитатель обобщает: «Любое слово можно сказать и тихо, и громко».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель предлагает детям «пойти в лес погулять». В лесу они встречают зайца. Педагог говорит: «Это ушки зайчика» (показывает указательный и средний пальцы, поднятые вверх, остальные пальцы сжаты). Зайчик скачет по дорожке: прыг-скок, ушками хлоп-хлоп». (Имитирует это движение пальцами.) Ребята повторяют движение несколько раз.

Дети идут дальше и встречают оленя. Малыши поднимают руки над головой, ладони раскрыты, пальцы напряжены. Если это движение не получается, воспитатель предлагает ребятам посмотреть в зеркало, друг на друга и сравнить, у кого рога лучше. Можно также попросить детей имитировать походку оленя. Олень ходит важно, высоко поднимая ноги, гордо поворачивая голову в разные стороны.

Ребята выходят на поляну и встречают черепаху. Изображая черепаху, каждый ребенок сжимает пальцы руки в кулак, а большой палец отводит в сторону. Дети то прячут пальцы, то снова показывают. (Таким же образом можно изобразить змею: большой палец выставить из-под сжатого кулачка и двигать им, как головой змеи.)

Занятие 3

Программное содержание. Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Корзинка, фишки-призы, мяч.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Шибаева «Всему название дано…».

Всему название дано -

И зверю, и предмету,

Вещей полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

О твердом камне Говорит

И слово твердое «Гранит».

А для вещей,

Что мягче всех,

Слова помягче:

«Пух, мох, мех».

Дидактическая игра «Магазин». Дети называют предметы и игрушки, которые хотят купить. За каждый правильный ответ они получают фишки-призы. Потом складывают их в корзинку.

«Вот как много слов вы назвали! – говорит воспитатель. – Все они звучат по-разному, но некоторые – похожи».

Игра «Назови пару». Дети образуют круг. Воспитатель встает в центр круга, называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово, близкое по звучанию, и возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, мишка – шишка, речка – печка, печка – свечка, пол – стол, рак – мак, Маша-растеряша и т. д.

В этой игре вместо мяча можно использовать «волшебную палочку».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель просит детей вспомнить черепаху (см. занятие 2, средняя группа) и изобразить ее с помощью рук. Если есть солнце, можно показать ребятам теневой театр.

Занятие 4

Программное содержание. Расширение представлений о словах. Знакомство с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите играя». -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005) или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, машина, самолет, рак, рыба, дом, пароход и др.), стрелка; мелкие игрушки, фишки, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения Г. Сатира «Ли-мон».

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

«Ли-мон» -

Сразу станет кисло.

Измерение протяженности слов. Воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами. (Термин «слог» не употребляется.)

Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и др. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

Работа с пособием «Звуковые часы» (рис. 9). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами.

Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

Дидактическая игра «Назови вкусные слова». Дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в нее фишки, которые дает воспитатель за каждое правильно названное слово.

Игра «Яблонька». Дети встают в круг, и воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения. Дети повторяют действия вслед за педагогом.

У дороги яблонька стоит. (Руки сплетены над головой.)

На ветке яблочко висит. (Запястья вместе, ладони слегка разведены, пальцы немного сжаты.)

Сильно ветку я потряс, (Дети двигают сплетенными над головой руками вперед-назад.)

Вот и яблочко у нас. (Руки перед собой, запястья соединены, пальцы «держат » яблоко.)

В сладко яблочко вопьюсь, (Дети показывают, как едят яблоко.)

Ой, какой приятный вкус! (Поглаживают ладошкой по животу.)

Игра повторяется несколько раз.

Рис. 9

Занятие 5

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук». Закрепление знаний о протяженности слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, желудя и др. (7–9 шт., в названиях 5–6 из них есть звук ж), мелкие игрушки или фишки, зеркало.

Ход занятия

Чтение стихотворения Г. Виеру:

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Игра «Жуки прилетели». «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат: „Ж-ж-ж-ж“, – говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки (дети повторяют движения и звукоподражания). – Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку). Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук ж сначала громко, потом все тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?» (Ж-ж-ж .) Воспитатель предлагает произнести слово жуки, интонационно выделяя звук ж. (Звук ж произносится без призвука гласного звука.)

Игра «Найди картину». Педагог выставляет на фланелеграф картинки. Дети поочередно находят картинки, в названиях которых есть звук ж, называют слова и интонационно выделяют звук ж.

Игра «Телеграф». Воспитатель объясняет ребятам правила работы телеграфа и предлагает отправить телеграмму. Педагог называет несколько одно-, двух– и трехсложных слов, а дети «передают их по телеграфу» (отхлопывают, отстукивают количество слогов в них). Для того чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки или фишки в соответствии с количеством слогов в слове.

Игра «Яблонька». Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение про яблоньку (см. занятие 4, средняя группа). При этом дети внимательно смотрят друг на друга или в зеркало.

Занятие 6

Программное содержание.

Материал. Веер, фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения. ш :

ЛягуШка-попрыгуШка -

Глазки на макуШке,

Прячьтесь от лягуШки

Комары да муШки.

Педагог спрашивает у детей, какой звук чаще других повторялся в стихотворении. Дети произносят слова со звуком ш, интонационно выделяя его: лягуШка, попрыгуШка, макуШка, муШка.

Игра «Ветер-ветерок». Воспитатель выясняет у ребят, какую песенку поет ветер. (Ш-ш-ui.) Когда педагог говорит: «Дует сильный ветер», – дети произносят звук ui громко; а когда он произносит: «Дует слабый ветер», – ребята произносят звук ui тихо.

Игра «Назови слова со звуком ш». мишка, кошка, малыш, шум, шишка и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов нош-ка, лошка, ёш, нош и т. д.).

Игра «Веер». Воспитатель показывает детям веер, рассказывает, для чего он нужен, демонстрирует, как им пользоваться. Потом предлагает детям быстро соединить выпрямленные напряженные пальчики на обеих руках (начиная с мизинца) – получится веер.

Занятие 7

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка; корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Чтение скороговорки. Воспитатель произносит скороговорку:

Два Щенка Щека к Щеке

Щиплют Щетку в уголке.

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в скороговорке, называют его и произносят скороговорку 3–4 раза, интонационно выделяя звук щ.

Игра «Назови слова со звуком щ». Дети называют слова, например: щи, щавель, щипцы, щука, роща, щегол и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину

Игра «Слова-друзья». Педагог выставляет на фланелеграф картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка. Дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока-белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк и т. п.

Игра «Бабочки». Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек и полететь на «сказочную полянку». Дети поднимают руки над головой, кисти рук прижимают наружной стороной друг к другу и свободно двигают пальчиками, как крыльями.

Занятие 8

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения.

Цып – Цып – Цыплятки,

Есть водиЦа в кадке.

Кто меня боится (боиЦа)

Тем не дам водиЦы.

Вот бегут Цыплятки,

Не боятся (бояЦа) Натки!

Возле кадки блюдЦе,

Все они напьются (напьюЦа).

ц. ц.

Игра «Назови слова со звуком ц». Дети называют слова, например: цапля, цирк, царевна, птица, копытце, цок-цок и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые затем складывают в корзину.

Игра «Отгадай загадку». Педагог предлагает детям с помощью знакомых движений, характерных звуков, интонаций, жестов изобразить какое-нибудь животное или сказочного персонажа. Дети по очереди загадывают загадки, а остальные ребята отгадывают их.

Организуя эту игру, можно соорудить сцену, зрительный зал, раздать детям билеты.

Занятие 9

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ч.

Черепаха, не скуЧая,

Час сидит за Чашкой Чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ч. Затем называют слова со звуком ч.

Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайник, чучело, чашки, черный, червяк, ночь, качели, коричневый и др.

Игра «Улей». Дети держат руки перед собой и сжимают пальцы в кулачки, изображая улей. Затем «выпускают пчел по одной», отгибая пальчики, начиная с мизинца. При этом дети изображают, как жужжат пчелы. Потом ребята загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца («пчелы собираются в домики-ульи»). Упражнение выполняется на обеих руках.

Занятие 10

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

Игра «Большой и маленький мячики». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что еще есть маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (съ-сь-съ). Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», – дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Маленький мяч», – ребята произносят: «Сь-сь-сь».

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. «Звук с звучит твердо, это „старший братец“, а звук сь произносится нежно, мягко, это -„младший братец“». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать такие фигурки:

Синий цвет

Зеленый цвет

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звуки сись.

Села мышка в уголок,

Съела бублика куСок.

Г. Виеру

Игра «Назови слова со звуками с и съ». Дети называют слова (сок, сорока, семь, сам, бусы, нос, лось, Люся, серьги, сосна и др.), а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца»), когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком съ. Потом фишки складываются в корзинку

Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.

Занятие 11

Программное содержание.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.

Ход занятия

«Прогулка в лес». Воспитатель вместе с детьми «отправляется» в лес на прогулку послушать, какие звуки живут в нем (шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы, рычат звери, жужжат жуки и т. д.).

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какую песенку поет комарик? (З-з-з.) Как поет большой комар? (З-з-з.) А как поет маленький комарик?» (Зь-зь-зь.)

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки зизь похожи, но между ними есть и отличие: «Маленький комарик поет свою песенку нежно, мягко: „Зь-зь-зь“, а большой комар – жестко, твердо: „З-з-з“». Воспитатель предлагает ребятам спеть песенку большого и маленького комаров.

Игра «Расставь картинки». «У каждого ребенка по 2–3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. На фланелеграфе изображения большого и маленького комариков (можно условные изображения). Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук з , поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь , расположить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Игра «Назови слова со звуками з и зь». Дети называют слова, а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку рядом с большим комаром, когда ребята называют слово со звуком з , и рядом с маленьким комариком – когда они произносят слово со звуком зъ. Потом фишки складываются в корзинку.

Занятие 12

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.

Ход занятия Чтение отрывка из стихотворения «Ручеек» Л. Квитко (перевод Е. Благининой). Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук к:

Козочка Копытцами -

БрыК-брыК!

Хорошо напиться бы:

Прыг (К) – прыг (К).

Дети определяют звук, который чаще других повторяется в стихотворении (звук к ), называют слова с этим звуком. Воспитатель объясняет, что звук к звучит твердо – это «старший братец». Затем просит назвать «младшего братца», который звучит мягко. (Звук кь.)

Игра «Магазин». Дети «покупают» продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую корзину (колбаса, молоко, конфеты, шоколад, камбала и др.) и продукты со звуком кь , которые складывают в маленькую корзинку (кефир, сосиски, кильки, кекс, сардельки и др.).

Упражнение «Волны». Ребята располагают сплетенные в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма можно прочитать отрывок из стихотворения С. Маршака «Кораблик»:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Занятие 13

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.

Ход занятия

Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает 4–5 детям встать в ряд у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что и в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак- звук м, в слове лес- звук ль.

Педагог раздает детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и др.) и просит определить первые звуки в их названиях.

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребенку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твердый звук) и возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребенка.

Игра «Телеграф». Дети называют слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и измеряют их протяженность.

Упражнение «Волны». См. занятие 12, средняя группа. Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

Вы – учитель средней школы «Запрограммированные на неудачу» дети – частое явление в средней школе. Дело в том, что «конвейерная» природа средней школы только усугубляет негативный настрой ребенка.Средняя школа – фабрика, отлаженный механизм: дети чувствуют себя никем,

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности) «Гостевые группы». Некоторые дети по тем или иным причинам не подлежат включению в группы

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для младшей группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.Материал. Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Планы занятий для старшей группы Занятие 1Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.Ход занятияИгра «Назови игрушку».

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Планы занятий для подготовительной группы Занятие 1Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Планы занятий

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Планы занятий

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы

Из книги автора

Из книги автора

Переход к книгам для средней школы Я стал свидетелем выступления великого автора книг для средней школы Питера Леранжиса перед несколькими сотнями писателей на конференции «Ассоциации авторов и иллюстраторов детских книг» в Лос-Анджелесе. Конференц-зал отеля был

Из книги автора

1. Планы семинарских занятий и лабораторно-практические занятия Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии. Этапы становления» План1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

Лилия Золотаревская
Подготовка к обучению грамоте детей средней группы

В соответствии с образовательной программой в средней группе перед нами , воспитателями стоят достаточно сложные задачи по обучению детей грамоте . Мы должны научить детей пятого года жизни :

Понимать термины «слово» и «звук» ;

Понимать, что слова бывают длинными и короткими;

Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивать в них нужные звуки;

Понимать, что слова состоят из звуков и даже определять на слух гласные и согласные звуки, мягкие и твердые;

И даже определять место звука в слове (первый, последний, в середине) ;

А со второй половины года, дети учатся составлять предложения по «живой модели» .

Одна из самых сложных задач раздела при подготовке к обучению грамоте – это понимание термина «слово» . Оксана Семеновна Ушакова предлагает для этого ряд интересных игр. В одну из них мы сейчас с вами поиграем.

1. Игра «Волшебный экран»

Задача : Познакомить детей с термином «слово» . Учить вслушиваться в звучание слов и четко их произносить. Формировать умение регулировать силу и темп голоса.

Перед вами волшебный экран, на нем ничего нет. Я произнесу волшебные слова «Раз, два, три, покажи» и на экране появится картинка. Вы должны внятно, четко проговаривая каждый звук, произнести слово, которое обозначает картинку. Повтори ты тихо, ты громче. Давайте повторим хором, медленно, быстро.

Вы четко и правильно называли слова.

Коллеги, в процессе называния самых различных предметов у детей формируется понятие о том, что слово – это название любого предмета, в дальнейшем действия и качества.

Если у вас нет возможности использовать мультимедиа, вы можете отрабатывать навыки называния слов с помощью указки или волшебной палочки. Палочкой показываете на предмет. Что это? (мяч) . Послушай, как я произнесу это слово. Повтори его.

Таким образом дети начинают понимать термин «слово» .

Помимо того, что дети умеют называть, подбирать слова, мы учим сравнивать слова по протяженности, то есть определяем, какие длинные, а какие короткие. Предлагаю вам игру : 2.«Длинный – короткий» Задача : Учить детей понимать термин «слово» , определять короткие и длинные слова. Приготовьте руки, давайте поучимся измерять длину слова (кот, велосипед) . А теперь вы будете измерять длину слова (сом, магазин, мяч, милиционер) . Молодцы, правильно измеряли длину слов.

Когда дети хорошо усвоили понимание термина «слово» , мы учим их составлять предложения по «живой модели» . Мы с вами сейчас научимся составлять предложения.

3. «Составление предложений по «живой модели» .

Задача : Познакомить детей с составлением предложения по «живой модели» .

Кто пришел к нам в гости? (Ёж) Какой ёжик? (колючий) . Чтобы легче было составить предложение мы будем использовать схемы. Вы будете словом

«ёжик» , вот вам схема. Вы - «колючий» . Дети моделируют предложения :

- «Колючий ёжик» ; А если мы поменяемся местами, какое предложение у нас получится?

- «Ёжик колючий» .

А сейчас посмотрите на экран. Что делает ежик? (спит) . Вы будете словом «спит» .

Моделирование предложений :

- «Ёжик колючий спит» ;

- «Колючий ёжик спит» ;

С помощью этой игры можно составлять самые разнообразные предложения.

А сейчас я вам предлагаю серию игр по звуковой культуре речи.

В начале года не все дети четко произносят шипящие, свистящие звуки, Р, Л. Мы даем упражнения с простыми звуками, которые дети четко произносят. 4. «Поймай звук» В этой игре мы учим детей понимать термин «звук» , слышать нужный звук в словах. Развивать фонематический слух.

Мы сейчас с вами будем играть со звуком «Б» .

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит : «Не плачь, косой,

Звуки выучим с тобой.

«Б» услышишь – громко хлопай.

Да еще и ножкой топай.

Я буду называть слова, а вы должны поймать только те слова, в которых услышите звук «Б» (дом, грибы, пень, морковь, бык, ворона, булка)

Можно усложнять задания, ловить только те слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова (булка, полка, букет, шайба)

Теперь только в середине слова (колобок, лодочка, коробочка, собака)

В этой игре можно учить детей определять твердость и мягкость звуков.

Сейчас будем ловить только те слова, где звук «Бь» мягкий (Белка, коробка, ребенок, бочка, жеребенок) .

Видите сколько вариантов упражнений можно использовать с одним звуком.

По мере того как дети овладевают произношением сложных звуков, мы в игры включаем и эти звуки. Это шипящие, звук Р, Л, свистящие.

В этой игре мы учим детей подбирать слова с заданным звуком.

5. «Кто в домике живет?»

Задача : Учить детей подбирать слова со звуком «Ж» .

Нам надо расселить животных в домик. Только в домике будут жить животные, в словах которых слышим звук «Ж» .

Назовите, кто может жить в домике. Произносите слова четко, правильно. А сейчас мы проверим, правильно ли ответили. А почему не поселили?

Хорошо вы справились с этим заданием, правильно расселили жильцов в домик.

Когда дети научились выделять звук в слове, мы учим находить место звука в слове. Для этого используем схемы.

6.«Найди место звука в слове»

Задача : Учить детей определять место гласного звука «А» в слове.

Я буду вам называть слова со звуком «А» , а вы должны на схеме показывать фишкой место звука в слове (в начале, в конце, в середине) (аист, мак, лиса, шар)

Также можно учим определять позицию звука в слове с помощью такой игры.

Для этой игры мне надо 6 человек.

7. «Найди свою пару»

Задача : Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Я вам раздам картинки. Вы должны найти своего дружка.

Что у тебя нарисовано? (Шишка)

Кокой последний звук в этом слове? (А)

У кого картинка со словом, где первый звук А?

(стул - ложка, чайник - ключ, шишка -автобус)

Молодцы, правильно определили первый и последний звук в словах.

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы - фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:


При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

  • «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.
  • «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным - руки, а не рука, кот, а не котёнок).
  • «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.
  • Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).
  • Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).
  • Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).
  • Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».

Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

  • Задания, опирающиеся на зрительную память, - в них используются изображения, разыгрываются сценки.
  • Приёмы, рассчитанные на тактильную память, - дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.
  • Использование механической памяти - малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.
  • Обращение к ассоциативной памяти - устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи :

  • сформировать умение проанализировать текст и составить предложение по заданной схеме;
  • ознакомить с понятиями «существительное», «прилагательное», «глагол», рассказать о подборе синонимов, антонимов к словам;
  • научить составлению схемы слова;
  • добиться чтения со скоростью 30–40 слов в минуту;
  • научить записи слов в тетради.

Видео: занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе по УМК «Тропинки»

Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.

Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .

Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.

«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква

Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.

Анализ занятия

Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:

  • указывается тема и цель занятия, а также основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная;
  • определяются методы и приёмы, используемые воспитателем и то, насколько они соответствуют поставленным задачам;
  • даётся оценка деятельности детей;
  • анализируется работа воспитателя во время урока;
  • предлагаются рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте

Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»

«Звуки [М], [М"] и буквы М, м.»

Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК

г. Воронеж 2017г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:
I Организационный момент:

Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)

Скажите, а какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем)
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В: Они какие? (гласные)

В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)

В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? (согласные)
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему .
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)


В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (МЯЧИК)

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(машина, мяч)
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М"]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно? (нет).
В: Что ему мешает? (губы).
2) Характеристика звуков .
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М"] какие? (согласные).
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

В: я знаю игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор. (показываю рисунки) .

В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?» Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подает

И бегаем кругом!

В: Игры на развитие фонематического слуха
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)(показываю рисунки)

В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
(март, май). .
Знакомство с буквами М.
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. .)

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)

В: Давайте с этим словом составим предложение.

В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре-

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья !


В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок.

Итог. Обобщение.
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите, с какими звуками мы познакомились? Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!


Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент:

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

Филя и Каркуша.

В: Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В: Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В: Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся?

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

Из гласных.

В: Сколько их?

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала:

1) Введение в тему.

К. : Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К. : Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К. : Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

В: Мммяч.

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

В: Что ему мешает?

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В: Значит, звуки [М] и [М"] какие?

Согласные.

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"]. … Чувствуете как звенит голос?

В: Значит звуки [М] и [М"] какие?

Звонкие.

В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В: А мягкие?

Зеленым.

В: Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В: Какой первый звук в этом слове?

В: А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В: А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В: Какой первый звук?

В: Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф: Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М.

Морковь, помидор.

К: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.

Март, май.

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

В: В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В: Сколько в ней элементов?

В: Сложите её из палочек.

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

В: А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В: Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука. И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву)

В: А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру.

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В: Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.

V. Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши». И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?

Они какие?

В: Какой буквой эти звуки обозначаются?