Письмо к менекею. Эпикур: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти еще нет, а когда приходит смерть, нас уже нет
Лекция на тему: Античная философия: космоцентризм
Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.
Первая стадия – досократовская – (VII-V вв. до н.э.). Представители:
Милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и его последователи, Эмпедокл , Анаксагор , представители древнегреческой атомистики Левкипп и Демокрит. Завершают эту стадию софисты.
Вторая стадия – классическая (сер.V – до конца IVв. до н.э.).
Представители: Сократ, Платон, Аристотель.
Третья стадия – эллинистическая (конец IV – II вв. до н.э.). Представители: философские школы перипатетиков, платоновская Академия, стоики, эпикурейцы, скептики. Наиболее крупные философы того времени – Теофраст, Эпикур, Пиррон.
Четвертая стадия – римская философия (с I в. до н.э. по V-VI вв.н.э.). Наиболее значимыми направлениями римской философии были:
ü стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);
ü эпикуреизм (Тит Лукреций Кар);
ü скептицизм (Секст Эмпирик);
ü эклектицизм (Марк Тулий Цицерон);
ü неоплатонизм (Плотин).
I СТАДИЯ – ДОСОКРАТОВСКАЯ
Специфика древнегреческой философии – стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Первой философской школой античности была милетская. Центральной проблемой, волновавшей милетцев, был вопрос: откуда все возникает и во что превращается?
Так, Фалес началом всего считал воду. Анаксимен утверждал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе . Анаксимандр говорил, что основой всего служит неопределенное вещество апейрон.
Другой древнегреческий философ – Гераклит (VI-V в. до н.э.) основой всего существующего считал огонь. Гераклит – основатель античной диалектики.
Основателем элейской школы был Парменид (VI-V вв. до н.э.). Он выступал против диалектики Гераклита.
Элеаты (Парменид, Зенон) создали учение о бытии. По Пармениду , бытие –а) вечно, неуничтожимо, едино;
б) мышление и бытие – одно и то же;
в) бытие есть, а небытия нет.
Одной из видных фигур досократовской стадии был Пифагор (VI в.до н.э.). Особое внимание Пифагор и его школа придавали развитию математики. Абсолютизируя числа, пифагорейцы пришли к мистике чисел.
В сократовской античной философии особое место занимают сторонники атомистических учений, крупнейшими представителями которых были Левкипп и Демокрит (V - IVв. до н.э.). Они говорили, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Двигаясь в пустоте, атому соединяются между собой, образуя тела. Распад атомов ведет к гибели тел.
Завершают эту стадию софисты – «учителя мудрости». Основные темы софистики – этика, политика, язык, религия, воспитание.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
II СТАДИЯ - КЛАССИЧЕСКАЯ
Сократ (470-399 гг.до н.э.),
Платон (427-347 гг.до н.э.),
Аристотель 384-322 гг. до н.э.) – вершина древнегреческой философии.
Сократ – учитель нравственности . Его девиз: «Познай самого себя».
Философия – познание того, что такое добро и зло. Нравственное зло идеи от незнания. Знание – источник нравственного совершенства.
Платон – ученик Сократа .
Основал свою школу – Академию. В его лице древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения.
Если Демокрит под бытием понимал материальный, физический атом, то Платон рассматривает бытие как идеальное бестелесное образование – Идею , поэтому он родоначальник идеалистической линии в философии.
Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – только копии идей. Идеи, по Платону, вечны, неизменны, божественны, сущность вещей. Высшая идея – это Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.
Платон:Идеи существуют до вещей!
Платон – сторонник теории переселения душ .
Теория познания – теория воспоминания. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Задача учителя – помочь ученику вспомнить то, что душа знала до вселения в тело.
Учение Платона о знании как воспоминании послужило исходным пунктом позднейшего идеалистического априоризма – учения, согласно которому нашему уму присущи некоторые формы и некоторые знания, прирожденные душе и не зависящие от опыта.
Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Аристотель: Идеи находятся в самих вещах!
Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма – это активный творческий фактор, это причина становления вещей, из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины – материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.
На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм : в узком смысле – учение , в широком – истолкование , распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение его учения в различных средневековых, теологических традициях.
IIIСТАДИЯ – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ
В период эллинизма (IV в. до н.э. –V в.н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев – последователей учения Эпикура и стоиков – представителей стоицизма.
Эпикур (342-271 гг. до н.э.)
Учение Эпикура состоит из трех частей: логики, физики и этики.
Логика необходима, чтобы отличить истину от лжи, правильно судить обо всем.
Физика – учение о мире. В физике Эпикур – последователь атомистического учения Демокрита.
Логика и физика Эпикура не являются самостоятельными науками. Они – часть философии. Философия же – путь к счастливой жизни .
Критерий счастья – чувство удовольствия. Высшее удовольствие - в атараксии (невозмутимости духа), душевном покое и безмятежности, что возможно при подчинении своих страстей разуму.
Эпикур: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти еще нет, а когда приходит смерть, нас уже нет»
IV СТАДИЯ – РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(с I в. до н.э. по V-VI вв.н.э.).
Наиболее значимыми направлениями римской философии были:
стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Стоическая философия включала в себя 3 основные части: логику, физику и этику.
Главное место в стоицизме занимает этика: Что есть высшее благо и как его достичь?
Как и Сократ, стоики свою этику строят на знании . Но, в отличие от него, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему.( апатии, бесстрастии).
Этический идеал стоиков – бесстрастие (апатия), а это – пессимизм.
Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.
Итоги:
1) Для античной философии характерен поиск первоначала существующего. (В мифологии – кто породил все сущее? В античной философии – из чего оно произошло?, т.е. попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира).
2) Противоборство материализма и идеализма , диалектики и антидиалектики (метафизики).
3) Своеобразие античной философии – она развивалась в натурфилософской форме (Натурфилософия, слившаяся с естествознанием, называлась в древнегреческой философии физикой).
4) Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов.
5) Космоцентризм - важнейшая черта древнегреческой натурфилософии. Древнегреческая философия, обнаружив во Вселенной (космосе) человека, точно также и в человеке увидела Вселенную. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек – микрокосмосом. Такая
точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной.
6) Натурфилософии античности свойственно стихийное и наивно-диалектическое истолкование природы.
7) В период античности огромную роль в осмыслении природного мира играл метод аналогии.
Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом?
вселенная
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
желание
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
Величайший плод ограничения желаний - свобода.
жизнь
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
законы
Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
люди
Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых.
мудрость
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
наслаждение
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
природа
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
разум
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
смерть
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто; ведь все - и хорошее, и дурное - заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
справедливость
Величайший плод справедливости - безмятежность.
страх
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
судьба
Редко судьба препятствует мудрому.
удовольствие
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
умеренность
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
философия
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.
характер
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
на другие темы
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
Из крапивы извлекай нитки, из полыни - лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
а) Сократ;
б) Эпикур;
в) Платон;
г) Пифагор;
д) Аристотель.
31.Учение о человеке, как общественном существе, было разработано в философии:
а) позитивизма;
б) прагматизма;
в) марксизма;
г) экзистенциализма;
д) персонализма.
32. Обществом в социальной философии называют:
а) весь окружающий мир;
б) группы, в которых происходит общение;
в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания;
г) общность, объединенную сознанием;
д) обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой форму совместной деятельности людей.
33. Какая из предложенных моделей общественного развития связывает его с природными процессами :
а) натуралистическая;
б) идеалистическая;
в) материалистическая;
г) плюралистическая, факторная.
34. Кто из перечисленных ниже мыслителей был сторонником цивилизационного подхода к историческому развитию :
а) К. Маркс;
б) П. Сорокин;
в) О. Шпенглер;
г) М. Вебер;
д) А. Тойнби.
35. Идеализация русских самобытных начал, проповедь мессианской роли России принадлежит:
а) западникам;
б) марксистам;
в) славянофилам;
г) народникам;
д) декабристам.
36. Кому из русских философов принадлежит идея «воскрешения отцов»:
а) В. С. Соловьеву;
б) Илариону;
в) Н. А. Бердяеву;
г) Н. Ф. Федорову;
д) П. А. Флоренскому.
37. Кто из русских мыслителей оформил концепцию «Москва - III Рим»:
а) Иларион;
б) Филофей;
в) Ф. Прокопович;
г) М. В. Ломоносов;
д) С. Н. Булгаков.
Формы промежуточного контроля имеют следующую структуру
1. Экзамен
1.1. Примерные вопросы (задания)
1. Философия, её роль в жизни человека и общества.
2. Мифология и философия.
3. Философия и религия.
4. Философия и наука.
5. Функции философии.
6. Специфика философского мировоззрения.
7. Философия Древней Индии: основные этапы развития.
8. Основные тексты древнеиндийской философии.
9. Философские школы древнеиндийской философии.
10. Материалистические древнеиндийские философские школы: аджевика, червака или локаята.
11. Философия джайнизма.
12. Философия буддизма.
13. Основные течения китайской философии.(даосизм, конфуцианство, моизм).
14. Философские школы Древнего Китая.
15. Философская система Конфуция.
16. Даосизм как концепция круговорота.
17. Философия Древней Греции. Космоцентризм античного мировоззрения.
18. Досократическая философия, её основные школы и представители (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, Гераклит).
19. Антропологический период греческой философии. Софисты. Сократ и его учение.
20. Онтология, гносеология и социальная доктрина Платона.
21. Онтология, гносеология и социальная философия Аристотеля.
22. Эллинско-римская философия, её специфика, основные школы (стоики, скептики, эпикурейцы, киники, киренаики).
23. Теоцентризм философии Средневековья.
24. Средневековая философия: апологетика и патристика.
25.Средневековая схоластика.
26. Средневековая философия: спор об универсалиях.
27. Философия Фомы Аквинского.
28. Философия Возрождения.
29. Своеобразие философии Нового времени и её основные направления.
30. Рационалистическая и эмпирическая тенденции философии Нового времени.
31. Философия Нового времени: поиск универсального метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
32. Французский материализм XVIII века(Дидро Д., Кондильяк Э., Гольбах П., Ламетри Ж.).
33. Философские позиции И. Канта в докритический и критический период творчества.
34. Моральная философия И. Канта.
35. Система объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.
36. Диалектика Г. В. Ф. Гегеля.
37. Материализм и атеизм Л. Фейрбаха.
38. Философия марксизма.
39. Учение Маркса об общественно-экономических формациях.
40. Философия славянофилов (и. В. Киреевский, Н. Я. Данилевский, А. С. Хомячков, К. Н. Леонтьев).
41. Философия западников (П. Я. Чаадаев, Т. И. Грановский).
42Философия нового религиозного сознания (В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков).
43. Русский космизм.
44. Философия Ф. Ницше.
45. Философия Шопенгауэра.
46. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
47. Экзистенциализм.
48. Философская антропология (М. Шелер, Г. Плесснер, А. Гелен, Э. Ротхакер).
50. Научно-философское понятие материи, его формирование.
51. Проблема материального и идеального в философии.
52. Движение как способ существования материи.
53. Пространство и время.
54. Проблема сознания в философии.
55. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.
56. Проблема познаваемости мира в философии.
57. Чувственное и рациональное познание, их формы.
58. Практика и её роль в вопросе познания.
59. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истины.
60. Принципы диалектики.
62. Законы диалектики, их специфика.
63. Природа как объект философского исследования.
64. Общество как объект философского анализа.
65. Цивилизационный пордход к развитию общества.
66. Формационный подход к развитию общества.
67. Культурологический подход к развитию общества.
68. Культура как социальное явление. Человеческое измерение культуры.
69. Проблема человека - центральная проблема философии.
70. Информационное общество, его черты и перспективы.
1.2. Критери оценки знаний.
Владение категориальным аппаратом философии и ключевой философской проблематикой, знание истории философских идей, умение логически рассуждать, анализировать философские проблемы, находить причинно-следственные связи между явлениями, процессами; способность связывать полученные знания с предстоящей профессиональной деятельностью.
7. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература (учебники и учебные пособия)
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд. 3-е.перераб. и доп., М., 1997.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.. Философия. М., 2002.
Вольф Р.П. О философии. Учебник. Пер. с англ. М., 1996.
Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
Гуревич П.С. Философия. Учебник для психологов. М., 2004.
Зеньковский В.В. История русской философии. в 2 тт. Л., 1991.
Ильин В.В. История философии. СПб., 2005.
Каратини Р. Введение в философию. М., 2003.
Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2тт. М., 2003
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.
Марков Б. Философская антропология. СПб. 1998.
Мир философии. часть 1,2. М.,1991.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
Основы философии. Учебное пособие. М., 1997.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. М., 2000
Философия. Учебник. Ред. Горюнов В.П., Сидорина Т.Ю. М: Гардарики, 2005.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю.. третье издание, перераб. и допол., М: Гардарики, 2005.
Философия. Учебник. Под ред. Караваева Э.Ф., Шилкова Ю.М., М., 2004.
Философия. Учебник. Ред. Лавриненко В.П. Изд. Третье. М: Юристь, 2005.
Философия. Учебник. Ред. Митрошенкова О.А. М: Гардарики, 2005.
Хрестоматия по истории философии. учебное пособие для вузов. В 3 чч. Отв. Ред. Микешина Л.А. М. 1997.
Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М. 1997.
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. М., 2006.
Дополнительная литература.
Абаньяно Н. Мудрость философии. СПб., 1997.
Абишева А.Г. О понятии «ценность». Вопросы философии. 2002, №3.
Автономова Н.С. Фрейд в России и Европе: парадоксы «второго пришествия». Вопросы философии. 2000. №10.
Акчурин И.А. Новая фундаментальная онтология и виртуалистика. Вопросы философии. 2003. №9.
Андреев И.Д. Человек по имени деньги. Вопросы философии. 2002. №11.
Баженов Л.Г. Кремлянский З.И., Степанов Я.К. Эволюция материи и ее структурные уровни. Вопросы философии. М., 1989.
Баруллин В.С. Социальная философия. М., 2005.
Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход. Свободная мысль. 1998. №5.
Вебер М. избранные произведения. М., Л., 1996.
Владимиров Ю. Пространство и время, размерности явные и скрытые. М., Л., 1989.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. Вопросы философии.2000. №1
Галактионов А., Никандров П. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.
Гарсия Д.О понятии «культура» и «цивилизация». Вопросы философии. 2002. №12.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали. Вопросы философии. 2003. №3.
Диалектика социальных отношений и современность. М.: МЭСИ. 1995.
Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Вопросы философии. 1998. №2.
Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможность решения. Вопросы философии. 2002. №10.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: «Канон». 2002.
Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека. Вопросы философии. 2002. №2.
Жданов Г.Б. Информация и сознание. Вопросы философии. 2000. №1.
Замалеев А. Курс истории русской философии. М. 1996.
Западная философия XX века. М.: Итерпрайс. 1994.
Западная философия: итоги тысячелетия. СПб. Екатеринбург. 1997.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. Л. 1991.
Зинченко В.А. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души). Вопросы философии. 2002. №2.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М. 2001.
Иванов Е. Материя и субъективность. Саратов. 1998.
Ильенков Э. Философия и культура. М. 1991.
Ильин В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. Л. 1994.
Иноземцев В. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения. Вопросы философии. 1997. №10.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Под ред М. Корпеева. СПб. 1998.
История философии в кратком изложении. М. 1991.
История философии. Запад – Россия – Восток. В 4-х книгах. М. 1995-1999.
Каган М.С. Метафоры бытия и небытия. К постановке вопроса. Вопросы философии. 2001. №6.
Карл Маркс и современная философия. М. Л. 1999.
Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М. 1983.
Князева В., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение. Вопросы философии. 1992. №12.
Коган Л. А. О будущем философии. Вопросы философии. 1996. №7
Коган Л.А. Закон сохранения бытия. Вопросы философии. 2001 №4.
Коломийцев В. Цивилизация XXI в. Некоторые современные концепции. Свободная мысль. 1996. №11.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. 2004.
Кутырев В.П. Оправдание бытия. Вопросы философии. 2000. №5.
Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. М. 1993.
Кучевский В.Б. Анализ категории материи. М. 1983.
Кучевский В.Б. Диалектическая концепция развития. М. 1996.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. ПСС. Т18.
Лешкевич Т.Г. Философия науки. М. 2005.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М. 1990.
Международная конференция «Философия естествознания XX в.: итоги и перспективы» Вопросы философии. 1997. №10.
Международный московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы). Вопросы философии. 1996. №11.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М. :Прогресс, Традиция. 2002.
Мировая цивилизация: проблемы развития. Под ред. М. Росенко. Сб. науч. трудов. СПб 1995.
Моисеев Н. Еще раз о проблемах коэволюции. Вопросы философии. 1998. №8.
Моисеев Н. Человек во Вселенной и на Земле. Вопросы философии. 1990. №6.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977.
Никифоров А.Л. Природа философии. М. «Идея Пресс». 2001.
Нуриев Д.А. Понятие материи в философии. Уфа. 1995.
Ойзерман Л.Д. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы. Вопросы философии. 2001 №2.
Познание в социальном контексте. М. 1984.
Поляков Л.Н. К проблеме общественных формаций. Вопросы философии. 2003. №6.
Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.
Рассел Б. История западной философии. Новосибирск. 1997.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т.1-4. СПб. 1997.
Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. Вопросы философии. 2001. №3.
Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития. Философские науки. 1989. №5.
Русские мыслители. Ростов. 2003.
Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб: «Алетейя». 2001.
Русский космизм. Антология философской мысли. М. 1993.
Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. Вопросы философии. 2002. №2.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М. 2000.
Смирнов И.П. Бытие и творчество. СПб. 1996.
Современная теория познания. М. 1992.
Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М. 1996.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.
Социальная теория: к новой парадигме (материалы «круглого стола»). Полис. 1995. №4.
Спор о диалектике. Вопросы философии. 1995. №1.
Степин В. Динамика научного познания как процесс самоорганизации. М. 1994.
Степин В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого. Вопросы философии. 1997. №5.
Степин В. , Кузнецова Л. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1994.
Столович Л.Н. Диалог и диалектика. Вопросы философии. 2002. №11.
Сумерки богов (Ф. Ницше, З.Фрейд, А. Камю, Э. Фромм, Ж-П. Сартр). М. 1991.
Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.
Тоффлер А. Новая волна на Западе. М. 1986.
Феномен человека. Антология. М. 1993.
Философия и политика (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1998. №1.
Философия и цивилизация: материалы Всероссийской конференции 30-31 октября 1997 г. СПб. 1997.
Философия техники: История и современность. М. 1996.
Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа. Вопросы философии. 2003. №8.
Хайдеггер М. Бытие и время. М. 1997.
Хилл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб. 1997.
Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. Вопросы философии. 2003. №1.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М. 1999.
Чанышев А. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). Вопросы философии. 2001. №2.
Шохин В.К. «Проект» персоналистической антропологии и философии ценностей. Вопросы философии. 2002. №6.
Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е. изд. Т. 20.
Программное обеспечение. Электронные информационные ресурсы.
Национальная философская энциклопедия: http :// www . terme . ru
Философский портал: http :// www . philosophy . ru
Портал «Философия online»: http :// www . phenomen . ru
Электронная библиотека по философии: http :// www . filosof. historic . ru
Электроная гуманитарная библиотека: http :// www . gumfak . ru
Викизнание: гипертекстовая электронная энциклопедия: http :// www . wikiznanie . ru
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия: http :// www . wikipedia . org
Инновационная образовательная сеть «Эврика»: http :// www . eurekanet . ru
Центр дистанционного образования «Эйдос»: http :// www . eidos . ru
Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому - для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье, - ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его заполучить.
Итак, и в делах твоих, и в размышлениях следуй моим всегдашним советам, полагая в них самые основные начала хорошей жизни.
Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги существуют, ибо знание о них - очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения . толпы о богах, ибо высказывания толпы о богах - это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим - пользу: ведь люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым.
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна; не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда . бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет, а потому, что она причинит страдания тем, что придет; что присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют. Большинство людей то бегут смерти как величайшего из . зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: хорошо не родиться.
Если он говорит так по убеждению, то почему он не уходит . из жизни? ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит это в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.
Нужно помнить, что будущее - не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться, что оно совсем не наступит.
Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие - праздными; а среди естественных одни - необходимыми, другие - только естественными; а среди необходимых одни - необходимые для счастья, . другие - для спокойствия тела, третьи - просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здоровью и душевной безмятежности, а это - конечная цель блаженной жизни. Ведь все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это наконец достигнуто, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ. В самом деле, ведь мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия; а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем. Потому мы и говорим, что . наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни; его мы познали как первое благо, сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага.
Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаем предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим, если за ними следуют более значительные неприятности; и наоборот, часто боль мы предпочитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль, мы ждем следом за нею большего наслаждения. Стало быть, всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения; равным образом и всякая боль есть зло, но не всякой боли следует . избегать; а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное - ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, напротив, на зло - как на благо.
Самодовление мы считаем великим благом, но не с тем, чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого, искренне полагая, что роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего, и что все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее - трудно достижимо. Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если . только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.
Поэтому когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не . разделяют или плохо понимают наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе.
Начало же всего этого и величайшее из благ есть разумение; оно дороже даже самой философии, и от него произошли все остальные добродетели. Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и [нельзя жить разумно, хорошо и праведно], не живя сладко: ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь неотделима от них.
Кто, по-твоему, выше человека, который и о богах мыслит благочестиво, и от страха перед смертью совершенно свободен, который размышлением постиг конечную цель природы, понял, что высшее благо легко исполнимо и достижимо, а высшее зло или недолго, или нетяжко, который смеется над судьбою, кем-то именуемой владычицею всего, [и вместо этого утверждает, что иное происходит по неизбежности], иное по случаю, а иное зависит от нас, - ибо ясно, что неизбежность безответственна, случай неверен, а зависящее от нас ничему . иному не подвластно и поэтому подлежит как порицанию, так и похвале. В самом деле, лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками , - басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность. Точно так же и случай для него и не бог, как для толпы, потому что действия бога не бывают беспорядочны; и не бессознательная причина, потому что он не считает, будто случай дает человеку добро и зло, определяющие его блаженную жизнь, а считает, что случай . выводит за собой лишь начала больших благ или зол. Поэтому и полагает мудрец, что лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым: всегда ведь лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обязано успехом случаю.
Обдумывай же эти и подобные советы днем и ночью, сам с собою и с тем, кто похож на тебя, и тебя не постигнет смятение ни наяву, ни во сне, а будешь ты жить, как бог среди людей. Ибо кто живет среди бессмертных благ, тот и сам ни в чем не сходствует со смертными.
Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.
Вот как смерть удерживает от греха.
Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5, 17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?
И она тебе ответит:
— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!
Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:
— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!
Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:
— Что повелишь мне делать, смерть?
И посмотришь, что смерть скажет тебе:
— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!
Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?
— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!
Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.
Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.
Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату» . Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.
Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.
Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5, 19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.
Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:
— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?
И смерть скажет ему:
— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!
Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.
Наша, христиан, философия — не избегать смерти
Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.
Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!» Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].
Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!