Письмо к менекею. Эпикур Самосский: афоризмы, цитаты, высказывания
Лекция на тему: Античная философия: космоцентризм
Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.
Первая стадия – досократовская – (VII-V вв. до н.э.). Представители:
Милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и его последователи, Эмпедокл , Анаксагор , представители древнегреческой атомистики Левкипп и Демокрит. Завершают эту стадию софисты.
Вторая стадия – классическая (сер.V – до конца IVв. до н.э.).
Представители: Сократ, Платон, Аристотель.
Третья стадия – эллинистическая (конец IV – II вв. до н.э.). Представители: философские школы перипатетиков, платоновская Академия, стоики, эпикурейцы, скептики. Наиболее крупные философы того времени – Теофраст, Эпикур, Пиррон.
Четвертая стадия – римская философия (с I в. до н.э. по V-VI вв.н.э.). Наиболее значимыми направлениями римской философии были:
ü стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);
ü эпикуреизм (Тит Лукреций Кар);
ü скептицизм (Секст Эмпирик);
ü эклектицизм (Марк Тулий Цицерон);
ü неоплатонизм (Плотин).
I СТАДИЯ – ДОСОКРАТОВСКАЯ
Специфика древнегреческой философии – стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Первой философской школой античности была милетская. Центральной проблемой, волновавшей милетцев, был вопрос: откуда все возникает и во что превращается?
Так, Фалес началом всего считал воду. Анаксимен утверждал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе . Анаксимандр говорил, что основой всего служит неопределенное вещество апейрон.
Другой древнегреческий философ – Гераклит (VI-V в. до н.э.) основой всего существующего считал огонь. Гераклит – основатель античной диалектики.
Основателем элейской школы был Парменид (VI-V вв. до н.э.). Он выступал против диалектики Гераклита.
Элеаты (Парменид, Зенон) создали учение о бытии. По Пармениду , бытие –а) вечно, неуничтожимо, едино;
б) мышление и бытие – одно и то же;
в) бытие есть, а небытия нет.
Одной из видных фигур досократовской стадии был Пифагор (VI в.до н.э.). Особое внимание Пифагор и его школа придавали развитию математики. Абсолютизируя числа, пифагорейцы пришли к мистике чисел.
В сократовской античной философии особое место занимают сторонники атомистических учений, крупнейшими представителями которых были Левкипп и Демокрит (V - IVв. до н.э.). Они говорили, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Двигаясь в пустоте, атому соединяются между собой, образуя тела. Распад атомов ведет к гибели тел.
Завершают эту стадию софисты – «учителя мудрости». Основные темы софистики – этика, политика, язык, религия, воспитание.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
II СТАДИЯ - КЛАССИЧЕСКАЯ
Сократ (470-399 гг.до н.э.),
Платон (427-347 гг.до н.э.),
Аристотель 384-322 гг. до н.э.) – вершина древнегреческой философии.
Сократ – учитель нравственности . Его девиз: «Познай самого себя».
Философия – познание того, что такое добро и зло. Нравственное зло идеи от незнания. Знание – источник нравственного совершенства.
Платон – ученик Сократа .
Основал свою школу – Академию. В его лице древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения.
Если Демокрит под бытием понимал материальный, физический атом, то Платон рассматривает бытие как идеальное бестелесное образование – Идею , поэтому он родоначальник идеалистической линии в философии.
Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – только копии идей. Идеи, по Платону, вечны, неизменны, божественны, сущность вещей. Высшая идея – это Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.
Платон:Идеи существуют до вещей!
Платон – сторонник теории переселения душ .
Теория познания – теория воспоминания. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Задача учителя – помочь ученику вспомнить то, что душа знала до вселения в тело.
Учение Платона о знании как воспоминании послужило исходным пунктом позднейшего идеалистического априоризма – учения, согласно которому нашему уму присущи некоторые формы и некоторые знания, прирожденные душе и не зависящие от опыта.
Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Аристотель: Идеи находятся в самих вещах!
Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма – это активный творческий фактор, это причина становления вещей, из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины – материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.
На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм : в узком смысле – учение , в широком – истолкование , распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение его учения в различных средневековых, теологических традициях.
IIIСТАДИЯ – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ
В период эллинизма (IV в. до н.э. –V в.н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев – последователей учения Эпикура и стоиков – представителей стоицизма.
Эпикур (342-271 гг. до н.э.)
Учение Эпикура состоит из трех частей: логики, физики и этики.
Логика необходима, чтобы отличить истину от лжи, правильно судить обо всем.
Физика – учение о мире. В физике Эпикур – последователь атомистического учения Демокрита.
Логика и физика Эпикура не являются самостоятельными науками. Они – часть философии. Философия же – путь к счастливой жизни .
Критерий счастья – чувство удовольствия. Высшее удовольствие - в атараксии (невозмутимости духа), душевном покое и безмятежности, что возможно при подчинении своих страстей разуму.
Эпикур: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти еще нет, а когда приходит смерть, нас уже нет»
IV СТАДИЯ – РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(с I в. до н.э. по V-VI вв.н.э.).
Наиболее значимыми направлениями римской философии были:
стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Стоическая философия включала в себя 3 основные части: логику, физику и этику.
Главное место в стоицизме занимает этика: Что есть высшее благо и как его достичь?
Как и Сократ, стоики свою этику строят на знании . Но, в отличие от него, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему.( апатии, бесстрастии).
Этический идеал стоиков – бесстрастие (апатия), а это – пессимизм.
Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.
Итоги:
1) Для античной философии характерен поиск первоначала существующего. (В мифологии – кто породил все сущее? В античной философии – из чего оно произошло?, т.е. попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира).
2) Противоборство материализма и идеализма , диалектики и антидиалектики (метафизики).
3) Своеобразие античной философии – она развивалась в натурфилософской форме (Натурфилософия, слившаяся с естествознанием, называлась в древнегреческой философии физикой).
4) Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов.
5) Космоцентризм - важнейшая черта древнегреческой натурфилософии. Древнегреческая философия, обнаружив во Вселенной (космосе) человека, точно также и в человеке увидела Вселенную. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек – микрокосмосом. Такая
точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной.
6) Натурфилософии античности свойственно стихийное и наивно-диалектическое истолкование природы.
7) В период античности огромную роль в осмыслении природного мира играл метод аналогии.
Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом?
вселенная
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
желание
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
Величайший плод ограничения желаний - свобода.
жизнь
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
законы
Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
люди
Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых.
мудрость
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
наслаждение
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
природа
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
разум
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
смерть
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто; ведь все - и хорошее, и дурное - заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
справедливость
Величайший плод справедливости - безмятежность.
страх
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
судьба
Редко судьба препятствует мудрому.
удовольствие
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
умеренность
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
философия
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.
характер
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
на другие темы
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
Из крапивы извлекай нитки, из полыни - лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
«Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить» Люк де Клапье де ВовенаргТак уж получилось, что я частично уже изложил свою точку зрения и даже привёл . Здесь я хочу обобщить своё знание об умирании человека с физиологической и духовной точек зрения.
«Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых» Эпикур
Смерть пугает нас своей неотвратимостью (прежде всего в отношении нас самих) и невозвратностью жизни (прежде всего в отношении наших близких). Страх перед ней способен сковать человека, лишить его возможности двигаться по судьбе. Практически можно сказать, что кто боится смерти – тот не живёт.
У смерти как понятия, есть два аспекта: физический (смерть организма; прекращение физиологических процессов) и духовный (так называемая загробная жизнь). Единственной причиной умирания как физиологического процесса является невозвратное нарушение функционирования ядер продолговатого мозга, вызванное невосстановлением кровотока в капиллярах мозга, причин для которого насчитывают не менее 14. Сами же нервные клетки весьма устойчивы к недостатку кислорода и, хотя человека нельзя оживить (восстановить кровоток в мозге) уже через 5 минут после начала клинической смерти, нейроны живы ещё не менее часа (Самойлов М.О. «Реакции нейронов мозга на гипоксию», 1985). Я не могу сказать, насколько человек способен думать в течение этого часа. Активность нервных клеток коры больших полушарий многократно возрастает в течение первой минуты (Неговский В.А. «Очерки по реаниматологии», 1986), а затем резко обрывается , давая возможность другим участкам мозга справиться с возникшей угрозой жизни. В любом случае недостаток кислорода должен свести мышление к минимуму, если не совершенно его прекратить. Насколько мне известно, если у организма есть время, то он сделает смерть максимально безболезненной. Опыт людей, переживших клиническую смерть, говорит о том, что душа покидает тело часто сразу же после отключения сознания, и процесс этот никто не воспринимал как неприятный.
Интересно, что где-то на уровне спинного мозга, вероятно, находится дополнительная память, о которой физиология не упоминает. Например, известны случаи, когда обезглавленный человек (или животное) успевал выполнить какие-то простые действия (встать, идти, отдать…) до окончательного падения. Вероятно, эти действия были последним намерением умирающего. Такая посмертная «разумная» деятельность в частности объясняет и случаи, когда смертельно травмированный человек может убегать с места происшествия.
С психологической точки зрения выделяют 5 стадий от известия о неминуемой смерти до умирания:
- отрицание;
- гнев;
- попытка заключить сделку с судьбой;
- депрессия; и
- смирение.
До последней стадии доходит менее 2%. На мой взгляд, стадия, на которой останавливается человек, зависит от его уровня духовного развития. При этом, предыдущие стадии могут быть кратковременны, малозаметны да и порядок их может быть иным.
Смерть близкого человека, пустота, вызванная его уходом - . Я уже , что такое состояние длится до установления новой «связи». Ощущение ужаса частично объясняется нашим неверием в то, что человек - это прежде всего душа, и инстинктивной уверенностью в ценности человеческой жизни. На самом деле в последнем случае речь идёт о ценности тела, поскольку именно его повреждение может быть несовместимо с жизнью. Такая «приземлённость» свойственна даже людям, способным возобновить «связь» с человеком-душой, прерванную смертью. Подобная связь, однако, доступна далеко не всем людям, и большинство просто вынуждено страдать. Их вряд ли успокоит сознание того, что человек этот - собственно душа, и что смерть в материальном мире – есть просто снятие материальных «оков» (то есть освобождение). Я должен оговориться, что человек не имеет права «снимать оковы» самостоятельно, или помогать «избавиться» от них другим: последует незамедлительное и жёсткое наказание по крайней мере за разрыв контракта и/или «порчу тюремного имущества». Исключение - невыносимая физическая боль без надежды на избавление от неё.
Я не знаю, чем определены сроки человеческой жизни. Наверно для большинства людей длительность жизни запрограммирована, но незнание даты ухода – часть наказания. Для тех, кто выполняет миссию, смерть, вероятно, связана с прекращением или окончанием контракта. Многие из «гулливеров» заблаговременно узнают дату своей смерти. Давно ищу её знаки, но она многолика: для одного смерть - выход к наказанию, а для другого - к освобождению.
Насколько мне известно из собственного религиозного опыта, после смерти человек примерно находится на Земле, посещая те места, о которых хотел посетить при жизни, и готовясь к «отбытию». Подготовка включает по крайней мере предварительные контакты и объяснения с силами Оттуда. Затем он попадает на уровень соответствующий, как я думаю, чистоте его души. Обычно о высоте уровня можно догадаться по «времени посмертного выхода на контакт» с живущими в теле: чем позже - тем выше уровень (время Там течёт медленнее).
Мне известно, что у человека-души есть своя Судьба, включающая множество земных рождений, но я не знаю ничего о том, есть ли предел её жизни. Умрём – посмотрим.
Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому - для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье, - ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его заполучить.
Итак, и в делах твоих, и в размышлениях следуй моим всегдашним советам, полагая в них самые основные начала хорошей жизни.
Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги существуют, ибо знание о них - очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения . толпы о богах, ибо высказывания толпы о богах - это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим - пользу: ведь люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым.
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна; не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда . бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет, а потому, что она причинит страдания тем, что придет; что присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют. Большинство людей то бегут смерти как величайшего из . зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: хорошо не родиться.
Если он говорит так по убеждению, то почему он не уходит . из жизни? ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит это в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.
Нужно помнить, что будущее - не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться, что оно совсем не наступит.
Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие - праздными; а среди естественных одни - необходимыми, другие - только естественными; а среди необходимых одни - необходимые для счастья, . другие - для спокойствия тела, третьи - просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здоровью и душевной безмятежности, а это - конечная цель блаженной жизни. Ведь все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это наконец достигнуто, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ. В самом деле, ведь мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия; а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем. Потому мы и говорим, что . наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни; его мы познали как первое благо, сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага.
Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаем предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим, если за ними следуют более значительные неприятности; и наоборот, часто боль мы предпочитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль, мы ждем следом за нею большего наслаждения. Стало быть, всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения; равным образом и всякая боль есть зло, но не всякой боли следует . избегать; а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное - ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, напротив, на зло - как на благо.
Самодовление мы считаем великим благом, но не с тем, чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого, искренне полагая, что роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего, и что все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее - трудно достижимо. Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если . только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.
Поэтому когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не . разделяют или плохо понимают наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе.
Начало же всего этого и величайшее из благ есть разумение; оно дороже даже самой философии, и от него произошли все остальные добродетели. Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и [нельзя жить разумно, хорошо и праведно], не живя сладко: ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь неотделима от них.
Кто, по-твоему, выше человека, который и о богах мыслит благочестиво, и от страха перед смертью совершенно свободен, который размышлением постиг конечную цель природы, понял, что высшее благо легко исполнимо и достижимо, а высшее зло или недолго, или нетяжко, который смеется над судьбою, кем-то именуемой владычицею всего, [и вместо этого утверждает, что иное происходит по неизбежности], иное по случаю, а иное зависит от нас, - ибо ясно, что неизбежность безответственна, случай неверен, а зависящее от нас ничему . иному не подвластно и поэтому подлежит как порицанию, так и похвале. В самом деле, лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками , - басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность. Точно так же и случай для него и не бог, как для толпы, потому что действия бога не бывают беспорядочны; и не бессознательная причина, потому что он не считает, будто случай дает человеку добро и зло, определяющие его блаженную жизнь, а считает, что случай . выводит за собой лишь начала больших благ или зол. Поэтому и полагает мудрец, что лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым: всегда ведь лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обязано успехом случаю.
Обдумывай же эти и подобные советы днем и ночью, сам с собою и с тем, кто похож на тебя, и тебя не постигнет смятение ни наяву, ни во сне, а будешь ты жить, как бог среди людей. Ибо кто живет среди бессмертных благ, тот и сам ни в чем не сходствует со смертными.
(341-270 гг. до н.э.) философ, родился на о-ве Самос
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.
Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.
Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых.
Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.
Все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – трудно достижимо.
Лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, – басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым.
Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
Мы не столько имеем надобность в помощи друзей, сколько в уверенности относительно помощи.
Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу необходимости.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
При философской дискуссии более выигрывает побежденный – в том отношении, что он умножает знания.
Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
Законы изданы ради мудрых – не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Живи незаметно!
Даже под пыткою мудрец счастлив.
Гадания не существует, а если бы оно существовало, то предсказываемое следовало бы считать совершающимся помимо нас.
Эпикур (…) считает худшей душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
Никогда не хотел я нравиться народу – ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. (Мнение эпикурейцев.)
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и – если не исполнится?
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Величайший плод справедливости – безмятежность.
Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Привыкай думать, что смерть для нас – ничто; ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Редко судьба препятствует мудрому.