Пирамида потребностей человека по маслоу. Пирамида потребностей Маслоу — от физиологии к самореализации Пирамида физиологических потребностей человека

В статье подробно рассматриваются потребности человека на примере знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Детально расписаны все ступени становления потребностей.

В основе мотивов лежат потребности — состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек — существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу . Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди па земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая -«пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности — физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку — волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется потребность в принадлежности и любви — в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии — потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества — ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял эго как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга но своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди — и немало людей! — способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых — всегда в ущерб собственным потребностям, — чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей — во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

1. пище и питье;

2. кислороде;

3. сне;

4. защите от экстремальных температур;

5. физической активности;

6. сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел — и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда — и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров — неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим — аппетит усиливается даже по сравнению с «додиетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы. Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» — оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза — а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, — потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типa обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное — безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей — это потребности безопасности и защиты, потребности в:

1. свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

2. стабильности, организации, порядке;

3. предсказуемости событий.

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных люден — прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем — этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети — ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей — потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы па будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу — потребности принадлежности и любви — связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» — идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда — сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) — то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание, сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам — при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок — вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины — в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой — невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя, прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения — между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

1. Дефицитарная любовь (Д-любовь) — стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви — неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми — в том числе и длительных, например, супружеских — лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

2. Бытийная любовь (Б-любовь) — чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно упиваться картиной, не воруя ее из музея, наслаждаться розой, не срывая ее с куста, восхищаться младенцем, не похищая его у матери, слушать песни соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего владычества».

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

1. ощущении своей компетентности;

2. уверенности;

3. достижениях;

4. независимости и свободе в принятии решений.

5. Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

6. престиже;

7. признании;

8. статусе;

9. репутации;

10. принятии.

Потребность в самоуважении — это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других — это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно — один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаен к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах — и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей — потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня — потребность в достижениях, которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, — но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех, в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи.

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая — например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде — потребности самоактуализации — Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты играют музыку, художники рисуют, поэты сочиняют стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть преданны своей природе».

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей — художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

1. Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

2. Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке — достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

3. Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их.

Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более качественное понимание реальности — умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы — свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность — отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с запросами ситуации, если это разумеется необходимо.

4. Центрированность на проблеме — приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении — потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность — независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условии.

7. Свежесть восприятия — умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания — кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес — чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения — круг общения невелик, по отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер — свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей — цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора — удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример — разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность — спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, по свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию — независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди — это некие «сверхчеловеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти особи, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не крови, расы, рождения, молодости, семьи, возраста, имени, славы или власти».

И эти люди — отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих.

И, тем не менее, они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас.

У каждого человека есть свои потребности, некоторые из них схожи, к примеру, нужда в еде, воздухе и воде, а некоторые – отличаются. Наиболее подробно и доступно о потребностях рассказал Абрахам Маслоу. Американский психолог предложил теорию, согласно которой все нужды человека можно распределить на отдельные группы, находящиеся в определенной иерархии. Чтобы перейти на следующую ступень, человек должен удовлетворить потребности низшего уровня. Кстати, есть версия, что иерархическая теория потребностей Маслоу появилась благодаря, изучению психологом биографий успешных людей и найденной закономерности существующих желаний.

Иерархия человеческих потребностей по Маслоу

Уровни человеческих нужд представлены в виде пирамиды. Потребности постоянно заменяют друг друга, учитывая значимость, поэтому если человек не удовлетворил примитивные нужды, то и перейти на другие этапы он не сможет.

Виды потребностей по Маслоу:

  1. Уровень №1 – физиологические потребности. Основа пирамиды, куда входят нужды, которые есть у всех людей. Удовлетворять их нужно для того, чтобы жить, но сделать это один раз и на всю жизнь, невозможно. В эту категорию входит необходимость в еде, воде, жилье и др. Чтобы удовлетворить эти потребности, человек переходит к активным действиям и начинает работать.
  2. Уровень №2 – потребность в безопасности. Люди стремятся к стабильности и защищенности. Удовлетворяя эту потребность по иерархии Маслоу, человек хочет создать для себя и для близких людей комфортные условия, где он сможет укрыться от невзгод и проблем.
  3. Уровень №3 – потребность в любви. Людям необходимо ощущать свою значимость для окружающих, что проявляется как на социальном, так и на духовном уровне. Именно поэтому человек стремится создать семью, найти друзей, стать частью коллектива на работе и войти в другие группы людей.
  4. Уровень №4 – потребность в уважении. Люди, которые дошли до этого периода, обладают желанием стать успешными, достичь определенных и завоевать статус и престиж. Для этого человек учится, развивается, работает над собой, заводит важные знакомства и т.д. Потребность в самоуважении подразумевает становление личности.
  5. Уровень №5 – познавательные способности. Люди стремятся поглощать информацию, обучаются, а затем, применяют полученные знания на практике. Для этой цели человек также читает, смотрит обучающие передачи, в общем, получает информацию всеми существующими способами. Эта одна из основных потребностей человека по Маслоу, поскольку она позволяет быстро справляться с разными ситуациями и адаптироваться к жизненным обстоятельствам.
  6. Уровень №6 – эстетические потребности. Сюда входят стремления человека к прекрасному и гармонии. Люди применяют свою фантазию, художественный вкус и желание сделать мир прекрасней. Есть люди, у которых эстетические потребности бывают важнее физиологических, поэтому ради идеалов они могут многое вынести и даже умереть.
  7. Уровень №7 – потребность в самоактуализации. Высший уровень, до которого доходят не все люди. Эта нужда основывается на желании достичь поставленных целей, духовно развиться, а еще на применении своих способностей и . Человек живет с девизом – «только вперед».

Теория потребностей человека по Маслоу имеет свои недостатки. Многие современные ученые утверждают, что нельзя подобную иерархию брать за истину, поскольку есть много недочетов. К примеру, противоречит концепции человек, который решил выдерживать пост. К тому же не существует инструмента, который бы позволит измерить силу потребностей каждого человека.


Всем доброго времени суток! Мы уже говорили о саморазвитии человека, о важности своевременного распознавания и удовлетворения потребностей, и сегодня я хочу подробнее рассказать о том, что это такое, пирамида Маслоу потребности человека. Ведь она не потеряла актуальность в современном мире и позволяет взглянуть, со стороны психологии, на свои жизненные ценности.

Что такое потребности?

Потребности активизируют организм человека, чтобы он собрал все свои ресурсы и занялся поиском способов удовлетворения тех нужд, которые у него обострены. Благодаря умению их распознавать и реализовывать мы развиваемся, добиваемся успеха и живём, в конце концов. Абрахам Маслоу, психолог и учёный однажды решил обозначить основные потребности человека и структурировал их, разместив по очередности в виде пирамиды.

Она имеет 7 уровней, которые расположены по иерархии, то есть, пока мы не удовлетворим самый нижний уровень, остальные нам не будут актуальны, да и, в принципе, недоступны для достижения.

Это классификация базовых потребностей каждого человека, которые зависят от его образа жизни и ценностной системы, ведь кому-то может показаться достаточным только реализация самых первичных нужд нижнего уровня, и у человека не будет необходимости двигаться дальше. А кто-то пытается достигнуть вершин и не останавливается, постепенно перешагивая через каждую ступеньку.

Пирамида Маслоу

Для начала, чтобы было понятнее, предоставлю вам рисунок для изучения, на котором вы чётко увидите каждую ступеньку, которую стремится перешагнуть личность, направленная на достижение своих целей:

Классификация

1.Физиология

Прежде всего, у каждого человека присутствует необходимость в еде, воде, здоровье и сексе. Без их удовлетворения просто невозможна жизнь абсолютно любых существ на планете. И тем более реализация других целей. Ведь, когда мучает жажда или голод, у человека не возникает мыслей о признании среди остальных людей или о походе в театр, и тем более не о поиске собственного смысла жизни. Бывало ведь у вас, когда настолько сильно хотелось есть, что ничто не представляло ценности и интереса? Кстати, случается такое, что меняется просто философия будущего.

К примеру, когда человек постоянно недоедает, все его ресурсы и энергия направлены только на то, чтобы утолить голод, то у него возникают фантазии, что, если бы он попал в то место, где всегда есть пища, то он был бы самым счастливым человеком. А вот потом, если вдруг такое случается, то у него появляется другая необходимость, которую он стремится реализовать, и так постоянно, достигая чего-то, появляются другие цели, которые пытаемся покорить.

Подробнее о физиологических протребностях человека, можете .

2.Безопасность

Когда мы сыты и не испытываем жажды, становится актуальным вопрос о безопасности. То есть, о комфорте, есть ли где спать, чтоб было тепло и уютно. И у каждого человека имеется свое представление о комфорте и уверенности в завтрашнем дне. Ведь кому-то достаточно, чтобы была хоть какая-то крыша над головой, а кому-то необходимо ещё и установить охрану, для большего спокойствия.

Когда есть пространство, в котором мы можем расслабиться и выдохнуть, тогда мы можем реализовывать и другие свои желания, не застревая на чувстве тревоги и ожидании опасности. К примеру, те же младенцы, только утолив голод, уже нуждаются во взрослом, его защите. Чтобы он подержал на руках, укачал, и только прочувствовав, что в безопасности и не одни, они расслабляются и засыпают.

3.Любовь и принадлежность

Очень важный аспект, когда возникает желание общаться, знакомиться с новыми людьми, чувствовать к себе интерес и испытывать его по отношению к другим. Важно проявлять любовь и получать её, заботиться о партнере и ощущать его внимание и поддержку. Мы социальные существа, и без ощущения принадлежности к чему-либо очень сложно выжить. Это может быть семья, группа по интересу, профессиональное сообщество. Это даёт ресурс, когда мы знаем, откуда мы пришли и на кого можем опереться.

Одному в мире сложно выстоять, а когда есть понимание, что я принадлежу к какой-то части общества, становится намного проще. Это как корни у дерева. К примеру, бывало у вас такое, когда в другой стране или городе встречали своего земляка и испытывали несказанную радость, будто знали его всю жизнь?

4.Признание

Вот как раз, когда мы обнаруживаем свою принадлежность, встает вопрос о признании. К примеру, в профессиональном кругу, когда меня называют коллегой – это означает, что меня признают. И тогда хочется, чтоб уважали, чтобы заметили таланты и навыки, оценили как профессионала. И чем больше этого желания, тем больше у человека амбиций, он ощущает уверенность в себе и достигает успеха.

Важно замечать в себе это стремление, потому что бывает, что мы задвигаем куда-то далеко вглубь себя необходимость в признании по разным причинам, к примеру, считая, что это стыдно или страшно, быть активным и ярким. И тогда это нереализованное желание, быть признанным, превращается в саморазрушение, когда возникает депрессия или уход в какой-либо вид зависимости. Ведь в нём много энергии, которая останавливается и не реализовывается, и, не найдя выхода, просто разрушает личность и здоровье.

Подробнее о социальных потребностях человека, можете .

5.Самореализация


Становится важным достичь высот, реализовать потенциал и развить свой духовный уровень. Иерархия стремлений достигает того момента, когда просто профессиональная деятельность не удовлетворяет, хочется еще добавить творческую. К примеру, ходить в театр, путешествовать, танцевать… На этом этапе личность задаётся вопросом о смысле своего существования и вообще о смысле бытия. Много интереса возникает к окружающей действительности, к качеству своей жизни. Именно в этот период происходит переоценка ценностей и убеждений.

Это сокращенный вариант классификации, когда именно базовыми потребностями являются первые 5 ступеней. В оставшихся 2-х нуждаются люди, которым очень важна самореализация и продвижение, когда предыдущие желания большей частью нашли свой выход энергии.

6.Эстетика

Личность в поисках достижения внутренней гармонии, она направлена на созерцание этого мира, его красоты и удивительных проявлений. Становится важным физическое здоровье и выносливость организма. Таким образом, достигается еще и гармония во внешнем облике. Первые позиции в ценностной системе отдаются искусству, от которого человек получает эстетическое наслаждение.

7.Самоактуализация

Достижение своих целей, планов, когда в человеке преобладает желание достичь высот, и он не останавливается на достигнутом. Постоянно стремится к совершенствованию и развитию. Такой человек, как говорится, постиг дзэн, потому что понимает устройство мира, он осознан и знает зачем, как и для чего что-то делает, он умеет распознавать свои чувства, и принимает других такими, какие они есть. Такая личность находит свой путь, это удивительное состояние, когда хобби человека приносит ему хороший доход, потому что он распознал свои природные задатки и сумел раскрыть потенциал.

Заключение

Теория Абрахама Маслоу, об иерархии человеческих нужд, актуальна и по сей день. К тому же используется не только в психологии, но и в менеджменте. Потому что время идёт, технологии не стоят на месте, каждый день происходят какие-либо открытия, и, несмотря на это всё, потребности человечества остаются прежними, происходит лишь изменение в способах их реализации.

В статье рассмотрены основные потребности человека, а также проанализирована классификация известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

  • Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов
  • Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома
  • О путях сохранения психического здоровья в педагогической деятельности
  • Схемы, предрассудки и самосбывающееся пророчество: значение разнообразия, включения и представления
  • Когнитивная природа автономной сенсорной меридиональной реакции

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию.

Всю свою психологическую работу А.Маслоу связывал с проблематикой личностного роста и развития, рассматривая психологию как одну из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь .

По мнению А. Маслоу, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считал, что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности .

Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу , все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы , которые преломляясь через ценностные ориентации , способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели .

А.Маслоу перечислял следующие фундаментальные потребности человека: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) – низший уровень; потребность в безопасности (стабильность, порядок, чувство уверенности, избавление от страха и неудач); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание, одобрение, достижение успеха); потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности) – высший уровень.

Рисунок 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности

Представляют собой, так называемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируют над всеми остальными в организме и являются основой мотивации человека.

Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план.

Потребность в безопасности

По А. Маслоу, к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности.

На сегодняшний день физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым вещам, известное неизвестному .

Социальные потребности

Потребность в любви и принадлежности предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда они не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Потребность в признании

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности А. Маслоу разделяет на два класса.

К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму, А. Маслоу относит то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа, а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Эстетические потребности

А. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы «не заслужил такой чести».

Когнитивные потребности

Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к неопознанному, таинственному, необъяснимому.

Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию .

Потребность в самоактуализации

Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней .

Таким образом, на основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями .

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступна и понятна. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности, и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Список литературы

  1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. университета, 2011. – 120 с.
  2. Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 235 с. – (Высшее образование – Бакалавриат).
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
  4. А. Маслоу. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. СПб, 1999.
  5. А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. СПб, 1999.
  6. Человек и его потребности. Учебное пособие под ред. Проф. Оганяна К.М. СПб, 1997.
  7. Маслоу А. Маслоу о менеджменте [Текст]. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория / А. Маслоу; [пер. с англ. Н. Левкиной, А. Чеха] : Питер, 2003.- 413 с.
  8. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии /Ф.А. Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОРЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Потребность в безопасности занимает первое место среди тех, что отличают человека от остального живого мира:

1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода…), 2. Потребность в безопасности,

3. Потребность в любви и в социальных связях, 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества,

5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Очень важное замечание сделал «мастер психологии» А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

Под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

Это обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию: современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли, представляют собой страшную по возможным последствиям угрозу - вроде невидимой радиации.

Когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности, население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса. Высшие потребности не только возникают после удовлетворения потребности в безопасности, но и служат для более полного её удовлетворения.

Поясним. Личность, т.е. человеческий индивид с личными особенностями, удовлетворяет свою потребность в безопасности действиями по защите от обнаруженных им угроз, как инстинктивными, так и разумными. Но не только. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества. Не требует особых доказательств, что вместе - безопаснее.

Так вот: стремление к объединению заложено следующей потребностью человека – потребностью в социальных связях.

С объединением людей в сообщество появляется новая забота – обеспечение безопасности этого сообщества. Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации. эгоистических интересов.

И вот: конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством. Но, как оказывается, уважения окружающих людей и государственных структур для надёжности действия названного механизма недостаточно. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами.

Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов, в том числе вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами.

Религия же, вера во Всевышнего, и созданная религиозными канонами мораль посадили «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего.

Он отвечает за свои поступки, за их соответствие моральным общественным меркам непосредственно перед Всевышним, обмануть которого невозможно. Можно сказать, верующему нужно уважение не только людей, которых можно и обмануть («не пойманный – не вор»). Получается, что и следующая за потребностью в социальных связях потребность в уважении, служа укреплению объединения людей, тоже «работает» на безопасность. Наконец, самая высшая потребность человека – потребность в развитии – также способствует наиболее полному удовлетворению потребности в безопасности.

Развитие человека позволяет ему приспосабливаться к естественному развитию окружающей среды, как части постоянно изменяющейся природы. А присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные. Т.О., получается, что потребность в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» остальные базовые потребности. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

Потребность в продолжительности жизни.

Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека, укорачивается реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

Поэтому фактическая продолжительность жизни, будучи зависимой от природной видовой (биологической) величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности. При этом для человека, жизнь которого всегда неразрывно связана с жизнью его сообщества, есть три показателя:

· биологическая продолжительность жизни человека вообще, · индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности, · средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять.

Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

После этого данный индивид природе не нужен, поскольку и функции и воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния человека 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разбросы принятых данных положить запас то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет.

«Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой (и природы?) для свободной творческой деятельности личности на благо общества

Значительная часть людей до биологического предела не доживает.

Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Однако уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

В целом, если иметь в виду среднюю продолжительность жизни человека на планете, уровень безопасности человечества до настоящего времени постоянно возрастал.

Безопасность как результат жизнедеятельности

Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз; б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды;

в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

Жизнедеятельность, направленная на обеспечение безопасности, потенциально опасна; опасности от жизнедеятельности традиционно доводятся до приемлемого уровня с помощью метода проб и ошибок.

Аксиома: «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».