Первый за всю историю страны референдум. Референдум: понятие, сущность и виды

История проведения референдумов в России, прямо скажем, небогата событиями. Создается впечатление, что на идею проведения референдума наложен какой-то негласный мораторий.

Бросим беглый взгляд на истории СССР-РФ последних 23 лет.

17 марта 1991 года. Референдум о судьбе Союза. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Однако менее чем через год Советский Союз прекратил своё существование.

Тогда же прошел референдум о введении поста президента в РСФСР. В нём приняло участие 75,09% граждан РСФСР, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный суд Российской Федерации установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

Это, собственно, и был последний общероссийский референдум. С тех пор прошло уже 23 года.

В 2003-2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В законе также прописывались вопросы, которые нельзя выносить на референдум.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17- 25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ , уже не пытаясь добиться положительного решения от в ласти, р ешает п ровести н овый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 - регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

Почему власть в России, как огня, боится референдума, понятно. Его результаты фальсифицировать гораздо труднее, нежели результаты выборов. А юридические основания для последующего претворения решений референдума в жизнь найти не так уж сложно. Более того, на правильно сформулированные вопросы ответить, скорее всего, можно будет лишь положительно (особенно на социально-экономические темы), а это становится сильным козырем в руках авторов идеи референдума, то есть оппозиции.

Так что референдум, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, он как бы и есть, но реально провести его абсолютно невозможно. Разве что сама власть станет инициатором его проведения. А ликующий народ проголосует, как надо.

Выборы не являются единственным способом наделения властью, осуществляемым через процедуру голосования. Решение о назначении также может приниматься или утверждаться коллективным органом путем голосования. Так в парламентском государстве, депутаты высшего законодательного органа, посредством голосования утверждая кандидатуру премьер-министра, власть которого будет направлена на все население страны, хотя сам он останется подотчетен парламенту, осуществляют назначение. Вместе с тем если те же депутаты голосуют по кандидатуре спикера, который будет руководить их собственной работой, то они выбирают его.

Для граждан другими, помимо выборов, формами участия в политике через голосование являются референдумы, плебисциты и процедуры отзыва ранее избранных на те или иные должности лиц.

Референдум, на котором граждане непосредственно принимают решение по какому-либо вопросу, касающемуся жизни страны, региона или местного сообщества, является наиболее характерным механизмом прямой демократии в современном мире. Сами выборы, которые, с одной стороны так же представляют собой непосредственное волеизъявление граждан, а, с другой, оказываются единственно возможным способом формирования представительных органов власти, часть исследователей относит к механизмам прямой, а часть – к механизмам представительной демократии.

Как отмечает В.Н.Руденко, институты, подобные референдуму, были известны во времена греко-римской античности. Само слово «референдум» впервые было введено в оборот в Швейцария. Еще в XV в. в Бернской республике проводились многочисленные «народные опросы». Однако голосование в ходе их не было всеобщим, а осуществлялось представителями народа.

Родиной референдума в современном понимании, когда в голосовании участвуют непосредственно граждане, а не их представители, стала осваиваемая европейцами Северная Америка. Первое такое голосование было проведено в колонии Массачусетского залива в 1640 г. В период образования США путем референдума принимались конституции некоторых штатов. В дальнейшем институт референдума получает в США большое распространение.

В период Великой французской революции и наполеоновской империи каждый раз путем всеобщего голосования принимались все новые и новые конституции страны - в 1793, 1795, 1800, 1802 и 1815 гг. В мае 1802 г., впервые в новое время референдум был проведен в Швейцарии и после этого данный институт получил в этой стране наибольшее развитие.

В начале ХХ в. институт референдума вошел в конституции большинства европейских государств, образовавшихся после Первой мировой войны. После второй мировой войны он был закреплен в основных законах Франции, ФРГ, Италии, Японии, в большинстве конституций земель ФРГ. В середине 1970-х гг. первый в истории страны референдум был проведен в Великобритании.

В современном мире наблюдается общая тенденция к расширению практики реализации института референдума. Согласно данным приводимым В.Н.Руденко, с начала ХХ в. по 1986 г. только в Европе было проведено 365 национальных референдумов. Активно использовался институт референдума в странах Австралии и Океании, некоторых государствах Латинской Америки и Карибского бассейна. После Второй мировой войны в 16 азиатских государствах состоялось 44 референдума, в странах Африки – 88. За этот же период тысячи референдумов были проведены в разных странах мира на региональном и местном уровнях управления. В XIX столетии на общегосударственном уровне в мире проводился менее чем один референдум в год (0,74). Но уже на первое десятилетие ХХ в. приходилось 1,9 референдума в год, на середину 50-х гг. – 8,1, а в 80-е гг. этот показатель достиг 16,8.

Лидерами по числу проводимых референдумов остаются Швейцария и США. Например, в США с президентскими выборами 2004 г. в отдельных штатах было совмещено в среднем от 5 до 15 референдумов. Ключевые проблемы политической жизни и государственного устройства страны в середине – второй половине XX столетия особенно часто выносились на всенародное голосование в Италии.

Определенное сходство с выборами референдумы приобретают тогда, когда та или иная политическая сила, как правило, действующая власть, стремится превратить их в демонстрацию поддержки своей политики избирателями. Иногда на референдум выносится вопрос о том, кто будет осуществлять политическую власть. Примером может служить референдум о продлении срока полномочий действующего президента или действующего состава парламента либо, напротив, об утверждении вынесенного импичмента. Однако, референдум, служа способом решения «кадровой» проблемы, никогда не бывает тождествен выборам, поскольку предполагает очень ограниченное число вариантов ответа на жестко сформулированный организаторами голосования вопрос. По сути речь идет о согласии или не согласии с уже состоявшимся решением Выдвижение же кандидатов на выборах делает набор возможных альтернатив более широким.

Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления населения в разрешении внутригосударственных и международных проблем известен издавна. Считается, что прародителем референдума является Швейцария, где народное законодательство имело место быть уже при возникновении союза, также референдумы практиковались во Франции, со времен великой революции. В старинных землях Анпенцелл Внешнего Родена и Анпенцелл Внутреннего Родена, Герсац, Гларус, Ури, Швиц, Обвальден, Нидвальден, осуществлялась реализация практически полного народного законодательства. Это народное законодательство ограничивалось только властью немецкого правителя-императора, но это ограничение было незначительным и потом стало, в общем-то, фиктивным. Начиная с XIII-XIV в. Население этих земель принимало свои законы на мирных сходах. В 1294 году в Швице состоялся первый мирской сход . Обладая правами имперской семьи, сход принимал значительные постановления. Их суть заключалась в том, чтобы никто под угрозой большого штрафа не мог продавать недвижимое имущество монастырям и иностранцам, т.е. Швицкий сход стремился обезопасить свою общину от посягательств со стороны дворянства и духовенства. Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и внеочередные (чрезвычайные). Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан.

Первым проведенным референдумом в истории считается референдум: проведенный в 1449 году в кантоне Берн Швейцарии. В 1798 году, когда Франция завоевала Швейцарию, была принята новая Швейцарская конституция, в которой в числе прочего ограничивались права граждан на народное законодательство. В качестве обоснования этого ограничения цюрихский политик ссылался на то, что народ легко увлечь и заинтересовать определенной идеей и, соответственно, манипулировать им, тогда как законодательное учреждение своей деятельностью может обеспечить основательную разработку, всестороннее обсуждение и решение соответствующего вопроса, максимально детальную разработку идей и наилучшее их выражение. Население не способно осуществить такого рода функцию, поэтому она должна быть делегирована совету или иному схожему учреждению. Схожих позиций придерживался и известный ученый того времени - Вельти, считавший, что нужно объективно и критически оценивать способность данного института, декларировавшего столь высокие философские идеям, по-настоящему служить этим идеям.

Наибольшее распространение референдум получил в Швейцарии в первой половине 19 столетия, когда под влиянием французской оккупации начался подъем кантональных движений за народные права. В 1802 г. на референдуме был решен вопрос о принятии конституции Гельветической Республики. В 1830-40-х гг. именно путем референдума утверждались конституции отдельных кантонов Швейцарии. Начиная с 1848 г., когда Конституция Швейцарии узаконила институт референдума и народной инициативы на уровне федерации, кантона и коммуны, по 1971 г. в 157 случаях референдума 63% были инициированы Парламентом и 13% - избирателями. Общая характеристика референдумов Швейцарии сводится к констатации консервативности данного института в данный период времени. «Референдум носит консервативный характер. Большинство швейцарских референдумов оканчивается поддержкой статус-кво и отклонением предложенных реформ». Однако все авторы отмечают прогрессивный характер швейцарских референдумов. Так, по мнению Курти, референдум - это своеобразная политическая школа для народа: вовлекающая в дела государства все классы населения. Референдум оказался чрезвычайно полезным для законодательства и всей жизни тем, что он доставил больше влияния на них общественному мнению и всеобщей воле: ведь представительные учреждения везде, где только они могут действовать самовластно, слишком склонны превращаться в особое сословие, в касту, которая вместо общественных интересов блюдет лишь свои собственные. Народные голосования референдума напоминают парламентариям об их обязанностях; они заставляют их искать сближения с народом». Восторженные отзывы о швейцарских референдумах поступали от таких ученых, как Еллинек и Дайси. По мнению П.И. Новгородцева, отличительной особенностью первых референдумов Швейцарии 19 столетия был незначительный перевес большинства голосов над меньшинством. К примеру, референдум 1875 г. по вопросам гражданского брака набрал 213 199 голосов за и 205 069 против. Эта ситуация, по мнению П.И. Новгородцева, служила результатом отсутствия неподготовленности общественного мнения по обсуждаемым вопросам, невозможностью примирить крайности утверждения, что существенно снижало компромиссную сущность референдума. Однако, несмотря на это, конституции многих государств конца 19 - начала 20 вв. предусматривали институт референдума по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Например, в 1912 году в Конституцию Швейцарии внесены поправки, относящие утверждение международных договоров на неопределенный срок либо срок более 15 лет к компетенции общефедерального референдума. Вслед за Швейцарией референдумы имели место в Норвегии, Италии, Ирландии, Дании, Франции, США и др. Особенно стоит отметить референдум в Норвегии 1905 г., на котором был окончательно разрешен вопрос о прекращении шведско-норвежской унии. Даже В.И. Ленин, так холодно отзывавшийся о капиталистических странах, высоко оценил это неосуществимое без войн и революций самоопределение.

В конституционном законодательстве США референдум получил закрепление в конце 19 - начале 20 вв. Несмотря на то, что первые референдумы в США датируются 1640 г., лишь с 1898 г. институт референдума, как и институт прямой законотворческой инициативы, стал реальностью для политической жизни некоторых штатов. По мнению М.Н. Марченко, установленная хронология института референдума в США подвергается сомнениям. Первые референдумы восходят к американской революции, в ходе которой американские штаты представили проекты конституций на утверждение собственными избирателями. Для того времени данное явление было настоящим, великим новаторством. С конца 19 века вошло в практику вынесение на одобрение избирателей конституциональными конвентами штатов проектов конституций. Эта практика встретила сильное противодействие со стороны судебной системы, считавшей, что законодательное право не может быть никому передано легислатурой. В тот период в конституции некоторых штатов были внесены правила об обязательном одобрении законов, касающихся займов и налогообложения, на референдуме.

Несмотря на отдельные проявления прямой демократии, наибольшее распространение институт референдума получил после 1918 г. Именно после первой мировой войны волна демократизации избирательного права (предоставление права голоса женщинам, введение в ряде стран пропорциональной избирательной системы) затронула также все формы прямой демократии (референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др.). Институт референдумы был включен в Конституцию Австрии 1920 (ст. 43-45, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46), Греции 1927 года (ст. 125), Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103 - 104) и т.д. Положения о референдуме содержались в Основных законах немецких земель Бадена, Баварии, Бремена, Гессена, Пруссии, Саксонии, Тюрингии, Вюртемберга.

В связи с подобным широким распространением института референдума появились случаи проведения референдума в целях обхода представительских учреждений и разрешения конфликта между высшими государственными органами. Например, право главы государства передавать законопроект на всенародное голосование в обход парламента в случае несогласия с последним было закреплено в Веймарской Конституции 1919 г. и Основном законе Чехословакии 1920 г.

К началу 20 века в российское общество перешло к этапу поиска путей и способов перестроения политической системы на более современный уровень, который являлся бы новой ступенью в политическом развитии нашего государства. Уже к тому времени появились признаки перестроения общества на демократический лад, а именно усиленное внимание на становление правового государства и развитие таких демократических институтов, как создание парламента и федерализм, но особый акцент российские ученые-юристы делали на свободные и независимые выборы, а именно на появление в России такого института, как референдум, который, к указанному выше времени, уже достаточно широко практиковался в западных государствах.

Как указывал в своих работах П. И. Новгородцев: «референдум и народная инициатива способствуют установлению более тесной связи законодательства с воззрениями народа и в этом смысле создают и для органов представительства новое положение» . С данным мнением нельзя не согласиться, ибо в настоящее время мы видим результат становления той самой тесной связи между развитием политической системы, воззрением народа и становлением представительным органов в нашем государстве.

Нельзя забывать тот факт, что ещё в древние времена существовали прообразы современных референдумов, к примеру, вечевые сборы, на которых населением решались важнейшие вопросы поселения являлись примитивным подобием настоящего способа свободного волеизъявления народа.

Однако, в своей работе автор будет рассматривать современное развитие референдумов с XX века по настоящее время. В этой связи необходимо начать С первого законодательного закрепления референдума как такового – а произошло это в 1936 году, когда в принятой Конституции, в пункте «г» 49 статьи указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик». Но несмотря на это, проект Конституции 36-ого года был вынесен на народное обсуждение, а не голосование, что показывало настоящее отношение большевиков к институту референдума. Причиной тому, как показывает история, явилось отсутствие интереса действующей на то время власти к общественному мнению, тем более, что свое мнение также выражали ученые-либералы, чьи интересы были совершенно другие, нежели у правящих кругов.

Дальнейшее законодательное развитие референдум получил к 1977 году, когда появившаяся новая Конституция – Конституция 1977 года – юридически закрепила наличие референдума и две формы его реализации: всенародное обсуждение и всенародное голосование. Таким образом, вопросы, являющиеся наиболее важнейшими для развития государства, могли выноситься Верховным Советом СССР на всенародное голосование. Несмотря на более конкретизированное закрепление сущности и форм референдума, Конституция 77-ого года повторила историю Конституции 36-ого года, ибо она, как и предшествующая Конституция явилась лишь предметом обсуждения, а не голосования.

Следующим шагом в развитии референдума стало принятие Съездом народных депутатов СССР в 1990 году закона «О всенародном голосовании (референдуме) СССР», который закреплял возможность получения общественного мнения по важнейшим вопросам, касающимся дел СССР. Закон также закреплял сущность всенародного голосования, принципы проведения, права на участие; вопросы, выносимые на голосование и т.п.

Единственный референдум в истории Союза Советских Социалистических Республик состоялся в тяжелый период истории нашей страны – 17 марта 1991 года, когда на повестку дня вышел следующий вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» а также введении должности Президента РСФСР. Согласно сообщению Центральной комиссии референдума Союза ССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 г, во всенародном голосовании приняло участие 75.44% граждан, обладающих правом участия в референдуме, а ЗА сохранение СССР высказалось 76,4% голосовавших. Несмотря на это, СССР сохранить не удалось. В тот же день, 17 марта 1991 года, прошел первый Всероссийский референдум об установлении поста Президента Российской Федерации, где, согласно результатам ЦИК, участвовало 75,1% граждан РСФСР из которых 69,85% высказались ЗА. Через 3 месяца, 12 июня 91-ого года, первым президентом Российской Федерации стал Борис Ельцин.

Спустя всего лишь 2 года, в момент противостояния президента и Верховного Совета, в Российской Федерации было проведено 2 референдума. Первый произошел 25 апреля 1993 года, где на повестку дня выносилось 4 вопроса, касающихся доверия президенту Ельцину; доверия социально-экономической политике, осуществляемой президентом и правительством с 1992 года, а также вопросы о досрочных выборах президента и досрочных выборах народных депутатов. Результатом этого референдума явился роспуск Верховного Совета РФ (на основании указа президента Ельцина от 21 сентября 1993 года), что привело ко всем известному конфликту между сторонниками Верховного совета и правоохранительными органами. Вторым же референдумом в 1993 году был референдум о проекте новой Конституции. Данное всенародное голосование явилось «первым в истории России всенародным конституционным референдумом». Согласно статистике, большинство из граждан, участвующих в голосовании, высказались ЗА принятие нового проекта Конституции. Однако, как показывают различные источники, в данном голосовании не приняло участие более 45% населения.

2. Законодательство о референдуме: понятие и источники

Законодательство о референдуме в общем своем понимании представляет собой источники права, регулирующие институт референдума; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также ряд Федеральных конституционных законов и Федеральных законов: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - для регулирования общероссийского референдума, ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - для регулирования местного и регионального референдума; и др. Источники – совокупность нормативно-правовых актов, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Если говорить точнее по теме курсовой работы автора, то они представляют собой нормативно-правовые акты, которые определяют право граждан на участие в референдуме, определяют порядок организации и проведения референдума, права и обязанности конкретных субъектов и т.п.

В России вопрос о референдуме впервые возник как теоретический вопрос на рубеже XIX - XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.

В практическом плане вопрос о введении института референдума в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.

В нашей стране институт референдума юридически существует с 1977 г.: согласно статьям 5 и 108 Конституции СССР наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Фактически же референдумы не проводились. Единственный, первый и последний, советский референдум, проведённый в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР, как обновлённой федерации, оставил о себе достаточно тяжёлое и противоречивое впечатление. В целом же можно считать, что до настоящего времени Россия не располагает необходимым практическим опытом проведения референдумов и изучение соответствующей теории и практики является актуальной и жизненно важной задачей.

Референдум: понятие, сущность и виды

Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не может быть отменено обыкновенным законом) Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. - М.: Издательство «Юристъ», 2006, С.179..

В мировой практике референдум - это осуществляемое путём тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум - один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.

Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участие является свободным, контроль над волеизъявлением не допускается.

Первичной целью референдумов является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. В Российской Федерации признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живём в условиях идеологического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определённую целостность, единство. Единство в многообразии - вот то, что должны устанавливать некоторые демократические институты, включая институт референдума. Многообразные элементы общественной системы не могут быть сведены друг к другу, обладают относительно самостоятельными функциями и структурно связаны между собой.

Референдум, как и другие демократические институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Наличие многообразных социальных структур предполагает высокую степень самостоятельности отдельных частей общественного целого - коллективов, предприятий, регионов, республик и так далее. Здесь также должны быть приведены в действие интегративные механизмы, созданные институты достижения и выявления единства мнений граждан.

В мире существует огромное количество разнообразных видов и классификаций референдумов, но т.к. моя работа посвящена референдумам Российской Федерации, поэтому я выделю те виды, которые соответствуют моей теме. Итак, в России имеют место следующие виды референдумов:

1) В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

а) конституционный;

б) обыкновенный.

2) В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

а) превентивный (дозаконодательный);

б) утверждающий (послезаконодательный).

3) По порядку проведения могут быть референдумы:

а) обязательные;

б) факультативные.

3) Виды референдума в зависимости от территории:

а) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

б) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

в) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления). Конституционное (государственное) право России.//Щербаков О.В.// Глава 16 «Понятие и виды референдумов в РФ».