Памятники и храмы в честь Александра II. Заложен камень в основание нового храма

  1. Когда первые каменные стены окружили Кремль?
    В годы напряженной борьбы с Золотой Ордой, литовским княжеством и междоусобных схваток между русскими феодальными княжествами в 1367 году по приказу князя Дмитрия (в будущем - Донского) были сооружены первые каменные стены Кремля. Они строились из белого камня, который привозили из подмосковного села Мячкова на санях, целыми обозами. Длина новых стен достигала 1900 метров, толщина - 2 метра и высота - 8 метров. По расчетам археологов, на стройке работали около 2 тысяч человек. Новые стены выдержали несколько вражеских нашествий.
  2. Какая из башен Московского Кремля была возведена первой?
    Первой была построена Тайницкая башня Кремля (1485), выходящая на Кремлевскую набережную. С нее началось строительство кирпичных кремлевских укреплений. Башня имела важное военно-стратегическое значение. Свое название она получила от находившегося внутри тайника-колодца. Древняя башня существовала до 1770 года, а затем была разобрана. Теперешняя Тайницкая башня сооружена по образцу старой в 1771 - 1773 годах, ее высота около 40 метров.
  3. Какая башня Московского Кремля самая высокая?
    Одна из самых высоких и интересных по архитектуре среди башен Московского Кремля - Троицкая. Она была сооружена на западной стороне Боровицкого холма перед рекой Неглипной в 1495 году миланским архитектором Алевизом Фрязипым. Узорчатое шатровое покрытие украсило башню в середине XVIII века. Общая высота башни с рубиновой звездой составляет 80 метров - на 11 метров выше Спасской башни. Свое название башня получила в XVII веке по находившемуся вблизи нее в Кремле подворью Троице-Сергиева монастыря. От Троицких ворот шла дорога к древнерусским городам Смоленску и Новгороду.
  4. Сколько всего башен у стен Московского Кремля?
    Стены Московского Кремля имеют 20 башен, включая Кутафью башню, соединенную с Троицкой каменным мостом. Пять из них являются проездными. Часть башен, поставленных в тех местах, где смыкаются стены под углом, имеют цилиндрическую форму, что позволяло вести круговой обстрел. Там, где к башням подходили наиболее важные стратегические дороги, они сооружались более высокими и мощными. Эти башни имеют ворота, которые закрывались металлическими или дубовыми, окованными железными скрепами створами. Наибольшее значение для обороны имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая башни.
  5. Какие первые каменные сооружения были построены в Москве и когда?
    Последние исследования археологов в Кремле выяснили, что первой каменной церковью была, по всей вероятности, церковь Дмитрия, стоявшая на месте нынешнего Успенского собора. Она относится к XIII столетию. Из древних летописей стало известно, что в этой церкви был похоронен московский князь Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Однако жизнь этой церкви была недолгой: в XIV столетии в Кремле началось строительство первого каменного Успенского собора, который простоял около полутора веков. На его месте в XV веке построен ныне существующий Успенский собор.
  6. Когда и кем были построены кремлевские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский?
    Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, Благовещенский - в 1484 - 1489 годах псковскими мастерами, Архангельский - в 1505 - 1509 годах архитектором Алевизом Новым.
  7. Почему одна из башен Кремля называется Водовзводной?
    Одна из башен Кремля называется Водовзводной, так как внутри башни в XVII веке была установлена подъемная машина, с помощью которой вода из Москвы-реки перекачивалась в кремлевские дворцы. Эта одна из самых красивых угловых кремлевских башен сооружена в конце XV столетия и первоначально называлась Свибловой (по имени боярской семьи, жившей в Кремле близ башни). В начале XIX века сильно обветшавшую башню разобрали и построили заново, а в 1812 году ее взорвали при отступлении наполеоновские войска. В 1817 - 1819 годах башня была восстановлена по проекту архитектора О. И. Бове, который придал ей классические архитектурные формы.
  8. Где сохранились остатки старой стены Китай-города, построенной еще в XVI веке?
    Кирпичная стена Китай-города охватывала территории, прилегающие непосредственно к Кремлю. Она построена в 1535 - 1538 годах и охраняла в основном обширные городские дворы боярства и духовенства. Ремесленное население в этот период было уже вытеснено за стены Китай-города. Остатки старой стены можно видеть на площади Революции, около станции метрополитена «Площадь Свердлова», на проспекте Маркса возле гостиницы «Метрополь» и в Китайском проезде.
  9. В ознаменование какого события был сооружен храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его ранее называли?
    Храм Василия Блаженного, или Покровский собор, был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине XVI века. Является одним из выдающихся образцов древнерусского зодчества. Строители создали оригинальную композицию из восьми церквей, поставленных на одно общее основание. Все они группируются вокруг девятой, столпообразной церкви с маленькой главкой. В конце XVI века к храму пристроен придел Василия Блаженного, который дал второе название сооружению. Памятник служит важной частью застройки Красной площади, замыкая ее южную границу.
  10. Какой выдающийся русский архитектор XVI века строил стены Белого города в Москве?
    Стены Белого города построены выдающимся архитектором XVI века Федором Савельевым (фамилия предположительно Иванов) по прозвищу Конь. Это крупнейшее сооружение того времени насчитывало 27 башен и протянулось на 9,5 километра. Стена проходила по линии современного Бульварного кольца и имела проездные ворота в местах пересечения с древними радиальными дорогами (Сретенские, Тверские, Пречистенские, Арбатские).
  11. В честь какого события был заложен Донской монастырь и почему именно на этом месте?
    Донской монастырь был основан в 1591 году как одно из звеньев общей цени московских крепостей-«сторожей», прикрывавших с юга, юго-запада и юго-востока подступы к древней столице. Он был основан по распоряжению царя Федора Ивановича в память о разгроме татарских отрядов во главе с ханом Казы-Гиреем на месте, где был расположен лагерь русских воинов. На рубеже XVII- XVIII столетий монастырь был окружен кирпичной стеной с белокаменными деталями и 12 башнями.
  12. Какое сооружение было в XVII веке самым высоким в Москве?
    Самым высоким сооружением в Москве XVII века была колокольня Ивана Великого в Кремле (высота 81 м). Колокольня построена в 1508 году и надстроена в 1600 году. Она использовалась также как дозорная вышка. В ясную погоду с нее хорошо обозревались окрестности Москвы в радиусе около 25 километров.
  13. Какой памятник русской архитектуры XVII века дал наименование целому стилю?
    Замечательный памятник архитектуры - церковь Покрова в Филях, построенная в конце XVII века в вотчине Нарышкиных, дала наименование нарышкинскому стилю. Церковь отличается центрической композицией, т. е. колокольня завершает основное здание, которое стоит на высоком подклете и окружено открытым «гульбищем». Торжественный вид памятника подчеркивается белокаменным декоративным убранством.
  14. Где находится башня под названием «Дуло» и когда она построена?
    Башня «Дуло» находится на Восточной улице. Она построена в 40-х годах XII века и некогда была частью укреплений Симонова монастыря - важной оборонительной крепости в цепи южных московских укреплений. Сейчас сохранились четыре боевых яруса башни, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка.
  15. Где сохранился оригинальный архитектурный памятник под названием «Голландский домик»?
    Архитектурный памятник под названием «Голландский домик» сохранился в ансамбле усадьбы «Кусково». Это самая ранняя постройка в парке. Ее появление в русской усадьбе вызвано впечатлениями, полученными хозяином - сподвижником Петра I графом Шереметевым - от посещения Голландии. В домике воспроизведены многие детали быта, мебели, посуда - все, что он видел в зарубежной поездке. Как и дома в Голландии, домик сделан из кирпича, оштукатурен и сверху расписан под кирпич.
  16. Какой архитектор построил Меншикову башню и где она находится?
    Меншикова башня (церковь архангела Гавриила) построена в 1704 - 1707 годах по проекту архитектора И. П. Зарудного. Находится в Телеграфном переулке. Названа по фамилии владельца участка и заказчика - сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. Первоначально башня имела высокий шпиль, который сгорел в 1723 году. Сооружение отличается легкостью и изяществом благодаря тонким архитектурным формам, найденным автором, и декоративному белокаменному убранству церкви. Зодчий проявил себя как незаурядный скульптор, украсив внутреннее помещение храма замечательными лепными деталями.
  17. Какой памятник архитектуры XVIII века связан с сооружением первого московского водопровода?
    Интересный архитектурный памятник конца XVIII века - Ростокинский акведук, вблизи проспекта Мира, связан со строительством первого московского водопровода. Он был возведен в 1785 году через реку Яузу. Вода от мытищинских ключей в Москву текла в широкой крытой каменной галерее, выложенной листами свинца. Галерея покоилась на каменных устоях, образующих 21 арку. Лицевая сторона акведука и устоев выложена тесаным белым камнем, доставленным сюда после разборки в Москве стен Белого города. Ростокинский акведук, имеющий длину 356 метров, был по тому времени самым большим мостом в России.
  18. Какие два архитектурных памятника, построенные в XVIII-XIX веках двумя выдающимися русскими зодчими рядом на одной улице, в течение многих десятилетий занимают лечебные учреждения?
    На бывшей Б. Калужской улице (ныне Ленинский просп.) на рубеже XVIII и XIX столетий выросло величественное здание Голицынской больницы, построенное М. Ф. Казаковым. Памятник сооружен в классическом стиле. Над шестиколонным портиком располагается фронтон, выделяющий центральную часть здания. Примерно через три десятилетия рядом появилось другое здание в стиле позднего классицизма, построенное О. И. Бове, также с портиком, широкой лестницей и прямоугольным парадным двором. В обоих зданиях в течение многих десятилетий размещаются лечебные учреждения, в наши дни - городская больница № 1 имени Н. И. Пирогова.
  19. В каком из наиболее крупных московских дворцов размещается сейчас высшее учебное заведение?
    Здание, в котором сейчас размещается Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана на 2-й Бауманской улице, известно под названием Слободского дворца. Оно было сооружено в середине XVIII столетия, затем неоднократно перестраивалось, в том числе выдающимися зодчими XVIII -XIX столетий - Дж. Кваренги, М. Ф. Казаковым и Д. Жилярди. Скульптурная композиция над центральной частью принадлежит И. П. Витали.
  20. Когда был разработан первый план благоустройства Москвы?
    Первый план благоустройства Москвы был составлен в 1775 году. Он предусматривал благоустройство только центральной части города. В его разработке принимал участие М. Ф. Казаков. По этому плану намечалось изменить облик некоторых площадей и улиц, замостить мостовые и т. д. Однако исполнение плана затянулось на многие десятилетия и осуществилось частично.
  21. Кто и когда построил старое здание библиотеки имени В. И. Ленина, или «Пашков дом», как его некогда называли?
    Автором старого здания библиотеки имени В. И. Ленина является великий русский зодчий В. И. Баженов. Это здание (1785 -1786) является классическим образцом тонкой архитектурной композиции" из трех объемов - центрального корпуса и двух флигелей, увенчанных фронтоном. Центральный корпус заканчивается изящным бельведером. Портик насчитывает всего четыре колонны, но по сторонам их дополняют скульптуры. Здание создает впечатление легкости, гармоничности и торжественности. Дом поставлен на высоком Ваганьковском холме. Здание строилось как городская усадьба для богатой дворянской семьи Пашкова.
  22. Кто автор двух белокаменных беседок-ротонд на набережной в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького?
    Автор двух белокаменных беседок-ротонд в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького - выдающийся русский зодчий М. Ф. Казаков, который являлся одним из основоположников русского классического стиля в архитектуре.
  23. Кто автор Петровского дворца на Ленинградском проспекте и почему он так называется?
    Петровский дворец (Ленинградский просп., 40) построен в 1775 - 1782 годах по проекту М. Ф. Казакова. Он использовался для временного пребывания царственных особ перед въездом в древнюю столицу. Казаков применил в этом сооружении формы средневековой замковой архитектуры: башни, крепостные стены, стрельчатые готические окна. Однако зодчий широко сочетал с этими элементами детали древнерусской архитектуры: кувшино-образные столпы, двойные арки с гирьками. Свое название дворец и парк получили от Высоко-Петровского монастыря, у которого был приобретен этот земельный участок.
  24. Какое здание в столице имеет самую большую колоннаду?
    Самую большую колоннаду из 16 колонн коринфского стиля имеет бывший Екатерининский дворец (Краснокурсантский пр., 3/5). Дворец строился для Екатерины II в 1773-1796 годах (архитекторы А. Ринальди, П. Маку лов, К. Бланк, Дж. Кваренги). Колонны возведены из отесанных блоков естественного камня. Екатерининский дворец сооружен на месте сгоревшего летнего дворца «Анненгоф».
  25. Кто автор знаменитого Колонного зала Дома союзов и когда он был построен?
    Колонный зал Дома союзов (ранее Благородное собрание) был построен М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Зал принадлежит к числу выдающихся сооружений зодчего. Торжественность залу придают стройные белые колонны, поставленные вдоль стен зала, хрустальные люстры и настенные зеркала в форме окон. В центре каждой стены - широкие арочные проемы, которые были перестроены в начале XX века. В свое время в Колонном зале давались пышные балы, устраивались наиболее значительные парадные приемы.
  26. Какие два дома в столице получили название «дом-комод»?
    Название «дом-комод» за своеобразные архитектурные формы получили дом № 22 на улице Чернышевского и дом № 6 на Садовой-Кудринской улице, в котором находится Музей А. П. Чехова. Первый из них был сооружен в середине XVIII столетия и представляет собой ценный памятник русской архитектуры стиля русского барокко. Дом принадлежал Апраксину и создан крупным зодчим, близким к школе Растрелли. Здание отличается пластичностью, пышными лепными и архитектурными украшениями и яркой расцветкой. Второй дом известен как место жительства А. П. Чехова в 1886-1890 годах.
  27. По проекту какого архитектора возведено здание старого Гостиного двора на Ильинке (ныне ул. Куйбышева)?
    Здание старого Гостиного двора на Ильинке (ныне ул. Куйбышева) было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1790-1805 годах. Здесь издавна находилось одно из самых оживленных мест древней Москвы. «Гостями» назывались наиболее богатые русские купцы, связанные с зарубежной торговлей. Отсюда название двора. Под каждой аркой двора находилась отдельная лавка, а во внутреннем дворе размещались складские помещения. От пожара 1812 года старый двор сильно пострадал и был восстановлен в 1830 году по проекту архитектора О. И. Бове.
  28. Когда было построено главное здание современного Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и с какой целью?
    Главное здание современного Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского построено в 1794 - 1807 годах для Странноприимного дома (богадельни). Оно сооружалось владельцем Останкина и Кускова графом Шереметевым в память о безвременно умершей жене, известной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Здание проектировали архитекторы Е. Назаров и Дж. Кваренги. Они поставили невысокое, вытянутое вдоль Садового кольца здание широко раскинутой дугой. Центр здания подчеркивается полукруглой двойной колоннадой. Над центральной частью возвышается изящный купол. Боковые портики связывают сооружения в единое целое.
  29. В память какого события был построен московский Манеж (Центральный выставочный зал)?
    На площади 50-летия Октября находится памятник архитектуры послепожарной Москвы - Манеж, величественное сооружение, созданное в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здание было построено в 1817 году военным инженером JI. Карбонье по проекту генерала А. Бетанку-ра. Внешняя архитектурная отделка была осуществлена позднее по проекту московского архитектора О. Бове. Манеж считался чудом строительной техники. Его потолок, шириной до 45 метров, умело подвешен к стропильной конструкции и опирается на наружные стены без каких-либо промежуточных опор. Первоначально манеж использовался для парадных смотров и военных учений, но затем здесь устраивались различные выставки и музыкальные концерты. К 40-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции здание стало использоваться как Центральный выставочный зал.
  30. Когда и кем был построен Большой Кремлевский дворец?
    Большой Кремлевский дворец был построен в 1849 году группой русских архитекторов по проекту К. Тона. Дворец представляет комплекс различных помещений гражданского и культового назначения. Среди них покои императорской фамилии, знаменитый Георгиевский зал, Владимирский зал. Современный Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР создан в 30-х годах из двух залов - Андреевского и Александровского. В анфиладе парадных комнат, имеющих ныне музейное значение, представлены высокохудожественные образцы мебели, хрусталя и фарфора, разнообразные предметы прикладного искусства.
  31. Когда построено здание Исторического музея? Кто его автор?
    Здание Исторического музея было построено в 1883 году по проекту архитектора и скульптора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова. Здание принадлежит к числу памятников так называемого «русского стиля», отличается богатым декором в виде разнообразных деталей русского узорочья, скопированных с известных памятников.
  32. Какой жилой дом в дореволюционной Москве считался самым высоким?
    Самым высоким домом в дореволюционной Москве считался дом № 10 по Б. Гнездниковскому переулку, построенный в 1912 году (архитектор Э. Нирензее). Этот доходный дом в центральной части Москвы называли домом дешевых квартир.
  33. Кто автор центральной части здания Государственного банка на Неглинной улице?
    Центральную часть здания Государственного банка на Неглинной улице построил в 90-х годах прошлого века архитектор К. М. Быковский.
  34. Когда появились красочные росписи на фасаде Политехнического музея, выходящего на площадь Дзержинского? Кто их автор?
    Красочные росписи, выполненные на фасаде Политехнического музея, были созданы в 1907 году после окончания строительства всего здания. Они символизируют сельское хозяйство, просвещение и фабрично-заводской труд. Автор росписей инженер-строитель Г. И. Макеев. Интересно, что члены комитета, ведавшего строительством Политехнического музея, были крайне недовольны содержанием росписей, особенно рабочей тематикой, и требовали ее заменить. С большим трудом автору удалось отстоять свои росписи, которые дошли до наших дней без изменений.
  35. Какое единственное здание в столице имеет окна с выпуклыми стеклами?
    Основное здание Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (Тимирязевская ул., 49) - единственное здание в Москве, в котором окна имеют выпуклые стекла. Они были вставлены при перестройке дворца Разумовского в 1862 году по проекту академика Н. А. Бенуа.
  36. На каких московских зданиях сохранились скульптурные изображения львов в качестве украшения на воротах или на портике?
    Декоративные скульптурные изображения львов на воротах (около здания) или на портике сохранились на воротах бывшего дома А. Хераскова (ул. Горького, 21,- Музей Революции СССР), бывшего дома Г. Баташова (Интернациональная ул., 9-И,- больница № 23), на бывшем доме Коншиных (Кропоткинская ул., 16,- Дом ученых), бывшем доме Усачевых (ул. Чкалова, 53,- Московский городской врачебно-физкультурный диспансер № 1), доме № 64 по Пятницкой улице, доме № 9 по Хлебному переулку, у дома № 8 по М. Молчановке, у дома № 15 по улице Кирова и на воротах здания № 9 по улице Жолтовского.
  37. Где в столице был построен первый кооперативный поселок?
    Первый кооперативный поселок «Сокол» был построен в столице в районе бывшего села Всехсвятского. Первые дома появились в 1923 году. Поселок строился по проекту архитектора Н. В. Марковникова и состоял из отдельных рубленых деревянных домов-особняков. Комплекс таких индивидуальных домов был удобен, однако экономически невыгоден.
  38. Когда и в каких местах столицы в советское время возникли первые крупные массивы жилых благоустроенных домов?
    Первые крупные массивы жилых благоустроенных домов были построены в Москве в 1926-1927 годах в районе Дангауэров-ской слободы (шоссе Энтузиастов), Рогожского поселка, Усачевки, Стромынки, Русаковской улицы. Здесь были сооружены целые поселки 4 -6-этажных зданий для рабочих близлежащих предприятий.
  39. Какое здание в центре столицы сооружено по проекту выдающегося французского архитектора?
    Хорошо известное москвичам многоэтажное здание, протянувшееся по улице Кирова, построено в 30-х годах по проекту выдающегося французского архитектора Jle Корбюзье (№ 39). Сейчас в нем размещается Центральное статистическое управление СССР. «Я работал для СССР от всего сердца»,- писал автор этого здания. Позднее дом был несколько перестроен - заложены мощные столбы-опоры, на которых стояло сооружение, и здание потеряло первоначальную легкость.
  40. Где и когда после Великого Октября было построено первое многоэтажное здание в Москве?
    Первое многоэтажное здание в советской столице было построено в 1923-1924 годах в Калашном переулке у Арбатской площади. Строительство этого восьмиэтажного здания было начато еще в 1912 году, из-за нарушения строительных норм оно обвалилось, а затем восстановлено по проекту архитектора Д. Когана (автор угловой башни - профессор А. Лолейт). Его называли первым советским небоскребом, или домом Моссельпрома, так как в нем располагалось одно из объединений пищевой промышленности.
  41. Какое театральное здание было построено первым в советской столице?
    Первое театральное здание, сооруженное в советской столице в 1940 году, разместилось на площади Коммуны. Оно возведено для Театра Советской Армии по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева и в плане представляет пятиконечную звезду, окруженную колоннадой. Первый спектакль в театре состоялся в сентябре 1940 года.
  42. На каких пяти башнях Московского Кремля установлены рубиновые звезды?
    Рубиновые звезды установлены на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях Кремля. Первоначально на первых четырех башнях были установлены другие звезды, сложенные из уральских самоцветов (1935). Через два года на всех пяти кремлевских башнях появились светящиеся рубиновые звезды.
  43. На каком из московских зданий установлен старинный герб города Казани?
    Старинный герб города Казани установлен на башне Казанского вокзала, в облике которой архитектор А. В. Щусев воспроизвел башню Сююмбеки казанского Кремля с крылатым змеем Зеланом.
  44. Где в столице в послевоенный период были впервые проверены типовые проекты жилых зданий для массового строительства?
    В середине 50-х годов в районе Новых Черемушек впервые в стране началось массовое типовое жилищное строительство. В 9-м квартале проверялись различные типы зданий, здесь были сооружены 14 домов с различной планировкой квартир, типовые панельные и крупноблочные дома, магазины, дома культурно-бытового назначения. В 10-м квартале был проверен ряд многоэтажных зданий, получивших потом прописку в различных районах столицы и завоевавших признание архитекторов и новоселов благодаря улучшенным конструктивным и планировочным решениям. Черемушки вошли в историю советского градостроительства как район широкого строительного эксперимента.
  45. Какие три сооружения на Комсомольской площади созданы по проектам одного архитектора?
    Выдающийся советский архитектор А. В. Щусев создал проекты Казанского вокзала, здания Центрального Дома культуры железнодорожников и наземного вестибюля станции метро «Комсомольская».
  46. Что олицетворяют скульптуры на здании Московского высшего художественно-промышленного училища?
    На фасаде Московского высшего художественно-промышленного училища установлено пять скульптурных фигур, олицетворяющих основные специальности училища - «Ткачество», «Художественное конструирование», «Керамика», «Скульптура» и «Живопись». Эти скульптуры были выполнены дипломниками училища и установлены после окончания строительства нового здания в 1959 году на Волоколамском шоссе.
  47. Назовите четыре сооружения в Москве, построенные в советский период и названные именем В. И. Ленина.
    Имя В. И. Ленина присвоено Государственной библиотеке СССР, Московскому метрополитену, типографии газеты «Правда» и Центральному стадиону в Лужниках.
  48. На каком из московских зданий помещены самые большие в мире часы, барометр и термометр?
    На здании Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах помещены самые крупные в мире часы, барометр и термометр. Они установлены на башнях 18-этажных корпусов. Диаметр циферблата часов - 9 метров, а длина минутной стрелки - 4,2 метра.

(из книги "Москва в вопросах и ответах", М.Синютин, Л.Ястребовский. "Московский рабочий", 1987 г.)

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.

ЕГЭ. История. Культура.

Храмы в честь побед или исторических событий

Храмы – это культовые здания, в которых проходят богослужения.

На Руси часто строились храмы в честь исторических событий. Это были великие победы над врагами, события, связанные с жизнью князей,царей и императоров.

Храмы олицетворяли мощь государства, силу духа и мужество народа.

Куликовская битва. 1380.

Храм Сергия Радонежского , построен в 1913-1917, архитектор А.В.Щусев.

Храм находится на Куликовом поле и олицетворяет мужество, силу народа в борьбе с Золотой Ордой.


Взятие Казани Иваном Грозным в 1552г.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) построен на Красной площади в Москве, архитекторы Постник и Барма.

Строился в 1555-1561 г.

Василий 3.

Церковь Вознесения в Коломенском . Воздвигнута Василием 3 в честь рождения сына- будущего царя Ивана Грозного. Это был первый на Руси шатровый каменный храм, сейчас находится в Москве.

Строилась в 1528-1532 г., архитектор Пётр Фрязин.

Полтавская битва, 1709г.

В честь этой победы построен Сампсониевский храм в Петербурге , архитектор Д.Трезини. Строительство велось в 1728-1740г.


Крымская война 1853-1856 г.

Владимирский собор – «Собор адмиралов»- памятник Лазареву, Нахимову, Корнилову, Истомина и другим. На мраморных досках высечены имена всех офицеров, которые погибли на этой войне. Построен в 1854-1888, архитектор К.А.Тон. Севастополь.

Собор святого Александра Невского в Софии (Болгария) , архитектор А.Померанцев.

1908 г.


Русско-турецкая война 1877-1878

Часовня павшим в боях за Плевну. Москва. Архитектор В.О.Шервуд.

1888 г.

Храм Христа Спасителя , архитектор К.А.Тон. Храм был воздвигнут на собранные пожертвования. Москва.

Строительство: 1838-1883.

Здание разрушено в 1931 г. Воссоздано в 1994-1997 г.

Отечественная война 1812 года.

Новочеркасский Донской войсковой собор (1891-1904, открыт в 1905)), увековечил воинские подвиги казаков в годы войны.

Архитектор Ященко А.А.


Кронштадт.

Никольский Военно-морской собор в Кронштадте, 1901-1913, архитектор В.А.Косяков. Собор поставлен в честь военно-морских побед России.


Русско-японская война 1904-1905.

Храм Спаса – на- Водах в Петербурге, в память о погибших на войне,1910-1911, архитектор М.М.Перетяткович.

Не сохранён. Предполагается его восстановление.

Отечественная война 1812 года.

Казанский собор в Петербурге. 1801-1811, архитектор А.Н.Воронихин.

В нём в 1813 году похоронен М.И.Кутузов, собор стал памятником побед русского оружия.

В 1837 году пред собором были поставлены памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли, скульптор Б.И.Орловский.

Александр II .

Храм Спаса на Крови в Петербурге, воздвигнут на месте гибели Александра II в 1881 году. Храм сооружён в 1883-1907 на пожертвования со всей России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Сегодня в Долгоруково состоялось знаковое событие - совершен чин закладки камня в основу храма святого равноапостольного великого князя Владимира. Даже прохладное ноябрьское утро не помешало землякам прийти на службу. Не только пожилые, но и молодые семьи с детьми поспешили на праздник. И пролетавший в вышине косяк птиц как бы «говорил» нам с небес: «Доброе дело, доброе!»
Чинопоследование закладки храма возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский, в сослужении духовенства Долгоруковского благочиния. В праздничной церемонии принял участие глава района Константин Моргачев.
«Братья и сестры! Мы сегодня собрались для того, чтобы Господь благословил строительство храма, - обратился к мирянам, духовенству епископ. - Это яркое, светлое событие не только для жителей села, но и для всей епархии». Далее он коснулся истории, сказал о 100-летии Октябрьского переворота, положившего беспрецедентные по своим масштабам гонения на верующих. Но в 1917 году произошло и большое церковное событие - восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дар церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу. Правящий архиерей отметил, что это великое благо и честь - возродить наши святыни. Он пожелал людям веры в душе. «Впереди - огромный труд по возведению церкви. Но я верю, что в скором будущем мы будем свидетелями освящения храма и того дня, когда его приход посетят первые прихожане». Поздравил всех присутствующих с праздником. Затем епископ поблагодарил главу района Константина Моргачева за помощь и содействие в возведении церковной обители. И подарил ему икону святого равноапостольного великого князя Владимира. Выразил благодарность всем благотворителям, людям, чьими стараниями будет строиться храм.
В ответном слове Константин Анатольевич сказал о том, что Долгоруково - единственный райцентр, где нет храма, напомнил цитату из Ветхого Завета: всему свое время, время разрушать и строить, время разбрасывать камни и время собирать камни. До революции на нашей территории действовали 18 храмов, а сейчас - 12, остальные стерты с лица земли. Я уверен, что времена разрушений святынь, нашей духовности не вернутся. И нашему храму быть! Он также поблагодарил депутатов облсовета Владимира Архипенко, Бориса Богатикова, генерального директора ГК «Трио» Евгению Уваркину, а также всех неравнодушных земляков за вклад в благое дело.
После молебна в основание будущего храма епископ Елецкий и Лебедянский и устроители опустили капсулу с закладной грамотой, в которой указано, когда, кем и в честь какого события был заложен храм.
На память об этом всем присутствующим Правящий архиерей подарил иконки святого равноапостольного великого князя Владимира и сладости.