Отличие психики человека от психики животных. Общественно-исторический характер сознания

Наиболее качественной особенностью человеческого мозга выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения. Сознание - это функция мозга . Сознание - это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я) , личное переживание, отношение к предмету.

Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция , согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.

Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека - как биологического и, особенно, как социального существа. Поэтому сознание в собственно смысле слова изначально есть общественное явление.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т.д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле.

Сознание, как особое свойство материи , неразрывно связано с языком, речью и их развитием. Любая мысль по своему содержанию не имеет каких-либо элементов вещественности, материальности. Поэтому она идеальна в смысле противоположного материальному.

12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.

Человек - биосоциальное существо. Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

-биологические факторы - прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи, наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

-основные социальные факторы - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов . Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Социобиология (от социо- и биология) - междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Эта наука часто рассматривается как ответвление биологии и социологии. Социобиологическая теория человека основывается на теории генно-культурной эволюции, то есть на тезисах о том, что развитие человечества опирается на контур обратной связи. Одни сообщества выживают, другие погибают, и происходит естественный отбор на 3-х уровнях: индивидуальный, половой, групповой. Социобиологи считают, что человеческое поведение также как и поведение животных может быть в какой-то части объяснено как результат естественного отбора. Применение категорий эволюционной теории и в частности понятия естественного отбора, подвергается критике, поскольку преобладающей силой поведения человека считается культура.

Биологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе «производственной» деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека — сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

Постепенно орудия труда, которые делают люди, усложняются, и происходит специализация, за ними закрепляются постоянные операции. Именно из-за этого возникают качественные отличия среды человека и среды животного, которое не живет в мире постоянных вещей.

Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее — удовлетворение потребности в пище — становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека
Сознание - высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).
Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания.
невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений.
Можно сказать, что сознание - это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо.
Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты:
1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.)
2. используются предметы труда
3. простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг
4. потребность передать информацию
5. возникает язык
 переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга


В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

3.0.2. Строение и функции нервной системы


Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведения\деятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) - нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения - передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него - дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг - центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий - правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип - рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название "рефлекторная дуга", или в более сложном и точном варианте - "рефлекторное кольцо". Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Условный рефлекс - один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.

3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе


Отражение
- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика - функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на "момент" появления психики:

панпсихизм
- психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм - психику имеет только живая материя;
нейропсихизм - психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм - только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое - существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) - существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов - у растений, и таксисов - у животных.

Психическое (чувствительность) - отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики "

Этапы психического отражения:
Филогенез - историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
- прижизненное развитие человека.

Этапы развития психики в филогенезе


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:
  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение . Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение
Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных , которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
- побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
- направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.


Различие психики человека и животного


Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Разногласия психики человека и животного:


Параметры сравнения
Психика животного Психика человека

1.Филогенез
Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие

2.Факторы психического развития в онтогенезе
Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение
Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации
Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции
Преимущественно непроизвольный, бессознательный
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой
Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств
Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.

8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами)
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции
Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности
Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях.
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Фактором, повлиявшим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество (по гипотезе Ч.Дарвина), была трудовая деятельность, т.е.такая деятельность, которая осуществляется людьми при общем изготовлении и использовании орудий.


3.2. Общественно-историческая природа сознания человека


Сознательное отражение в отличие от психического отражения животных - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства

Любая деятельность животных направлена на предметы биологических потребностей и побуждается этими предметами, предмет деятельности и биологический мотив у животных всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Сложная деятельность высших животных покоряется природным связям и отношениям. У человека она покоряется связям и отношениям изначально общественным. Это и есть тот непосредственный фактор, благодаря которому возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Действительность открывается человеку в объективной стойкости ее особенностей, в ее обособленности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от ее имеющихся потребностей.

Это возможно благодаря тому, что обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством, фиксируется в системе значений (понятий, норм, знаний, способа действия). Человек находит уже готовую, исторически сформированную систему значений и овладевает ей так же само, как она овладевает орудием.

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

В онтогенезе эти две линии слиты воедино, ребенок одновременно формируется и как биологическое существо, и как продукт культурно-исторического развития.

История человеческой психики -отношения повторяющихся, низменных особенностей этого мира, вне зависимости от потребностей человека, в их объективных устойчивых низменных свойствах.

Трудовая деятельность человека :

сопровождается употреблением и изготовлением орудий ;

труд совершается в условиях совместной коллективной деятельности , так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения с природой, но и с другими людьми

Сущность различий психики человека и животных:

1. Конкретно-практическое мышление животных подчиняется их непосредственному впечатлению от данной ситуации

2. Человек способен создавать и сохранять орудия, создавать впрок

3. И человек, и животное передают опыт поколений в виде инстинктов
и человек и животное передают индивидуальный опыт в виде навыков , только человек передает общественный опыт , т.е. способы изготовления орудий, способы общения и т.п.

4. Различия в чувствах.

5. Принципиально различаются “язык” животных и человеческая речь


3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции


Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта
- специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс "развертывания" наследственного опыта.

Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.

Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания , главным принципом которой является историческое понимания психических процессов. Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею "психологических орудий", которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов.


Основные положения культурно-исторической теории такие:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой - благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней )

2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой - появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции.

3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических, эти психологические орудия - знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий)

ЗНАКИ - символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • различные формы нумерации и исчисления
  • мнемотехнические приспособления
  • алгебраические символы
  • произведения искусства
  • диаграммы, карты, чертежи
  • условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

С оздавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов. С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия.

Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции - интериоризованные отношения социального порядка.

Высшие и низшие психические функции:

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики , обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Интериоризация - процесс присвоения ребенком знаков.

Стадии интериоризации в онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка , побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого ;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем - внутренняя речь).

Т.е. не развертывание природно заложенного, а присвоение искусственного, культурно-созданного - генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу ее психики.

3.4. Характеристики сознания

Основные психологические характеристики сознания как высшего уровня психического отражения:

1. Сознание содержит знания о внешнем и внутреннем мире человека. Со-знание (совокупность знаний)
2. Знание как ядро сознания окрашено сложной тканью эмоциональных переживаний , намерений и интересов. Человек всегда как-то относиться к тому, что он отражает.
3. Разграничение субъекта и объекта, отделенность Я от не-Я (наличие самосознания)
4. Сознание человека имеет активный характер. Активность (не только форма отражения, но и способность преобразовывать мир)
5. Связь сознания человека с языком (связь с речью, язык как система знаков)

Сознание - это высшая , свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга , заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека


3.5. Измененные состояния сознания

  • гипноз
  • медитация
  • действие наркотиков
  • состояния перед смертью
Традиционная западная психология выделяет два состояния сознания - сон и бодрствование. То, как мы осознаем внешний мир, изменяется на протяжении дня, изменяется способность воспринимать и обрабатывать сигналы. Зависимость между уровнем активации и эффективностью деятельности описывает закон Йеркса-Додсона: поведение будет эффективным, если уровень волнения будет близок оптимальному, он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При низком уровне активации готовность субъекта к действиям постепенно снижается, и вскоре он засыпает, а при высоком - он будет очень взволнован, и его поведение может быть дезорганизованным.

Состояние бодрствования, состояние экстравертированного сознания до недавнего времени рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Но все больше психологи и физики обращаются к восточной культуре, которая рассматривает жизнь в ее полноте не как цепочку явлений, которую необходимо объяснить, а скорее, как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна. Это глобальное единство постигается через состояния медитации и транса.

К измененным (или необычным) состояниям сознания относят такие состояния, которые возникают под влиянием: гипноза, медитации, действия наркотиков, приближения смерти.

Даже поведение, которое традиционно считалось анормальным (шизофрения, депрессия) все чаще рассматривается теперь как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Их следует понимать как нормальное выражение внутреннего мира, а не как "ненормальность" сознания, которого следует избегать.

Таким образом, сознание - это мозаика состояний, которые играют более-менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания. Сознание человека невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что сознание – это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо. Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты: 1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.) 2.используются предметы труда 3.простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг 4. потребность передать информацию 5.возникает язык переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Þ Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.