Откуда появились и где жили славянские боги. Где жили Боги и духи? Тот свет рядом

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">


Шаманы отправляются сюда для проведения магических ритуалов, учёные изучают здесь наследие древнего мира, а путешественники наслаждаются неповторимыми пейзажами. DV расскажет о семи так называемых «местах силы» Дальнего Востока - природных объектах, посещение которых, по поверьям, расширяет сознание и помогает в исполнении желаний


Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Гора Ливадийская, гораздо более известная как Пидан, стоит на юге Приморского края, примерно в трёх часах езды от Владивостока. Приподнять завесу тайны, окружающей это место можно уже при попытке понять его неофициальное название. По основной версии слово «Пидан» имеет китайское происхождение, где «пи» - это великий, большой, а «дан» - скалы. Однако не в меньшей степени популярна легенда, что с языка средневекового народа чжурчженей Пидан переводится как «Камни, насыпанные Богом» - в честь каменных груд у вершины горы.

В действительности почти все легенды и мифы о Пидане крутятся вокруг неприродного происхождения его рельефа. При подъёме на гору туристов встречает множество каменных глыб удивительной формы. Абсолютно ровная поверхность нескольких камней натолкнула новопоселенцев на мысль, что прежде эти «блоки» составляли стены древнего святилища.

Всенародная слава мистического места пришла к Пидану в конце XX века. Во многом он обязан ей известному на Дальнем Востоке астрологу Александру Ремпелю. Именно он довёл до широкого круга читателей своих газеты и форума предания об этой горе, многие из которых имеют отсылки к несохранившимся до наших дней рукописям древних народов.

Как утверждает Ремпель, у всех прежних жителей территории Приморья Пидан считался священным местом. Подниматься на гору имели право только жрецы: на вершине они общались с высшими силами. Здесь же находился огромный кристалл, управляющий судьбой народа. Охрана Пидана от непосвящённых была миссией маори - 27 камней в форме человеческих лиц. На сегодняшний день уцелел из них только один - пятиметровый столб, прозванный «чёртовым пальцем» и напоминающий фигуры острова Пасхи.

На Пидане также находится бохайский камень счастья. Ему около 800 лет. К нему нужно приложиться лбом и про себя загадать желание - оно сбудется. Всегда сбывается, - рассказывает Александр Ремпель.

В то же время археологи отзываются о научной ценности объектов горы Ливадийской гораздо сдержаннее. Учёный считают, оригинальности форм и линий все «древние артефакты» обязаны исключительно природе.

Как природный памятник - это очень интересный объект, но ничего рукотворного на нём обнаружено не было. Исследования на Пидане проводились неоднократно, археологи изучали каменные валы, искали следы древних культур, но безрезультатно. Это красивое место, тут прекрасно отдыхать, но связывать его с историей чжурчженей, бохайцев и других древних народов не приходится, - говорит Надежда Артемьева, заведующая сектором средневековой истории Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН.

Вместе с тем вокруг Пидана существует множество легенд, не нуждающихся в отсылках к древним. Наиболее популярные из них - истории о крылатом человеке, белой женщине и даже летающем пиджаке Ремпеля, увидеть которые, по рассказам впечатлительных очевидцев, можно заночевав на магической горе.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Ленские столбы - одна из наиболее известных достопримечательностей Якутии. Расположенное в 200 км от Якутска, это место ежегодно привлекает несколько тысяч туристов. И если многие едут к нему насладиться фантастическими видами, то, по словам гидов парка «Ленские столбы», большинство приезжает, чтобы обрести силу и очистить организм: сами столбы и территория вокруг них издревле считались мощным местом силы у местных шаманов.

Сотни скал-колонн высотой около 200-300 метров раскинулись по берегу реки Лены на протяжении 80 километров. Более 500 лет назад на этом месте было море, в нём образовывались карбонатные осадки. Из них, согласно научной версии, под воздействием движения тектонических плит, а также ветра и были «созданы» вертикальные столбы. Однако в былые времена оригинальная форма скал породила у местных народов множество других версий их происхождения.

Наиболее известная легенда гласит: давным-давно на месте Ленских столбов жил огромный огнедышащий дракон. Он держал в ужасе всех местных жителей и собирал с них дань. Однажды он потребовал отдать ему в жёны молодую красавицу - дочь шамана. Погоревав, людям пришлось согласиться. Дракон выстроил для невесты большой дворец и периодически навещал в нём девушку. Но вскоре из путешествия вернулся влюблённый в дочь шамана смелый юноша. Он вступил в схватку с драконом и почти одолел его, но на последнем издыхании монстр превратил юношу, а также девушку и дворец в скалы. Увидеть их каменные лики можно и сегодня.

Считая территорию Ленских столбов сакральным местом, местные народы поклоняются тут богам и природе. Чаще всего якуты оставляют у подножья еду, показывая тем самым, что пришли с миром. Для тех, кто прибыл сюда впервые, на берегу проводится шаманский обряд очищения. Туристам также предлагают загадать желание при восхождении к столбам и привязать ленту на так называемое «шаман-дерево».

Многие туристы в течение года неоднократно посещают наш парк, причём говорят, что в разное время года испытывают совсем разные ощущения. Приезжают и группы людей специально для медитации, они проводят их на вершине тропы - смотровой площадке. На Ленских столбах есть и обрядовая зона, где шаман совершает обряд благословения - Алгыс, - рассказывает Елена Корякина, специалист по экологическому просвещению и туризму в природном парке «Ленские столбы».

Ленские столбы становятся популярным местом для проведения различных семинаров по развитию лидерских и духовных качеств. Считается, что сила и энергия живописных скал помогает осуществиться проектам, задуманным на этом месте.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Известняковый останец Лягушка находится в 20 километрах от Южно-Сахалинска, на месте глубинного тектонического разлома. Лягушка - неогеновое отложение возрастом до 70 миллионов лет - всегда вызывала интерес у геологов. В древности этот участок был дном мезозойского моря - у возвышенности в форме земноводного и сегодня можно найти отпечатки раковин доисторических моллюсков.

Если в советские годы к Лягушке в основном наведывались только местные жители, то с начала 90-х она обрела всероссийскую славу у эзотериков и уфологов. По мнению последних, наличие тектонического разлома и особого магнитного поля говорит о том, что здесь находится узел пересечения энергетических линий. Согласно же легендам, Лягушка почиталась у местного древнего народа - айнов - как Храм мудрости.

Не только останец Лягушка, но и его окрестности именуются местами силы. Путь к главной вершине начинается из посёлка Весточка по экологической тропе, созданной в 2008 году центром «Родник». Оборудованная тропинка ведёт на Солнечную поляну - первому знаковому объекту: по поверьям, несколько раз в сутки поляна меняет свой цвет. На ней туристы знакомятся с будущим маршрутом и историями о Лягушке по информационным плакатам.

Мы сделали здесь первую тропу, чтобы многочисленные посетители не блуждали и не терялись. Сейчас в районе Лягушки уже несколько экотроп к разным объектам. Большинство воспринимает это место как хорошую пикниковую точку, но всё чаще сюда приезжают специально те, кто считает его местом силы. Наше мнение? Возможно всё. Наука об этом ничего не говорит, но люди, которые ощущают нечто, утверждают, что Лягушка и окрестности - особое место, меняющее сознание, - рассказывает Михаил Зацаринный, руководитель сахалинского экоцентра «Родник».

Чуть ближе к Лягушке находится ещё одна поляна - Лунная, с парой необычных объектов: «Камень желаний» и «Камень вопросов и ответов». По рассказам гидов, свои названия они получили неслучайно, «исполнив» не одну просьбу и «ответив» не на один вопрос. Есть даже «алгоритм» загадывания заветного желания: сначала тут, потом о нём необходимо вспомнить на самой Лягушке, а также ещё на одном камне вблизи нее. По легенде, сотни лет назад в нём была погребена мудрая айновская шаманка из племени ушты - на валуне можно увидеть её силуэт.

А ещё гостей Лягушки ждёт знакомство со множеством других историй и легенд. Если пройти чуть дальше останца, можно оказаться на поляне Фей и увидеть прекрасный водопад. К слову, вода в нём, как и во всей местной речке Комиссаровке, иначе - Айичке, считается целебной. Поэтому не стоит удивляться, если местный гид посоветует искупаться в речке, либо хотя бы ополоснуть в ней лицо и руки.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Авачинская сопка - действующий вулкан, расположенный в 25 километрах от Петропавловска-Камчатского. Авача, как его по-свойски называют жители Камчатки, один из самых активных вулканов, постоянно выбрасывающий из жерла дым и газ. Авачинский вулкан - визитная карточка полуострова, ежегодно к нему стремятся тысячи туристов со всего мира. Вместе с тем многие называют Авачу местом силы, оказывающим на человека мощное энергетическое воздействие.

В древности Авачинский вулкан считался священным у коренных жителей Камчатки - коряков. Согласно легенде, Авача была матерью других соседних вулканов - Козельского, Корякского и Вилючинского. Все завидовали миру в их семье, но однажды кто-то задурманил голову Корякскому вулкану. Ему рассказали, что младший брат - Вилючинский - похваляется, что скоро займёт его место. Старший набросился на младшего, и Вилючинскому пришлось поселиться отдельно - за Авачинской бухтой. Их третий брат, Козельский вулкан, узнав о распре, бросился на Корякский, и тогда мать Авача разняла их, встав между ними. С тех пор Авачинская сопка и находится посередине, сохраняя мир в семье вулканов.

Но, несмотря на миротворческую славу Авачи, эта сопка вводила аборигенов в трепет. По другому местному поверью, на ней живут духи. Они используют огонь вулкана, чтобы приготовить китов, выловленных в океане. Поэтому в древности подъём на сопку был доступен только наиболее отважным шаманам, которые общались на её вершине с небожителями. Сейчас каждый может подняться на священную сопку и полюбоваться практически марсианским пейзажем: с сопки открывается вид на море, горы, другие вулканы и, конечно, на огромный кратер, лава которого по-прежнему хранит тепло последнего извержения 1991 года.

По словам тех, кто посещает Авачинский вулкан в поисках духовной силы, его энергетика складывается из нескольких факторов: пирамидальной формы и массивности горы, непредсказуемости извержений, а также многовекового поклонения этому месту. Считается, что люди, занимающиеся здесь различными практиками, быстро восстанавливают силы и укрепляют волю.

Камчатку саму по себе целиком называют местом силы. Здесь бушуют мощные энергии, и мест для духовной практики очень много, в основном это различные сопки. Поэтому Авачинский вулкан, будучи действующим и наиболее доступным, имеет особую славу места силы, - рассказывает Александра Ермакович, представитель буддистского Центра в Петропавловске-Камчатском.

Как признаются путешественники, даже при отсутствии каких бы то ни было ритуалов и практик подъём на Авачу меняет настроение. Вид с этой сопки заставляет забыть о житейских проблемах и ощутить силу древнего вулкана, возраст которого почти 15 тысяч лет.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Сикачи-Алян - старинное нанайское село, находящееся в 80 километрах от Хабаровска. Всемирная слава пришла к нему в 30-е годы прошлого века, когда российские археологи обнаружили здесь древние петроглифы. Более 200 изображений людей, животных, магических узоров, а также сцен охоты и рыбалки высечены на базальтовых валунах у берега Амура в окрестностях селения. Учёные считают, что возраст рисунков - около 10 тысяч лет.

Как гласит наиболее известная нанайская легенда, в незапамятные времена изображения на камнях оставили боги. В ту эпоху на небе сияли три солнца, всё живое на земле гибло, реки кипели, а камни по их берегам плавились от жара. Так богам с лёгкостью удавалось «писать» на глыбах свои послания. Мир спас охотник, погасивший выстрелами стрел два из трёх солнц, однако камни с тех пор оставили на себе божественные письмена.

Одна из версий происхождения названия села также подчёркивает таинственность этого места: несколько трансформированное название селения Сикачи-Алян может переводиться с нанайского как «место, где живут души предков». Поэтому неудивительно, что земля вблизи петроглифов у коренных народов по-прежнему считается священной, а на проведение ритуалов шаманы приезжают сюда со всего Хабаровского края.

Туристам, пришедшим к валунам, советуют говорить шёпотом. Также не лишним считается оставить в дар духам немного вина или сигарет - это, как утверждают гиды-нанайцы, смягчит их характер и поможет избавиться от недугов. Учтите, по словам почитателей духовной энергии Сикачи-Алян, к древним петроглифам не стоит обращаться с просьбой о богатстве и увеличении материальных благ.

Если загадывать здесь желание, основанное на развитии эго, то местной силе оно может не понравиться. Вернее будет выказывать намерение - в первую очередь об изменении своей жизни. Это специфическое место, которое не пускает сюда тех, кто хочет просто «поглазеть». Нужно быть собранным и настроенным, чтобы ощутить новые переживания и частоты. При этом сами по себе петроглифы - то, что привнесли сюда уже люди. Это место изначально обладало особенной силой, - говорит Марина Колбина, тренер йоги из Хабаровска.

Но, несмотря на «избирательность» места силы у Сикачи-Алян, ежегодно его посещают тысячи человек. Чем с успехом пользуются местные жители, рассказывающие о легендах своей святыни и предлагающие поучаствовать в нехитрых обрядах. Среди них: посещение так называемой Пещеры смерти, её стены нельзя задевать во избежание неудач, а также церемония подношения даров хозяину воды Подю. Для удачной рыбалки духу наливают водку в ритуальную чашку - кочи, после чего произносят над ней молитву.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Остров Петрова - в северной части Японского моря - считается одним из самых мистических мест Приморского края. Будучи частью Лазовского заповедника, он находится под постоянной охраной, и попасть сюда можно только несколько месяцев в году в составе организованной группы. Чтобы не навредить девственной природе острова, пускают сюда только 4 тысячи счастливцев. Это совсем не много с учётом широкой славы главного объекта Петрова - уникальной тисовой рощи, чей возраст составляет около тысячи лет.

Сотни прекрасных деревьев, переплетаясь стволами, образуют тёмный свод и создают атмосферу таинственности. Считается, что древний народ, населявший остров, использовал рощу как святилище для общения с духами. По одной из легенд, сотни лет назад рощу специально с этой целью посадили жители государства Бохай. Учёные опровергают рукотворное происхождение тисового леса, однако признают, что в древности остров Петрова был населён людьми.

На острове Петрова проводились археологические работы, были найдены поселения кроуновской культуры железного века (VIII век до н.э. - III век н.э.) - жилища с канами (паровая отопительная система - ред.) внутри. Так что древние люди здесь были, но речь идёт о более ранних эпохах, чем времена бохайцев, - уточняет Надежда Артемьева, заведующая сектором средневековой истории Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН.

Едва ли не каждый метр острова окружён легендами и особыми поверьями. Гиды заповедника предлагают загадать желание, прикоснувшись к одному из самых старых тисов, выросшему на валу древнего поселения. Иностранцам рассказывают о Лешем - славянском аналоге таинственных лесных сил, которым нужно поклониться при входе в природный храм рощи.

На острове Петрова есть пресноводный родник и древние колодцы. Вода в них считается целебной и омолаживающей. Существует немало историй, как, испив из этих источников, женщинам удавалось излечиться от бесплодия, а мужчинам - бросить пить и курить. На острове есть и волшебное дупло, исполняющее нашёптанные в него желания, и чудесное дерево с ликом духа этих мест - древнего шамана.

Вокруг острова Петрова существует немало легенд, к которым можно относиться по-разному. Но точно замечено, что девственная природа места, где никогда не вырубались деревья и более 100 лет не было пожаров, меняет человека. Наступает умиротворение в душе, взгляд и настроение людей после прогулки по тропе становятся другими, - говорит Галина Дикалюк, начальник экологического отдела Лазовского государственного природного заповедника.

Горы Кисилях расположены на водоразделе северных рек Якутии - Яны и Адычи. В переводе с якутского «Кисилях» означает «каменные люди» - именно их издалека напоминают величественные гранитные скалы, венчающие горный хребет. Согласно одной из якутских легенд, в глубокой древности, спасаясь от вечной мерзлоты, жители гор решили отправиться на юг, но в этом месте злые духи превратили их в каменные изваяния.

Каменные глыбы высотой около 30 километров завораживают своей монументальностью. По оценке учёных, их возраст - 60 миллионов лет. Схожесть скал с фигурами людей и животных породила немало гипотез об их сверхъестественном либо инопланетном происхождении. Но почитатели Кисилях в большей степени интересуются не прошлым, а настоящим.

В 2002 году группа якутских экстрасенсов отправилась в горы Кисилях на исследования, провела их и сделала вывод об удивительной «внеземной энергетике» этих гор. Ясновидящие заявили, что сила места настолько велика, что грозит земле природными катаклизмами, однако устранить этот избыток горы могут, поделившись своей энергией с людьми. Считается, что, побывав в горах, больные люди выздоравливают, а здоровые нередко меняют свои взгляды на жизнь.

Так что к горам Кисилях потянулись десятки паломников со всего света. В 2006 году вблизи гор, у реки Туостах, был построен первый туристический комплекс, его руководство организовало маршрут к так называемой Северной Шамбале. По словам создателя комплекса, геолога Владимира Чирикова, в последние годы за короткий сезон с июня по сентябрь маршрут посещают 150-200 человек. Знакомясь с удивительными пейзажами, они узнают об этих местах не менее удивительные истории, в которые, как и сотни лет назад, верят местные жители.

Я легендам не верю. Я верю своим предкам, а те говорили, что это Святая гора, на неё спускаются Верхние Божества якутов - Аар Айыы, а в скалах сосредоточены их великие силы, что это - место силы. В старину сюда разрешалось ходить только шаманам, чтобы черпать энергии Куйаара - Космоса. Это земля моих предков, они нам говорили, что настанет день, когда гора позовёт и примет всех желающих, это будет золотой век, счастливое поколение, затем гора опять закроет свои врата счастья, - рассказывает Владимир Чириков.

Помимо паломников, желающих почерпнуть особую энергию и оздоровиться, в горы Кисилях всё чаще приезжают и любители экзотического туризма. В 2016 году маршрут «Туостаах-Кисилээх» занял второе место на всероссийском конкурсе «Диво России», где приняли участие более 300 популярных туристических объектов России. Минусом маршрута остаётся его относительная дороговизна: не считая билета до Якутска и проживания, за перелёт к местному посёлку, а также сопровождение необходимо заплатить не менее 25 тысяч рублей.

Мария Окулова

Бета-версия

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить нам о ней

Все права на материалы и произведения, размещенные на сайте, принадлежат ТАСС, если не указано иное. Использование материалов сайта разрешено при наличии активной ссылки на источник. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. Связь с редакцией:

Где живет Бог?

Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:

«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме … Иисус говорит ей: поверь Мне , что наступает время , когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже , когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине , ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).

То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссии наступает время , когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине . В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе , так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:

«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили , что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:19-22).

Теперь храмами Божьими стали тела верующих:

«Разве не знаете, что вы храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19 , см. также 2 Кор. 6:16).

А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе «Символ веры» , соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:

«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Дом же Его - мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20).

Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его » (Кол. 4:15 , см. также Рим. 16:4 , 1 Кор. 16:19 , Филим. 1:2).

Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог . В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях . Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:

«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).

Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.

То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени . Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:

«Я освятил сей храм , который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).

«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я … избрал себе место сие в дом жертвоприношения . Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем . И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16 , см. также 3 Цар. 5:5 , 3 Цар. 8:17-20,29,43 , 3 Цар. 9:7 , 2 Пар. 2:4 , 2 Пар. 6:5,7,10 , 2 Пар. 7:20 , Иер. 7:10,11-14,30).

После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:

«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей , который построил я» (2 Пар. 6:18 , см. также 3 Цар. 8:27).

Библия говорит, что истинное место «обитания» Творца на небесах :

«Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах » (Пс. 10:4).

«С небес призирает Господь , видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает , Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).

«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба , и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25 , см. также выше 2 Пар. 7:14 , а также Втор. 26:15 , Пс. 102:19 , Пс. 113:11 , Пс. 122:1 , 2 Пар. 6:27,30,33,35,39 , 2 Пар. 30:27 , 3 Цар. 8:30).

Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:

«Так говорит Господь: небо - престол Мой , а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).

Новый Завет вторит ветхозаветному учению:

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо - престол Мой , и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).

«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22 , см. также Мф. 5:34).

Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.

Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.

Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):

«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов , ни жертвенников? Какой храм Ему построю , когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? »

Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):

«Если скифы... не могут выносить вид храмов , алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей , такая же, как у них… Скифы... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».

Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми ? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы , воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Христианский апологет Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):

«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов ... и не поклоняемся … изображениям».

Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):

«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.) , где, как вы верите, они (небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смысл храмов и алтарей?».

А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):

«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов , жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов ; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».

Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:

1) храмы не являются местом обитания Бога;

2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.

Ответ на вопрос «Где находится Бог? не так сложен, как может показаться на первый взгляд. В каждом человеке живет дух божий. Сам Господь есть внутри нас. Это невероятно. Но мы привыкли ассоциировать Господа с небесами. , почему мы не верим в Бога.

Мы, глядя на небо, вспоминаем о нем. Говорим: «мне кажется, что там что-то есть, обязательно, не может не быть» и при этом показываем пальцем вверх, в небо. Мы представляем, что там высоко сидит Бог и наблюдает за нами.

Это согласуется с нашим миропониманием. Это укладывается в картину, понятную нашему мозгу.

Но тем самым этот взгляд разделяет человека и Бога.

Мы как бы ставим себя отдельно: вот здесь, на земле хожу я, а там, где-то очень высоко и очень далеко сидит Господь. Мы очень далеки друг от друга. Так далеки, что для того, чтобы хоть как-то стать ближе друг к другу, мы идем в церковь, где Господь может услышать наши просьбы, наши молитвы, где мы можем раскаяться и просто поговорить с Ним.

Церковь не учит, что Господь далеко – на небесах. Но, я лично по себе чувствую этот момент. Мне всю жизнь казалось, что Бог там, я здесь.

Да, вероятно, я увижу Его. Но потом, после смерти. Приду, меня будут судить, и определять, чего я достоин, чего нет, куда дальше отправится моя душа. А сейчас, пока я здесь, внутри земной жизни, я могу делать, что хочу, может никто и не заметит, а потом главное вовремя прощения попросить.

Бог любит тишину и уединение. Только наедине с собой, вы сможете спросить Бога, и Он может Вам ответить. Только тогда можно что-то почувствовать и понять.

Но чтобы найти Бога и внутри себя и везде вокруг, нужно искать. Если вы не будете искать Его, то он не откроется Вам.

Мы и не задумываемся, что для жизни нам нужен воздух. Мы просто его не замечаем. Но стоит ему исчезнуть, как мы начнем задыхаться. Стоит нам убрать Бога из своей жизни, как жизнь становится борьбой, наполняется страданиями и болью. Мы даже можем не задумываться, что это просто потому, что мы потеряли Бога в своей душе. Но стоит найти, как все становится на свои места.

Почему нам плохо?

Причина наших страданий в том, что мы не понимаем, где находится Бог. Также поэтому мы не можем осознать и . Мы решили, что отделены от Господа. Причина в иллюзии. Дух божий в нас , он все видит, все слышит, и ничего от Него скрыть невозможно.

Если вы сможете понять, что Бог внутри вас, всегда с вами, то, где бы вы ни находились, куда бы ни занесла вас судьба, вы везде будете ощущать себя дома.

В этом и состоит смысл нашей жизни – в поиске и осознании Бога. Если вы прожили жизнь без Него, то жили вы напрасно и не смогли полностью раскрыть весь свой жизненный потенциал и исполнить свою судьбу.

В вас живет то, что живет и в каждом человеке, в каждом живом существе. Если мы, люди, научимся понимать это, то жизнь наша наполнится спокойствием, радостью и миром. И будет все равно, какого вероисповедания человек, какое положение в обществе занимает, потому что в нем есть то, что дороже всего в мире.

Человеку в большом городе внутри сложного и скоростного мира сложно найти время тишины и покоя. Но искать это время жизненно необходимо. я говорю почему.

Как стать счастливым? Духовная практика, такая как молитва, медитация, йога , важна для понимания нашей божественной сути. Жизнь – это поиск Бога в себе. Найдете Бога — найдете счастье.

Очень жаль, что это не пропагандируется на высоком уровне, в СМИ. Это было бы в тысячу раз полезнее и нужнее чем то, что там есть сегодня. У нас не остается выбора, как самим искать и находить.

Но ведь поиск Бога – это очень личное. Несмотря на то, что Бог один, он для каждого свой. Ищите Бога, и вы даже не представляете, что вы найдете.

Моисей говорил Богу: «Где я найду Тебя, Господи?» - Бог ответил: «Ты уже нашел Меня, когда ищешь Меня».

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Мифы древних славян. Часть первая



Где жили боги и духи?

Боги и духи поначалу жили там же, где жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь свою с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но даже как своих прародителей.
Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали, как и поныне в сказках, батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином.
Почитали наши предки и растения. У них существовали целые священные рощи. А отдельные деревья, чаще всего старые, могучие дубы, вызывали их поклонение. Византийский император Константин Багрянородный, рассказывая о трудном и опасном переходе через Днепровские пороги, не обошел громадный дуб на острове Хортица. Ему приносили в жертву живых петухов, куски мяса, хлеб. Воины у корней дерева втыкали стрелы — свои дары.
Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, на которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся амулетами-оберегами.
Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались «капь», а места их обитания, первые культовые сооружения — капищами. Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие будущее.
Когда с приходом христианства капища и идолы были повержены, добрые языческие божества остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях, сказках, былинах. И дожили до нашего времени.

Из жизни светил

Древние славяне представляли себе Дажьбога как прекрасного юношу с длинными золотистыми волосами-лучами. Живет он на востоке, в стране вечного лета, в золотом дворце. Каждое утро сестра бога красавица дева Утренняя Заря выводит на небосвод его колесницу, запряженную огнедышащими белыми конями, и провожает в долгий дневной путь по небосводу. На склоне дня бога встречает другая сестра — Вечерняя Заря, принимает лошадей и отводит их в стойло.
Есть у бога-Солнца жена — Луна (Дажьба). А звезды — их дети. По народному поверью, с первых дней зимы супруги расстаются и встречаются лишь с началом весны, рассказывают друг другу, как жили-поживали, что делали все это время. Порой при этом у них случаются ссоры — тогда на земле происходят землетрясения и весенние грозы.
Велики и необозримы владения бога-Солнца. В его подчинении двенадцать царств, говорится в русских народных сказаниях, намекая, очевидно, на двенадцать месяцев или двенадцать знаков зодиака. Судьями при нем служат семь планет, вестниками — семь хвостатых комет.
А еще живут во дворце «солнцевы девы», которые умывают дождями светлый лик, сохраняя его ясность от туманов и туч, расчесывают его золотые кудри — лучи.
Но кроме друзей есть у Дажьбога враги: черти, бесы и всяческая нечисть собираются всякий раз перед солнечным рассветом, мечтая поймать его, еще немного сонного, скрутить и убить. Пока это им не удалось.
Наши предки считали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря возрождается новый, молодой и сильный.

Отец света

Главным божеством славянского пантеона считался БОГ, он же ДЫЙ, СВАРОГ — все эти три имени принадлежат одному персонажу — творцу всей Вселенной. Имя Сварог означает «солнце», Дый — «день, дневной», Бог — «наделяющий богатством».

В летописи сказано: «Некогда царствовал на земле Сварог, высочайшее существо, отец света, научивший человека искусству ковать и брачным связям».
Имя этого божества, почитаемого славянами, идет от древнеиндийского слова «сварга» — небо. И сам его величественный облик был переменчив, подобно небесному своду в разное время. То он озарен солнечными лучами, то хмурится грозовыми тучами, освещая мрак вспышками молний. Ясный лик его, когда с восходом великого светила возрождается земля и расцветает, и радуется все живое на ней, люди олицетворяют с возжжением светильника жизни. Не случайно самым любимым и могущественным сыном Сварога был бог-Солнце Дажьбог. Когда Сварогу надо было наблюдать за тем, как идут дела на земле, он вынимал из-за пазухи и выпускал на небосвод сына Солнце.
Но не менее небесного огня нужен был людям и огонь земной. По древним преданиям, сам Сварог ниспослал на землю бесценный божественный дар в виде молнии. С той поры славяне поклонялись огню как сыну Сварога.

Небесный кузнец

Был Сварог для славян высшим небесным божеством. И служил посредником между небом и землей.
Жаль было всесильному слабых, беспомощных, неумелых людей, созданных Перуном из пепла и живущих на земле, не ведая счёта дней, не зная никаких законов. От врагов они отбивались каменьями да дубинками. Не знали семьи, не соблюдали родственные связи. Звери дикие и те были сильнее и приспособленнее человека.
Как Прометей у древних греков, решил Сварог дать людям силу и знание. Он явился среди них в рабочем кожаном фартуке, с большим молотом в руках. Показал, где и как искать железную руду. И сам выковал в самодельной кузнице первый плуг в сорок пудов весом.
Плугом этим провел он борозды в поле. Став «первым на земле оратаем», научил Сварог людей пахать и засевать землю. «Не земля родит, а небо», — говорили древние славяне, подчеркивая, что только при помощи своего огненно-солнечного покровителя Сварога могут получить они богатый урожай, обеспечить себя пищей.
А чтобы защитить от врагов свои пашни и поселения, научил добрый бог людей ковать оружие — стрелы и мечи. После принятия христианства кузнеца Сварога заменили в народном сознании святые братья Козьма и Демьян (в Византии их называли Косма и Дамиан). Более того, они как бы слились в одно лицо, называемое Козьмодемьяном, который все же воплощал лишь одно направление деятельности языческого бога Сварога.
Именно Сварог установил на земле законы, суд. И еще он разделил людей на семьи. Ведь до этого жена не знала мужа, а сын отца. Многие почитатели отечественной мифологии считали, что слова с корнем «сва» — сваха, сват, сватовство — произошли в русском языке от имени бога Сварога.

Всадник на красном коне

Сварог был не просто верховным богом, но и «рождающим божества». Порой всех славянских богов называют «сварожичами».
Но был среди них один, для которого это слово было именем собственным. Этот Сварожич олицетворял земной огонь, подаренный его отцом людям. Иногда его почитали как бога войны и побед.
В древнерусском церковном поучении против язычества говорилось: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». Древние славяне всегда почитали огонь. Считалось, что ему присущи очистительные и целебные свойства. Многие века в купальскую ночь через костры прыгали юноши и девушкине только для того, чтобы показать свою удаль, но стремясь и освободиться от нечистой силы. С этой же целью меж костров проводили скот. Считалось, что дым способен отогнать злых духов. В огонь бросали отслужившую свое одежду, обувку, вещи больных.
А вот всякие нечистоты в костер швырять не полагалось. Нельзя было плевать в костер, затаптывать огонь ногами. Считалось, что он может обидеться и потом отомстить. В новый дом обычно торжественно переносили огонь из старого. Во многих семьях существовали приемы получения «живого огня» — их передавали из рода в род.
Но было у бога огня Сварожича и свое, особое празднество — именины овина. Истопив овин (помещение для сушки зерна), совершали жертвоприношение — бросали в огонь необмолоченный сноп. И тут же садились за щедро накрытый стол, ели, пили и славили Сварожича-овинника. Лишь после этого праздника начинали молотить зерно и мять коноплю.
Древние люди считали, что бог огня Сварожич скачет по небу на красном коне с копьем в руках.

Где живет Бог? На этот вопрос все отвечают по - разному. Да, верю! Нет, не верю! Сомневаюсь. Бог, конечно, есть, но… Этих «но» как доказательств того, что Бога нет, сомневающийся человек наберет с десяток, а то и больше.

Мой отец неохотно рассказывал о войне, о концлагере. А если же начинал говорить, то очень осторожно выбирал эпизоды, наверное, опасался непонимания и осуждения. Один такой скупой и почти лишенный эмоций рассказ он закончил фразой: «За тот час я услышал имя Бога столько раз, сколько до этого не слышал за всю свою жизнь. Не удивляйся: в окопах атеистов не бывает».

Мое поколение – типичный продукт советской эпохи. Атеизм был тогда одним из главных звеньев воспитательного процесса подрастающего поколения. Наверное, поэтому у многих людей этого возраста «сложные» отношения с Богом. И в детстве, и в юности я, как говорится, лба не перекрестила. Слова папы вспомнила, когда попала в горах в опасную ситуацию.

Поднимались втроем на вершину горы. Скалы, зацепиться не за что, Пик – небольшой пятачок. Трое сядут – четвертому останется место только на одной ноге постоять. Попали в грозу, долго висели под сплошным потоком воды, потом буквально вползли на пик, закрепились и шесть часов сидели, ожидая, когда закончится этот ад.

Вот тогда в первый раз мои губы прошептали: «Господи, помоги!» В окопах атеистов нет? На скале их тоже не было! Значит, когда нам плохо, когда угрожает смертельная опасность, когда надежды на помощь ждать неоткуда, мы обращаемся к Богу. Это не вопрос. Это утверждение. Обращаемся, обещая все, что угодно, только бы спас, защитил.

А где он обитает? Где тот адрес, по которому можно найти Бога? Говоря о нем, мы обычно поднимаем глаза к небу. Вспомните библейскую историю о попытке забраться в обитель Бога. Значит, люди в древности знали дорогу, ведущую к Господу? Или, наоборот, они пошли не тем путем и были за это наказаны? С тех пор люди редко находят общий язык. Непонимание – страшная кара за неправильный выбор.

Куда же пойти, чтобы встретиться с Богом, задать ему вопросы, терзающие душу и смущающие разум? Ответ верующих – в храм. Церковь, мечеть, синагога – неважно, как называется храм. Важно, что это то место, где можно пообщаться с Богом. Но ведь там от имени господа вещает человек. Со всеми присущими ему слабостями, сомнениями и заблуждениями. Пастырь иной раз не только сам идет не по пути Праведности и Веры, но и паству свою ведет туда же. Подтверждение этому – религиозные экстремисты, которые за «истинную» веру готовы убивать всех без разбора. Священники разных конфессий вступают врукопашную схватку, деля храмы, позволяют себе роскошествовать и не соблюдать заповеди.

Значит, не в храме живет Бог. Значит, не там нужно искать его. А где? Величайший мудрец Лев Толстой сформулировал идею, которая стала основой его жизни. Суть заключается в следующем: Бог не лик на иконе, и не нужно искать его в храме. Бог – это те морально-нравственные нормы, которые веками вырабатывало человечество.

Согрешил – покаялся. Эта формула здесь не работает. Не греши – не нужно будет каяться. Не убий – потому что внутренний закон не позволит тебя отнять чужую жизнь. Не укради, не лги и дальше по списку. Вывод: не сотвори зла. Вообще! Никогда! Никакого!

И главное - не должно быть в жизни человека ни одного дня без сотворенного им доброго дела. Заметьте, как мудро: не сделал зла – не значит, сотворил добро. Не желать зла, не совершать его – это норма жизни.

Жить на стороне Зла очень легко. Хочешь кричать? Громче! Ударить? Бей изо всех сил! Украсть? Убить? Нет запретов! Делай все, что придет в голову!

Жить на стороне Добра, придерживаясь этих правил, неимоверно трудно. Общепризнанные утверждения, давно ставшие нормой в 21 веке, убеждают человека в том, что все воруют, все лгут, все изворачиваются. А без подлости вообще не прожить и карьеру не сделать. Если ты шеф, то тебе можно все: хамить, унижать, давить подчиненных, как мелкую мошкару. Если ты подчиненный, то обязан терпеть и быстро исполнять самые идиотские (простите за слово!) приказы. Велено настучать на коллегу? Смог украсть идею и выдать за свою? Нужно переспать с тем, от кого зависит карьерный рост? Легко!

Не каждый человек соглашается жить по этим волчьим законам. И что происходит в таком случае? Общество выдавливает изгоя, применив закон джунглей: прав тот, у кого когти и зубы сильнее. Не сломаться под таким нажимом сложно. Не стоит прогибаться под изменчивый мир? А если он не хочет прогибаться под нас?!

И опять вспомним Толстого, убеждавшего, что дорог в жизни много, а пути только два, и каждый из них - наш выбор. Один путь ведет к Добру, а другой – к Злу. Куда идти, помогает выбрать Бог, который живет внутри каждого из нас. Он и только он наставляет и направляет нас, объясняя, как жить, чтобы в любой ситуации оставаться Человеком.