Открыт второй фронт. Войти в личный кабинет 6 июня 1944

"Второй фронт". Целых три года его открывали наши солдаты. Именно так называли американскую тушёнку. А ещё "второй фронт" существовал в виде самолётов, танков, грузовиков, цветных металлов. Но настоящее открытие второго фронта, высадка в Нормандии, произошло только 6 июня 1944 года.

Европа как одна неприступная крепость

В декабре 1941 года Адольф Гитлер заявил, что создаст пояс из гигантских фортификационных сооружений от Норвегии до Испании и это будет непреодолимым фронтом для любого противника. Эта была первая реакция фюрера на вступление США во Вторую мировую войну. Не зная, где произойдет высадка союзных войск, в Нормандии или другом месте, он пообещал всю Европу превратить в неприступную крепость.

Сделать это было абсолютно невозможно, впрочем, еще целый год никакие фортификационные сооружения вдоль береговой линии и не строились. Да и зачем было это делать? Вермахт наступал на всех фронтах, и победа немцев им же самим казалась просто неизбежной.

Начало строительства

В конце 1942 года Гитлер теперь уже серьезно приказал за год возвести на западном побережье Европы пояс сооружений, названный им Атлантическим валом. На строительстве работало почти 600 000 человек. Всю Европу оставили без цемента. Использовались даже материалы со старой французской линии Мажино, но к сроку успеть не удалось. Не хватало главного - хорошо обученных и вооруженных войск. Восточный фронт буквально пожирал немецкие дивизии. Так что многие части на западе приходилось формировать из стариков, детей и женщин. Боеспособность таких войск не внушала никакого оптимизма главнокомандующему на Западном фронте генерал-фельдмаршалу Герду фон Рундштедту. Он неоднократно просил фюрера о подкреплении. Гитлер в конце концов прислал ему в помощь генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля.

Новый куратор

Престарелый Герд фон Рундштедт и энергичный Эрвин Роммель не сработались сразу. Роммелю не понравилось, что Атлантический вал построен только наполовину, орудий крупного калибра не хватает, а в войсках царит уныние. В приватных разговорах Герд фон Рундштедт называл защитные сооружения блефом. Он считал, что свои части нужно отвести от побережья и атаковать место высадки в Нормандии союзников уже после. Эрвин Роммель с этим был категорически не согласен. Он намеревался разбить англичан и американцев прямо на берегу, куда они не смогут подтянуть подкрепление.

Для этого нужно было сосредоточить у побережья танковые и моторизованные дивизии. Эрвин Роммель заявил: «Война будет выиграна или проиграна на этих песках. Первые 24 часа вторжения будут решающими. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». В целом Адольф Гитлер одобрил план Эрвина Роммеля, но оставил танковые дивизии в своём подчинении.

Береговая линия укрепляется всё больше

Даже в этих условиях Эрвин Роммель сделал очень многое. Практически всё побережье французской Нормандии было заминировано, а ниже уровня воды при отливе установили десятки тысяч металлических и деревянных рогаток. Казалось, что высадка десанта в Нормандии невозможна. Заградительные сооружения должны были остановить десантные суда, чтобы береговая артиллерия успела пристреляться по объектам противника. Войска без перерыва занимались боевой подготовкой. На побережье не осталось ни одной части, где не побывал бы Эрвин Роммель.

Всё готово к обороне, можно отдохнуть

В апреле 1944 года он скажет своему адъютанту: «Сегодня у меня есть только один враг, и этот враг - время». Все эти заботы настолько вымотали Эрвина Роммеля, что в начале июня он уехал в короткий отпуск, впрочем, как и многие немецкие военные начальники западного побережья. Те, кто не уехал в отпуск, по странному стечению обстоятельств оказались в командировках далеко от побережья. Оставшиеся на местах генералы и офицеры были спокойны и расслаблены. Метеопрогноз до середины июня был самым неподходящим для десанта. Поэтому высадка союзников в Нормандии казалась чем-то нереальным и фантастическим. Сильное волнение на море, шквалистый ветер и низкая облачность. Никто и не догадывался, что невиданная армада кораблей уже покинула английские порты.

Великие битвы. Высадка в Нормандии

Операцию по высадке в Нормандии союзники назвали «Оверлорд». В дословном переводе это означает «властелин». Она стала самой крупной десантной операцией в истории человечества. Высадка союзных войск в Нормандии происходила с участием 5000 боевых кораблей и десантных судов. Главнокомандующий союзными силами генерал Дуайт Эйзенхауэр не мог отложить высадку из-за погоды. Только три дня - с 5 по 7 июня - была поздняя луна, и сразу после рассвета - малая вода. Условием переброски парашютистов и десанта на планерах было тёмное небо и восход луны во время приземления. Отлив был необходим, чтобы морской десант видел прибрежные заграждения. В штормовом море тысячи десантников страдали от морской болезни в тесных трюмах катеров и барж. Несколько десятков судов не выдержали штурма и утонули. Но уже ничто не могло остановить операцию. Высадка в Нормандии начинается. Войска должны были высадиться в пяти местах побережья.

Начало операции «Оверлорд»

В 0 часов 15 минут 6 июня 1944 года властелин вступил на землю Европы. Операцию начали парашютисты. Восемнадцать тысяч десантников рассыпались по землям Нормандии. Однако далеко не всем повезло. Примерно половина попала в болота и на минные поля, но другая половина свои задачи выполнила. В немецком тылу началась паника. Были разрушены линии связи, и, главное, были захвачены неповреждённые стратегически важные мосты. К этому времени морские десантники уже дрались на побережье.

Высадка американских войск в Нормандии была на песчаных пляжах Омаха и Юта, англичане и канадцы высаживались на участках Сворд, Джуна и Голд. Боевые корабли вели дуэль с береговой артиллерией, стремясь если не подавить, то хотя бы отвлечь её от десантников. Тысячи самолётов союзной авиации одновременно бомбили и штурмовали немецкие позиции. Один английский пилот вспоминал, что главной задачей было не столкнуться друг с другом в небе. Преимущество союзников в воздухе было 72:1.

Воспоминания немецкого аса

Утром и днём 6 июня люфтваффе не оказали войскам коалиции никакого сопротивления. Только два немецких пилота показались в районе высадки, это командир 26-й истребительной эскадры - знаменитый ас Йозеф Приллер, и его ведомый.

Йозеф Приллер (1915-1961) устал слушать путаные объяснения того, что происходит на берегу, и сам вылетел на разведку. Увидев тысячи судов на море и тысячи самолётов в воздухе, он иронически воскликнул: «Сегодня поистине великий день для пилотов люфтваффе». Действительно, ещё никогда военно-воздушные силы Рейха не были столь бессильны. Два самолёта пронеслись на бреющем полёте над пляжем, стреляя из пушек и пулемётов, и скрылись в облаках. Это всё, что они могли сделать. Когда механики осмотрели самолёт немецкого аса, оказалось, что в нём более двухсот пулевых пробоин.

Штурм союзных войск продолжается

Нацистские военно-морские силы добились чуть большего. Три торпедных катера в самоубийственной атаке флота вторжения сумели потопить один американский эсминец. Высадка войск союзников в Нормандии, а именно англичан и канадцев, не встретила серьёзного сопротивления на своих участках. К тому же им удалось в целостности переправить на берег танки и орудия. Американцам же, особенно на участке Омаха, повезло куда меньше. Здесь оборону у немцев держала 352-я дивизия, которая состояла из обстрелянных на разных фронтах ветеранов.

Немцы подпустили десантников на четыреста метров и открыли ураганный огонь. Почти все лодки американцев подошли к берегу восточнее заданных мест. Их снесло сильное течение, да и густой дым от пожаров мешал ориентироваться. Сапёрные взводы были почти уничтожены, так что проходы в минных полях было некому делать. Началась паника. Тогда несколько эсминцев подошли вплотную к берегу и начали бить прямой наводкой по позициям немцев. 352-я дивизия в долгах перед моряками не осталась, корабли получили серьёзные повреждения, но десантники под их прикрытием смогли прорвать немецкую оборону. Благодаря этому на всех участках высадки американцы и англичане смогли продвинуться на несколько миль вперёд.

Неприятности для фюрера

Через несколько часов, когда Адольф Гитлер проснулся, фельдмаршалы Вильгельм Кейтель и Альфред Йодль осторожно доложили ему, что высадка союзников, кажется, началась. Поскольку никаких точных данных не было, фюрер им не поверил. Танковые дивизии остались на своих местах. В это время фельдмаршал Эрвин Роммель сидел у себя дома и тоже ничего толком не знал. Немецкие военные начальники упустили время. Атаки последующих дней и недель ничего не дали. Атлантический вал рухнул. Союзники выходили на оперативные просторы. Всё решилось за первые двадцать четыре часа. Высадка союзников в Нормандии состоялась.

Исторический день «Д»

Огромная армия пересекла Ла-Манш и высадилась во Франции. Первый день наступления назвали днём «Д». Задача - укрепиться на побережье и выбить нацистов из Нормандии. Но плохая погода в проливе могла привести к катастрофе. Ла-Манш славится своими бурями. В считанные минуты видимость могла снизиться до 50 метров. Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр требовал ежеминутного отчёта о погоде. Вся ответственность легла на главного метеоролога и его команду.

Военная помощь союзников в борьбе с нацистами

1944 год. Вторая мировая война идёт уже четыре года. Немцы оккупировали всю Европу. Силы союзников Великобритании, Советского Союза и США нуждаются в решающем ударе. Разведка докладывала, что скоро немцы начнут применять управляемые ракеты и атомные бомбы. Энергичное наступление должно было прервать планы нацистов. Самый простой способ - это пройти через оккупированные территории, например через Францию. Секретное название операции - «Оверлорд».

Высадка в Нормандии 150 тысяч солдат союзников намечалась в мае 1944 года. Их поддерживали транспортные самолёты, бомбардировщики, истребители и флотилия в 6 тысяч кораблей. Наступлением командовал Дуайт Эйзенхауэр. Дату высадки держали в строжайшем секрете. На первом этапе высадка в Нормандии 1944 года должна была захватить более 70 километров французского побережья. Точные районы штурма немецких войск держали в строгом секрете. Союзники выбрали пять пляжей с востока на запад.

Тревоги главнокомандующего

1 мая 1944 года потенциально могло стать датой начала операции «Оверлорд», но от этого дня отказались по причине неготовности войск. По военно-политическим мотивам операцию перенесли на начало июня.

В своих мемуарах Дуайт Эйзенхауэр писал: «Если эта операция, высадка американцев в Нормандии, не состоится, то виноват буду только я». В полночь 6 июня начинается операция «Оверлорд». Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр лично посещает 101 воздушную дивизию перед самым вылетом. Все понимали, что до 80 % солдат не выживут в этом штурме.

«Оверлорд»: хроника событий

Высадка в Нормандии воздушного десанта должна была первой произойти на берегах Франции. Однако всё пошло не так. Пилотам двух дивизий нужна была хорошая видимость, они не должны были сбросить десант в море, но они ничего не видели. Парашютисты скрылись в облаках и приземлились в нескольких километрах от точки сбора. Затем бомбардировщики должны были расчистить путь для морского десанта. Но они не фиксировали свои цели.

На пляж Омаха должны были лечь 12 тысяч бомб, чтобы уничтожить все препятствия. Но когда бомбардировщики достигли берегов Франции, пилоты оказались в трудной ситуации. Кругом были тучи. Основная часть бомб упала в десяти километрах южнее пляжа. Планёры союзников оказались неэффективными.

В 3.30 утра флотилия направилась к берегам Нормандии. Через несколько часов солдаты пересели на маленькие деревянные лодки, чтобы добраться наконец-то до пляжа. Огромные волны раскачивали маленькие лодки, как спичечные коробки, в холодных водах Ла-Манша. Только на рассвете началась десантная высадка союзников в Нормандии (фото см. ниже).

На берегу солдат ожидала смерть. Кругом находились заграждения, противотанковые ежи, всё вокруг было заминировано. Флот союзников обстреливал немецкие позиции, но сильные штормовые волны мешали прицельному огню.

Первых высадившихся солдат ждал яростный огонь немецких пулемётов и пушек. Солдаты гибли сотнями. Но они продолжали бороться. Это казалось настоящим чудом. Несмотря на мощнейшие немецкие заграждения и плохую погоду, крупнейший в истории десант начал своё наступление. Солдаты союзников продолжали высадку на 70-километровом берегу Нормандии. Днём облака над Нормандией стали рассеиваться. Главным препятствием для союзников стал Атлантический вал, система долговременных укреплений и скалы, которые защищают побережье Нормандии.

Солдаты начали взбираться на береговые скалы. Сверху их обстреливали немцы. К середине дня войска союзников стали численно превосходить фашистский гарнизон Нормандии.

Старый солдат вспоминает

Рядовой американской армии Гарольд Гаумберт спустя 65 лет вспоминает, что ближе к полуночи все пулемёты замолчали. Все нацисты были убиты. День «Д» окончен. Высадка в Нормандии, дата которой - 6 июня 1944 года, состоялась. Союзники потеряли почти 10 000 солдат, но они захватили все пляжи. Казалось, что пляж залили ярко-красной краской и раскидали тела. Раненые солдаты умирали под звёздным небом, а тысячи других двинулись вперёд, чтобы продолжить борьбу с врагом.

Продолжение штурма

Операция «Оверлорд» перешла в следующую фазу. Задача - освободить Францию. Утром 7 июня перед союзниками появилось новое препятствие. Непроходимые леса стали очередной преградой для атаки. Сплетённые корни нормандских лесов были прочнее английских, на которых тренировались солдаты. Войскам приходилось обходить их. Союзники продолжали преследовать отступающие немецкие войска. Фашисты сражались отчаянно. Они пользовались этими лесами потому, что научились в них прятаться.

День «Д» был всего лишь выигранным сражением, война для союзников только начиналась. Войска, с которыми столкнулись союзники на пляжах Нормандии, не были элитой нацистской армии. Начинались дни тяжелейших боёв.

Разрозненные дивизии в любой момент могли разбить нацисты. У них было время, чтобы успеть перегруппироваться и пополнить свои ряды. 8 июня 1944 года началось сражение за Карантан, этот город открывает путь к Шербуру. Понадобилось более четырёх дней, чтобы сломить сопротивление немецкой армии.

15 июня силы Юты и Омахи наконец-то объединились. Они взяли несколько городов и продолжили наступление на полуострове Котантен. Силы объединились и двинулись в направление Шербура. Две недели немецкие войска оказывали жесточайшее сопротивление союзным. 27 июня 1944 года войска союзников вошли в Шербур. Теперь у их кораблей был собственный порт.

Последняя атака

В конце месяца началась следующая фаза наступления союзников в Нормандии, это операция «Кобра». На этот раз целью были Канны и Сен-Ло. Войска стали продвигаться в глубь Франции. Но наступлению союзников противостояло серьёзное сопротивление нацистов.

Французское движение сопротивления во главе с генералом Филиппом Леклерком помогло союзникам войти в Париж. Счастливые парижане с радостью встречали освободителей.

30 апреля 1945 года Адольф Гитлер покончил с собой в собственном бункере. Через семь дней немецкое правительство подписало пакт о безоговорочной капитуляции. Война в Европе была окончена.

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Второй фронт - Read it, I never knew such details Очень интересная статья, ; ; советую почитать.

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года и закончившаяся 2 сентября 1945 года, давно уже описывается историками и мемуаристами как мучительное и кровавое движение от одного решающего сражения до другого. Иные из них длились несколько суток, другие месяцами. Среди них были сражения гигантского масштаба, такие как, например, многомесячные бои в Северной Африке, штурм японских островов в Тихом океане, сражение в Арденнах, Сталинградская или Курская битва. В этих боях участвовали миллионы бойцов, тысячи танков и самолётов. Расход вооружений и боеприпасов исчислялся многими тысячами тонн в сутки, человеческие жертвы несколькими тысячами в день. Таких боёв было немало во время войны в Европе и в Азии и всё-таки высадка англо-американских армий в Нормандии, под кодовым названием «Оверлорд», начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года была явлением уникальным в истории всех войн! Её масштабы и результаты, её техническое оснащение, её влияние на послевоенные дела в мире вынудили даже Сталина оценить это событие по достоинству. В поздравительной телеграмме Черчиллю от 11 июня 1944 года, Сталин писал: «История отметит это событие как достижение высшего порядка!»

Наполеон во время войны с Англией собрал на материке огромную армию для высадки её на английском побережье. Гитлер сделал то же самое во время Второй мировой войны. Но оба они так и не решились на высадку, понимая, что шансов на успех очень мало, а риск потерять свою армию очень велик. Нам, бывшим гражданам СССР и России, об этом событии известно крайне мало, если вообще известно. Даже по прошествии с тех пор десятков лет, русские публикации о войне не содержат сколько-нибудь надёжных сведений о D-Day, как принято называть это событие в западных источниках. Коммунистической режим в СССР старательно скрывал от своих граждан ту огромную роль, которую играли союзники Англия и Америка в ходе войны Советского Союза с Германией. Теперь можно полагать, что без помощи союзников в период 1941-1942 годов СССР не выстоял бы против немцев. Но, это специальная тема и не о ней сейчас речь.

Я хорошо помню как всю войну и после неё советские люди говорили: «Союзники не воевали». Если мерить участие в войне количеством людских потерь, то союзники не только не воевали, но и вообще не знали, что идёт война. Они, воюя одновременно в Европе и Азии, потеряли убитыми в десять раз меньше чем Красная Армия. Мало того, советская пропаганда твердила, что союзники не открывают второго фронта в Европе, намеренно способствуя ослаблению СССР в войне. Много чего ещё вещали советская пресса и радио, чтобы свалить на «бездействие союзных стран» бездарное руководство страной и войной товарища Сталина и его команды. Почему же действительно до июня 1944 года союзники СССР не открыли второго фронта во Франции. Ведь и в их интересах было скорее закончить войну. Англия уже была почти банкротом!

В отличие от гуманитариев-историков, всегда почему-то извиняющихся перед читателем за приведение «скучных» цифр, я инженер и за это извиниться не буду. Никакой скуки в цифрах я не вижу и считаю, что без цифр невозможно правильно представить масштабы исторических событий. Мало того, отсутствие цифр позволяет искажать события и часто превращает историка в идеолога и даже партийного деятеля.

Начнём с цифр. В первые сутки с 6 тысяч крупных и мелких кораблей на берег было переправлено 150 тысяч солдат и офицеров. 9 тысяч тонн различных грузов, 3 тысячи тонн горючего, 2 тысячи грузовых автомобилей, и Джипов. Несколько сотен орудий, десятки танков и пр.

Только на перегрузке всего этого с кораблей на берег работали 2 тысячи человек. И это только в первые сутки! Каким же образом можно было отправить на берег такое количество грузов за такой короткий срок? К этому времени были построены десятки тысяч специальных десантных судов. Среди них были небольшие суда для высадки взвода бойцов с лёгким стрелковым оружием. Были и крупные десантные корабли, подходившие вплотную к берегу с откидными носами-рампами, по которым из трюмов выезжали танки, тяжелые пушки с автомобилями-буксирами, сотни джипов, и тысячи тяжёлых грузовиков, нагруженных ящиками с боеприпасами. Всё это осложнялось бурным морем, штормовым ветром и яростным сопротивлением немцев, расположившихся на высоких до 30 метров берегах. Немцами были построены железобетонные бункеры с сотнями пушек и пулемётных гнёзд. Берег и мелкая часть пляжей были усеяны минами, колючей проволокой и стальными ежами. Для разрушения их, для подавления огня с высот, немцев обстреливали 14 линкоров из орудий калибра от 5 до 16 дюймов, подошедших на предельно близкое расстояние к берегу. Семьдесят крейсеров и полторы сотни эскадренных миноносцев стреляли по берегу из всех орудий! Сотни ракетомётных барж обрушивали на противника залпы из 70 крупных ракет в каждом. Был задействован даже старый линкор «Техас» постройки 1912 года с шестью 12; орудиями и двенадцатью 6;.

Тысячи самолётов союзников обеспечивали полное превосходство в воздухе. Транспортные самолёты снабжали боеприпасами парашютистов, выброшенных ночью в глубине обороны немцев. Тысячи тяжёлых бомбардировщиков бомбили немецкие укрепления на берегу. Сотни истребителей не подпускали к местам высадки практически ни одного немецкого бомбардировщика, штурмовика или истребителя.

С первого дня высадки союзники начали строить временный порт, без которого операция была бы обречена на провал. Снова цифры и ничего кроме цифр! До захвата 14 сентября первого крупного порта Антверпен, который можно было захватить только комбинированным ударом с моря и суши, на берег с помощью временного порта с кодовым названием Малберри было доставлено 2,5 миллиона бойцов и прочего персонала нескольких армий, 500 тысяч автомобилей и 4 миллиона тонн различных грузов от боеприпасов и танков до продовольствия и медикаментов. Для того только, чтобы собрать и сосредоточить в портах Англии такое количество людей и груза потребовалось два года напряжённой подготовительной работы на английском и американском берегах. Да ещё и спланировать столь сложную операцию

В течение года на крупных пассажирских судах, включая знаменитую «Queen Mary I», водоизмещением 80 тысяч тонн, из Америки в Англию перевозили целые дивизии. Скорости этих судов были столь велики, что они не боялись тихоходных подводных лодок и шли через Атлантику без боевого охранения. Одна «Queen Mary» после переоборудования из роскошного океанского лайнера в транспортное судно могла взять на борт 10 тысяч солдат! Она пересекала океан за четыре-пять дней в зависимости от погоды. Без глубоководного порта с причалами и кранами высадить такое количество людей и оборудования было немыслимо! В Англии они были в избытке. А в Нормандии? Голый пляж!

Начиная с 1943 года 150 тысяч человек отправлялись в Англию ежемесячно, пока их число не достигло 2,5 миллионов человек. Тогда шутили, что под этой нагрузкой, плюс десятки тысяч самолётов, танков, пушек и грузовиков маленькая Англия утонет в океане. В Англию переправлялись авиачасти с самолётами, продовольствие и боеприпасы. Однако, большинство грузов перевозилось из Америки на обычных тихоходных транспортных кораблях. Атлантика кишела немецкими подводными лодками и до тех пор пока они не были уничтожены на две трети к концу 1943 года нечего было и думать о переброске такого количества войск, техники и боеприпасов. Кроме того, море было насыщено миллионами мин. Об уничтожении сотен немецких подводных лодок написаны увлекательные книги, настолько сложной и опасной была эта борьба! И не только флота, но и электронной техники.

Уже из этих цифр видно, почему союзники не могли осуществить высадку в Нормандии раньше. Нужно было собрать гигантскую армию с полным вооружением. Нужны были горы оружия и техники. Войну союзники начали совершенно неподготовленными к такой операции. В Америке к началу войны не было и 150 танков и не более 1500 самолётов всех видов. Но, если правдиво описывать события, то следует упомянуть о том, что ещё летом 1943 года союзники высадили крупные десанты сначала в Сицилии, а потом и на основной территории Италии в районе города Салерно. Не менее 22 немецких дивизий дрались летом 1943 года в Италии с войсками союзников. В разгар Курского сражения, начавшегося 5 июля 1943 года, танковая армия Фельдмаршала Манштейна была срочно переброшена 10 июля из-под Курска в Италию. Не был ли это второй фронт?

А если вспомнить о грандиозном поражении армии Фельдмаршала Роммеля в Северной Африке весной 1943 года, когда союзники уничтожили и взяли в плен 250 тысяч немецких солдат и офицеров, то открытие второго фронта можно передвинуть на конец 1942 года. Напомню читателям, что почти в это же время под Сталинградом была разгромлена армия Фельдмаршала Паулюса в составе 250 тысяч человек. Однако высадка в Нормандии превзошла по масштабам и главное по степени риска все предыдущие операции союзников.

Англия, страна с населением вдвое меньшим чем Германия, летом 1940 года потеряла на континенте всё своё вооружение, когда Франция по существу отказалась воевать и весь экспедиционный корпус англичан в 350 тысяч человек чудом смог переправиться в Англию практически только с винтовками. Тысячи пушек, танков, бронетранспортёров и прочего тяжёлого вооружения были потеряны и их пришлось делать заново. А Англия вела уже тогда войну с Японией в восточной Азии и на безграничных просторах Тихого Океана. Вскоре к ней присоединилась Америка. Сотни кораблей, тысячи самолётов и десятки дивизий морской пехоты дрались там с Японцами.

Но, вернёмся на пляжи Нормандии! Высадка началась одновременно в пяти районах прибрежной Нормандии между городами Гавр и Шербур. Эти пять пляжей растянулись на 50 миль и были распределены между армиям Англии, Канады и Америки. Американцы высаживались на двух из них. Их условные названия –Utah и Omaha. В первые часы высадки войска и техника, как я уже писал, доставлялись на берег только с десантных судов и автомобилей амфибий грузоподъёмностью 2,5 тонны. Пока немцы не подтянули к пляжам полностью вооружённые танковые и моторизованные дивизии союзники могли с успехом захватывать их береговые укрепления. Но с приходом основных немецких сил, сражаться ними стало бы невозможно без постоянных поставок огромных количеств техники, людей и боеприпасов. Нужны были тысячи тонн горючего, продовольствия и даже воды вместе с сотнями тонн медикаментов.

Нужна была устойчивая проводная связь. Доставлять всё это без постоянных портовых сооружений было невозможно.

Союзники понимали это и заранее начали по совету и эскизам Черчилля строительство гигантских железобетонных плавучих блоков-кессонов, составлявших элементы будущих причалов и волнорезов. Их кодовое название «Феникс». Таких кессонов было построено 23. Гигантские блоки имели следующие размеры в метрах: 18 х 18 х 60. Строительство их заняло 9 месяцев и потребовало 20 тысяч рабочих, трудившихся днём и ночью. Полые блоки обладали положительной плавучестью и в первые часы высадки их буксирами доставили к пляжам, на которых ещё шёл бой. Кому, как не Черчиллю было знать о том, каким крахом заканчивается попытка высадки крупных воинских соединений на враждебный берег без надлежащей подготовки, снабжения и разведки. Он поплатился за такую попытку в 1915 году министерским постом и множеством иных крупных неприятностей. В Первую мировую войну провалилась попытка английских войск высадиться с моря на побережье Турции в Галлиполи в феврале 1915 года. С помощью немцев турки долго держались и сбросили англичан в море с огромными жертвами. Инициатором операции был Первый Лорд Адмиралтейства Сэр Уинстон Черчилль! И хотя командовал ею не он, всю вину за провал свалили на него.

Но вернёмся к бетонным блокам. Они заполнялись водой и затапливались в нужных местах, к ним подводились следующие блоки, их надводные плоские части превращалась в причалы, достаточно высоко находящиеся над поверхностью воды. Не менее важно было то, что это были превосходные волнорезы, составившие вместе защищённую от ветра и волн гавань. Её кодовое название «Малберри». Из них были составлены длинные волноломы-причалы и по ним тяжёлые грузы могли быть доставлены на пляжи с обычных грузовых судов, имеющих подъёмные краны. Однако, сооружение волнорезов и причалов было только частью задачи. Они были затоплены перпендикулярно к берегу и на значительном расстоянии от него. Их высокие,18 метровые стенки не позволяли пользоваться ими как причалами вблизи берега.

Известно, что морской берег на пляжах очень отлогий и глубина в несколько метров находится иногда в сотне и более метров от суши. Для транспортировки грузов на берег были построены понтонные мосты с шарнирными сочленениями, позволявшими секциям мостов подниматься и опускаться в соответствии с уровнем воды во время приливов и отливов, а также в случае волнения моря. Одним концом мосты крепились к кессонам другой конец выходил на сушу. С этих мостов нагруженные грузовики, танки и пушки своим ходом или на буксире съезжали на берег. Часть волноломов была составлена из 70 старых судов, которые были затоплены в необходимых местах. Общая длина волноломов составляла 7,5 километров. Большая, удобная гавань.

Следует упомянуть, что в дальнейшем горючее и смазочные масла доставлялись на берег из Англии по трём трубопроводам, проложенным по дну Ла-Манша. 12 июня трубопроводы длинною в 30 миль каждый начали работать! Связь осуществлялось по подводному кабелю, также проложенному после высадки. Прокладка трубопроводов была очень сложной задачей. На гигантский барабан диаметром в несколько метров наматывалась гибкая труба. Барабан буксировался от берега Англии до места высадки, труба разматывалась и ложилась на дно. И всё это при весьма свежей погоде! Насосные станции были сооружены к этому времени на берегу.

Теперь понятно, как была обеспечена высадка в первые дни боя. Однако, это далеко не всё. Следует упомянуть, что в 1942 году была предпринята пробная высадка дивизии союзников на французском побережье около города Дьепп. Без предварительной разведки, без портовых сооружений и, следовательно, без тяжёлого вооружения дивизия была разгромлена и остатки её сброшены в море. Берег был сильно укреплён, крупные немецкие соединения были быстро доставлены к Дьеппу по железной дороге и высадка закончилась ничем, кроме потери нескольких сотен солдат и офицеров союзников. Их командование снова поняло, что так высаживаться на побережье, контролируемом противником нельзя. К следующей высадке готовились серьёзно. Кроме тех приготовлений, о которых было сказано выше, пришлось уже с 1942 года высаживать с небольших лодок по ночам группы людей, бравших пробы грунта в местах предполагаемой высадки и изучавших берег. Нередко они взрывали неприятельские радары. При высадке у Дьеппа выяснилось, что песчаный и галечный грунт пляжа не годятся для прохода танков. Они буксовали на гальке или глубоко зарывались гусеницами в мокрый песок. Толку от них было мало. Одна обуза.

Нужно было строить специальные машины для преодоления этого препятствия. Нужны были машины для разминирования пляжей. Саперов туда не пошлёшь. Их перебьют из пулемётов в несколько минут! Этим занялся военный инженер майор Перси Хобарт. Основой для таких машин был взят танк с тяжёлой бронёй. Спереди к нему подвешивались на двух параллельных стальных балках вращающиеся барабаны, увешанные отрезками стальных цепей. Получался минный трал. При движении танка барабан вращался, цепи колотили по земле и подрывали мины. Взрывы их не могли повредить танку. От осколков экипаж был прикрыт бронёй и взрывались мины далеко впереди гусениц, не нанося им никаких повреждений. На другом типе машин на таких же балках крепился барабан, на котором был намотан армированный проволокой толстый прорезиненный брезент. Диаметр намотки был более трех метров.

При движении танка брезент разматывался, танк въезжал на брезент, и он ложился впереди и позади танка гладкой и не скользящей дорогой. Следующие танки шли уже по ней. Иначе по гальке и песку пляжа танки не смогли бы двигаться.

Но и это ещё не всё! Были построены танки, нёсшие на себе гигантские связки длинных брёвен. Эти связки сваливались в противотанковые рвы и танки проходили по брёвнам, минуя ров. Судов, с которых танки сходили на берег, недоставало и были построены плавающие танки. Штатные плавающие лёгкие танки были в армиях нескольких стран, но это были танкетки с противопульной бронёй. Для штурма берега, вооружённого противотанковыми пушками танкетки явно не годились. Перси Хобарт заставил плавать танки с орудиями 76 мм. и весом свыше 30 тонн, которые для плавания отнюдь не предназначались конструкторами. Он герметизировал их и снабдил даже винтами-движителями. Пусть читатель представит себе сколько времени и денег, и материалов затратили союзники на сооружение всего этого портового и штурмового хозяйства. Неудивительно, что понадобилось два года для того, чтобы начать высадку с надеждой на успех. Однако, любая военная операция нуждается в разведке. Она велась с первых дней войны, поскольку англичане опасались десанта немцев уже с 1940 года.

Вдоль побережья немцы установили радарные и радиостанции для предупреждения о налётах английских самолётов на немецкую территорию.

Требовалось узнать место их расположения, тип установок, способы их охраны. Необходимо было взломать секретные коды немецкой армии и флота. Уже в 1942 году немцы начали строить вдоль побережья так называемый Западный Вал для отражения десанта союзников с британских островов.

Английская авиация начала систематическую аэрофотосъёмку побережья Бретани. Десятки самолётов изо дня в день при свете дня фотографировали не только берег, но и расположенные в глубине сооружения и ландшафт. Сотни километров плёнки с пятью миллионами кадров обрабатывали специально подготовленные специалисты. Специальная аппаратура позволяла делать снимки трехмерными и постепенно штаб союзников получил полную картину мест, где предстояла высадка и где пошли дальнейшие бои по захвату более глубокого плацдарма, чем узкая полоса пляжей. Десятки лётчиков погибли, выполняя эту задачу. Союзников интересовали не только оборонительные сооружения немцев. Автомобильные и железные дороги, реки и каналы, мосты, железнодорожные станции были не менее важны. Уже ночью в день высадки союзная авиация произвела точную бомбардировку этих объектов, лишив немцев возможности подвозить боеприпасы и подкрепления к местам боёв. А в течение трех предыдущих месяцев авиация союзников сбросила на немецкие позиции и дороги 66 тысяч тонн бомб. Часть из них расходовалась только на то, чтобы глубокие воронки от тяжелых бомб были использованы десантниками как укрытия в первые часы боёв! Поразительная, беспримерная забота о жизни бойцов! Для сравнения; Маршал Жуков гнал солдат на минные поля, раз – минируя их таким «оригинальным» способом из экономии времени. Об этом он рассказал генералу Эйзенхауэру, что нашло отражение в мемуарах последнего. Генерал меланхолически заметил там же, что недолго командовал бы он, дойди до Конгресса что-нибудь подобное. Военный трибунал и позорная отставка последовали бы незамедлительно! Разные миры, скажем мы. Разные войны, разные обстоятельства.

Но самой, пожалуй, грандиозной частью предстоящей операции были мероприятия по обману противника. Немцы не должны были знать точного места высадки. Естественно было ожидать, что она произойдёт в самом узком участке Ла-Манша у города Кале. Однако, союзники решили, что высадку произвести удобнее западнее этого места. Но Ла-Манш там раза в три шире! Следовало держать немцев в уверенности, что высадка будет там, где они предполагали. Сначала была организована блестящая операция по обману гитлеровского Генштаба. В лондонском морге был найден труп только что скончавшегося от туберкулёза рабочего. Туберкулёзные лёгкие при вскрытии дают картину лёгких человека, недавно утонувшего в морской воде. Труп одели в форму майора английской армии, прикрепили к его кисти стальной цепочкой особый портфель с «секретными документами», выдержали его много часов в морской воде до требуемых утопленнику медицинских кондиций, организовали «катастрофу» над морем английского самолёта, утонувшего на недосягаемой глубине и подкинули труп с подводной лодки прямо у испанского берега недалеко от Гибралтара.

Специалисты снабдили «утопленника» таким набором документов, бумаг и бумажек, что искушённые немецкие контрразведчики не учуяли подделки. В карманах у майора Мартина был подлинный билет лондонского кинотеатра, куда покойник сходил перед своей гибелью, квитанция отеля, где он остановился в «последнюю» ночь. Письмо от возлюбленной с реальным именем и адресом в Лондоне, письмо его строгого отца, не одобрявшего его выбор и обручение с нею и множество столь же искусно сфабрикованных деталей.

Испанские рыбаки обнаружили Мартина на берегу и сообщили испанской полиции. Те забрали тело и немедленно позвонили в немецкое консульство. Из Германии прилетели контрразведчики и патологоанатом из гестапо. Самое тщательное исследование ловушки не обнаружило, а в портфеле оказались совершенно секретные документы о высадке союзников у Па-де-Кале в июне 1944 года. Так немцы целиком проглотили наживку. Мартин спас тысячи жизней потому, что немцы были уверены в подлинности документов. А мероприятия по обману немцев продолжались. Были сооружены фальшивые аэродромы, дороги, на них стояли тысячи макетов транспортных и боевых самолётов, танков и пушек, тягачей и автомобилей, построены казарменные помещения. С воздуха это выглядело вполне реально. На земле у немцев шпионов не было. Генерала Джорджа Паттона, самого пожалуй талантливого и агрессивного генерала союзных войск, назначили командующим несуществующей армии, расположенной напротив Кале.

Немцы знали: там, где Паттон там наступление! Там жди беды! С ним приехали его радисты, «почерк» которых немецкая разведка знала ещё со времён вторжения на Сицилию, где Паттон командовал американской армией вторжения. Эти радисты наполняли эфир ложными распоряжениями, стилем похожими на хорошо известные немцам приказы генерала Паттона. На английском берегу, с которого немцы ожидали высадки, происходили манёвры огромного количества войск с посадкой на транспортные корабли. Союзники установили на берегу Па-де-Кале в самом узком его месте мощные радиоусилители и через громкоговорители передавали записанные заранее звуки голосов и погрузки, моторов военной техники и кораблей, чтобы подкрепить уверенность немцев в том, что высадка готовится здесь. Немецкие корабли и подлодки постоянно слушали берег. А истинные операции шли в глубочайшей тайне и место высадки было известно всего нескольким командующим включая, Черчилля и Рузвельта. Командующим всей операцией был назначен американский генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Штабу союзников необходимо было добыть секретные шифры, которыми пользовались немецкая армия и флот. Ещё более ценными были кодирующие аппараты, автоматически превращавшие нормальный текст в шифровку и обратно. С помощью польских партизан были добыты некоторые детали этихмашин, а дерзкий ночной рейд на немецкую радиостанцию позволил получить шифровальные коды, сам аппарат в полной исправности и нескольких живых немецких радистов. Однако, и этого было мало. Немцы периодически меняли коды и перехваченные по радио сигналы приходилось расшифровывать специальной бригаде, работавшей в Блетчли Парке под Лондоном. Там собралась странная команда из военных шифровальщиков, инженеров, шахматных гроссмейстеров, специалистов по кроссвордам, профессоров математики, театральных художников-декораторов и даже фокусников. Они успешно решали многие головоломки немецких кодов, придумывали фальшивые сооружения и делали невидимыми с воздуха реальные объекты.

Расшифровка немецких кодов и шифров была долгой и трудоёмкой работой, потому, что использовалась техника 19 века – перфорационные машины. Поэтому в 1943 году гениальные англичане-инженер Томми Флауэрс и математик Вильям Татт, работавшие в Блэтчли Парке, изобрели первый в мире компьютер на 6 тысячах вакуумных лампах, производивший 5 тысяч операций в секунду, названный «Колоссус» и разработали алгоритм расшифровки. Он за несколько часов обрабатывал такое количество информации, что для её ручной обработки понадобились бы годы. К сожалению, работа была столь секретной ещё много лет после войны, что слава изобретателей компьютера досталась другим, а об истинных изобретателях до сих пор мало кто знает. Ещё не всё рассекречено до сих пор! Вскоре английская разведка имела возможность расшифровать любой радиосигнал немцев! Выдающаяся роль Блетчли Парка в войне описана во множестве книг и статей. Генерал Эйзенхауэр сказал, что гении Блэтчли Парка на два года приблизили победу. Это был мозговой трест союзников! Они играли с Гитлером как кошка с мышью, заранее зная о его действиях и планах и подсовывая ему ложную информацию о том, чего они и делать не собирались. Они даже знали координаты немецких подводных лодок в океане!

Но и этим сложности высадки не исчерпывались. Следовало сочетать такие факторы, как приливы, лунные ночи и погоду. Получалось, что благоприятное сочетание этих данных происходит два раза в месяц. И если упустить эти дни, то придётся ждать следующего раза. Всё это добавляло забот генералу Эйзенхауэру и его штабу! Особенно погода! В это время года Атлантика очень ненадёжна. Сильные штормы, когда высота холодных волн превышает три метра

Случаются там очень часто. В такой шторм высадка с малых транспортных судов не возможна. И именно в назначенный день высадки 5 июня шторм разгулялся настолько, что высадку пришлось отложить на сутки. Представьте себе тысячи кораблей, стоящих на рейде у берегов Англии и среди них очень маленьких, на которых находилось 150 тысяч солдат и офицеров.

Высадить их на берег для того, чтобы переждать штормовую ночь на берегу невозможно. Высадку тогда пришлось бы отложить на месяц. И удержать её в секрете от немцев было бы тогда невозможно тем более. Всю ночь штаб высадки находился в сверхнапряжённом состоянии. Особенно Командующий. Колоссальная ответственность лежала на нём! Прогнозов погоды требовали ежечасно. Когда шторм слегка утих и прогноз на ближайшие два часа был обнадёживающим, Эйзенхауэр отдал приказ к высадке.

По строго размеченным графикам, ещё ночью при свете Луны с точностью до минуты гигантская армада, во главе с 350-ю тральщиками двинулась к берегу. Пролив кишел миллионами мин! Немцы говорили, что воды было не видно из-за тысяч судов, плотно идущих к берегу! Одновременно тысячи корабельных орудий обрушили на немецкие укрепления тонны снарядов. Тысячи самолётов занялись обработкой укреплений, дорог, мостов и железнодорожных станций.

Но ещё за несколько часов до высадки в тыл немцам были заброшены сотни грузовых планёров с пехотой, легкими танками и пушками. Знаменитая сто первая авиадесантная дивизия в полном составе, более 12 тысяч бойцов, была сброшена на парашютах в тылу для удержания тех, специально не разрушенных авиацией мостов, которые могут понадобиться в ходе боёв. Не забыта была и диверсионная работа. Был также применён обманный трюк, о котором до сих пор рассказывают в военных училищах. Тысячи примитивных чучел, изображающих вооружённых десантников были выброшены на парашютах в местах сосредоточения немецкой пехоты. В темноте ночи, освещённые луной, издали и в воздухе эти чучела вполне сходили за настоящих парашютистов.

Десантники называли это чучело из мешков с песком и в примитивном военном обмундировании «Рупертом». Всё в армии должно иметь имя! Эти Руперты отвлекали внимание сотен обороняющихся немцев. По ним били из всех стволов, расходуя сотни килограммов боеприпасов. На их захват устремились специальные подразделения, в то время как настоящие парашютисты без особых помех действовали в других районах. Бравые Руперты спасли сотни жизней. Немцы далеко не сразу поняли, как их позорно обманули!

Итак, десантные суда начали высадку первых подразделений. На крутой волне, под огнём далеко не полностью разрушенных железобетонных бункеров, откуда били пулемёты, и даже крупные пушки, бойцы выскакивали на берег и по минным полям вслед за танками-тральщиками устремлялись к подножию высоких до 30 метров дюн. Немало бойцов утонули, в тяжелом снаряжении не добравшись до суши. Многие были убиты на пляжах у линии воды! Затонуло насколько плавучих танков и малых десантных судов. Шторм не утихал! Сверху в десантников стреляли из всех видов оружия. Укрытия на пляжах бойцы находили только за стальными ежами, поставленными немцами как противотанковые препятствия и в воронках от бомб и снарядов. И только добравшись, те, кому удалось, до основания высокого берега, они оказывались вне огня гитлеровских солдат. Отсюда бойцы начинали штурм высот.

Штурмовые лестницы, альпинистское оборудование и простые верёвки с якорями на концах были их единственным средством. Плюс высокая выучка на макетах французского берега, длившаяся несколько месяцев, и мужество в большинстве не обстрелянных бойцов. А наверху их ждали пулемётные гнезда и колючая проволока. В ход пошли гранаты, взрывчатка на длинных палках, которую просовывали под колючую проволоку и под брустверы пулемётчиков. И конечно разнообразное стрелковое оружие. Нередко дрались врукопашную, чем ни попадя, атакуя немцев. Отдельные подразделения, заброшенные ночью с парашютов и планёров, уничтожив орудийные расчеты, добрались сверху до немецких укреплений на дюнах и совместными усилиями десантников с моря овладели береговыми высотами, открыв путь вглубь береговой территории.

Что делали в это время высшие командиры немцев? Фельдмаршал Роммель улетел в Германию праздновать день рождения жены. Главнокомандующий Западным фронтом Фельдмаршал Рунштедт тоже находился далеко от места высадки. Гитлер спал и ни под каким видом его нельзя было будить. Вся верхушка Вермахта была уверена, что в такую бурную погоду высадка невозможна, да и ждали её в Па-де-Кале за добрую сотню миль восточнее. Гитлер к тому же не разрешил без своего приказа двинуть к месту высадки танковые дивизии. «Ни одного танка». Поэтому Рунштедт ждал пробуждения фюрера, ругаясь как грузчик. Гитлер проснулся по обыкновению очень поздно. Он работал по ночам и заставлял других придерживаться своего расписания.

Размышления о том, не является ли эта высадка ложной для отвлечения немцев от Па-де-Кале, заняли не менее суток. Вспомнили, конечно, и майора Мартина.

Танки стояли, Гитлер думал, Рундштедт ругался, но сделать ничего не мог. Этот выдающийся командир сразу понял, что высадка не ложная, что если союзников не сбросить в море в первые двое суток, то войну можно считать законченной! Когда же немецкие танки, наконец, двинулись на платформах по железной дороге (танки к бою своим ходом не идут, если дорога длинна) выяснилось, что пути разрушены авиацией союзников, имевшей полное превосходство в воздухе. Пока их восстанавливали, немцы и снова разрушала союзная авиация прошло очень много времени. Не раз танковые эшелоны подвергались сокрушительной бомбёжке с воздуха.

Вместо суток танки ехали трое и когда стало ясно, что они опоздали и начальник гитлеровского штаба генерал Цейцлер спросил у Рунштедта «что же теперь делать?» тот, обозлённый вконец тупостью фюрера и подогретый беспрерывными проклятиями в его адрес заорал в телефонную трубку: «Идиоты! Заключайте мир пока не поздно! Война проиграна!» Этот крик привёл к немедленной его отставке, но ситуация от этого не изменилась. Шансов на победу у Гитлера не было уже со времён Сталинграда, а после удачной высадки союзников в Нормандии время до конца «тысячелетнего» Рейха стало измеряться месяцами.

Как шли события на месте высадки дальше? 19 июня искусственный порт, с такими трудами сооружённый союзниками был размётан невиданным даже в этих краях по силе штормом. Ремонт порта потребовал нескольких дней, однако к тому времени на берег были доставлены войска, тяжёлое вооружение и боеприпасы в таком количестве, что и без порта союзники наступали и немцы уже ничего не могли сделать! За две недели работы импровизированного порта на берег было доставлено 2,5 миллиона военнослужащих, 4 миллиона тонн грузов и 500 тысяч автомобилей, от артиллерийских тягачей – полноприводных трёхосных Студебеккеров и до Джипов. Студебеккеры использовались и как грузовые машины, перевозившие по абсолютному бездорожью до 2,5 тонн груза.

Кстати, шестьсот тысяч таких машин безвозмездно поставили союзники Советскому Союзу в 1942-1945 годах. Я хорошо помню, что вся страна ездила на них и на американских мотоциклах ещё лет 10 после победы. В своих мемуарах Маршал Жуков так высказался о них: «Мы получили от союзников в годы войны шестьсот тысяч автомобилей. И каких автомобилей! Бездорожье им было нипочём».

Что можно сказать в заключение? Читатель, надеюсь, увидел сколь грандиозной была задача и как блистательно она была решена. Сэр Уинстон Черчилль писал впоследствии, что за исключением ничтожных мелочей операция прошла как на параде. Он был профессиональным военным и знал дело, о котором писал. Он непосредственно участвовал в планировании этой операции! Галлиполи не повторилось! Высадка под непрерывным обстрелом противника, в шторм, с тысяч судов всех типов и размеров шла как в кино. Только это «кино» обошлось в первые сутки в 2 тысячи убитых и 8 тысяч раненых бойцов. Я чуть не написал «всего» 2 тысячи! В мемуарах Генерал Эйзенхауэр писал, что ожидались потери не менее 25%, что в несколько раз выше истинных потерь. Мало того, он заготовил для прессы в случае неудачи высадки короткое сообщение о том, что вся ответственность за неудачу ложится не только на погоду и иные непреодолимые причины, но и на него, как Верховного Главнокомандующего всей операцией. Вот до какой степени трудна и непредсказуема была задача, которую так блестяще решили союзные войска.

Изучая всю жизнь историю Второй мировой войны, я не встретил ни одной военной операции сколько-нибудь похожей по масштабу, сложности, опасности и эффективности на операцию Оверлорд. Думаю, что только армия и люди свободных стран, не боящиеся отвечать за свои действия, только Армия свободных людей и её командующие, которые не боятся, что в случае неудачи их обвинят в предательстве, вредительстве или шпионаже, как часто бывало в армии СССР, способна на такие действия. Поражает прежде всего организация всего этого дела. Координация действий тысяч подразделений, миллионов людей и промышленности на двух удалённых друг от друга континентах.

Согласованные действия армий и флотов двух стран в колоссальных масштабах действующих как один организм, не имеют аналогов в истории. Не думаю, что Советский Союз решил бы такую задачу вообще. Для этого нужен иной социально-политический строй и иной человеческий материал. Мужества, храбрости и умения воевать в 1944 году у воинов Красной Армии было не меньше, чем у воинов союзников. И оружие было не хуже. Однако, в диктаторском сталинском режиме, подавлявшем инициативу людей, смертельно запугавшем весь народ, включая генералов и маршалов, которых Сталин периодически расстреливал даже осенью 1941 года для острастки остальных, подобную операцию просто некому было бы организовать и осуществить. Да и русский «авось» не позволил бы этого как следует сделать!

Форрест Поуг начал записывать устные рассказы ветеранов дня «Д» еще 6 июня 1944 г. Он служил в звании сержанта (и с ученой степенью доктора исторических наук) в Отделе истории армии США под началом С. Л. А. Маршалла. Генерал Джордж С. Маршалл поручил группе сбор документальных свидетельств от военнослужащих всех рангов для подготовки официальной истории участия Соединенных Штатов во Второй мировой войне. В результате вышло многотомное издание «Армия США во Второй мировой войне», получившее широкую известность во многих странах благодаря точности и глубине исторического повествования (известна также как «Зеленая книга», по цвету переплета). В 1954 г. доктор Поуг выпустил сборник в серии «Европейский театр военных действий (ЕТО)» под названием «Верховное командование», основанный на документах верховной ставки Союзнических экспедиционных сил и интервью с Эйзенхауэром, Монтгомери и другими ключевыми фигурами Нормандской операции. «Верховное командование» до настоящего времени остается крупнейшим и авторитетным источником информации.

В день «Д» Поуг находился на десантно-танковом корабле, переоборудованном в судовой госпиталь, обеспечивавший высадку на участке побережья «Омаха». Сержант беседовал с ранеными, расспрашивая их о том, что они испытали в утренние часы 6 июня. Он стал первым собирателем устных воспоминаний ветеранов и впоследствии одним из основателей Ассоциации устной истории.

С того момента, когда я начал редактировать военные мемуары Эйзенхауэра, доктор Поуг был для меня наставником, образцом исследователя и творческого вдохновения. Он и его книги заняли важное место в моей жизни (особенно классическая четырехтомная биография генерала Джорджа С. Маршалла). В течение трех десятилетий доктор Поуг не жалел на меня своего времени, делился со мной своими мудрыми замечаниями и наблюдениями. Я учился у него и на научных конференциях, и во время личных встреч, телефонных разговоров, почтовой переписки. Его опыт оказал мне неоценимую услугу в восьми поездках по Нормандии и другим местам европейских сражений.

Сотни молодых и не столь молодых историков Второй мировой войны и американской внешней политики обязаны доктору Поугу. Он воспитал целое поколение военных документалистов. Доктор Поуг щедро раздавая свои богатые знания. На конференциях его всегда окружали начинающие историки и выпускники университетов, жаждавшие услышать советы великого учителя. Мы благодарны доктору Поугу за то, что он оставил неизгладимый след в нашей жизни, помог нам стать профессионалами. Он был и остается первым и самым лучшим историком дня «Д». Я горжусь тем, что доктор Поуг разрешил посвятить ему эту книгу.

Мой интерес ко дню «Д», зарожденный доктором Поугом, еще больше усилился в 1959 г. после прочтения исследования Корнелиуса Райана «Самый долгий день». Я считал ее тогда и считаю до сих пор наиболее полным и превосходным описанием битвы. Хотя у меня имеются определенные разногласия с автором в трактовке того, что произошло 6 июня 1944 г., было бы непростительной ошибкой не выразить свою признательность Райану за проделанную им великолепную работу.

Данная книга основана на устных и письменных повествованиях участников дня «Д», собранных Центром Эйзенхауэра в Новом Орлеане за последние одиннадцать лет. В Центре хранятся более 1380 свидетельств. Это самая обширная, полученная из первых рук подборка мемуаров об одном сражении Второй мировой войны. Хотя недостаток места не позволил мне процитировать каждое устное или письменное воспоминание, все они оказали влияние на мое восприятие событий. Всем ветеранам от меня огромная и искренняя благодарность.

Расселл Миллер из Лондона провел многочисленные интервью с британскими участниками дня «Д». Студенты, работающие при Центре Эйзенхауэра, расшифровали некоторые записи, которые Миллер благосклонно разрешил мне использовать в своей книге. Имперский военный музей в Лондоне также предоставил мне кассеты с интервью, организованными его сотрудниками, Андре Хайнц в течение многих лет опрашивал жителей деревень на побережье Кальвадос: записи хранятся в Кане в Музее битвы в Нормандии. Хайнц любезно разрешил использовать их в моей книге. Военный институт армии США в Карлайл-Барраксе, штат Пенсильвания, позволил мне воспользоваться обширными документальными фондами и беседами с ветеранами, записанными Форрестом Поугом, Кеном Хеклером и другими исследователями.

Фил Джатрас, американский парашютист, обосновавшийся после войны в Сент-Мер-Эглизе, сейчас является там директором Парашютного музея. Он предоставил Центру Эйзенхауэра и разрешил процитировать в моей книге свои интервью с американскими ветеранами и жителями Сент-Мер-Эглиза.

Капитан Рон Дрез был командиром стрелковой роты американской морской пехоты в 1968 г. в Кесане, теперь он - заместитель директора Центра Эйзенхауэра. Более десяти лет он записывал групповые и индивидуальные интервью с ветеранами на их встречах в Новом Орлеане и в других городах Соединенных Штатов. Благодаря своему боевому опыту бывший морской пехотинец легко находил общий язык с участниками дня «Д» и узнавал от них такие детали, которые обычно остаются невысказанными. Его вклад в книгу неоценим.

Доктор Гюнтер Бишоф по происхождению австриец. Его отец служил в вермахте и попал в плен к американцам, оказавшись затем в США. Сейчас он также заместитель директора Центра Эйзенхауэра. Бишоф подготовил и продолжает записывать редкие интервью с немецкими ветеранами. Нам повезло, что в Центре трудятся такие исследователи, как Бишоф и Дрез.

Мисс Кати Джонс - главная движущая сила в Центре Эйзенхауэра. Без нее мы как без рук. Она ведет переписку, содержит в полном порядке архивы и библиотеку, назначает деловые встречи, устраивает наши ежегодные конференции, направляет работу студентов по расшифровке магнитофонных кассет, находит ветеранов и организует с ними интервью, успокаивает недовольных и вообще действует как наш начальник штаба. Мы поражаемся ее беззаветной преданности делу и умению одновременно решать сотни неотложных вопросов. При этом она никогда не раздражается и не теряет чувство юмора. Дуайт Эйзенхауэр однажды назвал Битла Смита «превосходным начальником штаба». То же самое мы говорим о Кати Джонс.

Мы восхищаемся трудоспособностью миссис Каролин Смит, секретаря Центра Эйзенхауэра, наших помощников-студентов Мариссы Ахмед, Марии Андары Ромен, Трейси Хернандес, Джерри Бланды, Скотта Пиблса, Пегги Айхем, Йогена Шуклы и Елены Мариной, аспирантов Джерри Страхана, Ольги Ивановой и Понтера Бро, наших нештатных добровольцев - полковника Джеймса Мулиса, Марка Сванго, С. У. Анангста, Джона Даниэля, Джо Флинна, Джона Нискоча, Джо Молисо-на, Стефени Амброз Таббс и Эди Амброз. Все они работают без устали, хотя многим из них платят мало или не платят совсем. Без них невозможно само существование Центра Эйзенхауэра и не было бы многих интервью с ветеранами. Студентам пришлось поломать голову над названиями французских деревень и городков (так, как их произносили американские «джи-айз»). Но они преуспели и выиграли это сражение. Я перед ними в большом долгу.

Центр Эйзенхауэра намерен продолжить сбор воспоминаний ветеранов, военных писем и других свидетельств от представителей всех родов войск и всех стран мира до тех пор, пока живы участники дня «Д». Мы просим ветеранов обращаться к нам в Университет Нового Орлеана, Новый Орлеан, штат Луизиана, 70148, за инструкциями о том, как составлять свои мемуары.

В 1979 г. мой ближайший друг, доктор Гордон Мюллер, побудил меня возглавить турне по местам сражений «От дня „Д“ до Рейна: по следам Айка». Мистер Питер Маклин, компания «Питер Маклин, лтд» в Новом Орлеане, организовал поездку. Мистер Ричард Саламан из Лондона стал нашим гидом. Это было потрясающее путешествие. К нам присоединились более двадцати ветеранов - от генералов до рядовых, которые поделились со мной живейшими воспоминаниями о дне «Д». Мы восемь раз совершили это турне. Мне доставляло большое удовольствие работать с Маклином и Саламаном. Они помогли мне больше узнать и лучше понять события дня «Д», как и многие другие энтузиасты, ученые, писатели, документалисты и, конечно, ветераны. К сожалению, невозможно их всех перечислить.

Высадка в Нормандии: 70 лет спустя

6 июня 1944 года началась высадка войск союзников на севере Франции - стратегически важная операция, ставшая одним из значимых событий в истории Второй мировой войны. Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США, Великобритании, Канады и французского движения Сопротивления. Они пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе. Операция открыла Западный фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор она является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек. Берега Нормандии 70 лет спустя - в фотопроекте «Ъ».



Операция «Нептун» - первая часть большой Нормандской операции - началась с пляжа "Омаха". Это кодовое название одного из пяти секторов вторжения союзников на побережье оккупированной нацистами территории Франции. Фильм «Спасти рядового Райана» режиссера Стивена Спилберга начинается со сцены высадки в секторе Dog Green Омахи-бич. Сегодня пляж посещают как для отдыха, так и для того, чтобы увидеть исторически важную территорию. Омаха находится в ближайших окрестностях города Кольвиль-Сюр-Мер. Пляж имеет довольно большую протяженность, здесь всегда высокие волны, поэтому побережье облюбовали серферы.




Танки британской армии направляются по дороге "Золотого пляжа" после высадки на берег. Согласно официальным записям рапортов, "…танкам пришлось тяжело… они спасли день, устроив адский обстрел немцам и получив адский обстрел от них". С началом дня оборона пляжа постепенно сокращалась, часто благодаря танкам. 70 лет спустя это одно из самых популярных мест для туристов с развитой инфраструктурой для отдыха.




На пляже "Джуно" - один из 5 секторов высадки - 6 июня разбился американский истребитель. Это была восьмикилометровая полоса побережья, на которую выходили Сен-Обен-сюр-Мер, Берньер-сюр-Мер, Курсель-сюр-Мер и Грей-сюр-Мер. Высадка на этом участке побережья была поручена третьей Канадской пехотной дивизии под командованием генерал-майора Рода Келлера и второй бронетанковой бригаде. В общей сложности за день высадки на пляже "Джуно" союзники потеряли 340 человек убитыми и 574 ранеными. В мирное время здесь отдыхают каждый год тысячи туристов.




Канадские военные патрулируют улицу Сен-Пьер после того, как немецкие войска были вытеснены из Кана в июле 1944 года. Целью союзников был захват французского города Кан, одного из самых больших городов в Нормандии. Город является важным транспортным узлом: он был возведен на реке Орне, позже был построен Канский канал; как следствие, город стал пересечением важных дорог. Битва за Кан летом 1944 оставила древний город в руинах. Сейчас здесь проживают более 100 тыс. человек, улица Сен-Пьер является одним из главных центров для шоппинга туристов.




Тело мертвого немецкого солдата лежит на главной площади Руана после того, как город был взят войсками США, которые высадились в соседнем пляже "Омаха". Руан - историческая столица Нормандии, больше всего это место известно тем, что здесь сожгли Жанну Д"Арк. Министерство культуры Франции причислило Руан к списку городов искусств и истории. Французский писатель Стендаль назвал Руан «Афинами готического стиля». Хотя различные гражданские и религиозные постройки Руана существенно пострадали в ходе бомбардировок и пожаров в годы Второй мировой войны, к счастью, большая часть наиболее знаковых исторических памятников города была реконструирована или выстроена заново, благодаря чему Руан находится в первой шестерке французских городов по количеству классифицированных исторических памятников, и в пятерке - по древности своего исторического наследия.




Американская парашютно-десантная высадка в Нормандии стала первой боевой операцией США в ходе операции "Оверлорд" (вторжения в Нормандию западных союзников) 6 июня 1944 года. Около 13 тыс. 100 парашютистов из американских 82 и 101 воздушно-десантных дивизий высадились в ночь на 6 июня, в ходе дня также высадились почти 4 тыс. солдат на планерах. Их конкретная задача заключалась в том, чтобы блокировать подходы в районе амфибийной высадки в секторе Юта-би, захватить выходы с пляжей через дамбы и создать переправы через реку Дув у Карентана. Они отбросили назад шестой немецкий парашютный полк и 9 июля связали свои линии. Командование седьмого корпуса отдало приказ дивизии захватить Карентан. На помощь обессилевшему 502 полку пришёл 506 парашютный полк и 12 июня атаковал Карентан, разбив арьергард, оставленный немцами в ходе отступления.




Солдаты армии США поднимаются на возвышенность, где находится немецкий бункер, в районе пляжа "Омаха". Высадка была полностью засекречена. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Сегодня в этих местах регулярно проводят экскурсии, рассказывая о событиях 70-летней давности.




Плененные немцы идут по пляжу «Юнона» - место высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции. Здесь проходили одни из самых ожесточенных сражений. После окончания войны, когда инфраструктура территории была восстановлена, сюда хлынул туристический поток. Сегодня для приезжих здесь есть десятки экскурсионных программ по боевым местам 1944 года.




Американские военные изучают захваченный немецкий бункер на пляже "Омаха". Самые тяжелые потери понесли части, высадившиеся на крайних концах Омахи-бич. На востоке в секторе Fox Green и примыкающей к нему части сектора Easy Red, рассеявшиеся подразделения трех рот, потеряли половину людей, прежде чем добрались до гальки, где оказались в относительной безопасности. Многим из них пришлось ползти 270 метров по пляжу опережая наступающий прилив. Сейчас здесь на участке высадки стоит мемориальный музей. На площади 1,2 тыс. кв. м представлена обширная коллекция военной формы, оружия, личных вещей, транспорта, использовавшихся в те дни. В архиве музея хранятся снимки, карты, тематические плакаты. На выставке также представлены 155 мм пушка Лонг Том, танк Шерман, десантный катер и многое другое.




Батальон армии США идет вдоль береговой линии в городе Дорсет, расположенном в юго-западной части Англии на побережье пролива Ла-Манш. Во время Второй мировой войны Дорсет принимал активное участие в подготовке вторжения в Нормандию: репетиции высадки проводились возле Стадленда и Уэймута, а деревня Тинихем была задействована для тренировок армии. После войны в графстве наблюдалось стабильное увеличение числа отдыхающих. Побережье Уэймута, впервые прославившееся в качестве места отдыха еще при короле Георге III, а также малонаселенные сельские районы графства каждый год привлекали миллионы туристов. Роль сельского хозяйства в экономике региона постепенно снизилась, в то время как туризм приобретал все большее значение.




Солдаты высаживаются с кораблей и пробираются к берегу, пляж "Омаха". "Я был первым высадившимся. Седьмой по счету солдат, так же как и я, выскочил на берег, не получив ущерба для себя. А вот все между нами были подстрелены: двое убиты, трое ранены. Вот насколько везучим нужно было быть" - вспоминает капитан Ричард Меррил, из второго батальона рейнджеров. Сегодня здесь часто проводят парусные соревнования.




Бульдозер очищает путь рядом с башней разрушенной церкви, единственным строением, которое осталось стоять после бомбежки союзных сил, Оне-сюр-Одон (коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия). Позже церковь была восстановлена. Оне-сюр-Одон всегда считалось небольшим поселением, сейчас здесь живет 3-4 тыс. человек.




Американские военные готовят план сражения, остановившись на территории фермы, где от артиллерийских ударов погиб скот, пляж "Юта". К исходу дня 6 июня американцы потеряли на «Омахе» около 3 тыс. солдат, в то время как на участке «Юта» было всего 197 убитых. Фермеру Раймонду Берто было 19 лет, когда союзные войска сошли на берег в 1944 году.

Фото: Chris Helgren/Reuters, U.S. National Archives, National Archives of Canada, U.K. National Archives

64 года назад состоялась высадка союзников в Нормандии. Вокруг этого события регулярно ломают копья, посколькуо оно предоставляет почву для сравнения советской или, если хотите, русской армии, вермахта и армий союзников. С одной стороны самолюбие оказывается уязвлено тем, что "таскающие за собой сортиры"(с) пиндосы(тм) таки настучили по голове немцам. Начинается поиск лазеек типа оборонявшей побережье дивизии желудочников. С другой стороны есть батальное полотно «Спасение рядового Райана», где творческая интеллигенция в лице Спилберга показала людские волны и море крови в ходе высадки.

Изюминка разработанной союзниками операции состояла в том, что была радикальным способом решена проблема снабжения десанта. Достижение успеха высадки было немыслимо без накопления на плацдарме большого количества войск. Однако всю эту ораву людей и техники нужно было как-то снабжать, что без порта было нерешаемой задачей. Как показал рейд на Дьепп захват порта представляет собой практически нерешаемую задачу. Порт Па-де-Кале был немцами сильно укреплен, поблизости от него находилась 2-я танковая дивизия, одна из наиболее боеспособных дивизий немцев на Западе, в частности у нее был полнокровный батальон «Пантер». Еще один порт, Шербур, находился на полуострове. Оснвоание полуострова могло быть заблокировано немцами. К тому же местность в районе Шербура была сложной, допускающей ее подтопление. В общем бесперспективняк.

Одним из главных преимуществ наступления является возможность выбора точки и направления удара. Англо-американское командование этим блестяще воспользовалось. У немцев было на западе почти 800 тыс. человек, но эта масса народу была раскидана по большому пространству. Быстро собрать их в точку высадки по основательно потрепанной авиаударами дорожной сети Франции было проблематично. Дело было за малым. Союзники нашли ортогональное решение задачи с портом, позволяющее быстро создать локальное превосходство. Они решили высаживаться на голый пляж и сооружать порт с нуля. Для этого были придуманы наплавыные пирсы, получившие кодове наименование «Малбери». Принцип действия показан на рисунке:

Транспорты должны были разгружаться у стоящего на сваях пирса, а грузовики по наплавной части сооружения должны были доставлять на берег людей, технику, боеприпасы и продовольствие. Всплывающая часть пирса собиралась из путотелых бетонных коробок. Вот таких:

Именно про них я писал в «Десяти мифах» . От буйства стихии «Малбери» защищал волнолом, собранный в том числе из затопленных старых кораблей.

Эта идея дала союзникам большое преимущество и в значительной степени обусловила успех высадки. В районе высадки у немцев была только 21-я танковая дивизия, в которой не было даже «Пантер». Кроме того, большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший большой опыт войны с союзниками командующий группой армий «Б» Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он считал необходимым удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него «жемчужное ожерелье» танковых частей. Совершенно другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе фон Рундштедт и командующий Танковой группой Запад Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в кулаке в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Гейр указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе - висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Гитлером было принято компромиссное решение(«ни рыба ни мясо»): три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр и еще четыре находились в резерве верховного командования.

Показананя Спилбергом в «Райане» ситуация это все же реализация принципа «больше крови и насилия, люди это любят». Происходившее на «Омахе» было нетипичным как для высадки в целом, так и для американского сектора. На соседнем участке «Юта» все было гораздо спокойнее. . «Юта» находилась в основании полуострова Котантен, слабее укрепленного немцами т.к. высаживаться на полуостров и затем пробиваться с него на континент был бессмысленно. Однако для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом дополнительный участок был полезен. Защищались на «Юте» всего около роты немцев, а выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда обороняющихся. Всего в «День Д» на участке «Юта» высадилось около 23 тыс. человек с 1700 единицами транспортных средств. Потери составили лишь 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Вскоре высадившиеся на «Юте» части соединились с воздушным десантом, а через несколько дней ударом на запад отрезали немецкий гарнизон Шербура. Для сравнения: 6 июня на «Омахе» высадились 34 тыс. человек потеряв 694 убитых, 331 пропавших без вести и 1349 раненых.

На английских участках «Голд», «Джуно» и «Суорд» высадка происходила вообще гораздо успешнее, чем у американцев. Британские и канадские войска, перегрузились с транспортных судов на десантные гораздо ближе к суше, нежели американцы, должны были преодолеть меньшее расстояние до берега. Поэтому по пути затонуло гораздо меньше людей и снаряжения. Здесь также имелись скалы, но это были не нависшие утесы, как на участке «Омаха». Поддерживавшие английскую высадку тяжелые танки «Черчилль» показали большую устойчивость к огню противотанковых пушек немцев, чем «Шерманы». К тому же противником англичан была самая слабая из немецких дивизий в Нормандии - 716-я пехотная. Ее численность составляла 7771 человек. Противостоявшая американцам 352-я пехотная дивизия была куда многочисленнее - 12734 человек. Однако отставание от плана все равно имело место. Одной из важных целей первого дня английской высадки на участке «Суорд» был узел дорог, город Кан. Он захвачен не был, двигавшиеся к нему канадцы были встречены контратакой 21-й танковой дивизии немцев. Позднее за Кан разгорелось кровопролитное позиционное сражение. Тем не менее английский участок приковал к себе почти все внимание немцев и американцы могли спокойной зализывать раны на своей «Омахе».

Уже к исходу «Дня Д» на побережье было высажено 156 тыс. человек. Потери союзников составили около 9 тыс. человек (примерно треть из них - убитыми). Из общего числа потерь около 2,5 тыс. пришлось на воздушно-десантные войска. Помимо толпы народу, на берегу оказались 700-800 танков, что делало задачу сбрасывания десанта в море практически нерешаемой. До вечера 6 июня немцы даже ни одной «Пантеры» против плацдарма не выдвинули. Потом, в июле, сработал тот же принцип нанесения удара там, где его не ждут. Итогом был Фалезский «котел» и потеря Франции.