От «першинга» до «паттона». боевое применение танков м26, м46, м47

В США позже, чем в других странах (например, во Франции), осознали целесообразность создания единого (основного) танка. В 1946 году была принята программа разработки среднего танка Т42 с 90-мм пушкой и тяжелого танка Т43 со 120-мм пушкой. Последний выпускался в небольших количествах в 1951- 1954 годах под индексом М103.

Разработка Т42 затянулась, что привело к принятию на вооружение в 1948 году промежуточной модели среднего танка М46. В 1950 году во время войны в Корее на шасси М46 была установлена башня все еще состоявшего в разработке танка Т42. Получилась новая промежуточная модель М47.

Производство танков М47 было организовано танковым заводом в Детройте и «Американской локомотивной компанией». Всего было выпущено свыше 8500 машин. М47 поставлялись во Францию, Италию, Австрию, Бельгию, Грецию, Турцию, Западную Германию, Югославию, Испанию, Иран и Пакистан.

Танк, при массе 46 тонн, имел традиционную компоновочную схему с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и раздельным размещением экипажа из пяти человек: в носовой части корпуса механик-водитель (слева) и стрелок-пулеметчик (справа), в башне - командир танка и наводчик справа от пушки, заряжающий - слева. Корпус танка сварной из литых и катаных броневых деталей, башня литая. У командира танка имелся перископический прибор М20. Такой же прибор был установлен у наводчика. Кроме того, последний использовал стереоскопический прицел-дальномер и механический баллистический поправочник. Основным вооружением являлась нарезная 90-мм пушка с эжекционной продувкой ствола и Т-образным или цилиндрическим дульным тормозом. Боекомплект к пушке 71 выстрел, 11 из которых размещены в нише башни. С пушкой спарен 7,62- мм пулемет. Такой же пулемет установлен у носового стрелка.

Боевое и моторно-трансмиссионное отделения разделяла жесткая перегородка. Двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель «Континентал» мощностью 588 кВт (800 л.с.) и гидромеханическая трансмиссия «Аллисон» с двумя передачами переднего и одной заднего хода обеспечивали максимальную скорость 48 км/ч, а на первых образцах даже 58 км/ч.

Ходовая часть танка содержит независимую торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых, пятых и шестых узлах, гусеницы со стальными траками и резиновыми асфальтоходными башмаками, ведущие и направляющие колеса, двенадцать обрезиненных двухскатных опорных катков и шесть поддерживающих (по три на борт) катков. Между шестыми опорными катками и ведущими колесами размещены дополнительные катки натяжения гусениц.

Модернизация танков М47 проводилась главным образом в странах, в которых эти танки состоят на вооружении.

Конструкторские работы над танком М48 начались в октябре 1950 года в Детройте. Первому образцу танка М48, изготовленному фирмой «Крайслер», 1 июня 1952 года, было торжественно присвоено имя «Джордж С. Паттон младший», более известное в печати как «Паттон-2». Всего выпущено около 12000 машин.

Танк начал поступать в войска в 1953 году. На его конструкцию заметное влияние оказало изучение опыта боевого применения танков в войне в Корее. Значительно больше внимания уделялось улучшению защиты и повышению огневой мощи. Это привело к изменению конструкции башни, появлению командирской башенки с крупнокалиберным (12,7- мм) пулеметом и увеличению массы до 47 тонн.

Компоновка танка - с раздельным размещением экипажа, башенной установкой основного вооружения и кормовым моторно-трансмиссионным отделением. По сравнению с М47 башня имеет значительно улучшенную, с точки зрения защиты, форму, однако практически вся ее лобовая часть занята сильно развитой амбразурой для пушки.

Основное вооружение - 90-мм нарезная пушка с боекомплектом 60 унитарных выстрелов четырех типов: бронебойные, кумулятивные, фугасные и зажигательные. Вместо последних мог использоваться картечный снаряд («Канистер»). В ходе модернизации в боекомплект вводились и другие типы выстрелов. Вспомогательное вооружение: спаренный с пушкой пулемет калибра 7,62-мм (5900 патронов) и у командира - калибра 12,7 мм (180 патронов).

В системе управления огнем использовались: у командира оптический дальномер с дальностью действия 4400 метров, перископический и телескопический приборы у наводчика, электромеханический баллистический вычислитель и электрогидравлические приводы наведения, приборы и прожектор видимого и инфракрасного света с дальностью действия до 2000 метров.

Корпус литой, с локальными усилениями за счет дополнительных катаных броневых листов. Башня цельнолитая. Толщины и углы наклона броневых деталей сильно дифференцированы. Использовались элементы оборудования для защиты от оружия массового поражения.

Подвижность танка обеспечивалась бензиновым двигателем «Континентал» мощностью 588 кВт (800 л.с.), гидромеханической трансмиссией «Аллисон» с дифференциальным механизмом поворота, торсионной подвеской c гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых узлах, гусеничным движителем с шестью (на один борт) двухскатными обрезиненными опорными катками, гусеницами с РМШ, тремя поддерживающими катками (часть машин выпускалась с пятью поддерживающими катками на один борт).

Танк поставлялся во многие страны мира: ФРГ, Грецию, Иран, Израиль, Иорданию, Южную Корею, Ливан, Марокко, Норвегию, Пакистан, Португалию, Сомали, Испанию, Тайвань, Таиланд, Тунис, Турцию.

Танк прошел несколько этапов модернизации, последовательно получая индексы М48А1, М48А2, М48А3 и, наконец, М48А5. Танк последней модификации по уровню боевых свойств примерно равноценен основном танку М60А1.

Работы по модернизации ранее выпущенных танков М48 до уровня основного танка начались в октябре 1975 года в Аннистонском арсенале армии США. Уже к концу 1977 финансового года было модернизировано 764 танка М48А1, к концу 1978 финансового года - 1454 танка. Только в Аннистонском арсенале к декабрю 1979 года 2064 танка М48А1-М48А3 было доведено до уровня М48А5.

Модификации танка М48

М48 - базовый образец. Отличительными признаками модели являлись Т-образный или цилиндрический дульный тормоз и командирская башенка с 12,7-мм пулеметом в открытой установке. На более поздних выпусках пулемет устанавливался в полностью закрытую башенку. На части машин между шестым опорным катком и ведущим колесом устанавливался дополнительный каток натяжения гусеницы.

М48С - модель аналогична базовой, но корпус изготовлен из конструкционной, а не броневой стали. Поэтому модель не являлась боевой машиной, она предназначалась для обучения экипажей и имела метку - букву «С» на левой стороне лобовой детали корпуса, означающую, что у танка нет баллистической защиты.

М48А1 - отличалась от базовой модели увеличенным люком механика-водителя, полностью закрытой командирской башенкой, наличием пылеотражающих щитков и специального катка натяжения гусеницы между ведущим колесом и шестым опорным катком.

М48А2 - основные отличия от ранее выпущенных машин сводятся к увеличению емкости топливных баков и улучшению топливопроводов, совершенствованию установки и крепления двигателя, уменьшению заметности выхлопных газов в ИК области, повышению надежности системы управления огнем, а также установке на корме корпуса приспособления для подключения дополнительных топливных баков.

М48А3 - основными отличиями от базового образца являются: замена бензинового двигателя на дизель (тот же, что устанавливается на танки серии М60), усовершенствование системы управления огнем, установка между крышей башни и основанием командирской башенки кольца с призменными приборами, обеспечивающими круговое наблюдение. На большинстве танков М48А3 отсутствовали дополнительные катки натяжения гусениц и использовались по три (на борт) поддерживающих катка.

М48А4 - было изготовлено всего шесть образцов. На шасси М48 устанавливалась башня танка М60 с ракетной системой «Шиллела».

М48А5 - основные отличия от базового образца описаны в тексте.

Кроме того, на шасси танка М48 выпускались огнеметные танки М67, М67А1, М67А2 (сняты с вооружения), мостоукладчик М48АVLB, ремонтно-эвакуационная машина М48АRV и минный разградитель М48МCV.

Кроме США, работы по модернизации М48, а также ранее выпущенных М47, с целью повышения их боевых свойств и продления жизненного цикла проводились в странах, где эти танки состоят на вооружении. Глубина и объем модернизации при этом определяются многими факторами, прежде всего экономическими возможностями страны, военно-политической ориентацией ее руководства, характеристиками ВВТ армии вероятного противника и т.д. Поэтому уровень боевых свойств танка, достигаемый в результате модернизации, у машин разных стран существенно отличается.

Модернизация танков М48 в ФРГ

В конце 70-х годов компания «Вегманн» (Кассель) модернизировала 650 танков серии М48 в модификацию, известную под индексом М48А2GА2. Объем работ примерно соответствовал американскому варианту модернизации М48А5, но с ориентировкой на конструктивно-технологическую преемственность с танком «Леопард-1». Были установлены 105-мм пушка L7А3 с теплозащитным кожухом, новое крепление пушки по-походному, пассивные приборы ночного видения для командира танка, наводчика и механика-водителя, модифицирована командирская башенка, изменена боеукладка (46 выстрелов) и усовершенствована система управления огнем. На танке используются приборы низкоуровневого телевидения фирмы АЕG «Телефункен» с приемной камерой, размещенной над пушкой, и выдачей изображения на экраны командира и наводчика. Пять танков и 165 комплектов сборочных единиц, необходимых для модернизации танка до уровня М48А2GА2, проданы в Турцию.

Под руководством фирмы «Вегман» разработан модернизированный танк Супер М48. В работе над ним участвовали фирмы МТU (дизель), «Ренк» (трансмиссия), «Крупп Атлас Электроник» (СУО) и другие. Программа усовершенствований охватывает все основные боевые и эксплуатационные свойства танка, но по желанию заказчика может реализоваться по частям.

Вместо штатной 90-мм пушки устанавливается 105-мм английская пушка L7А3З, для которой имеется много типов стандартных боеприпасов. Вводится стабилизатор вооружения с электрогидравлическими приводами наведения по вертикали и горизонтали. При этом могут быть сохранены элементы существующей системы. В прицеле наводчика, установленном в крыше башни, скомплексированы три оптических канала: дневной, тепловизионный (ночной) и лазерный дальномер. Во всех каналах используется общее головное зеркало. Имеется электронный баллистический вычислитель, но сохранены оптический дальномер и механический вычислитель. Танк может вести эффективный огонь по движущимся и неподвижным целям с места и с ходу.

На лобовую часть и борта башни навешиваются блоки дополнительного бронирования, каждый из которых при необходимости может быть легко заменен. На задней части башни установлены дымовые гранатометы. По всей длине корпуса размещены броневые экраны, не только повышающие защищенность, но и облегчающие работу воздухоочистителей системы питания воздухом двигателя.

На танке Супер М48 используются турбопоршневой дизель с промежуточным охлаждением воздуха МТU МВ837 Ка-501 мощностью 735 кВт (1000 л.с.) и автоматическая гидромеханическая трансмиссия, образующие единый блок. Трансмиссия обеспечивает по четыре передачи переднего и заднего хода. Эффективность торможения достигается применением, наряду с многодисковыми тормозами, гидрозамедлителя. Установка нового моторно-трансмиссионного блока потребовала перекомпоновки топливной системы. Она состоит из пяти топливных баков, лишь один из которых является расходным. Емкость системы 1050 литров.

Плавность хода танка значительно повышена за счет замены на новые торсионы, установки новых гидравлических амортизаторов на 1-е, 2-е, 5-е и 6-е узлы подвески и гидравлических упоров (ограничителей хода катков). Усовершенствованы также гусеницы (повышен ресурс и уменьшен шум), система электроснабжения, рабочее место механика-водителя. Установлена новая система ППО: в обитаемых отделениях - оптические датчики, в МТО - в качестве датчика используется кабель-индикатор. Огнетушащий состав - «Галон».

Израильские танки серии М48

В составе танкового парка Израиля имеется около 800 машин М48. Абсолютное большинство из них по боевым свойствам доведено до уровня М60А1. На них используются единые двигатели, 105-мм пушки, командирские башенки израильской разработки, приспособления для установки минных тралов. Применяется дополнительное бронирование корпуса и башни. В начале 80-х годов для танков М48 и М60 были созданы и внедрены элементы навесной динамической защиты «Блейзер». Дальнейшая модернизация танков серии М48 в Израиле планируется и проводится в одном «пакете» с модернизацией модели М60.

Турецкие танки М47 и М48

В танковом парке Турции состоит около 800 танков М47 и 2700 танков М48. По оценкам, к концу 1989 года около 1900 танков М48 модернизировано до уровня М48А5Т1. Это примерно соответствует американскому стандарту М48А5. Работы начались в 1982 году на танкоремонтном заводе в Кайзери с использованием модернизационных комплектов, изготовленных в США. В 1984 году подключился к модернизации второй завод. Летом 1984 года один батальон турецкой армии был перевооружен танками М48А5Т1.

В конце 1985 года США субсидировали поставку Турции 760 новых модернизационных комплектов, включающих теплозащитный кожух пушки, баллистический вычислитель и дополнительно (к существующим электрогидроприводам наведения) стабилизатор вооружения. После внедрения этих изменений танк получает индекс М48А5Т2. В работе по модернизации турецких танков М48 принимают участие фирмы «Тексас Инструментс», «Кадиллак Гейдж» и др.

Кроме США, помощь Турции в модернизации танкового парка оказывала ФРГ. Компания «Вегманн» модернизировала пять танков М48 до уровня М48А2GА2 и поставила 165 модернизационных комплектов, включающих дизель МВ 837 Ка-500 с системами и периферийными узлами, топливные баки и насосы, электрооборудование, боеукладку, систему ППО и др. ФРГ помогала также в строительстве упомянутых танкоремонтных заводов.

Южно-корейские танки М47 и М48

Соединенными Штатами Америки в Южную Корею поставлено свыше 500 танков М47 (считается, что в эксплуатации находится только около 350) и свыше 1000 М48. Около 600 из них доведены за счет модернизации до американского стандарта М48А5. На танки установлены 105-мм пушка М68, инфракрасные приборы наблюдения механика-водителя и прожектор (над пушкой), дымовые гранатометы по бокам башни, бортовые противокумулятивные экраны, дизель AVDS-1790-2D. Кроме того, введены усовершенствования в систему управления огнем, электрооборудование корпуса и башни, в конструкцию командирской башенки и ходовой части.

Пакистанские танки М47 и М48

На начало 1990 года в танковом парке Пакистана состояло 150 танков М47 и 345 М48А5. Танки М48 прошли модернизацию в период с 1977 по 1979 год - партия в 145 машин, другая партия (100 машин) - в 1984 году. Еще 100 М48А5 в 1982 году было закуплено в США. Для проведения работ по модернизации использовался танкоремонтный завод в Тахиле, построенный с помощью Китая.

Поскольку танки М47 составляют незначительную часть танкового парка, а танки М48 сравнительно недавно прошли модернизацию, основное внимание руководства уделяется совершенствованию танков китайского производства. Тем не менее, в августе 1989 года заключено соглашение с американской фирмой «Дженерал Дайнемикс» об организации в Пакистане мощностей по ремонту и развитию танков М47 и М48, а также самоходных гаубиц М109 и М110.

Испанские танки М47 и М48

В танковом парке Испании состоит 375 танков М47 и 164 М48. Основные работы по модернизации ведет компания «Талбот», разработавшая несколько модификаций М47 и М48.

М47Е1 отличается от базового образца моторно-трансмиссионным блоком (дизель AVDS-1790-2А с трансмиссией СD-850-6А), отсутствием носового пулемета, установкой системы управления огнем фирмы «Кадиллак Гейдж Текстрон», применением ТДА и четырех дымовых гранатометов на каждой стороне башни. Пушка оставлена прежняя. После замены пушки на 105-мм Rh-105.30 и установки пассивного ночного перископа механика-водителя модификация получает индекс М47Е2.

М48А3Е - на танке сохранена 90-мм пушка, выполнен тот же объем работ по модернизации, что и на модели М47Е1.

М48А5Е - практически американский стандарт, но возможна установка одной из двух 105-мм пушек - М68 или Rh-105.30.

М48А5Е1 - то же, что и М48А5Е, но с усовершенствованной системой управления огнем (с лазерным дальномером, пассивными приборами ночного видения, аналоговым баллистическим вычислителем и т.д.) и дизелем AVDS-1790-2D.

Большинство машин серии М48, состоявших на вооружении испанской армии, доведено до уровней М48А5Е и М48А5Е1. Танки М47 в основном модернизированы в модификацию М47Е1.

Иранские танки М47М и М48

Программа модернизации была разработана компанией «Боуэн-МакЛафлин-Йорк» и содержала мероприятия по замене элементов танка М47, обеспечивающих его огневую мощь и подвижность, на подобные элементы ОБТ М60А1. Компанией был построен в Иране завод (1970-1972 гг.), на который из США передана технологическая документация. Кроме того, компания заменила на двух опытных образцах, переданных Ирану, существующую систему управления огнем на новую (фирмы «Хьюз») с лазерным дальномером. Общими взаимозаменяемыми элементами для танков М47М, М48А3 и М60А1 являются: двигатель, трансмиссия, подъемные и поворотные механизмы наведения пушки, воздухоочистители, укладки для пулеметных патронов, обогреватель для экипажа, панель контрольных приборов механика-водителя, система ППО и др.

На танке М47М сохранена 90-мм пушка, но усовершенствована система управления огнем и увеличен боекомплект до 79 выстрелов. Из состава экипажа исключен носовой стрелок, его место занято дополнительной боеукладкой. На этом же заводе осуществлялась модернизация танков М48.

Модернизация танков М48 на острове Тайвань

В составе танкового парка около 300 танков М48. К числу основных мероприятий по модернизации относятся установка 105-мм пушки типа М68, но тайваньского изготовления, модифицированной башни с новой системой управления огнем, включающей лазерный дальномер на углекислом газе, поставляемый фирмой «Тексас Инструментc», баллистический вычислитель и тепловизионные приборы, а также новой командирской башенки и использование дизеля AVDS-1790-2С (как на танке М60А3). Считается, что модернизированный образец становится равным М60А1.

Боевая и техническая характеристики танка M48A5

Боевая масса............................ 49 т Экипаж.................................. 4 чел. Высота по крыше башни................... 2750 мм Пушка................................... 105-мм нарезная Боекомплект............................. 54 выстрела Типы боеприпасов........................ БПС, БКС, БФС, СГПЭ Дальномер............................... оптический Баллистический вычислитель.............. электронный Заряжание............................... вручную Пулеметы................................ три 7,62-мм Броневая защита......................... монолитная Максимальная скорость................... 48 км/ч Запас хода по шоссе..................... 500 км Двигатель............................... дизель Мощность двигателя...................... 551 кВт (750 л.с.) Трансмиссия............................. гидромеханическая Подвеска................................ торсионная Гусеница................................ с РМШ и резиновыми подушками Глубина преодолеваемой водной преграды.. 2,4 м, (с подготовкой)

Средний танк М48 «Patton III» (название дано танку в честь американского генерала Джорджа Паттона, в годы Второй Мировой войны командовавшего 3-й армией США в Европе) был спроектирован в 1950-1951 годах как танк нового поколения, предназначенный для замены в вооруженных силах США всех средних танков предыдущих моделей, был принят на вооружение армии США в 1953 г.
Конструктивно он продолжает линию развития танков М46 «Patton I» и М47 «Patton II» и отличается от них прежде всего броневой защитой и вооружением.


Корпус танка M48 «Patton III» представляет собой одну отливку весом 13 тонн. Толщина лобовой и бортовой брони составляет соответственно 120 и 75 мм. В соответствии с принятой на танке традиционной схемой компоновки в передней части корпуса на регулируемом сиденье располагается механик-водитель, управляющий танком с помощью штурвала, рычага переключения передач и педали тормоза. Для ведения наблюдения он имеет перископические приборы, a также инфракрасный перископ.

За отделением управления находится боевое отделение, в котором установлена полусферическая башня с вооружением. Как и корпус танка, башня выполнена из одной отливки. Ее вес составляет 6,3 т. Максимальная толщина лобовой брони башни 152 мм.
Основное вооружение танка M48 «Patton III» состоит из 90-мм танковой пушки M41. Ствол пушки имеет вставную трубу (лейнер), которую можно заменить в полевых условиях. Для удаления газов из канала ствола пушка снабжена эжекционным устройством. Для наведения пушки на цель используется электрогидравлический и ручной приводы.
Стрельбу из пушки может вести как командир танка, так и наводчик. Командир пользуется стереоскопическим прицелом-дальномером Т-46, a наводчик имеет перископический и телескопический прицелы. Прицел-дальномер, пушка и перископический прицел наводчика через баллистический привод связаны между собой с баллистическим вычислителем. Определенное дальномером расстояние автоматически вводится в сетки самого прицела-дальномера и прицела наводчика, т. е. они автоматически устанавливаются в положение, соответствующее замеренной дальности.

В системе управления огнем имеется специальный датчик, который вносит поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры.
Для ведения огня по воздушным целям на крыше башни установлен 12,7-мм пулемет. Турель пулемета имеет дистанционное управление, с помощью которого командир танка может вести стрельбу из пулемета, находясь внутри башни. На первых сериях танка М48 соосно с пушкой устанавливались два 7,62-мм пулемета. Впоследствии от одного из них отказались.


На танке M48 «Patton III» установлен двенадцати цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АV-1790–5В/7/7В/7С фирмы «Континенталь». Мощность двигателя 810 л. с. при 2800 об/мин. От двигателя крутящий момент передается на расположенные сзади ведущие колеса через гидромеханическую силовую передачу «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон» и одноступенчатые бортовые редукторы.
В танке M48 «Patton III» использована индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами.

С каждой стороны корпуса имеется по шесть спаренных опорных катков, снабженных обрезиненным ободом. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается пятью катками. Гусеница стальная с резинометаллическим шарниром.
Проходимость танка M48 «Patton III» характеризуется следующими показателями: максимальный угол подъема 30°, высота вертикальной стенки 0,9 м, ширина рва 2,59 м, глубина преодолеваемого без подготовки брода 1,2 м. После подготовки танк может преодолевать броды глубиной до 2,6 м.
Из-за использования карбюраторного двигателя запас хода по топливу относительно невелик – 112 км. Поэтому для танка M48 «Patton III» был разработан комплект из четырех дополнительных наружных баков общей емкостью 830 л. С помощью быстроразъемных соединений эти баки подключаются к топливопроводу, подающему бензин к топливоподкачивающему насосу двигателя.
В состав внутреннего оборудования танка M48 «Patton III» входят средства защиты от ОМП, обогреватель для обогрева боевого отделения и отделения управления в зимнее время, a также необходимые средства связи и танковое переговорное устройство.
Для поддержания боевых характеристик танка M48 «Patton III» на приемлемом уровне было реализовано несколько программ его модернизации.

Танк M48A1 в 1954 г. был оборудован стабилизаторами пушки в двух плоскостях наведения. Зенитный пулемет установлен в специальной командирской башенке.
В 1956 г. выпущен танк М48А2 с увеличенной до 46 т боевой массой за счет изменения его габаритов и усиления броневой защиты башни. В силовой установке вместо карбюраторного двигателя использован более экономичный двигатель АV-1790-8 с системой непосредственного впрыска топлива, что позволило увеличить запас хода до 260 км, a c использованием дополнительных баков – до 310 км. Пушка танка снабжена новым односекционным дульным тормозом. Для снижения инфракрасного излучения предусмотрены меры по охлаждению отработавших газов двигателя перед выбросом их в атмосферу.
На варианте танка М48А2С отсутствует натяжной ролик между ведущим колесом и задним опорным катком.


В ФРГ в конце 70-х годов 650 танков М48А2С были модернизированы в вариант M48A2GA2. На нем установлена английская 105-мм пушка L7A3, что позволяет применять унифицированные боеприпасы танков «Леопард-1», «Центурион» и М60. Его пулеметное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и зенитного пулемета того же калибра, имеющего круговой сектор обстрела с углами возвышения от -10° до +75°. Последний можно размещать на турельной установке командирской башни новой конструкции, в которую встроено 8 смотровых перископов.

Для ведения боевых действий ночью танк оснащается комбинированным бесподсветочным прибором наблюдения ВМ8005 для механика-водителя и командира, a также бесподсветочным ночным прицелом PZB200 для командира и наводчика.
Танк М48А3 представляет собой прошедший модернизацию в 1967 г. танк M48A1, на котором установлены двигатель с непосредственным впрыском топлива AVDS-1790-2A и новая трансмиссия. На танке смонтирована новая командирская башенка, в систему управления огнем введены новые оптический дальномер наводчика M17B1C и телескопический прицел M105. По этой программе модернизованы 1600 танков.
Танк М48А4 серийно не выпускался. Он представляет собой комбинацию шасси танка М48 и башни танка М60А2 со 152-мм орудием-пусковой установкой.
Танк М48А5 создан в соответствии с начатой в 1975 г. программой модернизации танков M48A1 и М48А3. Танк вооружен нарезной 105-мм пушкой М68 с системой управления огнем танка М60. На башне установлены дымовые гранатометы. В моторно-трансмиссионном отделении смонтированы новый дизельный двигатель AVDS-1790-2D и гидромеханическая трансмиссия GMC-CD-850-6A.

Танковой промышленностью США было выпущено 11708 танков М48. Они поступали в основном на вооружение США и поставлялись их партнерам по НАТО, за исключением ФРГ и Греции, в сравнительно малых количествах, так как на перевооружение армий НАТО поступали в основном танки M47. Тем не менее, с 1960-х годов M48 активно экспортировались союзным США и нейтральным странам и состояли на вооружении 25 различных государств.


Войсками США танки M48 «Patton III» использовались прежде всего во Вьетнамской войне, помимо этого M48 использовались другими странами в ходе ряда локальных конфликтов, прежде всего в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов и Второй индо-пакистанской войне, но также и в ряде других. Хотя с вооружения США M48 были сняты в 1980-х годах, около половины выпущенных M48, все - модернизированные до уровня M60, по состоянию на 2015 год несмотря на свою устарелость все еще остаются на вооружении различных стран.
На базе М48 создан целый ряд боевых и специальных машин, в том числе огнеметный танк М67, БРЭМ M51, БРЭМ М88, танк-мостоукладчик AVLB.

Технические характеристики танка M48 «Patton III»:
Боевая масса, т: 44,8;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 6967, длина с пушкой вперед – 8811, ширина – 3632, высота – 3241, клиренс – 420;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 102…110, борт корпуса – 51, корма корпуса – 25…35, днище -13…67, крыша корпуса – 57, лоб башни – 178, маска орудия – 114, борт башни – 51…76, корма башни – 51, крыша башни – 25;
Вооружение: 90-мм пушка M41, 1 х 12,7-мм пулемет M2HB, 1 х 7,62-мм пулемет M1919A4;
Двигатель: AVDS-1790–2A, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 704;
Скорость по шоссе, км/ч: 45;
Запас хода по шоссе, км: 110;
Удельная мощность, л. с./т: 14,2;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,9; ров, м - 2,6; брод, м - 1,2

Экс-губернатор Калифорнии, а по совместительству и киноактер Арнольд Шварценеггер, приобрел самый настоящий танк М47. В свое время Арнольд проходил службу в рядах вооруженных сил Австрии именно на этой боевой машине.

На видеохостинге YouTube , где Шварценеггер продемонстрировал свои навыки управления танком. Своеобразное выступление актера является частью благотворительной акции, целью которой стал сбор средств в благотворительный фонд After-School All-Stars, основателем которого является непосредственно сам Арни.

Организация занимается финансированием различных детских программ, направленных на привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни. Суть интернет-ролика заключается в разрушении танком разнообразных вещей. Управляя тяжелым танком, Арнольд умело переезжает на нем пианино, огромное пасхальное яйцо, рулон пупырчатого полиэтилена, автомобиль, скамью для жима и штангу. Любой из спонсоров его фонда сможет сделать то же самое, заняв место в соседнем люке танка - вот смысл акции. На данный момент танк дислоцируется в Калифорнии на личном ранчо Арнольда Шварценеггера. Однако что это за танк? Мы расскажем подробно об этой бронированной машине.

История танка начинается в 1948 году. Именно тогда вооружение армии США получило средний танк М46 «Паттон». Он принимал участие в корейской войне и в ходе боевых действий выяснилось, что его 90-мм пушка недостаточно мощна, система управления огнем тоже не на высшем уровне, а броневая защита требует усиления. Для устранения всех перечисленных недостатков боевой машины было принято решение провести модернизацию, в рамках которого танк получил новую башню с мощной 90-миллиметровой пушкой, были увеличены углы наклона лобовых листов корпуса и установлены инфракрасные приборы наблюдения. В июле 1950 года было приказано приступить к производству нового танка, а уже спустя 10 месяцев появились его первые образцы. Танк был обозначен, как М47 «Паттон II», и в 1952 году принят на вооружение армии США. В 1953 году начались поставки танка другим странам-участницам Североатлантического блока.

Литая башня М47 имела обтекаемую форму с кормовой нишей, где располагалась боеукладка первой очереди из 11 снарядов. В башне М47 было смонтировано 90-мм орудие М36, которое имело несколько модификаций с Т-образным, цилиндрическим или дульным тормозом. Вести огонь мог и наводчик, и командир, у которого был свой прицел. Помимо перископического, наводчик обладал и стереоскопическим дальномером, как у немецкого танка «Пантера» Ausf.F. Форма башни «обновленного» танка стала в буквальном смысле шагом вперед, если сравнивать его с М46, однако по причине того, что американцы чересчур стремились уменьшить ее внутренний объем, на ее корпусе появились некоторые вогнутости, которые улавливали снаряды. В модели М48 данная погрешность устранена: башню выполнили по образцу советского танка Т-54, сделав ее полностью выпуклой.

Несмотря на увеличенную по сравнению с М46 мощностью двигателя, максимальная скорость танка осталась прежней. Переход на дизельные двигатели у американских танков несколько затянулся, поэтому М47 получил 810-сильный бензиновый двигатель воздушного охлаждения от М46. Модернизированному М47 не удалось стать эталонным в американском танкостроении, он поступил в армию США в весьма ограниченном количестве и вскоре был заменен на М48. Тем не менее, он поставлялся армиям стран НАТО. Общий выпуск достиг отметки в 8676 единиц. Разные страны пытались улучшить М47, однако их попытки не увенчалась успехом. Французы ставили на него пушку от своего танка АМХ-30, итальянцы -105-мм пушку L7, а австрийцы - дизель собственной разработки. В результате, данные машины остались на стадии прототипов, поскольку модернизация не повышала боевую ценность танка, но увеличивала при этом его стоимость.

Конструкция танка попросту не была предназначена для модернизации. Его шасси не было рассчитано на большие скорости движения, а его резервы были использованы еще в М46. Так, при установке более мощного двигателя приходилось менять ходовую часть. Увеличить защиту оказалось очень сложно по причине сложной формы башни - из-за наличия вогнутостей нельзя было установить динамическую защиту. В итоге более-менее успешных программ модернизации у М47 было всего две: в Испании и Иране.

Как не модернизировалась данная модель, продлить срок ее жизни не удалось никому. Те страны, где танк оставался на вооружении, уже в 90-х годах вывели М47 в резерв. В Австрии М47 сейчас используют на границе в качестве дотов.

Тот самый танк М47 1960 года выпуска, на котором в качестве механика-водителя военную службу проходил Арнольд Шварценеггер, был выкуплен им у властей Австрии за $1,4 млн. Поначалу танк был передан в США как музейный экспонат и выставлялся в городе Колумбус, штат Огайо, однако в 2008 году Шварценеггер забрал танк из музея, так как хотел, чтобы он был «поближе к дому».


Средний танк M47 Patton II - модернизированный вариант танка М46, выпускавшийся в США с июня 1951 года (производители - Detroit Tank Arsenal и American Locomotive Co). Корпус, силовая установка, силовая передача и ходовая часть практически изменений не претерпели. Башня заимствована с опытного танка T42 и существенно отличается от башни танка M46. Она имеет большие углы наклона лобовых листов и более вытянутую кормовую часть. Танк M47 Patton II имеет классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, а боевого отделения и отделения управления - в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и помощника водителя.

Установленная в башне пушка Т119 имеет более высокую начальную скорость снаряда по сравнению с пушкой танка M46. С пушкой спарен 12,7-мм пулемет "Браунинг", в лобовом броневом листе устанавливался ещё один 7,62-мм пулемёт - курсовой, а на башне - 12,7-мм зенитный пулемёт M2. Подъемный механизм пушки имеет гидравлический привод. Вести прицельный огонь может как наводчик, так и командир танка. У наводчика установлен стереоскопический прицел-дальномер M12. С помощью прицела-дальномера определяется расстояние до цели, скорость движения цели, смещение её по направлению, и может вводиться в прицел поправка на тип применяемых боеприпасов. Для командира танка установлен перископический прицел. Боекомплект пушки 71 выстрел.

Средний танк M47 Patton II

Для вождения машины в ночных условиях имеется комплект инфракрасных приборов. Двигатель 12-цилиндровый воздушного охлаждения "Континенталь" AV-1790-5B. Силовая передача гидромеханическая "Кросс-драйв" CD-850-4. В отличие от силовой передачи танка М46 силовая передача танка M47 Patton II снабжена устройством, блокирующим гидротрансформатор и обеспечивающим, таким образом, возможность пуска двигателя танка с буксира. Танк оснащен системой ППО, средствами связи (две радиостанции и ТПУ), обогревателем для обогрева экипажа и навесными плавсредствами понтонного типа.

Танк M47 Patton II являлся переходной моделью от танка M46 к танку M48. На базе танка M47 созданы саперный танк M102 (T39E2), оснашенный бульдозером, краном-стрелой и лебедками. Вместо пушки в башне установлена мортира. На этой базе был создан также огнеметный танк T66. Танки M47 Patton II состояли на вооружении армий США, Западной Германии, Австрии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Иордании, Японии и Турции.

Тактико-технические характеристики M47 Patton II

Боевая масса, т 46,1

Экипаж, чел. 5

Длина корпуса, мм 6358

Длина с пушкой вперёд, мм 8509

Ширина корпуса, мм 3513

Высота, мм 3327

Клиренс, мм 470

Тип брони стальная, катаная и литая гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 60

Лоб корпуса (низ), мм/град. 76…89 / 53

Борт корпуса, мм/град. 51-76 / 0

Корма корпуса (верх), мм/град. 51 / 0