Особенности кастрации мужчин. Кого и за что на Руси могли кастрировать  Жестокая кастрация

Их обычно покупали для гаремов, когда владельцы боялись, что скучающие жены и наложницы смогут развлекаться и с таким любовником. В зрелом возрасте удаляли только мошонку с яичками. Такой мужчина был способен совершить половой акт, но забеременеть от него женщина господина уже не могла. Таких евнухов часто приобретали для публичных домов, где их заставляли обучать девушек любовным играм.

Пальму первенства в определении трех категорий презренных «полулюдей» следует отдать древним римлянам, народу энергичному и мужественному не слишком склонному к благотворительности откосившемуся к калекам с гораздо большим пренебрежением, чем большинство народов Востока. К первой категории они относили кастратов, тех кто лишен всех внешних детопроизводящих органов создания заслуживали самого полного доверия гак как были не в состоянии в буквальном смысле слова соблазнить подопечных, и поэтому на рынке рабов за них давали самые большие деньги. Из всех евнухов они считались самыми сварливыми и обычно отличались дурными манерами и склонностью к мошенничеству. -У них были безбородые лица, скрипучие, тонкие голоса и долгая продолжительность жизни. Если ко всему этому добавлялась безобразная внешность, стоимость кастратов еще более возрастала. Их регулярно осматривали, чтобы удостовериться, не начали ли вновь отрастать у них утраченные органы, подобно тому, как отрастают конечности и хвосты у ящериц.

Ко второй категории относились спадоне. У них сохранялся пенис, но ампутировались оба яичка. Третью категорию составляли тлибиа (thlibiae), у которых яички оставались на месте, однако их подвергали сильному сжатию. Евнухи последних двух категорий не теряли способности к половым контактам и проявляли к ним интерес. Сохранявшаяся у них секреция предстательной железы позволяла им достигать оргазма. Это качество делало их особенно ценными в глазах распутных женщин высшего света. И все же, поскольку спадоне и тлибиа довольно быстро теряли потенцию, а случаи зачатия от них детей были чрезвычайно редки, тем, кто не мог позволить купить себе кастрата, приходилось довольствоваться услугами евнухов именно этих двух категорий. И те, и другие носили бороды и говорили нормальными голосами. Они отличались более высоким интеллектом, чем кастраты, однако жили как правило недолго. Белые евнухи были в гораздо большей степени подвержены различным болезням, чем черные.

Как утверждает древнеримский поэт Клавдиан, который жил на стыке четвертого и пятого веков н. э. и, возможно, был христианином, в политике евнухи проявляли коварство и полную беспринципность. В одной из сатир поэт подверг резким нападкам Евтропия, евнуха, пользовавшегося огромным влиянием при дворе римского императора Аркадия, и заодно выразил свое отвращение ко всей практике использования евнухов.

Эти стихи были написаны в то время, когда на медицинском поприще подвизались многие армяне и евреи. «Вверх поспешает армянин, - пишет Клавдиан, - поднаторевший в обращении с безжалостным и точным скальпелем, который женственными делает мужчин, и с такой потерею они становятся созданиями еще более отвратительными. Он иссушает жидкость, из двух источников текущую и жизнь дающую, и одним ударом лишает свою жертву способности отца и мужа звания».

Следует отметить, что в Византии существовали законы по которым кастрации подвергали всех мужчин рода изменника. отголоско этого слышен в данной цитате из романа Леонида Дайнека "Тропой Чародея":

Но отцу Арсения, кентарху [Кснтарх - сотник в Византии.] Поликарпосу, не повезло. В одном из походов базилевс Константин Дука приказал схватить его и ослепить. Бедному кентарху выкололи глаза раскаленным концом железной шатерной подпорки и сослали в глухой монастырь. Никто не мог догадаться, за что так жестоко был наказан скромный кснтарх, но разве спрашивают у неба, за что оно убивает молнией людей? Несчастье обрушилось на весь род Поликарпоса: женщин постригли в монашки, мужчин - и десятилетних, и семидесятилетних - оскопили. Так некогда веселый, жизнерадостный Арсений превратился в сонного, вялого получеловека.

Некоторые древние римлянки специально рабов кастрировали для таких утех, у Ювенала написано.

Женщин иных прельщают бессильные евнухи с вечно
Пресными их поцелуями, кожей навек безбородой:
С ними не нужен аборт: наслаждение с ними, однако,
Полное, так как они отдают врачам свои члены
С черным уж мохом, когда обрастала их пылкая юность;
Эти шулята, когда-то лишь видные, в росте свободном
После того как достигнут двух фунтов, у них отрезает
Гелиодор, принося лишь ущерб одному брадобрею.
Тот, кто своей госпожой кастратом сделан, вступает
В баню заметный для всех, на себя обращая вниманье,
Смело взывая к хранителю лоз. Пускай с госпожой он
Спит себе; только ты, Постум, смотри не доверься кастрату
Вакха, что вырос с тобой и уже приготовился к стрижке.


У христиан в первые века была секта «валезианив», члены которой, в знак чистоты и святости, кастрировали себя. Эту секту церковным мировым Никейским собором в 325 г. было запрещено. В Византии в женских монастырях эконом, священник, врач должны были быть евнухами, «чтобы добрая слава дев на том не терпела».

В мусульманских странах, как и повсюду, встала проблема защиты гарема, постоянного и по большей части незримого присутствия евнухов. Однако Коран запрещает кастрацию мужчин мусульманского вероисповедания, следовательно, евнухов приходилось «импортировать» из тех мест, где исповедовали иную веру. После операции евнухов публично обращали в ислам и лишь затем допускали к исполнению своих обязанностей в гареме.

Считалось, что лучше всего для этой цели подходят негры, и потому арабские торговцы этим весьма специфическим товаром зачастили в Нубию и Абиссинию. Тысячи евнухов обслуживали гаремы султанских дворцов и знатных лиц.

В услужении у султанов Османской империи находилось около четырехсот только черных евнухов. Многие из них занимали высокие административные должности при дворе и пользовались огромным влиянием. Среди этих высших евнухов наиболее могущественным считался тот, кто присматривал за наложницами царствующего султана, а не предыдущего монарха следующим после него в иерархии евнухов был начальник евнухов матери султана, или, как ее называли валиде-султан. Затем шли евнух, ведавшие челядью сыновей султана; казначей, смотритель главного помещения гарема, смотритель малых комнат, окружавших главное помещение, и два имама или священнослужителя мечети гарема. По традиции начальник всех евнухов, как это ни абсурдно могло оказаться на первый взгляд, имел свой собственный персональный гарем. В расцвете славы и могущества Османской империи, который приходился на XVI в., в серале насчитывалось около восьмисот евнухов, на попечении которых находилось свыше тысячи женщин. Даже еще в начале XX в. двор султана в Константинополе обслуживали 600 евнухов.

Обычно рекрутирование других иностранцев, в том числе европейцев, для этих функций, игравших теперь важную роль, осуществлялось путем набегов, которыми так изобилует вся история арабов и которые были для них привычным делом. Спросом пользовались как мальчики, так и взрослые мужчины. Первым доверяли менее ответственные поручения, для выполнения которых они имели право свободного передвижения между гаремом и остальной частью дома, а также могли выходить на улицу. Они были на побегушках, выполняли простейшие ремонтные работы, помогали на кухне, носили дрова и воду, а так же сопровождали женщин и старших евнухов, когда те отправлялись в город. Муж теперь в таких случаях, как правило, не присутствовал.

К 1541 г., через восемьдесят с лишним лет после падения столицы Византийской империи, победители обзавелись почти таким же количеством евнухов, какое имелось в распоряжении приверженцев греко-кафолической церкви, которых они разгромили. Коран запрещает кастрацию, и поэтому лица, принадлежавшие к этой привилегированной касте, как мы уже упоминали, рекрутировались главным образом из числа иностранцев и в принудительном порядке обращались в ислам после операции. Так гласит теория. Однако на практике те, кого кастрировали и превращали в мусульман, довольно часто не только не делали никаких попыток избежать этой участи, но и воспринимали ее как большую удачу, так как эта «профессия» считалась престижной. Благодаря ей пронырливый, хитрый юноша мог добиться могущества и богатства за гораздо более короткий срок, чем если бы он занимался торговлей или служил в войске султана. Главными регионами - поставщиками этого живого товара были Египет, Абиссиния и Центральная Африка. Предпочтение отдавалось неграм, поскольку мощное телосложение и крепкое здоровье позволяли им сравнительно легко перенести полную кастрацию и дожить до преклонных лет, в то время как белые юноши, преимущественно черкесы, отличались гораздо более хрупким здоровьем. По этой причине их подвергали лишь частичной кастрации, и потому они могли совратить своих подопечных. Кроме того, для этой категории евнухов был характерен высокий процент заболеваемости и смертности. Однако как черные, так и белые юноши нередко добровольно предлагали свои кандидатуры султанским вербовщикам, прельщенные заманчивой перспективой, которая, открывалась перед ними на этой службе.

Единственным чиновником во всей Османской империи, который располагал правом неограниченного доступа к монарху в любое время суток, был начальник черных евнухов султанского гарема. Он мог иметь в своей собственности до трехсот лошадей и любое количество молодых невольниц. Нет необходимости упоминать, что его опасались больше, чем любого другого придворного сановника, и это, естественно, отражалось на размере взяток, которые он получал.

К XVII в. многие путешественники, в своем большинстве венецианцы, как и посол, на которого мы уже ссылались выше, заводили дружбу с этими чрезвычайно падкими на деньги стражами добродетели. Это давало им возможность своими глазами увидеть некоторые детали быта гарема и позднее описать их в своих путевых заметках или мемуарах, как мы уже имели случай убедиться, хотя проверить их свидетельства на предмет соответствия действительности представилось возможным лишь спустя много лет, а то и веков. Это касается не только султанского гарема, но и различных женских заведений, которые тогда были непременной принадлежностью образа жизни состоятельных турок. Всеми делами в них заправляли женщины и черные евнухи. В результате сложилась традиция, когда ни один турецкий муж даже не мечтал о том, чтобы войти в свой гарем, если там находились посторонние, разумеется, принадлежавшие к женскому полу. В числе таких гостей часто оказывались жены европейских послов, чьи резиденции находились в квартале турецкой столицы, известном под названием Пера, или других европейцев, проживавших в Стамбуле. Именно черные евнухи и белые жены христианских дипломатов и оставались для Европы двумя главными источниками сведений о турецких гаремах, пока те не начали исчезать на рубеже XIX-XX вв.

В 1868 г. старший евнух султанского дворца в Константинополе основал на берегу Красного моря специальное учреждение, в котором приглашен итальянский врач в течение 20 лет кастрировал мальчиков. По его данным, летальность у него после этих операций не превышала 10%, что он считал большим достижением.

С лечебной целью с древних времен считали целесообразным кастрацию при проказе. Ссылаясь на афоризм Гиппократа «евнухи не болеют подагрой и не бывают лысыми», советовали кастрацию при тяжелой подагре, считали, что она помогает при эпилепсии, делали ее также для облегчения техники операции при больших устаревших паховых грыжах. В Китае кастраты приобрели такую власть, что по сути стали правящей кастой. Долгое вреимя правители назначали высших чиновников из кастратов, т.к. не опасались захвата власти существами, неспособными дать потомство и основать династию. Об этом хорошо

Мужская кастрация является серьезно процедурой, которая подразумевает частичное или полное удаление яичек. После оскопления в организме происходит множество изменений, которые отрицательно сказываются на состоянии здоровья. Поэтому в большинстве случаев кастрация проводится только на основании серьезных медицинских показаний. Удаление яичек может быть жизненно необходимо.

Причины удаления яичек

Частичное или полное удаление мужских репродуктивных органов может быть назначено в любом возрасте. Причиной проведения орхиэктомии являются следующие предрасполагающие факторы:

  1. Наличие злокачественных процессов, которые локализуются в предстательной железе или яичках.
  2. Некроз тканей, который спровоцирован скручиванием семенного канатика. Патологический процесс развивается по причине того, что нарушается кровообращение, и орган постепенно отмирает.
  3. Повышенная выработка тестостерона, содержание которого невозможно понизить другими способами. Орхиэктомия становится последним вариантом лечения.
  4. Нарушение процесса опущения яичка. Патология развивается в раннем возрасте. Если не предпринять мер, у пациента будут наблюдаться сильные нарушения гормонального фона. Существует угроза развития онкологического заболевания.
  5. Травмирование органа. Кастрация проводится, когда нет возможности сохранить яички.

Кастрировать мужчину могут и по его желанию. Такую операцию проводят, когда пациент хочет сменить пол.

В кастрации мужа нет необходимости, если человек не желает иметь детей. В качестве радикального метода контрацепции рекомендуется стерилизация.

Химическая кастрация — это безоперационная процедура, которая заключается в приеме специальных препаратов. Они угнетают половую функцию. Преимущество данной методики в том, что мужчина остается физически и психологически здоровым. Но такой способ используется редко в качестве лечения. В большинстве случаев химическая кастрация проводится с целью наказания мужчин, которые совершили сексуальное преступление или считаются социально опасными. Но могут быть и другие факторы назначения такого метода оскопления. Некоторые представители сильного пола добровольно соглашаются на процедуру. Химическая кастрация дает им возможность воздерживаться от половой близости, когда секс невозможен, к примеру, во время длительных командировок вдали от дома (жены).

Другой вариант, когда химическая кастрация будет уместной, — необходимость снизить выработку тестостерона, не прибегая к радикальным мерам. Как правило, такая процедура проводится во время лечения другой патологии, что вызывает гормональный дисбаланс.

Пациенту вводят в организм модифицированную формулу тестостерона. Под действием препарата подавляется сексуальная функция. Организм мужчины становится неспособным продуцировать сперму.

В отличие от хирургического метода, химическая кастрация имеет временный характер. Если прекратить прием лекарственных препаратов, организм восстанавливает нормальную выработку тестостерона. Сексуальная дисфункция постепенно проходит.

Хирургическое удаление яичек

Оскопление по медицинским показаниям может быть проведено под местным или общим наркозом. Хирургическая кастрация считается несложной процедурой. Если в ее процессе не возникает осложнений, то для удаления органов требуется около 30 минут.

Во время выполнения операции пациенту делают разрез в области мошонки. Через него врач достает яичко и семенной канатик, который пережимается и усекается. В мошонку вводят культю канатика и накладывают швы.

Кастрация мужа может быть проведена с сохранением белковой оболочки яичек. Это дает возможность получить более приемлемый косметический результат.

Если удаление прошло без осложнений, пациента оставляют в больнице на несколько часов или выписывают на следующий день. Вернуться к повседневной жизни мужчина может на следующий день, но с ограничением физических нагрузок.

Последствия операции для мужчин

После кастрации мужчине следует четко придерживаться всех врачебных рекомендаций. Его гормональный фон будет полностью перестраиваться. Это отразится не только на эмоциональном состоянии, но и на работе других органов и систем.

Если медицинская процедура была проведена у взрослого мужчины и ему удалили только 1 яичко, то значимых изменений не происходит. При полном иссечении анатомических органов последствия могут быть следующими:

  • перепады настроения;
  • депрессия;
  • прибавление в весе;
  • приливы, гипергидроз и прочие симптомы, характерные для женского климакса;
  • увеличение груди;
  • эндокринные нарушения;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • сахарный диабет;
  • остеопороз и пр.

Если мужчину кастрируют полностью, то первые симптомы последствий такой операции начинают проявляться приблизительно через месяц. Своего пика они достигают через 8-12 недель. Посткастрационный синдром может включать в себя:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • обмороки;
  • боль в суставах;
  • учащенное сердцебиение;
  • постоянную слабость;
  • повышение артериального давления и пр.

У некоторых пациентов наблюдаются серьезные психологические расстройства. Мужики, которые лишились своей половой силы, часто хотят свести счеты с жизнью. При таких обстоятельствах нельзя обойтись без помощи психолога.

Кастрированные мужчины, у которых уже прошла стадия полового созревания, не всегда становятся импотентами. Постепенное снижение выработки тестостерона можно компенсировать приемом гормональных препаратов. Секс у людей без 2 яичек будет неполноценным. Половое влечение у половозрелых людей, которые прежде испытывали оргазмы, снижается, но полностью не исчезает. Следует быть готовым к тому, что секс не завершается эякуляцией.

Последствия кастрации для мальчиков

Если оперативное вмешательство по удалению 2 яичек проводится в раннем возрасте, когда еще не завершилось половое созревание, последствия для пациента будут другими. Гормональный фон скопцов изменяется, что приводит к таким последствиям, как формирование выраженных надбровных дуг и челюсти. Костный скелет тоже развивается иначе. Трубчатые кости удлиняются, что приводит к тому, что конечности становятся непропорциональными размерам тела. По мере взросления таз мальчика становится широким, напоминает женский. Кости черепа значительно не увеличиваются, а нос становится запавшим у основания. Кастрация человека еще в юном возрасте влияет на формирование личности. Мужчины без яичек обладают флегматичным темпераментом. Это одна из причин, по которой рабов делали евнухами еще в детстве.

Кастрация мужа в раннем возрасте приводит к тому, что перестает развиваться гортань, а адамово яблоко сглаживается. Это делает их кадык похожим на женский. Волосяной покров головы густой, но в области половых органов, в подмышечной впадине и в области паха практически отсутствует.

Секс для мужчин, которым было проведено оскопление еще до полового созревания, недоступен, т.к. эрекция отсутствует.

Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи Талалай Станислав

Религиозная кастрация

Религиозная кастрация

В прошлом производилась кастрация людей в религиозных целях.

Так как половые органы считались самым ценным сокровищем мужчины, то они соответственно и рассматривались как вполне достойное жертвоприношение богам. Особо требовательной в этом отношении была Кибела в Древней Греции и сирийская богиня Астарта из Гиераполиса.

Посвященные этим богиням службы в храмах проводили только кастрированные священнослужители. Священнослужители - евнухи постоянно демонстрировали свое усердие по отношению к богине Астарте, особенно во время религиозных праздников, когда к храму стекались многочисленные толпы людей.

Если такое великолепное торжество происходило прямо на улице, то евнухи-священники полосовали себя ножами. Вид крови и страданий священнослужителей производил настолько сильный эффект на верующих, что некоторые даже принимали решение подвергнуться немедленной кастрации.

Вот что писал знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер:

«Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Вновь испеченному кастрату выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

В Древнем Египте горы только что отрезанных половых органов можно было увидеть под алтарями, где кастрировали себя сотни молодых людей во время церемонии посвящения в мужчины. Еще в 1896 году Д.Р.Фарнел сообщал о случаях религиозной кастрации среди племен Ба Убвенде и Ба-Сунди в Заире.

Евнухи играли очень важную роль в некоторых регионах мира в прошлом. В Китае они занимали достаточно высокое социальное положение.

В Персии некоторые евнухи становились шахами, и одна из причин такого возвышения заключалась в том, что у них не было детей, поэтому после их смерти не было споров из-за престолонаследия. В императорском Китае бытовал обычай хранить отрезанные половые органы в специальном ларце до конца жизни, и этот божий дар хоронили вместе с его владельцем. Евнухи часто демонстрировали его при найме на работу.

Хотя Коран запрещает кастрацию, евнухи тем не менее играли важную роль во многих исламских домах. Они были идеально приспособлены для гаремов, куда мужчины - слуги не допускались.

Интересно отметить, что существовал особый тип евнухов, так называемых «элгази». У них удаляли яички, сохраняя при этом сам член, который не терял способности к эрекции. Эти мужчины пользовались большой популярностью у женщин в гаремах, так как они слыли за страстных любовников. Некоторые них становились, по существу, хозяевами гарема.

Вот что сказал один из них:

«Для всего, что создано Богом, у человека есть свое применение. Он, которому принадлежит слава Небесная, создал человеку руки чтобы ими хватать, ноги, чтобы ходить, глаза, чтобь видеть, уши, чтобы слышать, пенис, чтобы размножаться, и так далее. Все это верно в отношении всех частей человеческого тела, за исключением двух шаров.

Им не найти никакого применения, поэтому в один прекрасный день раб взял нож и отрезал их у меня, и с тех пор я наслаждался тысячей женщин, и ни у одной из них не было от меня ребенка».

Среди готтентотов Южной Африки считалось, что мужчина должен отрезать у себя одно яичко, чтобы не допустить появления на свет близнецов, ибо двойня, по всеобщему поверью, приносила несчастье.

Удаление одного яичка было обычным делом среди жителей Каролинских островов (Микронезия), где полукастрировали, повинуясь распространенному ритуалу, шестнадцатилетних юношей. Но могли отхватить и второе, чтобы продемонстрировать тем самым свою искреннюю преданность своему вождю, особенно во время войны.

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) была основана в I960 г. бразильским адвокатом Плинио Коррера ди Оливейра. Он не скрывал, что кодекс своей секты во многом позаимствовал у

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Глава 6 Религиозная жизнь Справедливо будет сказать, что источники по верованиям ранних германцев восходят еще к бронзовому веку, поскольку предыстория германской религии хорошо отражена в петроглифах Скандинавии. Представленные там мифологические и религиозные сцены

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Религиозная скульптура Если принять одно из утверждений Тацита буквально, то мы вообще не могли бы ожидать найти религиозную скульптуру в Северной Европе. Согласно римским историкам, германцы считали, что изготовление антропоморфных изображений или статуй божества

Из книги Сельджуки [Кочевники – завоеватели Малой Азии] автора Райс Тамара Тэлбот

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Глава 4 РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ МЫСЛЬ И ЛИТЕРАТУРА Не жил тот, кто не посвятил свою жизнь познанию. Высказывание пророка Мухаммада Уже на сравнительно раннем этапе их истории арабские мыслители попали под влияние работ великих мыслителей Индии и Древней Греции. Именно

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Религиозная основа художественных ремесел Подобное увлечение религиозными мотивами характерно и для малых форм искусства – художественных ремесел. Особенно это касается резьбы по слоновой кости, работ по металлу и с эмалью. Произведения из резной кости замечательны и

Из книги О методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистко-бухаринской агентуры автора Заковский Леонид

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ «Земную жизнь пройдя до половины…» Жоржетт Леблан в оценке Колетт. Кэтрин Мэнсфилд плохо понимала Гурджиева. Следует обладать хорошим здоровьем. Гурджиев и умножение препятствий. Страх больше никогда не обрести себя. Нас надо вспахать, как поле.

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Б. Кандидов. Религиозная агентура германского фашизма Статья из газеты «Комсомольская правда» от 28 июня 1937 года.Германские фашисты широко используют религиозные организации для укрепления своих позиций в «третьей империи» и за ее пределами, в частности для

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Кастрация на религиозной почве Религиозный фанатизм способствовал кастрации. Служители культа из племени галла (орома) в Абиссинии, а также сирийской богини Кибелы отождествляли себя со своими божествами, лишаясь признаков мужского пола. В Европе в III веке секта,

В отличие от других народов кастрация мужчин на Руси почти не практиковалась. Однако были случаи, когда ее все-таки производили.

Кастрация как телесное наказание

Вместе с распространением христианства на Русь пришли и многие византийские обычаи, в частности, практика членовредительных телесных наказаний. Осужденным наносили увечья, лишая их какой-нибудь части тела, которая, как правило, имела отношение к совершенному преступлению. Так, вору могли отрубить руку, за разбой или кражу из церкви грабитель мог лишиться заодно и ноги, фальшивомонетчикам отрезали пальцы.

Осужденных по политическим мотивам часто ослепляли, вырезали им ноздри, отрезали уши и язык. Что же касается кастрации, то она применялась редко. За измены или прелюбодеяние на Руси официально было принято наказывать в основном только женщин: например, им обрезали волосы, живьем закапывали в землю. А к мужским любовным похождениям общество относилось куда мягче. Мужчину могли кастрировать в случае, если он, к примеру, покушался на честь женщины или девушки из высокопоставленной семьи.

Кастрация как самосуд

Если в Западной Европе кастрация была официально узаконена как наказание за изнасилование или прелюбодеяние (вспомним, например, казнь братьев д`Онэ, любовников принцесс Маргариты и Бланки Бургундских, описанную Морисом Дрюоном в романе «Железный король»), то в России она чаще происходила стихийно. Так, отец и братья обесчещенной девушки могли без всякого суда оскопить виновника, даже при условии, что у молодых все произошло по согласию. Или оскорбленный муж мог проделать то же самое с любовником своей жены.

Кастрация как лишение чести

Иногда кастрация осуществлялась из мести, ей подвергали холопов, пленных или избавлялись таким образом от лишних претендентов на власть, имущество и проч. Ведь такой человек становился не просто увечным, а неполноценным и с гражданской точки зрения. Кроме того, поскольку считалось, что у кастратов исчезает склонность к агрессии, могли кастрировать высокопоставленных лиц - князей, бояр, чиновников. Но это являлось чистой воды самоуправством, и такие эпизоды были единичны.

Кастрация для психически больных людей

Порой кастрация применялась к психически неполноценным людям, в том числе и подросткам, поскольку они не могли контролировать свое половое поведение. Осуществлялось это обычно по желанию ближайших родственников или опекунов. Такая практика была распространена в основном в крестьянской среде.

Кастрация как избавление от греха

В XVIII веке появилась религиозная секта скопцов, приверженцы которой считали, что спасти свою душу можно только путем борьбы с плотью, а единственный путь к этому - оскопление, лишение «грешных» органов. Поскольку рождаемости в общинах скопцов по понятным причинам не было, существовала практика вовлечения в секту новых последователей путем, например, оскопления малолетних родственников членов общины. Иногда скопцы выкупали крепостных крестьян взамен на их согласие оскопиться. Некоторых просто соблазняли деньгами.

Поначалу скопцам удаляли только яички и часть мошонки, дробя их молотом и затем отжигая каленым железом для дезинфекции. Назывался этот обряд «огненным крещением». Впоследствии вместо молота стали использовать различные режущие орудие. Рану потом мазали различными мазями или посыпали порошками. На ее месте где-то через месяц образовывался рубец, чаще всего в форме подковы. Называли его «малой печатью»

Однако после такой операции многие скопцы продолжали иметь способность к половому соитию, и тогда им стали удалять сам детородный орган вместе с яичками, что называлось «царской печатью».

Существовала также «третья печать» - удаление сосков. Была и «четвертая печать» - вырезание на боку у скопца треугольника. Предполагается, что этот знак делался в том месте, где был пронзен копьем Иисус . Оскоплению (убелению) подвергали и женщин. Им удаляли половые губы, иногда отрезали клитор и груди. Однако после этого они не теряли способность к деторождению.

Некоторые покинувшие общину скопчихи потом даже выходили замуж и рожали детей. Надо сказать, что варварская практика кастрации в России так и не получила широкого распространения, что выгодно отличает нас от большинства европейских и азиатских государств, в которых применение подобной процедуры было закреплено законодательно или на уровне традиций.

Заглядывая в средневековые иллюминированные рукописи, которых теперь (слава интернету) везде достаточно, изумляешься, с какой любовью художники относились к теме кастрации. Они возвращались к этой теме из раза в раз, ничуть не стесняясь.

Не постесняемся и мы: изучим тему с традиционной рубрикой "омерзительное искусствоведение".
(За обедом не читать! Детям не показывать! Много крови! Мало гениталий!)


УРАН

Начнем с классики.
По древнегреческим мифам, когда сыну Крону надоело, что миром правит его папа Уран, крошка-сын к отцу пришел, держа в руках серп.

Roman de la Rose. France, 15th century (end). Bodleian Library, MS. Douce 195, fol. 76v

Утратив гениталии, Уран потерял право на верховную власть.

Roman de la rose, Paris, 1er quart du XVe s.. BNF, Manuscrits, français 1570, f. 45

У успешного хирурга Крона на этой почве развилась паранойя, и он решил, что его собственный сын сделает с ним то же самое. Поэтому он стал своих новорожденных глотать. Но зря, все кончилось плохо, за ним пришел сын Зевс со рвотным (см. выпуск " ").

На этой миниатюре в левой части изображена сцена кастрации Урана, а в правой -- Крон, глотающий своих детей.
Человек в шляпе с репликой "Как поживаете? Я наверно не вовремя, лучше завтра зайду" -- не знаю кто.

Le livre des échecs amoureux moralisés, c.1401, Evrart de Conty; Français 143, f.28r, Bibliothèque nationale de France

Правда, безграмотные средневековые люди не просто звали Крона -- Сатурном, а его сына Зевса -- Юпитером. Они еще все перепутали нафиг. В "Романе о розе" и других средневековых переделках античных мифов дедушка Уран вообще потерялся.
В них соединяется сцена кастрации дедушки Урана и поедание папой Кроном своих сыновей, которые превращаются в одного персонажа - Крона-Сатурна. А кастрацией и подачей рвотного занимается внук Зевс-Юпитер.

Не знаю откуда. Ок. 1501 года

Boccace, De casibus, Paris, Bibliothèque nationale de France, Manuscrits, ms. français 226, folio 9 v°

От гениталий Урана, упавших в море, родилась из пены морской Афродита.
На этой миниатюре она изображена, со звездой вместо эпиляции зоны бикини.

Тоже не знаю откуда. 15 век

ОРИГЕН

А вот случай практически исторически достоверный. Ну, по сравнению с Ураном.
Жил-был в III веке н.э. такой великий христианский писатель, теолог Ориген. Очень рекомендую, книжки хорошие (поваляться-почитать на пляже -- самое то, главное, чтобы перевод нормальный попался).

Говорят, что он начитался Иисуса Христа, особенно фразы «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12) и решил облегчить себе жизнь, избавившись от искушения, и повторить процедуру. Впрочем, по другой версии это были слухи, распускаемые его врагами.

На этой миниатюре он изображен на фоне богини Кибелы в колеснице, запряженной львами. Там какая-то ассоциативная связь, насколько я поняла, ибо жрецы Кибелы тоже были скопцами.

"О граде божьем" Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11 341v

Здесь Ориген занимается самооскоплением перед монашкой. Видимо, с целью демонстрации полного христианского аскетизма.

British Library MS. Egerton 881 f. 132r

Еще надо различать, конечно, кастрацию и оскопление -- удаление яичек и удаление гениталий целиком.
Но мне лень копаться в теме. Я же совсем не кровожадная!

Bodleian Library, Douce 195

БОБРЫ

Внезапно бобры.
Почему бобры? Дело в том, что в средневековье существовала легенда, что бобры, подобно Оригену, любили баловаться самооскоплением.

Salisbury Bestiary, British Library, Harley MS 4751, Folio 9r

Эта легенда восходит еще к Эзопу. Дело в том, что за бобрами охотились в частности, из-за его яичек, из которых изготавливали множество "очень полезных" лекарственных снадобий. И бобры были такими умными животными, что просекли эту фишку, и когда за ними начиналась охота, они сами отгрызали себе гениталии и бросали их охотникам, чтобы те получили желанное и прекратили преследование.

MS. LUDWIG XV 4 (Getty museum) - Bird Book of Hugo Fouilloy

Но это ж христианство, поэтому на забавной байке дело не закончилось.
Отцы Церкви, например Августин и Иероним, стали сравнивать кастрированного бобра с евнухами-людьми и использовали это поведение бобров как метафору для выбора духовного целомудрия. Бобр также стал символом верующих, которые добровольно отказались от мирского.

UPD: Абердинский бестиарий, 12 век

Что тут по-латыни написано? Что это за неведомая зверушка с перепончатыми лапами? Тоже бобер?
Написано CASTOR. Реально бобер.

The Tudor pattern book MS. Ashmole 1504

На этой миниатюре другое животное, копытное, но занимается тем же самым благородным действом, а отнюдь не самоудовлетворением.

UPD: копытное похоже тоже бобер, ибо надпись гласит castorcum alio noie asustilbar

Tractatus de Herbis, 1440-е

ДЕТИ

Нечастый сюжет. Навуходоносор приказывает охолостить еврейских мальчиков.

Речь идет о красивых еврейских юношах-рабах, которых взяли служить во дворец царя -- будущий пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил (будущие "три отрока в пещи огненной"). В Библии нигде не сказано, что при призвании на службу ребят сделали евнухами, однако очень многие толкователи были в этом уверены . Потому что иначе-то как?

The Hague, KB, 71 A 23

ВИЛЬГЕЛЬМ III СИЦИЛИЙСКИЙ

Парню реально не повезло. Родственники были идиоты .
Генрих Гогенштауфен, ставший императором под именем Генриха VI, предъявил права на его королевство.
Победил. Посадил свергнутого короля-мальчика под замок. Потом Генрих VI объявил об открытии заговора с целью его убийства, в котором, по его уверениям, участвовало большинство сицилийских вельмож. Кучу народа арестовали, пытали, убивали.
Что случилось с экс-королем -- не ясно. По одним сведениям, его ослепили и кастрировали, по другим — через несколько лет разрешили поступить в монастырь, где он и умер в безвестности.
Прожил в первом случае всего 13 лет.

De casibus (Bibliothèque de Genève, Ms. fr. 190/1)

Средневековые миниатюристы, как вы видели, не верили в добрую байку про чудесное спасение Вильгельма, и рисовали все в подробностях, как будто своими глазами видели.

De casibus. Bibliothèque Nationale MS Fr. 226

ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ

Для сравнения -- целомудренное искусство православных стран.
В Византии с евнухами было богато -- наследие древнеримской традиции. Потом это был гуманный способ пресечь свергнутую династию -- не эвтаназия, а как с похотливыми котиками.

На этой миниатюре победитель император Лев V Армянин приказывает кастрировать юного "царевича" Никиту — сына свергнутого императора Михаила I: «И так стал царём Лев, он хотел уничтожить весь род царя Михаила Рангавея и отрезал у его сына Никиты детородные уды, постриг его в иноческий образ и нарек Игнатием». Пошло впрок -- Игнатий сделал карьеру, стал патриархом, а потом вообще святым.

Лицевой летописный свод. Голицынский том, XVI век

АТТИС

В этой рукописи "О граде Божьем", откуда уже показывала Оригена, вообще какое-то огромное количество сцен кастрации. Это подозрительно. Какие-то тревожные вещи в голове у автора происходили, уж моему-то экспертному мнению по этому вопросу можно поверить.

Вот две миниатюры оттуда про Аттиса.
Аттис -- это был такой почитаемый в античности экзотический бог (малоазиатский), примерный аналог Адониса. Прекрасный юноша, возлюбленный богини Кибелы, убитый кабаном.
По другой версии, впал в безумие, отсек себе половые органы. В честь этого события жрецы Кибелы занимались самокастрацией.

На кровати тут лежат Кибела и зачем-то Минерва.

"О граде Божьем" Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11

А вот совсем другая версия мифа про Аттиса, зверская. Причем из той же рукописи.
Жила-была / жил-был такое божество по имени Агдистис.

Однажды семя спящего Зевса вытекло на Землю, оплодотворило ее и родилось страшное двуполое существо Агдистис. Его разрушительная мощь не устраивала богов. По общему решению Дионис заполнил источник крепким вином и чудовище, испив из него, забылось глубоким сном. Тогда Дионис привязал прочной веревкой его детородный орган к его же собственной ноге и, когда Агистис проснулся, то резким движением сам себя оскопил. Из его крови, упавшей на землю, выросло миндальное дерево и один из его плодов сорвала Нана, дочь речного бога Сангария. Нана приложила плод миндаля к груди, забеременела и родила мальчика Аттиса, которого вскоре бросила, а вырастила его коза.

Со временем Аттис превратился в юношу неземной красоты и его "родитель" Агдистис, ставший теперь только женщиной, влюбляется в юношу. Однако царь Мидас предназначил Аттиса в мужья своей дочери.

На свадьбу неожиданно явилась Агдистис и наслала на всех безумие. Пораженный этим безумием Аттис сам себя оскопил ножом и умер. Агдистис раскаялась в своей ревности и стала упрашивать Зевса вернуть жизнь ее возлюбленному, но это оказывается невозможным. Тогда Агдистис захоронила тело Аттиса в Пессинунте и учредила в честь него ежегодное празднество. Сама Агдистис превратилась в Великую матерь богов Кибелу.

Вот здесь как раз свадьба и Агдистис.

"О граде божьем" Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11

На этой миниатюре жрецы Кибелы занимаются подражанием Аттису в вопросах здравоохранения.

На первом плане Сатурн пожирает своих детей, но на сей раз в штанах. Спасибо, автор! Была бы избыточность еще и его в этом кадре кастрировать.

Картинка из той же рукописи, подписи, увы, я не нашла. Возможно, опять жрецы Кибелы. В небесах -- символы планет и созвездий, если не путаю.

Ну а у этой миниатюры сюжет утерян в интернетах. Привожу ее как пример более раннего искусства художников, более схематичного.