Основы эмпирической психологии базирующейся на самонаблюдении разработал. Тест по общей%2Cсоц.%2Cпед

I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

б) Б.М. Кедрова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) X. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в) в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

в) с анимизмом;

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) X. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж.Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика -это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

в) бихевиоризм;

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология -это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

в) в 1936 г.;

35. В. Франкл известен как основоположник:

а) Я. Морено;

Методология психологии

1. Методология:

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

г) системности.

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

г) Аристотель.

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

в) Т. Гоббс;

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

б) развития; \

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

в) рационализмом;

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

б) биологического;

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

в) структурно-функциональным;

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии -использование кате­гории:

а) деятельности;

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) детерминизма;

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

а) детерминизма;

22. Методологической основой бихевиоризма является:

б) позитивизм;

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

б) развития;

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

г) рационализм.

26. Философской основой гуманистической психологии является:

б) экзистенциализм;

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

б) лонгитюдным;

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

в) интроспекция;

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, -это:

в) тестирование;

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним -это:

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

г) интроспекции.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) X. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

в) в 1879 г.;

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

в) с 1885 г.;

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

в) В.М. Бехтерев;

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

б) эксперимента;

42. Эффект плацебо был открыт:

в) медиками;

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

НАУЧЕНИЕ

1. Научение не является:

г) врожденным рефлексом.

2. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:

а) зоопсихологии;

3. Теорию научения разработал:

б) Э. Торндайк;

4. Термин «социальное научение» возник:

в) в бихевиоризме;

5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:

а) А. Бандура;

а) теории социального научения;

7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были вы­делены:

а) Ж. Пиаже;

8. Адаптация может не осуществляться на уровне:

г) аффективном.

9. Самый простой вид научения -это:

а) привыкание;

10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встреча­ющийся у других живых существ, - это:

б) викарное научение;

11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в па­мяти называется:

б) заиечатлением;

12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобрете­ния индивидуального опыта биологической системой, является:

в) научение;

13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:

г) таксис.

14. Часто термин «инстинкт» не является синонимом понятия:

г) внешне обусловленное.

15. Для инстинктов не характерна:

г) опосредованность.

16. Инстинктивное поведение достигает максимума:

б) у насекомых;

17. Рефлексы:

г) простейшие сенсомоторные акты.

18. Термин «условный рефлекс» предложен:

б) И.П. Павловым;

19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:

в) динамическим стереотипом;

20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последую­щее его формирование, мы говорим:

в) о переносе;

21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:

в) имитацией;

22. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведе­ния, известные под названием:

а) таксисов;

23. Присущее некоторым видам животных неизгладимое запечатление пер­вой встреченной после рождения информации называется:

б) импринтингом;

24. Сенсорное научение является разновидностью научения:

а) ассоциативно-рефлекторного;

25.Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жиз­недеятельности, и их усвоение -это:

г) научение знаниям.

26. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:

в) род-вид;

27. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция за­крепляется благодаря освобождению организма от потребности, нару­шившей его равновесие, основывается на принципе:

в) гомеостаза;

28. Решение проблемы путем озарения противопоставила методу проб и ошибок психология:

б) гештальтпсихология;

29. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как ве­роятностного процесса метод:

б) проб и ошибок;

30. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называе­мому методу проб и ошибок, известно как:

в) оперантное научение;

31. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объек­тами, свойствами, действиями, психическми состояниями и т. п., состав­ляет сущность теорий научения:

а) ассоциативных;

32. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляют содержание теорий научения:

в) знаковых;

33. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:

в) Б. Скиннер;

34. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих меж­ду конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими со­стояниями, трактуется в теориях научения:

а) ассоциативных;

35. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:

б) когнитивного;

36. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматри­вается в рамках:

в) гештальтпсихологии;

38. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автома­тизированным, называется:

в) навыком;

39. Умения и навыки не обусловливают способности человека:

г) к аффективному поведению.

40. Исследование навыков началось с таких из них, как:

а) двигательные;

41. Отрицательное, взаиморазрушающее действие несовместимых друг с другом навыков называется:

г) интерференцией.

42. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:

а) перенос;

43. Тенденция быстрого совершенствования навыка при первых повторени­ях и более медленного при последних называется законом:

г) изменения скорости развития навыка.

46. Усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже сфор­мированных называется:

б) интерференцией;

52. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

б) И. Лингарт;

54. Учение как адаптационный процесс с точки зрения наследственности, среды, приспособления, регуляции исследуется:

в) в биологии;

55. Учение как фактор социализации и условие связи индивидуального и об­щественного сознания рассматривается:

б) в социологии;

56. Система специальных действий, необходимых для прохождения основ­ных этапов процесса усвоения, называется:

в) преподаванием;

57. В отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов трактовали уче­ние как:

в) специфический вид учебной деятельности;

58. П.Я. Гальперин обосновывает учение как:

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование )

1. Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

2. Развитие человека как вида называется:

г) антропогенезом.

3. Термин «онтогенез» был введен:

в) У. Джемсом;

4. Психическая закономерность - это связи и отношения (как правило, ве­роятностные), в рамках которых развивается и функционирует психика людей. Такие связи и отношения являются:

г) устойчивыми;

5. Научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогене­зе принято называть законом:

а) биогенетическим;

6. Биогенетический закон обосновал:

б) Э. Геккель;

7. С точки зрения материализма из биогенетического закона вытекает:

а) признание предопределенности хода психического развития ре­бенка;

8. Концепцию стадийного развития личности не принимал:

г) Б. Скиннер.

9. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

в) Л.С. Выготским;

10. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоя­тельно и под руководством взрослого, называется:

б) зоной ближайшего развития;"

11. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

в) ведущей

12. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:

б) интимно-личностная;

13. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

г) учебная.

14. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

в) А.Н.Леонтьевым;

15. При изучении в плане формирования общественно ценных психических новообразований к проблеме ведущей деятельности обычно подчеркива­ется подход:

г) педагогический.

16. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

а) сенситивным;

17. Возрастной кризис относится к процессам:

б) нормативным;

19. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

в) Д.Б. Эльконин;

21. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутренне­му (идеальному) плану называется:

а) интериоризацией;

22. Процесс превращения результатов внутренних (психических) действий в их материальный продукт называется:

б) экстериоризацией;

23. Процесс накопления опыта личностью путем переноса внешних элемен­тов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:

в) интериоризацией;

24. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) составляет суть:

г) комплексный.

28. Ценным в педологии является стремление изучать развитие ребенка в ус­ловиях:

а) комплексного подхода;

29. Рассмотрение ребенка как целостного существа в различных его прояв­лениях по отношению к окружающему миру -основное требование та­кого подхода к изучению развития личности, как:

в) системный;

30. Психическая активность человека имеет несколько измерений, размер­ностей, аспектов, уровней, инстанций и т. п. согласно такому подходу исследования личности, как:

г) интегральный.

32. Адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка рассматривает:

в) Ж. Пиаже;

33. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход кразвитию личности, как:

а) когнитивный;

34. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

в) от 7 до 11 лет;

35. По Ж. Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, кото­рые раньше они выполняли только руками, характерно для стадии:

в) конкретных операций;

36. 3. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокра­щенно повторяет ход развития всего человечества, опираясь на закон:

в) биогенетический;

38. Согласно психосексуальной концепции развития 3. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:

б) фаллическая;

39. По 3. Фрейду, то, что либидо не концентрируется на какой-то определен­ной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в со­стоянии бездействия, покоя, характерно для такой стадии психосексу­ального развития, как:

в) латентная;

41. Э. Эриксон считал, что конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствую­щих данному полу, характерен для возраста:

в) 12-18 лет;

43. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:

в) от 40-45 до 60 лет;

44. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:

б) ранней взрослости;

45. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона четвертый кризис развития:

б) переживается в младшем школьном возрасте;

46. Л.Кольберг называет уровень нравственного развития, на основании ко­торого люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработан­ным другими, уровнем:

б) конвенциональным;

47. По Л. Кольбергу, конвенциональный уровень нравственного развития характерен для возраста:

б) от 10 до 13 лет;

48. По Л. Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится:

б) на конвенциональном уровне развития;

49. По Л. Кольбергу, большинство взрослых людей не достигают:

в) постконвенционального уровня развития;

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование )

1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

в) сознанием;

2. Психологической характеристикой сознания не является:

г) реактивность.

3. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:

в) идеальное;

4. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания явля­ется:

в) У. Джемс;

5. При исследовании сознания в контексте структуралистского подхода ис­пользовался метод:

а) интроспекции;

6. Порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной де­ятельности субъекта в теории:

б) А.Н. Леонтьева;

7. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать:

в) Г. В. Фартинг;

8. Для нормального состояния сознания характерно(а):

г) легкое переключение внимания.

9. Психическое состояние как характеристика индивидуального акта созна­ния не детерминировано:

г) непланируемой ситуацией.

10. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психической активности:

б) средним;

11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

г) объективностью.

12. По отношению к функционированию (состоянию) человека, его психи­ке сознание не является особым(ой):

г) автоматизмом.

18. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:

б) Г. Лейбницем;

19. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

а) 3. Фрейда;

20. В концепции психоанализа 3. Фрейда во взаимоотношениях сознатель­ного и бессознательного на первом плане стоят параметры:

в) энергетические;

21. А. Адлером бессознательное трактуется как:

а) мотивационные ожидания;

24. Самосознание можно определить как:

г) образ себя.

25. Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат:

г) У. Джемсу.

26. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

27. Я-концепция сформулирована:

б) в 1950-е гг.;

28. Возникновение самосознания не связано:

г) с увеличением непроизвольности.

29. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

б) Л.С. Выготский;

30. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

в) И.М. Сеченова;

31. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

б) является этапом в развитии сознания;

32. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

33. Психологическим механизмом самосознания выступает:

б) рефлексия;

34. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и ме­ста в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

35. Образы сознания, не предстающие перед субъектом в его внутреннем плане, выполняют функцию:

г) самообразования.

36. Способность принять позицию исследователя, чтобы понять самого себя, свои поступки, мысли и чувства, составляет сущность рефлексии:

а) интеллектуальной;

37. Рефлексия в области мышления получила название:

а) интеллектуальной;

II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Структура познавательной деятельности

1.Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

а) познавательные;

2.Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является пред-ставление о существовании:

г)информационных фильтров.

3.Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

в) в 60-е гг. XX в.;

в) образа;

5. Целостность образа не детерминирована:

г) кибернетически.

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

а) способом;

12 Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведениюв проблемных ситуациях, -это:

б) интеллект;

13.Сквозным психическим процессом считается:

б) внимание;

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

г) внимание.

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

г) внимания.

16.Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

б) восприятие;

17.Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

б) память;

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

а) Ч. Спирмен;

19.В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни;

а) биопсихической;.

20.Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

г) с перцепцией.

33.Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:

в) интервальном;

34.Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):

г) скорость протекания нервных процессов.

35.Идея количественного определения интеллектуального развития детей с

помощью тестов принадлежит:

г) А. Бине.

36.Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

в) В. Штерн;

37.Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:

в) гештальтпсихологии;

Ощущение.

1.Одним из основоположников психофизики является:

в) Г. Фехнер;

2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:

б) в XVII в.;

3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:

в) И. Мюллер;

б) теории местоположения;

7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:

б) объективистский;

16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

б) физиологическим;

18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

б) дифференциальной чувствительностью;

19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

г) латентным периодом реакции.

20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,-это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватнс

воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

г) верхним абсолютным.

22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, - это:

б) дифференциальный порог;

23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:

б) порогом различения;

24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:

б) при гипостезии;

25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, - это:

г) перестазия.

26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:

а) Э. Вебер;

31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

а) депривация;

32. В условиях сенсорной депривации;

г) активизируется процесс воображения.

33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, - это:

г) монотонность.

34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

в) адаптация;

35. Дезадаптация может проявиться как:

г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

36. Сенсибилизация не может быть вызвана:

г) привыканием.

37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:

а) концепцией специфической энергии органов чувств;

38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:

г) равномерность.

39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

б) сенсибилизация;

40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:

г) модальность.

41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:

б) уменьшение;

42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:

б) контраста

43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

б) модальность раздражителя;

45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

а) экстерорецептивными;

46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

б) интерорецепторами;

47. К экстерорецептивным относятся ощущения:

а) зрительные;

48. Термин «интерорецепторы» предложен:

б) Ч. Шеррингтоном;

49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, -это:

а) синестезия;

50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:

а) модальностиым;

51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:

б) интенсивность ощущений;

52. К основным свойствам ощущений не относится:

Восприятие

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

I. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении вос

приятия характерно для исследований:

в) А. В. Запорожца;

3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:

г) Дж. Гибсон.

5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;

6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:

б) вторичны;

7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

в) перцепции;

8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия,-это:

б) перцептивная система;

9. Произвольное внимание:

а) опосредовано социально выработанными способами поведения;

10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:

в) форма существования материи;

11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:

г) вид деятельности.

12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

г) целенаправленность характера деятельности субъекта.

13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, - это:

г) осязание.

14. Субсенсорное восприятие -это одно из проявлений:

а) бессознательного;

15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:

в) стереоскопического;

16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

в) иллюзией;

17. Иллюзии восприятия не обусловлены:

г) темпераментом воспринимающего.

18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

а) Шарпантье;

19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два чело

веческих профиля, иллюстрирует закон:

б) фигуры и фона;

20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на

органы чувств, называются:

б) галлюцинациями;

21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

в) не проецируются вовне;

22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

в) апперцепцией;

23. Термин «апперцепция» предложил:

в) Г. Лейбниц;

24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

б) константность;

25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

б) осмысленностью;

26. Константность восприятия -это свойство:

б) приобретенное;

27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

28. Концентрация внимания предопределяется:

а) функционированием доминанты;

29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразова-ние сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа,- это:

г) перцептивные действия.

30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

г) однообразности.

31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:

г) от задатков.

32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

в) наблюдательность;

33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:

в) прегнантности;

34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:

а) транспозиции;

35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он.

ТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ»

Психология занимает центральное место согласно классификации наук :

а) В.И. Вернадского; б) Б.М. Кедрова ; в) М.В. Ломоносова; г) Ф. Бэкона.

Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт ; б) Дж. Милль; в) Г. Фехнер; г) Э. Вебер.

Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.; б) в 80-х гг. XIX в.; в) в 90-х гг. XIX в.; г) в начале XX в.

Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой.

Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в)Х. Вольф ; г) Аристотель.

Психология как наука о сознании возникла: а) в XV в.; б) в XVI в.; в) вXVII в.; г) в XVIII в.

Психология как наука о поведении возникла : а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.; г)в XX в. (бихевиоризм)

Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад; б) более двух тысяч лет тому назад ; в) в XVI в.; г) в XVII в.

Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом; б) с биопсихизмом; в) с анимизмом ; г) с панпсихизмом.

Термин «эмпирическая психология» был введен: а) в XVI в.; б) в XVII в.; в)в XVIII в.; г) в XIX в.

Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая; б) психосоциальная; в) психопраксическая; г) психогностическая.

Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи; б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга; г) образ бесплотной сущности .

Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму ; б) структурализму; в) бихевиоризму; г) психоанализу.

По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется: а)экзопсихикой ; б) эндопсихикой; в) интропсихикой; г) экстраверсией.

Психическим явлением является: а) нервный импульс; б) рецептор; в)интерес; г) сердцебиение.

Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение ; б) восприятие; в) память; г) воображение.

Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн, б) А.Р. Лурия; в) П.Я. Гальперин; г) А.Н. Леонтьев.

Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением; б) восприятием; в) мышлением; г) воображением.

К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

а) мотива; б) личности; в) темперамента; г) способностей.

Особенности онтогенетического развития психики изучает психология :

а) медицинская; б) социальная; в) возрастная; г) общая.

Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогией; б) педологией; в) дидактикой; г) психопедагогикой.

Основоположником российской педологии является: а)А.П. Нечаев ; б) В.М. Бехтерев; в) К.Д. Ушинский; г) Н.Н. Ланге.

Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.; б) в начале XX в.; в) в середине XIX в.; г) на рубеже XIX–XX вв.

Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл; б) Дж. Дьюи; в) Дж. Уотсон; г) У. Джемс.

Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г.; б) в 1932 г.; в) в 1936 г.; г) в 1939 г.

В. Франкл известен как основоположник :

а) индивидуальной психотерапии ; б) рациональной психотерапии; в)логотерапии ; г) социальной терапии.

Основные направления в психологии, на которых базировалась экспериментальная социально-психологическая наука:

а) бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ ;

б) бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм;

в) интеракционизм, трансактный анализ, социальная драматургия;

г) теории когнитивного соответствия, необихевиоризм, неофрейдизм;

д) теории групповых процессов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности.

Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:

а) взаимодействия людей в толпе;

б) отношений массы и элиты;

в) влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание;

г) верны только ответы А и В;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

«Отцом» эмпирической психологии является:

а) Г.Лейбниц; б) Б. Спиноза; в) Х.Вольф; г) Дж. Докк.

Большая социальная группа - это:

а) исторически сложившаяся группа;б) группа, имеющая регуляторы социального поведения; в) стихийная группа;

г) социальная группа, объединяющая большое количество людей, не связанных обязательными личностными контактами.

а) теории черт (Бэрд, Стогвилл);б) ситуационной теории лидерства (Хартли);в) ролевой теории лидерства (Гордон, Шериф);

г) школе групповой динамики (К.Левин); д) синтетической теории лидерства.

Среди видов групповой сплоченности исключите лишнее:

а) эмоционально-личностная; б) национально-этническая ; в) целевая; г) ценностная.

Межличностные конфликты представляют собой:

а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;

б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками.

Идентификация:

а) является одним из способов понимания другого человека;

б) выражается в уподоблении себя другому человеку;

в) является одним из механизмов усвоения опыта;

г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

К психологическим характеристикам группы относятся:

а) групповые интересы; б) групповые потребности; в) групповые нормы;

г) групповые ценности; д) групповые цели; е) все ответы верны.

В социальной психологии под рефлексией понимается:

а) познание субъектом самого себя;

б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;

в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;

г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;

д) принятие позиции другого человека.

Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

а) переживания «свой – чужой»; б) наличие «Мы-чувства»; в) отсутствие доверия к другим группам;

г) аутгрупповой негативизм; д) рефлексия границы группы; е) совпадение индивидуальных и групповых ценностей.

Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется:

а) аттитюд; б) аттракция; в) гиперболизация; г) стереотипизация; д) социальная категоризация; е) идентификация.

а) индетерминизма; б) развития; в) детерминизма; г) системности.

С материалистической точки зрения психические явления рассматривал:

а) Р. Декарт; б) Б. Спиноза; в) Т. Гоббс ; г) Платон.

Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

а) детерминизма; б) развития; в) перехода количественных изменений в качественные; г) объективности.

Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

а) персонализмом; б) экзистенциализмом; в) рационализмом; г) иррационализмом.

Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) деятельности; б) бессознательного; в) подкрепления; г) интроспекции.

При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как: а)процессуальный ; б) генетический; в) философский; г) эволюционный.

Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

а) управления; б) развития; в) детерминизма ; г) системности.

Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн; б) А.Н. Леонтьев; в) Г.А. Ковалев; г) Л.С. Выготский.

Методологической основой бихевиоризма является:

а) пантеизм; б) позитивизм; в) неотомизм; г) редукционизм .

Методология бихевиоризма тесно связана :

а) с иррационализмом; б) с механистическим пониманием поведения ; в) с футуризмом; г) с эволюционизмом.

Философской основой гуманистической психологии является:

а) позитивизм; б) экзистенциализм ; в) прагматизм; г) рационализм.

Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

а) к организационным методам ; б) к эмпирическим методам;

в) к способам обработки данных; г) к интерпретационным методам.

Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является: а) экспериментом; б) контент-анализом; в)наблюдением; г) методом анализа продуктов деятельности.

Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

а) пилотажным; б) лонгитюдным; в) сравнительным; г) комплексным.

Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия; б) интроекция; в) интроспекция; г) интроскопия.

Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

а) для гуманистической психологии; б) для гештальтпсихологии ; в) для психоанализа; г) для психологии сознания.

Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г)самонаблюдение.

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

а) контент-анализом; б) анализом продуктов деятельности; в) беседой; г) экспериментом.

Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

а) близнецовый; б) приемных детей; в) семейный; г) интроспекции.

Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

а) контент-анализом; б) методом сравнения; в) методом социальных единиц; г) социометрией.

Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом; б) Г. Эббингаузом; в) В. Вундтом ; г) Х. Вольфом.

Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

а) в 1850 г.; б) в 1868 г.; в) в 1879 г.; г) в 1885 г.

а) Р. Готтсданкер; б) А.Ф. Лазурский; в) Д. Кэмпбелл; г) В. Вундт.

Основоположником русской педагогической психологии является:

а) К. Д. Ушинский; б) А. П. Нечаев; в) П. Ф. Каптерев; г) А. Ф. Лаэурский

Не является разделом педагогической психологии

а) психология обучения в) психология учебной деятельности

б) психология младшего школьника г) психология педагогической деятельности

Педагогическая психология изучает:

а) процесс воспитания и развития

в) процесс обучения

б) процесс развития

г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания

Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности B) Научности C) Систематичности и последовательности D) Доступности E) Наглядности

Уровень притязаний характеризуется :

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) уровнем трудности будущих действий

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Возрастной психологии; B) Педагогики; C) Педагогической психологии ; D) Дидактики

Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция; B) Знание; C) Привычка; D) Умение; E) Навык

Наказание – это:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость; B) лидерство; C) адаптивность ; D) пластичность

Способности, определяющие высокие результаты в любой деятельности, называются:

A) вербальные; B) общие ; C) специальные; D) невербальные; E) коммуникативные

Переход внешних предметных действий во внутренний план сознания – это:

A) интериоризация; B) экстериоризация; C) валидность; D) активизация

Один из концептуальных принципов современного обучения - «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

а) Л. С. Выготский; б) Л. С. Рубинштейн; в) Б. Г. Ананьев;г) Дж. Брунер

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте; б) младшем подростковом возрасте; в) старшем подростковом возрасте;

г) юношеском возрасте

В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»

а) основными навыками; б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями;

в) получать знания ; г) контролировать знания

Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:

а) учением; б) научением; в) учебной деятельностью; г) обучением

Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность; б)осознанность; в) прочность; г) освоенность

Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости; б) меру освоения; в) меру самостоятельности; г) меру обобщенности

Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют): ,

а) В. В. Давыдов, В, В. Рубцов ; б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов; в) Н. Ф. Талызина; г) Т. В. Габай

Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

а) игра; б) труд; в) общение; г) учение

Одним из компонентов учебной деятельность является

а) выполнение домашних заданий; б) контрольная работа; в) учебная ситуация; г) учебное действие

Отметка в отличие от оценки выражается в:

а) замечании; б) похвале; в) одобрении; г) баллах

Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действий

а) игровых; б) познавательных; в) корректирующих; г) контролирующих

Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами ; б) широкими социальными мотивами;

в) учебно-познавательными мотивами;г) узкими социальными мотивами.

Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта; б) законом Йеркса - Додсона ;

в) законом упражнений;г) законом плато в формировании навыка.

Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов;

б) наличие специальных знаний, умений и навыков;

в) желание быть школьником;

г) самостоятельность в умственной деятельности.

Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:

а) субъект; б) индивид деятельности; в) личность ; г) индивидуальность.

Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений;

б) мораль поддержания отношений;

в) мораль индивидуальных принципов совести;

г) ориентация на наказание и покорность.

а) Дж. Брунер; б) П. Блум ; в) В. Оконь; г)Дж. Дьюи.

Подход, объясняющий особенности личности структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми, называется:

а) биогенетический; б) социогенетический; в) психогенетический; г) двухфакторный.

Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

а) традиционное обучение; б) проблемное обучение ; в) программированное обучение; г) догматическое обучение. .

Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:

а) внушением; б) подражанием; в) заражением; г) убеждением.

Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

а) коррекции; б) упражнений; в) оценки и самооценки; г) убеждения.

На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

а) Л.П. Божович в) Я.А. Коменский

б) С.Л. Рубинштейн г) А.С. Макаренко

В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким

б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной

Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть... педагогической функции:

а) конструктивной ; б) организаторской; в) коммуникативной;г) гностической.

Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает... уровнем продуктивности деятельности учителя:

а) репродуктивным; б) адаптивным; в) локально-моделирующим;г) системно-моделирующим

Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. п. составляют суть:

а) дидактических способностей

б) перцептивных способностей

в) коммуникативных способностей

г) организаторских способностей

В структуру педагогической деятельности не входит:

а) цели; б) личность учащегося ; в) мотивация; г) способы деятельности.

Предметом педагогической деятельности является:

а) методы и средства обучения и воспитания

в) сам учащийся

г) организация учебно–воспитательной деятельности обучающихся

Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:

а) эффекта ореола; б) эффекта последовательности; в) эффекта инерционности ;г) эффекта стереотипизации

Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:

а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком;

б) любить ребенка за то, что он умный и красивый;

в) любить его за то, что он есть;

г) систематически выражать недовольство действиями ребенка.

Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется а)конформность; б) интериоризация; в) подражание; г) самоопределение личности в группе.

В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как: а) эмоции; б) интеллект ; в) воля; г) характер.

16. Выделение сознания в качестве критерия психики. Концепция человека в системе Декарта. Психологические взгляды В. Спинозы .

Декарт

Развивал механическое представление о работе организма, считая его механически работающей системой. Таким образом, если ранее живое тело рассматривалось как управляемое душой, то теперь оно было освобождено от ее влияния. Для психологии важны работы Декарта: «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках». Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм -признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами: тело обладает, по мнению Декарта, свойством протяженности, а душа -мышлением. В результате у философа развивается два разных учения –о теле и о душе. Душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована: к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Значит, душа оказалась тождественной сознанию.

Проблема соотношения души и тела: душа и тело - 2 субстанции, значит, они не должны влиять друг на друга, однако их взаимовлияние не подвергается сомнению, тех изменение телесного состояния влияет на мышление, например, а дух воздействует на тело, управляя при осуществлении нужного движения. Поэтому Декарт нарушает строгость дуалистической схемы. Физиологически он решает данную проблему, найдя точку обитания души (непротяженную) в теле - «шишковидную железу» (современный эпифиз), которую душа колеблет, воздействуя на животные духи в нервах. С психологической стороны Декарт вводит понятие «страсть» -продукт и духовной, и телесной деятельности; возникают в той же железе от взаимодействия желаний духа и движений тела, зачастую страсти - решающий момент поведения. Душа у Декарта связывается с мышлением, а мышление - это усмотрение идеи и установление связи между идеями. Идеи могут возникать из разных источников: 1)привходить из чувственного опыта (недостоверны, им нужно руководство разума, они нужная часть познания, но могут быть и помехой); 2)врожденные идеи - дают материал для интуиции (абсолютно ясного, отчетливого осознания); невыводимы из эмпирической практики (например, понятия бога, бытия, числа и пр.). Отчетливо проступает в его взглядах и новое понимание души как сознания, отождествляемого в основном с мышлением. Как методолог Декарт также повлиял на психологию, пытаясь определить правильные методы рассуждений: 1)при познании делить целое на максимально большее количество частей, которые и познавать; 2)идти от простого к сложному.

ВЗГЛЯДЫ Б.СПИНОЗЫ

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 -1677) был монистом (утверждал наличие единой субстанции, которой в его системе была природа, вездесущая и вечная). Природу человек познает через ее атрибуты (свойства), из бесконечного количества которых нам доступны мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Таким образом, раз мышление-свойство природы, значит; природа у Спинозы одухотворена. Эта идея всеобщей одухотворенности называется гилозоизмом.

Человек - сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. В свою очередь душа понимается как ум, как модус мышления, состоящий из модусов-идей. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него. Однако душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (здесь Спиноза согласен с Аристотелем), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа как бы служит телу, стремится к образом того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного.

Закон связи идей по Спинозе: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» - с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других».

17. Эпифеноменализм в учении т. Гоббса о сознании. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания.

Выступал против учения Декарта о двух субстанциях. Считает слова «субстанция» и «тело» синонимами, а выражение «бестелесная субстанция» тафтологией. Под телесным бытием понимает существование, определяемое полностью в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. Также и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, это проявления движения тела. Человек - это тело среди множества других природных тел. Движения человека - реальность; сознание - параллельно возникающие проявления этих движений; ощущения - проявление движений в наших органах чувств, возникающее под влиянием внешних предметов. Внешнее тело (объект) является причиной ощущений, он давит на сс>ответствующий каждому ощущению орган непосредственно (при вкусе или осязании) или опосредованно (при зрении, слухе, обонянии). Внутрь это давление продолжается при помощи нервов мозга и сердца, вызывает сопротивление или обратное давление. Удовольствие-это проявление движения в сердце. Каким образом телесные движения порождают сознание, Гоббс объяснить не может и даже восклицает: «...самое удивительное обстоятельство -то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания». Таким образом, психика - тень реальных материальных процессов, это эпифеномен. Вывод является результатом механического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма. Мышление - это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум имеет в качестве движения только ощущение, представление и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, - пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма. При слиянии следов ощущения и представления, сходных по сути, возникают общие представления, обозначаемые словами. Соединение и разъединение слов представляет собой суждение. Гоббс уделяет большое внимание языку и речи как специфической особенности человека.

ВЗГЛЯДЫ ДЖ ЛОККА.

ДжонЛокк(1632 -1704): отец эмпирической психологии, английский философ, педагог, врач по образованию, политический деятель. Основное философское сочинение -«Опыт о человеческом разуме», которое оказало сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

Цель Локка - исследовать происхождение достоверности и объема человеческого познания. Начинает с критики теории врожденных идей, направляя ее против эластического учения и против Декарта. Душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской. Источником знания служит опыт - индивидуальная история жизни индивида. Внутренний опыт дает знания о внешнем мире и о нас самих. При этом Локк видит и взаимосвязь этих двух источников, т.к. ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущения, следовательно, ощущение изначально и источник всякого знания. Локк защищает и материалистически разрабатывает тезис: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» (его высказывали еще Гоббс и Гассенди). Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии – науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Идеи у Локка делятся на простые и сложные:

1)простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме (это элементы знания, составляющие материал для всего знания и получаемые душой по казанным двум источникам);

2)сложные идеи распадаются на различные простые. С Д.Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

1. Психология как самостоятельная наука возникла:
В середине 19 века. +
В начале 20 века.
В античных временах.
2. Предмет психологии:
Наука о душе.
Наука о сознании.
Наука о поведении. +
3. В рамках какой традиции философских исследований развивались
психологические идеи:
Материалистической.+
Идеалистической.
4. Кто впервые определил сознание как критерий психики:
Гоклениус. +
Декарт.
Спиноза.
5. Термин «психология» был введен:
В античные времена.
В 16 веке. +
В 19 веке.
6. Кто впервые ввел термин «психология»:
Бэкон.
Спиноза.
Гоклениус. +
7. Эмпирическая психология в философских учениях представлена учениками:
Ф. Бэконом, Г. Гоббсоном, Дж. Локком. +
Беркли, Юмом.
Вундтом.
8. Представители эмпирической психологии за основу брали:
Опыт внутренний.
Опыт внешний. +
Ассоциацию.
9. В психологию понятие бессознательного ввел:
Гартли.
Гоббс.
Лейбниц. +
10. Против отождествления психики с сознанием выступил:
Ф. Бэкон.
Лейбниц. +
Юм.
11. Кем было введено понятие «аперцепция»:
Юмом.
Лейбницем. +
Локком.
12. К представителям ассоциативной психологии относятся:
Гольбах, Вольтер, Монтескье.
Гартли, Юм, Беркли. +
Фихте, Шеллиа, Фейербах.
13. Идея априорности пространства и времени как форм восприятия принадлежит:
Гегелю.
Канту. +
Фихте.
14. Представление о психологии как учении о субъективном духе относятся к
идеям:
Гегеля. +
Фейрбаха.
Канта.
15. Людвиг Фейрбах — представитель:
Материалистической философии. +
Идеалистической философии.
16. Основателем психологии как самостоятельной науки считается:
Вундт. +
Фейрбах.
Гегель.
17. К какому веку относится период открытого кризиса:
18 веку.
19 веку.
20 веку. +
18. К причинам открытого кризиса относятся:
Приоритет перед разумом инстинкта и интуиции. +
Фундаментальные открытия в физике, химии и др. науках.
Появление новой философии — позитивизм.
19. Социальную природу человеческого сознания ддоказывали представители
школ:
Бихевиоризма.
Гештальтпсихологии.
Французской социологической школы. +
20. Бихевиоризм — это направление психологии, берущее за основу исследования:
Поведение. +
Бессознательное.
Возникающий в процессе мышления образ.
21. Приоритетным направлением в развитии психологии в конце 19-го, в начале
20-го века в России считалось:
Описательная (идеалистическая) психология.
Эмпирическая (интроспективная) психология.
Экспериментальная психология. +
22. К представителям эмпирической психологии в России конца 19-го, в начале
20-го века относятся:
Трубецкой, Бердяев, Лосский.
Грот, Челпанов, Нечаев. +
23. Психотехника в России развивалась как наука:
О научной организации труда. +
О восприятии.
О рефлексах.
24. Педология — это наука:
О воспитании. +
Об образовании.
О научной организации труда.
25. Основой изучения психоанализа является:
Сновидения.
Бессознательное. +
Архетипы.
26. Психоанализ в России:
Не получил никакого распространения.
Получил широкое распространение. +
Получил только критическую оценку.
27. Кто является основоположником психоанализа:
Фромм.
Фрейд. +
Юнг.
28. Кто является основоположником культурно-исторической психологии России:
Леонтьев.
Выготский. +
Лурия.
29. Деятельностный подход в психологии разрабатывался в рамках:
Материалистического направления развития науки. +
Идеалистического направления развития науки.
30. Что лежит в основе деятельностного подхода в психологии:
Предметная деятельность.
Действие.
Мыслительная деятельность. +
31. К представителям современной психологии масс относятся:
Г. Тард, Г. Лебон.
Маслоу, Роджерс.
Московичи, Райх. +
32. Гуманистическая психология это:
Клиентоцентрированная терапия. +
Психология «гештальт — образов».
Психология бессознательного.
33. Трансперсональная психология — это психология:
Трансперсональных переживаний.
Голографического метода интнрпритации психологических явлений. +
Перинатального периода развития психики человека.

Эмпирическая психология

(от греч. empeiria - опыт) - термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души (см. ). Задачей Э. п. считалось за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка , однако само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний (см. ).Это стало предпосылкой последующего расщепления Э. п. на два направления - материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в. Э. п. («опытная школа» в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения . Программа «опытной школы» подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения , и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. empirical psychology ) - термин, введенный нем. философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной» душой ). Задачей Э. п. считалось за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, Ф . Бэкон , У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач Х . Л . Вивес , книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж . Локка , который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж . Беркли , Д . Юм ), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения . Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "эмпирическая психология" в других словарях:

    Эмпирическая психология - психология, основанная на опыте и противопоставляемая рациональной психологии, основанной на умозрении. Получила развитие в русле английского эмпиризма в Великобритании 18 19 вв. (Д. Гартли, Джеймс Милль, Джон Ст. Милль, А. Бэн, Г.… …

    Психология - наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе, в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Психология - (от Психо... и...Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия

    Детская психология - отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия

    Большая пятёрка (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Большая пятёрка (значения). Большая пятёрка – диспозициональная (от англ. disposition предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком … Википедия

    Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II) - Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей … Психологическая энциклопедия

    Валидность (психология) - Валидность (англ. validity) мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.… … Википедия

Книги

  • Психология экономического благополучия , Хащенко Валерий Александрович. В монографии представлен теоретический анализ субъективного экономического благополучия как центральной проблемы нового научного направления - психологии экономического благополучия.…