Основные принципы деятельности полиции зарубежных стран. Организация и деятельность полиции зарубежных стран Становление и развитие полиции зарубежных стран

Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Под редакцией кандидата юридических наук Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». <...> Квалификация (степень) «бакалавр» -------- Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения Закон и право  Москва  2015 Н.В. Румянцева учебника учебника УДК 351.741(075.8) ББК 67.401.133.1я73 О-64 Авторы: Н.В. Румянцев, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Хазов, И.А. Горшенева, М.В. Саудаханов, А.Л. Миронов, С.А. Егоров, В.Н. Галузо Рецензенты: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 3-го класса В.С. Афанасьев доктор юридических наук, профессор М.Х. Гельдибаев Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных О-64 государств: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев и др.]; под ред. <...> ISBN 978-5-238-02467-7 Агентство CIP РГБ Рассмотрены особенности организации и деятельности полиции зарубежных государств (американских - Соединенные Штаты Америки, Республика Мексика, Федеративная Республика Бразилия, Республика Аргентина; европейских - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика , Федеративная Республика Германия, Королевство Испания, Итальянская Республика ; всех иных, помимо Российской Федерации, участников СНГ - Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Кыргызская Республика , Азербайджанская Республика ; а также Грузии). <...> 4 В разделе II «Полиция в американских , европейских <...>

Стр.3

Стр.245

Стр.246

Стр.247

Стр.248

Организация_и_деятельность_полиции_(милиции)_зарубежных_государств._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Юриспруденция_для_бакалавров)..pdf

УДК 351.741(075.8) ББК 67.401.133.1ÿ73 Î-64 Авторы: Í.Â. Ðóìÿíöåâ, Í.Ä. Эриашвили, Å.Í. Õàçîâ, È.À. Горшенева, Ì.Â. Саудаханов, À.Ë. Ìèðîíîâ, Ñ.À. Åãîðîâ, Â.Í. Галузо Рецензенты: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 3-го класса В.С. Афанасьев доктор юридических наук, профессор М.Х. Гельдибаев Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных О-64 государств: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев и др.]; под ðåä. Í.Â. Румянцева. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî, - 247 ñ. - (Ñåðèÿ «Юриспруденция для áàêàëàâðîâ»). 2015. ISBN 978-5-238-02467-7 Агентство CIP РГБ Рассмотрены особенности организации и деятельности полиции зарубежных государств (американских - Соединенные Штаты Америки, Республика Мексика, Федеративная Республика Бразилия, Республика Аргентина; европейских - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика, Федеративная Республика Германия, Королевство Испания, Итальянская Республика; всех иных, помимо Российской Федерации, участников СНГ - Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Кыргызская Республика, Азербайджанская Республика; а также Грузии). Для студентов (курсантов, слушателей) вузов, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов, студентов юридических факультетов, обучающихся на английском языке, иностранных студентов, обучающихся на русском языке, а также всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных органов ряда зарубежных государств в сравнительноправовом аспекте. ББК 67.401.133.1ÿ73 ISBN 978-5-238-02467-7 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013

Стр.3

Оглавление От авторов Принятые сокращения Раздел I. Общие положения Глава 1. Сущность полиции (милиции), ее исторические, методологические и правовые начала 1.1. Полиция (милиция): понятие и значение 1.2. «Полиция (милиция) зарубежных государств» как учебная дисциплина Вопросы для самоконтроля Глава 2. Правовая основа организации полиции (милиции) в зарубежных государствах 2.1. Понятие и виды правовых актов об организации полиции (милиции) 2.2. Пределы действия правовых актов о полиции (милиции), особенности их толкования и применения Вопросы для самоконтроля Раздел II. Полиция в американских, европейских и азиатских государствах Глава 3. Полиция Соединенных Штатов Америки 3.1. Организация полиции США 3.2. Деятельность полиции США Вопросы для самоконтроля Глава 4. Полиция Мексиканских Соединенных Штатов 4.1. Введение 4.2. Организация полиции 37 39 39 46 47 48 48 51 3 5 7 9 10 22 23 24 25 32 36

Стр.245

Оглавление 4.3. Функции полиции по предупреждению и пресечению преступной деятельности 4.4. Выводы Вопросы для самоконтроля Глава 5. Полиция Федеративной Республики Бразилии 5.1. Организация полиции ФРБ 5.2. Деятельность полиции ФРБ Вопросы для самоконтроля Глава 6. Полиция Республики Аргентина 6.1. Введение 6.2. Организация полиции 6.2.1. Организация полицейской деятельности и ее эффективность. Типы полиции 6.2.2. Портфель кадрового состава полиции 6.3. Функции полиции по предупреждению и пресечению преступной деятельности 6.3.1. Разграничение мер предупреждения и пресечения 6.3.2. Уголовное преследование 6.3.3. Следственные действия 6.4. Выводы Вопросы для самоконтроля Глава 7. Полиция Соединенного Королевства 7.1. Организация полиции СК 7.2. Деятельность полиции СК Вопросы для самоконтроля Глава 8. Полиция Французской Республики 8.1. Организация полиции ФР 8.2. Деятельность полиции ФР Вопросы для самоконтроля Глава 9. Полиция Федеративной Республики Германия 9.1. Организация полиции ФРГ 9.2. Деятельность полиции ФРГ Вопросы для самоконтроля 245 55 58 60 62 62 63 63 65 65 67 67 72 76 76 77 79 82 84 85 85 91 92 93 93 112 113 114 114 116 117

Стр.246

246 Глава 10. Полиция Королевства Испания 10.1. Организация полиции КИ 10.2. Деятельность полиции КИ Вопросы для самоконтроля Глава 11. Полиция Итальянской Республики 11.1. Организация полиции ИР 11.2. Деятельность полиции ИР Вопросы для самоконтроля Глава 12. Полиция Китайской Народной Республики 12.1. Организация полиции КНР Вопросы для самоконтроля Раздел III. Полиция (милиция) участников Содружества Независимых Государств и Грузии Глава 13. Милиция Республики Беларусь 13.1. Организация милиции Беларуси 13.2. Деятельность милиции Беларуси Вопросы для самоконтроля Глава 14. Милиция Украины 14.1. Организация милиции Украины 14.2. Деятельность милиции Украины Вопросы для самоконтроля Глава 15. Полиция Республики Казахстан 15.1. Организация полиции Казахстана 15.2. Деятельность полиции Казахстана Вопросы для самоконтроля Глава 16. Милиция Республики Узбекистан 16.1. Организация милиции Узбекистана 16.2. Деятельность милиции Узбекистана Вопросы для самоконтроля Глава 17. Полиция Республики Армения 17.1. Организация полиции Армении 17.2. Деятельность полиции Армении Вопросы для самоконтроля 118 118 119 119 121 121 124 125 126 126 133 135 138 138 140 142 144 144 149 162 164 164 166 174 176 176 178 181 183 183 185 188

Стр.247

Оглавление Глава 18. Полиция Республики Молдова 18.1. Организация полиции Молдовы 18.2. Деятельность полиции Молдовы Вопросы для самоконтроля Глава 19. Милиция Республики Таджикистан 19.1. Организация милиции Таджикистана 19.2. Деятельность милиции Таджикистана Вопросы для самоконтроля Глава 20. Полиция Туркменистана 20.1. Организация полиции Туркменистана 20.2. Деятельность полиции Туркменистана Вопросы для самоконтроля Глава 21. Полиция Кыргызской Республики 21.1. Организация полиции Кыргызстана 21.2. Деятельность полиции Кыргызстана Вопросы для самоконтроля Глава 22. Полиция Азербайджанской Республики 22.1. Организация полиции Азербайджана 22.2. Деятельность полиции Азербайджана Вопросы для самоконтроля Глава 23. Полиция Грузии 23.1. Организация полиции Грузии 23.2. Деятельность полиции Грузии Вопросы для самоконтроля Программа учебного курса «Полиция (милиция) зарубежных государств» Библиографический список 247 189 189 192 195 197 197 199 208 210 210 212 220 222 222 224 227 229 229 230 231 233 234 235 236 237 239

  • 5) Понятие безопасности и ее обеспечение в рф
  • 6) Органы фсб рф: система, основные задачи, принципы деятельности
  • 7)Органы внешней разведки: правовые основы деятельности, задачи
  • 8)Органы государственной охраны
  • 9) Органы правительственной связи и информации: система, правовые основы деятельности, задачи
  • 10)Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел. Система овд
  • 11) Мвд рф
  • 12,13,14) Полиция: права, задачи, принцип деятельности, обязанности
  • 15) Органы внутренних дел на транспорте: структура, задачи
  • 16)Федеральная миграционная служба рф: система и функции
  • 17)Правовые основы деятельности и полномочия территориальных органов фмс России
  • 13.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:
  • 18) Понятие и система органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рф
  • 19) Органы наркоконтроля, правовые основы деятельности, задачи и полномочия
  • 20)Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков: система, задачи, правовая основа деятельности
  • 21)Правоохранительная служба в органах наркоконтроля
  • 22) Понятие таможенного дела и таможенной политики. Цели таможенной деятельности
  • 23)Таможенные органы: система, структура, основные задачи
  • 24)Полномочия таможенных органов: взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль, осуществление правоохранительных функций
  • 25)Основные направления деятельности таможенных органов рф
  • 27)Основные направления деятельности органов юстиции рф
  • 28)Служба судебных приставов: правовые основы деятельности и задачи
  • 30)Уголовно исполнительная система
  • 31)Права и обязанности учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы
  • 32)Нотариат в рф
  • 33)Место адвокатуры в системе правоохранительных органов рф
  • 34)Виды юридической помощи оказываемой адвокатурой
  • 35)Адвокат в рф и его правовой статус
  • 36. Прокуратура зарубежных стран.
  • 37. Прокуратура рф: правовые основы деятельности, структура прокуратуры.
  • 38. Предметы надзора прокуратуры в Российской Федерации.
  • 39. Акты прокурорского реагирования.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.
  • 41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.
  • 42. Частный детектив: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 43. Частный охранник: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 44. Профессиональные объединения адвокатов.
  • 45. Органы предварительного следствия и их задачи.
  • 46. Органы дознания и их задачи.
  • 47. Характеристика судебной власти.
  • 48. Суд как орган судебной власти.
  • 49. Понятия правосудия и его основные свойства.
  • 50. Принципы правосудия.
  • 51. Место и полномочия Конституционного Суда рф в судебной системе рф.
  • 52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.
  • 53. Законодательство о судебной системе.
  • 54. Система судов общей юрисдикции.
  • 55. Верховный суд рф: место в судебной системе рф, структура, состав.
  • 56. Пленум и Президиум Верховного суда рф.
  • 57. Судебные коллегии Верховного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 58. Верховные суды республик, краевые (областные) суды: место в судебной системе, порядок образования, структура, полномочия.
  • 59. Районные суды в Российской Федерации: структура, состав, полномочия.
  • 60. Военные суды рф: структура, состав, полномочия.
  • 61. Система арбитражных судов, их соподчиненность.
  • 62. Высший арбитражный суд рф: структура, состав.
  • 63. Пленум и Президиум Высшего арбитражного суда рф.
  • 64. Судебные коллегии Высшего арбитражного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 65. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
  • 66. Федеральные арбитражные суды округов: структура, состав, компетенция.
  • 67. Арбитражные суды субъектов рф: структура, состав, компетенция.
  • 68. Мировые судьи.
  • 69. Правовой статус судей в рф. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи.
  • 70. Обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 71. Судебная система в зарубежных странах.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.

    Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

    Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

    Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

    полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;

    полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;

    уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;

    административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;

    политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;

    военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

    Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.

    41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.

    Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

    Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана .

    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

    3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

    4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

    5) поиск без вести пропавших граждан;

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

    В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

    1) защита жизни и здоровья граждан;

    2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

    3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать.

    Полиция США. Полиция США включает три обособленные структуры полицейских органов:

    • 1) федеральную полицию;
    • 2) полицию штатов;
    • 3) местную полицию.

    Кроме того, имеется полиция железнодорожная и промышленная (частная).

    Федеральная полиция входит в состав многих федеральных ведомств, действует на всей территории США, руководствуется федеральным законодательством. Основные полицейские силы сосредоточены в Департаменте юстиции. В то же время имеется полиция казначейства в Министерстве финансов, полиция в департаменте почт, в Министерстве обороны и других ведомствах.

    Основными задачами федеральной полиции являются: обеспечение соблюдения федерального законодательства; предупреждение и расследование преступлений; патрульная служба; регулирование уличного и дорожного движения и др.

    В состав Департамента юстиции США входит ряд специализированных полицейских служб: Федеральное бюро расследований; служба иммиграции и натурализации; федеральное эмиграционное бюро и др.

    В соответствии с законодательством США, Федеральное бюро расследований осуществляет следующие виды правоохранительной деятельности (функции):

    • 1) борьбу с уголовной преступностью;
    • 2) защиту конституционного строя, прав и свобод граждан;
    • 3) обеспечение национальной безопасности (противодействие иностранным спецслужбам и защите секретов).

    Директор Федерального бюро расследований назначается президентом США после утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса, сроком на 10 лет. Директор Федерального бюро расследований имеет трех заместителей, каждый из которых осуществляет непосредственное руководство несколькими управлениями, разделенными на группы в соответствии с характером и видом решаемых задач.

    Группа подразделений расследования включает три управления:

    • 1) контрразведки (КР). Управление контрразведки имеет в своем составе четыре отдела. Отделы (КР-1 - КР-3) организуют и координируют в масштабах США мероприятия по «разработке» зарубежных учреждений и их персонала. Отдел КР-4 поддерживает контакты по контрразведывательным вопросам с полицией и другими органами охраны правопорядка других стран;
    • 2) общих уголовных расследований. Управление по общим уголовным делам выявляет и расследует уголовные дела, отнесенные законом в компетенции Федерального бюро расследований. Это, как правило, особо опасные государственные преступления и преступления против личности, отнесенные к компетенции Федерального бюро расследований;
    • 3) специальных уголовных расследований. Специальные уголовные расследования проводятся по предметам ведения Федерального бюро расследований и в объеме компетенции этих органов.

    В структуру Министерства финансов входят: секретная служба по борьбе с наркотиками и контрабандой; служба по борьбе с фальшивомонетничеством; береговая охрана; таможенная полиция; полиция внутренних сборов (налогов).

    В Министерстве обороны имеется военная полиция, действующая как внутри США, так и за рубежом, где расположены американские войска и военные базы.

    Специальная федеральная полиция - охранная полиция столицы, создана в Вашингтоне для охраны города, здания конгресса и резиденции президента США - Белого дома.

    Полиция штата включает в свой состав полицейское управление, службы безопасности штата и других подразделений, подчиненных губернатору.

    Полиция Великобритании подразделяется на общую полицию и специализированную.

    Общая полиция включает в свой состав: столичную полицию; полицию лондонского Сити; полицию городов и графств. Она находится в подчинении Министерства внутренних дел Великобритании.

    Наиболее крупным полицейским формированием является столичная полиция - Скотленд-Ярд.

    К основным функциям столичной полиции относятся: политический сыск, борьба с преступностью, обеспечение правопорядка.

    В составе столичной полиции действуют различные департаменты:

    • 1) административный;
    • 2) уличного движения и транспорта;
    • 3) уголовных расследований;
    • 4) служба безопасности. В состав службы безопасности входит специальное подразделение полиции Большого Лондона - Метрополитена;
    • 5) юридический и др.

    В столичной полиции имеется специальное подразделение - центральный разведывательный отдел, который осуществляет контроль за состоянием политической обстановки на обслуживаемой территории.

    Полиция лондонского Сити - самостоятельное полицейское подразделение, которое обеспечивает правопорядок, регулирует движение транспорта и расследует уголовные дела в этом районе.

    Полиция городов и графств, а также объединенные отряды - это основные полицейские силы, возглавляемые главными констеблями.

    Специализированная полиция включает полицию: Министерства обороны, транспортную, гражданской авиации, портовую и др. Все они подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, в составе которых образованы.

    Помимо государственной полиции в Великобритании имеются и частные полицейские организации, которые работают под контролем государственной полиции Великобритании.

    Полиция Германии. Главная особенность в деятельности полиции Германии состоит в том, что оперативно-розыскные и следственные мероприятия проводит в основном одна структура - Федеральное ведомство уголовной полиции.

    Около 800 полицейских формирований и департаментов действуют, на сегодняшний день, на территории Канады. Их деятельность сходна с деятельностью полиции в Великобритании. Две провинции Соединённых штатов Квебек и Онтарио имеют региональные полицейские департаменты с общими полномочиями по правовому регулированию. Другие же провинции обслуживаются и управляются Королевской Канадской Конной Полицией.

    Большинство европейских государств имеют полицейские силы, основанные на национальных законах и традициях. Например, Французская полиция состоит из двух государственных правоохранительных организаций: Национальной Жандармерии, чьи полномочия распространяются на маленькие города и некоторые районы и Национальной Полиции, полномочия которой распространяются на Париж и прилегающие территории с населением не меньше 10000 человек. Французская полицейская система оказала огромное влияние на системы некоторых соседних государств и стран, входивших в состав Франции в роли колоний.

    После Второй Мировой Войны союзнические войска ввели в действие Англо-Американскую систему децентрализованных полицейских управлений на территории Западной Германии, частично с целью предотвращения возвращения к власти национальных военных формирований. Такого рода эксперимент не был полностью успешен, но как бы то ни было, он стал своего рода компромиссом между национальными военнезированными формированиями и полным правовым нигилизмом и анархией. Германия – это сложное образование, состоящее из автономных провинций с собственными выборными правительствами, законодательством и полицейскими силами. Здесь также существует, наряду с полицией, Государственная Служба Расследований (Bundeskriminalamt), которая знаменита своей обширной компьютерной базой данных и своими передовыми технологиями идентификации.

    На Ближнем востоке, Израиль имеет обособленную полицейскую систему, которая была образована по образцу Британской Палестинской полиции. С момента провозглашения независимости в 1948 году, был предпринят ряд попыток демилитаризовать полицейские силы, но из-за постоянного конфликта с соседними арабскими странами полицейские силы были сосредоточенны на борьбу с международным терроризмом, и в соответствии с местными законами получили расширенную юрисдикцию в решение подобных вопросов. Находящаяся в постоянной боевой готовности Израильская полиция, разработала высоко эффективные методы борьбы с терроризмом и соответствующую материально-техническую базу.

    Международная Организация Уголовной Полиции (Interpol) была организована после Второй Мировой Войны, а её штаб-квартира и по сей день расположена в Париже. Проведение всемирного расследования и поиск преступников по всему миру не является главной задачей Интерпола. Она заключается в осуществление всемирной связи между полицейскими департаментами и передаче информации от полиции одной страны к полиции другой. Большинство наций, за исключением некоторых социалистических стран, являются членами всемирной сети Интерпола.

    Секретная полиция – это специальное полицейское управление, организованное Правительством для борьбы с внутренними и внешними враги существующего государственного строя.

    Секретная полиция как служба известна ещё со времён Древней Греции и Рима, Мусульманских Халифатов и Средневековых монархий, и она продолжает работать и по сей день. Одними из наиболее интересных примеров современной секретной полиции являются службы организованные Джозефом Фучи для Наполеона и шпионская служба Австрии образованная принцем Клемнсом фон Меттернихом в XIX веке. Это были первые современные службы разведки.

    Правоохранительные агентства. Основными правоохранительными агентствами США, имеющими федеральный статус, являются Министерство Юстиции, Федеральное Казначейство и Национальная Почтовая Служба. Юрисдикция федеральных правоохранительных агентств ограничивает юрисдикцию губернаторов в части регулирования торговых отношений между штатами, налогов, а также соблюдения конституционных и федеральных законов. Среди агентств Министерства Юстиции, можно выделить Федеральное Бюро Расследований (ФБР), занимающееся делами об ограблениях банков, похищении людей, а также делами связанными с нарушениями конституционных и федеральных законов. ФБР также осуществляет подготовку операций, идентификацию и лабораторные анализы для местных полицейских управлений. В числе важнейших агентств также состоит Агентство по борьбе с наркотиками, занимающееся контролем и предотвращением незаконного оборота наркотических веществ; некоторые отделы Иммиграционной службы и натурализации, защищающие закон об иммиграции; Национальная служба охраны (Служба Маршалов) ответственная за перемещение и безопасность федеральных преступников и исполняющая роль судебных приставов. Федеральное Казначейство включает в себя: Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию, в полномочия которого входит борьба с нарушениями в области обращения алкоголя, табака и оружия, а также взрывчатых веществ; Секретная Служба, чьей непосредственной обязанностью является охрана Президента, Вице-президента и членов их семей; Таможенная служба, расследующая дела о контрабанде. Почтовая инспекционная служба занимается делами о вскрытие писем и их незаконном использовании.

    Вообще в США существует два вида полицейской службы: служба общей юрисдикции, чьи обязанности сходны с обязанностями местных полицейских управлений и службы с ограниченной юрисдикцией, которые занимаются в основном путрульно-розыскной деятельностью.

    Городское полицейское управление организуется обычно по тому же принципу, что и департаменты федерального правительства. Полиция является частью местной уголовно-юридической системы, которая является средством борьбы общества с преступностью. Система также включает прокурорскую службу, суды, службу надзора и службу контроля.

    В США существуют тысячи частных и промышленных служб безопасности. На этих службах задействовано значительное число сотрудников, выполняющих полицейскую работу, и использование таких сотрудников неукоснительно возрастает. Большие корпорации часто организуют собственные службы охраны для борьбы с воровством, ограблениями, мошенничеством и корпоративным шпионажем внутри компании.

    Персонал . Исполнительный глава полицейского органа – комиссар, суперинтендант или шеф полиции – обычно назначается мэром, главой города или местным законодательным органом. В больших Полицейских департаментах глава выбирается путём всенародного голосования, либо он занимает этот пост в результате служебной карьеры (от патрульного офицера к сержанту, лейтенанту, капитану и к помощнику главы).

    На окружном уровне, глава полицейского управления обычно носит название – шериф. Шерифы почти повсеместно избираются на эту должность и получают право назначать заместителей. Администрация шерифа имеет окружную юрисдикцию и исполняет функции несвойственные муниципальной полиции, как-то содержание окружной тюрьмы, обеспечение безопасности зала суда, издание юридических документов, включая судебные решения и ордера.

    Полномочия полиции. Законодательством США полномочия полиции определены как права, переданные государством или муниципальным правительством для осуществления законодательного регулирования гражданских интересов, защиты безопасности, здоровья, и всего, что касается граждан, а также для проведения превентивной деятельности в отношении уголовных преступлений, массовых выступлений и беспорядков связанных с ними.

    Точный круг полномочий полиции очень труден для определения, поскольку он постоянно пополняется в связи с развитием уровня общественной жизни, технологии, появлением новых государственных органов или реорганизацией таковых. К примеру, он включает в себя поддержание мира и порядка, лицензирование отдельных торговых операций и профессиональной деятельности (частная сыскная практика), регулирование отношений между общественными объединениями и корпорациями, регулирование и обеспечение безопасности изданий так называемых Законов Голубого Неба (Blue Sky Laws) пропагандирующих предотвращение грабительского отношения к природе, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и другие сферы регулирования связанные с правами человека и гражданина.

    Полномочия полиции основываются на общем законодательстве, и лимитируется только специальными пунктами в Американской Конституции и конституциях штатов. До 1936 года Верховный Суд Соединённых Штатов внимательно вёл пересмотр государственного и местного законодательств по вопросу регулирования полномочий полиции, и плоды этой кропотливой работы стали XIV поправкой к Конституции США (9.07.1968.), которая в свою очередь ввела существенные изменения в общее и местное законодательства, за исключением положений которые содержались в Биле о Правах. Эта поправка к Конституции США существенно расширила круг полномочий офицеров полиции и полицейских департаментов, они практически перестали от кого-либо зависеть. Например, офицер полиции получил право использовать оружие на поражение в любом, показавшемся ему опасном, случае.

    Деятельность полиции. Функции полиции включают в себя: предотвращение преступлений, арест преступников и задержание нарушителей, управление дорожным движением, поддержание порядка и законности, а также борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями.

    Профилактика преступлений. Патрульная служба, состоящая из патрульных офицеров (в униформе) и офицера надзора (в штатском), осуществляет основные полицейские функции. В дополнение к пешим и механизированным патрулированиям, офицеры выполняют общественные задачи не связанные с преступной деятельностью. Большая часть патрулирования, в настоящее время, осуществляется при помощи специально оборудованных автомобилей и мотоциклов, а также с современными средствами связи, что позволяет своевременно связаться с полицейским управлением и получать оперативную информацию. В небольших управления патрулирование осуществляется одним полицейским на машине или в пешем порядке, в крупных только на автомобилях в составе двух и более офицеров. Начиная с 1970 года в патрулировании участвуют и женщины, и эта практика применяется всё чаще.

    Современные исследования поставили под сомнение эффективность превентивной патрульной службы в отношении профилактики различного рода преступлений. Поэтому так остро встал вопрос о повышении правовой и правоохранительной культуры у населения. Профилактика преступлений кроме патрулирования предполагает увеличение безопасности частных домов и организаций, а также обучение населения средствам самозащиты. Департаменты крупных городов имеют в своём составе специальные отделы, проводящие подобного рода проверки и работу с населением.

    Уголовное расследование. После предварительного расследования осуществляемого патрульными офицерами, специальные детективы из соответствующих отделов проводят окончательное расследование и при необходимости передают дело в суд. Большинство из действующих детективов переходят на эту должность после нескольких лет патрульной службы. В некоторых крупных департаментах, детективы распределены в специализированные отделы, например отдел по расследованию убийств, ограблений и наркотиков и т.д. Вопреки распространённому мнению о превентивной деятельности детективов, большинство дел раскрыто ими на основе ареста совершённого патрульными полицейскими, или показаний самих полицейских и потерпевших, полученных в ходе предварительного расследования. В полномочия детективов, чаще всего, входят только аналитические мероприятия, сбор улик и организация уголовного дела.

    Федеральное Бюро Расследований (ФБР). ФБР – одно из агентств Департамента Юстиции Соединённых Штатов, а также одно из основных агентств занимающихся расследованием. Оно было образованно в 1908 году и называлось Бюро (позднее Дивизионом) Расследований при Департаменте Юстиции. В дополнение к Вашингтонской штаб-квартире ФБР включает в себя 58 региональных управлений в стратегически важных городах США и в Пуэрто-Рико. Одними из крупных структурных элементов ФБР являются Идентификационный Дивизион, образованный в 1924 году; лаборатория ФБР (1932); тренировочная программа для агентов ФБР; Национальная Академия ФБР в Куантико (1935). Юрисдикция ФБР распространяется более чем на 180 видов преступлений, правонарушений и т.д., включая ограбления банков, вымогательство, рекетирство, похищения людей, мошенничество, антитеррористическую деятельность, а с 1982 года борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. В полномочия ФБР входит делопроизводство по всем видам опасных преступлений, а также некоторые контрольные функции по отношению к контролю над соответствием офицеров полиции всех рангов занимаемой должности. Для поступления на службу в ФБР агенты должны соответствовать нескольким требованиям; гражданство США, возраст от 23 до 40, диплом Университета, свидетельство об окончании специальных подготовительных курсов, стаж работы не менее 3 лет в системе правоохранительных органов (особое положение занимают претенденты с полезными для Бюро профессиями; астрофизики, биологи, криминалисты и т.д.).

    Национальная служба охраны (Служба Маршалов). Служба Маршалов представляет собой правоохранительное агентство, входящее в Департамент Юстиции и ответственное за предоставление государственных обвинителей и защитников, исполнительных служащих федерального суда (судебных приставов или исполнителей) и конвоирование заключённых. Оно образованно в 1789 году и на сегодняшний день представлено одним маршалом и несколькими заместителями в каждом федеральном судебном районе, т.е. на каждый полицейский департамент по одному маршалу с заместителями. Деятельность данного агентства осуществляется в тесном сотрудничестве с местными и федеральными правоохранительными органами. Обязанностями судебных исполнителей является соблюдение правильного исполнения и осуществление вердиктов и постановлений федеральных и районных судов, содержание под стражей и конвоирование заключённых, осуществление охраны свидетелей, судей, присяжных заседателей и защитников и многое другое.

    Таможенная служба Соединённых Штатов. Формально эта служба называется Таможенным бюро, и оно является агентством Министерства Казначейства Соединённых Штатов. Оно было образовано в 1789 году для осуществления контроля над тарифами, акцизами и прочими поступлениями в Федеральное Казначейство, получаемыми от импорта и экспорта товаров и услуг. Данное агентство управляется Специальным таможенным уполномоченным, и состоит оно из семи региональных управлений таможни. Каждый «таможенный» регион подразделяется на 44 таможенных района США, включая Пуэрто-Рико и Вирджинские Острова и 240 таможенных портов и станций. Эта система существенно отличается по количеству субъектов таможенного контролирования, от систем других стран. Таможенное бюро устанавливает и осуществляет сбор пошлин и налогов, регулирует перевозки, контролирует и предотвращает контрабанду и мошенничество, администрирует навигационные законы, а также занимается контролем над ввозом наркотически средств, оружия и т.д.

    Дорожная полиция. Основная работа по дорожной правозащите и расследованию ДТП входит в обязанности патрульных офицеров. В США данная функция не отделена в отдельное управление, как это сделано в некоторых странах с полицейской системой. В мегаполисах (Нью-Йорк, Вашингтон) специальные патрули имеют право разрешать серьёзные происшествия и аварии, а мотопатрули – регулировать движение и налагать штрафы за нарушения правил дорожного движения. На особо оживлённых участках пограничной дороги штатов или регионов, офицеры полиции имеют право регулировать поток автомобилей и управлять передвижением, эти полицейские обладают расширенной юрисдикцией, позволяющей им действовать за пределами их штата. Во многих городах используются общественные внештатные инспектора для контроля над нарушениями правил парковки и другими мелкими нарушениями.

    Подразделения специального назначения. Современные полицейские формирования, нередко включат в свой состав подразделения специального назначения для решения проблем специфического характера. В большинстве американских городов тактические подразделения, специально обучены и экипированы для предотвращения народных волнений и поддержания порядка в экстренных ситуациях. В состояние постоянной готовности находятся сапёрные бригады, используемые для разминирования и обезвреживания взрывных устройств. Например, сапёрная бригада департамента полиции города Нью-Йорка широко известна своей оперативной работой в области расследования и предотвращения террористических акций с использованием взрывных устройств. Другим самым распространённым видом тактических подразделений специального назначения являются военизированные отряды по борьбе с террористическими актами с захватом заложников.

    Не криминальные функции. В большинстве полицейских подразделений, 60-70% времени патрульные офицеры занимаются делами не связанными с уголовной деятельностью. Они проводят мероприятия по поиску пропавших людей, особенно детей, проблемами семьи, охраной правопорядка во время массовых шествий, митингов и собраний, а также делами, связанными с госпитализацией пострадавших.

    Полицейская технология. Запросы о помощи полиции обычно поступают в полицейское управление или департамент по телефону, а затем передаются патрульным офицерам. Долгое время полиция действовала исходя из теории о том, что быстрая реакция на телефонные звонки приводит к увеличения процента арестов и уменьшения риска потерпевших. Теперь же существует тенденция к установления приоритетности вызовов, то есть теперь полиция в первую очередь реагирует на вызовы связанные с насилием, реальной возможностью предотвратить преступление или задержать нарушителя на месте преступления. Современная компьютерно-селекторная система, которой оснашены диспетчеры, позволяет автоматически передавать вызов ближайшей к району вызова патрульной машине. Иногда патруль получает сообщения по компьютерному терминалу, установленном в машине, без голосового сопровождения. Патрульный офицер по средствам данного терминала может, например, послать запрос об интересующей его машине и получить полную информацию о её регистрации и владельце.

    В последнее время используются новейшие технологии в таких областях как идентификация с использованием электронной увеличительной техники и электронным сканированием крови (один из наиболее эффективных способов, потому как только 2 человек из 70000 имеют одинаковые характеристики) и образцов ткани. Некоторые виды лабораторных технологий являются высокоэффективными, но из-за своей дороговизны могут быть использованы только в особо важных случаях.

    Современная ситуация и тенденции. На сегодняшний день в Соединённых Штатах уделяется особое внимание повышению профессионализма администрации полицейских департаментов и служб, повышению эффективности оперативной деятельности патрульных полицейских, особенно в крупнейших мегаполисах. С увеличением процента коррупции в рядах офицеров полиции, значительно усилился контроль над кадрами, поступающими из полицейских академий (нередко этой работой занимается «внутренняя полиция» или ФБР). Проводятся аттестационные проверки, комиссии соответствия и прочие мероприятия связанные с поддержанием на высоком уровне профессионального уровня служащих.

    Полицейские союзы. В настоящее время увеличилось количество полицейских союзов и неформальных объединений, включая группы, работающие в тесном сотрудничестве с профсоюзами. Противники данной ситуации утверждают, что объединённые полицейские силы будут менее нейтральными и беспристрастными при осуществлении контроля над беспорядками и публичными протестами, связанными с гражданскими забастовками. Они объясняют это тем, что полицейские не имеют некоторых прав связанных с отстаиванием своих интересом, это обусловлено спецификой их работы. Некоторые также верят, что сотрудничество этих союзов с другими профсоюзами приведёт к ограничению полномочий при поддержании порядка, поскольку в уставах некоторых профессиональных союзов указана невозможность препятствования членов определённым прямым политическим действиям данной организации. Другие же утверждают, что соединение полицейских сил приводят к увеличению рабочих мест, поднимают моральный дух и т.д. Это происходит в силу того, что полиция состоит из общественных работников, которым закон ограничивает право на публичное волеизъявление и забастовки. Таким образом, полиция вовлекается в добровольные или обязательные политические процессы по своему волеизъявлению во время увеличения числа гражданских забастовок. Данная проблема остро стоит перед законодателями, поскольку увеличивается тенденция к ослаблению контроля над забастовками со стороны офицеров полиции.

    Ограничение методов полиции. Полиция продолжает оказывать своё влияние на усовершенствование методов расследования и оперативно-розыскной деятельности, акцентируя своё внимание на процессе допроса свидетелей, транспортировки подозреваемых и заключённых, увеличения информационной базы данных, ведения наблюдения, развития работы под прикрытием при расследовании дел о продаже наркотиков и усовершенствования технологии хранения вещественных доказательств. Полицейские органы предпринимают попытки упростит формальную часть своей работы и легализовать некоторые методы оперативно-розыскной деятельности. Хотя в свою очередь, Верховный Суд Соединённых Штатов наложил ограничения на методы полиции, например, такие как требования относящиеся к аресту; сразу после задержания, задержанному лицу в обязательном порядке должны быть зачитаны его права, включая право на адвоката и право хранить молчание. Суд также запрещает использование улик, добытых незаконным путём, например, такие как информация из печатных источников.

    Полиция и гражданские выступления. Полиция уделяет огромное внимание и проводит суровую политику по отношению предотвращения и контролирования гражданских выступлений и беспорядков с ними связанных. Например, последствиями гражданских беспорядков 1960 года, явилось признание властями важности превентивной деятельности полиции в отношении попыток свержения существующего государственного строя, а также деятельности полиции по разрядке социальной напряжённости и проведении позитивной идеологической работы.

    Использование специальных полицейских сил. Множество противоречий вызывает вопрос о политике полицейских департаментов относительно использования специальных силовых методов урегулирования и в особенности использования смертоносных сил (огнестрельное оружие и т.д.). Некоторые полицейские чиновники и большинство лидеров общественных объединений уверены, что офицеры полиции должны использовать огнестрельное оружие исключительно в целях обороны и только в экстренных случаях. Другие же считают, что большинство существующих государственных законов, разрешающие использование оружия при задержание особо опасных и обычных преступников, не должны быть ограничены местными законодательными актами. Также в последнее время полиция уделяет всё большее внимание развитию специфических средств борьбы с преступностью, гражданскими волнениями и другими неординарными случаями общественной жизни. Так, например, в некоторых полицейских департаментах получил применение метод борьбы с организованной преступностью, заключающийся в поведение диверсионной деятельности внутри преступной группировки.

    Равноправный доступ к полицейской службе. За последние десять лет в общественном мнении произошли существенные изменения, и решением суда полицейские департаменты получили право на рекрутирование лиц относящимся к национальным меньшинствам и женщин. Наряду с вопросом о равном доступе к полицейской службе были определены и пересмотрены требования к офицерам, включая минимальный рост и максимальный возраст.

    Общественные помощники полиции. В некоторых городах были организованны и успешно работают гражданские патрули, осуществляющие превентивную деятельность. В их полномочия входит пресечение мелких нарушений общественно порядка, контролирование некоторых транспортных нарушений, а также пресечение преступной деятельности за исключением особо тяжких преступлений. Данные общественные формирования могут быть использованы при стихийных бедствиях, массовых выступлениях и беспорядках, а также в других случаях, когда не будет хватать личного состава полицейского департамента.

    Из данной работы видно, что Полиция как термин и как система органов внутренних дел очень интересна для изучения, и сущностью её является именно система, относительно обособленная от государственной власти, а не только иное название органов МВД. На примере Соединённых Штатов, ярко видно, что полицейская система представляет собой четвёртую власть или иной государственный механизм, так как Полиция США сочетает в себе признаки, как исполнительной власти, так и законодательной и судебной. Например, как уже указывалось выше, Полицейские Департаменты больших мегаполисов имеют право издавать различного рода правила, распоряжения и т.д., также в них имеются собственные суды выносящие судебные решения по мелким правонарушениям. Очень интересен тот факт, что некоторые Шефы полиции (в Нью-Йорке, Вашингтоне) и шерифы избираются на данные посты всенародным голосованием, здесь можно уследить признаки представительства.

    Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

    Асямов С.В. и др.
    Полиция зарубежных стран:
    система организации и опыт профессиональной подготовки кадров.

    Ташкент, 2010. Стр. 185-186, 266-269.


    Раздел III. ПОЛИЦЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

    СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

    Отбор и подготовка полицейских кадров

    Профессиональный отбор кадров

    Полицейская администрация Великобритании большое внимание уделяет подбору и воспитанию кадров полиции. К лицам, поступающим на кадровую службу в полицию Англии и Уэльса, предъявляются следующие требования:

    • возраст не менее 18 лет (верхнего предела возраста кандидата нет);
    • гражданство Великобритании, Содружества, страны Европейского Союза или другого государства при наличии разрешения на постоянное проживание в Великобритании;
    • физическое и психическое здоровье;
    • отсутствие криминального прошлого;
    • отсутствие финансовых проблем;
    • отсутствие татуировок, подрывающих авторитет носителя, имеющих оскорбительное содержание, сильно бросающихся в глаза.

    В настоящее сняты ограничения на рост кандидата. Также нет формальных требований к уровню образования кандидата – он оценивается при проведении конкурсных испытаний. Единственное требование – свободное и грамотное владение английский языком.

    Конкурсный профессиональный отбор включает три этапа:

    • изучение образовательного уровня и психологических качеств;
    • испытание физических качеств и медицинское освидетельствование;
    • специальная проверка.

    Первый этап конкурсного отбора проводится в центрах отбора, которые действуют под эгидой Национального агентства совершенствования полицейской деятельности (НАСПД), и занимает в общей сложности около пяти часов. Тестовые испытания, разрабатываемые психологами НАСПД, включают:

    • структурированное интервью общей компетентности (в течение 20 минут кандидат должен дать ответы на четыре вопроса, касающихся таких сфер, как его социальная компетентность, коммуникабельность, личная ответственность, умение разрешать проблемные ситуации, мотивация, умение работать в группе и т.п.);
    • логический числовой тест, состоящий из 25 заданий, на решение которых дается 12 минут;
    • вербальный тест логических рассуждений, состоящий из 30 заданий (дается определенная ситуация и дополнительные данные, относящиеся к ней, а также ряд логических рассуждений, вытекающих из этих данных; кандидат должен в разобраться в ситуации и в течение 25 минут дать заключение о правильности или ложности логических выводов);
    • два письменных упражнения, в одном из которых кандидат должен описать определенную проблему, а в другом описать определенный инцидент;
    • четыре интерактивных упражнения (кандидату последовательно дают четыре письменных задания. При выполнении каждого задания он в течение пяти минут готовится, а затем должен сыграть роль определенного сотрудника, работающего с посетителем. Роль посетителей играют специально обученные актеры, действующие по четко установленному сценарию.).

    Лица, успешно прошедшие первый этап отбора, допускаются ко второму. На этом этапе они проходят испытание физических способностей (причем, по сравнению с другими странами, довольно простое) и тщательное медицинское исследование.

    На третьем этапе кандидаты подвергаются специальной проверке, которую осуществляют полицейские службы. Спецпроверка заключается в изучении биографических данных кандидата, выявлении возможного криминального прошлого или асоциального поведения и т.п.

    Кандидаты, успешно прошедшие конкурсный отбор и набравшие наибольшее количество баллов, принимаются на службу в должность констебля с двухлетним испытательным сроком, в течение которого они проходят профессиональную полицейскую подготовку.

    СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

    <…>

    Особенности комплектования и профессионального обучения в системе правоохранительных органов США

    Система отбора кадров

    Система профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов тесна взаимосвязана с системой отбора – рекрутингом кадров. В каждом из правоохранительных ведомств США существует своя система отбора, обусловленная спецификой деятельности, ведомственными требованиями и т.п. Но в тоже время в ней очень много общего. Задача отбора – выбрать наиболее достойных кандидатов, которые по своим личностным и моральным качествам, образовательному уровню, физическим и медицинским показателям смогут эффективно выполнять сложные функциональные обязанности по обеспечению правопорядка в стране, в конкретном штате или муниципальном образовании.

    Одной из характерных особенностей системы рекрутинга кадров в правоохранительных органах является высокий конкурс. Это связано с тем, что профессия полицейского или сотрудника федерального правоохранительного агентства в США является высокопрестижной и хорошо оплачиваемой. Конкурс на место в крупном полицейском департаменте составляет 20–40 человек. А в таком авторитетном агентстве, как ФБР, конкурс может доходить до нескольких сотен человек на одно место.

    Рассмотрим систему отбора кадров в федеральные правоохранительные органы на примере Федерального бюро расследований.

    Общими требованиями при отборе кандидатов на должность специального агента ФБР являются:

    • американское гражданство или гражданство Северных Марианских островов;
    • возраст от 23 до 37 лет;
    • образовательный уровень – высшее четырехлетнее образование в колледже или университете (степень бакалавра);
    • три года профессионального опыта работы;
    • наличие действительных водительских прав.

    Сам процесс профессионального отбора в ФБР осуществляется на протяжении семи этапов:

    1. Подача онлайн-заявления в региональный офис ФБР и его рассмотрение.

    Кандидат должен подать в режиме онлайн (через сеть Интернет) заявление в региональный офис ФБР по месту жительства, учебы или работы, где оно будет рассмотрено ответственными сотрудниками наравне с другими кандидатами. Кандидаты, наиболее удовлетворяющие требованиям ФБР, допускаются к следующему этапу отбора.

    2. Тестирование (фаза I ).

    Первая фаза тестирования состоит из батареи письменных тестов.

    Его задача – оценка навыков и способностей критического мышления кандидата. Тестирование включает три теста:

    • биографический тест;
    • тест логических рассуждений;
    • тест ситуативных суждений.

    Биографический тест оценивает инициативность и мотивацию кандидата, критическое мышление и информационные суждения, принятие решений, поддержание положительного имиджа и т.д.

    Тест логических рассуждений оценивает способность оценивать информацию, делать правильные суждения и принимать правильные решения.

    Тест ситуативных суждений оценивает организаторские и коммуникативные способности, способность приспосабливаться к изменяющимся ситуациям и т.п.

    Кандидаты, которые указали в онлайн-заявлении специализированный опыт (например, владение иностранным языком), могут быть также дополнительно протестированы в этой области.

    3. Тестирование (фаза II).

    Ко второй фазе тестирования допускаются кандидаты, успешно прошедшие первую фазу.

    Вторая фаза тестирования состоит из двух тестов:

    • структурированное интервью;
    • письменное упражнение.

    Структурированное интервью состоит из 13 стандартных вопросов и осуществляется в стандартном формате. Интервью проводит группа из трех специальных агентов и занимает приблизительно один час. Эти агенты прошли специальное обучение по проведению структурированного интервью и оценке кандидатов на его основе. Интервьюеры ничего не знают о кандидатах, кроме их имен. Как дополнительная мера по контролю качества за проведением интервью используется аудиозапись хода его проведения. В процессе интервью оцениваются вербальные и коммуникативные навыки кандидата, его мотивация, способность к оценке информации, принятию решения и т.п.

    Во время выполнения письменного упражнения кандидаты должны подготовить письменный отчет, основанный на материалах, предоставленных руководителем тестирования. На его выполнение дается полтора часа. Здесь оценивается способность кандидата общаться в письменной форме, проводить анализ, оценивать информацию и принимать на ее основе верные решения.

    4. Уведомление об условном назначении.

    Кандидаты, которые успешно прошли вторую фазу тестирования, получают уведомление об условном назначении. Это уведомление обозначает, что теперь начинается специальное изучение личности кандидатов (связанное со значительными бюджетными расходами).

    5. Тестирование физической подготовленности.

    Кандидаты, получившие уведомление об условном назначении проходят специальный тест физической подготовленности, который включает в себя:

    • максимальное количество приседаний в одну минуту;
    • спринтерский бег на 300 метров;
    • максимальное количество отжиманий в упоре;
    • бег на 1,5 мили.

    Если кандидат не смог набрать нужные баллы с первого раза, он имеет право сдавать тест еще два раза: через 60–90 дней после первой попытки и через 90–120 дней после второй попытки. Если же кандидат не сдал тест после третьей попытки, то он отстраняется от участия в конкурсе и не сможет в будущем стать специальным агентом ФБР.

    6. Специальная проверка личности кандидата.

    Специальная проверка состоит из: проверки на детекторе лжи; проверки судимости кандидата; теста на употребление наркотиков; проверки его (а также его родственников) кредитоспособности и долгов; бесед с родными, соседями, коллегами по работе и работодателями, партнерами по бизнесу, преподавателями; проверки образовательных достижений кандидата.

    Наличие судимости, употребление наркотиков, невыплаченные долги и кредиты, отказ от сдачи теста анализа мочи (на предмет употребления наркотиков) являются безоговорочными основаниями для отказа в приеме на работу в ФБР.

    7. Медицинское обследование.

    Кандидаты, прошедшие специальную проверку, проходят полное медицинское обследование, чтобы определить, не могла ли какая-нибудь медицинская проблема потенциально затронуть способность претендента выполнять основные служебные функции.

    Сам процесс отбора – довольно длительная процедура и занимает от пяти недель до одного года. Лица, прошедшие сито этого тщательного отбора, направляются для обучения в Академию ФБР, по окончанию которой они назначаются специальными агентами ФБР.

    Подобная система отбора действует и в остальных федеральных правоохранительных ведомствах.

    Отбор кадров в муниципальные полицейские органы и полицию штатов осуществляется примерно по такой же схеме, хотя здесь есть определенные отличия, обусловленные тем, что в каждом штате разрабатываются свои критерии отбора и требования к кандидатам.

    Так, отбор кадров в полицейские департаменты штата Луизиана производится по следующей схеме.

    Общие требования, предъявляемые к кандидату:

    • американское гражданство;
    • возраст от 20 лет и старше (как правило, при наборе в муниципальную полицию верхней возрастной планки не существует или она устанавливается пенсионным возрастом минус пять лет);
    • образование не ниже объема средней школы или приравненное к нему;
    • наличие водительских прав, хорошие навыки вождения;
    • хорошая физическая подготовка и психологическая устойчивость.

    Кандидат считается негодным для службы в полиции, если он в совершеннолетнем возрасте (старше 17 – по закону штата Луизиана):

    • был признан виновным в любом уголовном преступлении;
    • был признан виновным в правонарушениях против личности или сексуальных правонарушениях;
    • был признан виновным в нарушении гражданских прав любого человека;
    • применял или хранил запрещенные наркотики;
    • применял марихуану в течение трех лет до подачи заявления;
    • незаконно уклонялся от любой военной службы;
    • был уволен из любого правоохранительного органа по дисциплинарным причинам;
    • отказался пройти проверку на детекторе лжи или ей подобную;
    • имеет три и более злостных нарушения правил дорожного движения в течение пяти последних лет, управлял транспортным средством после лишения прав.

    Сама процедура отбора состоит из следующих этапов:

    • подача заявления;
    • письменный тест, включая письменное упражнение;
    • тест физической подготовленности;
    • специальная проверка личности кандидата;
    • тест на употребление наркотиков.

    После этих этапов отбора кандидат проходит собеседование в полицейском департаменте и в случае его успешного прохождения направляется на медицинское и психолого-психиатрическое исследование.

    Кандидат, успешно прошедший отбор, направляется в полицейскую академию для получения профессиональной подготовки и после ее завершения зачисляется в штат.

    Как мы видим, процедура отбора на службу в правоохранительные органы США довольно сложная, но это обусловлено тем, что во время длительной процедуры легче «отсеивать» лиц, не годных для работы в правоохранительных структурах.