Основные древние религии Египта. Религия и мифология Древнего Египта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Магия… Само это слово - завеса, за которой скрыт таинственный и загадочный мир!

Даже для тех, кому чужда тяга к оккультному, кому неведом обжигающий интерес, в наши дни подогреваемый модой, даже для тех, кому свойственна ясность научного мышления, смысл этого слова обладает особой привлекательностью.

В какой-то мере это объясняется надеждой найти в магии некую квинтэссенцию важнейших устремлений первобытных людей и их мудрости. Ценность такого знания невозможно оспорить, каким бы ни было его содержание.

Но, кроме того, нельзя не признать, что слово "магия" как бы пробуждает в нас дремлющие духовные тайны, скрытую в тайниках души надежду на чудо, веру в нераскрытые возможности человека.

Покоряющая сила слов "магия", "чары", "колдовство", "волшебство" в поэзии выступает со всей очевидностью и остается неподвластной бегу времени.

Что касается религии, то это, безусловно, вера. Религию всегда питает религиозное чувство, имеющее очень древнее происхождение.

Но так же, как и в магии, в религии присутствует элемент непознаваемости, нечто, обладающее непознаваемым могуществом.

магия религия мифология

1.1 Понятие термина

Существуют различные определения магии.

Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир .

Магия - это обряд, связанный с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:

· материальный предмет, то есть инструмент;

· словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;

· определенные действия и движения без слов.

Магия кажется такой темной и непонятной, даже для тех, кто ее изучает серьезно, лишь потому, что изучающий с самого начала вдается в многосложные подробности, в которых и запутывается.

Чтобы понять, что такое магия нужно, прежде всего, проникнуть с идеей, что все поражающие чувства, предметы внешнего мира есть лишь видимые отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий.

Что должно интересовать человека в личности другого? Не его одежда, а его характер и образ его действий.

Одежда, и, особенно, манера ее носить указывают приблизительно на воспитание человека; но это только слабое отражение его внутреннего мира.

Следовательно, все физические явления - только отражения, "одежда" высших сущностей, идей.

Каменная статуя - форма, в которую скульптор воплотил свою мысль.

Стул - это вещественная передача мысли столяра. И так во всей природе: дерево, насекомое, цветок - есть материальные изображения отвлеченностей в полном смысле этого слова.

Этих отвлеченностей не видит ученый, занимающийся только внешностью вещей, которому и с ними достаточно дела.

1.2 Оккультизм и магия

Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры.

Само слово оккультизм - латинское и обозначает " тайное, сокровенное " и имеет в виду скрытые, недоступные для человека силы.

Почему же человека так тянет к ним? Хочется ответить на эти вопросы.

Первая причина заключается в том, что человек от природы любопытен. Все, что окружено какой-то тайной, привлекает его. Человек чувствует, что есть еще другой, недоступный мир, и он всегда притягивал человека. К тому же в человеке есть своеобразная память. Эта память, передаваемая из поколения в поколение, постоянно напоминает человеку о его когда-то счастливой жизни в раю, в тесном общении с Богом. Грехопадение испортило человека и теперь его тянет к потустороннему, безразлично к какому, миру.

Вторая причина тяготения человека к оккультному ведет нас на один шаг дальше. Дело в том, что человеческая душа всегда чего-то ищет. Она происходит от Бога и только в Нем находит свой окончательный покой. А если душа не имеет этого контакта с Богом, если она не находит убежище и пищу? Тогда она начинает искать что-то на стороне. А что же там находится, в этом другом мире? Человека всегда интересует все тайное, секретное и, найдя это тайное, ему кажется, что он наконец нашел что-то для своей души. Но это только дешевый заменитель.

Третья причина тяготения людей к оккультизму заключается в желании знать наперед будущее. Ведь усиление влияния оккультизма замечается именно тогда, когда в обществе царит неуверенность и страх.

Сегодня общество ощущает близость конца света. Безумие гонки вооружения не может продолжаться бесконечно. И хотя в последнее время предпринимаются попытки разоружения и сближения между народами, военно-промышленный комплекс стал настолько самостоятельной силой, что уничтожить себя он не позволит. И если в будущем нам, возможно, и удастся избежать кровопролития между отдельными народами, то избежать жесточайшей борьбы между производителями оружия и миролюбивыми силами мне кажется невозможным.

Запасы сырья не вечны, окружающая нас природа гибнет. Климат Земли меняется, глобальное потепление достигло уже почти 2-х градусов, вызывая в одних местах губительные засухи, а в других - наводнения. Вследствие таяния ледников Гренландии и Антарктиды близится начало подъема уровня мирового океана. Защитный озоновый слой Земли становится все тоньше, а местами его уже почти нет, появились озонные дыры.

Что станет с человечеством, с нами?

Оккультизм вроде бы предлагает человеку выход. Экстрасенсы предлагают гармонизацию всех внутренних процессов человека, возвращение к космической гармонии, которую человек якобы утерял.

Современный оккультизм вселяет в людей уверенность и в жизни, и даже за порогом смерти. Смерть - это соединение со Вселенной, или с великим духом, частью которого мы все якобы являемся. Уже сейчас можно искать пути к этому состоянию через йогу и медитацию.

Четвертая причина влечения к оккультизму заключается в одиночестве человека.

Пятой причиной является ослабление свидетельства Церкви Христовой. Она или старается завоевать положение в обществе и занимается приспособленчеством, или так сильно занята сама собой, строительством новых молитвенных домов или бизнесом, что ей не хватает времени обратить внимание на нужды окружающих людей.

На протяжении не менее чем пяти тысячелетий оккультизм развивался по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.

Приятно напоминать о том, что научная химия не могла бы возникнуть, не будь алхимии, что астрономия была бы невозможна без астрологии, что в оболочке оккультизма зародилась психология.

Хотелось бы подчеркнуть, что оккультизм не нуждается в оправданиях, и его право на существование определяется вовсе не тем, что когда-то он оказал помощь иному, рационалистическому знанию.

Оккультизм существует и сам по себе интересен. Он самоценен уже потому, что является одним из "вечных спутников человечества".

Разница между магией и общим оккультизмом в том, что магия - наука практическая, а общий оккультизм излагает теорию.

Желать производить магические опыты, не зная оккультизма, это то же, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с механикой.

Подобно тому, как несбыточна мечта ребенка, которому дали деревянную саблю, сделаться генералом, так же неосуществима и мечта человека, знакомого с магией "понаслышке". Что бы сказали солдаты, если бы ребенок с деревянной саблей начал ими командовать?

Остановить течение воды или движение солнца при помощи заученного наизусть заклинания, можно лишь для похвальбы перед своими друзьями.

Прежде чем распоряжаться силой, заключенной в зерне, надо научиться управлять самим собой. Прежде, чем получить профессорскую кафедру, надо пройти школу и высшее учебное заведение. Тот, кому это трудно, может стать, например, барменом, для этого понадобится всего несколько месяцев обучения.

Практическая магия требует знания соответствующих теорий, как и все прикладные науки.

Механику можно изучить в высшем учебном заведении и стать инженером, или - в слесарной мастерской, и стать слесарем. То же самое и с магией.

В деревнях есть люди, производящие интересные явления и излечивающие некоторые болезни. Искусство это они переняли от других. Обычно их называют "колдунами" и совершенно напрасно их боятся.

Наряду этими "слесарями" магии есть люди, изучившие теорию производимых ими магических явлений. И вот они, как раз и будут "инженерами" магии.

Магические действия могли носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Во всем разнообразии магических ритуалов выдающийся советский ученый Сергей Александрович Токарев выделил типы магии , которые различаются по технике передачи магической силы и защиты от нее:

· Контактная магия связана с непосредственным соприкосновением источника или носителя магической силы (амулет, талисман, человек ) с объектом, на который направлено магическое действие. Характер соприкосновения мог быть различным: ношение амулета, принятие вовнутрь снадобья, прикосновение руки и тому подобное.

· Инициальная магия . Магический акт направлен здесь также на объект. Но в силу его недоступности реально производится только начало действия, а окончить его должна магическая сила.

· Парциальная магия . Магический ритуал связан с воздействием не на объект, а на его заместителя, который является частью объекта (волосы, ногти, слюна, орган животного ) или предметом, бывшим с ним в соприкосновении (одежда, след ноги, личные вещи ).

· Имитативная магия . Магическое действие направлено на такой заместитель объекта, который является подобием или изображением объекта.

· Апатропеическая (отгоняющая) магия . Если перечисленные выше типы магии переносят магическую силу на объект, то данная разновидность магических обрядов имеет целью недопущение близко к человеку или предмету магической силы (обереги, жесты, звуки, огонь, дым, магические линии ). Считалось также, что для избежания вредных магических воздействий от них можно спрятаться (избегать магически опасных мест, закрывать различные части тела ).

· Катартическая магия включает в себя обряды очищения от негативного влияния магической силы (омовение, окуривание, пост, снадобья ).

Отдельным типом является магия слова - заговоры и заклинания. Первоначально, слово, видимо, было слито с магическим действием. Но позже оно превращается в самостоятельную магическую силу.

Магический обряд был связан не только с определенными действиями и словами, но включал в себя различные символические предметы.

Костюм шамана отражал исходное устройство мироздания, нагрудное украшение из блестящих камней или металла служило символом магического зеркала, предназначенного видеть сокрытое, маска выступала как символ духа, с которым нужно вступить в контакт, татуировка представляла собой систему магических знаков.

Во время магического обряда шаман, а часто и остальные его участники, входили в состояние транса или экстаза. Этому способствовало использование барабана или бубна, а также ритмичное многократное произнесение или распевание определенных слов. В результате у людей действительно создавалось ощущение перемещения в иную плоскость бытия (слышались голоса, возникали видения ).

В чем же состояла эффективность магического обряда?

Обслуживая практические нужды первобытного человека, он неминуемо должен бы быть отвергнут в том случае, если не приносит реальных результатов. Все дело в том, что магические обряды производились только в ситуации принципиальной непредсказуемости и смертельной угрозы. Там, где господствовали случай и неопределенность, где не было гарантированной удачи, где велика была возможность ошибиться, там человек пользовался магическими обрядами.

Таким образом, сфера применения магии - область повышенного риска. Магия была "планом деятельности", который включал все резервы духа, тела и общественных отношений.

Психологическое воздействие магического обряда связано с внушением и самовнушением. Воссоздание целостного образа действительности, его упорядочение и символический контроль над миром избавляли племя от чувства неопределенности и бессилия. Таким образом, магия явилась первым идеалом активного отношения человека к миру.

Магический обряд моделировал творческую деятельность, создавал новые формы общения, в идеализированной форме осуществлял контроль человека над природой.

2. Религия

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма .

Третье, часто называемое агностицизмом , по существу, не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и другое.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих факторов и возможности экспериментальной проверки основных положений теории.

Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде:

Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и тому подобное.

Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений. Давайте немного разберемся, как и какие религии представляют нам свою веру.

2.1 Понятие термина

"Религия " - термин западноевропейский.

В латинском языке уже к раннему средневековью слово " religio " стало указывать на "Божий страх, монашеский образ жизни ".

Образование этого нового значения в латинском языке выводится обычно от латинского глагола " religare " - " связывать " .

Крупнейший представитель русской религиозной философской мысли Павел Александрович Флоренский писал: " Религия - это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение " .

Толкотт Парсонс , один из ведущих американских социологов - теоретиков XX века, утверждал: " Религия выступает как система верований, " неэмпирическая и ценностная " , в отличие от науки, " эмпирической и неценностной " "

Таким образом, у термина "религия" множество определений.

Но совершенно точно одно: религия - это вера в существование высших сил.

2.2 Магия и религия. Отличия

Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть.

Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного.

В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и вестниками его тайн. В магии же - первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания.

И магия, и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы.

И магия, и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные.

Что же отличает магию от религии?

Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия:

В сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели

Религия - как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель.

Религиозная мифология более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством.

Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов.

Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.

Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты.

Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие.

Каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации ) и впоследствии сам посвящает других.

Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут.

У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация: первобытный спиритический медиумизм -- это не профессия, а выражение личного дарования.

Еще одно различие между магией и религией -- это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами.

Здесь важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам, и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.

"Не существует народов, как бы примитивны они не были, без религии и магии",- утверждает выдающийся британский антрополог и теоретик Бронислав Малиновский.

Миф, религия, магия, по Малиновскому, составляют необходимую органическую часть общественной жизни.

Отделяя религию и магию от практической жизни первобытного общества, Малиновский делает это чрезмерно механически, полагая, что люди прибегают к содействию сверхъестественного только там, где бессильны реальные практические знания и навыки. Это - очевидное упрощение реальной ситуации, противоречащее фактам.

То же относится и к различению магии и религии. В целом, функции их, как считает сам Малиновский, очень близки: если магия выросла из потребности предупреждать потенциально опасные, угрожающие явления и события, религия возникла из стремления уменьшить чувство тревоги, овладевающее людьми в переломные, кризисные периоды жизни, связанные с переходом из одного состояния в другое, такие как рождение, наступление зрелости, брак и смерть.

Первобытная религия освящает людей, она утверждает социально позитивные ценности.

В основе религии находятся, по словам Малиновского, не размышления и спекуляции, не иллюзии и заблуждения, а реальные трагедии человеческой жизни.

3. Магия и религия с точки зрения Фрезера

По мнению Фрэзера, различие между магией и религией заключается в самом содержании представлений. С его точки зрения, "магия основана на ошибочном применении психологического закона ассоциации идей по сходству и смежности: связь сходных или смежных представлений первобытный человек принимал за реальную связь самих предметов".

Фрэзер считал, что в основе магии лежит тот же принцип, на котором основана и наука: убеждение в постоянстве и единообразия действия сил природы.

Религия же с точки зрения Фрэзера, отличается и от магии, и от науки тем, что допускает произвольное вмешательство сверхъестественных сил в ход событий. Сущность религии как раз и состоит в стремлении благорасположить эти силы к себе, которые он считает стоящими выше себя. А магия полностью противоположна религии: магия основана на вере человека в свою способность непосредственно воздействовать на объект и достигать желаемой цели, выполнение магического обряда должно неминуемо привести к определенному результату, в то время как молитва, обращенная к Богу либо какому-то тотему, может быть услышана или не услышана божеством.

Точно так же считал М. А. Кастрен. Он видел в магии непосредственное проявление господства человека над природой, а так же считал, что она полностью противоположна вере в божество.

4. Сходства магии и религии

К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каждый из которых характеризуется общением с сакральным. Не вникая в детали, отметим лишь, что магия означает манипулирование безличной силой с помощью особых приемов, колдовства во имя достижения конкретных, со ответствующих интересам индивида целей, не связанных с моральными оценками. Ее эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиции. Магия связана со стереотипизацией человеческой деятельности, тогда как религиозная рационализация человеческой деятельности осуществляется в ином контексте - когда существование уже не обеспечивается полностью традицией, а священное из безличной разлитой в мире силы трансформируется в божественную личность, возвышающуюся над профанным миром.

В то же время существует структурное сходство магии и религии - на это обращает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной ступени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. В большей или меньшей мере магический смысл ритуального действия сохраняется и в религии. Для понимания религии важно, таким образом, выявить отличия религиозных символов не только от магических, а вообще - от нерелигиозных.

Если божество, т.е. всесильное "иное существо", находится в другом мире, то доступ к этой силе люди получают в тех действиях, которые составляют практику религиозной жизни (культовой деятельности) и назначение которых - служить связующим мостом между "этим миром" и "иным миром", - мостом, по которому могучая сила божества может быть направлена на помощь бессильным людям. В материальном смысле этот мост представлен "святыми местами", которые одновременно находятся и в "этом мире", и за его пределами (например, церковь считается "домом Бога"), посредниками - "святыми людьми" (священнослужителями, отшельниками, шаманами, вдохновенными пророками), наделенными способностью устанавливать связь с силами иного мира, притом что сами они живут все же в этом мире.

Этот "связующий мост" представлен не только культовой деятельностью, но и в мифологии и представлениях об инкарнациях, перевоплощениях божеств, которым удается быть одновременно и божествами, и человеческими существами. Посредник - будь то реальное человеческое существо (например, шаман) или мифологический богочеловек, - наделен "пограничными" чертами: он и смертный, и бессмертный. "Сила Духа Святого" - магическая сила в общем смысле "священнодействия", но она также сексуальная сила - способна оплодотворять женщин.

Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и религии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В зависимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру.

Заключение

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика.

Однако, следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох.

Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры.

Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве ).

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу.

Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия, возрождается новая сила и тяга к религии.

Список литературы

1. Религии мира. Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н. Щапова Москва: "Просвещение", 1994.

2. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Москва: из-во "Мысль", 1990.

3. Общественно-политический и научный журнал "Россия" номер 1-2, 1994.

4. Общественно-политический и научный журнал "Россия" номер 3, 1994.

Интернет - ресурсы

1. http :// h - sciences . ru / cultura /68-6- pervobytnaya - kultura . html

2. http :// scepsis . net / library / id _305. html

3. http :// www . bogoslovy . ru / tainstva 3. htm

4. http :// aboriginals . narod . ru / origins _ of _ religion 16. htm

5. http :// www . bibliofond . ru / view . aspx ? id =78217

6. http :// www . verigi . ru /? book =152& chapter =1

7. http :// enc - dic . com / islam / Mekka -414

8. http :// www . verigi . ru /? book =1& chapter =20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место существования "магии" в нашей жизни. Различные определения термина "магия". Классификация магических обрядов и ритуалов. Магия как одна из ранних форм религии. Различие между магией и религией. Магия как особое искусство достижения целей.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Религия как историческая категория культуры. Ее сущность, истоки и формирование. Концепции соотношения ее с культурой. Особенности древних форм религий: тотемизма, анимизма, магии и фетишизма, характеризующих верования и обряды первобытного человека.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Религии островитян Торресова пролива. Верования папуасов в различную магию. Развитость магии меланезийцев, их вера в мана. Представления о духах умерших и культ предков. Корни анимистических верований. Мужские тайные союзы Меланезии. Мифология и тотемизм.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Синто – традиционная японская религия. Изучение истории происхождения данной религии, ее магии, тотемизма, фетишизма. Ознакомление с мифологией синтоизма. Описание ритуалов и праздников, устройства храмов. Выяснение современного состояния данной религии.

    реферат , добавлен 20.06.2015

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

    презентация , добавлен 23.09.2015

    Современные научные представления о магии, понятие, сущность и классификации в научной литературе. Шаманизм и знахарство. Сущность понятия "камлание". Магические обряды (колдовство). Заклинание или заговор как главные составляющие магической формы.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Основные сведения об алхимии, этимология термина. Этапы развития алхимии: античная, арабская и европейская. Алхимия в эпоху Возрождения. Религиозно-философские основания алхимии, элементы магии и религии в ней. Символизм алхимических веществ и процессов.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе. Связь образа судьбы с верой в пророчества и оракулы. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связанного с процессом развития личностного самосознания.

    реферат , добавлен 08.04.2018

    Вопрос о смысле жизни. Религия и атеизм. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии. Философский анализ религии в европейской культуре. Различие между научным и философским подходом в исследовании религии.

Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситу­ациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные та­инства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредст­вом ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей пле­менных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии - веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы. Обе они окружены запретами и предписаниями, которые от­граничивают сферу их влияния от мира профанного.

Что же тогда отличает магию от религии? В качестве отправного пункта мы выбрали самое отчетливое и ясное разграничение: мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами дости­жения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как сово­купность самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением. Теперь мы можем проследить это отличие более глубоко. Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполните­ля - вот что образует ее нехитрое триединство, своего рода маги­ческую Троицу. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники, и ее единство может быть обнару­жено не в форме ее действий и даже не в единообразии ее содержа­ния, а, скорее, в функции, которую она выполняет, и в ценностном смысле ее веры и ритуала. И опять же, вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, исключительно проста. Она всегда заключается в убеждении в способности человека

Б. Малиновский

МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

достигать некоторых определенных результатов посредством опре­деленных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры: пантеон духов и демонов, благосклонные силы тотема, дух-хранитель, племенной Всеотец и образ загробной жизни образуют вторую сверхъестественную реаль­ность примитивного человека. Мифология религии также более раз­нообразна, сложна и креативна. Обычно она сосредоточена вокруг различных догматов веры и развивает их в космогонии, сказаниях о деяниях культурных героев, богов и полубогов. Мифология же магии, несмотря на всю свою значимость, состоит лишь из неизменно повторяющихся переутверждений первичных достижений.

Магия, особое искусство, предназначенное для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из по­коления в поколение. Поэтому с самых ранних времен она остается в руках избранных, и самой первой профессией человечества явля­ется профессия колдуна или знахаря. Религия же, напротив, в при­митивных условиях является делом всех, в котором каждый прини­мает активное и равноценное участие. Каждый член племени должен пройти инициацию, а затем сам участвует в инициациях других, каждый причитает, скорбит, копает могилу и поминает, и в должное время каждый, в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии - т.е. ранний спиритуалистический ме­диумизм - является не профессией, а индивидуальным даром. Еще одно отличие магии от религии - игра черного и белого в колдов­стве. Религии в на ранних стадиях не присуще столь явное проти­вопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. Это также связано с практическим характером магии, которая стре­мится к конкретным, легко поддающимся оценке результатам, в то время как ранняя религия, хотя и является носительницей нравственности по сути своей, оперирует с роковыми, непоправи­мыми событиями, а также входит в контакт с силами и существами куда более могущественными, чем человек. Не ее это дело - переделывать дела человеческие. Афоризм - страх прежде всего создал богов во вселенной - представляется определенно невер­ным в свете антропологии.

Чтобы в полной мере понять различие между религией и магией и иметь ясную картину тройственного созвездия магии, религии и науки, давайте кратко очертим культурную функцию каждой.

функция примитивных знаний и их значение уже рассматривались, и действительно понять их несложно. Знакомя человека с его окру­жением, позволяя ему использовать силы природы, наука, прими­тивные знания даруют ему огромное биологическое преимущество, высоко поднимая над остальным мирозданием. К пониманию фун­кции религии и ее значения мы пришли в обзоре верований и куль­тов дикаря, представленном выше. Там мы показали, что религиоз­ная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные уста­новки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощаемая в культе и обряде и поддер­живаемая ими, имеет огромное биологическое значение и открывает человеку примитивной культуры истину в более широком, прагма­тическом смысле слова.

В чем же культурная функция магии? Мы видели, что любой инстинкт и эмоция, любое практическое занятие могут завести человека в тупик или подвести его к пропасти - когда пробелы в его знаниях, ограниченность его способности к наблюдению и размышлению в решающий момент делают его беспомощным. Че­ловеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмо­ций, в котором рождаются зачатки магического поведения и за­чаточная вера в его эффективность. Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный обряд, отливает их в стандартные, освящае­мые традицией формы. Таким образом, магия обеспечивает при­митивного человека готовыми ритуальными способами действий и верованиями, определенными духовными и материальными тех­никами, которые в критические моменты могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми через опасные пропасти. Магия по­зволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными де­лами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспыш­ках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в ми­нуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуа-лизации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в побе­ду надежды над страхом. Магия есть свидетельство того, что для человека уверенность важнее сомнения, упорство лучше, чем ко­лебания, оптимизм предпочтительнее пессимизма.

Глядя издалека и с высока, с вершин нашей развитой цивилиза­ции, нам, куда более надежно защищенным, легко увидеть всю вуль­гарность и несостоятельность магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими

Б. Малиновский

МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры. Вот почему в примитивных обществах магия имеет универсальное распространение и такую ог­ромную власть. Вот почему мы находим магию неизменным спут­ником всякого важного занятия. Я думаю, мы должны видеть в ней воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера. 1

ton, The Melanesians, 1891; C.G.Seligman, The Melanesia™ of British New Guinea, 1910; R.Thurnwald, Forschungen аи f den Solominseln und Bismarckarchipel, 2 vols., 1912; R.T.Thurawald, Die Gemeinde der Ba- naro, 1921; B.Malinowski, The Natives of Maitu, 1915 (in: Trans, of the R. Soc. of S. Australia, Vol.XXXIX); "Baloma", in: Journ. of the R. An- throp. Institute, 1916; B. Malinowski, Argonauts of the Western Pacific, 1922, см. также: В. Malinowski, in: Psyche, III, 2; IV, 4; V, 3, 192.3-5.

1 Библиографические примечания. Наиболее важными работами по при­митивной религии, магии и знаниям, прямо или косвенно цитируемыми в тексте, являются: E.B.Tylor, Primitive Culture, 4th ed., 2 vols., 1903; J.F.McLennan, Studies in Ancient History, 1886; W.Robertson Smith, Lectures on the Religion of the Semites, 1889; A.Lang, The Making of Religion, 1889; A.Lang, Magic and Religion, 1901. Эти работы, хотя и содержат устаревшие материалы, а также некоторые устаревшие выво­ды, тем не менее дают пищу для размышлений и заслуживают изучения. Совершенно новыми и представляющими самые современные точки зре­ния являются классические работы Фрэзера: J.Frazer, The Golden Bough, 3rd ed.; Totemism and Exogamy, 4 vols., 1910; Folklore in the Old Testament, 3 vols., 1919; The Belief in Immortality and The Worship of the Dead, 3 vols., 1913-24. Наряду с работами Фрэзера следует про­читать две превосходные работы Кроули: E.Crawley, The Mystic Rose, 1902; The Tree of Life, 1905. См. также две исключительно важные работы, посвященные морали: E.Westermarck, The Origin and Deve­ lopment of the Moral Ideas, 2 vols., 1905; L.T. Hobhouse, Morals in Evolution, 2nd ed., 1915. Далее:О.СВпп^,оп, Religions of Primitive Peoples, 1899; K.Th.Preuss, Der Ursprung der Religion und Kunst, 1904 (in: "Globus" serially)^ R.R.Marett, The Threshold of Religion, 1909; H.Hubert, M.Mauss, Melanges d"histoire des religions, 1909; A.van Gen-nep, Les Rites de passsage, 1909; J.Harrison, Themis, 1910-12; I.King, The Development of Religion, 1910; W.Schmidt, Der Ursprung der Got-tesidee, 1912; E.Durkheim, Les Formes elementaires de la Vie religieuse, 1912; P. Ehrenreich, Die Allgemeine Mythologie, 1910; R.H.Lowie, Pri­ mitive religion, 1925. Энциклопедический обзор фактов и мнений можно найти в объемной книге Вундта: W.Wundt, Volkerpsychologie, 1904 ff. Превосходной и незаменимой для серьезного ученого является и энцик­лопедия Хастингса: J.Hastings, Encyclopedia of Religion and Ethics. Примитивные знания в частности обсуждаются Леви-Брюлем: Levy-Bruhl, Les fonctions mentalees dans les societes inferieures, 1910. См. также: F.Boas, The Mind of Primitive Man, 1910; R.Thurnwald, Psyc- hologie des Primitiven Menschen, in: Handbuch der vergl. Psychol., ed. by G.Kafka, 1922; A.A.Goldenwasser, Early Civilization, 1923; R.H.Lowie, Primitive Society, 1920; A.L.Kroeber, Anthropology , 1923. Более подробную информацию о туземцах Меланезии см.: R.H.Codling-

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСВЯЩЕНИЕ СЭРУ ДЖЕЙМСУ ФРЭЗЕРУ

Если бы в моей власти было вернуть прошлое, то я хотел бы перенести вас на двадцать лет назад в старый славянский универ­ситетский город - я имею в виду город Краков, древнюю столицу Польши и местонахождение старейшего университета Восточной Ев­ропы. Тогда бы я смог показать вам студента, покидающего средне­вековые стены университетского колледжа, в явно подавленном со­стоянии духа, но крепко сжимающего в руках в качестве единствен­ного утешения три зеленых томика с хорошо известным золотым оттиском на переплете - изящным изображением белой омелы, сим­волом "Золотой ветви".

Мне только что велели по состоянию здоровья оставить физичес­кие и химические исследования, но разрешили продолжать мои лю­бимые факультативные занятия, и я решил предпринять первую попытку прочитать английский шедевр в оригинале. Возможно, мои душевные страдания отступили бы, если бы мне дано было загля­нуть в будущее и предвидеть настоящий момент, узнать, что я удос­тоюсь огромной чести произнести речь, посвященную сэру Джеймсу Фрэзеру в столь представительной аудитории и на языке самой "Зо­лотой ветви".

Ибо как только я начал читать этот великий труд, я сразу же был захвачен и покорен им. Я понял тогда, что антропология, такая, какой ее представил сэр Джеймс Фрэзер, - это великая наука, достойная столь же ревностной преданности, как и любая из ее старших и более точных ученых сестер, и я отдался служению ан­тропологии Фрэзера.

Мы собрались здесь для того, чтобы отметить ежегодный тотеми-ческий праздник "Золотой ветви"; оживить и укрепить узы антро­пологического единства; вновь прикоснуться к источнику и символу наших антропологических интересов и привязанностей. Я лишь ваш

скромный глашатай, выражающий общее восхищение перед вели­ким автором и его классическими работами: "Золотая ветвь", "То­темизм и экзогамия", "Фольклор в Ветхом Завете", "Задача души", "Вера в бессмертие" (The Golden Bough, Totemism and Exogamy, Folklore in the Old Testament, Psyche"s Task, The Belief in Immor­tality). Мне следовало бы, как поступил бы истинный практикую­щий маг туземного племени, зачитать полный список его работ, чтобы их дух (их "мана") посетил нас.

Моя задача и приятна и в известном смысле проста, ибо во всем, что бы я ни сказал, имплицитно отдается дань тому, кого я всегда считал Мастером. Вместе с тем, это же самое обстоятельство делает мою задачу сложной, ибо получив от него столь много, я вряд ли в состоянии вернуть столько же. Поэтому мне лучше устраниться, даже сейчас, когда я обращаюсь к вам, и предоставить другому говорить моими устами - тому другому, кто был для сэра Джеймса Фрэзера вдохновителем и спутником жизни, кем и сам сэр Джеймс был для нас. Едва ли мне нужно говорить вам, что этот другой - не кто иной, как современный представитель примитивного общес­тва, современный дикарь, мысли, чувства и само дыхание которого пронизывают все, что написано Фрэзером.

Другими словами, я не буду пытаться угостить вас какими-либо из моих теорий, а вместо этого изложу некоторые результаты ан­тропологической полевой работы, выполненной мною на северо-за­паде Меланезии. Более того, я ограничусь темой, на которой сэр Джеймс непосредственно не концентрировал своего внимания, но при изучении которой, как я попытаюсь показать, его влияние ока­зывается столь же плодотворным, как и при анализе всех тех мно­гочисленных проблем, что исследовались им самим.

[Представленное выше является вступительной частью речи, произнесенной в честь сэра Джеймса Фрэзера в университете города Ливерпуль в ноябре 1925г.]

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные таинства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредством ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей племенных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии - веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы. Обе они окружены запретами и предписаниями, которые отграничивают сферу их влияния от мира профанного.

Что же тогда отличает магию от религии? В качестве отправного пункта мы выбрали самое отчетливое и ясное разграничение: мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами достижения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как совокупность самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением. Теперь мы можем проследить это отличие более глубоко. Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя - вот что образует ее нехитрое триединство, своего рода магическую Троицу. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники, и ее единство может быть обнаружено не в форме ее действий и даже не в единообразии ее содержания, а, скорее, в функции, которую она выполняет, и в ценностном смысле ее веры и ритуала. И опять же, вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, исключительно проста. Она всегда заключается в убеждении в способности человека достигать некоторых определенных результатов посредством определенных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры: пантеон духов и демонов, благосклонные силы тотема, дух-хранитель, племенной Всеотец и образ загробной жизни образуют вторую сверхъестественную реальность примитивного человека. Мифология религии также более разнообразна, сложна и креативна. Обычно она сосредоточена вокруг различных догматов веры и развивает их в космогонии, сказаниях о деяниях культурных героев, богов и полубогов. Мифология же магии, несмотря на всю свою значимость, состоит лишь из неизменно повторяющихся переутверждений первичных достижений.

Магия, особое искусство, предназначенное для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из поколения в поколение. Поэтому с самых ранних времен она остается в руках избранных, и самой первой профессией человечества является профессия колдуна или знахаря. Религия же, напротив, в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и равноценное участие. Каждый член племени должен пройти инициацию, а затем сам участвует в инициациях других, каждый причитает, скорбит, копает могилу и поминает, и в должное время каждый, в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии - т. е. ранний спиритуалистический медиумизм - является не профессией, а индивидуальным даром. Еще одно отличие магии от религии - игра черного и белого в колдовстве. Религии в на ранних стадиях не присуще столь явное противопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. Это также связано с практическим характером магии, которая стремится к конкретным, легко поддающимся оценке результатам, в то время как ранняя религия, хотя и является носительницей нравственности по сути своей, оперирует с роковыми, непоправимыми событиями, а также входит в контакт с силами и существами куда более могущественными, чем человек. Не ее это дело - переделывать дела человеческие. Афоризм - страх прежде всего создал богов во вселенной - представляется определенно неверным в свете антропологии.

Чтобы в полной мере понять различие между религией и магией и иметь ясную картину тройственного созвездия магии, религии и науки, давайте кратко очертим культурную функцию каждой. Функция примитивных знаний и их значение уже рассматривались, и действительно понять их несложно. Знакомя человека с его окружением, позволяя ему использовать силы природы, наука, примитивные знания даруют ему огромное биологическое преимущество, высоко поднимая над остальным мирозданием. К пониманию функции религии и ее значения мы пришли в обзоре верований и культов дикаря, представленном выше. Там мы показали, что религиозная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные установки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощаемая в культе и обряде и поддерживаемая ими, имеет огромное биологическое значение и открывает человеку примитивной культуры истину в более широком, прагматическом смысле слова.

В чем же культурная функция магии? Мы видели, что любой инстинкт и эмоция, любое практическое занятие могут завести человека в тупик или подвести его к пропасти - когда пробелы в его знаниях, ограниченность его способности к наблюдению и размышлению в решающий момент делают его беспомощным. Человеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмоций, в котором рождаются зачатки магического поведения и зачаточная вера в его эффективность. Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный обряд, отливает их в стандартные, освящаемые традицией формы. Таким образом, магия обеспечивает примитивного человека готовыми ритуальными способами действий и верованиями, определенными духовными и материальными техниками, которые в критические моменты могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми через опасные пропасти. Магия позволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными делами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспышках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в минуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом. Магия есть свидетельство того, что для человека уверенность важнее сомнения, упорство лучше, чем колебания, оптимизм предпочтительнее пессимизма.

Глядя издалека и с высока, с вершин нашей развитой цивилизации, нам, куда более надежно защищенным, легко увидеть всю вульгарность и несостоятельность магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры. Вот почему в примитивных обществах магия имеет универсальное распространение и такую огромную власть. Вот почему мы находим магию неизменным спутником всякого важного занятия. Я думаю, мы должны видеть в ней воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера.

Клуб целителей. Все на одном сайте. Целители, экстрасенсы, ясновидящие. Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного Скачать zip-архив: Магия и Религия - zip. Скачать mp3: Магия и Религия - mp3. мифология древней греции верования первобытного человека первобытные люди реферат магия крови Основные этапы зарождения религии в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. Развитие ритуалов и мифов. Эзотерический форум Талисман любой сложности. Белая магия поможет решить Ваши проблемы. Звоните! Религия в первобытном обществе Рефераты:: первобытные животные верования древних германцев Программа Религия в истории культуры магия чисел Магия. Магическая помощь Маг и колдун Верование? первобытные люди религия древнего рима

религия древнего египта религия как социальный институт Малиновский Б. Магия и опыт первобытные религия древней греции Первобытные формы религии, миф - реферат 6 апр 2004 Первобытные верования и культы. Соотношение магии и религии. Тотемизм. Табу. Система инициаций. Мифология и религия. Виды мифов. Первобытные верования верования древних египтян Первобытные верования. Анимизм. Фетишизм. Магия. Тотемизм. Проблема первобытного монотеизма. Религия и мифология. Система обрядов. первобытные верования Профессиональная работа, многолетний опыт, гарантированный результат! Работы, похожие на реферат: Первобытные верования - Д. Д. Фрезер Золотая ветвь. Исследование магии и религии, Студия Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты Мифология Австралии первобытным народам формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, В возникших из магии более развитых формах религии первобытного общества, связанными с ними практическими верованиями религия полностью исчерпывалась. искусство и его связь с первобытными верованиями и культами. и духовная культура древнего мира. и ее разновидности. мифология славян Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Юрий Семёнов

магия имени магия,колдовство, приворот,эзотерика, ясновидение,астрология, предсказания Мир Экстрасенсов Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Департамент образования города Москвы Магия. Ясновидение. первобытные рисунки религия китая мифология викингов Религия в первобытном обществе - реферат Задайте вопрос юристу. Бесплатные ответы на все виды юридических вопросов. Итак, «первобытные» верования - это религия, а что же такое миф и какая между ними настроения - к религиозному чувству, а действия - к поклонению и магии. А в целом сумма мифов, мифология, являлась мировоззрением наших далеких мифология древних славян верования майя первобытные люди картинки мифология древнего египта религия израиля - Религия и мифология - Первобытные верования верования славян

религия японии Магический форум Фортуна космоэнергетика,магия, астрология,гадание, эзотерика,фен-шуй, мистика,нло. Магия и Религия Первобытные верования Главная страница Рубрики Религия и мифология Магия и религия. От животного-родича к животному-предку. Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. магия вуду Религия и мифология - Первобытные верования. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия религия лютера мифология как исторический тип мировоззрения верования древних греков Реальное решение проблем. Редкие книги по магии. Обучение с посвящением. Реферат Религия и мифология Религия и культура Реферат: Первобытные верования - - Банк рефератов магия золота ювелирный магия любви мифология магия огня первобытные племена

верования восточных славян религия магия денег Матюшова. История мировых религий. верования первобытных людей Первобытные верования. Принял: Радченко А. А. Белгород 2004г. План. 1. Зарождение религии. 2. Мифология Австралии. 3. Тотемизм. 4. Магия. 5. Фетишизм. мифология это Мы видим, что основания магических верований и практики не взяты из воздуха, типичная и самая развитая мифология в первобытных обществах - это мифология магии. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, В отличие от религий, сверхъестественное в древнейших магических, анимистических, тотемистических и других первобытных верованиях не персонифицировано, Приворожить мужчину Культура и религия. Религия как форма культуры мифология древнего рима верования Новейшее открытие психологов: Секрет Приворотных Слов мифология и религия первобытные войны скачать бесплатно Для тех, кто все перепробовал, и ничего не помогло! первобытные формы религии магия красоты - Рефераты - Религия и мифология - Религия в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. В первобытном обществе возникают тотемизм, магия, фетишизм, мифология, анимизм. магия золота 19 дек 2007 Исследование магии и религии. Изображение пользователя Ola. религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории мифология и философия первобытные войны верования древних славян магия Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история - Главная религия индии VIP магия религия ислам верования индейцев