Основная мысль произведения заколдованное место. Анализ произведения гоголя заколдованное место

Повесть «Заколдованное место» - это один из рассказов Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней сплетаются два основных мотива: хулиганства чертей и добывание клада. В этой статье приведено ее краткое содержание. Гоголь, «Заколдованное место» - это книга, которая впервые была напечатана в 1832 году. А вот время ее создания доподлинно не известно. Считается, что это одно из самых ранних произведений великого мастера. Освежим в памяти все его основные моменты.

Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Чумаки (торговцы).

Внуки деда.

Невестка деда.

Краткое содержание: Гоголь, «Заколдованное место» (вступление)

Случилась эта история давно, тогда, когда рассказчик был еще ребенком. Его отец, прихватив одного из четверых сыновей, уехал торговать табаком в Крым. На хуторе остались трое ребят, их мать и дед, стерегший баштан (огород, засеянный арбузами и дынями) от непрошеных гостей. Как-то вечером проезжал мимо них воз с торговцами. Среди них было много знакомых деда. Встретившись, они бросились целоваться и вспоминать былое. Затем гости закурили трубки, пошло угощение. Стало весело, пошли плясать. Дед тоже решил тряхнуть стариной и показать чумакам, что в плясу ему до сих пор равных нет. Дальше со стариком стало твориться что-то необычное. Но об этом расскажет уже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий

Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, - голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, - подумал дед. - Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда - места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дома деда уже хватились. Сели за ужин, а его все нет. После трапезы пошла хозяйка в огород вылить помои. Вдруг увидела она, как ей навстречу лезет бочка. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помои прямо на нее. Но оказалось, что это и был дед. В котле, который он принес с собой, были только дрязг и сор. С тех пор поклялся старик не верить более чертям, а проклятое место у себя в огороде обнес плетнем. Говорили, что когда это поле наняли под бахчевые местные чумаки, на этом кусочке земли росло бог знает что, даже и разобрать было нельзя.

Более полутора века назад написал Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание его изложено в этой статье. Сейчас оно не менее популярно, чем и много лет назад.

"Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там "сор, дрязг… стыдно сказать, что такое".

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию - льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

"Заколдованное место" уникально фольклорными особенностями - использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать. <…>К деду на баштан
    Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с собой рассказчика и брата его. Мимо куреня по дороге проезжало много народу. Многие останавливались, рассказывали истории разные. Особенно любил дед, когда чумаки проезжали. Один раз остановились в курене чумаки, вечером собрались, поели дыни, решили танцевать. Пустился дед танцевать. Хорошо пляшет, а
    Мой любимый автор - это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один
    Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то "роковое и переходное время", по его собственному выражению, когда "почти у всякого ночь и тьма вокруг". Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения. Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого русского критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" мечтал
    Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
    Каша из топора Русская народная сказка тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. - Заходи, служивый. - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. - Ну, нет так нет,- солдат
    Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) - выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959), "Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)" (1966). Материал взят на
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Ответы к школьным учебникам

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 169

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.

Ужасная месть

Фонохрестоматия

Стр. 169

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоцио-нальная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?
2.Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами: «...и вышел из неё колдун»?

1-2. Интонация актера изменяется совместно с тем, как изменяется состояние Днепра: пока она тих и споконен - рассказчик спокойно обрисовывает реку и природу вокруг нее, но как вода начинает беспокоиться, подымается ветер - теряет покой и глас актера: он то подымается, то опускается, то начинает читать быстрей. Наивысшей тревожной точки глас достигаете момент появления чернокнижника - самого ужасного персонажа этой картины, единственного существа, не боящегося оказаться рядом с Днепром в такую стршную ночь.

К стр. 170

Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не создатель гласит о людях, а люди по сути говорят о для себя. Гоголь подробно и ярко обрисовывает место деяния, как режиссер, который должен отлично представлять для себя, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в собственных героев. Нам кажется, как будто дьячок по сути поначалу отрешается говорить свою историю, а позже укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Потом создатель перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что лицезрел и ощущал дед.

/ / / Чему учит повесть Гоголя «Заколдованное место»?

Повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – не просто «небылица» о нечисти, а поучительная история. В ней писатель реализует идею о том, что нажиться нечестным трудом не получается ни у кого. Раскрывается она постепенно в сюжете с реальными и фантастическими событиями.

Указанный поучительный вывод проявляется в конце повести, до этого же внимательный читатель может найти еще много мудрых житейских уроков. Наш народ издавна верил в нечистую силу. Действительно, с людьми случались разные, порой совсем неимоверные вещи, поэтому основания для осторожности были. Современный человек легкомысленно относится к черту, но иногда возникают мысли о том, что нужно быть поосторожнее.

Дьячок, внук главного героя произведения, убедился в том, что если дьявол захочет «обморочить» человека, сделает это без труда. И хорошо, если человек отделается только обманом, как дед Максим. Дьячок понимает, что все могло бы закончиться и хуже, поэтому остерегает своих слушателей связываться с чертом.

В передрягу с дьявольским местом главный герой попал из-за того, что любил похвастаться. Он начал танцевать, чтобы показать чумакам, что еще ловок. Несколько раз дед пытался вытанцевать на заколдованном месте, но ничего не получалось. Несколько раз он повторял свои попытки, пока не раздразнил дьявола. Этот случай заставляет хвастунов задуматься над своим поведением. Иногда разумнее вовремя остановиться, чтобы уберечь самого себя от неприятностей.

Н.В. Гоголь в «Заколдованном месте» еще раз показывает, на что способна смелость и упорство. Дед Максим не испугался ни сатану, ни проклятого места. Он смело вступил в сражение за клад. Храбрость помогла герою добраться домой, да еще и клад найти. Если бы старик испугался, он, скорее всего, заблудился бы, так как черт продолжал бы морочить ему голову.

За кладом герой отправился не для собственной выгоды. Он думал порадовать внуков сладостями и жупанами. Можно утверждать, что клад найти ему помогла любовь к близким. Таким образом, писатель еще раз доказывает, что светлое чувство способно творить чудеса.

Эпизод, в котором дед появляется с бочкой в руках, изображен в юмористическом тоне. Старик с восторгом рассказывает внукам о том, что принес для них богатство, а потом обнаруживает мусор. В этом эпизоде автор высмеивает жажду к легкой наживе, утверждает, что заработать деньги, которые пойдут в пользу, можно только честным трудом.

После этого случая дед Максим остерегает внуков иметь дело с нечистым. Это предостережение стоит воспринимать не только в прямом, но и в переносном значении. Не нужно вестись на легкий заработок, так как можно остаться ни с чем.

Христиане издавна почитают Бога, считая, что он может защитить от любой напасти. Так и в повести Н.В. Гоголя дед Максим после встречи с чертом обращается к Господу и других призывает делать то же самое. Эта деталь тоже своего рода поучение, особенно для христиан.

Повесть Н.В. Гоголя можно воспринимать по-разному: и как правду, и как выдумку для легковерных слушателей. Это личное дело каждого читателя. Но запомнить поданные писателем уроки стоит.

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!