Опорные конспекты по истории. Опорные конспекты по истории России Селеменев С.В

Идея кодирования знаний. Поиски новых методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов - учителя­ми-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и про ведение таких уро­ков требует много сил, энергии, времени.

Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конк­ретной системе обучения. Изменение этапов урока, последователь­ности звеньев обучения, форм работы может не дать того резуль­тата, который получают учителя-новаторы. В данной работе приводятся лишь фрагменты работы твор­ческих учителей, обобщение их опыта, и, прежде всего с опорными конспектами кодирования знаний.

Идея кодирования знаний возникла еще в 60-е гг. в зарубеж­ной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного ма­териала. Затем схемы такого же характера появились в методи­ческих пособиях по истории. Содержание учебных тем в них от­ражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изобра­жения - символы исторических событий и явлений. Символ ­это внешнее явление, которое условно, через посредство заклю­ченного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об опре­деленном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематиче­ских пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксиру­ют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюде­ния предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.

Как известно, хорошо продуманная графическая’ схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцент­рировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целости. Значительно помо­гает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Глав­ные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложе­ния, на главные факты и легко запоминать их.


Ефимова Полина Владимировна
Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира:

http://ric.uni-altai.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book .. - 32К -
3 док.
  • Как определить страстность веры
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Борис ЕрмолаевиЧ Андюсев составил пособие для педагогов под доверительным названием "Опорные конспекты по истории средних веков".

    http://religion.ng.ru/printed/printing/1999-11-24/7_determine.html - 9К -
  • Интернет-магазин ЗАО "_Демонстрационная компания_": Демо-магазин портала Everest ...
    Интернет-магазин БЕСПЛАТНО. Демонстрационный интернет-магазин портала Everest.ru. Подключение к торговому порталу (более 30000 товаров). Любые виды сервиса по поддержанию, обслуживанию, созданию
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Опорные конспекты по истории древнего мира.

    http://demo.everest.ru:8101/CGI/printPage.cgi?f=161929&p=71 - 151К -
    1 док.
  • http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html

    Опорные конспекты по истории древнего мира:
    Опорные конспекты по истории России:

    http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html - 24К - 23.08.2002 -
    5 док.
  • СПИСОК ИЗДАНИЙ КОИПКРО,
    Опорный конспект по истории
    http://koipkro.kaluga.ru/publikac.htm - 27К - 05.04.2002 -
    1 док.
  • TOOYOO.RU: магазин
    Интернет-магазин книг, аудио/видео продукции, CD-ROM, карт экспресс оплаты и т.д.
    Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
    Опорные конспекты по истории средних веков.

    http://shop.tooyoo.ru/index.php3?cat_id=1445&page=12 - 22К -
    4 док.
  • Книжный мир
    Книжный Интернет-магазин, открывающий доступ к более чем 40 000 наименований. Заказ, доставка, поиск в каталогах и по ключевым словам.
    Опорные конспекты по истории России Пос.д/учит.

    http://books.pif.ru/catalog.php3?cat2=21&find=468&start=225 - 37К -

    1. истории , директора Аэрокосмического лицея N6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории истории России)

      http://2001.pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23 - 33К -
      4 док.
    2. Группа компаний "ШАНС" Старый Оскол | Магазин "Библиосфера"
      Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России:
      http://www.shansgroup.ru/shops/books/kat.php?limit=101&total=213&to=120&i=6&cl=3 .. - 14К -
      3 док.
    3. Результаты поиска по ключевому слову в НБ ДВГУ
      Опорные конспекты по истории средних веков:
      , методика преподавания истории , средневековье, средние века, учебные пособия,

      http://marbio-www.dvgu.ru/lib/keywbook.asp?keyw=%EC%E5%F2%EE%E4%E8%EA%E0+%EF%F0% .. - 32К -
      1 док.

    4. Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования"
      Поэтому составить опорные конспекты по истории физических теорий.
      В данной работе представлены опорные конспекты по трем темам курса физики - "Механика", "Молекулярная физика и термодинамика" и "Основы...

      http://penza.fio.ru/vio/03/resource/Print/art_8_1_8.htm - 11К -
      2 док.
    5. Опасноe - Первая
      Опорные конспекты по истории древнего мира:
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://alaman.narod.ru/alllashop/161.html - 117К - 23.08.2002 -
      1 док.
    6. Секция учителей общественных дисциплин
      В рубрике "Доклады" опубликована статья учителя истории , директора Аэрокосмического лицея °6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории древнего мира и средних веков) и Л.А.Кацва (автором серии учебников и учебных пособий по истории России)

      http://pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23&first_news=0&r= - 33К -
      3 док.
    7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПИСОКИ
      Опорные конспекты по истории др. мира.
      http://www.avtlg.ru/~uchitel/dopspis.htm - 85К -
      1 док.
    8. Электронный каталог учебных изданий
      Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
      http://ndce.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book.Print_Re .. - 34К -
      2 док.
    9. Древний мир. Книга почтой. Продажа книг в on-line книжном магазине. Доставка...
      Заказ on-line по Каталогу книг видеокассет аудиоCD и DVD разобраных по различным жанрам Мы сотрудничаем с оЗоном крупнейшим в России электронным магазином Здесь продаются книги видео
      Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://lovedepot.chat.ru/book/52.HTM - 24К - 06.04.2001 -
      1 док.
    10. БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЗА АВГУСТ 2002 ГОДА
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://VirLib.EUNnet.net/books/sclibUSU/VIII2002/bul82.htm - 51К - 20.09.2002 -
    1. в Рунете:.
      413. России: учебник
      ... исторических документов, исторические карты и таблицы, хронология, календарь исторических событий, опорные конспекты по истории России.

      http://konkurs.auditorium.ru/konkurs/cat/indexh.php?start=411 - 25К -
      | 3 док.
    2. 5-й класс
      Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://books.kupisam.ru/cat/100604.4.html - 34К -
      2 док.
    3. Отдел учебно - методической литературы
      Опорные конспекты по истории средних веков 6 класс:
      http://www.gerion.udm.net/gumani.htm - 51К - 15.08.2002 -
      1 док.
    4. : программа для музучилищ и училищ искусств: Чему и как учить: Инфоцентр...
      Степанищев А. Опорные конспекты по истории России.
      практическое занятие по работе с опорными конспектами ;

      http://www.gnesin.ru/teach/history.html - 122К - 04.12.2002 -
    5. http://block90.SHOP-ONLINE.ru/
      594. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      595. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://block90.SHOP-ONLINE.ru/ - 73К - 02.02.2003 -
      1 док.
    6. http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html
      Книжный Интернет-Магазин. Доставка почтой и курьером. Удобные способы оплаты. Низкие цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html - 34К - 23.08.2002 -
      2 док.
    7. 6-й класс (166 книг) - Магазин Озон - Наши лучшие интернет-магазины
      6-й класс (книг 166) - Интернет-магазин Озон - Проект "Наши лучшие интернет-магазины". Поиск и покупка книг, видео, cd. Новые поступления. Очень большой выбор и умеренные цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://shopnow.h1.ru/books.shtml?topic=11&page=2 - 30К - 07.06.2002 -
      2 док.
    8. ПТУ N 44 >> Материально-техническая база
      Кабинет истории и правовых знаний
      ... задания по всей истории , многоуровневые опорные таблицы по курсу правоведения, опорные конспекты по истории Украины, карты, методимеские разработки.

      http://www.ptu44.lg.ua/mtb.htm - 26К - 30.12.2002 -
      1 док.
    9. Опорные конспекты
      Учитель истории В. Селеменев прислал в ХРОНОС опорные конспекты , описывающие несколько периодов отечественной истории .
      Сами опорные конспекты - дело весьма специфическое и индивидуальное, поэтому мы предалаем их вам с учетом, что вы сможете самостоятельно извлечь из...

      http://www.hrono.ru/metodika/opor_konsp.html - 7К - 16.08.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    10. Библиография
      Опорный конспект "Господин Великий Новгород" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.
      Опорный конспект "Киевская Русь на рубеже X-XI веков" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.

      http://ipk.admin.tstu.ru/struct/GumZikla/kabist/Bibliografiya/Bibliografiya.htm - 12К - 20.11.2001 - строгое соответствие
    1. http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm
      Урок проводится в Х классе в рамках изучения истории по линейной структуре.
      ... одним из основных элементов работы может стать составление опорных конспектов , помогающих уяснить структуру созданного в 1922 г. псевдофедеративного...

      http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm - 11К - 01.04.2001 - строгое соответствие
      13 док.
    2. Система опорных конспектов
      Использование опорных конспектов (ОК) позволяет определить минимум необходимых теоретических и методологических знаний, необходимых умений и навыков...
      ... знаний ] [ Работа с понятийным аппаратом ] [Система опорных конспектов ] [ Отработка теоретического материала ] [ Методы обучения ] [ Приемы и формы...

      http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok15/site/P1/ok.htm - 4К - 02.11.2001 - строгое соответствие
      20 док.
    3. List SOFT. Опорные конспекты по биологии
      Опорные конспекты по биологии в книжном магазине ListSOFT.
      ... школы | Для техникумов и вузов | Дошкольник | Другие предметы | Иностранные языки | | Культурология | Логика | Математика | Общая экология...
      Опорные конспекты , составленные в виде схем и таблиц, в сжатой и визуально воспринимаемой форме охватывают большой объем текстового материала, ...

      http://books.listsoft.ru/book.asp?cod=81970&rp=130&up=1 - 19К - строгое соответствие
      8 док.
    4. http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html
      Учебный путеводитель дает опорные схемы-конспекты по истории русской художественной культуры с учетом этапов ее развития от IХ до ХХ века.
      Каждая опорная схема-конспект сопровождается кратким комментарием, раскрывающим основные традиции различных видов искусства, философии, науки.

      http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html - 5К - строгое соответствие
      Издательская продукция | 5 док.
    5. Книжный магазин Inline.RU России: преподавание в школе: УКчебное пособие
      INTERLINE - Оперативный обзор финансово-экономической ситуации в России, полный спектр актуальной информации: новости on-line, котировки акций, курсы валют, официальные бюллетени ЦБ РФ, графики.
      истории
      опорных конспектов

      http://books.inline.ru/book.asp?cod=108388&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      4 док.
    6. Отечества: преподавание в школе: Учебное пособие:: КонсультантПлюс...
      истории
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.consultant.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
    7. Книжный магазин на @Рунет - Отечества: преподавание в школе: Учебное...
      Новости: не количество, но качество.
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.atrunet.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      5 док.
    8. Шилова О.А. - ВИРТУАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЭКСПЕРИМЕНТ В ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАУКИ"
      ... определяющее минимум информации, которую целесообразно предъявить учащимся; опорный конспект по содержанию эксперимента, структурированный на основе...
      Сайт содержит библиографический список по истории экспериментальных исследований в физической науке.

      http://www.BITpro.ru/ITO/2002/II/1/II-1-363.html - 13К - 28.11.2002 - строгое соответствие
    9. Информационный сайт "Учительской газеты"
      Информационный сайт Учительской газеты
      ... в которых используются графические символы и образы - опорные конспекты , создаваемые с помощью компьютера. Предлагаю один из вариантов таких ОК.
      Опорные конспекты по современной истории имеют ряд особенностей, обусловленных новизной материала, что создает трудности не только для его...

      http://www.ug.ru/02.26/t13.htm - 40К - строгое соответствие
    10. Октябрьская
      истории .
      Опорные конспекты Опорные конспекты в обучении физике.

      http://nsk.fio.ru/works/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - строгое соответствие
    1. Тренинги, тренинговые компании, управление персоналом, кадровый менеджмент...
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.hrm.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Содержание 19 номера
      Опорный конспект
      развития естествознания

      http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/19/cont19.htm - 3К - 31.05.2002 - строгое соответствие

    3. Опорно -динамические схемы (ОДС) - понятие, вводимое в текст с целью разграничения описываемых ниже схем и опорных конспектов В.Ф. Шаталова.
      До некоторой степени исключением стали опорные конспекты по методу Шаталова, но и их применение на уроках истории вызывает немало обоснованных.

      http://сайт/shatopcon.htm - 39К - 27.12.2002 - строгое соответствие
      2 док.
    4. Российское: Химия
      ... для школьников по следующим предметам: физика, химия, экология и биология, математика, психология, , русский язык и, информатика и...
      Опорные конспекты по химии

      http://search.informika.ru/db/catalog/142/1748 - 15К - строгое соответствие
    5. Октябрьская
      ... русскому языку с использованием учебнометодического комплекса Бабайцевой; Лаптев В.А.- Использование информационных технологий в обучении истории .
      ... сотрудничества в обучении математике; ФисюраЛ.А.- Опорные конспекты в обучении русскому языку;НикитенкоИ.М.- Опорные конспекты в обучении физике.

      http://www.websib.ru/users/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - 14.12.2001 - строгое соответствие
      4 док.
    6. Страничка МОСШ °32 г. Нижневартовска
      Страница МОСШ°3 г.Нижневартовска
      _-опорные конспекты на уроках истории .

      http://www1.nvartovsk.wsnet.ru/~school/school_32/exp.htm - 6К - 03.04.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    7. Информация о книге
      ... и иные тексты, призванные облегчить преподавание первобытной истории и истории древнего мира в основной школе (5 класс) и в старших классах. Многие...
      учителям и старшеклассникам, но и всем интересующимся древнейшей и древней историей .

      http://service.1september.ru/public/books/aboutbook.php?num=35 - 1К - строгое соответствие
      2 док.
    8. Первый курс
      Лекция 7: Наука и религия (Опорный конспект ) - Владимир, 2001, 16 с.
      отечества

      http://ivt-vlgu.narod.ru/edu/1st-sem/ - 8К - 31.01.2003 - строгое соответствие
      1 док.
    9. Журналы
      Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://lib1.ssau.ru/~edd/cgi-bin/jcontent.cgi?password=&name=оПЕОНДЮБЮМХЕ%20ХЯРН.. - 6К - строгое соответствие
    10. WWW.SHPL.RU
      о.а.мацкайлова Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Н.И.КУЛАКОВА Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://www.shpl.ru/docdel/jcont.php?name=prepad&year=1999&nm=08 - 10К - строгое соответствие
    1. De Facto - книжный Internet-магазин
      De Facto - книжный Internet-магазин. Продажа книг. Быстрый поиск и подробный тор. Доставка товара курьером, по почте
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов

      http://www.defacto.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1&rp=34 - 11К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Выпускные работы слушателей РРЦИО

      Использование опорных конспектов на уроках истории

      http://www.rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm - 47К - 09.10.2002 - строгое соответствие
    3. Методика применения мультимедийного курса истории
      Опорные конспекты более удобны для быстрой активизации ранее полученных знаний непосредственно накануне экзамена.
      ... страдающие от недостатка аудиовизуальных материалов к уроку) - иллюстрированные опорные конспекты более удобны для быстрого извлечения из учебника...

      http://www.tretyakov.ru/russian/events/eva/eva99/d10/dr10-07.htm - 42К - 22.01.2003 - строгое соответствие
    4. co@libri в Калининграде
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.koenig.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1 - 11К - строгое соответствие

    Инновации в обучении истории

    Опорные конспекты

    Идея кодирования знаний. Поиски новых методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов — учителя­ми-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и про ведение таких уро­ков требует много сил, энергии, времени.

    Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конк­ретной системе обучения. Изменение этапов урока, последователь­ности звеньев обучения, форм работы может не дать того резуль­тата, который получают учителя-новаторы. В данной работе приводятся лишь фрагменты работы твор­ческих учителей, обобщение их опыта, и, прежде всего с опорными конспектами кодирования знаний.

    Идея кодирования знаний возникла еще в 60-е гг. в зарубеж­ной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного ма­териала. Затем схемы такого же характера появились в методи­ческих пособиях по истории. Содержание учебных тем в них от­ражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

    Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изобра­жения — символы исторических событий и явлений. Символ ­это внешнее явление, которое условно, через посредство заклю­ченного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об опре­деленном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематиче­ских пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксиру­ют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюде­ния предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.

    Как известно, хорошо продуманная графическая’ схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцент­рировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целости. Значительно помо­гает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Глав­ные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложе­ния, на главные факты и легко запоминать их.

    Методика работы с конспектами-схемами на уроках. Ма­териал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные симво­лы помогают ученику запомнить единицы информации — факты главные и неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они выделены разным цветом. Суть же самой системы работы за­ключается в усвоении знаний на основе их многократного повто­рения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.

    Как же проходит подготовка опорных конспектов? Прежде всего, начинающему учителю надо хорошо знать содержание школьного учебника: сначала он прочитывает его целиком, насквозь, а потом по темам. Читая темы, учитель проводит структурно-функциональ­ный анализ текста, вместе с тем определяя, какие параграфы учеб­ника можно объединить для изучения на одном уроке. Затем он переходит к оформлению листов конспекта с опорными сигнала­ми. Раскрывая тему, на одном листе он может поместить до четы­рех подтем (блоков). Их количество будет зависеть от сложности учебного материала. На этом же листе следует указать домашнее задание, дешифровку сигналов. Если учебник включает 60 пара­графов, то листов-конспектов, учитывая объединение параграфов, будет значительно меньше. Правда, сюда же включаются листы с конспектами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности, картосхемы. Разработав листы по содержанию всего курса, учитель снимает с них небольшие по размеру копии — раздаточный материал. Листы с опорными

    сигналами по теме урока должны быть одинаковы по содержа­нию. В противном случае с ними нельзя будет организовать об­щую коллективную работу в классе.

    Система работы с опорными конспектами требует привлече­ния к проверке заполненных листов одноклассников, учеников параллельного класса, помощников учителя. Обычно проверка тетрадей занимает у них не более 15 минут. Оценки выставляются в общеклассную (открытую) и индивидуальную ведомость учета знаний по каждой изученной теме урока.

    Ученики получают право любую нежелательную для себя оцен­ку исправить на последующих уроках.

    Учитель И.Л. Мирошниченко разработал критерии оценки листов с опорными сигналами, заполненных учениками. Ошиб­ кой считается пропуск буквы, слова, перестановка знаков в блоке или блоков, неправильное воспроизведение знаков. За одну ошибку ученик получает оценку «четыре», за две — «три». Если более двух ошибок, то работа не засчитывается и ее надо переписать заново.

    В.Ф. Шаталов предлагает следующую памятку по написанию листов с опорными сигналами:

    1. 1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
    2. 2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

    З. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

    1. 4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символически сигналы.
    2. 5. Объедините сигналы в блоки.
    3. 6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
    4. 7. Выделите значимые элементы цветом.

    Работа с опорными конспектами у В.Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома: 1. Развернутое объяснение учителем нового материала.

    2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка Символов.

    З. Изучение опор­ных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу вклеивание учениками листов в свои альбомы (возможно раскра­шивание в классе или дома).

    4. Самостоятельная домашняя рабо­та ученика с учебником и листом с опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и прослушивает свой рассказ.

    5. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях, хранящихся в кабинете истории (8-10 минут); провер­ка и оценка работ после урока учениками параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками. Возможна проверка на уроке самим учителем. В таком случае выполнивший задание ученик молча подходит к столу и показывает работу.

    6. Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учеников (воспроизводят блок на доске, ведут рассказ по опорным сигналам блока на два-три магнитофона, тихо отве­чают по конспекту учителю); магнитофонные записи прослуши­вают и оценивают помощники учителя данного класса или стар­шеклассники; они ставят вторую оценку; лучшие ответы слушает весь класс; для экономии времени блок, воспроизведенный у дос­ки, в тетради не записывается.

    7. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске.

    8. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Че­рез каждые пять-шесть уроков ученики получают короткий конс­пект, в конце которого дается около 10 вопросов для повторения. Каждый ученик по указанию учителя дает письменный ответ толь­ко на один вопрос или на несколько тестовых заданий.

    Изучение курса завершается в апреле двумя контрольными заботами, Первая контрольная работа проходит по второй поло­вине курса, содержание которого еще свежо в памяти учеников. На ее подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают выше (прием «успеха, удачи»). В контрольную работу входят во­просы и задания, требующие воспроизведения базовых знаний кур­са. Первый вопрос из начала перечня вопросов и заданий, второй из конца. Затем ученики получают задания по подготовке ко вто­рой контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников и рассказывает об итогах и типичных ошибках первой контрольной работы. Девять баллов за две контрольные работы и 50% отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятерке.

    Оставшееся в учебном году время посвящается исправлению — оценок, экскурсиям, читательским конференциям по историчес­кой беллетристике.

    По системе Шаталова ведут работу как опытные учителя, так начинающие педагоги.

    В качестве примера можно привести конспект с опорными сигналами студента по теме «Восстания в царствование Алексея Михайловича».

    1 блок

    1. Напряженным стало финансовое положение России в 50-е гг. XVH В., не хватало средств для ведения войны.

    2.В поисках выхода из положения московское правительство начало выпускать медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. Но налоги и подати с населения брало не медью, а серебром.

    3.Серебряные деньги вскоре исчезли из обращения, а медных денег стало очень много, так что они обесценились. К тому же выпускалось много фальшивых монет.

    4.Все это вызвало недовольство народа, что выразилось в 1662 г. в «мед­ном бунте» в Москве. Правительство было вынуждено отменить че­канку медных денег.

    2 блок

    1. Крестьяне бежали на Дон, пополняя казачество. В 1666 г. атаман В. Ус во главе 500 казаков отправился походом на Москву. Но дойдя до Тулы, отряд Уса был вынужден повернуть и отойти на Дон.

    2.В 1667 г. голутвенные казаки направились в Персию во главе со С. Разиным (поход за зипунами). Обогатившись, они через Архан­гельск вернулись на Дон в Кагальницкнй городок.

    3 блок

    1. В 1670 г. Степан Разин и его войско двинулось походом на Волгу. Без боя захватили Царицын и Астрахань. Народы Поволжья — чуваши, марийцы, татары — вливались в войско Разина. Без боя сдались Са­ратов и Самара.

    2.Город Симбирск был хорошо укреплен, и, дойдя до него, восставшие подготовили осаду. Разин выпускал <прелестные письма», призывая народ к восстанию. Восстание приобрело угрожающий характер, но 60-тысячное правительственное войско сняло осаду Симбирска.

    3.Разин был схвачен зажиточными казаками и вывезен в Кагальницкий городок на Дон. Его выдали правительству. С.Т. Разин был казнен в Москве 6 июня 1671 г.

    Работу с сигналами-символами на уроках учителя проводят по­-разному. Вот как об этом рассказывает ИЛ. Мирошниченко. В начале урока учитель называет тему, говорит о ее значении для изучения, знакомит учеников с планом урока, запи­санным на доске. Это три-четыре вопроса, каждому из которых соответствует блок с символами в опорном конспекте. Затем учи­тель дает домашнее задание, инструктируя, на какие вопросы нужно дать ответы на следующем уроке, какие блоки опорного конспекта использовать, к каким страницам учебника обратиться. Затем учитель переходит к объяснению нового. Свой рассказ он сопровождает графическим изображением на доске соответствую­щего блока с опорными сигналами, Ученики следят за объяснени­ем по своим черно-белым конспектам (размножены типографским способом) либо перерисовывают с доски карандашом в тетради, а дома раскрашивают.

    Как правило, в основе новаторских подходов к обучению ува­жение к личности ученика, опора на сотрудничество учителя и учеников и широкое самоуправление учащихся класса и школы в целом. Группа самых активных учеников помогает учителю на уроке и после него: консультирует слабо подготовленных учени­ков, готовит, проводит и проверяет письменные работы, помогает оформить листы с опорными конспектами и т.д.

    Методика проведения уроков Шевченко во многом осно­вана на самоуправлении учеников класса. Один ученик про­водит урок, другой является его дублером, третий комментато­ром, еще два ученика проверяют тетради, кто-то отвечает за обо­рудование урока, за заполнение экрана успеваемости. В учебном году каждый ученик побывает в роли учителя и не один раз.

    Вот этапы одного из уроков с опорными конспектами.

    1. Учитель-ученик начинает урок с устного опроса учащихся (10-­12 минут).

    2.Затем несколько секунд уходит на самооценку знаний, когда каждый ученик класса выставляет в индивидуальную ведомость оценку за подготовленность к уроку.

    1. Парный опрос учеников, когда они друг другу отвечают домашнее задание, ставят оценку за ответ (3-5 минут). В большинстве случаев оценки и самооценки совпадают. Пары каждый раз новые, они созда­ются перед уроком. После этого учитель-ученик садится на место. Выходит комментатор и проводит обсуждение прошедшей части уро­ка, делает вывод, предлагает оценку за ведение урока; ученики за нее голосуют.
    2. Письменный опрос — воспроизведение по памяти конспекта с опор­ными сигналами из домашнего задания. В это же время проверка тет­радей параллельного класса (10 минут). Проверку проводят два вы­деленных ученика. Они ставят оценку за конспект: плюс или минус. Еще два ученика переносят оценки в экран учета знаний.
    3. Объяснение нового материала учителем (15 минут). Сжатое изложе­ние этого же материала по плакату с опорными сигналами (4 минуты).

    При разработке конспектов с опорными сигналами могут при­меняться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); услов­но-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

    Учителя по-разному составляют и используют конспекты с опорными сигналами, разрабатывая свою систему обучения. Так, Ю.И. Латышев в конспекте видит опору для приготовления уче­никами домашнего задания и при последующем ответе на уроке. При составлении конспекта он старается использо­вать общепринятые символы и аббревиатуры. Конспект начинается с формулировки темы. Далее идет основной тезис, раскрываю­щий главную идею темы. В тему входит несколько параграфов. В конспекте отражены вопросы, на которых следует акцентировать внимание, выявлены причинно-следственные связи, причем вве­дены наиболее лаконичные формы записей. Сигналы объединя­ются в блоки. Они четко выделены и хорошо видны. Связи сигна­ла с блоком могут быть отражены простыми черточками или на­правленными стрелками. Итог, результат обозначают специаль­ные Выходящие сигналы.

    В 6-9 классах в последней трети урока Ю.И. Латышев начина­ет изучение новой темы. Он объясняет материал, опираясь на конспект с опорными сигналами. На втором уроке проводится консультация. Затем ответы учеников на вопросы на основе средств наглядности (диапозитивов, учебных картин) и письмен­ная работа по вариантам, которую проводят и проверяют ученики дежурной группы. Они специально готовятся к уроку. Третий урок посвящается работе в группах по взаимному контролю знаний, небольшой письменной работе и объяснению учителя в последней трети урока. Весь цикл повторяется.

    В 10-11 классах конспект с опорными сигналами включает три-четыре параграфа. Первый урок представляет собой З0-ми­нутную лекцию с опорой на облегченный конспект. Позднее, ра­ботая с учебником, ученики самостоятельно внесут в конспект недостающие сигналы-символы. Готовясь к лекции, ученики зара­нее читают дома нужные параграфы учебника. После лекции уче­ники письменно указывают, что они не поняли из объяснения учителя. Ориентируясь на эти записи, учитель готовит урок-кон­сультацию. На вопросы учеников отвечает дежурная группа и при необходимости учитель, привлекая наглядность. В конце урока отрабатываются понятия в ходе самостоятельной работы учени­ков. Третий и четвертый уроки посвящаются контролю знаний и взаимообучению в группах.

    Иконические модели, или пиктограммы, на уроках истории.

    Так называют простейшие рисунки, которыми учитель сопровож­дает свой рассказ при изучении нового материала. Такие уроки более приемлемы в среднем звене учащихся. Об уроках с икони­ческими моделями рассказывает А. Литвинов. Вот этапы его работы по новой теме: 1. Объяснение учителя с воспро­изведением по ходу рассказа иконических моделей на доске. Школьники перерисовывают эти рисунки-символы в тетради.

    2.Сжатое повторное объяснение учителя по рисункам на доске.

    3.Домашняя работа учеников по конспекту и учебнику.

    4. Ответы учеников с помощью конспекта у доски.

    Учитель-методист и исследователь В.А. Мыскин строит урок с пиктограммами, включая следующие этапы:

    1) первичное объяс­нение учителем нового материала при закрытых пиктограммах, заранее нарисованных на доске;

    2) сжатое объяснение по пикто­граммам;

    3) устный индивидуальный опрос по материалу (пикто­граммам) предыдущего урока (по тетради);

    4) перенесение учени­ками пиктограмм в тетради;

    5) работа с блоками пиктограмм по их закреплению (ученики раскрывают содержание пиктограмм, соотносят с текстом учебника);

    6) учебно-познавательные игры.

    Разработка опорных сигналов-символов и проведение уроков по ним·

    Создавая листы с опорными сигналами (блок-схемы), Е.И. По­метун и Г.А. Фрейман стремились при помощи определенных символов и знаков выявить сущность и взаимосвязи историчес­ких процессов и явлений, их соответствие определенному образу. Торговля — это плывущий кораблик, земледелие — мотыга, мо­нархия — корона. Совокупность таких символов образует блок­схему.

    Символы можно подразделить на две группы — информатив­ные и сквозные. К первой группе относятся те условные знаки, которые обозначают явления, частно-исторические понятия, не­сут в себе информацию о какой-либо стороне, части историческо­го процесса. Ко второй группе — символы, обозначающие общеис­торические понятия, связи, закономерности, процессы.

    Такой же точки зрения придерживается ВЯ. Оберман, пред­ложивший при разработке листов с опорными сигналами неко­торые символы и буквенные обозначения сделать постоянными. Так, он регулярно употребляет в качестве сокраще­ний при записях первые буквы слов «запад» (3), «восток» (В), «цивилизация» (Ц), «родовая община» (РО), «натуральное хо­зяйство» (НХ), «абсолютная монархия» (АМ). Стабильными у него остаются и значки, приведенные в предлагаемой им таблице. Все эти символы также можно отнести к сквозным.

    Но вернемся к опыту работы Е.И. Пометун и Г.А. Фрейман.

    Началом работы они считают создание системы сквозных и ин­формативных символов по курсу истории. 3атем начинается раз­работка блок-схемы к конкретному уроку, определение ключево­го символа. Он должен обозначать главное понятие, суть урока, быть ярким и легко запоминающимся. Так, в теме «Хозяйство и жизнь древних греков в Х I — IX вв. до н.э.э таким сквозным сим­волом экономики и хозяйства выступает повозка: в теме «Поэмы Гомера Илиада и Одuссея- символом культуры является раскрытая книга; в теме «Религия древ­них греков» условным символом может стать крест. Лист с опорными сигналами и будет представлять собой такой увеличенный символ

    В соответствии с планом содержание урока разбивается на смысловые части. Каждая из них обозначается сквозным симво­лом, его дополняют информативные символы, отражающие глав­ные факты, явления, процессы. С помощью стрелок и соподчи­ненного порядка размещения символов раскрывается взаимосвязь исторических явлений и процессов.

    Затем выделяются ключевые слова и вместе с информативны­ми символами составляются смысловые части схемы.

    Теперь задача — показать взаимосвязи смысловых частей и рас­крыть главную идею урока. В схему включа­ются также задания и вопросы, ответы на которые ученики дают на основе содержания символов.

    По теме «Хозяйство и жизнь древних греков»:

    1) основываясь на описании щита Ахилла, данного в поэме Гомера «Одиссея, докажите, что у греков уже существовало неравенство;

    2) объясните, к каким изменениям в общественной жизни греков вело совершенствование орудий труда и развитие хозяйства;

    3) докажите, что в Греции в IX в. до н.э. завершился переход от перво­бытно-общинного строя к рабовладельческому.

    По теме «Поэмы Гомера Илиада и Одиссея ученикам надо

    выполнить следующие задания:

    1) дать определение терминов циклопы, сирены;

    2) рассказать, как Одиссей вернул себе власть над Итакой:

    3)сделать выводы о том, как отразилось имущественное неравенство на организации греческого войска;

    4)объяснить, о чем свидетельствует конфликт Терсита и Одиссея;

    5)доказать, что поэмы Гомера — важнейший исторический источник.

    По теме «Религия древних греков» вопросы и задания ученикам:

    1) каковы причины возникновения религии;

    2) что такое религия;

    3) докажите, что религия — исторический источник, по которому можно судить о жизни древних греков.

    Различно методическое использование схем на уроках. Приме­няются они при изучении нового многократно, три-четыре раза. Первый раз учитель излагает материал, используя различные при­емы рассказа или проводя эвристическую беседу, при этом при­влекая изобразительную и предметную наглядность, технические средства обучения (15 минут). В это время схема, заранее нарисо­ванная на доске, скрыта от учащихся. Или же предполагается де­монстрировать ее по частям при помощи кодоскопа при кратком вторичном объяснении (5 минут). На этом этапе учитель ставит перед учениками вопросы. Затем ученики переносят Символы в тетради (5 минут). Далее следует беседа, во время которой учени­ки словесно воспроизводят основные положения схемы, дают от­веты на вопросы, рассуждают, доказывают, проводят сопоставле­ние элементов схемы с текстом учебника, документами. Это же задание они получат на дом. Кроме того, им надо запомнить символы, уметь воспроизвести их письменно и дешиф­ровать устно. Им также предлагается раскрасить отдельные ча­сти схемы в определенные цвета: явления, процессы развития хозяйства — зеленым; явления общественной жизни — голубым; проявление социальной борьбы — розовым. Поскольку такие схемы позволяют изучать историю сжато, охватывая содержание двух-трех параграфов, то применяются они не на каждом уроке. В этом случае ученики выполняют традиционные задания: за­полняют контурные карты, решают задачи, отвечают на вопросы учебника.

    В начале следующего урока школьники по памяти воспроизво­дят Опорные сигналы в тетрадях (10 минут). Для этого схема раз­бивается на смысловые части и ученики получают задания по какой-либо из них. Задания по вариантам включают самостоя­тельное формулирование вопросов по схеме и предусматривают ответы на них. Проверка работ ведется закончившими выполне­ние заданий сильными учениками прямо на уроке. Одновременно несколько учеников поочередно отвечают учителю у стола по ча­стям схемы. При необходимости такой вариант проверки знаний заменяется поэлементным воспроизведением схемы несколькими учащимися у доски, в то время как с классом организуется викторина, диктант понятий, хронологический или географиче­ский (с использованием контурных карт) диктанты.

    Использование схем на уроках дает желаемый эффект только в системе, т.е. когда данный вид наглядности применяется из уро­ка в урок: от вводного до повторительно-обобщающего урока каж­дой темы или раздела. Для уроков обобщения разработана специ­альная схема, задача которой сконцентрировать внимание учащих­ся на главных ведущих идеях темы или раздела. Это те же симво­лы, но в новых сочетаниях и взаимосвязях.

    Главные идеи, к пониманию и усвоению которых надо подвести учащихся на уроке обобщения «Древняя Греция», — связь между географическим положением, природными условиями Греции и занятиями греков; взаимосвязь развития орудий труда, хозяйства и использования труда рабов; развитие рабовладельчес­кого хозяйства; греческая и мировая культура; общее и особенное в развитии Древнего Востока и Древней Греции.

    Основные идеи в схеме оформляются отдельными блоками. Эти идеи в ходе работы с предыдущими схемами ученики фор­мулируют самостоятельно. Так, подводя школьников к понима­нию того, что географическое положение и природные условия Греции определили характер занятий населения и особенности образования государств, перед ними ставят следующие вопросы:

    1) охарактеризуйте природно-климатические условия Древней Греции;

    2) объясните, почему греки разводили только мелкий скот;

    3) как связаны природные условия с возможностью совер­шенствования орудий труда путем применения металла;

    4) поче­му природные условия Греции способствовали образованию мел­ких государств; каковы были особенности земледелия у греков, чем они объясняются? Отвечая на вопросы, ученики по мере не­обходимости обращаются к предшествующим схемам и форму­лируют искомую идею. Она иллюстрируется учителем в блоке 1 обобщающей схемы.

    Раскрывая взаимосвязь между прогрессом хозяйства, возник­новением и развитием рабства и подъемом культуры, ученики должны ответить:

    1) почему в Древней Греции и на Древнем Востоке возникло рабовладение;

    2) назвать источники рабства;

    3) где применялся труд рабов;

    4) как влияло применение труда рабов на развитие хозяйства;

    5) какая связь между рабовладением и развитием науки, образования, культуры, спорта;

    6) как отрази­лись рабовладельческие отношения на религии греков.

    Во второй части урока ученики сравнивают развитие Древней Греции и Древнего Востока. Блок 5 показывает, какие явления и как нужно сравнивать, что общее и различное надо выделять для выявления развития. Ученики убеждаются, что в странах Древне­го Востока и Древней Греции, несмотря на различия, есть сход­ные черты. В результате перехода к рабовладельческому строю они внесли выдающийся вклад в становление современной миро­вой цивилизации.

    В заключительной части урока учащиеся пере носят символы блок-схемы в тетради, записывают основные идеи урока. Умение дешифровать символы служит одним из показателей усвоения базовых знаний не только данного урока, но и темы, раздела в целом.

    Опыт преподавания с использованием блок-схем на уроках в течение ряда

    лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Применение схем значительно повыша­ет уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания, сложного материала. Они свободно оперируют зна­ниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.


    ▫ Делянки с горелым лесом государство отдает лесозаготавливающим компаниям за копейки, а они его уже продают по нормальной рыночной цене. Дело в том, что во время пожара сгорает только кора дерева, но не ствол - ствол, который идет на продажу, остается целым. На портале Change.org появилась петиция (https://goo.gl/BUIq6W) о том, что необходимо запретить продажи горелого леса по ценам ниже рыночных, так как ежегодно лес поджигают с целью дальнейшего выкупа по низкой цене. Люди задыхаются, экология страдает, на тушение поджаров тратятся огромные деньги из бюджета. Но проблема решаема - прецедент уже есть: как только специальными указами цены на горелый лес становятся не ниже, чем на обычный, новые пожары почему-то не возникают. Загадка... Становится невыгодным палить лес, потому что не получится скупить его за бесценок. Но такие указы отменяются как противозаконные, лес продолжает гореть с каждым годом все сильней, мы и наши дети всё сильней задыхаемся. Пожарами можно замести следы незаконных вырубок, но все же это не основная причина, так как заниматься незаконной вырубкой опасней, чем просто поджигать лес - с поджогом риск, что тебя заметят в тысячу раз меньше (а судя по тому, что за многие годы никого не заметили, риска нет вообще). Это происходит не первый и не второй год, а продолжается много лет. И судя по возрастающим объемам горящего леса, темпы сбавлять никто не собирается. По данным со снимков из космоса в одной только Иркутской области горит 750 тыс. гектаров леса (по информации Гринпис официальные данные занижены в 770 раз https://goo.gl/sDXEm4). После вырубки и продажи 1 гектара леса компания-лесозаготовитель получит около миллиона рублей! А теперь попробуйте умножить 750 тысяч гектаров на один миллион рублей, чтобы узнать потенциальную прибыль (750.000 на 1000.000=750.000.000.000 рублей)... Хорошо, если калькулятор не сломается... Кажется ли теперь случайностью, когда лес никто не спешит тушить? (https://ok.ru/profile/570734678960/statuses/70129371985328)
    ▫ Ир, они переделали все учебники, теперь дети нифига не могут запомнить. Перышкин написал физику, но если в 58 году Перышкин писал: Физическую величину ВСЕГДА можно измерить. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу ИЗМЕРЕНИЯ. Это было правило, выделенное жирным. А в 2019 году Перышкин как бы есть, но как бы его и нет. Теперь первую фразу кто-то вывел из правила и убрал слово ВСЕГДА. Далее идет жирным: Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу А слово Измерения выкинули. Все, весь смысл и визуализация правила потеряны. Дети больше не понимают, что такое ОДНОРОДНАЯ величина. Потому что Начало и конец правила изменен. Всего ДВА слова и не там жирный шрифт и правило потерялось. Вот так. Современные улучшатели такого понаделали, что Писча - это вполне себе еще хорошо. Это еще счастье, что есть Истоки, есть с чем сравнить их ФГОСы. Собрали-разобрали машинку и лишние болтики остались...