Он был в краю святом. "он был в краю святом"

Ст. «Он был в краю святом» создано как пародия на романтическую балладу. В русской поэзии конца 1820-х - начале 1830-х гг. появляются ст., восходящие к рыцарской поэзии: «Жил на свете рыцарь бедный» А.С. Пушкина (1829), «Старый рыцарь» В.А. Жуковского (1832), «Возвращение крестоносца» И.И. Козлова (1834). Романтическая баллада обычно сохраняла связь с фольклорными источниками. По мнению Б.М. Эйхенбаума, Л. в своих романтических балладах стремился обратиться к национальному материалу .

В ст. «Он был в краю святом» постепенно снижается образ крестоносца. В первом четверостишии сохраняется высокий стиль: «Он был в краю святом / На холмах Палестины. / Стальной его шелом / Иссекли сарацины» . Во втором четверостишии «цветущим ланитам» молодого рыцаря, который отправился в крестовый поход, противопоставлен облик старого воина, вернувшегося из похода, - «плешивого», «избитого». Высокий слог строки «неверных он громил» снижается иронической гиперболой «обеими руками». Основная ирония направлена на «подвиги» крестоносца и его жены: он «не щадил» жен неверных, а его жена в это время рожала детей от других. Последняя строка близка концовке «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина (1830): «Пришибло старика» – «Вышибло ум у старика».

У Л. есть ст., которое противоположно данной пародии, - «Ветка Палестины» (дата неизвестна). Здесь показано благоговейное отношение к паломничеству, сам паломник - это «Божьей рати лучший воин» и «святыни верный часовой». Он «небес достоин» за способность выдерживать удары судьбы, уповая на волю Божью, поскольку он идет путем Спасителя, вспоминая о его крестном пути.

Лит.: 1) Азадовский М. К. Фольклоризм Лермонтова // ЛН. Т. 43– 44. - М.: Изд. АН СССР, 1941. - С. 248–249; 2) Гаркави А. М. Заметки о М.Ю. Лермонтове // Уч. зап. Калинингр. пед. ин-та, вып.6. - Калининград: Калиниградский пед. ин-т., 1959. - С. 282–283; 3) Мнимая поэзия / Под ред. Ю. Тынянова. - М; Л.: ГИХЛ, 1931. - 263 с.; 4) Статьи о Лермонтове. - М. Л.: АН СССР, 1961. - 215с.

Е.А. Федорова (Гаричева)

«ОН БЫЛ В КРАЮ СВЯТОМ» , пародия Л. (1834?) на традиционно-романтич. балладу, воспевающую религиозно-этич. кодекс ср.-век. рыцарства, его воинскую доблесть и «великую миссию» в т. н. крестовых походах. Эти мотивы, распространенные в романтич. поэзии нач. 19 в., были уже архаичными для 30-х гг.; однако произв. такого рода продолжали появляться. Внимание Л., насколько можно судить по его пародии, привлекли, в частности, баллады В. А. Жуковского «Старый рыцарь» (1832) и И. И. Козлова «Возвращение крестоносца» (1834). Образы и сюжетные ситуации последней (отъезд крестоносца в Палестину, расставание с женой, «отважные дела» в «святом» краю, взаимная супружеская верность во время многолетней разлуки и, наконец, возвращение рыцаря) стали объектом иронич. пародии Л. Прямое пародирование Жуковского Л., по-видимому, не считал уместным; во всяком случае он воздержался от обыгрывания сюжетной стороны «Старого рыцаря». Тем не менее свое отношение к этому стих. он выразил достаточно ясно: пародируя сюжет и образы баллады Козлова, он использовал ритмико-интонац. структуру, а также нек-рые стилевые и фразеологич. обороты баллады Жуковского (напр., у Жуковского: «С неверным он врагом, / Нося ту ветку, бился / И с нею в отчий дом / Прославлен возвратился»; у Л.: «Неверных он громил / Обеими руками / Ни жен их не щадил / Ни малых с стариками.../ Вернулся он домой...»). Автограф неизв. Впервые - «Библиографич. записки», 1861, т. 3, № 1, стлб. 19. Датируется предположительно по времени появления пародируемых стихов, а также по стилю, характерному для времени пребывания Л. в Школе юнкеров.

Лит.: Мнимая поэзия, под ред. Ю. Тынянова, М. - Л., 1931, с. 423; Азадовский (1), с. 248-49; Гаркави (2), с. 282-83.

  • - «» – сказание o евангелисте Луке, известное по двум спискам в сборниках кон. XV – нач. XVI в. ...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - Глеб Владимирович - во святом крещении Давид, князь муромский, сын Владимира святого от "болгарыни" , причтенный к лику святых мучеников...

    Биографический словарь

  • - Ср. Урал. Очень, в высшей степени. СРГСУ 1, 139...
  • - с кр/аю, нареч. Сидеть...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КРАЙ, -я, о кра́е, в краю́ и в кра́е, на краю́ и на кра́е, мн. края́, краёв,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - с кра́ю нареч. обстоят. места 1. Начиная с последнего из числа находящихся в ряду предметов. 2. Сбоку...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прикам. То же, что без конца 2. МФС, 48...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Сиб. 1. Постоянно, всё время. 2. Без ограничения, очень много. ФСС, 98...

    Большой словарь русских поговорок

  • - чему. Сиб. То же, что непочатый край. ФСС, 98...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Сиб. 1. С самого начала. 2. Все подряд. ФСС, 98...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Новг. От начала до конца, полностью. НОС 4, 135...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 7 был близким к смерти был на краю гроба был на краю могилы находившийся на краю гибели подвергавшийся смертельной опасности стоявший одной ногой в гробу ...

    Словарь синонимов

  • - предл, кол-во синонимов: 2 край по краю...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 вскрай край на краю...

    Словарь синонимов

"Он был в краю святом" в книгах

4. О Святом Имени ИЕГОВА

Из книги Ключ автора Бёме Якоб

4. О Святом Имени ИЕГОВА Раввины Древности из Иудеев частично понимали его; они говорили, что это Имя является Высочайшим, и наиболее Священным Именем Бога; под каковым они имели в виду Осознанно трудящееся Божество: это вполне истинно, поскольку в такой сознательной

По краю, эх, по самому по краю…

Из книги 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 1 автора Курпатов Андрей Владимирович

По краю, эх, по самому по краю… Думаю, что многие, читая эту главу, уже порядком утомились и зевают, полагая, что все ее содержание не имеет к ним ровным счетом никакого отношения. Но я бы не стал торопиться с такими выводами. Чуть выше я уже обмолвился: многие из нас имеют

НА СВЯТОМ АФОНЕ НА СВЯТОМ АФОНЕ Стихи русского паломника Сергей Дмитриев 08.08.2012

Из книги Газета Завтра 975 (32 2012) автора Завтра Газета

«ДОМ-2» НЕ С КРАЮ «ДОМ-2» НЕ С КРАЮ 09.01.2013

Из книги Газета Завтра 945 (2 2013) автора Завтра Газета

О Святом Духе

Из книги Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония автора Коллектив авторов

О Святом Духе Вопрос 43. Ты хорошо научил нас о Христе. Мы просим, чтобы услышать немного о Святом Духе, равен ли Он Отцу и Сыну по власти, если Он творит и повелевает, как хочет? И почему Он в книгах сопоставляется с водой и огнем?Ответ. Послушай достойное твоему удивлению.

О святом Ефреме

Из книги Достопамятные сказания о подвижничестве Святых и Блаженных Отцов автора Коллектив авторов

О святом Ефреме Авва Ефрем, еще быв отроком, видел сон или видение, будто на языке его взошла виноградная лоза, возросла и, как весьма плодоносная, наполнила всю поднебесную. Все птицы поднебесные слетались и ели плоды виноградины сей; но чем более ели, тем более умножались

4) …во Святом Духе

Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон

4) …во Святом Духе Я намеренно решил обсудить это выражение последним, потому что оно, как мне кажется, характерно для всех трех предыдущих. Другими словами, истина Слова, убеждение, с которым мы несем Слово, и сила воздействия на людей - все это исходит от Святого Духа.

2. Служение во Святом.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

2. Служение во Святом. Служение священника во Святом святилища можно охарактеризовать как служение заступничества, прощения, примирения и восстановления. Совершаясь непрерывно, это служение обеспечивало постоянный доступ к Богу через священника. Оно символически

О святом причащении

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

О святом причащении Бог есть бесконечная любовь. Он так любит нас, что сошел для нас на землю, в муках умер на кресте и за нас, нечестивых и грешных, пролил Божественную Кровь Свою. И ныне, в бесконечной любви к нам, Он ходатайствует за нас перед Отцом, показуя Ему раны Свои,

О Святом Духе

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

О Святом Духе 5 - Я возвращаюсь к Тому, Кто послал Меня, но никто из вас уже и не спрашивает: «Куда Ты идёшь?» 6 Я вижу, что от Моих слов сердца ваши наполнились печалью. 7 Но говорю вам истину, Я ухожу ради вашего же блага. Если Я не уйду, то Заступник a не придёт к вам, но если Я

6. В Духе Святом

Из книги Господь автора Гвардини Романо

6. В Духе Святом В предыдущей главе показано, как Иисус Христос меняет Свое местопребывание и отношение с человеком. Сначала Иисус- один из нас, пребывающий в истории, как и мы. Он ходит по улицам, входит в дома, беседует с людьми. Евангелия повествуют о том, что Он делал и что

НА СВЯТОМ ПОРОЖКЕ

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

НА СВЯТОМ ПОРОЖКЕ Спирит В. П. Быков у старца Нектария в Иоанно-Предтеченском Скиту.В 1913 году в Москве появилась на прилавках книжных магазинов книга Владимира Павловича Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы». Надо знать духовно-нравственную

О Святом Причащении

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

О Святом Причащении Исповедь кончена. Все нечистое выметено из души. Душа чиста и убрана. Но это еще не все, что необходимо христианину.Исповедь - это лишь первая ступень в деле духовного обновления. Надо воспринять в себя Божественную, святую жизнь, приобщиться Богу, без

О святом Иоанне.

Из книги Жизнь пустынных отцов автора Аквилейский Руфин

О святом Иоанне. В самом начале нашего повествования поставим как крепкое основание образец всех добродетелей - Иоанна. Воистину он и один с избытком силен возвести благочестивые и посвятившие себя Богу души на вершину добродетели и возбуждать их к совершенству. Мы

Воспоминания о святом…

Из книги Слова и наставления автора (Вафидис) Эмилиан

Воспоминания о святом… Цель моего послания, - говорит отец Эмилиан, - пропеть вечную память пресвитеру, моему другу батюшке Димитрию, стяжавшему благодать Святого Духа… Хочется снова прийти к нему домой, оказаться в его бедной комнатушке, увешанной многочисленными

"Он был в краю святом" «ОН БЫЛ В КРАЮ СВЯТОМ» , пародия Л. (1834?) на традиционно-романтич. балладу, воспевающую религиозно-этич. кодекс ср.-век. рыцарства, его воинскую доблесть и «великую миссию» в т. н. крестовых походах. Эти мотивы, распространенные в романтич. поэзии нач. 19 в., были уже архаичными для 30-х гг.; однако произв. такого рода продолжали появляться. Внимание Л., насколько можно судить по его пародии, привлекли, в частности, баллады В. А. Жуковского «Старый рыцарь» (1832) и И. И. Козлова «Возвращение крестоносца» (1834). Образы и сюжетные ситуации последней (отъезд крестоносца в Палестину, расставание с женой, «отважные дела» в «святом» краю, взаимная супружеская верность во время многолетней разлуки и, наконец, возвращение рыцаря) стали объектом иронич. пародии Л. Прямое пародирование Жуковского Л., по-видимому, не считал уместным; во всяком случае он воздержался от обыгрывания сюжетной стороны «Старого рыцаря». Тем не менее свое отношение к этому стих. он выразил достаточно ясно: пародируя сюжет и образы баллады Козлова, он использовал ритмико-интонац. структуру, а также нек-рые стилевые и фразеологич. обороты баллады Жуковского (напр., у Жуковского: «С неверным он врагом, / Нося ту ветку, бился / И с нею в отчий дом / Прославлен возвратился»; у Л.: «Неверных он громил / Обеими руками / Ни жен их не щадил / Ни малых с стариками.../ Вернулся он домой...»). Автограф неизв. Впервые - «Библиографич. записки», 1861, т. 3, № 1, стлб. 19. Датируется предположительно по времени появления пародируемых стихов, а также по стилю, характерному для времени пребывания Л. в Школе юнкеров.

Лит.: Мнимая поэзия, под ред. Ю. Тынянова, М. - Л., 1931, с. 423; Азадовский (1), с. 248-49; Гаркави (2), с. 282-83.

Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Он был в краю святом"" в других словарях:

    ПЛАНЫ. НАБРОСКИ. СЮЖЕТЫ, разрозненные творч. заметки из разных тетрадей Л. Записи неоднородны по своему составу и значению: одни из них творч. замыслы, зафиксированные в одном двух предложениях как заметки «для себя», «для памяти» на будущее:… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1783 1852), рус. поэт романтик, старший современник Л., поэзией к рого Л. увлекался с раннего детства. Первое из дошедших до нас свидетельств запись в юношеской тетради рукой Л. полного текста поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» в пер. Ж. (по… … Лермонтовская энциклопедия

    1) секу, сечёшь, секут; прош. иссек, ла, ло; прич. страд. прош. иссечённый, чён, чена, чено; сов., перех. (несов. иссекать1). 1. Вырубить, вытесать (из камня, мрамора и т. п.); высечь1. [Я] иссеку из мрамора твою статую. И. Гончаров, Обрыв. Тут,… … Малый академический словарь

    БАЛЛАДА, лиро эпическое сюжетное стих. с четкими жанрово структурными признаками, представленное в поэзии Л. сравнительно небольшим числом произв. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых на… … Лермонтовская энциклопедия