Он был в краю святом. "он был в краю святом"
Ст. «Он был в краю святом» создано как пародия на романтическую балладу. В русской поэзии конца 1820-х - начале 1830-х гг. появляются ст., восходящие к рыцарской поэзии: «Жил на свете рыцарь бедный» А.С. Пушкина (1829), «Старый рыцарь» В.А. Жуковского (1832), «Возвращение крестоносца» И.И. Козлова (1834). Романтическая баллада обычно сохраняла связь с фольклорными источниками. По мнению Б.М. Эйхенбаума, Л. в своих романтических балладах стремился обратиться к национальному материалу .
В ст. «Он был в краю святом» постепенно снижается образ крестоносца. В первом четверостишии сохраняется высокий стиль: «Он был в краю святом / На холмах Палестины. / Стальной его шелом / Иссекли сарацины» . Во втором четверостишии «цветущим ланитам» молодого рыцаря, который отправился в крестовый поход, противопоставлен облик старого воина, вернувшегося из похода, - «плешивого», «избитого». Высокий слог строки «неверных он громил» снижается иронической гиперболой «обеими руками». Основная ирония направлена на «подвиги» крестоносца и его жены: он «не щадил» жен неверных, а его жена в это время рожала детей от других. Последняя строка близка концовке «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина (1830): «Пришибло старика» – «Вышибло ум у старика».
У Л. есть ст., которое противоположно данной пародии, - «Ветка Палестины» (дата неизвестна). Здесь показано благоговейное отношение к паломничеству, сам паломник - это «Божьей рати лучший воин» и «святыни верный часовой». Он «небес достоин» за способность выдерживать удары судьбы, уповая на волю Божью, поскольку он идет путем Спасителя, вспоминая о его крестном пути.
Лит.: 1) Азадовский М. К. Фольклоризм Лермонтова // ЛН. Т. 43– 44. - М.: Изд. АН СССР, 1941. - С. 248–249; 2) Гаркави А. М. Заметки о М.Ю. Лермонтове // Уч. зап. Калинингр. пед. ин-та, вып.6. - Калининград: Калиниградский пед. ин-т., 1959. - С. 282–283; 3) Мнимая поэзия / Под ред. Ю. Тынянова. - М; Л.: ГИХЛ, 1931. - 263 с.; 4) Статьи о Лермонтове. - М. Л.: АН СССР, 1961. - 215с.
Е.А. Федорова (Гаричева)
«ОН БЫЛ В КРАЮ СВЯТОМ» , пародия Л. (1834?) на традиционно-романтич. балладу, воспевающую религиозно-этич. кодекс ср.-век. рыцарства, его воинскую доблесть и «великую миссию» в т. н. крестовых походах. Эти мотивы, распространенные в романтич. поэзии нач. 19 в., были уже архаичными для 30-х гг.; однако произв. такого рода продолжали появляться. Внимание Л., насколько можно судить по его пародии, привлекли, в частности, баллады В. А. Жуковского «Старый рыцарь» (1832) и И. И. Козлова «Возвращение крестоносца» (1834). Образы и сюжетные ситуации последней (отъезд крестоносца в Палестину, расставание с женой, «отважные дела» в «святом» краю, взаимная супружеская верность во время многолетней разлуки и, наконец, возвращение рыцаря) стали объектом иронич. пародии Л. Прямое пародирование Жуковского Л., по-видимому, не считал уместным; во всяком случае он воздержался от обыгрывания сюжетной стороны «Старого рыцаря». Тем не менее свое отношение к этому стих. он выразил достаточно ясно: пародируя сюжет и образы баллады Козлова, он использовал ритмико-интонац. структуру, а также нек-рые стилевые и фразеологич. обороты баллады Жуковского (напр., у Жуковского: «С неверным он врагом, / Нося ту ветку, бился / И с нею в отчий дом / Прославлен возвратился»; у Л.: «Неверных он громил / Обеими руками / Ни жен их не щадил / Ни малых с стариками.../ Вернулся он домой...»). Автограф неизв. Впервые - «Библиографич. записки», 1861, т. 3, № 1, стлб. 19. Датируется предположительно по времени появления пародируемых стихов, а также по стилю, характерному для времени пребывания Л. в Школе юнкеров.
Лит.: Мнимая поэзия, под ред. Ю. Тынянова, М. - Л., 1931, с. 423; Азадовский (1), с. 248-49; Гаркави (2), с. 282-83.
- - «» – сказание o евангелисте Луке, известное по двум спискам в сборниках кон. XV – нач. XVI в. ...
Словарь книжников и книжности Древней Руси
- - Глеб Владимирович - во святом крещении Давид, князь муромский, сын Владимира святого от "болгарыни" , причтенный к лику святых мучеников...
Биографический словарь
- - Ср. Урал. Очень, в высшей степени. СРГСУ 1, 139...
- - с кр/аю, нареч. Сидеть...
Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
- - КРАЙ, -я, о кра́е, в краю́ и в кра́е, на краю́ и на кра́е, мн. края́, краёв,...
Толковый словарь Ожегова
- - с кра́ю нареч. обстоят. места 1. Начиная с последнего из числа находящихся в ряду предметов. 2. Сбоку...
Толковый словарь Ефремовой
- - ...
Орфографический словарь-справочник
- - См. ДОСТАТОК -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Прикам. То же, что без конца 2. МФС, 48...
Большой словарь русских поговорок
- - Сиб. 1. Постоянно, всё время. 2. Без ограничения, очень много. ФСС, 98...
Большой словарь русских поговорок
- - чему. Сиб. То же, что непочатый край. ФСС, 98...
Большой словарь русских поговорок
- - Сиб. 1. С самого начала. 2. Все подряд. ФСС, 98...
Большой словарь русских поговорок
- - Новг. От начала до конца, полностью. НОС 4, 135...
Большой словарь русских поговорок
- - прил., кол-во синонимов: 7 был близким к смерти был на краю гроба был на краю могилы находившийся на краю гибели подвергавшийся смертельной опасности стоявший одной ногой в гробу ...
Словарь синонимов
- - предл, кол-во синонимов: 2 край по краю...
Словарь синонимов
- - нареч, кол-во синонимов: 3 вскрай край на краю...
Словарь синонимов
"Он был в краю святом" в книгах
4. О Святом Имени ИЕГОВА
Из книги Ключ автора Бёме Якоб4. О Святом Имени ИЕГОВА Раввины Древности из Иудеев частично понимали его; они говорили, что это Имя является Высочайшим, и наиболее Священным Именем Бога; под каковым они имели в виду Осознанно трудящееся Божество: это вполне истинно, поскольку в такой сознательной
По краю, эх, по самому по краю…
Из книги 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 1 автора Курпатов Андрей ВладимировичПо краю, эх, по самому по краю… Думаю, что многие, читая эту главу, уже порядком утомились и зевают, полагая, что все ее содержание не имеет к ним ровным счетом никакого отношения. Но я бы не стал торопиться с такими выводами. Чуть выше я уже обмолвился: многие из нас имеют
НА СВЯТОМ АФОНЕ НА СВЯТОМ АФОНЕ Стихи русского паломника Сергей Дмитриев 08.08.2012
Из книги Газета Завтра 975 (32 2012) автора Завтра Газета«ДОМ-2» НЕ С КРАЮ «ДОМ-2» НЕ С КРАЮ 09.01.2013
Из книги Газета Завтра 945 (2 2013) автора Завтра ГазетаО Святом Духе
Из книги Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония автора Коллектив авторовО Святом Духе Вопрос 43. Ты хорошо научил нас о Христе. Мы просим, чтобы услышать немного о Святом Духе, равен ли Он Отцу и Сыну по власти, если Он творит и повелевает, как хочет? И почему Он в книгах сопоставляется с водой и огнем?Ответ. Послушай достойное твоему удивлению.
О святом Ефреме
Из книги Достопамятные сказания о подвижничестве Святых и Блаженных Отцов автора Коллектив авторовО святом Ефреме Авва Ефрем, еще быв отроком, видел сон или видение, будто на языке его взошла виноградная лоза, возросла и, как весьма плодоносная, наполнила всю поднебесную. Все птицы поднебесные слетались и ели плоды виноградины сей; но чем более ели, тем более умножались
4) …во Святом Духе
Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон4) …во Святом Духе Я намеренно решил обсудить это выражение последним, потому что оно, как мне кажется, характерно для всех трех предыдущих. Другими словами, истина Слова, убеждение, с которым мы несем Слово, и сила воздействия на людей - все это исходит от Святого Духа.
2. Служение во Святом.
Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен2. Служение во Святом. Служение священника во Святом святилища можно охарактеризовать как служение заступничества, прощения, примирения и восстановления. Совершаясь непрерывно, это служение обеспечивало постоянный доступ к Богу через священника. Оно символически
О святом причащении
Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр МихайловичО святом причащении Бог есть бесконечная любовь. Он так любит нас, что сошел для нас на землю, в муках умер на кресте и за нас, нечестивых и грешных, пролил Божественную Кровь Свою. И ныне, в бесконечной любви к нам, Он ходатайствует за нас перед Отцом, показуя Ему раны Свои,
О Святом Духе
Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора БиблияО Святом Духе 5 - Я возвращаюсь к Тому, Кто послал Меня, но никто из вас уже и не спрашивает: «Куда Ты идёшь?» 6 Я вижу, что от Моих слов сердца ваши наполнились печалью. 7 Но говорю вам истину, Я ухожу ради вашего же блага. Если Я не уйду, то Заступник a не придёт к вам, но если Я
6. В Духе Святом
Из книги Господь автора Гвардини Романо6. В Духе Святом В предыдущей главе показано, как Иисус Христос меняет Свое местопребывание и отношение с человеком. Сначала Иисус- один из нас, пребывающий в истории, как и мы. Он ходит по улицам, входит в дома, беседует с людьми. Евангелия повествуют о том, что Он делал и что
НА СВЯТОМ ПОРОЖКЕ
Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах ЛазарьНА СВЯТОМ ПОРОЖКЕ Спирит В. П. Быков у старца Нектария в Иоанно-Предтеченском Скиту.В 1913 году в Москве появилась на прилавках книжных магазинов книга Владимира Павловича Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы». Надо знать духовно-нравственную
О Святом Причащении
Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья ТихоновнаО Святом Причащении Исповедь кончена. Все нечистое выметено из души. Душа чиста и убрана. Но это еще не все, что необходимо христианину.Исповедь - это лишь первая ступень в деле духовного обновления. Надо воспринять в себя Божественную, святую жизнь, приобщиться Богу, без
О святом Иоанне.
Из книги Жизнь пустынных отцов автора Аквилейский РуфинО святом Иоанне. В самом начале нашего повествования поставим как крепкое основание образец всех добродетелей - Иоанна. Воистину он и один с избытком силен возвести благочестивые и посвятившие себя Богу души на вершину добродетели и возбуждать их к совершенству. Мы
Воспоминания о святом…
Из книги Слова и наставления автора (Вафидис) ЭмилианВоспоминания о святом… Цель моего послания, - говорит отец Эмилиан, - пропеть вечную память пресвитеру, моему другу батюшке Димитрию, стяжавшему благодать Святого Духа… Хочется снова прийти к нему домой, оказаться в его бедной комнатушке, увешанной многочисленными
"Он был в краю святом" «ОН БЫЛ В КРАЮ СВЯТОМ» , пародия Л. (1834?) на традиционно-романтич. балладу, воспевающую религиозно-этич. кодекс ср.-век. рыцарства, его воинскую доблесть и «великую миссию» в т. н. крестовых походах. Эти мотивы, распространенные в романтич. поэзии нач. 19 в., были уже архаичными для 30-х гг.; однако произв. такого рода продолжали появляться. Внимание Л., насколько можно судить по его пародии, привлекли, в частности, баллады В. А. Жуковского «Старый рыцарь» (1832) и И. И. Козлова «Возвращение крестоносца» (1834). Образы и сюжетные ситуации последней (отъезд крестоносца в Палестину, расставание с женой, «отважные дела» в «святом» краю, взаимная супружеская верность во время многолетней разлуки и, наконец, возвращение рыцаря) стали объектом иронич. пародии Л. Прямое пародирование Жуковского Л., по-видимому, не считал уместным; во всяком случае он воздержался от обыгрывания сюжетной стороны «Старого рыцаря». Тем не менее свое отношение к этому стих. он выразил достаточно ясно: пародируя сюжет и образы баллады Козлова, он использовал ритмико-интонац. структуру, а также нек-рые стилевые и фразеологич. обороты баллады Жуковского (напр., у Жуковского: «С неверным он врагом, / Нося ту ветку, бился / И с нею в отчий дом / Прославлен возвратился»; у Л.: «Неверных он громил / Обеими руками / Ни жен их не щадил / Ни малых с стариками.../ Вернулся он домой...»). Автограф неизв. Впервые - «Библиографич. записки», 1861, т. 3, № 1, стлб. 19. Датируется предположительно по времени появления пародируемых стихов, а также по стилю, характерному для времени пребывания Л. в Школе юнкеров.
Лит.: Мнимая поэзия, под ред. Ю. Тынянова, М. - Л., 1931, с. 423; Азадовский (1), с. 248-49; Гаркави (2), с. 282-83.
Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981
Смотреть что такое ""Он был в краю святом"" в других словарях:
ПЛАНЫ. НАБРОСКИ. СЮЖЕТЫ, разрозненные творч. заметки из разных тетрадей Л. Записи неоднородны по своему составу и значению: одни из них творч. замыслы, зафиксированные в одном двух предложениях как заметки «для себя», «для памяти» на будущее:… … Лермонтовская энциклопедия
- (1783 1852), рус. поэт романтик, старший современник Л., поэзией к рого Л. увлекался с раннего детства. Первое из дошедших до нас свидетельств запись в юношеской тетради рукой Л. полного текста поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» в пер. Ж. (по… … Лермонтовская энциклопедия
1) секу, сечёшь, секут; прош. иссек, ла, ло; прич. страд. прош. иссечённый, чён, чена, чено; сов., перех. (несов. иссекать1). 1. Вырубить, вытесать (из камня, мрамора и т. п.); высечь1. [Я] иссеку из мрамора твою статую. И. Гончаров, Обрыв. Тут,… … Малый академический словарь
БАЛЛАДА, лиро эпическое сюжетное стих. с четкими жанрово структурными признаками, представленное в поэзии Л. сравнительно небольшим числом произв. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых на… … Лермонтовская энциклопедия