Оглашенный значение слова в православии. Что такое катехизация? И кто такие оглашенные

Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия - христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить. В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь. Христиан ненавидели все: иудеи - за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники - за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию - обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих. И крестить могли только самых достойных - тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий - то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места. Они считались новичками и даже не вполне христианами - ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения - катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено - не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили. Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения - не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали. Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась - «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных - дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась - «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право - внимательно слушать и запоминать. Их так и называли - аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков - оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах - в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду. Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым. Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви. Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того - будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь. Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение - проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения - принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов. Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия. Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

Кто такие оглашенные в православной Церкви? «Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме? Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…

В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?

Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

Оглашенные — слово, которое слышали многие, даже люди, не имеющие отношения к Церкви. Достаточно вспомнить, как на шумно играющих и бегающих детей, часто покрикивают: «Что вы носитесь как оглашенные». Произнося это, люди даже не задумываются над смыслом фразы.

Попробуем разобраться: оглашенные кто это?

Если поискать это слово в словарях, то следует обратить внимание на греческий перевод. Кατηχουμενος- те, кто собираются принять христианство через таинство Крещения, изучающие основы веры. Такого человека и тогда уже называли оглашенным.

Во времена раннего христианства очень серьезно подходили к вопросам веры. В первые века за принятие христианства можно было серьезно пострадать. Крещение было сложным и ответственным шагом, который требовал подготовки и обучения догматов. Кандидаты, готовящиеся к Крещению, сообщали о своем желании священнику (епископу). Священник (возможно епископ) объявлял или «оглашал» об этом всем в храме. Следует заметить, что сам человек не мог запросто прийти в общину. Его приводил уже верующий христианин или диакон. С этого момента человек становился оглашенный. О нем молились, а он сам проходил подготовку. Священникам было категорически запрещено крестить без прохождения обучения и подготовки желающих. За это можно было стать изгнанным из клира. Существовали правила исповеди перед Крещением. Во время нее решался вопрос о том, возможно ли допускать до крещения, насколько тяжкие грехи совершил человек и раскаялся ли в них.

Оглашенный мог обучаться очень долго. В 1-3 века этот процесс длился от 40 дней до 3 лет. В процессе подготовки оглашенный уже присутствовал на богослужении, но в определенные моменты священники призывали оглашенных выйти из храма, произнося «изыди́те». Отсюда, наверное, и пошла поговорка про шумных детей. Более того, изначально священнослужители ходили и проверяли, не остался ли кто, называемый оглашенными в храме. Во время Таинства Евхаристии верные чада соединяются с Господом. Это величайшее Таинство, которое дано самим Богом верующим и принявшим Крещение, и только им. К нему не могут приступать некрещеные люди, поэтому им необходимо в это время выходить из храма.. Благоразумные «кандидаты в христиане» должны поступать именно так.

В современной жизни во время Литургии, диакон также призывает покинуть храм тех, кто не крещён, но никто этого не делает. Ведутся дискуссии на темы того, чтобы в самые важные Литургии оглашенных все же не оставалось в храме.

Возникает вопрос: почему возникла необходимость возвращать традицию оглашения, куда она пропала и когда? Для ответа на него нужно обратиться к истории России. В дореволюционное время, вся жизнь людей была связана с Богом и Церковью. Праздники, которые отмечало государство, были церковными. Люди хорошо понимали православное вероучение, и не было необходимости их обучать, оглашать. Во времена коммунистических нападок на Церковь проводить огласительные беседы было невозможно. Именно в тот момент и исчезла эта традиция.

В настоящее время Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил обучать, наставлять желающих приступить к крещению. 27 декабря 2011 года Священный Синод РПЦ одобрил документ, который закрепил это правило. Его необходимость назрела частыми случаями прихода в Церковь людей, которые понимают православную веру как модную тенденцию или магическую помощь.

Многие желающие оглашенные взрослые и родители (будущие крестные) младенцев, воспринимают такие нововведения совсем неодобрительно. Это неправильно, потому что очень часто можно услышать, как оглашенные объясняют свое желание креститься, например, для того, чтобы «быть под защитой » или «поправить здоровье ». Это говорит о том, что человек не понимает, зачем он приходит в Церковь, для чего он хочет носить крест. Конечно, все мы являемся лишь учениками. Сам Господь называл апостолов своими учениками, а они знали и понимали веру из Его уст и Его жизни. Мы лишь учимся быть христианами. И все же желая креститься, необходимо знать хотя бы саму суть христианства.
Во время подготовки катехизаторы — те, кто проводят обучения, рассказывают об основах православного вероучения, Таинствах, разъясняют правила, традиции Церкви, ведут беседы о вере и суевериях.
Люди должны осознавать суть православной веры, понять, готовы ли они исполнять ее каноны, нести каждый свой Крест.
И тогда, приступая к купели, оглашенный может твердо сказать: «Верую!»

(17 голосов : 4.47 из 5 )

Оглаше́нные (греч. κατηχούμενοι (катихумени) - получившие устное наставление, оглашенные) – лица, наставляемые в православной вере или уже получившие предварительное устное наставление (), готовящиеся к принятию .

Оглашенный – кандидат к . В древней оглашенными назывались христиане, еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных» или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви. При всем том они несомненно принадлежали Церкви (хотя и внешним образом, по выражению свв. отцов, пребывали в преддверии Церкви), причислялись к христианам, осеняли себя крестным знамением, участвовали в определенной части литургии.

Часть литургии, в которой принимали участие оглашенные, получила название «литургии оглашенных». В ней диакон призывал молиться верных об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их в Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, спас, заступил и сохранил Своею 6лагодатью. Священник также молился об оглашенных, призывая Бога приобщить их Церкви и сопричислить избранному стаду, чтобы и они славили вместе с верными пречестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Затем диакон призывал: Оглашенные, изыдите! И вслед за тем, второй раз: Оглашенные, изыдите! И потом в третий раз: Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся! После ухода оглашенных на занятия по начиналась литургия верных.

С широким распространением христианства институт оглашенных постепенно становился излишним. «Когда в V и VI веках греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собою разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые, –говорит Епископ . – Особенно этому способствовало возникновение обряда крещения детей, который в Апостольских постановлениях (VI, 15) упоминается как апостольский обычай, узаконенный некоторыми церквями еще с III века, а начиная с V века сделавшийся общим». Другой, не менее важной причиной исчезновения института оглашенных стало исчезновение распространившегося в 4 веке обычая взрослых откладывать свое крещение на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов.

«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании (; ; ср. Деян.18:25:), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую , должны изучать христианское учение (; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον.

Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и , которые подразделяют их на два разряда. В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5-го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин. Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32). Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма. В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица. В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры. Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь».

В древней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского . Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому .

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана , новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы ; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились , участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля.

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос.

В православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Длительность оглашения неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период оглашения делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень - предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень - основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень - период очищения и просвещения - период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень оглашения совпадает с Великим постом . В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви.

В культуре

Примечания

См. также

Ссылки

  • Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе на pravmir.ru
  • Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оглашенные" в других словарях:

    - (от огласить, сделать гласным), в христианской церкви лица, готовящиеся к принятию крещения и наставляемые в вере … Современная энциклопедия

    ОГЛАШЕННЫЕ, в древней христианской церкви лица, принявшие решение о крещении в период подготовки к нему, изучения основ веры, а также отпавшие от церкви и намеревающиеся вернуться. Эта практика продолжена в посткоммунистической России. Для… … Энциклопедический словарь

    Лица, ознакомленные с учением церкви и имеющие право накрещениe … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Оглашенные - (от огласить, сделать гласным), в христианской церкви лица, готовящиеся к принятию крещения и наставляемые в вере. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Оглашенные - люди, готовящиеся к принятию Таинства Крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, хотя и приняли Евангелие, оглашены проповедью Слова Божия, но по тем или иным причинам еще не крестились. Они, как не являющиеся еще членами Церкви в полном… … Православие. Словарь-справочник

    Оглашенные - верующие, но некрещеные люди, прошедшие обряд оглашения и готовящиеся принять святое крещение. Поскольку они еще не являются членами Православной церкви, их присутствие не допускается при совершении церковных таинств. Однако им разрешено… … Православная энциклопедия

    Лица, ознакомленные с учением церкви и имеющие право на крещение (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    оглашенные - оглаш енные, ых (церк.) … Русский орфографический словарь

    Оглашенные - ♦ (ENG compétentes) (лат. competere искать или стремиться вместе) в период ранней церкви новообращенные, к рые достигли последней ступени подготовки к христианскому крещению. Они также назывались electi избранные или, в Восточных церквях,… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Оглашенные - – люди, получившие оглашение и приобретающие затем право на принятие таинства крещения … Полный православный богословский энциклопедический словарь