Оформление записей в тетрадях в начальной школе. Требования к оформлению и ведению тетрадей по русскому языку и математике консультация на тему

Сегодня даже при многообразии канцелярии на рынке часто случается, что не находится такой тетрадки, которая идеально подошла бы именно вам. А может вам хочется сделать что-нибудь своими руками? При желании можно оригинально украсить обложку. Как красиво оформить тетрадь, читайте в нашей статье.

Самоклеящаяся или оберточная бумага

Если вы не нашли в магазине тетрадку с подходящим дизайном, попробуйте оформить ее самостоятельно при помощи оберточной бумаги и клея. Этот вариант считается самым простым, поэтому подойдет даже тем, кто никогда не делал ничего подобного. Современные технологии шагают с утроенной скоростью, поэтому в магазинах канцтоваров вы с легкостью найдете как простую упаковочную бумагу, так и с уже нанесенной на нее клейкой основой.

Если решили оборачивать тетрадь таким способом, бумагу выбирайте не очень плотную, иначе сделать это будет довольно проблематично. Для классического обертывания подойдет основа без пружинок.

Как работать с бумагой

Оборачивать тетрадную обложку довольно просто. Отмерив нужный размер по развернутой тетради, вырежьте прямоугольник на несколько сантиметров больше, чем требуется. Теперь начинайте оборачивать. Сначала вертикальные стороны тетради, а потом, слегка натягивая, горизонтальные. Каждый подгиб фиксируйте клеем. А если один из краев не желает загибаться, слегка подрежьте его ножницами.

Если же у вас оказалась только пружинная и вы не знаете, как оформить тетрадь такого вида, не огорчайтесь, это тоже возможно. Только она оборачивается не полностью, а частично. Для этого вырежьте подходящие по размеру отрезки бумаги и просто наклейте на обложку, загибая и тщательно проклеивая по краям.

Украшение тетради тканью

Для того, чтобы красиво оформить тетрадь, можно использовать ткани. Не обязательно идти в магазин. Наверняка в закромах у каждой хозяйки найдется коробка с обрезками. Так почему бы не сделать из обычной тетради хенд-мейд поделку?

К различным кусочкам ткани также можно добавить небольшие плоские пуговицы, пайетки, кружево или тесьму. А дальше дело за малым. Вырежьте из ткани любые фигурки и с помощью клеевого пистолета наклеивайте их на внешнюю поверхность изделия. Украшенные таким образом тетрадки могут стать не только любимой вещью самой рукодельницы, но и отличным подарком для близких людей.

Итак, с обложкой все ясно. Далее рассмотрим, как оформить тетрадь изнутри. Одной из интересных и практичных идей в дизайне тетради является закладка. Сделать ее можно буквально за минуту. Для этого выберите красивую тонкую атласную ленту или тесьму и за кончик приклейте к последней странице. Другой конец также можно оформить в зависимости от вашего вкуса и желания. Например, прикрепив к нему небольшую бусину или сделав бахрому.

А еще можно украсить рабочую тетрадь внутренним карманом. Особенно удобным он станет для школьников. В него можно складывать нужные таблицы и правила по определенному предмету. Сделать такой кармашек можно из цветного листа бумаги или использовать готовый конверт.

Если тетрадка предполагается в качестве личного дневника, то в такой карман можно сложить памятные письма, записки и билетики из любимых мест, в которых побывали.

По английскому языку

Тем, кто изучает английский язык, может понравиться идея использования соответствующей тематики. Весьма оригинально смотрится вариант с наклеенной картой Великобритании на обложке. К тому же, карта - это не только стильное украшение, но и верный помощник в учебе.

На ней можно отметить самые известные места и памятники Соединенного Королевства, наклеить рядом британский флаг. Можно вырезать картинку из журнала, но интереснее сделать самостоятельно из ткани. Для этого возьмите красную, голубую и белую ткань и, согласно дизайну флага страны, вырежьте схожие детали и проклейте их клеем. Готовый флаг закрепите на обложке. Как видно, оформить тетрадь по английскому, используя наши советы, совсем не сложно. При желании всегда можно добавить что-нибудь свое.

Музыкантам

Творческим личностям всегда хочется выделиться и показать свою неповторимую индивидуальность окружающим. Поэтому они стремятся украсить одежду какими-нибудь необычными аксессуарами, сделать нестандартную прическу и всячески преобразить обыкновенные вещи.

Если творческий человек увлекается музыкой, ему будет интересно узнать, как оформить тетрадь по музыке.

Самая популярная идея для оформления обложек музыкальных тетрадей - это, конечно же, ноты. Можно выбрать готовый вариант с их изображением или нарисовать вручную.

Чтобы оформить тетрадь по музыке, можно использовать жидкие блестки в тюбиках. Так можно изобразить все, что придет в голову.

Чтобы указать данные об ученике, вырежьте из бумаги контрастного цвета овал. Затем нанесите линии при помощи карандаша и линейки и впишите имя и фамилию.

Треугольники в дизайне

И напоследок еще один вариант, как правильно оформить тетрадь для стильной и модной молодежи. Поскольку сегодня среди молодого поколения весьма популярен минимализм, то и канцелярия не осталась в стороне.

Если вам захотелось как-нибудь оригинально оформить тетрадку, подготовьте несколько ненужных глянцевых журналов и саму заготовку. Вырезайте из них, подбирая по цветам и картинкам, треугольники. Затем, следуя задуманному дизайну, например, как на фото в статье, приклеивайте в нужном порядке на обложку. Достаточно необычное решение, которое наверняка придется по вкусу будущему обладателю подарка.

Вот и снова начался очередной учебный год. Сложный, напряженный, непонятный, выматывающий. Примириться с ней можно только одним способом - использовать как неиссякаемый объект для собственных творческих экспериментов. Посмотрите по сторона - что можно сделать, переделать, создать своими руками, что понравится вашему ребенку и будет регулярно использоваться им? Есть беспроигрышный вариант - подумайте, . Это великолепная идея, которая снимет школьные стрессы в процессе самого рукоделия, а затем будет неизменно вызывать улыбки ваших детей, которые, открывая каждый раз тетради, будут с теплотой думать о маминой заботе. Большинство идей совершенно несложные, и реализовать их можно за считанные минуты. В этом есть свой плюс - экспресс-релакс-терапия многого стоит, когда речь идет о каждодневных стрессах и проблемах. В общем, чтобы школа приносила вам как можно больше радости, решите, как украсить тетрадь своими руками , и украшайте!

Как украсить тетрадь своими руками - 5 интересных идей:

1. Тетради с "мраморной" обложкой

Искусство (а если речь идет о чем-то настолько красивом и необычном, то это именно искусство!) создания мраморных поверхностей полезно, когда хочется стать обладателем совершенно уникальной вещи. Тетрадь с обложкой, декорированной под мрамор, точно будет единственной в своем роде - вы никогда не сможете в точности повторить этот потрясающий рисунок еще раз.

2. Тетрадь с вышивкой

Теперь ваши дети ни за что не скажут "нееееет" предложенной тетради! У такой красивенной тетради нет ни единого шанса не понравиться - она восхитительна, правда? Минимальные навыки вышивания, немного времени и старания - и у вас готова потрясающая в своей красоте и уникальности обложка для школьной тетради, которую вы сделали лично, своими собственными руками.

3. Тетрадь с акварельной обложкой

Акварельные разводы завораживают. Кажется, ими можно любоваться бесконечно - и будут без устали дарить радость, удивление, открытия. Это совершенно особое чудо, которое доступно каждому, у кого дома есть акварельные краски и кисти. Ну, и желание творить и сочинять - без него вряд ли получится что-то приятное и прекрасное.

4. Обложка для тетради с самодельным принтом

Вот, где место, чтобы выгулять свою фантазию! Можно развернуться... и даже сворачиваться не надо: делайте много-много ярких и необычных обложек на тетради, творите и креативьте, а потом дарите результаты своей деятельности друзьям и знакомым, коллегам и учителям, консьержкам и педиатрам - и пусть мир вокруг вас станет чуточку ярче и добрее.

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

К нам в рубрику приходят вопросы о том, как оформлять ученические тетради и классный журнал. Мы даем рекомендации по это теме, опираясь на последние документы, опубликованные Министерством образования.

I. Вводная часть

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

II. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

№ п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

текущих

контрольных

Русский язык

Период обучения грамоте

Литературное чтение

Риторика

В соответствии с программными требованиями

Математика

Прописи либо рабочие тетради

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

Окружающий мир

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Москвоведение

Иностранный язык

В соответствии c программными требованиями

Технология

В соответствии c программными требованиями

Физ. культура

Педагогика здоровья

В соответствии c программными требованиями

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).

Следует

Не следует

Примечание

Тетрадь для работ по математике (для работ по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» школы (прогимназии) № 1725 Центрального округа г. Москвы

Ивановой Ольги
Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны

Павлова Дмитрия
Кузнецова Александра
Шакина Владимира

Тетрадь по математике (по русскому языку)
Тетрадь Для работ по Математике
Для работ по Русскому языку

Ивановой Оли
Коробковой Насти
Воронцовой Тани
Оли Ивановой
Насти Коробковой
Тани Воронцовой
Ольги Ивановой
Анастасии Коробковой
Татьяны Воронцовой

Павлова Димы
Кузнецова Саши
Шакина Вовы
Димы Павлова
Саши Кузнецова
Вовы Шакина
Дмитрия Павлова
Александра Кузнецова
Владимира Шакина

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке

Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя

IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку

Общие положения

    Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

    При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

    Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

    Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

    Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более “правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

V. Оформление письменных работ по русскому языку

После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Четвертое мая.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например:
I вариант.
I в.
2 вариант.
2 в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.

Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид ):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.
(название ) Пушок.
В тайге.
Ранняя весна.

Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

VI. Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

а) экономит место;
б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»).

Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Например:
«Найти сумму».
«Найти разность».
«Найти уменьшаемое».
«Найти вычитаемое».
«Найти первое слагаемое».
«Найти второе слагаемое».
«Найти множимое».
«Найти множитель».
«Найти значение выражений».
«Найти результаты выражений».
«Сравнить величины» и т.д.

Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).

Требования к ведению классного журнала

1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).

2. Названия предметов записываются с маленькой буквы.

3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.

4. Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).

5. На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.

6. На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.

7. Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой н .

8. Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).

9. Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее трех оценок (если недельная нагрузка по предмету – два часа) и более трех (если недельная нагрузка – три, четыре и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.

11. Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.

12. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организации домашней работы (повторить, составить план, таблицу и т.д.)

При изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание рефератов, докладов, составление чертежей, рисунков и т.д.).

Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: «Творческие задания» – и указывается его характер.

При изучении курса «Физическая культура» в графе «Домашнее задание» можно записать: «Индивидуальные задания» .

Если учитель работает по технологии, предусматривающей обучение без домашнего задания, то можно записать: или «Без домашних заданий» , или «Индивидуальные задания» .

13. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д. обязательно указывается конкретная тема.

В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:

Петрова К. – оценка за I полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать ).

Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать ).

Ведение журнала классным руководителем

1. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.

2. Страницы «Факультативы» и «Кружки» заполняются в начале каждого семестра.

3. Четвертные, триместровые, полугодовые оценки выставляются на страницу «Итоговые оценки» на второй день после окончания четверти, триместра, полугодия.

4. По окончании учебного года классный руководитель против фамилии каждого ученика делает запись:

«Решением педагогического совета № ___ от ___ (дата) переведен в ___ класс». Классный руководитель готовит журнал к итоговой четверти, триместровой, полугодовой и годовой проверке администрацией.

Единый орфографический режим

в начальной школе

    Порядок ведения и оформления тетрадей.

    Оформление надписей на обложках тетрадей.

    Оформление письменных работ по русскому языку

    Организация работы по формированию каллиграфического навыка

    Оформление письменных работ по математике

Единый орфографический режим в начальной школе.

Порядок ведения и оформления тетрадей .

    Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

    Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.

    Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)

Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно , чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Образец:

Тетрадь №1 (№2, №3)

для (контрольных) работ

по математике (русскому языку)

ученика 2 класса «а»

средней школы №1

с.Баган

Петренко Ксении.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку.

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см ( два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются .

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д . По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

1-вариант.

1-в.(запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец: Упражнение 234.

Упр.234 .

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например: Ветер

восток

песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например:

Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений

точки не ставятся .

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.

3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю .

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например : Маленькие- 7 м. ? М.-7 м. ?

Большие- 3м. Б.-3 м.

В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:

Ответ: всего купили 10 мячей.

При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

    записать выражение полностью;

    указать цифрами над знаками порядок действий;

    расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;

    записать окончательное значение выражения.

Например :

3 1 4 2

3450-145*2+1265:5=3413

1)145*2=290

2) 12 65 5 3) _3450 4) + 3160

6 253 290 253

15 3160 3413

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

3 2 1

Х+123- 56*2= 638

Х+123-112=638

Х+123=638+112

Х+123=750

Х=750-123

Х=627

627+123-56*2=638

638=638

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

А т В

Д С

Слова длина , ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см

Ширина – 6 см

Периметр -? см

Площадь - ? см 2

(12+6)*2=36 (см)

12*6=72 (см 2)

Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см 2 (д/з)

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

    записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку

    рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз.

Образец : 675, 564, на 78, в7 раз.

Ведение дневников в начальной школе.

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.

Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

    записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;

    требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);

    сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;

    названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо);

    запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453

с 154-155 (пересказ)

    в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.

    в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;

в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.

    классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;

    родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

    Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.

«Тетрадь ученика — это его лицо», — так говорят учителя, приучая нас с первого класса к тому, что тетради должны в порядке. Аккуратная, правильно оформленная тетрадь (в соответствии с требованиями учителя и школы) это всегда плюс ученику. Обычно учителя в начале года пишут на доске образец оформления тетрадей, но иногда это дело доверяют ученикам. Самостоятельно подписать тетрадь по английскому языку бывает нелегко. Поэтому этот вопрос можно встретить на просторах интернета.

Инструкция по оформлению тетради

Как подписать тетрадь по английскому? Однозначно это должно быть сделано на том языке, на каком ведется обучение тому или иному предмету. В данном случае — на английском. В центре обложки или в правом верхнем углу помечается следующая информация:

  1. название предмета;
  2. имя и фамилия ученика;
  3. класс;
  4. школа.

Переводим на английский, и вот, как это выглядит:

  • English
  • Alina Ivanova
  • Form 5 «A»
  • School 117

Это стандартный вариант оформления тетради по английскому языку. Ниже будут приведены другие варианты подписи, которые зависят от требований учителя, школы или даже от пожеланий ученика.

Важно знать!

Следует помнить, что в английском языке порядок указания имени и фамилии следующий: сначала имя, потом фамилия.

Пример : Anna Myatina (как написать своё имя и фамилию английскими буквами, читайте в статье «Русские имена на английском — основные правила перевоплощения»).

Имя ученика может быть передано на английский с помощью транслитерации (Nikolay, Pavel, Yekaterina), а может быть заменено английским эквивалентом (Nick, Paul, Kate и др.)

Тетрадь по английскому языку подписывается по стандарту Великобритании и США. Этот же стандарт соблюдается и в школах СНГ, в которых обучают иностранным языкам. Вот причина отличия (от русского) порядка строк.

  1. Если тетрадь принадлежит студенту, вместо класса указывается курс или группа.
  2. В конце строчек точки не ставятся.
  3. The city of Moscow / Moscow-city
  4. В последней строке иногда указывается город/регион проживания, но это не обязательно.
  5. В британском английском слово «класс» пишется как form, а в американском варианте пишут «grade». Но оба варианта верны.
  6. При указании номера школы (Школа № 123), значок «номер» в английском языке не ставится. Пример: School 125.
  7. Если требуется подписать тетрадь для новых слов — словарь, то на первой строке пишем не просто English, а English Vocabulary.


Другие варианты подписи тетрадей по английскому языку.

  • English
  • Form 7 «А»
  • School № 66
  • Galina Kuznetsova
  • English
  • Maria Lyadova
  • Form 8-А
  • School 183
  • The city of Moscow/Moscow-city
  • Exercise book
  • Ivan Simonov
  • Form — 4 B
  • School number — 17.

В разных школах различны и требования к оформлению тетрадей по английскому языку. Самое главное правильно написать название предмета, указать номер школы, класс, в котором учится ученик, и конечно, не забыть своё имя и фамилию. А можно просто приобрести тетрадь для работ по английскому языку, которая уже будет стандартно подписана, останется лишь пометить номер школы, указать класс и имя ученика.