Общепедагогические технологии. Определение основополагающего обучения: выбор форм, методов и средств обучения в лаборатории

Общепедагогические технологии

Педагогическая технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

    концептуальная основа;

    1. цели обучения - общие и конкретные;

  1. процессуальная часть - технологический процесс:

    1. организация учебного процесса;

      методы и формы учебной деятельности школьников;

      методы и формы работы учителя;

      деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

      диагностика учебного процесса.

Любая научная концепция для того, чтобы она «работала» в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

Признаками существования педагогической технологии являются:

    цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

    наличие диагностических средств;

    закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

    система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

    средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Дидактические технологии

Для того чтобы в обучении было меньше погрешностей, важно различать три основных группы педагогических технологий:

    Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. В основе данной группы технологий два основных метода обучения: вербальный (словесный) метод и иллюстративный метод. Следовательно, технологии объяснительно-иллюстративного обучения способствуют, прежде всего, развитию памяти, но при этом дают в основном репродуктивный уровень обученности. Иллюстративный метод практически является одним из самых необходимых методов в обучении и должен присутствовать постоянно. Иного отношения заслуживает вербальный метод. Его использование необходимо ограничивать в пределах 20 % от общего использования различных технологий, большую часть времени, уделяя самостоятельному приобретению учениками знаний.

    Личностно-ориентированные технологии обучения создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учитывают и развивают индивидуальные особенности школьников; предполагают групповую форму работы учащихся; дают возможность учитывать возможности и способности учащихся; способствуют формированию таких социальных качеств как сотрудничество, взаимопомощь, развивают коммуникабельность, умение адаптироваться к окружающим их сверстникам;

    Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых - способ обучения, обеспечивающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Воспитательные технологии

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ (Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998)

    Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

    1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.

      Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.

      Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

      Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

      Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...

      Воспитательная система Всероссийского детского центра «Орленок», «Океан».

    Частнометодические воспитательные технологии .

    1. О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волков).

      О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

      Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

      Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

      Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы).

      Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)

      Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

    Локальные (модульные) воспитательные технологии Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды и указания). Дидактический рассказ - изложение учебного материала в повествовательной форме. Назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.Описание - предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий.Объяснение - метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например, понятий, законов, правил и т.д. Характеризуется строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений, используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.).Беседа - вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Лекция - системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии - в краткой форме оценка качества выполнения задания. Замечание - указание на допущенные ошибки при выполнении задания. Распоряжение - словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Команда – это сигнал к немедленному началу или окончанию двигательного действия (строевые и спортивные команды). Пример . Указание - словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).



Методы обеспечения наглядности. В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относят: 1) метод непосредственной наглядности (показ упражнения); Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова;2) метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов, кинограмм, рисунков, схем и т.п.); 3) метод направленного прочувствования двигательных действий (направляющая помощь преподавателя, выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений, использование спец. тренажеров и т.п.); 4) метод срочной информации (свето-звуколидеры, электромишени, велоэргометры, беговые дорожки и т.п.).

12. Определение понятий «метод», «методический приём», «методика», требования к методам.

МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное приме­нение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигатель­ных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или ино­го метода в конкретной педагогической ситуации.



Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные дей­ствия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методичес­кие приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыс­лах:

В узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.);

В широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм органи­зации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и пр.).

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития физи­ческих способностей и вытекающими из них методическими принципами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личнос­ти занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уров­нем теоретической и практической подготовленности, способностями в примене­нии определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хоро­шо говорил по этому поводу П. Ф. Лесгафт: "Можно сказать: метод -это я".

6. Временем; которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической ра­ботоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или вос­становление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов трени­ровки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температу­ра воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

Признаки методов:

1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенап­равленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ - это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология его освоения.

2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, ко­торая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последо­вательность которых определяется субъектом деятельности.

3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свой­ствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъек­том воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность уче­ников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

2019

Знакомство с программами развивающего обучения даёт возможность осваивать новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, понять необходимость перемен в образовательной деятельности и определить для себя направление в работе – интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка.

  • Методическая разработка интегрированного урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа. Тема урока: "Исследование функции" 2019

    Цели урока: научить учащихся применять алгоритма исследования функции с помощью производной для решения задач программирования на языке Паскаль; изучить схему исследования функции и построения графика с помощью производной.

  • Технологическая карта урока в 5-м классе по ФГОС. Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 2019

    Цели урока: создать для учащихся условия для формирования навыков сложения и вычитания десятичных дробей по алгоритму; формировать навыки применения алгоритма при решении практических задач.

  • План урока-игры по материаловедению "Семь металлов создал свет по числу семи планет…" 2019

    Игра предназначена для обучения студентов в системе профессионального образования технического профиля. В процессе игры участники, работая в команде, изучают основные физические свойства цветных металлов и их классификацию. Кроме серьезных заданий, есть задания, которые систематизируют общие знания, полученные при изучении химии, истории, русского языка и других дисциплин.

  • Программа специального курса по спортивным играм 2019

    Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «спортивные игры» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления развития личности и обеспечивает результаты освоения курса.

  • Реферат "Использование нетрадиционных форм работы на уроках истории как средства повышения познавательного интереса и успеваемости учащихся" 2019

    Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта – это освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. Наибольшее распространение в настоящее время получают так называемые «нетрадиционные» уроки, как одна из форм развивающего обучения, где за основу берется развитие познавательного интереса. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, способствующего развитию интеллекта и способностей учащихся. Для этого и необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных уроков, чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у учащихся.

    реферат

  • Особенности перевода диплома 2019

    Для получения высшего или второго высшего образования за границей будущему студенту потребуется предоставить целый пакет документов. И одним из основных документов – перевод диплома. Также перевод диплома может понадобиться тем людям, которые хотят легализовать свой диплом в другой стране. Стоит отметить, что при подготовке всех документов, будет также необходимо подать в консульство государства, куда человек собирается переезжать, нотариальный перевод диплома и написанное по специальному образцу заявление. Для выполнения данной процедуры вы можете обратиться к квалифицированному переводчику или бюро переводов, которое выполнит официальный перевод диплома на английский или другой язык.

    перевод диплома на иностранный язык , бюро переводов , обучение за границей


  • Изменения в интересе к математике у старшеклассников за счет интернет-технологий 2019

    В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование интернет-технологий на любом этапе учебной деятельности в процессе проведения преобразующего этапа опытной работы позволило сделать уроки математики, не похожими друг на друга. После проведенных уроков, с использованием интернет-технологий, мы прежде всего провели анкету, направленную на изменение интереса к математике у старших классов с использованием интернет-технологий.

  • Использование ТСО и ИКТ на занятиях по экономики в начальной школе 2019

    Ведь в возрасте 7–10 лет детям трудно разобраться в тонкостях экономической науки. Современные ТСО и ИКТ позволяют сделать уроки экономики в начальной школе более яркими, динамичными и запоминающимися. На уроках для большей вовлеченности детей в экономическую среду могут быть использованы фрагменты из любимых мультфильмов. С помощью них дети учатся видеть экономический аспект в повседневной жизни.

  • Развитие функциональной грамотности у учащихся 9–10-х классов на уроках "Человек. Общество. Право" через применение тренингов с коучинговым подходом 2019

    В условиях динамично развивающегося общества главной задачей учителя становится развитие функциональной грамотности учеников. Искусство обучения претерпевает серьезные изменения. Учителя оставляют традиционную позицию «учитель–ученик» и переходят на позицию «ученик-учитель». На своих уроках я призываю ребят активнее пользоваться интернет-ресурсами, потому что объем информации в учебнике недостаточен. Кстати я отметила, что на начальных этапах ученики, не смотря на то что они имеют достаточный опыт пользования интернет-технологий, не могут быстро найти нужную информацию. Поиск ведется поверхностный и бесцельный. Затем ребята начинают конкретизировать запросы и быстро находить нужный контент. Я считаю, что ученикам нужно только задавать вектор поиска, а решение проблемы они найдут самостоятельно.

  • Способы решения задач по теории вероятностей ЕГЭ по математике базового уровня 2019

    Раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в материалах открытого банка заданий ФИПИ по математике ЕГЭ базового уровня содержит 392 задачи на сорока страницах. В статье выделены несколько типов задач по различным темам курса теории вероятностей и предложены способы их решения. Каждый тип задач сопровождают минимально необходимые теоретические сведения. Формулировки задач скопированы с сайта ФИПИ.

  • Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку в поликультурных классах 2019

    Статья посвящена раскрытию одной из актуальных проблем образования – обучение детей-билингвов русскому языку в поликультурных классах. В статье сформулированы основные трудности, с которыми сталкивается учитель в работе, предложены методические рекомендации, упражнения, приёмы, которые способствуют школьнику-инофону овладеть русским языком. Планомерная работа, участие родителей, контроль со стороны учителя, психологический комфорт дают возможность повысить эффективность обучения детей, для которых русский не является родным языком.

  • Урок по методике смешанного обучения. Тема урока: «Лес. Растения зоны смешанных лесов». 4-й класс 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с многообразием растений леса, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека; познакомить учащихся со значением лесов в жизни человека.

    Цель урока: использование знаков, цифр, математических символов, «+», «-», «≠», «=», «>», «<»; обозначение неизвестного числа.


  • 2019

    Цель урока: выделить естественные и искусственные источники света, определить необходимость искусственного освещения и его источники.

  • Полезные ископаемые 2019

    Цель урока: дать учащимся знания о полезных ископаемых и объяснить их значимость; обучение работе с картами полезных ископаемых Казахстана; воспитание бережного отношения к природе, бережного и рационального использования природных ресурсов.

  • Результативность школьного урока. От чего она зависит? 2019

    Для того чтобы учащиеся на уроках математики овладели системой знаний и умений, которые необходимы им для применения в практической деятельности следует использовать современные образовательные технологии. Считаю, что применение современных образовательных технологий способствует самореализации и успешной социализации ребенка. Используя современные образовательные технологии мы можем повысить эффективность учебного процесса, а значит результативность урока.

    современные образовательные технологии

  • Конспект урока по литературному чтению Э.Успенский "Чебурашка" 2019

    Цель урока: продолжить работу с произведениями Э.Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.

    Биология в школе – один из немногих предметов, позволяющих осознать целостность мира и взаимосвязи научного познания. В статье приведены примеры использования на уроках биологии основных терминов и понятий химии, показан опыт полевых работ и экспедиций школьников, использование возможностей Интернета для привития учащимся экологической культуры. Делается вывод, что изучение биологии в 10–11-х классах можно сделать более эффективным и результативным, привлекая знания учащихся по смежным дисциплинам и используя различные наглядные и практические методы.

  • К 60-летию Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» 2019

  • Профориентационная работа на уроках химии 2019

    В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Эффективность как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, т.к. после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.


  • Роль инновационных технологий в образовательном процессе 2019

    Инновация – это всегда нововведение. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и др. Модификации стандартных педагогических приёмов и методов с целью повышения успеваемости обучающихся в усвоении определённого материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

  • Методическая разработка учебного занятия по МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема «Алгоритм организации сюжетно-ролевой игры» 2019

    Цели разработки: систематизировать знания об особенностях организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах путем создания алгоритма; познакомить с современной педагогической технологией Виммельбух; содействовать развитию аналитических способностей, познавательного интереса, внимания, мышления; создать условия для формирования коммуникативной и информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

    технология Виммельбух , организация сюжетно-ролевой игры

  • Технология оценивания на уроках истории 2019

    Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    оценивание

  • Интеллект-карта для закрепления изученного материала по предметам для обучающихся начальной школы в рамках ФГОС 2019

    Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, (слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

  • Особая роль в профессии учителя принадлежит дисциплинам педагогического цикла, которые должны помочь развитие педагогического мышления и повышение педагогической культуры, формирование необходимых умений и навыков работы в школе.

    Как в учебной, так и в воспитательной работе не может быть шаблона. Каждый учитель в любом конкретном случае действует, сообразуясь с целым рядом условий: уровень подготовленности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, мотивы поведения, цель и содержание урока. Поэтому надо целеустремленно наблюдать педагогическое явление в жизни школы, вдумчиво подходить к анализу и оценке любого педагогического факта, к творческим поискам в педагогической деятельности. Возьмем, например, такое сложное явление, как урок. Многообразна деятельность учителя и учащихся на уроке, существенное значение имеет содержание учебного материала, организация коллектива детей и т.п. Осмыслить все детали урока, выделить в нем главное и существенное, понять его достоинства и недостатки.

    Не владея методами педагогического воздействия на детей, педагог не может добиться ощутимых результатов во всей своей работе, организовать детский коллектив, наладить успешную учебную и иную работу ребят, осуществить цели воспитания.

    Методы педагогического воздействия взяты из педагогического опыта, благодаря верному его осмыслению и пониманию; они учитывают и отражают все ценное, что накоплено школой и педагогикой. Вместе с тем важно подчеркнуть, что эти методы сложились в условиях, они отражают не педагогический опыт вообще, а именно опыт воспитания, опыт наших учителей, школы, всего общества.
    Современное воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность. Мы стараемся воспитать всесторонне развитых, сильных телом и сознанием людей и, индивидуалистов, коллективистов, поднимающих коллектив на новую ступень.

    Педагоги и учащиеся – члены одного коллектива, объединенные совместной полезной деятельностью и складывающимися на этой основе отношениями доверия и взаимной требовательности, делового сотрудничества и взаимопомощи – товарищескими отношениями.

    Перестройка в нашей стране, развитие товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками, между самими учащимися – вот реальная основа методики педагогического воздействия. Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как товарищ.

    Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

    Направить развитие и руководить им – задача воспитателя. Но чтобы руководить этим сложным объективным процессом, воспитатель должен всю жизнь детей организовать педагогически целесообразно, т.е. таким образом, чтобы в процессе этой жизни дети приобретали необходимые нравственные качества, нужные знания, полезные навыки и привычки. А это значит, что если перед нами стоит задача воспитания, то и жизнь детей должна быть организована таким образом.

    Исходя из этого, мы будем рассматривать важнейшие методы педагогического воздействия. Речь пойдет о педагогическом требовании, системе перспективных линий о различных их видах и формах.

    Включить ребят в полезную деятельность, которая отвлекла их от баловства, помогает умело поставленная перспектива. В зависимости от характера ситуации соответственно применяются педагогами различные методы. Здесь и требование, и перспектива… Но между ними есть и нечто общее, одна общая черта: каждый из этих методов особым образом организует жизнь детей, вызывает нужные поступки и виды деятельности, прекращает нежелательное поведение. В этом и состоит основное назначение методики педагогического воздействия – вызывать и стимулировать или прекращать ту или иную деятельность воспитанников, проявление ими тех или иных нравственных качеств. Для развития у ребенка тех или иных нравственных качеств необходимо прежде произвести определенные изменения в его сознании, а затем, как их прямое следствие, наступят и определенные изменения в личности.

    Методика педагогического воздействия в современной школе коренным образом отличается от методов воспитания, образования, учения. Характерной чертой методики педагогического воздействия школы и педагогики является то, что она всегда представляла собой набор приемов, обращенных от педагогов к воспитанникам, от взрослых к детям. Педагогическое воздействие на детей со стороны организованного детского коллектива становится могущественнейшим методом воспитания. Воздействия педагога и детского коллектива не только не противоречат друг другу, но, наоборот, становятся особенно действенными и эффективными в своем единстве.

    Характерной чертой педагогического воздействия в школе является то, что оно адресовано к личности воспитанника не только от педагога, но и, что особенно важно, от детского коллектива. Открытие способа превращения непосредственного влияния педагогов на детей в педагогическое воздействие воспитательного коллектива – выдающееся достижение педагогической науки и практики.

    Воспитательные методы не остаются только внешними стимулами, а в своем развитии превращаются во внутренние стимулы поведения детей, стимулы полезной педагогически целесообразной их деятельности.

    Методика педагогического воздействия представляет собой используемую для организации общественно полезной и педагогически целесообразной деятельности детей систему средств, обращенных к личности воспитанника от педагогов и детского коллектива и превращающих трудные и ложные обязанности детей в источник их радости, в личные стремления.

    Методы педагогического воздействия – это не набор чисто профессиональных средств в руках людей, равнодушных к судьбе своих воспитанников, эти методы – живые отношения живых людей, объединенных одним коллективом, едиными устремлениями, общей ответственностью.

    Сущность отношений педагога и воспитанника очень хорошо характеризует А.С. Макаренко, который говорит: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткий формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему…»

    Основой педагогического воздействия может быть развитие и упрочение товарищеских отношений между педагогами и детьми, отношений, требовательность с глубоким уважением. И применение тех или иных методов в каждом случае не только приводит к частным изменениям в деятельности детей, но и всегда активно «работает» на развитие отношений между педагогами и воспитанниками. Забывать этого нельзя никогда.

    Педагог должен научить своих воспитанников, вооружая их конкретными навыками, знаниями, умениями. Любое разумное и подготовленное воздействие педагога обязательно должно быть доведено до конца.

    Конечно, не всегда и не в любом случае педагог добивается безусловного выполнения детьми поставленных им задач. Глубоко ошибочна позиция: «Педагог всегда прав». И подлинный авторитет педагога строится не на воспитании у детей привычек безоговорочного послушания, а на признании воспитанниками опыта, знаний, моральной красоты личности учителя. В конкретных случаях умение воспитателя в чем-то отступить, а если надо, и прямо признать ошибочность своих требований больше помогут становлению его авторитета.

    Не менее важно при осуществлении организации воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия последовательное проведение таких общих принципов, как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, рассматриваемых наиболее подробно в курсе психологии.

    Многое зависит и от положения воспитанника в коллективе. Всегда приходится учитывать психическое состояние детей, к которым обращается педагог с тем или иным заданием: они могут быть веселы и спокойны, огорчены чем-либо и взволнованы. Это влияет на выбор формы воздействия.

    Метод обучения чтению дает весьма положительные результаты в отношении литературного развития учащихся, их умения и желания читать. Постепенное включение детей и родителей в разные формы самостоятельной организации разумного и занимательного досуга на базе имеющийся общей читательской готовности, знаний о писателях и книгах, умения действовать в доступном круге чтения.

    Соединение обучения с общественно полезным производительным трудом, о связи обучения труду с преподаванием основ наук о природе и обществе – претворение в жизнь идей о всестороннем развитии человеческой личности, о связи обучения с жизнью.

    Для этического воспитания и побуждения внутреннего стремления к знанию нужен темп. Ведь счастье не в праздности и в безделье, а в сочетании отдыха с трудом, вносящим в жизнь разносторонний интерес, жизнерадостность, веру в свои силы, желание трудиться и видеть в этом подлинную радость и смысл.

    Педагог не просто применяет те или иные методы в своей работе, он одновременно руководит самим развитием метода, делая свое влияние на воспитанников все более сложным и утонченным. Это важное умение складывается, прежде всего, в опыте, личной педагогической практике, но исходным моментом для этого становится знание такого важного раздела педагогики, каким является методика педагогического воздействия.

    Номинация: Школа, Общепедагогические технологии
    Название: Методы воспитания, образования, учения


    Должность: учитель татарского языка и литературы
    Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165 с углубленным изучением английского языка» г. Казани
    Месторасположение: 420126, г. Казань, пр. Ямашева, д. 63, кв. 59

    В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

    Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

    1) научным : педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

    2) процессуально-описательным : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

    3) процессуально-действенным : осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

    1) Общепедагогический (общедидактический) уровень : общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

    2) Частнометодический (предметный) уровень : частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

    3) Локальный (модульный) уровень : локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

    Структура педагогической технологии

    Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

    а) концептуальная основа;

    • цели обучения - общие и конкретные;
    • содержание учебного материала;

    в) процессуальная часть - технологический процесс;

    • организация учебного процесса;
    • методы и формы учебной деятельности школьников;
      • методы и формы работы учителя;
      • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
      • диагностика учебного процесса.

    Классификация педагогических технологий

    В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

    По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

    По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

    По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

    По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

    В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

    По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

    : информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

    По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

    По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических систем):

    1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

    2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

    3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

    4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

    5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

    6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

    7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

    8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

    В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

    • традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского , представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
    • современное традиционное обучение , использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
    • групповые и дифференцированные способы обучения , когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
    • программированное обучение , основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
    • Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

    а) Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

    б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии , в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

    в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими .

    Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

    г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

    д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

    е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

    ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

    По способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

    Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

    Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

    Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

    Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

    Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

    И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций , которым в них подвергается существующая традиционная система.

    Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

    Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

    а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений . Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

    К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

    б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

    в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), компьютерные (информационные) технологии и др.

    г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова и др.

    д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики , опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру и др.

    е) Альтернативные : вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

    ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

    3 Критерий эффективности педагогических технологий

    Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

    Концептуалъностъ . Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

    Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

    Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике.

    Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

    Технология и мастерство. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.

    Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

    Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

    Наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

    Передовой педагогический опыт;

    Опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

    Народная педагогика (этнопедагогика).

    4 Информационные технологии обучения

    Могущество разума беспредельно. И.Ефремов

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

    Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

    Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

    Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

    I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

    II - как основная , определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

    III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

    Классификационные параметры технологии

    По уровню применения : общепедагогическая.

    По философской основе : приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

    По основному фактору развития : социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

    По ориентации на личностные структуры : информационная + операционная (ЗУН + СУД).

    По характеру содержания : проникающая, пригодная для любого содержания.

    По типу управления познавательной деятельностью : компьютерная. По организационным формам : индивидуальная + система малых групп. По подходу к ребенку : сотрудничество.

    По преобладающему методу : информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

    По направлению модернизации : эффективность организации и управления. По категории обучаемых: все категории.

    Акцент целей

    Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

    Подготовка личности «информационного общества».

    Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

    Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

    Концептуальные положения

    Обучение - это общение ребенка с компьютером.

    Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

    Диалоговый характер обучения.

    Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

    Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

    Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

    Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

    Особенности содержания

    Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

    Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды , включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

    Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

    Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

    Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

    Особенности методики

    Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

    В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

    В функции учителя компьютер представляет:

    Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учи теля и книгу);

    Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

    Индивидуальное информационное пространство;

    Тренажер;

    Средство диагностики и контроля.

    В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

    Средство подготовки текстов, их хранения;

    Текстовый редактор;

    Графопостроитель, графический редактор;

    Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

    Средство моделирования.

    Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

    Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

    Создании программных продуктов;

    Применении различных информационных сред.

    Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в internet.

    Досуговая среда организуется с помощью:

    Игровых программ;

    Компьютерных игр по сети;

    Компьютерного видео.

    Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

    Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

    Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

    Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

    Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

    Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности , которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

    Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

    Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

    Знание современных операционных систем и владение их основными командами;

    Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

    Владение хотя бы одним текстовым редактором;

    Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

    Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

    Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet :

    Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

    Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

    Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

    C ущность проблемного обучения

    Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

    Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

    Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

    Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

    Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности , исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.

    В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

    Процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

    Проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

    Условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

    Закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

    При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

    Формы и методы проблемного обучения

    В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

    1) монологическом;

    2) рассуждающем;

    3) диалогическом;

    4) эвристическом;

    5) исследовательском;

    6) методе программированных заданий.

    Метод монологического изложения.

    При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки.

    Методы рассуждающего изложения.

    Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

    Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

    Метод диалогического изложения.

    Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

    Метод эвристических заданий.

    Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

    Метод исследовательских заданий.

    Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

    Метод программированных заданий.

    Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

    Теоретические основы проблемного обучения.

    Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

    Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

    В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки.

    Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

    Возникновение проблемной ситуации,

    Осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

    Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения

    предположений и обоснование гипотезы,

    Доказательство гипотезы,

    Проверка правильности решения проблем.

    Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

    Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

    Первый тип : проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи.

    Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

    Третий тип : проблемная ситуация легко возникает в том случае, если

    имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

    Четвертый тип : проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

    Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

    Учитель, перед учащимися ставит перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

    а) алгоритм решения ранее решаемых проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

    б) решение встречавшихся ранее задач, но не решенных из за отсутствия достаточных знаний;

    в) повторение пройденного материала;

    г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной

    постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.