Обряды и традиции на свадьбе. Глава XV Обряды и церемонии

Несведущему в этом вопросе человеку сложно уловить разницу, которую имеют между собой обряды и ритуалы. Для большинства людей это практически одно и то же, выраженное разными словами. И только посвящённые люди знают и понимают всю имеющуюся глубину различий столь непохожих процессов.

Вопрос этот интересен и ответ на него c курса «Духовное исцеление» будет полезен всем:

В чем разница между обрядом и ритуалом?

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:05:04):

Между обрядами и ритуалами очень большая разница.

Обряды – это обширное направление. Например, национальные большие свадьбы, в которых заложено большое свадебное направление от её начала и до самого конца, вплоть до правил поведения гостей. Или танцевальные обряды, являющиеся масштабным направлением. Или же обряд при рождении ребёнка, в котором производят определённые действия обмывания с прочтением молитвы от момента его появления на свет до той минуты, когда его показывают всем его предкам (отцу, бабушкам, дедушкам). Смерть, при которой применяется обряд погребения, от начала смерти до момента завершающего этапа непосредственного предания тела земле и т.д. Всё это в комплексе называется обрядом. Это обширное направление без строгих законов последовательности, имеющее традиционное, социальное значение.

Ритуалы – это строго направленное действие. И кто бы, что бы Вам не говорил, ритуал это очень ограниченное действие, прописанное до самых мелких мелочей: одежда, все слова как молитва, он весь прописан. Одна и та же молитва не может быть разной, она существует в своём первозданном виде, многие слова, например, нам не понятны, но в ней нельзя менять не только слова, но и даже звуки, а так же нельзя останавливаться. В ритуале всегда обозначены дополнительные атрибуты: свечи, ладан и др. Если это восточные практики, то и там имеются свои ритуальные дополнения, которые строго обозначены и какие-либо изменения недопустимы.

Подытожим: обряд – это творческий процесс, а в ритуале творчеству места нет, в нём недопустимы придумки и вымыслы, он резко ограничен во всём и для него не требуется практически никакой энергии.

От того, что проведённых ритуалов было сотни или тысячи, они записаны в (дополнительно можно прочитать статью « »). И работают они по тому прописанному принципу. Если Вы проводите ритуал, то сделать его необходимо правильно, тогда он будет в точности повторять в коллективке то, что уже там есть. Например, ритуал посвящения во что-то, мы имеем в виду серьёзный, глубинный порядок действий, что совсем не относится, к примеру, к ритуалу посвящения в студенты. Хоть в названии и фигурирует слово ритуал, на самом деле это просто обряд, так как в нём нет последовательности в действиях.

Когда ритуал выполнен правильно (и магический в том числе), он снимается очень тяжело, потому что сформирован и прописан в коллективке, а также закреплён на всех уровнях. Всё имеет место быть и снять его тоже возможно, но только вкладывать в это приходится очень много труда.

В этом то и состоит большая разница между обрядами и ритуалами.

Каждый обряд, связанный со свадьбой, имеет давние корни Обряды и традиции перекочевали из давней старины в современный мир в несколько измененном виде. Но, тем не менее, они остались, а многие и сегодня считают их соблюдение залогом счастливой семейной жизни.

В первую очередь хотелось бы остановить внимание на таком древнем обряде, как сватовство. Современная церемония сватовства достаточно проста – древние обряды на свадьбе, связанные с этим моментом, несколько упростились.

На сегодняшний день сама схема сватовства ограничивается тем, что потенциальный будущий муж, получив согласие от его избранницы, посещает родителей невесты. При этом обязательным атрибутом выступает букет, презентованный самой будущей жене и ее маме – своей теще. В большинстве своем родители невесты уже не один месяц знакомы с потенциальным зятем и отнюдь не против его кандидатуры в качестве супруга для своей дочери. В целом ритуал сватовства носит больше формальный характер.

Такая же церемония сватовства проходит и с родителями потенциального супруга будущей невесты. Свекор и свекруха принимают в своем доме будущих тестя и тещу, а также потенциальную невестку. В целом после проведенного совместного застолья сватовство считается завершенной, а сама процедура помолвки состоявшейся.

Традиции свадьбы – встреча молодоженов

Традиции свадьбы составлялись не одно десятилетие, и одним из важных моментом в свадебной церемонии выступает обряд встречи молодых с караваем и благословением пары родителями. При этом стоит сказать, что церемонии на свадьбе, предусматривающие сам процесс родительского благословения, выступали обязательным условием для полноценного православного брака и проводились перед венчанием в храме.

Сама встреча и получение родительского благословения начинается с того, что молодожены проходят через своеобразный коридор, созданный гостями свадьбы из рушников, и встают перед родителями. После трехкратного поклона своим родителям пара молодых торжественно получает от них благословение и свадебный каравай. Получив от родителей каравай, молодожены преломляют его каждый со своей стороны и, макая в соль, дают съесть каждый свой кусочек супругу.

Традиции свадьбы особое место отводят свадебному пирогу, поскольку никакая свадьба не может быть представлена без этого украшения самой церемонии. Именно момент совместного разрезания свадебного пирога – огромной кондитерской конструкции крема и бисквита, останется в памяти, как один из самых ярких и красочных моментов свадьбы.

Традиция — подносить свадебный торт молодоженам уходит своими корнями в Древний Рим. При всем том, что с теми временами нас разделяет 5 тысяч лет, данная свадебная церемония дошла до наших дней. Но стоит сказать, что хоть и самого понятия торт в то время люди не знали и не использовали, в самой церемонии на свадьбе использовали свадебный хлеб, выпеченный с соблюдением всех традиций из ячменя или пшеницы.

По самому ритуалу, принятому в те времена, жених обязан был разломать свадебный хлеб над головой своей избранницы и после дать каждому гостю небольшой кусочек от него, предлагая таким образом разделить с женихом радость. Сами крошки, которые попали на голову невесты от разломанного свадебного хлеба, жених собирал и разделял их со своей избранницей. Данный ритуал выступал своеобразным символом подчинения будущей супруги своему мужу.

На Руси таким свадебным тортом выступал традиционный каравай. Именно в этом отношении наши предки подходили с размахом и хорошим знанием дела, поскольку для приготовления этого свадебного атрибута требовались усилия нескольких людей.

Именно наши предки знали то, что замесом свадебного каравая занимались исключительно замужние женщины, а самим процессом выпечки в печи – мужчины. А вот нарезал сам свадебный каравай, украшенный ветками и ягодами калины, обязательно ребенок. Далее уже на самом свадебном торжестве нарезанный каравай разносили гостям исключительно сами сваты. При этом вся эта процедура угощения гостей свадебным караваем сопровождалась пением обрядовых песен. Их выполняли «каравайщики». Как правило, коснуться первыми самого готового каравая честь выпадала молодым, и все это делалось до венчания в храме.

Свадебный ритуал выкупа невесты

Сама традиция выкупа невесты как свадебный обряд достаточно древняя и стара как мир. На сегодняшний день многие свадебные церемонии воспринимают ритуал выкупа невесты как один из элементов свадебной игры, хотя наши предки вкладывали в него достаточно сакральный смысл и свой особый подтекст. Именно предки, опасаясь кровного смешения в роде, выбирали для жениха невесту из иного племени и региона.

Зачастую получить ее можно было в результате либо победы в военных действиях или же в ходе длинных переговоров и достижения определенных договоренностей, а именно — размера цены за невесту. На сегодняшний день сам свадебный ритуал выкупа молодой не столь обстоятелен и, как правило, сам выкуп носит условный характер в виде небольшого подарка родителям невесты, но также практикуется и своеобразное «подношение» и выкуп деньгами.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни

Хотелось бы еще раз остановиться на определенных приметах и обычаях, соблюдение которых, по верованиям и убеждениям многих, может сделать сам брак крепким и долгим. В особенности существует масса примет в отношении наряда невесты. В первую очередь речь идет о количестве пуговиц на платье невесты – оно должно быть обязательно четным, в то время как обувь молодой не должна содержать шнурков и веревочек, а нижнее белье должно быть обязательно белого цвета.

Многие считают, что количество гостей на свадьбе должно быть нечетным – это обеспечит молодым долгую и счастливую совместную семейную жизнь. После венчания в храме невеста должна была раздать каждому встречному мелочь – именно это обеспечивало молодой семье достаток и финансовое благополучие. А вот осыпание пары зерном или конфетами также сулило паре достаток и сладкую, благополучную жизнь.

Не менее интересной свадебной приметой служит то, что многим молодым кладут в бокал мелкие монетки на достаток и успех. Именно эти монетки стоит хранить в дальнейшем именно под скатертью на столе в доме молодых. Данный обряд сопутствовал привлечению достатка и благополучия в дом.

Зороастризм дал несколько кратких молитв Бадж, которые помогают человеку поддерживать его чистоту, в то время как он восприимчив к нападениям зла. Следующие действия могут быть заключены такими молитвами Бадж: купание, еда и отправления естественных потребностей, подстрижка волос и ногтей.

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах - от рассвета до полудня
  • Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов по полудни
  • Узерин-гах - от 3 часов по полудни до заката
  • Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи
  • Ушахин-гах. - от полуночи до рассвета

Ритуалы и церемонии

Ритуалы - неотъемлемая часть религии. Ритуалы излагают основное учение нашей традиции, что есть два мира, есть добро и зло в мире и наконец триумф доброй воли над злом при посредстве человека. Они исполняют важные функции:

  • Обеспечивают связь с тонким миром.
  • Представляют религиозные доктрины символическим способом.
  • Призывают присутствие Духовных существ.
  • Выражают благодарность божественному.

Основные ритуалы Зороастризма:

Нозуди - обряд посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха

Сагдид - обряд оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум - церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения жив или мёртв данный человек

Падъяб - ритуал омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед совершением важных ритуалов, утром после пробуждения, после отправления большой нужды, после потери ритуальной чистоты в результате контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приёмом пищи, после отправления малой нужды

Барашнум - длительный ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот обряд хотя бы раз в жизни

Дрон - ритуал приготовления и освящения мобедом дрона - ритуального хлеба для зороастрийского "причастия"

Хум (хом) - ритуал приготовления и освящения напитка «хаома», используемого священниками при проведении других ритуалов

Ясна - зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освящённого огня, в ходе которой читаются 72 главы Ясны (источник)

Навджот Navjot (инициация в религию)

Всем Зороастрийцам предписывается, пройти Навджот (Введение в Веру) между 7 и 9 годами. Слово Навджот означает "новый возноситель молитв". После этой инициации ребенок становится ответственным за свои действия. Ему надлежит регулярно практиковать молитвы к Божественному Началу. Навджот совершается, чтобы подтвердить принятие ребенка под защиту Зороастризма и даровать ему ритуальные одеяния Судрех «Священная рубаха» и Кушти «Священный пояс».

Со дня Навджот ребенок должен носить эти священные одеяния в течение жизни, поскольку они - духовные орудия, необходимые для того, чтобы возносить молитвы. Прежде, чем быть наделенным Судрех и Кушти, ребенок подтверждает свою веру в Ахура Мазду, пророка Заратуштру и религию, читая молитву Дин но Калмо. Навджот - самый важный ритуал в жизни ребенка и должен быть выполнен с предельной заботой, предпочтительно утром. После ритуала, ребенку предписывается выполнить ритуал Кушти в указанные сроки, развязывая и повторно связывая Кушти над Судрех, говоря необходимые молитвы.

Судрех/Садро: белое хлопковое одеяние, носимое всеми Зороастрийцами непосредственно на теле. Судрех служит как духовная броня, и в то же время дает носящему ощущение цели и тождества своему этносу и вере. Судрех сделан из девяти частей, каждая часть, символизирует одну из доктрин. Это сделано из белой ткани в специфической форме с карманом впереди, который известен как «Киссе и Кирте» - мешок заслуг. Заслуги собранные в символический мешок будут сопровождать душу после смерти. Следовательно, долг каждого Зороастрийца - быть прилежным в жизни и символически наполненять мешок заслугами.

Судрех - эмблема чистоты и достоинства. Она указывает религиозный путь Аша. Судрех - подобие духовной брони у Духовных Существ, и действует как защита против недостатков и злых сил. Кушти является шерстяным поясом, носящимся поверх Судрех. Он сделан из переплетенных вместе 72 тонких нитей из шерсти ягненка. Кушти оборачивается вокруг пояса трижды, с четырьмя узлами, два спереди и два сзади.

Согласно книге «Творение» три круга вокруг пояса представляют 3 принципа Хумата, Хуката, Хваршта (добрые мысли, слова, дела), и 4 узла представляют 4 духовных качества человечества. Значение слова Кушти - "граница", и это напоминает о важности находиться в пределах заповедей. Круги вокруг пояса представляют Каша "духовные оболочки" вокруг тела. Кушти также имеет значение напоминать о правильных действиях в повседневной жизни.

Ритуал Кушти. Ритуальное омовение открытых частей тела, развязывания и завязывания Кушти, поверх Судрех, при напевании определенных молитв называется пАдь Яп-Кушти (на современном персидском). Это означает "омовение, очищение молитвой", и пришло от авестийского АитиАп - "с водой". После пАдьЯп, производится собственно ритуал завязывания Кушти. Этот основной ритуал, он предшествует любому другому ритуалу или церемонии Зороастризма. Без этого, формально, никакую молитву или церемонию нельзя проводить. Завязывание Кушти - одно из необходимых условий для входа в Храм Огня или начала любой церемонии.

После Инициации, все Зороастрийцы носят Судрех и Кушти на теле всю жизнь. Они развязывают и заново завязывают Кушти, вместе с пением молитв несколько раз в день. Эта простая практика помогает удерживать в сознании основные заповеди религии, а также дает ощущение защиты молитвами и помощью духовных существ. Судрех и Кушти - духовное оружие Зороастрийцев. Они формируют энергетическую оболочку вокруг физического тела, которая защищает человека от злых сил, и ведет по пути благочестия и долга.

Священные писания подобно Яcна 30.5 и Яcна 9.25 упоминают божественное одеяние и божественный пояс Духовных Существ. Судрех и Кушти - представление этого духовного одеяния в человеческом обществе. В Авесте слово, используемое для Судрех - Вастра, и для Кушти - аиви Аонгана.

Ритуалы брака

Зороастризм рассматривает брак как набожная обязанность, религиозное причастие, святой союз двух душ, и не только социальное, юридическое или договорное соединение между двумя человеками. Договор брака считается безвременным. Брак основан на достоинствах взаимопомощи, преданности, верности и самопожертвования. На всех здоровых зороастрийцев возложено жениться, устанавливать дом, и жить счастливо с женой и детьми.

Зороастрийский идеал брака превознесён в Гатха Вахоштошти (Ясна 53.4), который расценивается как "свадебный гимн". Заявляется, что счастливая женатая жизнь зависит от достоинства, обязанности, и преданности друг другу. Зороастрийские тексты ясно показывают преимущества женатой жизни перед не женатой.

Есть различие между церемониями брака, выполненными сектами Кадими, Иранис и выполненными Шахеншахис. Ритуал последних может быть разделен на четыре части:

Нахан: священное очищение

Арантар: символическая платформа для союза двух человек

Священное Подтверждение: Заверение принятия перед священниками и свидетелями

Аширвад: Благословения и благопожелания священниками. Божественное существо Арьяман призвано в этих благословениях. Он осуществляет контроль над радостью, миром, дружбой и благородством (качества, необходимые для успешного брака). Это существо имеет очень древнюю историю отношений с людьми. В Авесте и в Ведах, Брахманах и Пуранах Индии он присутствует как покровитель людей

До последних времен, среди членов секты Шахеншахи, благословение брака произносилось на языке Пазанд и Санскрит. Однако, в настоящее время это стало редкой практикой.

Ритуалы смерти

Важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена - трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

"Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, <...> через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков".

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.


Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах ("Башнях молчания"), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти.

Обряд

Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды неограничиваются одной социальной груп­пой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важ­ные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпе­вание, погребение, поминки).

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно по­думать. Символические действия пронизывают все области человече­ской культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символиче­ское значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной груп­пы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подго­товленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благо­говение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиоз­ной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).


Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту катего­рию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обы­чаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по ули­цам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвали­дами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физиче­ски слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным пове­дением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от куль­туры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав­ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, на­пример, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.



Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право - в доиндустриальном обществе совокупность неписа­ных правил поведения, санкционированных государством. Из обычно­го права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией - главным политическим законом стра­ны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т.е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, го­сударственную тайну, человеческие права и достоинство, собствен­ность.

Вкуем, мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы куль-


Туры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном вы­боре человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивиду­альный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он пока­зывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, ус­редненных стандартов. Вкус называют еще прихотью. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определенной ширины, джазовой или рок-музыкой, коллекционированием марок и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Мода - смена культурных образцов и норм, замена одних увлече­ний другими. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения чаще меняются. Когда увлечения овладева­ют массами, они перерастают в моду, также довольно кратковремен­ную форму поведения и пристрастий. Пристрастие к какому-то танцу или "летающим тарелочкам" можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Нали­чие модных слаксов считается престижным не потому, что они краси­вы, а потому что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценно­сти - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность яв­ляется ценностью, то отступление от нее осуждается как предательст­во. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуж­даются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать - разделять эти или другие ценности. Одни при­вержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуа­лизма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индиви-


дуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нор­мы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания - специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф - фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое комму­нистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а


Социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти - герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену - собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации", У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества - кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания не­подготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережа­ет уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потре­бителей - высокообразованная часть общества: критики, литературо­веды, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называ­ют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллектив­ной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца


или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - еще од­но название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его со­здании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сию­минутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быс­тро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведе­ниями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее раз­новидность.

Задание

Население итальянского городка Мот тола составляет около 20 тысяч человек. Но там есть три оркестра, в репертуаре ко­торых оперная и симфоническая музыка. Дирижером одного из них является крупный финансист, президент ассоциации "Во-лонтерство за мир", а его брат выступает флейтистом. В го­родке очень популярны домашние фестивали и концерты, где музыканты-любители играют для близких. О какой форме культуры идет речь?

Задание

Определите, к какой из трех форм культуры относятся следу­ющие произведения:

1. Песни Высоцкого и Окуджавы. 2. Оперы Верди. 3. Рок-опера "Юнона и Авось". 4. Частушки. 5. Мыльные оперы. 6. Порно­графическая литература.


Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкуль­тура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у нар­команов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отлича­ются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные кни­ги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждо­го поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Молодежная субкультура

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнеде­ятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удов­летворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодеж­ные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - де­вушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиноче­ство, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".


Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке", посещение видеосало­нов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, коме­дии и эротику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: про­дленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отно­шениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литера­турных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее пере­устройства и совершенствования. Одним из способов бегства от дейст­вительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Дополнительная информация Дети Сатаны

Родилось новое неформальное молодежное объединение или, лучше сказать, движение. Оно достаточно многочисленное, но о нем пока мало говорят. Его приверженцы называют себя сатанистами. Су­ществует даже классификация тинэйджеров-сатанистов. Первый и самый многочисленный тип - "осатаневшие тины", или гопники. Их символика: черные кожанки, нашивки с черепами, скелетами, пе­ревернутыми крестами. Патлы длинные и немытые или наголо бри­тые головы, татуировки в виде крестов или трех шестеренок, у не­которых - свастика. Словарный запас 100 -150 слов, считая ма­терные. Тусуются в каждом районе, в тусовке обычно 15 человек.

Посвящение в "братство" новых членов происходит крайне при­митивно. Вся тусовка едет в заброшенную церковь, убивает кошку или собаку, их кровью рисует на стенах всякую похабщину, потом все накачиваются водкой и устраивают неприличные оргии. Иногда они


выскакивают на крестных ходах, поливают всех матом, бросаются камнями.

Второй тип сатанистов более серьезный. Они сознательно про­тивостоят "продажной действительности". Многие из них, как могли, изучали историю религии, но сделали односторонние выводы, разочаровались в ней и в современных служителях культа. Они пола­гают, что святая церковь ныне бессовестно наживается на прихо­жанах (священники ездят на "фордах", бабульки обогащаются про­дажей свечей, а их слова о любви к ближнему - наглая ложь), а рань­ше она отринула славянских, греческих, египетских, римских языче­ских богов, назвав их приспешниками Сатаны.

Третий тип - хорошо организованные, сплоченные и иерархизи-рованные "маги офигительные". Они на "ты" с самим Сатаной: взглядом якобы останавливают кровь и зажигают сигареты. Их за­дача - подготовка почвы для пришествия Антихриста.

Сатанизм - увлечение каких-то групп подростков необычным, экстравагантным. Его можно бы было сравнить с пристрастием к катанию на роликах или с алисоманством, но оно может принимать более опасные формы.

Культурное разнообразие

Анализ культурной статики мы завершаем рассмотрением разнооб­разия национальных культур и субкультур. Культурное разнообразие (культурная дифференциация) - это многовариантность, неоднород­ность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одних культурах браки между родственниками запреща­ются, в других, напротив, разрешаются.

Культурное разнообразие народов, отличие каждого из них от дру­гих проявляется во всем - в приготовлении пищи, приветствиях, гос­теприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом.

Дополнительная информация

Чем различаются народы

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливо­сти. Европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего


не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знаком­стве с дамой говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами "дорогой сэр", даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обе­да, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по име­ние присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговорить с тещей. Если европеец попадет на обед к вождю папуасов и его угостят, косточкой дичи, то он должен, напо­ловину обглодав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что он - его друг, с которым на­до делиться едой. Разумеется, европейцам такой обычай показался бы унизительным.

В разных культурах различаются даже представления о рассто­янии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, ког­да латиноамериканец сочтет, что наконец-то подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при раз­говоре - 75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому по­следний считает, что американец, с которым он разговаривает, де­ржится холодно и отчужденно. Таковы нравственно-психологиче­ские критерии общения. Не в меньшей степени различаются эсте­тические нормы, представления о прекрасном.

Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не остава­лось вертикального лба! У инков же голова делилась как бы на две ча­сти, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца спе­циальной повязкой. В Африке сохранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI века было популярным вытягивание носов.

Длинные ногти на пальцах сегодня - признак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занима­ется физическим трудом. Раньше в Китае искусственно отращива­ли ногти, которые служили признаком благородного происхождения. У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому гру­зины, укладывая ребенка спать, старались, чтобы шея росла, распо­ложить его голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

4.4. Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим угольях и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета

борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала - соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал пощечину пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

4.5. Нравы и запреты

Нравы

Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

От этого слова происходит понятие «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с - (серия«Gaudeamus»)