О положении женщин в исламе. Огорчение поражениями христиан

Говорит нам:

«Тот, кто притесняет приверженца другой религии , ущемляет, даёт непосильную работу, берёт у него что-то без его согласия, я буду его оппонентом в Судный день » (имам Абу Давуд).

أَلا مَنْ ظَلَمَ مُعَاهَدًا ، أَوِ انْتَقَصَهُ ، أَوْ كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ ، أَوْ أَخَذَ مِنْهُ شَيْئًا بِغَيْرِ طِيبِ نَفْسٍ مِنْهُ ، فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

Некоторые ошибочно предполагают, что хорошее отношение к немусульманам , приветливость в обращении с ними является унижением для Ислама , его разрушением и наносит урон величию Ислама . Но это абсолютно не так. Напротив, когда мусульманин проявляет дружелюбие, открытость, готовность поддержать и помочь людям независимо от их религии , именно так он показывает величие Ислама , исламской этики и нравственности.

Находясь вдали от дома, невежественные люди относятся к немусульманам плохо, воруют у них, отнимают у них что-то не по праву, оправдывая себя словами: «Это немусульмане , какое нам до них дело». Когда в мысли вторгаются низменные страсти, искажаются символы Ислама , искажается понимание Ислама , который на самом деле учит справедливости, нравственности и добродетели по отношению ко всем созданиям Всевышнего .

Один из важных принципов и положений, которому уделял огромное значение – форма отношений между людьми . Он недаром призывал к Исламу , когда люди были спокойны, довольны и мирно общались друг с другом, потому что понимал, что люди - как море: при бушующих волнах невозможно увидеть дно, а когда оно спокойно – можно местами разглядеть даже рельеф дна и разные оттенки цвета морской воды .

Когда курайшиты потребовали выполнить условия Худайбийского договора, ущемляющие права мусульман , Пророк (мир ему и благословение) подчинился в целях сохранения мирного сосуществования мусульман и идолопоклонников. Наблюдая за образом жизни мусульман , в том же году многие идолопоклонники добровольно приняли Ислам . Учёные говорят, что в этот период Ислам приняло больше арабов, чем на протяжении 18-19 лет. По какой же причине? Благодаря спокойствию и миру.

Отправляясь в страны, где царит спокойствие, где не идут войны, где нет проблем, не упускайте шанс показать нравственность и этические нормы Ислама , пророческие нравы. Если немусульмане , живущие в исламских странах, увидят справедливость, уважение, хорошее отношение, правдивость и надёжность их жителей, всё это будет способствовать возникновению в мире милосердия, спокойствия и укреплению веры во Всевышнего .

Ещё один пример из жизни Пророка (мир ему и благословение) , показывающий, что он заботился о добрых взаимоотношениях. Пророк (мир ему и благословение) повелел одним из сподвижников изучать различные языки. Зайду ибн Сабиту он повелел изучать иврит (еврейский язык), другому сподвижнику – персидский, чтобы люди могли общаться и знакомиться. Всевышний говорит:

وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا

«О люди ! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хавы - и, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом… »

В данной теме представлены результаты анализа веротерпимости Ислама и отношения его к другим религиям. Эта проблема особенно актуальна для сегодняшней России в плане укрепления ее южных рубежей, сохранения целостности государства и стабильности в обществе.
О веротерпимости Ислама писали многие исследователи. К примеру, швейцарский востоковед Адам Мец (1869-1917г.г.) отмечает, что «наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства,…и жизнь покровительствуемых (т.е. христиан и иудеев) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина…», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». «Больше всего поражает в мусульманской империи огромное количество чиновников-немусульман». «Покровительствуемые получали медицинскую помощь на равных правах с правоверными мусульманами». Говоря о веротерпимости в арабском Халифате,…

Публикуемое ниже интервью диакон Георгий Максимов дал еще зимой журналисту одного либерального издания, которое планировало большую подборку материалов о русских мусульманах, исламе, «разочаровании в Церкви». Номер вышел в свет, но… без беседы с отцом Георгием: оказалось, что его ответы не «подходят» направлению газеты. Вопросы, задаваемые журналистом, не перестают быть «горячими» для СМИ, а сама история с «неудобным» интервью показательна именно как пример диалога с представителем светско-либеральной части нашего общества. Вот почему мы и решили познакомить наших читателей с этой беседой.

– Насколько мне известно, Православная Церковь отрицательно относится к переходу православных в ислам. Что служит основными аргументами этого отрицательного отношения? Заметьте, человек не перестает верить в Бога и соблюдает заповеди, присущие и христианству, и исламу.

– Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний….

Прежде, чем говорить о возможности межрелигиозного взаимодействия, я должен подчеркнуть, что являюсь решительным противником так называемого гиперэкуменизма, то есть потуг измыслить на основе мировых религий некое единое «суперучение». Занятие это бессмысленное и с точки зрения любой религии – кощунственное.

Каждая мировая религия претендует на обладание полнотой Божественного Откровения, каждая имеет собственный вероучительный фундамент, который невозможно сдвинуть ни на миллиметр.

Вопрос о том, какой именно путь приводит к вечности Божией, разрешается только в этой вечности, за пределами земного существования, однако здесь на земле, во временном бытии сотрудничество между Православием и Исламом оказывается не просто возможным, но – насущно необходимым. И, как это ни парадоксально звучит, именно яркая несовместимость наших вероучений, практическая нереальность взаимных миссий является одной из главных предпосылок такого сотрудничества.

Перечень…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 28

Добрый день! Я состою в браке с мусульманином. Более того — мы прошли мусульманский обряд никах. До того, как решиться на это, я разговаривала с имамом лично. Он уверил меня в том, что ислам принимать мне не обязательно. Чего, собственно, я и не делала. Просто присутствовала при совершении обряда, ничего не повторяла. Страшный ли это грех, и что нужно сделать, чтобы очиститься? И еще один вопрос. Мы очень хотим деток. Какую молитву нужно читать, чтобы все получилось? Очень жду Вашей помощи! Спасибо!

Здравствуйте, Юлия. Почему Вы беспокоитесь теперь, когда уже все решили сами и сами свое решение осуществили? Большой это грех или нет, Вы убедитесь сами, когда попытаетесь осуществить свою веру в жизни. Пока Вы просто считаете себя христианской, это одно, но когда Вы попытаетесь жить по-христиански, тогда…

Прошу прощения: не могу согласиться с предыдущим автором. На мой взгляд,все столкновения «ислама и христианства» — это столкновения исламских и христианских еретиков. Это запад запутался в своем еретическом понимании христианства,борется с исламскими еретиками и усиленно пытается втянуть в эти разборки Святую Русь. А у нас исторически: Александр Невский бился с еретиками — поляками,литовцами,шведами — и ездил в Орду договариваться с иноверцами-мусульманами.

Уважаемый Михаил!

Думаю, что всё же уважаемый Алексей прав. Во-первых, мой небесный покровитель св.блгв.вел.князь Александр Невский действительно боролся против еретиков-папистов, ибо они пытались через навязывание своего лжеверия поработить нашу страну. Что, собственно говоря, они делали всю свою историю после отпадения от Церкви Христовой в тьму сатанинскую. Вы правы, ординцы не представляли угрозы для православных, т.к. не навязывали своей веры. Дело в том, что и хан Батый, и Чингисхан не были изначально…

Чаще всего такой вопрос задают женщины. Христианки выходят замуж за мусульман, и оказываются перед выбором…

Еще полтора года назад я говорила себе, что никогда не поменяю веру, я люблю Христа и не предам его. Говорят же не зарекаться… В нашей мечети нам отказались делать никох (венчание в исламе), если я не приму ислам. И я согласилась. Так я стала мусульманкой. Никто не просил меня отрекаться от Христа, просто признать его пророком, как и Муххамеда, Моисея и других. Христос всегда будет для меня особенным. (из письма P. на наш сайт)

Одни соглашаются ради любимого принять христианство, а другие ради возлюбленного готовы принять ислам. Для кого-то это решение подобно перемене стиля костюма, а для кого-то - это мучительная борьба с чувством предательства. А на самом деле, христианство и ислам совместимы?

Я была христианкой. Но год назад я стала мусульманкой, выйдя замуж за мусульманина. Будучи верующей и тянущейся к Богу, я пытаюсь вникнуть в…

(окончание)

Центральноазиатский опыт содружества.

В 1839 году Казахский Большой Жуз в поисках защиты от кокандско-афганских нашествий принял решение о присоединении к Российской Империи, а затем восставшие против власти Коканда кыргызы Таласской и Чуйской долин тоже призвали на помощь Россию. За этим мирным продвижением в Центральную Азию последовала военная авантюра императора Александра II, затеявшего соперничество с Великобританией за «сферы влияния» на Востоке. Русские войска захватили остальные государства региона, из-за своей раздробленности и взаимных распрей не сумевшие устоять против завоевателей (независимость сохранил только Бухарский эмират). Этот грех интервенции, совершенный имперской Россией, требует покаяния, — и в трудах честных русских историков, и в историческом…

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена - как в период миссии Пророка, так и в наши дни - мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.

В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?

1. Близость по духу

В суре Создатель обращается к нам со словами:

«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы - христиане". Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)

2. Дозволенность пищи христиан

В этой же суре сказано:

«Сегодня вам дозволена благая пища. также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)

3. Брачные узы

В пятой суре также говорится:

«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)

При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.

4. Достойный диалог

В суре «Паук» сказано:

«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями - прим.ред.) , то ведите его наилучшим образом…» (29:46)

5. Прощение

В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:

«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)

6. Огорчение поражениями христиан

Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:

«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий - это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).

Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства - Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам - религия добра, мира и любви.

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

8. Добрые взаимоотношения

Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» - Сподвижники ответили утвердительно. - «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», - пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).

С жестокостью? Злостью? Ненавистью? Нет. Примером для подражания для любого мусульманина должен быть наш Пророк (мир ему). И в вопросе отношения к христианам нам следует помнить Его заветы.
Сохранился уникальнейший документ, продиктованный Пророком Мухаммадом (мир ему), в котором перечисляются обязанности мусульман по защите христиан, живущих среди них. Это напоминание коллективной ответственности за своих соседей другой веры, послание милосердия и добра от Пророка (мир ему).
Во времена, когда напряжение между представителями мусульманской и христианской конфессий находится на своем пике, мы напоминаем нашим христианским друзьям, что истинный мусульманин не может причинить боли христианину ни физически, ни словесно.
Письмо, написанное Пророком (мир ему) – лишь подтверждение этого (оригинал письма храниться в музее Топкапы (Турция). Знание этого обещания может оказать огромное влияние на поведение мусульман в отношении христиан, и наоборот:
«Это послание от Мухаммада, сына Абдуллы, пусть будет соглашением с принявшими Христианство, далеко или близко, мы с ними.
Поистине я, помощники и мои последователи защищают их, потому что христиане – наши сограждане, и по воле Аллаха я выступаю против всего, что может их обидеть.
В их отношении не должно применяться никакого принуждения. Как их судьи не будут сняты со своих постов, так и их монахи не будут выдворены из монастырей. Никто не разрушит дом их религии и не повредит его и не унесет из него ни единой вещи в жилища мусульман.
Если же кто-то возьмет ту или иную вещь оттуда, он нарушит Божьи предписания и окажет неповиновение своему Пророку. Поистине они мои союзники, заручившиеся моей гарантией безопасности против всего, ненавистного им.
Никто не заставит их переезжать с места на место или участвовать в битвах. За них должны сражаться мусульмане. Если христианка выйдет замуж за мусульманина, это должно происходить только по ее согласию. Запрещается препятствовать ей посещать церковь для молитв. Их церкви следует уважать. Не нужно мешать им восстанавливать свои церкви и поддерживать святость их Заветов.
Никто из мусульман не должен нарушать это соглашение до самого Судного дня».
Таково было послание Пророка (мир ему). Это сообщение вечно и универсально и особенно актуально в наши дни, когда пропасть между мусульманами и христианами кажется непреодолимой. Пророк Мухаммад (мир ему) подчеркивает, что мусульмане – всегда рядом с христианами, далеко или близко, а дурное обращение с христианами приравняется к нарушению Божьих предписаний.
Ислам — это уникальные примеры религиозной терпимости. Они заставляют человека стремиться стать лучше. Подавляя в себе предрасположенность к добру, мы отрицаем фундаментальное свойство ислама.

1. Что о женщинах сказано в Коране?

Знаете, Виталий Юрьевич, вот уж поистине странная вещь – когда исламские апологеты пытаются опровергнуть "лживые обвинения о положении женщины в Исламе", они начинают приводить общие цитаты из Корана о человеке. К примеру, некий Сулейман Сакр, рядовой мусульманин, на статью которого я случайно наткнулся на просторах интернета, решил начать свое творение с напоминания о равности всех перед Аллахом, а конкретно, с аята 20:124: "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым ". Однако, описывая положения Ислама о женщинах, он озаглавил один из пунктов словами аята 4:34: "Мужья стоят над женами" . И вправду – во многих местах женщина ставится ниже мужчины. 2:282 говорит, что голос одного мужчины по Шариату равен голосу двух женщин: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей ". Также и в наследстве – 4:11 говорит: " Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин ". Да и вообще: "Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете " (2:223)... Приведя эти же цитаты (и другие, которые будут приведены мною по ходу Ваших вопросов ниже), Сакр, в унисон со многими другими авторами подобных публикаций восклицает: "Велика свобода женщины в Исламе! Как они еще могут сомневаться?!" ...Было бы смешно, если бы не грустно...

Мусульмане Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока искренне верят в эту свободу женщины в своей религии, свободу более обширную, нежели в иных вероучениях. И это понятно исторически. На протяжении веков общество, не затронутое религией Ветхого Завета (а впоследствии и Нового) и правда относилась к женщине лишь потребительски, считая ее лишь способом удовлетворения своих низменностей. Появление девочки в семьях воинов-кочевников Аравии воспринималось как немилость богов и позор. И в связи с этим было распространено закапывание девочек живьем – арабское "Уа"ад аль банат". Коран сам приводит это сравнение – себя и обычаев: "Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили" (81:8,9). Да, для тех времен это был прорыв. Но совместим ли он с прорывом этих слов? "Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф 5:22-25) ? Актуален ли он сейчас? Люди, защищающие Коранический текст, как мы видим, боятся дать себе в этом ответ.

2. Какие примеры отношения к женщинам мы можем найти в хадисах?

Сунна вторит Корану своими текстами о женщинах. Однако в хадисах Мухаммад не забывает Коран дополнять – как разъяснениями, так и своим мнением. К примеру, Мухаммад говорит: "Если бы я приказывал кому-либо пасть на колени перед кем-либо, я бы приказал женщине пасть на колени перед ее мужем " (Аль-Тармузи, 1079). В другом же месте: "Женщина - как ребро – кривая; если захочешь распрямить и исправить ее, то поломаешь ее, а если хочешь насладиться ею, то насладишься и в кривости ее " (Сахих аль- Бухари, 5184). Как Мухаммад относился к женщинам, откровенно рассказывает его жизнеописание. Нескончаемое количество наложниц (к которым относились, как к части имущества), которых он уводил после очередных битв (яркий пример – это штурм евреев Бани Курайза, в результате которого были убиты все мужчины, а имущество и женщины были распределены Мухаммадом среди мусульман), и "исключительное право" пророка иметь нескончаемое количество жен (всего их было 13) говорят сами за себя. Ну а так как все действия пророка "санкционированы" свыше, то они являют пример для всех мусульман и поныне.

3. Что собою представляет брачное право в исламе и каковы по нему права у мусульманок, тождественны ли они правам мужчин?

Вот юноша решает жениться. И, естественно, первый его шаг – это выбор. Критерии выбора определил сам Мухаммад: "лучшая женщина - это та, при взгляде на которую наслаждаешься, которая слушает тебя в приказах твоих, которая верна тебе собой и деньгами твоими " (Аль-Нисаи, китаб аль-никах,6/68, №3231). В Саудовской Аравии невесту ищут родители. Жених имеет право встретиться и поговорить с избранницей родителей (естественно, в присутствии родственников - своих и невесты). Дотошность проверки невесты со стороны жениха и его семьи поражает – сам Мухаммад при сватовстве посылал свои родственниц с увещанием: "Проверьте все! Нюхайте ее рот! Нюхайте ее подмышки !" (Марасиль Аби-Дауд, №190). При согласии жениха, отца невесты, и при наличии двух свидетелей свершается т.н. никах – обряд, при котором устанавливается брак словами отца (или представителя невесты при смерти отца – дяди, брата и т.д.) невесты: "дочь (или сестра, племянница...) моя жена твоя ", а также ответом жениха: "принял я ее женой своей" . С этого момента жена полностью подчиняется мужу, она даже не может выходить из дома без разрешения мужа (Маталиб аули аль-нахи, 5/271), иначе она считается непокорной и горделивой, и муж вправе прекратить ее содержание и общение с ней, и, в случае "непокорности" ее в дальнейшем, имеет право развода с ней.

Известны уровни наказания "непокорных" жен. Если жена, к примеру, уклоняется от выполнения "супружеского долга", то Коран (4:34) предписывает вразумление словами. Если же это бездейственно - прекращение общения и проведения ночи с ней на одном ложе. Если и это не дало результата, то в ход идут удары. Ибн Аббас, передавая слова Мухаммада, говорит: "…бить надо больно и до тех пор, пока она не согласится на совокупление" (Аль-Табари,6/709). Книга "Аль-бахр Аль-мухит" в главе 3/252 разъясняет правила избиения: "В начале – легкая пощечина. После – палка или хлыст.. бить больно, но без следов, пускания крови и уродования... если же и удары не подействовали, то следует связать ее и совокупиться, так как это – его право ". Строки говорят сами за себя...

Пытаясь оправдать это насилие, мусульмане прикрываются цитатой "избиение без следов ". Но всегда при этом мне вспоминаются строки детективного романа Б.Акунина "Декоратор":

" - Из семнадцати интересующих нас мясников четверо татары и трое жиды. Они - на подозрении первые. Но чтобы избежать упреков в предвзятости, я арестую всех. И поработаю с ними как следует. Слава Богу, опыт имеется. - он хищно улыбнулся и потер руки. - Стало быть, так. Перво-наперво нехристей солонинкой покормлю, ибо православный пост им не указ. Свинину они жрать не станут, так я говядинкой велю попотчевать, мы чужие обычаи уважаем. Православных - тех селедочкой угощу. Пить не дам. Спать тоже. Ночку посидят, повоют, а с утра, чтоб не заскучали, буду по очереди вызывать, и мои ребята их «колбаской» поучат. Знаете, что такое «колбаска»?

Тюльпанов потрясенно покачал головой.

- Преотличная штуковина: чулок, а в нем мокрый песочек. Следов никаких, а очень впечатляет, особенно если по почкам и прочим чувствительным местам.

- Леонтий Андреевич, вы же университет кончали! - ахнул Анисий.

- Именно. И потому знаю, когда можно действовать по правилам, а когда общественный интерес позволяет правилами пренебречь".

В случае же ислама интересы достигаются уже узаконенными средствами, которые не чета перечисленным акунинским следователем. Но, несмотря на это, хоть в лепешку расшибись – а "в исламе равноправие мужа и жены"...

4. Что такое гарем, каково правовое положение находящихся в нём женщин, насколько практика создания гаремов популярна у современных мусульман, кто такие наложницы?

Вероятно, слово "гарем" произошло от арабского "haram" – "запретное", "закрытое для других", "неприкосновенное". И правда – наложницы (женщины, захваченные в боях мусульманами) были частью неприкосновенного имущества их хозяина. Ислам не отменяет и по сей день это право – наложниц может быть нескончаемое множество. Прав у них нет – они делают лишь то, что желает их обладатель (единственный запрет, предписываемый хозяину – использование их в неправедных целях - против веры и братьев-мусульман). Кто считает, что это лишь пережитки прошлого, того я отсылаю к многим фетвам (к примеру, №№8720, 18851), изданным в конце XX – начале XXI веков.

5. Что собою представляет временный брак, существует ли он только у шиитов или присутствует и в других направлениях ислама? На чём основана данная практика, на Коране или каких иных вероучительных источниках?

Практика временного брака существуют только в шиизме. Заключается он в том, что мужчина и женщина заключают никах на определенный срок, по истечении которого они перестают быть супругами без свершения развода (в его исламском значении). При этом дети этого брака остаются с отцом. Временный брак – это результат вольного толкования Корана в шиизме, в частности аята 24-го четвертой суры: "Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете намерение жениться и передаете соответствующие свадебные подарки, а не планируете прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок вы должны передать в обязательном порядке. После этого нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете" . Суннизм толкует последнее предложение аята как договор о размере подарка, шииты же – как разрешение на такой вид брака. Как видите, обоснование крайне слабо.

6. Существует ли в исламских странах проституция?

Да, существует. И более того – процветает. В Саудовской Аравии действует целая сеть подпольных номеров, пользующихся особой популярностью среди молодежи. Отчаянные попытки религиозной полиции их обнаружить не увенчались успехом. Процветает также и подпольная порноиндустрия. Правительство закрыло доступ к порнографическим интернет ресурсам, и ответом явилось распространение посредством MMS пересылок. Это главная проблема и болезнь школ и ВУЗов страны.

7. Может ли мусульманка учиться, работать, заниматься бизнесом без разрешения мужа?

Нет, женщина не имеет права делать что-либо без разрешения мужа, иначе она считается горделивой и непокорной. Да и зачастую этого вопроса и не возникает, особенно в исконно мусульманском обществе. Мусульманки давно смирились со своим положением в религии и обществе. Ее задача – быть угодной мужу и матерью своих детей.

8. Развод в исламе - что это такое? Как к разведённым женщинам относится мусульманское сообщество? Какие имущественные права у разведённой мусульманки? С кем чаще всего остаётся ребёнок после развода?

Развод в исламе наступает после слов мужа "Я объявляю тебе развод", причем при произнесении такой фразы трижды, наступает окончательный развод. При неокончательном разводе муж еще может одуматься и вернуть ее в свой дом, а также удостоверится, не беременна ли жена – для этого установлен определенный срок, т.н. "Аль-аудда" (для беременной это девять месяцев, для небеременной – три месяца, а для той, с которой не было близости, аль-аудда отсутствует). Об этом говорят аят 65:4. Если же был совершен окончательный развод, то, согласно 2:230, мужу "…недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. и, если тот разведется с ней" . Теперь же о имуществе. 2:241 гласит: "Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных ". Итак, компенсация положена разведенной. Размер ее устанавливает судья по материальному состоянию бывшего мужа. Однако если развод произошел до близости между супругами, то компенсации жене не положено (в исключительных случаях, если махра (свадебного подарка) не было, то предписывается компенсация). Также муж обязан обеспечивать ребенка, который по законам ислама должен оставаться с матерью на период кормления и до его юношества: "…ребенок должен оставаться с матерью из за ее нежности и любви " (Аль-Табари. Аль-джамиа лиахкам аль – куран, т. III, стр. 160).

9. Как ислам учит о посмертном существовании мусульманок? Правда ли, что в представлении мусульман рай - это публичный дом в саду?

Да, это правда. Однако, конечно же возникает вопрос – если мужчинам положены "полногрудые сверстницы"– гурии и кубки вина (ср.78:33,34), то что же ждет мусульманок? Об этом Коран и Сунна говорят туманно. Некоторые толкователи считают, что у женщин тоже будет множество таких же партнеров мужского рода, Однако, цитаты из хадисов скорее говорят о том, что женщины будут в раю со своими мужьями. "Услышав это, женщина сказала: О, Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О, Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: „О, мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!“ Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой" (Ибн Касир). Поясняя, алим говорит: "Верующая женщина в Раю, с позволения Премудрого Господа, снова выйдет замуж за своего мужа, если она была замужем за мусульманином. В Коране сообщается, что ангелы молятся за верующих: «Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый" (Гафир, 8).

10. Как мусульмане относятся к христианкам и представительницам иных религий?

Как и ко всем неверным – как к падшим и заблудшим людям. Однако в случае войны они попадают в плен, или же – если женщина иудейка либо христианка – становятся женами.

11. Каково представление среднего жителя Саудовской Аравии о христианках?

Лучший пример – это то, что мне два года назад сказал имам одной из мечетей город Карья-аль-улия Саудовской Аравии: "Все женщины Запада – блудницы, проститутки, нечистые и неверные своим мужьям. Они непокорные мужьям, и зачастую курящие и наркоманки. Они не уважают ни отца, ни мать...не дай-то Бог быть нашим дочерям такими...".

12. От чего придётся отказаться христианке, если она вдруг захочет выйти замуж за мусульманина?

Ей нужно забыть о своей вере в первую очередь: хоть ислам и разрешает браки мусульманин с христианками, но с надеждой на обращение жен ("Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас " (2:221, да и мусульманкам категорически запрещено выходить замуж за иноверцев). Дети тоже будут принадлежать иной культуре. Ей придется забыть о словах "равенство", "равноправие" и "постоянство в семейной жизни", ей придется отказаться от окружения и общества христиан... И если для нее все это дорого, то стоит много раз подумать: а стоит ли?...

Виталий Питанов