О петре и февронии муромских. Вместе с молитвами можно пользоваться святой водой, которая поможет Вам выйти замуж

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

Почему символом супружеской любви и верности стали святые Петр и Феврония Россияне отмечают День любви, семьи и верности 8 июля, в день почитания святых супругов Петра и Февронии Муромских.

6 июля в Киров привезли икону с частицами мощей этих покровителей брака. Верующие смогут помолиться перед ней о даровании супружеского счастья в храме Иоанна Предтечи. А сегодня, 7 июля, от храма отправится крестный ход к памятнику Петру и Февронии. «Русская планета» узнала, как и почему князь и княгиня из Мурома стали символом супружеской любви и верности. Тристан, Изольда и Золушка Муромский князь Петр и его жена Феврония были канонизированы в качестве местночтимых святых в 1547 году. И светскими, и церковными авторами написаны десятки вариантов их жития. Но все они восходят к единому литературному источнику - «Повести о Петре и Февронии Муромских», созданной в XVI веке. Ее автором считаются православный священник Ермолай Погрешный, в иночестве принявший имя Еразм.

Покров с изображением Петра и Февронии. Фото: wikipedia.org – В XV веке в Муроме существовала церковная служба, посвященная этой княжеской паре, и в ней упоминались основные моменты сюжета будущей повести - победа Петра над змеем, женитьба на крестьянке и смерть супругов в один день, - напоминает корреспонденту РП кандидат филологических наук Татьяна Мошкина. - Поэтому Ермолай по примеру многих средневековых агиографов, создавая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», собрал и обработал бытовавшие в Муроме жития, легенды и предания. Жемчужина древнерусской литературы не может называться житием ни по форме, ни по содержанию, отмечал российский историк Василий Ключевский. – По агиографическому канону в любом житии должны быть композиционные части: появление на свет от благочестивых родителей, первые проявления святости, искушения, тяжкие труды, подвиги во имя веры, чудеса (прижизненные и посмертные), славная гибель, - продолжает Татьяна Мошкина. - А в «Повести о Петре и Февронии Муромских» практически ничего из этого нет - ни страданий за веру, ни мученической кончины, ничего. Зато есть элементы волшебной сказки, причем соединены сразу три распространенных ее сюжета. Первый - о победе над чудовищем. Второй - о мудрой деве, излечившей героя от ран, подобно тому, как Изольда спасла Тристана, заболевшего от крови сраженного им дракона. Третий - о простой девушке, «Золушке», сумевшей покорить своей добродетелью и скромностью прекрасного принца. Поэтому очевидно, что эта повесть объединила народные предания о Петре и Февронии, которые веками передавались от поколения к поколению, обрастая сказочными подробностями. Ведь даже финал у нее сказочный - «Жили долго и счастливо, и умерли в один день». Подобно Георгию Победоносцу В «Повести о Петре и Февронии Муромских» говорится, что благоверный Петр приходился младшим братом муромскому князю Павлу, с женой которого случилось несчастье. К ней стал прилетать и искушать ее крылатый змей, принимавший образ супруга. Невольно согрешившая женщина решила не скрывать позорную тайну и созналась во всем мужу. Князь приказал жене любым путем выведать у змея, как можно его погубить. Оказалось, что уничтожить совратителя может только Петр и только Агриковым мечом. Младший брат князя повторил подвиг святого Георгия Победоносца - храбро сразился со змеем и сразил его ударом меча. Но в самый последний момент испачкался в ядовитой крови чудовища, от которой по всему его телу пошли струпья и язвы. Ни один лекарь не сумел исцелить героя, и он уже приготовился к смерти, когда во сне Петру открылось, что надежда есть. Нужно лишь отыскать дочь древолаза (Бортника, зарабатывавшего на жизнь добычей дикого меда. - Примеч. РП) Февронию, жившую в деревне Ласковая возле Рязани. Петр так и поступил. Однако крестьянка, славившаяся на всю округу своими способностями целительницы, поставила князю условие: если она спасет его жизнь, то он из благодарности женится на ней. Петр сначала дал такое обещание, но потом, излечившись, решил его нарушить. Однако предусмотрительная девушка заранее предвидела такой исход, и вылечила на теле князя все струпья, кроме одного. Поэтому вскоре страшная болезнь вернулась снова, на этот раз Петр взял в жены простолюдинку. Впрочем, вскоре он перестал жалеть о своем решении, искренне полюбив свою незнатную, но добрую и мудрую супругу. После смерти старшего брата Петр правил в Муроме. Но бояре и особенно их жены не пожелали признавать княгиней девушку из бедной семьи. Они потребовали, чтобы Феврония покинула город. Тогда Петр вместе с женой добровольно отправился в изгнание. Но вскоре супругов попросили вернуться - борясь за власть, бояре пролили много крови и отдали титул князя законному владельцу. Петр и Феврония правили долго и милосердно, сотворив тысячи добрых дел. Княгиня со временем заслужила искреннюю любовь всех горожан, целиком посвятив себя благотворительности и став заступницей сирых и убогих. А в старости супруги приняли постриг, став монахами в разных монастырях. Но и после вынужденной разлуки больше всего любящая пара хотела умереть в один день и час, и их горячие молитвы были услышаны. Незадолго до своей смерти Петр и Феврония завещали, чтобы их тела похоронили в одной заранее изготовленной по их заказу каменной гробнице, разделенной на две части тонкой перегородкой. Однако исполнителям их воли это показалось неподобающим для монахов, и они приняли решение захоронить тела Петра и Февронии в разных гробах и монастырях. А уже на следующий день обнаружили, что супруги лежат рядом друг с другом, в одном гробу. Еще два раза их тела пытались разнести по разным храмам, но они снова оказывались рядом. Лишь после этого люди смирились и похоронили неразлучную пару в едином гробе в кафедральном Борисоглебском соборе. Князь из летописей Повесть, объединившая все народные сказания о Петре и Февронии, была написана по заказу московского митрополита Макария. Однако она получилась недостаточно соответствующей канону, и митрополит решил не включать ее в составленные им «Великие Четьи-Минеи», что не помешало повести продолжить свое существование в качестве апокрифа. Крепла местная традиция почитания святых супругов. Общероссийской она стала после того, как князь Иван Грозный решил возвести в их честь в Муроме новый каменный собор взамен обветшавшего Борисоглебского. 8 июля - день, когда мощи Петра и Февронии были перенесены в этот собор, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, - и стал официальным днем почитания этих святых. – Невероятно популярной оставалась и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», благодаря чему сохранилось множество вариантов ее текста. На сегодняшний день известно 300 списков и 8 различных редакций, - говорит Татьяна Мошкина. Историки уже долгие годы спорят, кем были исторические прототипы ее героев, чьи тела покоятся в гробнице канонизированной пары. Большинство исследователей склоняются к версии, что это известный по летописным текстам муромский князь Давид Юрьевич и его супруга. – К Давиду Юрьевичу муромский престол перешел после смерти его старшего брата Владимира, возможно, принявшего имя Павел после крещения, - рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Ткаченко. - О его жене княгине Ефросинье, ставшей после пострига Февронией, никаких достоверных сведений не сохранилось. Не исключено, что она действительно происходила из незнатного рода и отличалась благочестием. Известно также, что в этом браке родилось трое детей, а сам Давид Юрьевич, как и его супруга, принял перед смертью постриг, взяв имя Петр. Любовь, отлитая в бронзе В 1934 году муромский Богородицкий собор был закрыт, а потом и вовсе снесен. А мощи Петра и Февронии были выставлены в экспозиции местного историко-художественного музея, где использовались для антирелигиозной пропаганды. Лишь в 1989 году святыню вернули Русской православной церкви, поместившей мощи в Благовещенский собор Мурома. В 1992 году останки княжеской четы было решено перенести в Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря. После этого они оказались на том же самом месте, где были похоронены изначально, ведь раньше на месте Троицкого собора стоял Борисоглебский. Так замкнулся посмертный круг странствий любящих супругов, не разлучившихся и после смерти. – День последнего перенесения мощей Петра и Февронии, 19 сентября, решением Священного Синода признан еще одним днем почитания этих святых, - говорит корреспонденту РП протоиерей, кандидат богословия Максим Широков. - Это решение было принято потому, что 8 июля выпадает на Петров пост, когда запрещено совершать таинство брака. Однако государственный праздник День любви, верности и согласия был установлен по более старой дате, 8 июля. Начиная с 2004 года во многих российских городах к этому дню с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II устанавливают скульптурные памятники святым супругам. Это первый за всю историю православия прецедент массового тиражирования скульптур православных святых.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

О жизни святой пары, Петра и Февронии, на самом деле известно крайне мало. Однако данная княжеская чета жила в XIII столетии. Супруги приняли в конце жизни монашество и умерли в один день. Петр и Феврония сумели родить, воспитать 3 детей. Сделав исключение, супруг удалось похоронить в 1 гробу. Такая жизнь поспособствовала тому, чтобы святых Петра и Февронию начали воспринимать как покровителей семейных отношений. Кт тому же завершение жизни можно сравнить со сказкой «жили они долго и счастливо и умерли в один день». На самом деле подобную чудодейственную кончину необходимо заслужить.

Княжеская семья сумели вырастить хороших людей, которые служили во благо государство и обладали наилучшими качествами характера. Петр и Феврония преодолели вместе многочисленные испытания, сумев не допустить предательства и расставания в горестное время. Они хранили православную веру, несмотря ни на что. Благодаря такому жизненному пути Господь оказал милость святым из Мурома.

Сказание о Петра и Февронии отличается красотой и особенной романтикой. В произведении описывается и ситуация, когда ненавистники прилагали усилия для того, чтобы разлучить супругов, но при этом святой князь отдал предпочтение изгнанию, а не расставанию со своей любимой супругой. Многие ли люди в наше время могли поступить также?

Жизненный путь Петра и Февронии.

Феврония родилась в обычной крестьянской семье, но она сумела стать супругой князя. Кажется, что это соответствует произведению «Золушка», но на самом деле история произошла в реальности, и обладает удивительным смыслом. Феврония сумела проявить мудрость и догадливость, нежность и заботу.

Каким должен быть настоящий брак? Семейные отношения должны строиться на чистоте и честности. Любые тайны от супругов могут привести к позору. Нужно поступать по-человечески для того, чтобы гарантировать продолжительность существования брака.

Когда-то, давным-давно, князь Петр столкнулся с серьезным заболеванием. Его тело покрылось многочисленными язвами. Ни один медик не мог помочь князю. Однако в селе Рязанской области, Ласково, удалось найти Февронию, обычную крестьянскую девушку. Феврония обладала нужными знаниями, и она была готова помочь Петру, но взамен хотела стать его супругой. Как и чем можно объяснить подобное желание? Оно оказывается честолюбивым желанием крестьянской девушки? В повести отсутствует намек на отсутствие искренности, наличие честолюбивого желания. Возможно, Февронии, которая говорила загадками и знала больше о жизни, чем многие другие люди, чувствовала, что она должна стать супругой Петра. При этом Феврония могла только исцелить Петра, а не уврачевать, поэтому можно предположить, что речь в повести идет о душевной болезни князя.

Феврония сумела стать лучшим примером смирения и скромности, женской мудрости. Петр на самом деле был абсолютно другим, и он решил даже испытать прекрасную девушку. Он послал ей небольшой пучок льна для того, чтобы она соткала ему льняную вещь. Феврония послала князю другое задание – из небольшого полотенца сделать ткацкий станок, специальные инструменты. Петр признался в том, что он не может исполнить просьбу и забыл о своем задании. Феврония дала понять, что небольшой кусочек льна не подойдет для того, чтобы соткать льняную одежду взрослому мужчине. Это, вне всяких сомнений, поспособствовало тому, чтобы Петр и Феврония открыли друг в друге мудрость.

Тут можно узнать: кто же испытывает и выбирает? Кажется, что Феврония идет по своей прямой дороге, так как именно она должна стать супругой Петра, позаботиться о его исцелении, наставить его на истинный путь жизни. Это является наилучшим примером послушания. Петр хочет, чтобы все было так, как он велит, как он желает. Петр даже готов проверять Февронию на возможность исцелить его, стать княгиней. Однако впоследствии князь сумел поменяться.

Петр исцелился, но он не женился на крестьянской девушке и решил откупиться подарками. Феврония не приняла подарков, так как хотела быть женой. При этом в первый раз девушка лечила князя и сказала, что 1 струп не нужно мазать приготовленным лекарством. Что же это значит? Возможно, она хотела испытать Петра? В повести ответов не удается найти. При этом можно предположить, что мудрость Февронии позволила предугадать ей, что Петр не сразу возьмет ее в супруги, но ведь этот брак был предопределен на небесах. Таким образом, Петр должен был повторно обратиться за лечением. После повторного излечения состоялась свадьба Петра и Февронии.

После смерти старшего брата, Павла, Петр стал князем Мурома. Бояре начали требовать развода княжеской пары, так как Феврония не соблюдает этикет, может собирать крошки с обеденного стола. На самом деле придирки были ничтожными, ведь Феврония была доброй девушкой.

Бояре начали обращаться к Февронии, убеждая ее уйти от Петра. Они просили отпустить его, но девушка отказывалась. Также поступал и Петр, который мог выбрать только свою супругу, а не княжество, ведь живой человек дороже богатства, престола. К тому же христианство не способствует разводам.

Петру и Февронии пришлось покинуть из Мурома. Путь был долгим и опасным печальным для души, но он должен быть пройден полностью.

Вдали от Мурома начинаются сомнения у Петра: правильно ли он поступил, может, он вновь будет испытывать Февронию? Девушка проявила терпение и милосердие, позволила понять, что с ними Бог, который позволяет творить чудеса. Петр начал верить в то, что все будет хорошо.

Вскоре бояре пришли с повинной. В Муроме началась война за княжеский престол. По данной причине Петра и Февронию позвали назад. Супруги вначале подумали, а затем – согласились. Княжеская чета правила правильно и разумно, были отцом и матерью народу, вели праведную жизнь. Незадолго до мирской кончины супруги приняли монашество. Петр – под именем Давид, что можно перевести как «возлюбленный», а Феврония – под именем Ефросинья – «радость». Супруги решили просить Господа о смерти в один день.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди вначале похоронили их в разных гробах. Это было объяснено тем, что монахи не могли лежать вместе. Несмотря на это, трижды тела супругов оказывались в совместном гробу. В результате Петра и Февронию пришлось похоронить вместе.

Верить ли повести о княжеской паре?

Повесть, которая посвящена Петру и Февронию, многократно переделывалась. Ее вариации представлялись в XVI, XVII, XVIII столетиях.

Изначально жизнеописания Петра и Февронии было выполнено священником дворового собора Ермолаем-Еразмом. Отец Ермолай отправился в Муром. Он обращался ко многим людям, благодаря чему местные устные предания позволили составить житие. При этом необходимо понимать то, что жизнеописание было составлено далеко не сразу. Перед тем, как появился первый вариант повести, прошло приблизительно четыреста лет с момента преставления супружеской пары. Неудивительно, что за четыреста лет жизнь Петра и Февронии уже успела превратиться в сказку, которая восхваляет любовь и добродетель супругой. Несмотря на это, отец Ермолай записал все слова людей, провел переработку и изложил в достойном виде. Однако и тогда полученный вид практически не соответствовал традиционному житию, поэтому жизнеописание Петра и Февронии начали называть сказанием.

Насколько правдивой была та история? Прежде всего, нужно отметить то, что священник Ермолай-Еразм известен и благодаря другим произведениям. Этот автор сумел показать себя здравомыслящим, высокообразованным человеком, тонким богословом. По данной причине исследователи не предполагают то, что Ермолай-Еразм мог сочинить повесть, посвященную княжеской паре.

Мы не можем считать, что народные предания представляют собой недостоверный источник информации. Народные предания можно сравнить с летописью. О многих русских святых удается узнать только благодаря жизнеописаниям, но при этом в летописях о людях ничего не сказано. Так же получилось и с Петром, Февронией. На самом деле древнерусские хронисты практически не проявляли интерес к благочестию князей. В связи с этим, память о русских святых, Петра и Февронии, сохранилось только в виде народного почитания и устных преданий.

Среди редакторов можно отметить патриарха Гермогена. Он также оказал существенное влияние на готовый вариант повести. Оказалось, что в повести отсутствовало достаточно подробностей и деталей. Интересно отметить, что при пересказе повести присутствовала попытка ввести деталь политической пропаганды. По данной причине там, где описывалось, как супружеская пара возвращалась в Муром, было добавлено подробное описание радости народа при встрече правителей. К тому же был выполнен акцент на том, что только князь сумел восстановить порядок в городе.

Редакторы также стремились придать повести уникальную форму, а именно канонического жития. Такая правка ограничивалась использованием эпитетов к главным персонажам и некоторыми фразами, имеющими прямое отношение к христианской морали. На самом деле подобных изменений оказывалось более чем достаточно, так как они позволяли уже по-другому воспринимать повесть.

Предложенные редакции не могли прижиться, так как народ по-особенному воспринимал «Повесть о Петре и Февронии Муромских». История этой святой пары всегда является примером истории поистине безграничной и удивительной любви. Теперь можно услышать мнение о том, что день, который посвящен Петру и Февронии, День семьи, любви и верности, является православной версией дня святого Валентина. В действительности такое восприятие праздника является неправильным. В народе день памяти Петра и Февронии существует издавна, причем он имеет прямое отношение к любви, супружеским отношениям. Важно отметить то, что праздник приходится на Петровский пост, поэтому день можно посвящать молитвам Господу о даровании мира, внутренней гармонии, любви и о сохранении Русской земли, городов России.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, известный исследователь древнерусской литературы, сравнивал Петра и Февронию с Тристаном и Изольдой.

Особенный праздник – День семьи и верности.

В наши дни многим людям нужен День семьи и верности, ведь этот праздник на самом деле оказывается поистине ценным и важным. Браки разрушаются поистине легко и многие люди даже не готовы хранить супружескую верность, но при этом люди мечтают о счастье, безграничной любви до самой смерти. Уникальный праздник способствует улучшению ситуации, которая сложилась в нашем обществе.

Муромские святые являются покровителями брака. Избирая этих святых, в брачные отношения можно заложить краеугольный камень. Брак должен быть основан на твердой вере супругов, любви, взаимопонимании и взаимоуважении, верности, взаимодоверии. К тому же детей нужно воспитывать, сохраняя христианские традиции. Только в этом случае можно гарантировать долгую жизнь брака. В такой ситуации дом могут только незначительно затронуть испытания, но при этом брак обязательно приобретет дополнительную прочность.

В Муроме работает Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи святой супружеской пары. Монастырь практически не отличается от подобных обителей. Действует запрет на фото-, видеосъемку, четкие таксы на записки монахиням. К тому же в покоях нельзя использовать зеркальные стекла. Однако если подойти к мощам Муромских святых, можно забыть обо всем. Именно здесь верующий человек может остаться сам, почувствовать вечность, настоящую любовь и удивительную радость. Каждый верующий человек при молитве может почувствовать то, что испытывали Петр и Феврония, когда встретили друг друга, были вместе и проходили испытания, сберегая свою любовь.

Важно отметить то, что в Троицком монастыре на самом деле представлены мощи святых. Благодаря данному факту многие люди получают возможность обратиться к Петру и Февронии, помолиться, обрести душевную гармонию и попросить о счастливом браке.

Статьи о Дне Семьи Любви и Верности

Восьмого июля отмечают День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака. Житие супругов – образец христианского брачного союза и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить княжескую жену со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она – причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В девяностых годах прошлого столетия жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.
В 2008 году к памятной дате был приурочен День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Так соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.