Нормативы скорости чтения. C) Используй упражнения, чтобы расширять свое горизонтальное периферическое зрение и увеличивать количество слов, которые регистрируются при каждой фиксации

Многие из вас слышали о скорочтении, курсах и методиках, помогающих читать быстрее и воспринимать большие объемы информации в короткие сроки. Сейчас я расскажу вам, как за несколько минут начать читать со скоростью 300 слов в минуту. Речь пойдет о технологии RSVP (Rapid serial visual presentation), что в переводе на русский означает “Быстрый последовательный визуальный показ”.

Суть состоит в быстром показе текста в определенной области экрана, обычно в центре. При этом слова предстают последовательно, одно за другим. Читая таким образом, у человека попросту нет возможности задуматься, отвлечься или вернуться на предыдущую строку, так как слова на экране меняются очень быстро. Это сокращает время чтения, ибо мы тратим около 1/6 от общего времени на возвраты к предыдущим абзацам и страницам.

Подобный способ восприятия информации позволяет моментально повысить скорость чтения, как минимум, в 2 раза. Все приложения подобного рода имеют функцию настройки скорости показа слов (обычно от 100 до 1000 слов в минуту). По своему опыту, первый раз использовав такой подход, я без труда читал тексты со скоростью 300-400 слов в минуту, при том, что средняя скорость чтения современного человека ~200 слов в минуту. Далее все зависит от вашего желания и целеустремленности.

Такой вариант идеально подходит для чтения и восприятия публицистической и художественной литературы, однако чтение научных и технических текстов с обильным наличием формул, графиков и диаграмм будет весьма затруднительным.

На данный момент разработано достаточно приложений, как десктопных и браузерных, так и мобильных. Я расскажу о самых интересных.

Velocity - Speed Reader
Одно из лучших приложений в своем роде. Поддерживает чтение статей из Pocket и Instapaper. Имеет встроенный браузер и локальное хранилище, куда можно загрузить любую книгу или статью, например.txt формата.

Платформа: iOS
Стоимость: $2.99
Скачать в AppStore

ReadQuick - Speed Reader for iOS
Это приложение имеет схожий функционал с Velocity и в добавок поддерживает чтение статей из Readability. Единственным недостатком является цена.

Платформа: iOS
Стоимость: $9.99
Скачать в AppStore

Outread - Speed Reading
Разработчики данного приложения использовали иной подход к показу текста. Он заполняет весь экран, так же, как в iBooks, а весь процесс чтения напоминает караоке.

Платформа: iOS
Стоимость: $2.99
Скачать в AppStore

Spritz
Spritz - это не приложение, это больше похоже на расширение для браузера, хоть и не является таковым в классическом понимании. Все, что вам нужно для работы, так это создать закладку в Favorites Bar вашего браузера со специальной страницы сайта разработчика. Поддерживаются все современные браузеры, за исключением Opera.

Браузер: Google Chrome, Safari, EE, Firefox
Стоимость: Бесплатно
Скачать

Reedy
На этот раз мы имеем полноценное расширение для браузера, однако исключительно для Google Chrome. Работает оно схожим образом со Spritz. Нужно выделить текст и нажать Alt+S. Далее начнется показ.

Браузер: Google Chrome
Стоимость: Бесплатно
Скачать

Итог

На мой взгляд, Velocity и Spritz являются наиболее интересными и комфортными приложениями. Первым я пользуюсь на протяжение нескольких месяцев и полностью доволен результатом. А какой выбор сделаете вы? Какое приложение используете сейчас?

Информация из книг о нормативах скорости чтения:

Скорость чтения Количество знаков в минуту
Очень медленная 900
Медленная 1200
Средняя 1500
Выше средней 1800
Быстрая 3000
Очень быстрая 5000
Сверхбыстрая 10000 и более

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата...»

М.А.Зиганов «Как повысить культуру, качество и скорость чтения»

«Следует отметить, что параметры, приводимые ШРЧ, отличаются от параметров, приводимых другими источниками.Все зависит от того, что принять за знак и что принять за скорость чтения.

Некоторые педагоги, подсчитывая в текстах знаки, учитывают и буквы, и знаки препинания, и пробелы, в результате у них тесты становятся более «объемными», чем они есть на самом деле.

Иногда скорость чтения измеряют в "слов/мин".При этом некоторые педагоги за слово применяют все предлоги, частицы, а иногда и знаки препинания.

К концу обучения Ваша скорость увеличится в 2-3 раза (если Вы усиленно поработаете над последней частью книги,относящейся к скорочтению, то- в 5-8 раз), а коэффициент усвоения возрастет до 75-95%...»

«В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140.

К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения — 50-60 процентов, а продуктивность чтения — 90-115 слов в минуту...

Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы.

Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов...»

Каждая любящая мама всегда обеспокоена тем, чтобы ее сын или дочь пошел в первый класс достаточно подготовленным. Сегодня к школьникам с самого начала предъявляются довольно поэтому даже незначительное отставание малыша от его сверстников и общепризнанных норм может стать причиной его плохой успеваемости.

Особое внимание всегда уделяется умению читать, ведь новоиспеченному ученику придется поглощать огромное количество различной информации из книг и учебников, начиная с начальной школы. Если ребенок к моменту зачисления в первый класс не будет обладать этим умением вообще, или же будет читать слишком медленно, он не сможет хорошо учиться, что непременно скажется на его самооценке.

В данной статье мы расскажем вам, сколько слов в минуту должен читать первоклассник, и как можно помочь сыну или дочери, если он не достаточно быстро складывает буквы в слова.

Сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник?

Хотя подавляющее большинство детей при зачислении в первый класс уже умеют читать простые слова, в действительности, этот навык не считается обязательным. Зато уже к окончанию первого полугодия обучения малыша в школе педагоги начнут предъявлять к нему определенные требования и выставлять оценки за то, насколько хорошо и быстро первоклассник читает. В дальнейшем, на протяжении всего периода нахождения ребенка в начальной школе, количество слов, которые он должен прочитать, будет пропорционально увеличиваться с каждой пройденной четвертью.

Сегодня в подавляющем большинстве школ к ученикам предъявляются следующие требования:

  • для первоклассника во второй четверти нормой считается чтение 20 слов в минуту;
  • в третьей четверти – 30-35 слов;
  • наконец, к окончанию учебного года первоклассник должен читать более 40 слов в минуту.

Кроме того, следует учитывать, что требования предъявляются не только к скорости «глотания» текстов, но и к его качеству. Так, ученик первого класса во время чтения должен уметь:

  • воспроизводить голосом слова, а не отдельные слоги или буквы;
  • четко произносить все звуки в словах;
  • правильно использовать смысловое ударение;
  • делать заметные паузы в нужных местах между словами и предложениями;
  • в зависимости от содержания текста изменять интонацию и выделять акцентом голоса важные моменты;
  • логически соединять прочитанные слова и предложения между собой;
  • анализировать прочитанное;
  • оценить и объяснить действия и поступки персонажей, о которых идет речь в читаемом тексте.
Как помочь ребенку читать быстрее?

От того, сколько слов в минуту читает первоклассник, зависит не только его оценка по но и способность ребенка понимать, осознавать и анализировать прочитанное. Родителям важно знать, что хорошо усваивать информацию, полученную из книг, малыш сможет только тогда, когда скорость его чтения превысит 60 слов в минуту. Именно поэтому тренировать этот навык у своего чада необходимо даже тогда, когда темп его чтения соответствует всем общепринятым нормам.

Количество прочитанных слов - один из показателей, по которым определяют уровень развития маленького ребенка. Вы можете помочь своему малышу развить скорость чтения.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник

К приходу в школу бывшей детсадовец должен уметь считать до 20, определять геометрические фигуры и знать растения, которые растут в его местности. А вот требований к чтению для будущего школьника нет.

Такие требования возникают только во время учебы. Впервые скорость чтения проверяют через полгода после начала обучения. В советские времена к концу первого класса ребенок должен был читать не менее 47 слов в минуту, чтобы получить «отлично», сейчас этот показатель снизили до 40 слов.

Какая норма чтения в начальной школе

В Европе оценивают не скорость чтения, а другие показатели. Российское образование также постепенно к этому движется. Сейчас учителя учитывают следующие показатели:

  • выразительность чтения и умение расставлять логические паузы;
  • осознание сути прочитанного;
  • умение соединять логические части прочитанного;
  • способность анализировать текст;
  • воспроизведение целостных слов, а не букв или слогов;
  • четкость произношения звуков.

Впрочем, скорость чтения пока все равно измеряют и ставят за нее оценки. Ко второй четверти первоклашка должен читать более 20 слов в минуту на оценку «5», к третьей – более 36 слов, к четвертой – более 40 слов. Для оценки «4» достаточно 16, 26 и 31 слова соответственно.

Как научить ребенка читать к 1 классу

Если вы хотите, чтобы ребенок быстро и хорошо читал в начальной школе, начинайте обучать его этому заранее. Вот несколько упражнений для дошколят, которые повысят скорость чтения:

  • Соревнование. Предложите малышу посоревноваться, кто сможет прочитать текст быстрее. Засеките время и по очереди прочитайте текст на скорость. После этого вместе проанализируйте, кто из вас какие ошибки допустил.
  • Изменение темпа чтения. Учите малыша читать в разном темпе. Сначала пусть прочитает текст очень быстро, затем медленно и выразительно.
  • Чтение с помехами. Соорудите из бумаги своего рода маятник и водите им по странице перед читающим ребенком. Это поможет ему воспринимать весь текст целиком, а не отдельные его части. Также такое упражнение тренирует фантазию, ведь ребенку нужно додумывать те части текста, которые он не видит.

Не волнуйтесь, если ваш малыш читает медленнее, чем нужно. Прививайте ему любовь к литературе, и тогда он обязательно научится читать быстро, выразительно и осознанно.

Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.

Не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.

Что такое техника чтения

1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.

Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.

Осознанность чтения

Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.

Скорость чтения

Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.

Способ чтения

Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.

Выразительность чтения

Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:

  • Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
  • Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
  • Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза "казнить нельзя помиловать" меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.

Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.

1 класс: нормативы по Занкову

В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.

Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).

2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица

Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.

Как улучшить технику чтения у ребенка

Техника чтения, 1 класс - нормативы и правила - это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:

  • Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
  • Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.

Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.