Низложенный иерусалимский патриарх за заключенными дверями. Патриарх Иерусалимский Феофил: “Мы хотим, чтобы Иерусалим был открытым городом”

Святейший и Блаженнейший
Патриарх Феофил III
Πατριάρχης Θεόφιλος Γ΄
c 22 ноября 2005 года
Избрание: 22 августа 2005 года
Интронизация: 22 ноября 2005 года
Церковь: Иерусалимская православная церковь
Предшественник: Ириней I
Архиепископ Фаворский
14 февраля - 22 августа 2005
Церковь: Иерусалимская православная церковь
Имя при рождении: Илия Яннопулос
Оригинал имени
при рождении:
Ηλίας Γιαννόπουλος
Рождение: 4 апреля (1952-04-04 ) (66 лет)
Гаргалиани , ном Мессиния , Греция
Принятие монашества: 28 июня 1970 года
Епископская хиротония: 14 февраля 2005 года
Награды:

С 1986 по 1988 годы являлся председателем по внешним связям Иерусалимского патриархата, а следующие годы был Представителем Иерусалимского патриархата при ряде организаций, в частности, с 2001 по 2003 годы при Московском патриархате , но в Москве, по свидетельству прихожан Иерусалимского подворья в Москве , бывал нечасто. Был старшим хранителем Гроба Господня .

14 февраля 2005 года, всего за полгода до избрания в патриархи, был рукоположен в сан епископа и избран архиепископом Фаворским. В мае того же года его предшественник Патриарх Ириней I , из-за обвинений в причастности к ряду скандальных сделок с недвижимостью, был отстранён от должности сперва Синодом, а потом Всеправославным собором в Фанаре .

22 августа 2005 года был единогласно избран Священным Синодом патриархом Иерусалимским. 22 ноября того же года состоялась его интронизация .

Признанный в качестве главы Иерусалимского патриархата со стороны государства Палестина и Иордания , патриарх в течение 2-х лет не мог получить официального признания от правительства Израиля .

Взгляды и оценка

Награды

  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина , 27 июля 2013 года) - за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси .
  • Большой Командорский Крест ордена Заслуг (Венгрия , 2014 год) .
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ, 2013 год) .
  • Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)
  • Цепь Ордена Орла Грузии и Священного хитона Господа нашего Иисуса Христа (Грузинский царский дом, 2012 год)
  • Орден Святого царя Константина (Сербская Православная Церковь , 2013 год)
  • Орден Святого Иоанна Владимира (Сербская Православная Церковь , 2016 год)

Напишите отзыв о статье "Феофил III (патриарх Иерусалимский)"

Примечания

Ссылки

  • На официальном сайте МП
  • Lenta.ru 24 декабря 2005 г.
  • На официальном сайте ИП
  • // pravoslavie.ru , 18 апреля 2002

Отрывок, характеризующий Феофил III (патриарх Иерусалимский)

Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.
Красивый, молодой император Александр, в конно гвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным, негромким голосом привлекал всю силу внимания.
Ростов стоял недалеко от трубачей и издалека своими зоркими глазами узнал государя и следил за его приближением. Когда государь приблизился на расстояние 20 ти шагов и Николай ясно, до всех подробностей, рассмотрел прекрасное, молодое и счастливое лицо императора, он испытал чувство нежности и восторга, подобного которому он еще не испытывал. Всё – всякая черта, всякое движение – казалось ему прелестно в государе.
Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что то по французски австрийскому императору и улыбнулся.
Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать.
Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».

В отличие от католической церкви, где все епископства подчиняются Папе Римскому, православные патриархаты являются поместными, то есть независимыми друг от друга. Но нельзя отрицать роль Иерусалима - святого для всех христиан города. Ведь там была основана первая историческая церковь. Поэтому авторитет предстоятеля этого патриархата неоспорим. Кто же стоит во главе Иеруалимской Православной Церкви? Сегодня мы расскажем о нем. Поскольку его престол находится в Иерусалиме, а юрисдикция распространяется на Сирию, Палестину, Израиль и Аравию (саму церковь нередко называют Сионской), он не может находиться вне политики. За избранием нового главы пристально следят клирики и служители других ортодоксальных поместных патриархатов. Высказывания иерусалимского предстоятеля нередко вызывают резонанс в политических кругах.

Значение патриархата в христианстве

Иерусалим не зря считается святым для трех мировых религий городом. Особенно рьяно его чтут христиане всех конфессий, ведь здесь жил и проповедовал Сын Божий. В Иерусалиме Иисус был распят. Здесь Он и воскрес. В этом городе в день Пятидесятницы, посредством сошествия Святого Духа, образовалась первая Церковь Божья. Впоследствии отсюда апостолы разошлись по разным уголкам земли, проповедуя Евангелие всем народам. Поэтому Иерусалимская Православная Церковь считается матерью остальных ортодоксальных патриархатов. Первым епископом в ней был Иаков Праведный, который принял мученический венец от рук царя Ирода. Поскольку Иерусалим постоянно подвергался нападениям и был захваченным, главенство его патриархата было утрачено и перешло к предстоятелю Константинополя. На данный момент в диптихе церквей она числится четвертой по значению (после Царьграда, Александрии и Антиохии). Полный титул предстоятеля - Всесвятейший и Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима, всей Палестины, Аравии, Сирии, обонпол (двух берегов) Иордана, Святого Сиона и Каны Галилейской.

Современное устройство поместной церкви

Иерусалим часто становился жертвой нашествий. Уберечь святые места от разрушения и осквернения - в этом видели свое призвание все главы поместной церкви. Для этого они вынуждены были пускать в ход все свои дипломатические способности. Переломный момент случился в 16 столетии, когда Иерусалимский патриарх Герман Второй добился от османских властей указа, что все христианские святыни Палестины будут с этого момента находиться в руках православных. В том же веке было создано монашеское Братство Святого Гроба Господня. Населяли обитель только иноки, прибывшие из Греции. По положению, принятому в середине 19 столетия, Святой Гроб Господень остался в ведении православных, тогда как Вифлеемская базилика Рождества Христова перешла к католикам. До сороковых годов 19 века патриархов иерусалимских назначал предстоятель Константинопольской церкви. Теперь его избирает Собор Синод. Но утверждают в сане патриарха Иерусалимского три светские власти: Палестины, Иордании и Израиля. За долгую историю поместной церкви в ней сменилось сто сорок предстоятелей. В данный момент ее возглавляет 141-й по счету иерусалимский патриарх Феофил Третий.

Биография

Нынешний предстоятель церкви в миру носил имя Илия Яннопулос. Родился он 4 апреля 1952 года. По национальности грек. Одно это уже служило хорошей стартовой площадкой для карьеры в патриархате Иерусалима. Большинство приходских священников и верующих в этих землях - арабы. Но исторически сложилось так, что весь епископат избирается исключительно из членов монашеского братства Святого Гроба Господня. А эту обитель населяют выходцы из Эллады. Родился же И. Яннопулос в селении Гаргалиани, которое находится в номе Мессиния (Греция). Еще будучи подростком, в двенадцатилетнем возрасте, он прибыл в Иерусалим и поселился как послушник в братстве Святого Гроба. С 1964 по 1970 г. Илия учился в патриаршей школе. юноша принял в июне 1970 года от патриарха Иерусалимского Венедикта I. Как и положено иноку, он принял новое имя - Феофил, означающее «Любящий Бога».

Карьера в церкви

Еще в патриаршей школе юный послушник выказывал большие способности и небывалую тягу к знаниям. А потому после принятия пострига церковные власти решили, что молодому монаху следует продолжить теологическое образование. В 1975 году он был послан на родину, в Грецию, чтобы поступить на богословский факультет Афинского университета. После окончания учебы в 1978 году будущий иерусалимский патриарх Феофил был возведен в монашеский сан архимандрита. Но и тут молодой клирик решил, что его теологическое образование не завершено. В 1981 году он поступает в университет в Дареме (Великобритания), учебу в котором завершает в 1986-м. После возвращения в Иерусалим Феофил два года исполнял обязанности председателя по внешним связям при патриархате. В дальнейшем он служил представителем своей церкви в ряде организаций. В 2001-2003 гг. он даже был послом при Московском патриархате, хотя в Россию приезжал нечасто. В начале 2000-х его назначили на почетную должность старшего хранителя Гроба Господня.

Предыдущий патриарх Иерусалимский Ириней

Летом 2001 года на был избран ее предстоятелем экзарх в Афинах (ответственный за распространение Благодатного Огня), архиепископ Иерапольский и член Священного Синода, носивший в миру имя Эммануил Скопелитис. Будучи патриархом, Ириней Первый очень способствовал продвижению по карьерной лестнице своего преемника Теофила. Но в 2005 году разгорелся церковный скандал. Священный Синод обвинил патриарха Иерусалимского Иринея в том, что тот отдал израильской компании в долгосрочную аренду недвижимость в Старом городе. Сам предстоятель отказался участвовать в суде. По постановлению Синода, а затем Всепровославного Собора, который собрался в Фанаре, патриарх был низложен, лишен священнического сана, разжалован в монахи и приговорен к заточению в собственной келье. Там он находился семь лет, пока не вынужден был выйти по состоянию здоровья, чтобы сделать хирургическую операцию.

Иерусалимский патриарх Феофил и его предшественник

Низложение Иринея неожиданно вознесло теперешнего предстоятеля церкви в высокий сан. Это позволило досужим языкам болтать о причастности последнего к обвинениям, оказавшимся недостаточными. Но Феофил III остался в дружеских отношениях с низложенным предшественником. Так, в 2015 году Ириней неожиданно появился на церемонии нисхождения Благодатного Огня, где был приветствован и благословлен теперешним патриархом. К слову, его посетил и предстоятель Константинопольской церкви Варфоломей.

Политические высказывания Иерусалимского патриарха

На Пасху 2008 года клир и верующих РФ потрясла резкая критика со стороны Феофила III в адрес Порфирия Успенского, основателя русской духовной миссии в Святом городе. Он заявил, что последний отравляет жизнь верующих «ядом национализма». и главред журнала «Церковный Вестник» усмотрели в этом заявлении признаки русофобии. В последние два года иерусалимский патриарх Феофил неоднократно встречался с президентом Украины Петром Порошенко, молился за мир в этой стране и обсуждал проблему объединения верующих в единую поместную церковь.

Давайте вспомним в последний день Светлой Седмицы о томящемся в заточении Патриархе Иерусалимском Иринее и помолимся о нем. О настоящем Патриархе Иерусалимском Иринее, который не захотел идти на сговор с экуменистами и новостильниками всех мастей, называющих себя православными. Вот все эти деятели от Церкви оклеветали Патриарха Иерусалимского Иринея, затем и отстранили своего патриарха от управления Иерусалимским Патриархатом. В этом всем им очень помогло правительство Израиля, т.к. там также хотели покладистого патриарха Иерусалимского.

Думали они, все эти экуменисты и новостильники, что испугают Патриарха Иринея и сошлют его в какой-нибудь далекий монастырь простым монахом. Так вся эта неправедная история забудется и быльем порастет. Да не тут-то было. Несговорчивый Патриарх Ириней, как не хотел с ними сотрудничать и делать неправду возглавляя Иерусалимскую Патриархию, так и далее, уже 3 года не покидает свою келью и не признает решений предателей- экуменистов и новостильников.

К Патриарху Иерусалимскому Иринею стало приходить множество людей на службы и за советом. Просили благословения, т.к. люди знали патриарха Иринея, верили ему и не хотели с ним расставаться. Тогда в Иерусалимском Синоде взволновались и решили лишить Патриарха Иринея поддержки честных священников и мирян, заколотив к нему двери и поставив на окна решетки. Но люди шли к Патриарху Иринею все-равно и тогда Иерусалимский Синод решил поставить еще на окна железные сетки и охрану, лишив Патриарха Иринея свежего воздуха и не разрешая ему беседовать с людьми и передавать еду.
В месте заточения Патриарха Иринея отключен свет и телефон. Оставлена только вода для канализации, которая не является питьевой.

Все необходимое для Патриарха Иринея доставляет один верный ему человек, при помощи еще нескольких благотворителей, которые помогают этому человеку.

Для всех гонителей Патриарха Иринея самое лучший выход был бы, если бы Патриарх Ириней смирился с оклеветанием и оставил свое заточение и удалился бы монахом в монастырь. Причем есть много желающих принять у себя Патриарха Иринея, но этот мужественный человек помня слова Господа, что Его гнали прежде всех, продолжает свою мученическую жизнь и стояние в Истине.

Вместо Патриарха Иерусалимского Иринея был поставлен на Иерусалимскую кафедру другой патриарх, который был заранее согласен делать все, что ему укажут. Сейчас он носит титул Патриарха Иерусалимского Феофила. Это человек, который слушается патр. Варфоломея, патр. Кирилла Гундяева. Это человек, который закончил Академию в Московской Патриархии и отлично знает, что нужно Москве.

Результатом всех этих действий явилось то, что уже три года к патриарху Феофилу не сходит Благодатный Огонь. Патр. Феофил, как оказывается абсолютно не врал, когда сказал, что носит зажигалку в кармане, когда идет в Кувуклию.

В 2008 году только две лампады, принадлежащие православным, зажглись от всполохов в Храме Гроба Господня. Патр. Феофил зажигал факел от зажигалки. Огонь, который получали от него - жег.

В 2009 году, в Храм Гроба Господня пустили мало паломников, совсем не пустили арабов-христиан, которые поют и танцуют (они должны быть обязательно, потому что когда-то давно их не пустили в Храм и Благодатный Огонь не сошел), зато поставили стулья и запустили в Храм Гроба Господня 2 тысячи израильских солдат. Солдаты сидели, курили, разговаривали, смеялись, хохотали все это время. Кроме этого солдаты не допускали в Храм Гроба Господня паломников и не пускали людей даже в старый город.

Тут-то и становится понятным, что патр. Феофил сотрудничает очень даже активно с израильским правительством и соглашается со всем, что ему скажут. Конечно, в такой ужасной обстановке никакой молитвенной и благодатной атмосферы не было.

Естественно, и то, что не зажглась от всполохов ни одна лампада или свеча. Патриарх Феофил опять зажигал факел от зажигалки, зато угодил всем власть предержащим.

Все люди, которые получили "благодатный огонь" от патриарха Феофила(в этот раз больше получить было неоткуда в Храме Гроба Господня) почувствовали, что этот огонь ожигает, в особенности те, которые уже много лет бывают на схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня.

В это же время православные греки с о. Кипр, которые поддерживают Патриарха Иерусалимского Иринея, и которых израильские солдаты не пустили в Храм Гроба Господня, зная их приверженность к Патриарху Иринею, отправились к месту заточения Патриарха Иринея, чтобы его поддержать. Киприоты сломали заграждения, разогнали охрану и стали молиться и петь, вместе с патриархом Иринеем, который благословлял, радовался, молился и пел вместе с ними.
И тут случилось, как кажется на первый взгляд, невероятное (!). Вдруг под открытым небом начались всполохи и у одной женщины киприотки зажглись свечи. И о чудо! Этот Огонь не жег никого. И вот здесь, возле гонимого Патриарха Иерусалимского Иринея Господь послал людям Благодатный Огонь, показав всему миру, кто же настоящий Патриарх Иерусалимский. Благодатный Огонь не зажегся у самого Патриарха Иерусалимского Иринея, потому что у него нет свечей, но зато Благодатный Огонь сошел к верным христианам по молитвам Патриарха Иринея.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос не оставит истинных верующих без Великого Знамения Своего - схождения Благодатного Огня. Но так как везде сейчас поселилось зло, то Благодатный Огонь будет сходить там, где соберутся истинно верующие христиане, взявшие крест свой и идущие за Господом, по молитвам мучеников-христиан.

Дата рождения: 1952 г. Страна: Израиль Биография:

Родился в 1952 году в селении Гаргалиани (область Мессиния в Греции).

В июле 1964 г. вступил в Святогробское братство. В том же году поступил в Иерусалимскую Патриаршую школу, которую закончил в июне 1970 года.

28 июня 1970 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Венедиктом пострижен в монашество с именем Феофил.

1 июля 1970 года архиепископом Иорданским Василием рукоположен во иеродиакона. В 1975 году хиротонисан в сан иеромонаха архиепископом Иерапольским Диодором (впоследствии — Патриарх Иерусалимский). В том же году решением Священного Синода Иерусалимского Патриархата направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По возвращении в Иерусалим нес послушания в Генеральном секретариате Священного Синода, Патриаршей школе и эпистасии монастыря святого Харлампия.

В 1978 году удостоен сана архимандрита. В 1981 году назначен членом редакционной коллегии журнала «Неа Сион». В декабре 1981 года направлен в Англию для обучения в аспирантуре Даремского университета. По окончании обучения, в 1986 г., назначен секретарем по внешним связям Священного Синода Иерусалимского Патриархата. В 1988 году утвержден представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.

В 1991-1996 годах был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской. С 2001 по 2003 гг. являлся представителем Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве. В 2003 году назначен Патриаршим епитропом в Дохе (Катар).

В 2004 году назначен старшим скевофилаксом (хранителем Гроба Господня), избран членом Священного Синода Иерусалимского Патриархата. 14 февраля 2005 г. рукоположен в архиерейский сан и избран архиепископом Фаворским.

22 августа 2005 года избран 141-м Патриархом Иерусалимским, интронизация состоялась 22 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины .

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, Патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Место работы: Иерусалимская Православная Церковь (Предстоятель) Web-сайт:

Единственным способом, которым Ириней мог говорить с Ассошиэйтед Пресс в минувший четверг, был радиомикрофон, поднятый с помощью веревки, закрепленной на крыше, в черном мешке, используемом его помощниками для доставки ему разной пищи.

Журналистам, которые предприняли получить доступ к Иринею через огромные металлические двери, воспрепятствовали церковные охранники, смотревшие снаружи через небольшое отверствие.

«Не позволяют никому выйти и никому войти, чтобы меня навестить», – сказал Ириней. «Боятся народа, потому что народ меня любит, и я его люблю», – говорил он в микрофон «Ассошиэйтед Пресс», глядя через край крыши.

Жёсткое «приземление» для человека, который управлял своей паствой четыре года как уважаемое духовное лицо!

Ириней отметил, что его преемник, Феофил Третий, не позволяет адвокатам, врачам и посетителям войти в дом, где он прожил почти 40 лет, который находится среди большого скопления зданий и является церковной собственностью. Он сказал, что заключен уже три года за его отказ уступить Патриархии.

Феофил противостал Иринею в 2005 году, после утверждений, что тот продал церковную собственность израильтянам, которые стремятся расширить еврейское присутствие в восточном Иерусалиме, рассматриваемом палестинцами в качестве столицы будущего государства. Палестинцы считают продажу земли серьезным преступлением. А большинство православных христиан в Иерусалиме – палестинцы.

Ириней утверждает, что не знал о сделках и не совершил никакой несправедливости. В рапорте, который впоследствии получил одобрение от палестинских властей в 2005 г., было сделано заключение, что патриарх не участвовал ни в каких продажах. «Прошу Бога каждый день, чтобы явил истину», – сказал он. – «Нет больше никакого патриарха. Я – патриарх».

Политические разногласия внутри грекоправославной общины, всегда сложные, в последние годы приобрели дикий оборот.

Когда Ириней был возведен на патриарший престол, его сторонники говорили, что обвинения в продаже собственности были изобретены его политическими противниками.

Число христиан на Западном берегу Иордана и в Иерусалиме уменьшается в последние десятилетия, поскольку они ищут лучших экономических условий в других местах. Также христиане говорят о преследованиях от мусульманского большинства Западного берега, впрочем, всегда анонимно, поскольку боятся наказаний.

Замена Иринея не была признана тремя правительствами, имеющими юрисдикцию над Патриархией, – Израиля, Иордании и Палестинской автономии – до 2007 года.

Один высокопоставленный представитель Патриархии в Афинах (Греции) опроверг то, что Ириней находится под домашним арестом, и другие лица из окружения патр. Феофила отказались это комментировать помимо сказанного ими, что Ириней – лжец.

Патр. Феофил публично появился в Вифлееме в честь Рождества в четверг, но не был доступен, чтобы давать комментарии.

Один из официальных лиц, тесно связанных с Иерусалимской патриархией, будучи видным епископом, говорившим на условиях анонимности из-за боязни преследований, уверил, что Феофил удерживает Иринея против его воли из-за их соперничества и из-за страха, что Ириней попытается востребовать его прежнее место.

«Новый патриарх наказывает старого, держа его за заточенными дверями, чтобы обезопасить свое место» – сказал Марван Тубази, глава Совета организаций православных арабов и официальный представитель (министр) палестинских властей, работающий в тесной связи с церковными лидерами.

Ириней сказал, что проводит свои дни изоляции в молитве, чтении и письме. Еще носит традиционную черную одежду и камилавку греческих православных священнослужителей.

Когда в четверг православные христиане праздновали Рождество, Ириней сказал, что совершил Божественную Литургию сам один, поскольку ему запретили войти в церковь, находящуюся в нескольких шагах от него. Он поздравил и благословил своих сторонников через мобильный телефон как основное средство общения его с внешним миром.

Время от времени его приверженцы выкрикивали приветствия с улицы, и он отвечал им поздравлениями с Новым годом.

Один из палестинских мусульман Старого Иерусалима, назвавший себя Абу Амар, сказал, что посылает бывшему патриарху хлеб, овощи и воду, поднимая их к нему по веревке уже почти три года. Несмотря на различие вер, он чувствует порыв любви для восполнения нужд Иринея. «У меня с ним были дружеские связи и до сих пор остаются» – сказал Амар. – «Я не могу бросить его».

Израильская полиция говорит, что не ответила на утверждение о заключении, поскольку никакого заявления об этом не было зарегистрировано.

Ириней считает, что его положение должно быть урегулировано церковными средствами, но не полицейским вмешательством, и сила для освобождения и восстановления Иринея находится в руках Божьих, сказал Даниэль Роббинс, адвокат, которому удалось посетить экс-патриарха два раза за последнюю неделю.

Роббинс сказал, что когда он представлял интересы другого клиента в деле, по которому Ириней был свидетелем, то одно из постановлений суда предписывало официальным лицам Церкви разрешить ему входить в дом экс-патриарха.

«У него нет семьи, никого, кто к нему ходит, и жизнь его, и все в ней находится в Патриархии» – сказал Роббинс.

Секретари Ассошиэйтед Пресс, Фавда Ходали в Иерусалиме и Мохаммед Дарагмех в Рамалле (Западный берег), внесли вклад в этот репортаж.

Официальный ответ Иерусалимской Патриархии

Священный Синод Иерусалимского Патриархата, согласно канонам Восточной Православной Церкви и уставу Патриархии, объявил патриарха Иринея низложенным с поста Иерусалимского патриарха 23 апреля/6 мая 2005 года. Однако, из-за продолжавшихся антиканонических действий низложенного патриарха Священный Синод, следуя нормам канонического права Православной Церкви, 16 июня того же года образовал Архиерейский Трибунал из двенадцати членов, который изверг бывшего патриарха Иринея из архиерейского сана, оставив его в числе монахов.

Монах Ириней не является заключенным. По своему собственному произволению он выбрал закрытый образ жизни внутри комплекса зданий Патриархии. В то же время, Патриархия представляет собой монастырское место, где, как и в других монастырях мира, есть свои правила, которым подчиняются все без исключения, священники в том числе, принадлежащие к Братству Святого Гроба. Монах Ириней не сообразует свою жизнь с канонами Церкви и настойчиво выставляет себя как патриарха, узурпируя титул и достоинство законного Иерусалимского Патриарха Феофила III, отрицая подчинение Священному Синоду Иерусалимского Патриархата и духовное достоинство власти настоящего патриарха Феофила III.

Несмотря на все вышеизложенное и на то, что объявленный монахом бывший Иерусалимский патриарх Ириней упорно отрекается признать законного Иерусалимского Патриарха Феофила III, Патриархия под руководством Его Блаженства Феофила III предпринимала непрестанные попытки помощи монаху Иринею в снабжении его пищей, которая предоставляется всем членам Патриархии. Монах Ириней это отверг и продолжает отказываться от питания, предоставляемого Патриархией. Он настаивает на том, что будет сам заботиться о добывании пропитания и сам выберет способ приема пищи.

Георгиос Василиу, представительство Иерусалимского Патриархата в Греции.

Подготовил священник Филипп Парфенов