Ниндзя: реальная история японских воинов . Ниндзя - это кто? Боевые искусства ниндзя

Они появлялись из ниоткуда. И пропадали в никуда. Перед ними преклонялись и ненавидели. Считалось, что смертный не может победить их. Потому что они демоны. Демоны ночи.


Страх поселился в крепости. Слуги попрятались в своих каморках, боясь лишний раз показываться на глаза господам. Переговаривались все тихо, словно боясь вспугнуть ту неведомую силу, что пробралась в крепость. Наместник провинции лежал в постели, намокшей от крови. Никто не решался приблизиться к покойнику; боялись даже взглянуть на него.

Стража недоумевала - крепость была неприступна: стены высоки, коридоры полны воинов, а весь двор занят солдатами. Ни одна живая душа не могла проникнуть сюда. Но кто-то все же это сделал. Кто?

Слуги тихо шептались меж собою: была вспышка слепящего света, а двоих стражников на Северной башне нашли мертвыми; ран не было, только губы посинели и глаза выпучились так, будто в последнее мгновение они увидели все ужасы мира. Самураи подозревали измену, но никак не могли понять, где же ее искать. Кто был у наместника на позднем ужине? Военачальник. Да, еще две гейши из ближайшей чайной, но они почти каждую ночь бывали у наместника. Гейши ушли до полуночи - хозяин был еще жив. Необъяснимая смерть. И никто из них не мог знать, что гейш этой ночью было не две, а три. А между тем, старуха, хозяйка чайной, пересчитывала огромную сумму, полученную ночью, и молчала. Молчание стоило дорого. Цена ему - жизнь. Время любит приоткрывать прошлое, но до сих пор оно весьма скупо рассказывает о самых необычных воинах Страны восходящего солнца - о таинственных кланах профессиональных шпионов и убийц, о легендарных ниндзя. Письменных источников, проливающих свет на их жизнь, почти нет. Согласно преданию, свои секреты они передавали по наследству в свитках, и если мастер не находил достойного преемника, свиток уничтожался. Воины-тени всегда оставались загадкой, воплощением иного, темного мира. Храмы микке и тайные учения, культ гор и поклонение темноте. Удивительные способности ниндзя ходить по огню, плавать в ледяной воде, управлять погодой, читать мысли врага и останавливать время обычно приписывали темным силам. В глазах самураев ниндзя были достойны ненависти и презрения. Но все эти чувства порождалась одним - страхом, который «темные люди» внушали всем в Японии - и суеверным простолюдинам, и отважным самураям, и владетельным принцам.

Синоби моно - человек, проникающий тайно

Удивительно, но в японских средневековых хрониках такого понятия как ниндзя нет! Слово «ниндзя» появилось лишь в прошлом веке. Состоит оно из двух иероглифов: Нин (синоби) означает терпеть, скрываться и делать что-либо тайком; Дзя (моно) -это человек. Тех, кого мы сейчас называем ниндзя, в Японии именовали синоби-но моно - проникающий тайно человек. Это было очень точное название, ибо главным занятием (и смыслом жизни) ниндзя были высококлассный профессиональный шпионаж и виртуозное исполнение заказных убийств.

Капкан для Сарутоби

Официальное упоминание первого профессионального шпиона в истории страны Восходящего солнца приходится на конец VI века. Звали его Отомо-но Сайдзин, и служил он принцу Сетоку Тайси, одному из величайших деятелей Японии. Сайдзин был своеобразным связующим звеном между народом и аристократией. Переодеваясь, он выходил за стены дворца в образе простолюдина, смотрел и слушал, слушал и смотрел. Ему было известно все: кто что украл, кто кого убил, и, главное, кто был недоволен государственной политикой. Сайдзин был ушами и глазами принца, за что был удостоен почетного звания Синоби (соглядатай). Отсюда и пошло Синоби-дзюцу. Правда, некоторые историки склонны думать, что Сайдзин был не шпионом, а обыкновенным полицейским. Впрочем, источниками это никак не подтверждается.

Вторым известным шпионом был некий Такоя, служивший императору Тэмму в VII веке. Этот слуга был ближе к современному понятию «ниндзя», чем Сайдзин. Его задачей были диверсии. Пробираясь ночью в тыл врага, Такоя устраивал поджоги. Пока неприятель в панике бегал по лагерю, войска императора наносили неожиданный удар. И Сайдзин, и Такоя, возможно, были предшественниками могучего сообщества убийц и соглядатаев; сам же клан появился в IX-X веках. В Ига, в музее ниндзюцу, хранится фрагмент летописи IX века древнего рода Тогакура. В одной из битв представитель этого рода, некто Дайцукэ, был разгромлен, а его владения захвачены. Что ему оставалось делать? Только бежать в горы, чтобы спасти свою жизнь. Так он и поступил. Укрывшись в горах, Дайцукэ не только выжил, но и стал собирать силы для мщения. Его учителями стали воинствующие монахи Кен Доси. На голых склонах провинции Ига Дайцукэ упорно овладевал древним искусством полного подчинения тела велениям воли и разума. Согласно летописи, он создавал новый тип воина, передвигающегося легко, как ветер, неприметного для врагов; воина, умеющего побеждать без боя! С тех пор о воинах-тенях слагали множество легенд. Часть из них была зафиксирована в исторических источниках. Более того, тщательный сравнительный анализ, проведенный исследователями, показал - многое в этих легендах вполне может соответствовать реальным фактам. История упоминает о легендарном Сарутоби, который был одним из лучших ниндзя. Сарутоби жил на деревьях; целыми днями он качался и висел на них, развивая свою ловкость. Вступать с ним в рукопашный бой не хотел никто. И все же однажды его победили. Шпионя за одним влиятельным сегуном, Сарутоби попытался проникнуть в его дворец, но был замечен часовыми. Это нисколько не огорчило его, ибо он не раз с легкостью уходил от преследователей. Но в этот раз удача отвернулась от него. Прыгнув вниз со стены, окружавшей дворец, он попал прямо в медвежий капкан. Одна нога намертво застряла в капкане. Это могло смутить кого угодно, но только не опытного синоби. Сарутоби сам отрубил себе ногу, остановил кровотечение и попытался бежать, прыгая на одной ноге! И все же уйти далеко ему не удалось - потеря крови была огромной и он стал терять сознание. Понимая, что ему не уйти и вскоре самураи настигнут его, Сарутоби успел выполнить последний долг ниндзя - отрезал свое лицо…

Но чаще ниндзя выходили победителями даже из самых безнадежных положений. Согласно одному из преданий опытному синоби заказали убить своего «коллегу» Дзюдзо. Такое было вполне возможно, ибо ниндзя из соперничающих кланов не щадили друг друга (корпоративная солидарность у этих ребят отсутствовала напрочь). Синоби не стал убивать «коллегу»; живой Дзюдзо стоил дороже. Пленник был доставлен живым к сегуну-заказчику, и тот в знак уважения милостиво разрешил бедолаге покончить с собой. Для харакири Дзюдзо выбрал короткий тупой нож. Вонзив нож в живот по самую рукоять, умирающий растянулся на полу. Его дыхание остановилось, а вся одежда пропиталась кровью. Труп выбросили в ров возле замка. А вот этого делать как раз и не следовало. За свою ошибку сегун поплатился немедленно - той же ночью его замок пылал огнем! Поджигателем был не кто иной, как покойник, пару часов назад взрезавший себе живот. Разгадка была проста - хитрый Дзюдзо попросту заранее заткнул за пояс крысу, а потом искусно вспорол брюхо не себе, а несчастному животному.

Кстати, подобных хитростей ниндзя знали сотни. И не только знали, но и умели виртуозно исполнять.

Ямабуси. Орлы рождаются только в горах

Исторические документы однозначно указывают на первую школу лазутчиков - это была так называемая школа Ига. Ее основали бродячие монахи, проповедовавшие буддизм. Власти, и особенно официальные синтоистские жрецы, преследовали этих аскетов-отшельников. Те удалялись далеко в горы и там принимали всех, кто готов был разделить с ними их веру и тяжелый путь. Со временем этих белых монахов стали называть ямабуси (горные воины), и именно они стали первыми учителями в школе Ига. Ямабуси занимались знахарством и пользовались у населения огромным уважением; они успешно лечили многие болезни, спасали урожаи, могли предсказать погоду и, как верили простые крестьяне, защитить от злых духов. Главной целью ямабуси были поиски напитка бессмертия. О том, преуспели они в этом или нет, летописи умалчивают, но зато за три века гонений - горные воины выработали свое особое искусство убийства и шпионажа. Ямабуси научили будущих ниндзя многим военным хитростям, среди которых самая знаменитая - защита девятью слогами. Именно она превращала ниндзя и в демонов, и в неуязвимых воинов. Вот сидит один из «горных воинов». Ритмично покачиваясь, он издает монотонные звуки, то громче, то тише. Пальцы рук сложены в странные фигуры. Во все времена искусство сюгендо спасало его от преследователей. 30 лет изучал он язык природы, спал на снегу и разговаривал с демонами. Воин встал и припал всем телом к скале. Его руки и ноги как корни деревьев вошли в породу. Голова стала похожа на замшелый валун. Теперь это не человек, а лишь разрушенные ветром и временем камни. Мимо, в двух шагах от скалы, пробегают преследователи. Много, около двух десятков. Глаза их внимательно смотрят вокруг - ничего, никого… Ямабуси владели специальной техникой, которая открывала удивительные способности человеческого организма. Они знали, что если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно полностью избавиться от жажды. Они знали, что если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх. Они знали, что если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на подушечке между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за две бессонных ночи или за сутки тяжелого похода по горным тропам. Они знали, что когда человек произносит определенные комбинации звуков, то они вызывают резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс. Они знали очень многое. Таинственная техника девяти слогов помогала ямабуси и их ученикам ниндзя использовать скрытые резервы человеческого организма, да так использовать, что все вокруг поражались. Согласно многим источникам, синоби творили потрясающие вещи. Они могли развивать скорость свыше 70 км/ч, прыгать через 3-метровые стены и даже на время останавливать собственное сердце.

Самый загадочный японский монашеский орден - ямабуси - привнес в мир ниндзя ритуалы и обряды, позволяющие овладеть почти сверхъестественной силой. Воины тени на века остались верными учениками ямабуси. Ямабуси научили ниндзя таким секретам, что сейчас, спустя многие века, наука не в силах объяснить многие из них (хотя кое-что все же удалось разгадать). Свои секреты монахи передавали только устно. Одной из самых удивительных тайн ямабуси был метод защиты девятью слогами, кудзи-но хо (Kuji Gosin Ho) -девятью ступенями могущества. Владел им каждый ниндзя. В защиту входило 9 заклинаний (дзюмон), 9 соответствующих им конфигураций пальцев и 9 этапов концентрации сознания. Произнося дзюмон, следовало складывать пальцы и концентрировать сознание. Для ниндзя это был верный способ получить энергию для своих сверхъестественных действий (например, перепрыгнуть через трехметровый забор или стать неуловимым).

Дзюмон

Современной науке уже известно: различные комбинации звуков, создают в гортани резонанс, влияющий на головной мозг. Более того, ученые подтвердили - от частоты вибрации зависит появление у людей разных чувств: радости, беспокойства, и т.д. Так было найдено одно из первых объяснений удивительных возможностей ниндзя. До этого их способность мгновенно менять настроение и подавлять в себе чувство страха оставалась загадкой. Все списывали на темную магию. Обычно заклинание (дзюмон) произносилось 108 раз. Оно должно было исходить от сердца, откликаться в нем, как эхо, и наполнять вибрацией тело и пальцы. Ямабуси учили ниндзя, что конфигурации пальцев (мудра) влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни фигуры могли успокоить разум. Другие - давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные фигуры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими из него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма. Одна из успокаивающих мудр Дзюмон при этом должна звучать как «рин-хэй-то-ся-кай-рэцу-дзай-дзен».

Концентрация сознания путем медитации помогала ниндзя вживаться в различные образы, например льва, демона, великана. Именно транс изменял сознание воинов и позволял совершать чудеса. Ничего сверхъестественного в этом нет. Психиатры и физиологи подтверждают: человек в состоянии измененного сознания меняется даже физически - у него просыпаются так называемые скрытые резервы организма. Иногда это можно наблюдать даже на бытовом уровне, например, сильный страх заставляет человека развивать такую скорость, которой он бы никогда не добился в спокойном состоянии. Ярость также дает человеку дополнительные физические силы.

Другое дело, что обычному человеку очень трудно «по команде» загнать себя в транс. Попробуйте-ка умиротворенно лежа на диване, вызвать в себе такую ярость, чтобы раскрошить руками стекло и не почувствовать боли. Ниндзя же умели искусственно вводить себя в разные состояния и пробуждать в себе невиданные физические силы. Сегодня специалисты уверены - ниндзя использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым крючком для вхождения в боевой транс.

Практические результаты «защиты девяти слогов» были колоссальны - в сочетании с изнурительными тренировками она позволяла ниндзя развивать огромную скорость, видеть в темноте и ударом руки проламывать каменные стены.

Смертельное касание. Искусство замедленной смерти

Этим страшным искусством ниндзя владели виртуозно. Легкое прикосновение к телу противника - и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть сразу. Мог скончаться даже через год. Но смерть была неминуема. Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом - происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма. Искусство замедленной смерти - это наиболее загадочная часть учения ямабуси. Любой ниндзя, который бы раскрыл простым смертным эту тайну, должен был быть умерщвлен, а его душа обрекалась на вечное проклятие.

Техника удара по самым уязвимым точкам тела составляла фундамент подготовки воинов ночи. Больше всего в нем преуспели ниндзя Икеоосаки. Каждый их удар, поражая жизненно важные точки, приводил к смерти. Загадочное «искусство замедленной смерти» наука объяснить пока не в состоянии. Впрочем, даже ортодоксальная медицина сегодня признает - через отдельные точки на теле можно воздействовать на внутренние органы человека. А китайская медицина успешно использует «точечное лечение» на протяжении веков. Скорее всего, ниндзя применяли схожую технику. В искусстве замедленной смерти самым удивительным является то, каким образом ниндзя удавалось «откладывать» смерть.

Здесь можно предположить следующее. Возможно, прикосновения ниндзя не столько «убивали» человека, сколько нарушали слаженную работу организма; примерно так можно заглушить мощный и сложный мотор, бросив в него обычную гайку. А после физиологического сбоя человек умирал от собственных болезней в зависимости от предрасположенностей организма.

Недетское детство

Всем малышам клана сразу после рождения присуждалось почетное звание ниндзя. Карьера ребенка, т.е. выдвижение из гэнин в тюнин зависела исключительно от его личных качеств. С первых дней появления на свет начинался долгий путь обучения. Люльку с малышом при раскачивании ударяли о стены. Толчок вынуждал его инстинктивно сжиматься - это была первая группировка. Годовалый ребенок уже умел ловко ходить по бревну (позже его учили двигаться по веревке). До двух лет основной была тренировка реакции. Малышам делали специальный массаж с использованием сильных болезненных ударов и щипков - так будущие воины привыкали к боли. Позже тело для привыкания «обрабатывали» граненой палкой.

Серьезные тренировки начинались после восьми лет. До этого возраста дети учились читать, писать, имитировать звуки, издаваемые животными и птицами, бросать камни, лазать по деревьям. У детей клана не было выбора. С детства они играли с настоящим оружием, более того, их учили превращать в оружие все, что попадалось в руки. Их приучали переносить холод, гуляя в непогоду без одежды и часами сидя в холодной воде. Деревья и колючие кустарники служили тренажерами прыгучести. Подвешивая маленьких ниндзя за руки на большую высоту больше чем на час (!) им прививали выносливость. Ночное зрение вырабатывали многонедельными тренировками в темных пещерах и специальной диетой из продуктов с повышенным содержанием витамина А. Кстати, чувствительность глаз ниндзя была фантастической. В кромешной темноте они могли даже читать.

Некоторые упражнения отличались особой жестокостью. Так, например, для развития ловкости нужно было прыгать через прочную виноградную лозу, покрытую острыми колючками. Каждое прикосновение к лозе сразу разрывало кожу и вызывало сильное кровотечение. С младенчества детей учили плавать. В воде они были как рыбы: могли бесшумно преодолевать большие расстояния, драться в воде и под водой, с оружием и без. С каждым годом упражнения становились все более сложными, жестокими и болезненными. Маленький ниндзя мог вывернуть стопу или кисть в любую сторону - упражнения для свободного расчленения и сверхъестественной подвижности суставов начинались уже с четырех лет. Это были очень болезненные занятия, но именно они не раз спасали воинам жизнь - свободно выворачивая стопу и кисть, ниндзя легко освобождались от самых крепких пут. Отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей - все было настолько обыденным, что любой ребенок, воспитывающийся в клане ниндзя, мог бы без труда обойти современного спортсмена. В 10 лет ребенок-ниндзя легко мог пробежать более 20 км в день. Его скорость проверялась весьма оригинальными способами, например, соломенная шляпа, прижатая при беге встречным потоком воздуха к груди бегуна, не должна была упасть. Или же вокруг шеи ниндзя обвязывали полосу ткани длиной около 10 метров, свободно падавшую на землю. Нормальной считалась скорость, когда десятиметровая полоска ткани на бегу развевалась по ветру и не касалась земли!

То, чему учили детей, современному человеку кажется невероятным: по звуку брошенного со стены камня они должны были уметь высчитывать глубину рва и уровень воды с точностью до метра! Дыхание спящих должно подсказать их количество, пол и даже возраст; звон оружия - его вид; свист стрелы - расстояние до врага. Они учились чувствовать врага затылком - каким образом устанавливался «телепатический контакт» с противником, сидящим в засаде, невозможно объяснить. Но взрослые воины действительно могли наносить и отражать удары, не оборачиваясь. Их интуиция всегда предшествовала разуму. «Тело само знает, как ему двигаться, если мы оставим его в покое», - учили великие наставники.

Принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков.

Помимо чистой «физики», досконально прорабатывались также психические аспекты — гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования — синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости.

Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги «Древнее оружие востока» о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, «синим по белому» написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.

Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием — это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии — это две книги Алексея Горбылёва: «Путь невидимых» и «Когти невидимок» . Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.

Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.

Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд — к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут «звезды» и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом — хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик .

Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.

Один ниндзя — одно оружие

В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось — даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. «Невидимка» попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме «Коммандо», поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки — опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции.

Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и («шестым чувством»). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву — скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.

Меч ниндзя

Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью.

Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал «специзделие») был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати — только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей — ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку.

Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя — профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя — самурайские.

Множество самураев действительно посвящало себя «иньскому ремеслу», а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.

Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные — отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:

Добрый молодец он был,

Бабку-ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил —

Дом спалил!

Ниндзя — это современный шпион

Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему — от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.

Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга «невидимок», поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические «пальцовки» и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники…

Ниндзя должен импровизировать

Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно.

Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.

Про ниндзя в средневековой Японии ходили невероятные легенды. Говорили, что воин-ниндзя способен летать, дышать под водой, становиться невидимкой, и вообще это не люди, а порождения демонов.

Вся жизнь любого средневекового ниндзя была окружена легендами. На самом же деле, все фантастические истории про ниндзя были рождены в суеверных умах необразованных средневековых японцев. Ниндзя в свою очередь всячески поддерживали свою сверхъестественную репутацию, которая давала им огромное преимущество в бою.

История появления ниндзя в Японии

Первые упоминания об искусстве, похожем на ниндзюцу, можно найти в древних индийских трактатах. Именно оттуда, вместе с буддизмом, данное искусство было принесено монахами-отшельниками ямабуси. Горные монахи были довольно специфической кастой. Они в совершенстве владели оружием, были непревзойдёнными лекарями и мудрецами. Именно у них обучались молодые ниндзя, которым ямабуси передавали часть своих фантастических для того времени знаний.

История ниндзя начинается примерно в 6 веке, последние же профессиональные кланы ниндзя были уничтожены в 17 веке. Более чем тысячелетняя история ниндзя оставила неизгладимый след в японской истории, хотя тайны ниндзя (небольшая их часть) были раскрыты только в конце 20 века, последним патриархом ниндзюцу Масааки Хатсуми.

Кланы ниндзя были широко разбросаны по всей Японии, чаще всего они маскировались под обычную крестьянскую деревню. Про ниндзя не знали даже соседние деревни, так как они были изгоями, и каждый человек в средневековой Японии считал своим долгом уничтожить этих «демонов». Именно поэтому все ниндзя на задании пользовались масками, а в безвыходной ситуации обязаны были обезобразить своё лицо до неузнаваемости, чтобы не выдать клан.

Суровое воспитание ниндзя с рождения

Несмотря на обилие фильмов про ниндзя, где суровый герой за несколько лет обучается всем премудростям и крошит врагов как солому, лучшими ниндзя становились те, кто был рождён в клане.

Мастер ниндзя должен был учиться на протяжении всей своей жизни, поэтому перед тем, как стать ниндзя, дети проходили суровую школу тренировок, которые начинались с самого рождения. Все дети, рождённые в клане, автоматически считались ниндзя. Колыбельку с новорожденным вешали возле стены и постоянно раскачивали, чтобы она ударялась об неё. Ребёнок подсознательно пытался группироваться, а подобный навык закреплялся у него на уровне инстинкта.

Детей до восьми лет учили терпеть любую боль. Некоторые истории про ниндзя рассказывают, что детей подвешивали за руки на огромной высоте, уча их преодолевать чувство страха и развивая выносливость. После восьми лет детей начинали тренировать как настоящих воинов-ниндзя, до этого возраста они должны были уметь следующее:

  1. Терпеть любую боль и без стона принимать любые удары;
  2. Читать, писать и знать секретную азбуку, которая была своя в каждом клане ниндзя;
  3. Имитировать звуки любых животных и птиц, что часто применялось для подачи сигналов;
  4. Прекрасно лазить по деревьям (некоторых даже заставляли жить там неделями);
  5. Хорошо метать камни и любые предметы;
  6. Безропотно переносить любую непогоду (для чего их заставляли часами сидеть в холодной воде);
  7. Прекрасно видеть в темноте (это достигалось многодневными тренировками в тёмных пещерах и специальной диетой, содержащей большое количество витамина «А»);
  8. Плавать в воде как рыба и уметь надолго задерживать дыхание под водой. Кроме этого, подводный бой ниндзя должен был уметь вести как с оружием, так и голыми руками;
  9. Выворачивать свои суставы в любом направлении (что с возрастом сильно сказывалось, хотя ниндзя редко доживали до пожилого возраста).

Кроме этого, в качестве игрушек дети пользовались боевым оружием, и использовали любые подручные предметы как оружие ниндзя. К восьми годам ребёнок обладал такой силой, выносливостью и гибкостью, что без труда заткнул бы за пояс любого современного профессионального спортсмена. В качестве спортивных снарядов использовались деревья, камни и скалы.

Обучение взрослого воина или как стать ниндзя

Начиная с 15 лет, молодые ниндзя (боевые качества которых уже многократно превышали подготовку средневекового воина) отправлялись в горы – постигать древнее искусство монахов – ямабуси. Именно они послужили прототипом бородатых старцев в фильмах про ниндзя. Хотя из истории ямабуси можно понять, что они были настоящими воинами, которые жестоко расправлялись со своими врагами.

Здесь ученики изучали базовые навыки психологических тренингов, учились изготавливать лекарства, яды и изучали секретные техники бесконтактного боя.

Тайну маскировки ниндзя знали в совершенстве. Лучших актёров не могли узнать даже очень внимательные воины. Сегодня ниндзя был толстым торговцем, а завтра – изнеможённым нищим. Причём именно роль нищего бродяги требовала от ниндзя полного вживания в роль. Боевой ниндзя выглядел как умирающий от голода старик. Лучшие мастера перевоплощений принимали яды, которые внешне делали тело слабым, а лицо покрытым морщинами.

Вообще, качество перевоплощения в бессильного, достаточно широко использовалось средневековыми шпионами. В бою ниндзя часто делал вид, что он подавлен превосходством боевых навыков соперника и сражался с видом обречённости. Противник терял бдительность и начинал небрежно размахивать своим оружием, после чего получал молниеносный удар от «деморализованного» ниндзя.

Если враг не поддавался на такие уловки, ниндзя мог притвориться смертельно раненым и упасть в конвульсиях на землю, выплёвывая кровь. Противник подходил и тут же получал смертельный удар.

Физические возможности ниндзя и их «сверхъестественные» способности

Среднестатистический ниндзя мог преодолеть около ста километров в день, сейчас это кажется невероятным, так как даже лучший современный спортсмен не способен на такие подвиги. Голыми руками они ломали кости и выбивали двери, а их ловкость была просто невероятная. Ниндзя, который часто использовал в качестве оружия огромные когти, часть своей жизни проводил на дереве, а на операции им одевалась специфическая маска ниндзя, которая превращала его в страшного демона. Редкий житель средневековой Японии отваживался вступить в схватку с демоном, бесшумно появившимся у него за спиной.

Магические способности ниндзя объясняются довольно просто:

  1. Способность становится невидимками связана с использованием дымовых бомб. Взрыв такой гранаты сопровождался снопом искр и яркой вспышкой, которая отвлекала внимание, и дымовой пеленой, пользуясь которой ниндзя незаметно исчезал;
  2. Ниндзя мог скрыться даже без дымовой бомбы, если рядом была вода. Незаметно нырнув туда, воин мог часами дышать через трубку из камыша или полые ножны меча;
  3. Бегать по воде ниндзя умели лишь потому, что каждую операцию они готовили заранее. Под водой помещались специальные плоские камни, расположение которых ниндзя запоминал и потом с лёгкостью прыгал по ним, создавая иллюзию ходьбы по воде;
  4. Легенды гласили, что оборотня-ниндзя не могут удержать никакие путы, так как он всё равно высвободится. Данную технологию освобождения от верёвок знали не только ниндзя. Она заключается в том, что при связывании нужно максимально напрячь мышцы, тогда после их расслабления путы не будут сильно затянуты. Гибкость ниндзя помогала ему в освобождении;
  5. Умению ходить по стенам и потолку ниндзя обязаны тренировкам в лесу, когда они прыгали по деревьям и использованию специальных скоб, с помощью которых можно было закрепиться на потолке. Тренированный ниндзя мог сутками неподвижно висеть на потолке, поджидая жертву.

Умение терпеть боль очень помогало ниндзя при попадании в медвежий капкан. Если время позволяло, он мог хладнокровно освободить ногу и, остановив кровь, скрыться. При нехватке времени ниндзя отрезали себе ногу и, прыгая на уцелевшей, пытались скрыться.

Одежда и маскировка ниндзя

Все мы знаем, что ниндзя одевались в чёрный костюм, а «хороший» ниндзя был в белом костюме. На самом деле, этот миф был очень далёк от реальности. Чаще всего ниндзя маскировались под торговцев, путешественников или нищих, ведь человек в чёрной одежде будет заметен везде, так как полностью чёрный цвет в природе очень редок. Знаменитая ночная форма ниндзя была тёмно-коричневая или тёмно-синяя. Для боя существовала красная форма, которая скрывала раны и кровь. В костюме было множество карманов для различных приспособлений и скрытого оружия.

К костюму обязательно прилагалась маска ниндзя, которая делалась из двухметрового куска ткани. Она была пропитана специальным составом, который мог служить для останавливания крови и обеззараживания ран. Кроме этого, через маску можно было фильтровать воду для питья и использовать её как верёвку.

Специализация различных кланов ниндзя

Несмотря на то, что все ниндзя считаются непревзойдёнными воинами, каждый клан специализировался на своей «фишке»:

  1. Клан Фума прекрасно совершал диверсии и террористические операции. Ещё их можно назвать средневековым аналогом морской пехоты. Они прекрасно плавали и под водой пробивали днища кораблей противника;
  2. Клан Гекку прекрасно знал технику поражения точек на теле противника, используя при этом пальцы, которые были натренированы так, что действовали подобно стальным прутьям;
  3. Ниндзя клана Коппо в совершенстве владел приёмами борьбы, которая сейчас носит название коппо-дзюцу (одним из стилей рукопашного боя в искусстве нинпо);
  4. Клан Хаттори великолепно владел яри-дзюцу (искусству боя на копьях);
  5. Ниндзя клана Кога специализировались на применении взрывчатых веществ ;
  6. А клан Ига славился своими изобретателями. Многое специфическое оружие ниндзя придумали именно они.

Все ниндзя обладали навыками, которые позволяли им скрытно проникнуть в помещение, убить врага и скрыться незамеченными. Однако специфические секреты кланов хранились очень ревностно.

Секреты языка дзюмон

Язык дзюмон – это 9 слогов-заклинаний, произнося которые ниндзя могли менять своё состояние и добиваться сверхъестественных результатов. В данный язык входили 9 заклинаний и соответствующее им число фигур из пальцев.

Современная наука смогла доказать, что язык дзюмон мог влиять на мозг. Именно это дало объяснение сверхъестественным способностям ниндзя. Ранее это считалось тёмной магией.

Монахи-ямабуси учили ниндзя, что каждый палец связан с энергетическими каналами и складывая их в различные комбинации, можно добиться использования скрытых резервов организма.

Кроме этого, каждый клан имел свой секретный язык. Это было необходимо для передачи секретных сведений. Язык часто менялся, так как коды становились известны конкурирующим кланам.

Оружие и дома ниндзя

Несмотря на то, что дом ниндзя внешне ни чем не отличался от крестьянского, внутри он был полон различных сюрпризов. Там были:

  • Лабиринты;
  • Подземные этажи, которых могло быть несколько;
  • Потайные ходы, двери и переходы;
  • Разнообразные ловушки и капканы.

Кроме этого, часто на чердаке хранился примитивный дельтаплан, который создавал иллюзию, что ниндзя превращаются в птиц.

Если дом ниндзя был полон ловушек, то несложно представить себе огромное количество различного оружия, которым пользовались ниндзя. Всё оружие можно было разделить на четыре большие группы:

  1. Оружие ближнего боя. В данную группу входило как обычное оружие воинов и крестьян, так и специфические модели оружия ниндзя. Например, меч-трость является с виду обычным посохом, который уместен у любого крестьянина или прохожего;
  2. Метательное оружие. В данную группу входят различные сюрикены, луки, духовые трубки и огнестрельное оружие. Кроме этого, существовало скрытое оружие, которое было замаскировано под элементы одежды. Например крестьянская шляпа могла иметь скрытое лезвие под полями. Пружина освобождала лезвие и бросок шляпы легко перерезал горло сопернику;
  3. Сельскохозяйственные приспособления в умелых руках ниндзя разили врагов не хуже мечей и копий. Главным преимуществом из использования являлся элемент неожиданности, так как крестьяне средневековой Японии были достаточно миролюбивые (вся их энергия уходила на добывание еды и тяжёлую работу). Крестьянский серп часто оказывался кусарикамой – боевым серпом с гирькой на длинной цепи;
  4. Яды в средневековой Японии использовали все, начиная от крестьян и заканчивая феодалами, но ниндзя оказались настоящими экспертами в этом вопросе. Часто именно у них и покупали яды. Секреты их приготовления держались в тайне, каждый клан умел готовить свои варианты отравы. Кроме быстродействующих, существовали яды, которые медленно и незаметно убивали свою жертву. Самыми сильными были яды, приготавливаемые из внутренностей животных.

Именно яды наделяли сюрикены смертельными свойствами. Достаточно было одной царапины, чтобы жертва погибла в муках. Помимо этого, ниндзя часто использовали ядовитые стальные колючки, которые бросали под ноги преследователям или разбрасывали перед своими жилищами.

Женщины-ниндзя куноити – утончённые убийцы

Использование девушек в качестве ниндзя широко практиковалось кланами ниндзя. Девушками можно было отвлечь стражу, тогда воин-ниндзя без проблем проникал в жилище своей жертвы. Кроме этого, девушки-ниндзя сами были умелыми убийцами. Даже когда их заставляли раздеваться перед тем, как привести господину, достаточно было спицы в волосах или кольца с ядовитым шипом, чтобы уничтожить жертву.

Чаще всего, в быту женщины-ниндзя были гейшами, которые пользовались большим уважением в средневековом японском обществе. Фальшивые гейши знали все премудрости этого ремесла и были вхожи во все знатные дома. Они умели поддержать светскую беседу на любую тему, играли на музыкальных инструментах и танцевали. К тому же знали толк в кулинарии и виртуозно пользовались косметикой.

После прохождения обучения в школе гейш, куноити обучались технике ниндзя (если они были рождены в клане ниндзя, то они были уже профессиональными убийцами). Обучение девушек-ниндзя акцентировалось на применении различных подручных средств и использовании ядов.

Множество великих полководцев и правителей средневековой Японии погибли именно в сладких объятиях куноити. Недаром старый и опытный самурай обучал молодых воинов, если они хотят быть в безопасности от женщины из клана ниндзя, следует быть верными своей жене.

Ниндзя-легенды

Ниндзя, которые удостоились звания легенды, существовали на всём протяжении эпохи ниндзя:

  1. Первым ниндзя-легендой был Отомо-но Сайдзин, который переодеваясь в разные ипостаси, служил соглядатаем для своего господина — принца Сетоку Тайси. Некоторые считают, что он являлся мэцуке (полицейским), но его методы слежки позволяют причислить его к первым ниндзя;
  2. Такоя, живший в 7 веке, был более близок к термину «ниндзя». Его специализацией были теракты. Проникнув в расположение противника, он устраивал пожар, сразу после этого войска императора наносили удар по противнику;
  3. Унифунэ Дзиннай – ниндзя очень маленького роста, прославился тем, что смог проникнуть во дворец феодала через канализацию, и ждал в выгребной яме хозяина замка несколько дней. Когда туда кто-либо заходил, он нырял с головой в нечистоты. Дождавшись хозяина замка, он убил его копьём и скрылся через канализацию.

Существуют древние летописи, датируемые 9 веком, в которых говорится, как родился первый клан ниндзя в его традиционном представлении. Его основал некто Дайцукэ, с помощью горных монахов ямабуси. Именно там был создан новый тип воинов-шпионов, умеющих побеждать любой ценой и лишённых традиционной чести самурая. Для победы воины-ниндзя не гнушались использовать целый арсенал «не джентльменских» ударов, плевков отравленными иглами и тому подобных «грязных» приёмов.

Главным для ниндзя была победа, которая давала клану возможность жить и развиваться. Пожертвовать жизнью для клана считалось делом чести. Множество воинов-ниндзя, имена которых не сохранились, отдали свои жизни во благо своего рода.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Японские воины-ниндзя, тихие, беспощадные убийцы, одетые с ног до головы во всё чёрное, известны во всём мире. Но никто толком не знает всю правду об их характерных нарядах. А правда заключается в том, что нет никакого основания полагать, что эти легендарные наёмники действительно одевались так, как нам с детства показывали в дешёвеньких кинобоевиках 80х и 90х.

Ниндзя действительно существовали в Японии в более её бурные исторические периоды, но сегодня историки согласны, что в достоверных документах нет подтверждения тому, что они одевались во всё чёрное, и закрывали свои лица. У этой легенды совсем другой (гораздо более интересный) источник.

Взглянем ещё раз на "классический" костюм ниндзя: это просторные одежды, мягкие сапоги, и, конечно же, закрывающая лицо маска.

Разумеется, всё это чёрного цвета. Привычное объяснение в том, что ниндзя атаковали своих жертв ночью, и носили всё чёрное для того, чтобы растворяться в темноте, и быть невидимыми. Однако, исторические ниндзя, которые были наиболее активными в XV - XVII века в феодальной Японии, часто орудовали днём, когда для того чтобы не быть замеченными, одевались как обыкновенные крестьяне.

Влиятельные феодалы тех времён нередко нанимали воинов-ниндзя для устранения своих врагов и соперников. Но с приходом к власти в начале 1600х годов режима Токугавы, политическая конкуренция в стране была консервирована, и время ниндзя ушло в прошлое.

Зато остались легенды. Это на Западе образ убийцы в чёрном стал популярен лишь в конце XX века. А в Японии, эти тёмные воины фигурировали в народном творчестве, искусстве и театре много веков. Считается, что именно из театра и пошёл современный "лук" ниндзя.

В японском театре есть специальные люди-спецэффекты. Они одеты в чёрное, чтоб не отвлекать публику, и могут носить актёров или реквизит, создавая эффект полёта. Возможно, вы видели их современную работу в ролике о настольном теннисе:

Японская публика привыкла не замечать присутствие таких людей на сцене, чтобы не портить своё наслаждение театром. Именно этим стали пользоваться постановщики пьес, драматически толковавших японскую историю. Когда по сценарию одного из героев должен был убить ниндзя, это делал один из невидимых "лишних" людей на сцене. Таким образом подчёркивалось, на сколько невидим этот воин-убийца.

Привыкшая к канонам жанра публика не ожидала, что один из чёрных носильщиков может сыграть такую ключевую роль в спектакле, и это создавало очень эффектный элемент неожиданности.

К XIX веку за ниндзя закрепился образ "людей в чёрном". При этом они к этому времени вот уже почти два века как прекратили своё существование. Именно так изображал ниндзя знаменитый японский художник Хокусай, (великий классик рисовал всё подряд, начиная от , и заканчивая ):

В то же время сформировалась стилистика японского фехтования ! Не удивлюсь, если здесь имело место смешение самурайского стиля с легендами о ниндзя...

Сегодня образ ниндзя в чёрной маске плотно засел в мировой поп-культуре, это один из многих вкладов японцев в мировой фонд персонажей и стереотипов. Но важно помнить: никаких достоверных рисунков ниндзя выполненных современниками до нас не дошло, и нет ни одной причины доверять достоверности популярного имиджа.

Ну и пока мы на теме ниндзя, расскажу, что в Японии их сейчас серьёзная нехватка. Верней, не во всей Японии, а в городке Ига, префектуры Миэ. Здесь живут около 100,000 человек. Город считается местом зарождения традиций ниндзя, и власти стараются на этой основе завлечь к себе туристов: здесь работает музей ниндзя (сейчас его расширяют), и проходит ежегодный фестиваль с данной тематикой.

Но у властей есть проблема - в городе не хватает исполнителей, готовых изображать ниндзя на фестивале. Несмотря на довольно высокие для Японии зарплаты (можно зарабатывать до $85,000 в год!) на работу приходит слишком мало желающих.

Всему виной очень низкая японская безработица - всего 2.5% работоспособного населения не трудоустроены, и мало кто хочет ехать на работу в такое захолустье, как Ига.

Может быть среди вас есть желающие? Неплохой вариант