♥ღ♥Николай Рыбников и Алла Ларионова: неизвестные факты о знаменитой актерской семье♥ღ♥. Николай Рыбников: жена, дети, личная жизнь Дети аллы ларионовой

Детство

Родители будущей артистки встретились в дивизии Котовского, где воевали во время Гражданской войны. Отец Аллы был директором райпищеторга и идеологическим коммунистом, мама же работала завхозом в детсаду и окончила всего четыре класса.

Во время войны Дмитрий Ларионов ушел в ополчение, а мама эвакуировалась в город Мензелинск, где стала воспитывать 9-летнюю Аллу. Всю жизнь актриса вспоминала, как мама боялась вшей, постоянно водила дочку в Мензелинские бани и больно терла мочалкой. Мама трудилась день и ночь, а маленькая Алла в этой время выступала перед ранеными в госпитале и читала стихи. Кстати, в этом госпитале лежал Зиновий Гердт, с которым Алла Ларионова встретилась во время съемок картины «Фокусник».

Папа Аллы чудом вернулся с войны. Он был в окружении и его спасла в одном из селений пожилая женщина, которая бросилась к немцам с просьбой отдать брата – папу Аллы. Почему-то вернули…

Уже став звездой, Алла Ларионова призналась, что мечтала быть дворником. Профессия ей представлялась очень романтичной: вставать на рассвете и мести двор пока все спят.

Но стать актрисой Алла была обречена. Вместе с маминым детским садом Алла ездила летом на дачу. Однажды к ним приехал ассистент режиссера в поисках детей для съемок. Женщина долго упрашивала Аллину маму отпустить дочь в кино, но безуспешно.

Актерская карьера

Еще одна встреча с ассистентом режиссера произошла, когда Алла Ларионова была в 8-м классе. Он подошел к ней на улице с вопросом: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». На что будущая знаменитость, не задумываясь, ответила «Да». Тут же Ларионову поставили на учет в «Мосфильме» и стали приглашать участвовать в массовку. Иногда съемки проходили ночью, поэтому Алла совершенно забросила школу и еле-еле училась на тройки.

После школы Алла Ларионова подала документы в ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе на экзамене будущая актриса увидела Гончарова и забыла обо всем на свете, в том числе свой текст. Экзаменатор ехидно ухмыльнулся, что в 17 лет у девочки должна была быть память лучше. Не хотели поначалу брать Ларионову и во ВГИК. Алла не понравилась Сергею Герасимову, который посчитал ее некрасивой. Однако его ассистентка и, по совместительству, жена настояла приглядеться к девочке.

Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле

Уже студенткой Алла начала сниматься в кино. Сначала, в 1952 году, ее пригласили на роль Любавы в «Садко» Александра Птушко. Фильм был очень успешным. На съемках Ларионова познакомилась с красавцем Иваном Переверзевым. Между актерами вспыхнуло чувство, однако, в нечто большее оно не переросло, Переверзев не собирался жениться, хотя встречался с Аллой достаточно долго.

В 1953 году группу фильма «Садко» пригласили на Венецианский фестиваль. Это было невероятным событием. Ведь до 1947 года на зарубежные фестивали советских кинематографистов не звали вообще. После Венеции журналисты взахлеб расхваливали Аллу Ларионову. Актриса, к тому же, получила «Золотого льва» - главную награду. Ту т же к ней ринулись режиссеры и продюсеры с предложениями играть. Но официальные представители никуда звезду не пустили. Домой Алла Ларионова возвращалась в слезах. Но едва она спустилась с трапа самолета в родной стране, актрисе сказали, что она утверждена на роль в картине «Анна на шее».

Как уходили кумиры - Рыбников Николай и Ларионова Алла

«Анна на шее» по рассказу Чехова, безусловно, главный фильм Ларионовой. Актриса там сыграла главную роль – Анну, красивую, но бедную и чьей красотой торговали. В этом фильме снялся Александр Вертинский, который поразил юную звезду. Картина «Анна на шее» стала звездным часом Ларионовой. Красавица в бальном платье поразила всех зрителей. Далее последовала «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, где Алле досталась роль Оливии. От своей популярности Ларионова нигде не могла скрыться. Знаменитость жила в полуподвале и туда постоянно наведывали поклонники – караулили около окон. А однажды даже понесли машину вместе с актрисой.

Сплетни и запреты

Однажды на киностудию «Ленфильм» на Ларионову пришел посмотреть министр культуры Александров. Юная девушка его впечатлила. Тут же Аллу занесли в список возлюбленных чиновника. Завистники говорили, что он купает знаменитость в ванне с шампанским. Сплетни тут же распространились по всей киностудии. Разбираться где правда, а где ложь никто не стал. По студии было разослано уведомление о том, что Аллу Ларионову нельзя приглашать на съемки. Артистку надолго отлучили от кино, ничего не объяснив. Ее утвердили на роль в фильме «Илья Муромец» Александра Птушко, однако Алла никак не могла выехать на съемки в Ялту. Ей в театре киноактера, где она работала, не подписывали командировку и не давали суточных. А уехать без документов означало прогулять….

Собравшись с силами, Алла Ларионова начала звонить в министерство новому министру. Ее долго не хотели принимать, но встретиться с представителями ведомства все-таки удалось. В ситуации чиновники разобрались…

Роман с Николаем Рыбниковым

Роман Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой был одним из самых трогательных в двадцатом веке. Пара познакомилась в институте, Николай бывал в гостях у Аллы и был знаком с родителями. Но на Ларионову смотрел равнодушно. Актриса же из-за этого сильно переживала, а когда успокоилась, то загорелся Николай….


Он грезил о ней шесть лет. Однажды даже дело чуть до самоубийства не дошло. Из петли Рыбникова вытащил сокурсник, который, якобы, встречался с Аллой.

После этого Николай Рыбников начал завоевывать актрису. Она постоянно получала от него короткие телеграммы, где бы ни была. В результате Ларионова уступила. Влюбленные расписались в Минске, в 1957 году, когда Алла Ларионова снималась в фильме «Полесская легенда». Они зарегистрировали брак 2 января.

Вместе Ларионова и Рыбников прожили 33 года. Вырастили двух дочерей – Арину и Алену. Ни одна не стала актрисой.

Актриса попала на экраны в то время, который критики называют «малокартиньем». Поэтому то у Аллы Ларионовой киноработ достаточно мало. Но ее роли – в фильмах классического репертуара – стали настоящим событием в истории кино. Однако в 60-е актриса больше не получила главных ролей в костюмных фильмах.


Поэтому Ларионова снималась даже в эпизодических ролях. Оказалось, что девушке под силу характерные роли, ради которых надо кардинально менять внешность. К примеру, в 1966 году в фильме «Дикий мед» из актрисы сделали дурнушку. По лицу Аллы буквально размазывали грязь из лужи.

В 70-е годы карьера и Ларионовой и Рыбникова пошла на спад. На смену им пришли молодые актеры, но профессионалы не теряли надежду вернуться на экраны. Работы в картинах у супругов, конечно, были, но они оставались незамеченными. Алла практически ушла из кино.

Единственное о чем жалела Ларионова, что ей так и не дали сняться в картинах Чарли Чаплина. Помешала этому косность чиновников-кинематографистов.

Смерть Рыбникова

Рыбников очень тяжело переживал отсутствие работы, начал выпивать и толстеть. Незадолго до смерти ему предложили работу в англо-русском фильме. Николай обрадовался и начал уже учить роль. Но, пришлось пережить микроинсульт на ногах. Утром 22 октября 1990 года он просто не проснулся.

Алла Ларионова пережила мужа на 10 лет. Она поменяла роскошную 5-комнатную квартиру на двухкомнатную хрущевку, чтобы ничего не напоминало о супруге.

«Любимая женщина, любимый дом, любимая работа» (А. Ларионова и Н. Рыбников)

А чтобы не предаваться воспоминаниям, колесила по стране с вахтанговскими актерами со спектаклем «Деньги, коварство, любовь». Всю свою любовь Алла выплескивала на дочек – она буквально жила их жизнью и их проблемами.

Смерть Аллы Ларионовой

Однажды, возвращаясь на самолете с гастролей, Алла Ларионова почувствовала себя плохо, потеряла сознание. Актрису положили между креслами на пол и дали нитроглицерин. Не сразу, но Алла Дмитриевна все же пришла в себя. Ей предложили снять парик, который она носила в последнее время. Но Ларионова сказала, что умирать будет только в парике. Когда самолет шел на посадку, в аэропорту актрису уже ждала «скорая помощь». Летчики же уже передали на землю, что Ларионова умерла. Тогда это посчитали доброй приметой, и уверили, что актриса будет долго жить.

Аллы Ларионовой не стало 25 апреля 2000 года. Она умерла во сне от обширного инфаркта. Ее похоронили рядом с Николаем Рыбниковым на Троекуровском кладбище.

Родители Аллы Ларионовой познакомились во время гражданской войны. В мирное время они поженились, папа стал директором райпищеторга, и всегда оставался идейным коммунистом. Мама же имела всего четыре класса образования и работала завхозом в детском саду. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а молодую жену с девятилетней дочкой эвакуировали в Мензелинск. Мать стала помогать в госпитале, а Аллочка, не желая сидеть без дела, приходила к раненым читать стихи и петь.

Известно, что именно там прозвучал первый звоночек, предвещавший ей кинематографическое будущее: одним из пациентов госпиталя был Зиновий Гердт. С ним она еще встретится на съемочной площадке и сразу вспомнит доброго знакомого.

Второй звоночек прозвучал после войны, когда с маминым детским садом уже подросшая девочка поехала за город. Туда в поисках детей для киносъемки приехал ассистент режиссера. Посмотрели нескольких девочек, выбрали Аллу. Но мама ехать на Мосфильм не разрешила.

Без памяти

Успехом увенчалась лишь третья попытка кинематографа влезть в жизнь Ларионовой. Она училась в восьмом классе, когда прямо на улице к ней подошел сотрудник Мосфильма, и спросил хочет ли она сниматься в кино? Девочка немедленно согласилась, ее тут же поставили на учет, как актрису массовок, и стали приглашать. Работать пришлось неожиданно много, были и ночные съемки. Алла так увлеклась новым занятием, что забросила учебу и скатилась на тройки.

Неудивительно, что после школы будущая звезда решила поступать в ГИТИС. В себе она не сомневалась, но, когда увидела в приемной комиссии знаменитого театрального режиссера и педагога Андрея Гончарова, забыла все на свете, включая собственный текст. Он съехидничал, сказав, что в таком возрасте память могла бы быть и получше, но валить красавицу не стал.

Одним образованием Ларионова не ограничилась, и, окончив ГИТИС, поступила еще и во ВГИК. На вступительных экзаменах у нее снова случился казус. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов назвал ее некрасивой и хотел уже дать отворот поворот, когда его собственная жена уговорила присмотреться к девушке. Так Алла поступила и во второй вуз.

Мировая звезда

Ей был 21 год, когда режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Любавы в ленте «Садко». Это была первая советская кинолента, попавшая на Венецианский фестиваль. И режиссер, и актеры получили высшие награды и мировое признание. О Ларионовой лестно отзывались зарубежные критики, тут же посыпались предложения от великих западных режиссеров. С ней хотел работать даже сам Чарли Чаплин! Но советские звезды выезжали на такие мероприятия под строгим надзором спецслужб, и остаться работать в Европе никому просто не разрешили.

Ларионова возвращалась на родину в слезах, а в аэропорту ей сказали, что уже утвердили на главную роль в кинофильм Исидора Анненского «Анна на шее». И снова — мировая известность, снова Итальянский кинофестиваль, признание, обожание…

Но «Садко» дал актрисе не только билет в большое кино, но и стал отправной точкой в любовной драме Ларионовой, ведь именно на той съемочной площадке она познакомилась с Иваном Переверзевым.

Треугольник

В многочисленных воспоминаниях будут рассказывать о том, что Переверзев всю жизнь любил только свою первую жену — Надежду Чередниченко. Но с ней у него случился разлад. Неприкаянный и покинутый, прибивался он то к одной, то к другой актрисе. Очередным его увлечением стала Алла Ларионова, свято верившая в его чувства.

Тем временем за Ларионовой ухаживало огромное количество мужчин, но самую яростную, безусловную любовь испытывал другой знаменитый артист, звездный красавчик Николай Рыбников. Он не раз звал Аллу замуж, но та и слушать не хотела, думала только о своем Ване. Рыбников однажды даже чуть не повесился от мучительной, несчастной любви к Ларионовой. Из петли его вытащили, а потом приятель — тот самый Герасимов, что чуть не забраковал актрису во ВГИКе, причитал: «Подумать только! Из-за жабы вешаться!»

Страдал Рыбников, страдала и Ларионова: Переверзев никак не хотел делать ей предложение! Однако, когда она забеременела, ей стало ясно, что Иван вот-вот созреет для брака. Она и не волновалась, уверенная, что так и случиться, и, попав на совместные гастроли, поселилась с ним в одном номере.

Вдруг Переверзев внезапно срывается в Москву — якобы по делам. Через несколько дней возвращается обратно. Готовясь быть заботливой женой, Ларионова прибирает его разбросанные вещи. Вешает пиджак в шкаф, достает паспорт, чтобы положить в ящик с документами, и машинально пролистывает страницы. И видит свежий штамп.

Параллельно с Ларионовой, он крутил шашни с Кирой Канаевой, которая тоже оказалась от него беременной. Пометавшись между красотками, Переверзев выбрал Киру. Ларионова ни слова не говоря, собрала свои вещи и переехала в другой номер, а ночью позвонила подруге и выплакалась. Та срочно набрала Рыбникову: «Коля, у Ларионовой с Переверзевым все кончено!»

Брак

Тогда только вышла «Весна на Заречной улице», Рыбникова знала вся страна, а он был занят в новой съемке — в «Высоте». Упросив режиссера дать ему пару дней, он тут же вылетел к любимой — делать предложение. Ошарашенная от всех свалившихся событий, она дала свое согласие. Чтобы Ларионова не передумала, Рыбников посреди выходных, пользуясь своей известностью, буквально вытащил из-за праздничных столов (шли майские праздники) сотрудников ЗАГСа. Увидев беременную, уже на позднем сроке Ларионову, их расписали в тот же день, а на следующий счастливый Рыбников уехал обратно на съемки.

Они договорились вырезать из памяти Переверзева и никогда больше его не вспоминать. Николай воспитывал родившуюся дочку Алену, как свою, и не делал никаких различий между ней и его родной дочерью, родившейся чуть позже — Ариной. Ни словом, ни делом он не упрекнул Аллу.

О ее многочисленных романах будут ходить легенды, она будет заводить интрижки «для блеска глаз» и пропадать на пару суток, но Рыбников, понимая, что не сможет без нее, оставит поведение жены без внимания.

Уже после их смерти друзья семьи будут рассказывать: наверное, Ларионова любила его даже больше, чем он. Ведь так волновалась за мужа, принимала его угрюмость и так и не ушла, разрывая любые романтические связи, как только брак вставал под угрозу.

Алла Ларионова родилась в Москве, ее родители познакомились во время Гражданской войны и прошли Великую Отечественную, но уже вместе с Аллочкой. Ей было 9, когда их с матерью эвакуировали в Татарстан. Там девочка давала свои первые выступления - читала стихи раненым в госпитале. Именно тогда начался ее путь к славе.

Но мама Аллы была против перспектив звездного будущего для своей дочери. Несколько раз она отказывала ассистентам режиссеров, которые уже видели в маленькой девочке звезду телеэкранов. Но когда Аллочке исполнилось 16, ей уже не нужно было родительское благословение. Так, девушка попала в массовку «Мосфильма». Для Аллы съемки стали смыслом жизни, она забросила школу. Кое-как окончив учебное заведение – на «тройки», - будущая знаменитость подала документы сразу в несколько «творческих» вузов. В ГИТИСе удача Алле не улыбнулась: она просто забыла текст. ВГИК тоже не принял девушку с распростертыми объятьями, Алла внешне не понравилась Сергею Герасимову. Однако супруга мэтра, актриса Тамара Макарова, смогла переубедить мужа. Именно она разглядела в абитуриентке «что-то такое»... Изюминку, как принято говорить.

В студенческие Алла стала еще активнее сниматься в кино, и именно на одной из съемочных площадок она познакомилась с Иваном Переверзевым, артистом, который на тот момент находился на пике популярности. У них начался роман, который, увы, так и не перерос в полноценную семейную жизнь. Несмотря на то, что актриса носила его ребенка, Переверзев не изъявил желания на ней жениться, и даже втайне расписался с другой.

Ослепительная красота Аллы не оставляла никого равнодушным. Казалось, все мужчины мира падали к ее ногам, за ней ходили толпами. Однако в ее жизни был лишь один мужчина, роман и совместная жизнь с которым осчастливили Аллу, - Николай Рыбников. В студенческие годы молодые люди учились вместе, но в то время как Алла испытывала к нему самые нежные чувства, Николай был увлечен другой девушкой.

«Я плакала по ночам в подушку, а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся», - вспоминала свои студенческие годы Алла Дмитриевна.

Уже вскоре, поняв свою ошибку, Рыбников стал искать возможность заполучить сердце Аллы обратно. Несколько раз он даже ввязывался в драку, защищая честь любимой. Потом, отчаявшись, попытался повеситься, но его вовремя спасли. Из-за этого случая он потом наслушался «приятностей» от Сергея Герасимова, в итоге наставник дал ему очень дельный совет: завоевать девушку любой ценой.

Николай Рыбников начал в буквальном смысле преследовать Аллу. Звонил, присылал телеграммы с признаниями в любви. И однажды, во время съемок в Москве, ему сообщили: пора! В этот момент в Минске глубоко беременная Алла нашла паспорт Переверзева, в котором красовался свежий штамп о браке. Между ними было все кончено. А вот для Николая все только начиналось. Актер незамедлительно полетел в Минск - делать предложение своей возлюбленной. На календаре - 2 января 1957 года, праздничные дни. Однако это не помешало паре расписаться: Рыбников нашел загс, в котором согласились заключить брак актеров. Так началась их счастливая семейная жизнь самой красивой пары того времени.

Сначала в паре родилась Алена, которую Николай принял как родную дочь. Даже узнав правду о своем рождении, она не стала меньше любить своего обожаемого папу, который ее вырастил… Потом родилась вторая дочка - Ариша.

Супруг Аллы Дмитриевны оказался человеком чрезвычайно замкнутым. Публичные места – по причине своей известности - не любил, не хотел, чтобы на него все постоянно глазели. Даже на отдыхе с друзьями Рыбников всегда держался в стороне, на дни рождения к друзьям тоже редко захаживал. А если появлялся, то никому не позволял смотреть на жену: очень ревновал…

Однажды Ларионовой предложили сыграть эпизодическую роль где-то под Тверью. За несколько дней Рыбников так соскучился по супруге, что на следующий же день после ее отъезда решил поехать к ней на машине. И тут - случилось несчастье: Николай перевернулся, торопясь к любимой.

«Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай.. Сстук в дверь, на пороге - милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу», - вспоминала подруга звездной пары, продюсер Светлана Павлова.

Алла Ларионова и Николай Рыбников прожили вместе 33 года. В 1990 году Николая не стало, актриса тяжело переживала потерю мужа. Стала более замкнутой, места себе не находила: непривычно было жить одной. Спасали только друзья, семья и работа в театре. Алла Дмитриевна Ларионова прожила без любимого мужа еще 10 лет.

Материал подготовлен по информации 7days.ru и peoples.ru .

На днях замечательному актёру исполнилось бы 80

На днях замечательному актёру исполнилось бы 80

Прекрасный русский актер Николай РЫБНИКОВ всегда играл настоящих мужиков - смелых, честных, верных в любви. Именно таким был в жизни и сам артист. Наверное, поэтому зрители так верили его героям из фильмов, ставшими культовыми, - «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Высота»... Всю свою жизнь Рыбников любил одну женщину - Аллу ЛАРИОНОВУ, хотя путь к их совместному семейному счастью был тернистым. 13 декабря Николаю Николаевичу исполнилось бы 80 лет.

Лето 1948 года. В маленькой душной аудитории ВГИКа Сергей Герасимов и Тамара Макарова набирают новый курс будущих звезд тогда еще советского экрана. Тамара Федоровна, « Хозяйка медной горы», пристально всматривается в смешную девчонку с пухлыми щечками и непослушными волосами. От волнения на щеках абитуриентки появляется румянец, а волосы рассыпаются по плечам.

Сергей Аполлинарьевич, - наклоняясь к мужу, шепчет Макарова, - посмотри какая смешная девчушка. Давай ее возьмем.

Да ты посмотри повнимательнее, какой у нее большой нос… А губы…Она некрасивая и не фотогенична, - у мастера было свое понятие о красоте. Еще свежа была в памяти рана от поздней любви. Влюбился в свою студентку – высокая, статная, с косой до пояса.

Жениться хотел, и жена уже все поняла, отпустила. Да родители студентки воспротивились – «посмотри, какая она молодая, а ты уже старый и лысый», приговор обжалованию не подлежал. Он смирился, но красота той студентки затмевала все остальное.

Да ты на глазки, на глазки внимания обрати, - тихая Тамара Макарова умела уговаривать мужа. Обычно он прислушивался к ее мнению. Но в этот раз изменил своим правилам.

Девочка с васильковыми глазами плакала в коридоре института.

Сергей Аполлинарьевич, - дверь в аудиторию резко распахнулась и около стола замаячила худая фигура забавного парнишки из Борисоглебска.

Вы зачислены на курс, - с ходу прервал его мастер, - у вас что-то еще?

У меня к вам мужской разговор. Возьмите, пожалуйста, на мое место Аллочку Ларионову , а я к вам в следующий раз поступлю.

Да люблю я ее. Хотя, что вы можете понимать в любви? – махнул рукой, повернулся, пошел к дверям аудитории.

Звали этого парнишку Коля Рыбников .

Из-за Аллы вытащили из петли

…-Да ты в своем уме? – гремел несколько месяцев спустя в аудитории голос мастера. – Вешаться из-за бабы…

История о том, как студента ВГИКа Николая Рыбникова буквально вытащили из петли, дошла до ушей Сергея Герасимова.

Ты мужик или кто? Да что ты знаешь про любовь. Кому ты что доказал бы этим? Только посмеялись, и все. Повеситься проще всего. Это удел хлюпиков. Но ты сильный мужик. Красивый. По тебе все студентки сохнут, а ты из-за какой-то жабы жизни себя хотел лишить…

Она не жаба, - губы Рыбникова дрожали. - Она – красавица. Только любит другого.

Мужской разговор был долгим. Рыбников вышел от мастера совсем другим человеком. «Женщин нужно уметь завоевывать» – звучал в ушах наказ мастера.

И Рыбников перешел в атаку. С этого момента любой, кто посмел плохо отозваться о его любимой женщине, имел дело с ним.

Знал, что любит другого

Однажды однокурсник, сосед по общежитской комнате, начал рассказывать о своих прогулках (и не только) с той самой девочкой с васильковыми глазами.

Ну что ты мучаешься, хочешь, я тебе ее отдам, - однокурсник явно издевался над самым чистым и светлым чувством. – Забирай…

Он не успел договорить. Сильный удар Рыбникова сшиб его с ног. Драка была не на жизнь, а на смерть. Разнимала их половина общежития. Сломанный палец Рыбникова на всю жизнь остался неправильно сросшимся.

Все ведь знал. Что она любит другого. Что посмеивается в глубине души над его рыцарским покровительством. Знал. Но ничего не мог с собой поделать. Потому что любил. До безумия.

На протяжении нескольких лет, где бы Ларионова не находилась – за границей или в сибирской глуши, ее ждали телеграммы от Рыбникова. «Люблю. Пью твое здоровье. Твой Коля». Она лишь улыбалась. И ловила себя на мысли, что рыцарское покровительство уже не вызывает смеха. Более того, именно этого покровительства ей и не достает. Да, были романы, были мужчины – она по молодости любила, чтобы мужчина был старше лет на десять – пятнадцать. Она спокойно принимала ухаживания, с легкостью кружила головы, позволяла себя любить. А сама, как ей тогда казалось, любила другого. Он всегда ждал ее в Москве. И это был отнюдь не Рыбников.

А Николай?… А он стал ее тенью.

Уже фильм «Садко» получил приз на Венецианском фестивале, уже сани уносили в неизвестность чеховскую Анну, уже перед ней преклонялся Жерар Филип, и Чарли Чаплин приглашал в свои картины… А Рыбников ее просто боготворил. Что ж, женщинам это нравится.

«Это будет мой ребенок»

Благородство Рыбникова она оценит очень скоро. В один из съемочных дней ей стало как-то не по себе. Может быть, переутомилась, или просто устала. Пошла к врачу. И после врача сразу к любимому мужчине с радостной новостью. У нее будет ребенок. А любимый мужчина почему-то не торопился с ней разделить этой радости. «Давай останемся друзьями» – бросил он ей на прощание.

Уехала в Минск, на съемки. На дворе был конец 1956 года, люди готовились к встрече Нового года, она же – к аборту. Иначе своей жизни она не представляла. Одна, без мужа, с ребенком. А как же кино?..

Грустные размышления прервал стук в дверь гостиничного номера. На пороге стоял Рыбников. Он приехал к ней на съемки, чтобы вместе встретить Новый год. « Алена, выходи за меня замуж». Она долго отказывалась, он пытался понять причину. Ведь там, он, слышал, уже все закончилось.

Расплакалась. Сквозь слезы пыталась объяснить, что не может быть его женой, потому что до него уже были мужчины. «Ну и что» – твердил Рыбников.

«Зачем я тебе нужна такая…Беременная от другого» – ей казалось, что сейчас у нее остановится сердце.

«Этот ребенок будет мой», - сказал, как отрезал. « Что хочешь думай, но аборт я тебе сделать не дам».

Рыбников спас меня от самого страшного греха в этой жизни. Как спас и от позора, - Ларионова скажет это незадолго до своей смерти.

А тогда она уже успела разочароваться в мужчинах, не верила ни одному из них, как не поверила поначалу и Рыбникову.

Рыбников все понял. Он почему-то был уверен, что со временем она растает и поверит в то, что он просто любит ее. И все.

Они всегда дополняли друг друга

Расписались они в одном из загсов Минска, на второй день после наступившего Нового 1957 года. Рыбников не торопился праздновать свою победу над остальными мужчинами. Чувствовал, что Алла словно ждет чего-то. И уже сани померещились возле дверей загса – те самые из фильма, про Анну, которая на шее, увозящие его любимую жену. Он чувствовал, что она по-прежнему все еще любит того парня – отца ее ребенка. Как знал и то, что если бы он сейчас появился возле загса, она бы пошла за ним. Бросив Рыбникова.

Он знал, что время лечит. Поэтому и не давил на жену. Просто любил ее.

Уехал на съемки « Высоты». Там же один из друзей посочувствует: мол, зачем тебе это надо, красавица-жена - это же хомут на шею и сплошная головная боль. А Рыбников только усмехнется:

Обычно в семье муж – голова, а жена- шея. А у нас по-другому. Алена – голова, а я – ее шея. И ничего против того, что Аленина голова находится на моей шее, лично я не возражаю. И давай закончим разговор на эту тему.

Забегая вперед, нужно сказать, что все тридцать три года их любви так и было. Своими характерами они очень дополняли друг друга. Рыбников был человеком увлекающимся. Ларионова – рациональной. Он любил хоккей и пропадал на стадионах, она предпочитала смотреть хоккей по телевизору. Рыбников был помешан на шахматах, Ларионова относилась к ним более чем прохладно. Рыбников безумно ревновал Ларионову, но она умудрялась сделать так, что ревность мужа не стала проблемой их семейной жизни.

Он обожал ходить на рынок за разными вкусностями и колдовать у плиты, она с удовольствием поглощала приготовленные любимым мужем кушанья даже если сидела на строгой диете. Он моментально бросил курить, когда узнал, что у него что-то с легкими. Она курила всегда и много. Находясь в больнице, звонила и говорила: « Срочно две пачки «Мальборо». Последнюю сигарету выкурила за несколько часов до своей смерти. Рыбников мог вспылить из-за какого-нибудь пустяка, Ларионова стойко воспринимала самые жестокие удары судьбы и на жизнь смотрела философски, сдержанно. Но это все будет потом.

А с момента их скромной свадьбы даже самые близкие друзья разговоров на тему кто голова, а кто шея, не заводили. Во взглядах было лишь одно – восхищение благородством Рыбникова. Как спустя годы эти же друзья, но уже постаревшие и поседевшие, будут восхищаться силой его любви. Что говорить – актерский мир весьма своеобразный, и нравы там свои. В том смысле, что толпы поклонниц, молодые артистки… И все это в экспедициях, на гастролях, вдали от собственных жен. Все знали, что у Рыбникова есть только одна Женщина – первая и единственная. Его любимая Аллочка. Восхищались тем, как он защищает честь своей жены. Драки остались в молодости. Теперь Рыбников действует иначе – человек, хоть раз отозвавшийся плохо о его жене, больше не переступал порог их дома.

Прошлое зачеркнул раз и навсегда

А ведь небылиц-то про нее ходила масса. И ванны с шампанским, которые она якобы принимала, куча любовников, среди которых министр культуры того времени Александров, и старичок Вертинский, с которым она познакомилась на съемках фильма « Анна на шее».

Когда родилась старшая дочка, в квартире у Рыбникова с Ларионовой раздался звонок. Посыльный принес огромную корзину белой сирени. А в корзине записка от Вертинского: «Милая Аллочка! Я так счастлив, что у вас родилась дочка. Обязательно окрестите ее. Я буду счастлив стать ее крестным отцом».

Рыбников, прочитав записку, побелел. Ларионова успокаивала: «Ну к кому ты ревнуешь? К пожилому человеку ревнуешь?» Как он мог объяснить жене, что это совсем другая ревность и связана она вовсе не с физической изменой. Есть измена страшнее физической. Духовная. Ничего объяснять не стал, просто ворчал весь вечер сам себе под нос: « Я ему покрещу, я ему покрещу».

Близкие этому дому люди восхищались еще и тем, что Рыбников никогда за все тридцать три года их жизни ни разу не напомнил жене о прошлом. Ни о носатом сокурснике, который спустя годы опубликует в одной из московских газет свою якобы историю любви с Ларионовой, ни об известном актере Иване Переверзеве, который был влюблен в юную Ларионову.

Какое-то время они даже пытались жить вместе, но очень быстро Ларионова собрала свои вещи и ушла от Переверзева навсегда. И больше о нем не вспоминала.

Рыбников ни при каких обстоятельствах не вспоминал прошлого. Да, он ревновал свою красавицу-жену, подчас совершенно беспочвенно, понимал, что это глупо. Но ничего с собой поделать не мог. Но ревновал он ее к настоящему. А прошлое словно зачеркнул раз и навсегда в своей памяти. И начал семейную жизнь с белого чистого листа бумаги. Он гордился тем, что однолюб. Его формула жизни была очень проста: « Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Кроме своей Алены других женщин он не воспринимал. Он совершенно искренно считал, что его жена лучше и красивее всех тогдашних мировых кинозвезд. Он очень скучал, если они не виделись долго. И при первой же возможности мчался на встречу с ней и со своими дочками.

«Колька, ты у нас святой»

Однажды Алла Ларионова и Михаил Жаров снимались поздней осенью на берегу Москвы-реки в Серебряном бору. Холод стоял жуткий. Когда, наконец-то объявили перерыв в съемках, Жаров показал на противоположный берег Москвы-реки: « Что за дурак там стоит» и Ларионова увидела одинокую фигуру мужчины в легком плаще. « Это же мой Рыбников», - всплеснула руками Ларионова. Он прилетел со съемок в Одессе, и не заезжая домой помчался на съемки к жене.

Жену свою он обожал. Обожал и своих ненаглядных дочурок Алену и Аришу. И совершенно искренно не понимал мужиков, которые при первой же возможности ходят «налево».

«Колька, да ты у нас и в самом деле святой», - шутили близкие друзья.

А он действительно не мог понять, зачем изменять женщине, если ты ее любишь. Зачем опошлять светлое и чистое чувство, именуемое очень просто – любовь. Зачем вертеть головой в разные стороны, если дома есть такая красавица, как его жена. Он очень боялся ее потерять. Боялся, что уведут, готов был растерзать любого «доброжелателя», который в очередной раз сплетничал о романе его жены с кем-нибудь. Но ни разу за всю их совместную жизнь не потребовал объяснений от жены, не опускался до уровня «было – не было», не мог унизить Ларионову выяснением отношений. Помнил слова Сергея Герасимова: «Настоящие мужики бьют по морде обидчика, а женщину подозрением не оскорбляют».

Он верил своей жене. Она со временем поняла, что Рыбников к счастью, не принадлежит к той породе мужиков, в которых она уже успела разочароваться. За его благородство и любовь платила тем же. Своей любовью и благодарностью. Просто за то, что он есть в ее жизни. И с ужасом думала, чтобы было, если бы Рыбникова не было бы в ее жизни. Могло же ведь случиться так, что ему надоело бы постоянно напоминать ей о себе, ухаживать за ней, быть ее тенью. И еще думала о том, как вовремя она разочаровалась в некоторых мужчинах, а то бы вышла замуж за кого-нибудь из них и судьба не свела бы ее с Рыбниковым. Скрытая ревность мужа не оскорбляла ее. Она же ведь знала, что все это не имеет никакой почвы. И своему Рыбникову старалась поводов для ревности не давать.

А то, что мужчины по ней с ума сходили - это же вполне естественно. Она известная актриса, и Бог красотой не обидел. Как-то она скажет: «К этому нужно правильно относиться. Не как к должному, а как к дару, который надо беречь. На земле никто никому и ничего не должен. Все хорошее у нас от Бога, а уж глупости – свои». Поэтому только для Рыбникова она была наивной и живой, любимой и любящей Аллочкой, а для всех остальных мужчин – шикарной и холодной, совершенно недоступной женщиной.

Однажды, подходя к дому, увидела около своего подъезда фигуру бывшего ухажера. Того самого, который сказал ей когда-то «Давай останемся друзьями». Он что-то начал лепетать в свое оправдание, мол, был не прав, прости, люблю до сих пор, страдаю, ночами снишься. Давай начнем все заново. Холодный взгляд васильковых глаз: «Очевидно, вы меня с кем-то перепутали. Я вас не знаю». Рыбников дома хлопотал у плиты. «Рыбников, прости меня». « За что?» «За все». Муж недоуменно пожал плечами. Уже вечером, когда уложили спать дочурок, она скажет: «Я испугалась, что нас с тобой сплетни смогут разлучить. А как же я без тебя».

Она зная, что за глаза «доброжелатели» называют ее «Аллой на шее», пожаловалась однажды мужу, тот только рассмеялся: «Разве я возражаю против этого?»

«Дома четыре женщины, а все приходится делать мне!»

Их любовью восхищались, ей завидовали, кто-то шипел за спиной «так не бывает». Бывает и еще как. Они вместе «построили» себе прекрасную пятикомнатную кооперативную квартиру. Влезли в долги, потом отдавали несколько лет. Разъезжались на съемки в разные концы необъятного тогда Советского Союза, не любили расставаться надолго, вынужденные расставание объясняли тем, что « не понимают, как это люди могут быть все время вместе. И просыпаются вместе, и завтракают вместе, и отдыхают вместе. Тут можно и сковородкой по голове». Лукавили. Потому что им хорошо было вместе.

То, что не любила делать Ларионова, обожал делать Рыбников и наоборот. Он с удовольствием взвалил на себя все проблемы, связанные с домом, бытом. Когда они оба были в экспедицях, на съемках, на помощь приходила мама Аллы Ларионовой, которая вела хозяйство, воспитывала Алену и Аришку. Когда же в доме появлялся Рыбников, ему все с большим удовольствием уступали место у плиты. Он был прекрасным кулинаром. Варил, как говорила Ларионова не по книгам, а от души. Жарил, парил, солил, мариновал. Любил шутить: «Дома четыре женщины, собака и та сучка, а все приходится делать мне». Делал с большим удовольствием.

У них был хлебосольный дом. По большим праздникам приглашали гостей. А до их прихода, Рыбников просил ситца или сатина, садился вместе с женой за машинку, и вдвоем они шили много фартуков. Нашьют штук десять, а то и больше и приглашают гостей. Знаменитые шахматисты, певцы, спортсмены, космонавты…Кто только не был в их доме. Гости придут, Рыбников каждому завяжет фартук и сажает за стол …лепить пельмени. Рыбников вообще слыл заводилой. Любил шутить, вечно кого-то разыгрывал, что-то придумывал. Иногда веселье продолжалось до утра.

С каждым годом друзей, кто приходил к ним в дом, становилось все меньше. Годы, болезни…Но традиции больших праздников старались не нарушать. Отмечали день свадьбы, дни рождения, собирались на Новый год, на ноябрьские...

Летом 1990 года Рыбников с большим удовольствием засаливал помидоры. «Грохнем на мое шестидесятилетие, а что останется, на Новый год съедим».

Помидоры ели на его поминках. Осенью 1990 года.

Алла Ларионова пережила мужа на 10 лет

Алла Ларионова переживет мужа на десять лет. Она разменяет их прекрасную квартиру, потому что « каждый угол напоминает о Рыбникове», будет искать спасения в работе. В 1992 году выйдет на сцену вместе с вахтанговскими артистами в спектакле «Деньги, коварство и любовь». После смерти мужа она похоронит маму, перенесет тяжелейшую операцию. Возвращаясь с гастролей, в самолете почувствует себя плохо. Ее положат в проходе (в креслах тесно), начнут откачивать. Актриса Валентина Титова , наклонясь над ней, скажет: «Алла, давай я сниму парик, легче будет дышать». « Никогда! Умирать, так в парике».

Крестилась в Иерусалиме. « Прийти к Богу никогда не поздно. Хотя, трудное это восхождение, особенно нам, лицедеям», - говорила она в одном из своих интервью.

На руке носила красную шерстяную нитку от сглаза. « Я сейчас во все верю. Мне нужно здоровье».

Долгое время не могла собрать деньги на то, чтобы поставить своему Рыбникову на могиле памятник. Очень страдала от этого. И искренне обрадовалась, когда ей помогли с деньгами совершенно посторонние люди.

После смерти Николая Рыбникова она больше не выйдет замуж. Хотя поклонников и претендентов на ее руку и сердце будет предостаточно. Но все они будут казаться лишь блеклыми репродукциями ее Рыбникова. За эти годы, по ее собственному признанию, она раздала столько интервью, сколько не дала и за всю свою жизнь. Незадолго до своей смерти она затеяла ремонт в квартире. И в перерывах между гастролями сама помогала рабочим. Она очень торопилась сделать этот ремонт.

Она умрет на Страстной неделе 25 апреля 2000 года. Умрет тихо во сне, точно так же, как почти десять лет назад умер ее Рыбников. Останутся пришпиленные магнитом к холодильнику записочки, написанные ее рукой – что надо сделать, куда поехать, когда принимать лекарства. Она будет лежать на кровати, свернувшись калачиком, а автоответчик на домашнем телефоне по-прежнему будет сообщать всем звонившим ее голосом, чтобы перезвонили позже или оставили информацию. Ее похоронят на Троекуровском кладбище. Рядом с Николаем Рыбниковым.