Николай гумилев жираф анализ. Анализ стихотворения Н

Легендарная личность и страстный путешественник. Его любовь к ярким экзотическим пейзажам подтверждают поэтические произведения, в которых красота русского языка гармонично сочетается с южными образами. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» - одной из жемчужин поэзии прошлого века - раскрывает потаенные мысли и романтические фантазии автора, говорит о его страсти к путешествиям и жажде приключений.

Поездка в Африку

Прежде чем сделать анализ стихотворения Гумилева «Жираф», следует сказать несколько слов о том, с чего началась его любовь к африканским дивным пейзажам.

С детства русский поэт мечтал оказаться на черном континенте, но долгожданная поездка состоялась, когда ему шел двадцать второй год. К этому времени небольшая денежная сумма, которую удалось скопить студенту Сорбонны, позволила покинуть Россию без одобрения отца, в чьих глазах подобное путешествие было чрезвычайно безрассудным. Поездка стала спонтанной, но именно с нее начинается долгая исследовательская деятельность, которую Гумилев посвятил жаркому континенту.

Сегодня особенно грустен твой взгляд…

До поездки в Африку Гумилев сделал предложение Анне Горенко, известной в русской литературе под псевдонимом Гумилева «Жираф» следует начинать с рассмотрения первых строк, в которых автор обращается к девушке, чей взгляд грустен и сидит она, «колени обняв». Начало стихотворения контрастирует с основной частью, где изображена экзотическая африканская природа.

Ахматова отказал Гумилеву. И этот отказ был не первым. Молодому поэту захотелось доказать своей возлюбленной, что он достоин ее. Ведь для того чтобы отправиться в дикие африканские пустыни, необходимо иметь определенную отвагу и решительность.

Спустя два года после публикации сборника, в который вошли слова, обращенные к Анне Ахматовой, где речь идет о живописной жаркой местности, где «изысканный бродит жираф», Гумилев получил наконец-то долгожданное согласие. В этом произведении нет признаний в любви, но оно обладает необычным романтизмом и сказочностью. Автор рассказывает любимой девушке о прекрасных дальних краях, где он побывал. Он стремится порадовать ее описанием дивного пейзажа, а вместе с тем заинтересовать и завоевать ее сердце.

Образ жирафа

Серому рациональному миру, в котором нет чувственных эмоций и ярких впечатлений, противостоят сказочные образы. Словосочетание «изысканный жираф» Гумилев использовал для создания прекрасного и почти нереального мира. Африканский пейзаж - это не вымысел и не сказка. Однако человеку, привыкшему к русскому осеннему ненастью, эта картина кажется недосягаемой.

Уже во второй строфе стихотворение приобретает красочные теплые тона. Грациозной стройностью и волшебным узором обладает, как полагает Гумилев, жираф. История создания этого романтичного произведения начинается, быть может, еще в ранние годы автора, когда будущий поэт-акмеист мечтал об экзотических далях, ассоциирующихся в детских мечтах именно с этим животным.

Я знаю, что много чудесного видит земля…

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» необходим для понимания идейного содержания и художественной формы этого произведения. В третьей и четвертой строфах Гумилев как будто предлагает читателю взглянуть на этот мир иными глазами. Жираф в восприятии поэта имеет несколько образов. Это не просто дикое африканское животное. Это часть прекрасного мира, который не каждый может или хочет видеть. Предлагая освободиться от «тяжелого тумана», поэт призывает познать, насколько огромен и чудесен мир. Обращение к читателю осуществляется посредством диалога с загадочной девушкой.

Озеро Чад

Обращаясь к своей печальной собеседнице, Гумилев делает читателя свидетелем этого диалога. Этот художественный прием позволяет выразить классический для романтизма конфликт реальности и мечты. И озеро здесь символизирует красоты экзотического континента, которые слишком далеки от музы поэта. Она привыкла, по его словам, к «тяжелому туману», и верит лишь дождю. Эти слова можно трактовать как нежелание радоваться жизни и предаваться мечтам.

Композиция

Сюжетная завершенность свойственна произведениям, которые создавал Николай Гумилев. «Жираф», композиция которого имеет ее при всем своем разнообразии обладает довольно четкой структурой. В этом произведении живет мелодия. Стихотворение начинается с минора, но переходит в жизнерадостный мажор. В ярких тонах рисует поэт мечту, которой он живет. Свои романтические грезы он стремится поселить и в сердце возлюбленной. Но появляются сомнения в том, что она способна поверить в его дивную мечту. Это приводит к тому, что повествование его завершается на тихом минорном аккорде.

Как он может поведать ей о тропических садах, о стройных пальмах и запахе немыслимых диких трав, если она привыкла жить в мире рациональном и бесцветном? Но при всей печали, которая живет в строках Гумилева, в них нет пессимизма.

«Мастер сказки» - так называл себя сам поэт. В этом утверждении есть справедливость, поскольку произведения его обладают ослепительными картинами и кольцевым обрамлением. Подобные художественные средства характерны для любой сказки. Поэт не отказывается от намерений поведать своей избраннице о чудесах жаркого континента и вывести ее за пределы «тяжелого тумана», в котором она привыкла существовать. При чтении стихотворения создается впечатление, что он готов рассказывать о солнечной стране снова и снова. Рай на Земле существует, он сможет убедить ее в этом. И желания его подтверждают последние слова, с которых и начинается произведение. Она плачет… И он вновь приступает к своему яркому рассказу.

В своем произведении Гумилев изобразил два мира. Первый тускл и бесцветен. Второй - ярок и разнообразен. Тусклым тонам он уделил немного внимания. Бесцветный мир, скорее, играет роль фона. Красочный яркий мир для поэта - это его увлечение африканской природой, постоянное стремление к романтической мечте и, несомненно, любовь к женщине. Это небольшое произведение столь многогранно, что не может иметь однозначное истолкование. Каждый читатель видит в нем то, что ближе его сердцу.

Жираф (1907)

Стихотворение «Жираф» было опубликовано в 1908 году в сборнике «Романтические цветы» и на­долго стало визитной карточкой Николая Гумилёва в литературе. Поэта всегда привлекали экзотиче­ские места. Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи - всё это.он вложил в стихотворение. Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не хочет верить, автор на самом деле ведёт диалог с читателем.

В стихотворении поэт сравнивает два пространства: далёкое и совсем близкое.

Про то пространство, которое «здесь», он почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь «тяжёлый туман», дождь, грусть да слёзы, в этом мире нет красок - он бесцветен, и потому кажется, что рай на Земле невозможен.

Но поэт хочет доказать любимой женщине, что «далёко, на озере Чад» - всё по-другому. Там мир полон радости, он переливается и сияет всеми краска­ми, словно драгоценный алмаз. И там «изысканный бродит жираф ».

Для описания этого удивительного существа автор нашёл необыкновенные слова:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор…

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Поэтический образ жирафа можно назвать алле­горией. Это дивная грёза - воплощение красоты Африки, о которой мечтает поэт. Лирический герой сближен с автором. Он предстаёт в стихотворении оптимистом, романтиком и мечтателем.

У стихотворения кольцевая композиция, и в на­чале, и в конце - одни и те же слова:

Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Поэтическое обрамление стихотворения создаёт такое впечатление, будто лирический герой готов вновь и вновь без устали повторять свой рассказ о рае на Земле, чтобы заставить любимую женщину (и нас, читателей) взглянуть на мир по-иному.

Мелодия стихотворения спокойна и грациозна - сродни образу жирафа. Звуки, протяжные и мело­дичные, дополняют сказочное описание волшеб­ного края.

Для передачи настроения поэт использует кра­сочные эпитеты (изысканный жираф; немыслимые травы; мраморный грот; таинственные страны), необычные сравнения (подобен цветным парусам корабля; бег его плавен, как радостный птичий по лёт), метафоры (вдыхала тяжёлый туман).

Как все поэты-акмеисты, Николай Гумилёв ис­пользует не конкретные цвета, а предметы - он даёт возможность читателю самому представить тот или иной цвет или оттенок. Жираф «подобен цветным парусам корабля», наверное, шкура его - ярко-оранжевая с красно-коричневыми пятнами, что эффектно контрастирует с синей водой.

В этом пространстве воздух свежий и чистый, с запахом «немыслимых трав». Не так уж и далёк этот экзотический африканский континент, если читатель умеет мечтать, если он не желает жить в сером, скучном мире обыденности. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-другому и осознать, что он огромен и прекрасен.

Стихотворение написано пятистопным амфибра­хием.

Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).

Здесь искали:

  • Анализ стихотворения жираф
  • гумилев жираф анализ
  • жираф гумилев анализ

Стихотворение "Жираф" было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и "изысканных жирафов". Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения "Жираф" Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал "дальние странствия". В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, "декоративными жирафами" и "злыми обезьянами".

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый "Жираф" Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: "африканскую", навеянную впечатлениями от путешествия, и "реальную". В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения "Жираф" Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный "Я", который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же - романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: "Ты плачешь?" В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного "сегодня" и райского "далеко" видим мы в "Жирафе" Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и "тяжелый туман", словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит "изысканный жираф". Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли - его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, "запахами немыслимых трав", веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального "сегодня". Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф" позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в "прекрасное далеко", защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: "далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф". Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. "Жираф" Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие "а, о, е" делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: "грациозная стройность", "таинственные страны", "волшебный узор", "немыслимые травы". Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег - с радостным полетом птицы, а облик - с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: "луна осмелится", "земля видит".

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет "тяжелый туман", словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения "Жираф" Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то - о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева "Жираф" позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.

Николая Гумилева можно отнести к тем людям, которые были совершенно непредсказуемы. Сам автор часто замечал тот факт, что путешествия и странствия увлекают его намного больше, чем литература и поэзия. Поэтому, этот человек очень часто находился за границей, в чужих, экзотических странах. На родине он проводил один, два месяца и снова отправлялся на встречу со своей судьбой. Каждая поездка была очень важна для автора, ведь она приносила много новых, незабываемых впечатлений, который позже, Гумилев передавал в стихотворных формах.

После визита в Африку, в 1907 году появляется творческая работа «Жираф». Именно в тексте этого стихотворения автор описывает таинственный уголок, который так похож на настоящий рай, только на земле. Зеленый оазис, чистейшая вода в озере, по берегу которого бродит диковинный зверь – жираф.

Животное вызывает у Гумилева настоящий, искренний восторг. Поэт восхищается свободой и независимостью данного создания. Романтическая натура автора превращает неизведанные и отдаленные места в настоящие сказочные долины. Именно в них живут такие необычные животные, как жирафы. Он называет их мифическими созданиями, расцветка которых так напоминает паруса кораблей.

Особое восприятие окружающих экзотических долин создает в мыслях Гумилева таинственные образы, места, о которых он хочет рассказать читателям. Он представляет себе разочарование людей, ведь они не могут увидеть красот и сказочных явлений, которые так ярко и эмоционально описаны в «Жирафе». Россия радует своих жителей только лишь мрачными туманами и проливными дождями. На ее землях так сложно найти такой райский, прекрасный уголок, в котором тихо, уютно и комфортно.

В процессе описания изумительных и сказочных мест, автор понимает, что большинство из них – это всего лишь иллюзия, выдумка воображения. От своих душевных переживаний и жизненных тягот невозможно скрыться даже в таком райском уголке. Но, Николай Гумилев не опускает руки. Он все–таки пытается поверить в настоящий рай, который есть и будет всегда. Поэт старается заполнить все свои мысли красивой мечтой, от которой на душе становится радостно и приятно. Он пытается передать эту радость и близкому человеку, чтобы хоть на мгновение, прогнать унынье и серость в сердцах.

Именно жираф остается в памятях тем мифическим созданием, которое живет в райском месте, полном загадок и тайн. Только вот для автора места в прекрасном уголке земли так и не нашлось!

«Жираф» Николай Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка . Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием , расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей. Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света . Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа. Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует. А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.