Николай гумилев родился. Семья Николая Гумилева

Николая Степановича Гумилева можно называть поэтом-акмеистом. Его недолгая жизнь была полна интересных событий, но закончилась трагически. Родился он в 1886 году в городе Кронштадте, где отец его работал врачом. У Николая был старший брат Дмитрий, и разница в возрасте между ними составляла два года. Семья автора дворянская.

В детстве поэт был болезненным ребенком, но это не мешало ему вести активную жизнь и дружить со сверстниками. Некоторые говорят о том, что свое самое первое четверостишье он написал в шесть лет, а первые стихи в двенадцать. Образование получал в гимназиях и окончил учебу в 1906 году. Можно сказать, что учился он плохо и получил в аттестате только одну пятерку по предмету «логика». А однажды его даже отчисляли, но потом оставили на второй год.
Будучи еще в седьмом классе Николай познакомился с Анной Горенко (Анной Ахматовой), которая в будущем станет его спутницей жизни.

После окончания обучения в гимназии поэт уехал во Францию, где занимался изучением культуры страны. Проживая в Париже Гумилев занимался изданием журнала.

Кроме Франции он посетил Грецию, Италию, Турцию и Египет. И кроме этого в составе экспедиции посетил Африку, где он был за все время 4 раза, уж очень она ему нравилась. Можно сказать, что поэт был также и исследователем, и по приезду с Африки он привел в музей множество интересных экземпляров. Находясь в Египте, Гумилев обучался в университете на юридическом факультете.

Первый сборник стихов был издан в 1905 году, и это было очень важное событие в жизни автора. Своей жене он посвятил сборник стихов, который вышел в 1908 году и назывался он «Романтические цветы».

Поэт постоянно повышал свой уровень и при этом он знакомился с творчеством известных в то время авторов, черпая у них все самое нужное и интересное. В 1909 году поэт участвовал в дуэли со своим другом М.Волошиным, и оба они остаются живыми. Причиной дуэли явилась Елизавета Дмитриева, молодая поэтесса, которая понравилась Гумилеву, но предпочла его друга М.Волошина. Именно это и явилось причиной состоявшейся дуэли.

Когда началась первая мировая война, то Гумилев добровольцем ушел на фронт и за проявленную храбрость и мужество был награжден двумя Георгиевскими крестами, которыми он гордился. Его брат Дмитрий также вместе с ним ушел на войну и погиб в 1922 году.
С 1917 по 1918 года Николай проживал в Греции, а вернувшись, принялся за работу. В это время он активно работал в качестве переводчика.

В 1918 году Гумилев и Ахматова развелись, сын остался жить у бабушки.

В 1919 году поэт женился на Анне Энгельгард и в этом же году у них родилась дочь Елена.

Последняя книга Гумилева вышла в 1921 году. Критики говорят, что это была самая лучшая работа автора.

У Гумилева было много известных произведений и сборников. К таким можно отнести сборник стихов на военную тематику «Колчан», сборник стихов «Костер», стихи про его путешествия по Африке с названием «Шатер». О последнем сборнике говорили, что он является пособием по географии, но только в стихах. И, наверное, самым лучшим произведением можно назвать сборник «огненный столб». Автор больше всего предпочитал писать о любви и жизни, о смерти и искусстве.

В 1921 году 3 августа Николай Степанович был арестован за участие в заговоре и 24 августа приговорен к расстрелу. Так трагически и закончилась жизнь поэта, исследователя и офицера. Многочисленные друзья Гумилева пытались его освободить, но у них ничего не вышло. Реабилитирован Гумилев был в 1992 году. Однако до настоящего времени неизвестно где был после расстрела захоронен Гумилев.

Родился в 1886 году в городе Кронштадте, расположенном на острове Котлин. Отец и мать были врачами, но мальчика с самого детства привлекала литература. И уже в 6 лет Гумилёв пишет свое первое стихотворение.

Когда мальчика отправляют в Царское село для обучения, там он продолжает свою творческую деятельность и знакомится с Анной Ахматовой – поэтессой, которая станет впоследствии его женой. 1905 год стал значимым для поэта, так как в свет выходит его первый сборник, а в 1906 году он уезжает во Францию. Следующие сборники были посвящены его возлюбленной Анне, и стали толчком в его литературной карьере.

Через 3 года решает поступить в университет на юриста, но понимает, что душа лежит к истории и литературе, поэтому переводится на другой факультет.

В 1910 году Николай Степанович делает предложение Ахматовой, и они играют свадьбу.

Спустя год, Гумилёв решает создать поэтическое объединение, куда вошли известные писатели и прозаики того времени. В этот период полностью посвящает себя карьере и выпускает ещё несколько сборников и отдельных работ.

Когда началась война, поэт всё бросает и уходит на фронт, в результате чего был неоднократно награжден властями. Во время войны он находит себе новую возлюбленную, которой посвятил несколько стихотворений. После этих событий, Гумилёв подает на развод с женой. Для Ахматовой это было очень болезненным временем. С этого момента Степан Николаевич работает переводчиком текстов на иностранные языки, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

В 1919 заключает брак со второй женой, дочерью Н. Энгельгарда. Ей он посвящает множество своих работ.

Через 2 года, ему преподносят обвинение за участие в заговоре против власти, в результате чего он был расстрелян в 1921 году по приказу Дзержинского.

Интересные факты и даты из жизни

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. В 1902 году было напечатано первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов…».

В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой).

В 1905-м в краткой биографии Гумилева произошло важнейшее событие – был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

Зрелое творчество. Путешествия

После окончания в 1906 году гимназии, Гумилев уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвященный Анне Ахматовой . Эта книга положила начало зрелому творчеству Гумилева.

Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.

В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского , В. Брюсова . В книгу вошло известное произведение писателя «Капитаны».

В апреле 1910 года Гумилев женился на Анне Ахматовой.

«Цех поэтов» и акмеизм. Первая мировая

В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам , С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения акмеизм, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.

С началом Первой мировой войны Гумилев, биография которого и так была насыщена неординарными событиями, добровольно идет на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами. Во время службы в Париже в 1917 году, поэт влюбляется в Елену дю Буше, посвящает ей сборник стихов «К синей звезде».

Послевоенные годы. Гибель

В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с Ахматовой.

В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгарда. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.

В августе 1921 года Николая Гумилева арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Гумилева Николая Степановича неизвестны.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • В 1909 году Гумилев принимал участие в нелепой дуэли с М. Волошиным из-за того, что Николай Степанович нелестно высказался о поэтессе Елизавете Дмитриевой. Оба поэта не хотели стреляться, Гумилев выстрелил в воздух, пистолет Волошина дал осечку.
  • В 1916 году Гумилева зачислили в особый Пятый гусарский Александрийский полк, солдаты которого принимали участие в самых ожесточенных боях около Двинска.
  • Анна Ахматова всегда критиковала поэзию Гумилева. Это нередко приводило к тому, что поэт сжигал свои произведения.
  • Долгое время произведения Гумилева не печатались. Поэт был реабилитирован только в 1992 году.
  • О жизни Гумилева было снято два документальных фильма – «Завещание» (2011) и «Новая версия. Гумилев против диктатуры» (2009).

Биография

Гумилев Николай Степанович (1886−1921) - русский поэт. Последние четыре года жизни - формально - советский. Единственный из великих поэтов Серебряного века, казненный Советской властью по приговору суда. Остальные либо замучены бессудно (Клюев, Мандельштам), либо доведены до самоубийства (Есенин, Маяковский, Цветаева), либо умерли до срока от физических и духовных потрясений (Блок, Хлебников, Ходасевич), либо - в лучшем случае - перенесли преследования и гонения (Пастернак, Ахматова). Гумилева постигла самая ранняя и самая жестокая кара. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание:

И чего он с контрой связался? Шел бы к нам - нам такие нужны!

Тайна судьбы Гумилева - в странной притягательности его характера для утверждающейся советской поэзии при полной неприемлемости его поведения для утверждающейся Советской власти.

Родившийся в Кронштадте в семье морского врача, детство проведший в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество - в Тифлисе, юность - снова в Царском Селе, Гумилев вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести впережку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк, начиная с первого сборника стихов «Путь конквистадоров», изданный на средства автора в 1905 году. Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский), Гумилев весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении. С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далекий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания». В 1908 году Гумилев возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведет себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью». Гумилев - уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует. Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна. Крещенный в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия». Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают; он даже в подсоветской печати ухитряется написать о своем «контакте» с абиссинским негусом: Я бельгийский ему подарил пистолет И портрет моего государя. При этом он в сущности никаких личных чувств не питает ни к Николаю II, ни вообще к Романовым - скорее уж - к императрице, которая была шефом его полка и в 1914 году вручала ему, отличившемуся на фронте, Георгиевский крест. Верность Прекрасной Даме? Да, но не та, что у Блока: это не просто образный ход, но офицерский долг чести, подкрепляемый поступками. Романтический принцип, странно спроецированный в жизнь. По отзывам мемуаристов, Гумилев на всю жизнь остается то ли тринадцатилетним мальчиком, играющим в индейцев, то ли шестнадцатилетним гимназистом, играющим в рыцаря. Ему мало написать: А ушедший в ночные пещеры Или к заводям тихой реки Повстречает свирепой пантеры Наводящие ужас зрачки, - - он должен лично привезти чучело этой пантеры в Петербург, а для этого поехать в Африку и лично застрелить ее на охоте. В 1914 году он не просто пишет о пулях, он сам стоит на бруствере под пулями. Он гордится званием прапорщика больше, чем званием писателя. Он не только описывает реальность - он ею живет, ее строит, включается в нее безоговорочно. Что это за реальность? Его учитель Иннокентий Анненский ставит его первым стихам такую оценку: «Маскарадный экзотизм». В стихах действуют: Оссиан. Летучий Голландец. Помпей у пиратов. «Мореплаватель Павзаний с берегов далеких Нила»… Античная когорта: Цезарь, Август, Ганнибал… Воины Агамемнона. «Мадонны и Киприды»… Большой гимназический набор. Плюс внеклассное чтение: Ганнон Карфагенянин, князь Сенегальский, Синдбад-Мореход и летучий Улисс. Первоначально все это и впрямь укладывается в круг чтения мечтательного гимназиста, - но экзотические горизонты завораживают Гумилева и в зрелости: «сумасшедшие своды Валлгаллы», таинственный Занзибар, фантастический «брат Алжира, Тунис»… Плач о Леванте, плач об Индии, плач о Персии, плач о черной Африке… «Царскосельский Киплинг» - называли Гумилева. В четко очерченном, голографически рельефном театре гумилевской лирики заметна внешняя скудость русской темы. И это при том, что тот же Иннокентий Анненский чутко улавливает за экзотическим маскарадом - «стихийно-русское искание муки», а мука эта - от невозможности связать искомую идеальную гармонию - с реальной русской жизнью. Георгий Адамович свидетельствует: «О России он думал постоянно». В стихе России нет. Это отсутствие, быстро замеченное современниками, заставляет их приписать Гумилева скорее к «французской», чем к «славянской» почве, что, впрочем, для 1900-х и 1910-х годов отнюдь не звучит разоблачением, а напротив, как бы и комплиментом: знаком признания «европейского уровня» стиха. В таком отрешенно-всесветном духе выдержаны дореволюционные лирические сборники Гумилева: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1915) - эти книги Гумилев издает в Санкт-Петербурге, в Париже и вновь в Санкт-Петербурге в паузах между поездками в Египет, Абиссинию и Сомали с целью изучения быта африканских племен (собранные коллекции Гумилев передает Музею антропологии и этнографии). Однако хотя в стихах Гумилева много Африки и мало России, - русская боль чувствуется. Русь возникает как знак обреченности романтического идеала, как символ покорности обстоятельствам. Это глушь, грусть, отречение от жизни. Это мир, последовательно противостоящий всему, что Гумилев признает и проповедует. В излюбленном его мире царит солнце - ослепительное и всепоглощающее. С первого опубликованного стиха (1902 год, «Тифлисский листок») до пистолетной вспышки последнего мгновенья огненным столпом проходит через тексты «свет беспощадный, свет слепой…». Гумилевское солнце первоначально загорается от рассыпанных искр Константина Бальмонта, которым юный Гумилев увлечен. У самого Гумилева солнце не столько греет, светит и радует, сколько прожигает мир насквозь: «Костер», «Огненный столп» - названия его книг; пожар, запекшиеся губы, рубины, жаркая кровь - сквозные мотивы. Солнце сверкает, играет, испепеляет. Мир в лучах солнца «сыплется», бликует, дробится; он живет отсветами; он у Гумилева - розовый, или, точнее, «розоватый», тянущийся к солнцу и сжигаемый солнцем. Вот пример этого взрыва красок и чувств из классического стихотворения «Капитаны»: … И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет…

Тут не просто собирательный образ первопроходца, где слились фигуры Гонзальво и Кука, Лаперуза, Васко да Гама и Колумба, - это образ мироздания, бунтующего и рассыпающегося под ударами Рока.

Огненную запаленность мироздания Гумилев противопоставляет поэтике Александра Блока и символистов. На поверхности литературной борьбы это неприятие осознается сторонниками Гумилева как бунт четкости против расплывчатости. Символизм в их понимании - это когда некто некогда говорит нечто о ничем… А надо давать ясные имена вещам, как это делал первый человек Адам. Термин «адамизм», выдвинутый Гумилевым, не принят - принят придуманный про запас сподвижником Гумилева Сергеем Городецким термин «акмеизм» - от греческого слова «акме» - высшая, цветущая форма чего-либо. Вдохновителем и вождем направления остается тем не менее Гумилев.

Он создает «Цех поэтов» и становится его «синдиком», то есть мастером. В 1913 году в статье «Наследие символизма и акмеизм» он объявляет, что символизм закончил свой «круг развития». Пришедший ему на смену акмеизм призван очистить поэзию от «мистики» и «туманности», он должен вернуть слову точное предметное значение, а стиху - «равновесие всех элементов».

Помимо стихов, в которых реализуется эта программа, Гумилев разрабатывает ее в критических статьях - он публикует их непрерывно с 1909 года; до 1917 года он ведет в журнале «Аполлон» постоянную рубрику «Письма о русской поэзии», где откликается на все сколько-нибудь заметные поэтические события того времени. Собранные после его смерти и изданные в 1923 году, эти статьи представляют собой свод художественных принципов, во многом подкрепивший претензии акмеизма на место в истории русской лирики: акмеизм остается в истории как одно из ярчайших направлений поэзии Серебряного века, противостоящее и символизму с его мистическими туманами, и футуризму с его утопическими проектами. Однако живое и перспективное развитие поэзии определяется не деятельностью тех или иных «цехов», а судьбой великих поэтов, втянутых в эти «цеха». В акмеизме это: Гумилев, Ахматова, Мандельштам; в футуризме: Хлебников, Пастернак, Маяковский; в символизме - Блок, внутренней полемикой с которым во многом определяется путь Гумилева. Блок и Гумилев видят мир по-разному, в известном смысле диаметрально противоположно. Можно сказать, что Блок сопрягает, а Гумилев расщепляет; что Блок видит Целое, а Гумилев - распад Целого, что Блок переполнен, а Гумилев воспален, опустошен, выжжен. Для Блока стихи Гумилева - что-то, имеющее лишь «два измерения», что-то «выдуманное», а то и «пустоватое». Для Гумилева стихи Блока - иллюзион, морок, или: как он сказал, «царственное безумие, влитое в полнозвучный стих». Безумие для Гумилева - главное зло, роковая порча для четкого, взнузданного, горько-трезвого, жертвенного и мужественного разума. В этом безумии нет ничего завораживающего, и возмездие за него должно быть страшно: Созидающий башню сорвется, Будет страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумье свое проклянет… Эти гениальные строки были процитированы Александром Солженицыным в романе «Август 1914-го» в пору, когда имя Гумилева было еще под запретом. В чем их магия? В том, что отчаяние - это обратная сторона безоглядной веры. Отчаяние Гумилева - от невозможности поверить в мираж, в тот экзотический мираж, который он же сам и возводит. Другие поэты Серебряного века - верят в свои видения;" их «переполненность», эмоциональная избыточность, «туманная красота запредельности - от того, что в глубине души они безгранично уверены в неотменимой реальности мечтаемого ими мира, будь то мир избы, как у Клюева, или мир коммуны, как у Маяковского, или «европеизм» Северянина или «Русь» Есенина, - мир схвачен невидимым «серебряным поясом», он все-таки реален, хотя и искажен. Гумилев реального мира не знает изначально, он знает только его романтические идеальные контуры. Он бредит формой, потому что не видит содержательной воплощенности мира. А не видит именно потому, что ждет от мира слишком идеальной полноты, слишком «знакомой». Хочет строить на «каменьях», а кругом - «песок». Сыплющееся золото. Мир Гумилева слишком тверд и потому хрупок. Сквозной мотив его поэзии - поединок. Роковой. Часто с другом. С любимым человеком. С женщиной. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко - не плачь, дорогая, - Знать, что ты отравила меня… Сквозной мотив - восстание, бунт природных сил против безумств человека. Гул стихий. Неизбежность катастрофы. Комет бегущих дымный чад Убьет остатки атмосферы, И диким ревом зарычат Пустыни, горы и пещеры. Сквозной мотив - гибель. Скорая и неотвратимая. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще… Писали: не угадал… Какой «плющ» в чекистских подвалах? Нет, как раз угадал. Обвиненных по «таганцевскому делу» в 1921 году не в подвалах казнили - их вывезли «на природу» и заставили рыть яму… не тут ли и проявил Гумилев поразившее расстрельщиков самообладание - копая себе в зарослях «дикую щель»? Другие кричали, просили пощады… Он - нет. Он изначально и непоправимо - в ином мире: в воображенном мире природной ясности, трагической отрешенности и обреченного духа, торопящего события: Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья, - Так век за веком - скоро ли, господь?.. Не прикованный ни к веку, ни к стране, дух вопрошает Бога о смысле и, не услышав ответа, ждет, когда свершатся пророчества, и весь этот лживый мир рухнет, и яд жизни будет, наконец-то, выжжен из космической бездны. Ужели вам допрашивать меня, Меня, кому единое мгновенье - Весь срок от первого земного дня До огненного светопреставленья? Ужели и чекистскому следователю товарищу Якобсону в 1921 году так отвечал на допросах? Или, не пряча презрительных глаз, спокойно соглашался, что - монархист, и что революции - «не заметил»? С точки зрения вечности, все это, конечно, преходящий узор: монархии, республики, революции, контрреволюции. Для духа, реющего в пустыне, все это не более, чем «кубы, ромбы да углы». Большевики, люди углов, носители кубиков и ромбов, - знали, кого убивают? По глубинной сути, у Гумилева было куда больше прав стать основоположником советской литературы, чем даже у Маяковского, - именно потому, что поэзия Гумилева - героическая поэзия по первоначальной установке, это поэзия долга, жертвенного служения, поэзия идеала - без ломания себя до меняющихся политических лозунгов. Однако идеал развоплощен, он не может ни в чем реализоваться. Ни в одной реальной «стране», ни в одном «действительном явлении», ни в одной странице наличного бытия Гумилев этой воплощенности не признает. Именно потому, что идеал его изначально слишком жестко связан с устоявшимися формами, со «старым режимом», или, как сам Гумилев замечает, этот идеал слишком «знаком». Настолько «знаком», что никогда не может узнать сам себя в реальности. Гумилев «не узнает» Россию во вставшей из кровавого хаоса Советской Республике - как и реальную старорежимную Россию он отказывался признать за блоковскими туманами. По броскому, но точному определению исследовательницы позии Гумилева Марины Тимониной, он не хотел замечать ни Свиной, ни Святой Руси: Свиная была неинтересна, а Святая неосуществима. То есть: место России - свято, а России - нет. Ты прости нам, смрадным и незрячим, До конца униженным, прости! Мы лежим на гноище и плачем, Не желая божьего пути… Это и есть у Гумилева реальная Россия - развоплощенная, не обретшая облика - Россия гнилая, распутинская: …Светы и мраки, Посвист разбойный в полях, Ссоры, кровавые драки В страшных, как сны, кабаках. И это извечно, фатально и необоримо. И это - исчерпывает тему России: в идеале: Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей. В реальности: Русь бредит богом, красным пламенем, Где видно ангелов сквозь дым… В принципе бог - есть, и ангелы видны. Но проклятье висит над миром. И над старым миром самодержавной России, и над Советской Россией, в которой Гумилев прожил четыре последних года жизни. Эти четыре года он продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при Советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Костер», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели. Гумилева казнили безвинно. Но не беспричинно. Со стороны палачей причина ясна: после подавления Кронштадтского восстания власть хотела дать противникам режима острастку на будущее. На страх всем, кто вздумал бы попробовать еще. Профессорам, так профессорам, поэтам, так поэтам: гнилая интеллигенция должна усвоить урок. Дело об антисоветском заговоре профессора Таганцева, сфабрикованное в Петрограде в 1921 году, - такой урок. Что могло замешать в это дело Гумилева? Его принципиальная позиция зафиксирована мемуаристами (он этого не писал и не мог писать, но - говорил): - Никаких заговоров! Большевики - типичные каторжники, и взяли они власть крепко. Запад заговорщикам не поможет - в случае чего большевики всегда бросят Западу какую-нибудь «кость»: награбленного-то ведь не жалко. А внутри страны на любых заговорщиков непременно и немедленно донесут: шпиономанией пронизано все сверху донизу. И потому антисоветские заговоры - безумие. Но тогда - откуда «причастность» Гумилева к группе Таганцева и описанное теми же мемуаристами злосчастное сцепление обстоятельств: написанная Гумилевым прокламация, которую он по забывчивости «заложил в книгу» и «не мог найти», а чекисты при обыске - нашли? Психологически понятно: прокламация была - в защиту кронштадтских повстанцев. Тут, видимо, и земляческая солидарность сработала (Гумилев - уроженец Кронштадта), и человеческое сочувствие (по городу шли грузовики, набитые сдавшимися матросами, те кричали «Братцы, помогите, расстреливать везут!»). Что еще подвело: Гумилев был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя. Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это - лучшая защита. Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилев вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество. В Чека это не прошло. Между прочим, узнав об аресте, пролетарии в Чека все-таки позвонили - узнать, в чем дело. Им - по телефону же - посоветовали по-хорошему: в это дело не соваться. Без них разберутся! Разобрались быстро: записали в протоколы допросов высказывания подследственного. То ли спровоцировав его на принципиальную дискуссию, то ли расположив к дружеской откровенности (как расположили к тому чекисты словоохотливого профессора Таганцева, и тот простодушно назвал потенциальных участников «заговора» - Гумилева в их числе). Дату казни засекретили. Известен только месяц: август 1921 года.

Шестьдесят пять лет имя Гумилева оставалось под строжайшим официальным запретом. Не называя этого имени вслух, советские поэты: Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Владимир Луговской, Константин Симонов - подхватили стилистику и возродили пафос своего убитого вдохновителя: музыку романтической преданности идеалу, верности долгу, офицерской чести, наконец. Поэты послевоенной Оттепели тоже присягнули Гумилеву, и тоже тайно: в 1967 году Владимир Корнилов написал «в стол» стихотворение, напечатать которое он смог только во времена Гласности:

Три недели мытарились,

Что ни ночь, то допрос…

И ни врач, ни нотариус,

Напоследок - матрос.

Он вошел черным парусом,

Уведет в никуда…

Вон болтается маузер

Поперек живота.

Революция с «гидрою»

Расправляться велит,

И наука не хитрая,

Если схвачен пиит. …

Не отвел ты напраслину,

Словно знал наперед:

Будет год - руки за спину

Флотский тоже пойдет,

И запишут в изменники

Вскорости кого хошь,

И с лихвой современники

Страх узнают и дрожь. …

Вроде пулям не кланялись,

Но зато наобум

Распинались и каялись

На голгофах трибун,

И спивались, изверившись,

И не вывез авось… И стрелялись, и вешались,

А тебе не пришлось.

Царскосельскому Киплингу

Пофартило сберечь

Офицерскую выправку

И надменную речь. …

Ни болезни, ни старости

Ни измены себе

Не изведал и в августе,

В двадцать первом,

Встал, холодной испарины

Не стирая с чела,

От позора избавленный

Пероградской Ч. К.

Гумилев Николай Степанович - русский поэт (1886−1921). Гумилев Н.С. родился 15 апреля 1886 года в семье корабельного врача. В 1900 году, когда Николай был еще ребенком, его отец получил отставку. Семья переехала в Царское село, а затем в Тифлис. В 1903 году Гумилев с семьей вернулся в Царское село, и поступил на учебу в седьмой класс местной гимназии.

В 1902 году было опубликовано первое стихотворение Гумилева, ныне утерянное. По причине плохой успеваемости, Николай Гумилев окончил гимназию в двадцать лет. В последний год обучения он выпустил свой первый стихотворный сборник «Путь конкистадоров».

После окончания гимназии Николай Гумилев по настоянию своего отца поступил в Морской корпус и отправился в трехмесячное дальнее плавание. Однако, по другим источникам, Гумилев учился в Московском университете, где занимался французской литературой, но по непонятным причинам обучение так и не закончил.

В 1907 и 1908 годах Гумилев прослушивал лекции по литературе в Парижской Сорбонне. Там он организовал издательство журнала «Сириус», в котором печатались его рассказы и стихи под различными псевдонимами. Другим автором журнала была его однокурсница Анна Горенко, которая впоследствии стала его любящей и верной супругой. В будущем, она стала знаменитой поэтессой, взяв себе псевдоним «Анна Ахматова».

Знаменательным для поэта становится 1911 год. В этот период поэт стал предводителем нового течения в литературе, возглавив собственный «Цех поэтов». Перед Первой мировой войной Николай Гумилев ведет активный образ жизни, издавая литературные журналы и встречаясь с другими поэтами.

Во время Первой мировой войны Гумилев стал добровольцем гвардии уланского полка. В январе 1915 года он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. После войны, присягнувший царю, Гумилев остается монархистом даже при Советской власти. Он не скрывал своих убеждений ни от студентов, которым читал лекции, ни от чекистских следователей.

В августе 1921 года Гумилев был приговорен к смертной казни. Точная дата казни была засекречена и до сих пор остается неизвестной. Казнили Гумилева безвинно. Шестьдесят пять лет после казни, имя Николая Гумилева оставалось под строжайшим официальным запретом. Сегодня его произведения известны практически в любой стране и изучаются в большинстве школ.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) родился в Кронштадте под Санкт-Петербургом. Его отец был кронштадтским корабельным врачом. Николай в 8 лет был отдан в Царскосельскую гимназию, но по состоянию здоровья переведён на домашнее обучение. Когда Николаю исполнилось 9 лет, семья переехала в Петербург. В 10 лет Гумилёв поступил в гимназию Гуревича. Когда Гумилёв учился в 4 классе, из-за болезни брата семья переехала на Кавказ, в Тифлис. Николай потерял год, дважды проучившись в 4 классе.

Ещё раз он остался на второй год в Царскосельской гимназии (вернулся в 7 классе), из которой его едва не отчислили. За юного поэта заступился директор, Иннокентий Анненский. Гумилёв окончил гимназию только к 20 годам и уехал в Париж, учился в Сорбонне, где издавал литературный журнал «Сириус».

В возрасте 26 лет, в 1912 г., Гумилёв поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

Начало творчества

По словам Ахматовой , первое стихотворение Гумилёв сочинил в 6 лет. Стихотворение гимназиста Гумилёва было напечатано в «Тифлисском листке».

Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» был издан за деньги Гумилёвых, когда поэту было 19 лет. Этот сборник привлёк внимание Брюсова, ставшего наставником юного поэта.

Второй сборник, «Романтические цветы», был издан 22-летним Гумилёвым.

С 1908 по 1910 гг. Гумилёв был частым гостем в «Башне» Вячеслава Иванова, слушал лекции в Обществе ревнителей художественного слова , заведовал отделом критики в журнале «Аполлон» (редактор С.Маковский), где печатал «Письма о русской поэзии».

Гумилёв-путешественник

Ещё обучаясь в Сорбонне, Гумилёв путешествовал по Италии и Франции. Первое путешествие на Восток, в Левант, Гумилёв предпринял в 1907 г.

Получив деньги за второй сборник, поэт отправился во второе путешествие. Проехав через Турцию и Грецию, он оказался в Египте, где у него кончились деньги. Гумилёв вернулся в Петербург.

Следующие экспедиции Гумилёва были организованы в Африку. Результатом этих экспедиций стало пополнение Кунсткамеры ценными экспонатами.

В 1908 г. Гумилёв побывал в Абиссинии, свёл знакомство с негусом Менеликом 2 и исследовал жизнь народа в статье «Умер ли Менелик?»

Второе путешествие в Абиссинию состоялось в 1913 г. Гумилёв ставил перед собой цель изучить и цивилизовать дикие племена в Данакильской пустыне. Академия наук скорректировала его маршрут. Гумилёв со спутниками (племянником Николаем Сверчковым и турецким консулом Мозар-беем, с которым познакомился в Стамбуле) проделал полный опасностей путь.

Любовь Гумилёва

В 20 лет в Париже Гумилёв познакомился с Елизаветой Дмитриевой, которой в 1909 г. сделал предложение. Но она предпочла Максимилиана Волошина, хотя впоследствии не вышла за него замуж. Зато из-за неё Гумилёв и Волошин стрелялись на дуэли, на которой никто не пострадал.

В 1910 г. Гумилёв женился на Ахматовой. В 1912 г. у них родился сын Лев. Супруги были единомышленниками. Но постепенно отношения сошли на нет. Развод стал возможным в 1918 г. в Советской России.

В 1919 г. Гумилёв женился на Анне Энгельгардт.

Зрелое творчество. Гумилёв-мастер

В 1910 г. вышел третий сборник Гумилёва «Жемчуга», в который вошла поэма «Капитаны» и предыдущий сборник «Романтические цветы». Новый сборник 26-летнего мастера некоторые критики всё-таки назвали ученическим.

В 1911 г. было создано объединение «Цех поэтов» (входили Мандельштам, Городецкий, Ахматова), в котором Гумилёв имел звание «синдика» (мастера). Именно в «Цехе поэтов» родилось новое направление – акмеизм, которое, в противовес символизму, ратовало за точность и предметность образов. Члены объединения основали издательство и журнал «Гиперборей». «Цех» просуществовал до 1914 г.

В 1912 г. вышел в свет сборник «Чужое небо», в котором были напечатаны первые песни поэмы «Открытие Америки».

Тематика Первой мировой войны отражена в сборнике «Колчан» (1916).

Сборник «К Синей звезде» (стихи 1918 г., издан в 1923 г.) посвящён любви Гумилёва Елене дю Буше, парижанке, с которой он познакомился в 1917 г.

В 1918 г. издан сборник «Костёр».

В Советской России Гумилёв занимал активную общественную и литературную позицию. Он читал лекции о поэтическом творчестве, был членом, затем председателем Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов, участвовал в проекте Горького «История культуры в картинках», предложив свои стихи и пьесы.

Как руководитель студии «Звучащая раковина» Гумилёв учил мастерству молодых поэтов.

Гумилёв-военный

В 1914 г. Гумилёв ушёл добровольцем на фронт. За годы Первой мировой войны Гумилёв проявил себя как храбрый разведчик и офицер, награждён тремя Георгиевскими крестами. В перерывах между военной службой Гумилёв занимался литературной деятельностью, путешествовал по Европе.

Арест и расстрел

Гумилёв не скрывал своих монархистских убеждений в Советской России. В начале августа 1921 г. он был арестован как участник антисоветского «Таганцевского заговора». 24 августа Гумилёв был приговорён к расстрелу, а 26 августа расстрелян. Место расстрела и захоронения неизвестно. Гумилёв был реабилитирован в 1992 г., но остаётся загадкой, участвовал ли он в заговоре, просто знал о нём, или никакого заговора вообще не было.

Родословная Гумилёва Николая Степановича, русского поэта-акмеиста, имела крепкие дворянские корни. Его мать Анна Ивановна Гумилёва (в девичестве Львова) в двадцать три года вышла замуж за вдовца Степана Яковлевича Гумилёва, имевшего профессию военного врача. Их сын Николай родился третьего апреля (старый стиль) 1886 года в городе Кронштадте, где его отец работал в госпитале. В том же 1886 году семья переехала в Царское Село. Там Николай Гумилёв провел все детство. В связи с частыми переездами, ему пришлось учиться в разных гимназиях: Петербургской, Тифлисской и Царскосельской. Он много читал, увлекался Ницше и поэзией символистов, в гимназические годы пришло осознание себя поэтом.

В 1905 году вышел первый сборник его стихов - «Путь конквистадоров». На него обратил внимание уже известный тогда поэт-символист Валерий Брюсов. Они долгие годы вели активную переписку. Окончив гимназию, Николай Гумилёв уехал в Париж (1906 год), где жил два года. Там он изучал французскую литературу, посещал музеи, слушал лекции в Сорбонском университете. Крайняя материальная нужда приводила к тому, что иногда ему приходилось питаться одними каштанами. Но, тем не менее, там, в Париже, он занимался литературной деятельностью: издавал журнал «Сириус», писал рассказы и стихи. Там же, в Париже, в 1908 году поэт выпустил свой второй сборник - «Романтические цветы».

В течение 1909 года уже в России у Николая Гумилёва начали укрепляться литературные позиции: он сотрудничал в новом журнале «Остров», начал работать в журнале «Аполлон», участие в котором продолжалось до 1917 года. В 1910 году Николай Степанович сделал предложение юной поэтессе Анне Андреевне Горенко () и получил согласие. И поскольку в семье Гумилёвых был траур по недавно умершему отцу Николая, то свадьба прошла скромно и тихо. Свадебное путешествие молодожены совершили в Париж. В том же 1910 году вышел третий сборник Гумилёва - «Жемчуга». А осенью он отправился в очередное путешествие по Африке. Таким насыщенным был тот год.

Надо сказать, что Гумилёв был заядлым путешественником, а особенно полюбил Африку. В первый раз он ездил туда в 1908 году, но побывал только в Каире и Александрии. Во второй раз он отправился в Африку зимой 1909-1910 годов. И вот третья поездка - после свадьбы с Ахматовой. На этот раз он побывал в Джибути, Дире-Дауа, Хараре, Адис Абебе, даже был представлен абиссинскому императору. Вернулся Гумилёв оттуда (1911) разочарованным в путешествиях и больным африканской лихорадкой. Но, выздоровев, он вновь отправился путешествовать, на этот раз - в Италию (1912).

Осенью того же года Гумилёв поступил в Петербургский университет, на романо-германское отделение, чтобы изучать старофранцузскую поэзию, и параллельно выпустил следующий сборник своих стихов - «Чужое небо». В 1913 году по заданию Академии наук он вновь уехал в Абиссинию - изучать культуру и собирать коллекцию предметов быта диких племен. Это командировка длилась целых полгода.

В 1914 году, когда началась , Гумилёв ушел на фронт. И уже в конце этого года получил первый Георгиевский крест за ценную разведку, а в следующем году его наградили вторым Георгием за то, что при отступлении спас пулемет от артиллерийского обстрела. События, пережитые Гумилёвым во время войны, отразились в его книге «Записки Кавалериста». В 1915 году вышел новый сборник стихов Гумилёва - «Колчан». После лечения в Крыму - снова фронт (1916-1917), затем по заданию комиссара жил в Париже, и только в 1918 году вернулся в Россию.

Брак с Анной Ахматовой оказался неудачным, и летом 1918 года они развелись, хотя у них был маленький сын Лев, ставший впоследствии ученым-этнографом и тоже страстным любителем путешествий. После развода почти сразу Гумилёв женился на Анне Николаевне Энгельгардт, в браке с которой у него родилась дочь Елена. С тех пор почти безвыездно он жил в Петербурге (тогда Петрограде), зарабатывал переводами для издательства «Всемирная литература», преподавал в нескольких литературных студиях, но все равно голодала вся его семья. Несмотря на голод и безденежье, Гумилёв в конце своей короткой жизни выпустил еще несколько поэтических сборников: «Мик», «Фарфоровый павильон», «Костер», «Шатер» и приготовил к изданию «Огненный столп», вышедший уже после смерти поэта в 1923 году.

Внезапно и страшно оборвалась жизнь Гумилёва. В 1921 году он был арестован за участие в Таганцевском заговоре и 25 августа был расстрелян. И только спустя много лет выяснилось, что его «вина» была не в участии, а только в недонесении. Вторая жена Гумилёва и его дочь умерли от голода в блокадном Ленинграде.