Николай державин.

Дата смерти: Награды и премии:

Никола́й Севастья́нович Держа́вин (3 декабря , Преслав, ныне Запорожской области Украины - 26 февраля , Ленинград) - советский филолог-славист и историк, академик АН СССР (1931). Отец К. Н. Державина .

Биография

Происхождение и образование

Н.С. Державин родился в селении, основную массу населения которого составляли переселенцы-болгары , и с детства увлёкся болгарским языком и культурой.

Академическая деятельность

После революции сделал быструю карьеру в Петрограде . С 1917 г. Н.С. Державин был избран профессором, а в 1922-1925 - ректором Петроградского университета . В 1925 г. возглавил кафедру славянской филологии, в 1930-1937 гг. переведённую из университета в Ленинградский ИФЛИ . С 1944 г., после восстановления этой кафедры в ЛГУ, занимал должность её заведующего непрерывно до конца своей жизни.

После резкого усиления позиций Н. Я. Марра, Н. С. Державин был избран академиком АН СССР (незадолго до другого марриста И. И. Мещанинова) в 1931 г., без стажа члена-корреспондента. В 1931-1934 гг. был директором (помещавшегося в Ленинграде).

В середине 1930-х - начале 1940-х, после репрессий против славистов и фактического разгрома академического славяноведения , отстаивал эту дисциплину и внёс определённый вклад в её реабилитацию в СССР. В 1943 г. Н.С. Державин был назначен заведующим вновь созданной кафедрой славянского языкознания также и в МГУ , но, так как он жил в Ленинграде, кафедрой фактически с самого начала руководил С. Б. Бернштейн , с 1948 сменивший Н. С. Державина на посту заведующего и формально. С 1947 г. до конца жизни Н.С. Державин - директор ленинградского отделения восстановленного в Москве ИнСлава (Института славяноведения АН СССР).

В годы Великой Отечественной Войны также сотрудник Ленинградского отделения Института истории АН СССР (ныне - Санкт-Петербургский институт истории РАН).

Увлечение теорией Н. Я. Марра

Исследование, выполненное по заказу Всеславянского комитета

Адреса в Ленинграде

  • 1931-1953 Васильевский остров , 6-я линия, д. 39, кв. 3.

Основные труды

  • Происхождение русского народа. Л., 1944.
  • Славяне в древности. Л., 1946.
  • Вековая борьба славян с немецкими захватчиками. М., 1943.

Примечания

Ссылки

  • в базе данных "История белорусской науки в лицах" Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси
  • - статья из Большой советской энциклопедии
  • Профиль Николая Севастьяновича Державина на официальном сайте РАН

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 декабря
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Таврической губернии
  • Умершие 26 февраля
  • Умершие в 1953 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Слависты
  • Болгаристы
  • Учёные Санкт-Петербурга
  • Филологи России
  • Историки России
  • Действительные члены АН СССР
  • Ректоры СПбГУ
  • Преподаватели СПбГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Слияние (Энтерпрайз)
  • Бутаре

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Державин Николай Севастьянович - , советский филолог, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Ректор Ленинградского университета (1922‒25). Заведующий кафедрой славянской филологии Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

    Державин Николай Севастьянович - (1877—1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Державина проходила в ЛГУ: ректор (1922—25), заведующий… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович - (1877 1953) российский историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

    Державин Николай Севастьянович - (1877 1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Д. проходила в ЛГУ: ректор (1922 25), заведующий кафедрой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Державин Николай Севастьянович - (1877 1953), историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948). * * * ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович… … Энциклопедический словарь

    Державин, Николай Севастьянович - Род. 1877, ум. 1953. Историк и филолог. Специалист по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. С 1931 г. академик АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1948). Отец К. Н. Державина (см.) … Большая биографическая энциклопедия

    Державин, Николай Севастьянович - (1877 1953) филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922 25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему… … Педагогический терминологический словарь

    ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович - , филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист. филол. ин т в Нежине (1900). Преподавал рус. яз. и лит ру в гимназиях… … Российская педагогическая энциклопедия

    ДЕРЖАВИН - 1. ДЕРЖАВИН Гавриил (Гаврила) Романович (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти (Фелица,… … Русская история

    Державин - Державин фамилия. Известные носители: Державин, Александр Сергеевич (1864 1933) иерей, святой Русской православной церкви. Державин, Андрей Владимирович (р. 1963) музыкант группы «Машина Времени». Державин, Владимир Васильевич… … Википедия


Биографический словарь, т. 1-4

(3.12.1877, с. Преслав Бердянского у. Таврической губ. - 26.2.1953, Ленинград), славяновед, обществ. деятель, акад. АН СССР, в ПБ 1924-31, зам. дир. ПБ в 1924-28.


Родился в семье учителя. В 1896 с зол. медалью окончил симферопол. гимназию и поступил в Петерб. ист.-филол. ин-т. Со второго курса перевелся в Нежинский Ист.-филол. ин-т кн. Безбородко, где учился с 1897 по 1900. Учась на 3-м курсе, опубликовал в 1898 свою первую науч. работу "Очерки быта южно-русских болгар". По окончании ин-та преподавал рус. яз. и лит. в батум. гимназии (1900-04). Продолжал заниматься науч. изысканиями, помещая в журн. ст. ист.-лит. и этногр. характера. В 1903 АН командировала Д. в Турцию и Болгарию. Тогда же он был избран чл.-кор. Рус. археол. ин-та в Константинополе. В Болгарии работал в б-ках Софии. С 1904 по 1907 преподавал рус. яз. и лит. в 1-й тифлис. гимназии. В 1905 возглавил О-во нар. ун-тов в Тифлисе, основал 12 школ грамотности для мест. населения.

В 1907 переселился в Петербург. Сдал магистер. экзамены по славяноведению при Петерб. ун-те. В 1909-10 повторно командировался от АН в Болгарию и Бессарабию.

В 1912-17 - приват-доц. Петерб. (Петрогр.) ун-та. В 1916 защитил магистер. дис. "Болгарские колонии в России". Продолжал преподавать в гимназиях (11-й, 6-й и др.) рус. яз. и словесность, был ред. журн. гимназистов 6-й гимназии "Весенние воды". Свой опыт преп., мастера-методиста Д. обобщил в опубл. в 1917 кн. "Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе". В 1917 избран проф. по каф. славяноведения ун-та.

После Окт. революции Д. активно работал по укреплению сред. и высшей школы. Заведовал одной из труд. школ Петрограда, возглавил ряд отд. и комис. Политпросвета Петрогр. губ., являлся активным пропагандистом новой орфографии. В мае 1922 Наркомпрос назначил Д. первым сов. ректором Петрогр. ун-та, каковым он был до мая 1925. Одновременно возглавлял реорганизов. по его инициативе ИЛЯЗВ. Опубликовал ряд ценных работ по разнообразным вопросам филологии в печат. органе Ин-та "Язык и литература". В эти же годы Д. продолжал работать и по истории рус. лит. Им написано немало ст. об А. С. Пушкине, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголе, А. И. Герцене, М. Ю. Лермонтове, М. В. Ломоносове и др. Под его ред. вышли в сер. "Материалы по истории русской науки, литературы и общественности" тр.: "Из переписки деятелей Академии наук" (1925), "Письма русских писателей к А. С. Суворину" (1927). Наряду с науч. и пед. работой Д. занимался и обществ. деятельностью. С 1922 по 1928 был депутатом Ленсовета, пред. КУБУ (1923-25), чл. губ. Правления профсоюза работников просвещения (1924-29), Центр. Совета СНР (1925-31), Ленингр. бюро СНР.

После смерти второго зам. дир. РПБ А. И. Браудо (см. т. 1) по представлению дир. Н. Я. Марра Главнаукой 18 дек. 1924 Д. утвержден вторым зам. дир. В его функции входило руководство адм.-хоз. и фин. деятельностью Б-ки. Ему были поручены и чисто библ. вопросы: участие в комплектовании иностр. периодики, выделение краеведч. фондов, наблюдение за славян. фондами, руководство изд. деятельностью Б-ки, руководство производств. совещ., определение статуса Ин-та книговедения после его присоединения к ПБ и др. По необходимости временно замещал дир. Обосновал необходимость орг-ции Отд-ния "Славика", где предлагал собрать изд. на западнославян. и южнославян. яз., напечат. рус. гражд., кирилловским и лат. шрифтами. Правление Б-ки в сент. 1928 поручило Д. организовать это отд-ние; оно было организовано в нач. 1929 во главе с Д. Ввиду сложности работы по орг-ции и зав. Отд-нием с 1 янв. 1929 он освобожден от обязанностей зам. дир. 13 сент. 1930 на основании постановления Комис. по чистке аппарата ПБ Отд-ние "Славика" было ликвидировано. Д. остался работать консультантом ПБ. 18 июля 1931 ввиду предложения АН СССР организовать Ин-т славяноведения подал заявление об освобождении от обязанностей консультанта, но просил оставить право и впредь свободно пользоваться каталогами и доступом в книгохранилище. Освобожден от работы в ПБ с 16 июля 1931.

В 1948 написал предисл. и выступил ред. изд. Б-ки "Болгарская литература: Библиогр. указ." (А. Д. Умикян , В. Шор).

Одновременно с работой в Б-ке Д. с 1925 по 1928 - декан ЯМФАК при Ленингр. ун-те, с 1925 по 1949 - зав. каф. рус. и славян. яз. В 1929 был делегатом Конгресса славян. филологов в Праге. По представлению Н. Я. Марра был избран в 1931 д. чл. АН СССР.

С 1931 по 1934 возглавлял Ин-т славяноведения АН СССР, написал 4 т. "Истории Болгарии" - с древнейших времен до нач. XIX в.

В дни Великой Отеч. войны написал работы по вопросам этнографии славян, молдаван, румын и албанцев. Владел в совершенстве болг. яз. Читал на фр., нем., польск., чеш. и серб. яз. Выступал с лекциями, докл., ст., брошюрами, посв. борьбе с фашизмом. С 1941 по 1949 читал лекции в Моск. ун-те, являясь проф. и зав. каф. славяноведения на филол. фак. В 1942 избран в чл. Президиума АН СССР и Всеславян. к-та. С 1942-49 - пред. Антифашист. к-та сов. ученых.

В 1944 Софийский ун-т присвоил Д. степень д-ра "honoris causa", в 1946 избран почет. чл. Болг. АН, ряда болг. науч. о-в и ин-тов. Города Свиштов и Пловдив избрали его своим почет. гражданином, одна из улиц болг. столицы названа именем акад. Н. С. Державина.

Д.- авт. более 500 работ по истории, археологии, этнографии, палеографии и языкознанию. Большое место занимают работы о рус. яз.

Награжден орденами Станислава 2-й степени, двумя орденами В. И. Ленина, болгарским орденом св. Александра 2-й степени. В 1948 удостоен Сталинской премии 1-й степени за работы "Происхождение русского народа", "Славяне в древности", "Христо Ботев, поэт-революционер".

Похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.

Соч.: Расширение Публичной библиотеки // КГ. 1926. 12 нояб. (вечер. вып.); The State public library in Leningrad // Libr. World. 1928. Vol. 30, № 351; La bibliothèque publique de Leningrad // Papyrus. 1928. № 96; Тр. Второй Всерос. конф. науч. б-к: Стеногр. отчет. Л., 1929; Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941; Племенные и культурные связи болгарского и русского народов. М.; Л., 1944; Происхождение русского народа (великорусского, украинского, белорусского). М., 1944; Славяне в древности: Культ.-ист. очерк. М., 1945; История Болгарии: В 4 т. М.; Л., 1945-48; Христо Ботев, поэт-революционер, 1847-1876. М.; Л., 1948.

Библиогр.: Марр Н. Я. Записки об ученых трудах действительных членов АН СССР по отделению общественных наук, избранных в 1931-1932 годах. Л., 1932; Список статей и исследований по болгароведению // Современник. 1945. № 10; Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова; Вступ. ст. П. Н. Беркова. М.; Л., 1949; Библиография трудов Н. С. Державина // Крат. сообщ. Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1953. Вып. 2.

Справ.: БСЭ; Булахов.

Лит.: Торопцев И., Матвеенко В. Н. С. Державин: К 40-летию науч. и пед. деятельности // Ленингр. ун-т. 1939. 8 окт.; Берков П. Н. Акад. Н. С. Державин: К 70-летию со дня рождения и 50-летию науч. деятельности // Вест. Ленингр. ун-та. 1947. № 12; Его же. 70-летие со дня рождения и 50-летие научной деятельности академика Н. С. Державина // Славяне. 1947. № 12; Бернштейн С. Б. Акад. Н. С. Державин: (К 70-летию со дня рождения) // Докл. и сообщ. филол. фак. Моск. ун-та. 1948. Вып. 6; Чествование акад. Н. С. Державина // Вест. АН СССР. 1948. № 4; Разумовская Л. Полвека научной деятельности: Юбилей акад. Н. С. Державина // Ленингр. ун-т. 1948. 14 янв.; Семья замечательных // Б-рь. 1964. № 1; Тищенко М. Н. Ленинградские библиотекари в Институте книговедения (1920-1933 гг.) // Библиотеки Петербурга-Петрограда-Ленинграда. СПб., 1993.
История ПБ; ПБ в печати. 1988, 1996.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 1028 (совм.); ПФА РАН. Ф. 827; Арх. РНБ. Пр. и расп. 1924-31; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 251, 332.

Иконогр.: Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова.

Известный советский ученый, талантливый историк и филолог, академик.


Николай Севастьянович Державин родился 3-го декабря 1877-го года в одном из селений Украины, в Запорожье. Местечко, где рос будущий академик, было населено болгарами-переселенцами. Неудивительно, что с самых ранних лет любознательный Николай интересовался особенностями болгарского языка и болгарской культуры.

В свое время Державин окончил симферопольскую гимназию, а после отправился в Петербург, где продолжил обучение. Через некоторое время Николай поступил в Институт Истории и Филологии в Нежине, учебу в котором завершил в 1900-ом году. Мысль о том, чтобы купить диплом о высшем образовании в то время никому в голову не приходила. Будущие деятели науки стремились к истинным знаниям. Их главными целями становились ВУЗы, аспирантура и дальнейшее – пожизненное – образование. Увы, в настоящее время дела обстоят иначе и для многих понятие «купить диплом» является обыденным.

Николай Державин оказался действительно талантливым. Он быстро достиг вершин, удостоившись в 1917-ом году профессорского звания. В начале двадцатых годов он возглавил Университет Петрограда, а в 1925-ом году стал руководителем филологической кафедры (славянского отделения).

В тридцатые годы Николай Державин работал в ИФЛИ города Ленинграда, а после Великой Отечественной войны вновь стал во главе кафедры славянской филологии Ленинградского Государственного Университета.

Изучение славянских языков, а также следование теории Н. Я. Марра, которая называлась «новым учением о языке», во все времена являлись для Державина основным родом деятельности. После ухода Марра из жизни Николай стал ярым его последователем, и даже умудрился снискать славу «одного из самых дремучих марристов». Несмотря ни на что, Державин страстно отстаивал собственные взгляды, поддерживал Марра и, в некоторой степени благодаря этому, значительно продвинулся по служебной лестнице – возглавил Институт славяноведения АН СССР.

В основе особо значимых трудов Николая Державина всегда оставалась болгаристика, которую академик изучал вплоть до самой смерти (26-го февраля 1953-го года). При жизни ученый был неоднократно награжден, в том числе Сталинской премией.

Несмотря на некоторые перегибы и, быть может, ошибки, вклад Державина в развитие славяноведения является существенным.

В настоящее время работам академика уделяется внимание и в ВУЗах, и в аспирантуре – на кафедрах славянской филологии.

Мой отец, будучи рукоположен в священники, был направлен в самую глубинку России на один из сельских приходов Самарской епархии. Мама, коренная ленинградка, разумеется поехала с ним. У них родилось одиннадцать детей. Отец 40 лет прослужил на различных деревенских приходах. Я и мои старшие брат и сестра появились на свет в доме, где не было даже света и воды. Так что жизнь российской деревни мне известна не понаслышке. [Все дети в последствии связали свою жизнь с Православной Церковью. Братья Николая Ивановича стали священниками, сёстры — матушками].

В то время на Церковь оказывалось сильное административное давление — закрывались семинарии, храмы, монастыри. Папу часто вызывали в школу на собеседования: за то, что родители воспитывали детей в церковном духе, власти угрожали им лишением родительских прав. Тем не менее, мы выстояли.

Все дети, с самого раннего возраста регулярно ходили в храм и принимали участие в богослужении: мальчики помогали папе в алтаре, девочки пели в церковном хоре. И это служение, начавшееся чуть ли не с рождения, продолжается и сейчас — все мои братья приняли священнический сан и служат в различных епархиях России; все сестры замужем за священниками.

После смерти моего папы, протоиерея Иоанна, мама приняла монашеский постриг и продолжает свое церковное служение. Сейчас наше большое семейство, состоящее из 79 человек ближайших родственников, возглавляет бабушка. Ей 92 года. Пережив блокаду, она продолжает жить в Санкт-Петербурге. У нее трое детей, 16 внуков, 39 правнуков и 3 праправнука.

Сам я, после школы и Педагогического училища в г. Тольятти (художественно-графическое отделение), окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Духовную Семинарию, а затем и Академию. Там же защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Был оставлен в Академии профессорским стипендиатом, а через год назначен преподавателем в семинарии.

Еще учась в Академии, я стал помощником тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Когда в 1990 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал его патриархом, он предложил мне стать его референтом, и я с благодарностью принял предложение.

В 1991 году начал работать на телевидении. На Рождество должна была состояться первая в нашей стране прямая трансляция богослужения из Богоявленского кафедрального собора Москвы. Патриарх благословил меня принять участие в этом новом деле. С тех пор, вот уже 12 лет я комментирую все трансляции патриарших богослужений.

[С 1991 года — президент информационного Православного телевизионного агентства (ИПТА). Сейчас Николай Державин — ведущий еженедельной телепрограммы «Православная энциклопедия», ведущий фильмов нового цикла «Ставропигиальные монастыри», которые рассказывают об истории, святынях, подвижниках и святых четырнадцати ставропигиальных монастырей].

Моя жена по образованию музыкант, работает музыкальным редактором в программе «Православная энциклопедия». Дочь заканчивает Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.

В декабре 2003 г. выдвигался в Госдуму от Народной партии РФ. Не прошел в Думу, поскольку Народная партия не сумела преодолеть 5-ти процентный барьер.

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014

Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"

20 лет назад состоялась первая телетрансляция богослужения. В 1991 году Центральное телевидение в прямом эфире показало Рождественскую службу.

Что предшествовало трансляции, как и зачем она была организована, рассказывает комментатор Николай Державин , голос которого мы и сейчас слышим во время прямых эфиров из храмов в Рождество и Пасху.

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, в самом конце программы «Время», перед прогнозом погоды, сказали о прошедшем Поместном соборе. Мы еще жили в стране, где Церковь старались не замечать, как будто ее вообще не было, где священник если и появлялся на экране, то только в негативном образе. Но в тот момент мы почувствовали - что-то меняется, и это было только начало перемен.

В конце декабря 1990 года Патриарх Алексий II благословил меня заниматься организацией прямой трансляции Рождественского богослужения. Я встретился с людьми из «Останкино». Мы поехали в Богоявленский собор для того, чтобы на месте посмотреть, где расставить камеры, свет, понять, чтó можно снимать, а чтó нельзя и т. д. Я рассказывал, как будет совершаться богослужение, показал, как устроен храм, где алтарь, где кафедра Патриарха.

Телевизионщики сказали, что богослужение - это, конечно, очень интересно, но непонятно. Что-то читают, поют, священнослужители входят в алтарь, выходят, Царские врата открываются, закрываются - всё это нужно объяснять зрителю, нужен комментатор! Но в «Останкино» не нашлось ни одного диктора, знающего богослужение, а ведь это принципиально - нужно понимать, когда можно говорить, когда делать паузу. И это прямой эфир - его невозможно будет переозвучить! Телевизионщики спросили меня: может быть, я за это возьмусь? Я сказал, что понятия не имею, как это делается! Но когда передал Патриарху Алексию наш разговор, он сказал: «Давай. Бог в помощь!».

20 лет в эфире…Николай Державин комментирует Рождественскую службу в Храме Христа Спасителя, 2010 год.

Другое измерение

Первая трансляция была незабываемой! Для Патриарха Алексия, для клира и больше всего - для народа. Конечно, обстановка в храме казалась крайне необычной: всюду стоят камеры, софиты, включен свет. Но Святейший очень терпеливо и внимательно к этому отнесся.

Конечно, мы заранее пришли в храм, всё проверили. Для меня в уголочке около алтаря поставили стол, два монитора. Я надел наушники, начался эфир. Режиссер сказал мне: «Начинай», и я произнес: «Здравствуйте, уважаемые телезрители!». Когда трансляция закончилась, и пошли титры, у меня возникло ощущение нереальности происходящего: как будто попал в другое измерение.

Для меня это был волнующий опыт, потому что без подготовки выйти в прямой эфир, и не просто на 10 минут, а на 3 часа, было очень непросто. Но с Божией помощью все удалось! Рейтинг оказался очень высоким. Мне тогда показывали замеры: порядка 20-30% телезрителей смотрели трансляцию Рождественского богослужения в 1991 году.

После эфира случалось, что меня узнавали по голосу и благодарили: для тех, кто не имеет возможности пойти в храм, большая радость наблюдать за службой хоть на расстоянии. Приходило много благодарных писем из-за границы: люди писали, что смотрели Рождественскую службу и чувствовали духовную связь с Церковью в России.

Надо меньше говорить?

Если вспомнить первые трансляции богослужений, то можно сказать, что главный их посыл был просветительский, миссионерский. Нужно было позволить советским людям, оторванным от Церкви, увидеть, что происходит в храме. Нужно было дать им понять, что там - Истина. Прямой эфир богослужений был одним из первых в СССР опытов массового распространения знаний о Церкви с позиции самой Церкви, ее свидетельством о самой себе, о литургической жизни и, в конечном итоге, о правде Божией.

За эти 20 лет мое собственное отношение к трансляциям менялось. Скажу откровенно: в последнее время мне кажется, что воцерковленным людям комментарии не очень нужны - они скорее даже мешают. С годами мне стало казаться, что нужно говорить как можно меньше, чтобы дать людям возможность самим воспринимать церковную службу - и не столько умом, сколько сердцем.

При этом я понимаю, что большинство телезрителей праздничного богослужения - неподготовленные, что появляются новые люди, которые в первый раз знакомятся с Церковью, с молитвой, и им обязательно нужно всё разъяснить. Поэтому нужно комментировать так, чтобы было интересно и простому человеку, и ученому, и взрослому, и ребенку, и церковному, и нецерковному. А это труднейшая задача!

Я стараюсь простыми словами говорить о сложных вещах. В паузах между частями богослужения я могу рассказать о том, что такое Рождество, почему мы его празднуем.

Мне кажется необходимым давать переводы на русский язык основных моментов службы, чтобы все было понятно. Я всегда даю перевод и комментарий апостольского и евангельского текстов, которые читаются за богослужением, перевод праздничных тропарей и кондаков. Но вместе с тем у меня всегда есть желание сохранить равновесие между необходимостью объяснять происходящее в храме и необходимостью сохранить благоговение во время богослужения…

Телевизор людей не изменит

Главной целью таких трансляций я считаю то, чтобы люди перестали смотреть церковную службу по телевизору, а сами пошли бы в храм на Рождество. Чтобы человек не просто заглядывал в церковь два раза в год на праздник, а стал бы активным христианином, членом конкретного прихода. «Виртуальное богослужение» не может заменить реального участия в Таинствах Церкви.

Трансляции важны для того, чтобы как можно больше людей задумались о смысле жизни и пришли в храм. Но одними телетрансляциями общество не изменишь. Перемена сознания людей - это тяжелая работа. Технически возможно организовать хоть круглосуточные трансляции богослужений, например, в Интернете, но если христиане не будут иметь «миссионерскую приветливость», как сказал владыка Иоанн Белгородский, то люди, придя в Церковь, потом уйдут из Нее.

Проповедь без агрессии

Новым годом в советское время старались подменить Рождество, как бы «затмить» широким размахом одного праздника - другой. Я - сын священника. Дети в церковных семьях получали такое воспитание, которое давало свободу мыслить и возможность «разуметь отвергать худое и избирать доброе». Родители нас воспитывали не столько антисоветски, сколько в духе церковного Предания, в духе патриотизма, в традиционном патриархальном укладе. Нас учили относиться к официальной информации с учетом наших знаний о гонениях на Церковь, о новомучениках, пострадавших за веру, мы имели не школьное представление об истории России. Агрессивными проповедниками мы никогда не были, но если нас о чем-то спрашивали - мы должны были, по словам апостола Петра, дать отчет в своем уповании «с кротостью и благоговением» (1Пет 3 :15).

И вот сейчас я так же рассказываю о Церкви, но уже для массовой телеаудитории. Этот рассказ стал моим послушанием и профессиональным занятием. Каждая трансляция - дело очень ответственное, требует большого напряжения. Однако это напряжение не влияет на главное - ощущение неземной радости Рождества, непередаваемой словами, которое с детства у меня ничуть не изменилось.