Наука является объектом исследования в. Отличие объекта и предмета исследования
Формулирование проблемы влечет за собой выбор определенного объекта исследования . Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимается конкретное психическое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, особенности личности, деятельность.
Ошибочным является указывать в качестве объекта категорию испытуемых («учащиеся начальных классов», «супружеские пары», «больные с алкогольной зависимостью» и т.п.). С формальной точки зрения это кажется правильным, однако становится непонятным, какую психологическую реальность изучает психолог. Неопределенность и размытость в описании объекта ведет к аналогичным деформациям и в определении предмета исследования.
Объектом исследования могут быть определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, объектом исследования может быть самооценка младшего школьника. В таком случае предметом исследования станут факторы формирования самооценки младшего школьника. Объектом исследования может быть учебный процесс, учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени.
Предмет исследования - те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объекты исследования - психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметом могут стать факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами.
Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет позицию, точку зрения, взгляд на то или иное психическое явление.
Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследования формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет - расширенно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.
Например: Название темы: Стратегии преодоления жизненных трудностей в пожилом возрасте.
Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей. Предмет: особенности, проявления стратегий преодоления жизненных трудностей у пожилых людей. Название темы: Особенности индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов в зависимости от стажа работы. Объект: индивидуальный стиль деятельности учителя начальных классов. Предмет: особенности индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов в зависимости от профессионального стажа.
3.4. Определение цели, задач и гипотез исследования.
На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования.
Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:
1. Изучение психического явления.
2. Описание психологического феномена.
3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).
4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.
5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.
6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.
7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.
8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.
9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.
10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры.
11. Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.
Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.
Стилистически цели могут также формулироваться как «Анализ...», «Изучение...», «Выявление...» и т.п. В любом случае цель работы должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, или новых методов исследований, или новых методов практической психологической работы либо применение существующих знаний, методов исследования или практической психологической работы к новым условиям).
Цель исследования - это представление о том, каким будет результат, что именно будет получено в конце исследования: теоретическая модель, описание нового явления, выявление структуры, методика и т.п. Цель - это генеральное направление, путь, в конце которого имеется конечный пункт назначения - результат.
Если цель формулируется как теоретическая, тогда основное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу (обзорно-аналитическое исследование); если цель связана с исследованием новых феноменов или явлений, разработкой оригинальных методик диагностики или психокоррекции, то она приобретает более прагматический характер. Иными словами, цель работы определяет ее вид (см. раздел «Виды курсовых и дипломных работ»).
Цель в научной работе лингвистически формулируется как существительное.
1. Исследование особенностей интеллектуальной готовности детей к школе.
2. Выявление основных трудностей в межличностном общении, возникающих у подростков-воспитанников детского дома.
3. Определение типов акцентуаций характера у девиантных подростков.
Достижение цели исследования возможно посредством последовательных шагов, логически связанных друг с другом в цепочку, в которой каждое звено служит средством удержания других звеньев. Такие последовательные шаги называются задачами. Каждому этапу исследования соответствуют свои задачи. Они ориентируют исследователя на достижение цели. Задачи служат для проверки гипотезы, при этом их выдвигается столько, сколько необходимо для ее проверки.
Задачи работы конкретизируют цель исследования или инновационной работы в области практической психологии и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изучить.., выявить... и т.п.
Задачи исследования подразделяются на две группы: теоретические и эмпирические.
Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классификации и систематизации теоретических и эмпирических данных, имеющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда исследователь на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое научное знание. Следует отметить, что далеко не любой обзор литературы может быть назван теоретическим исследованием. Дипломная работа содержит обычно одну теоретическую задачу - выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэтому обоснование гипотезы или цели исследования - по сути и есть решение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобщения литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено ваше эмпирическое исследование.
Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, полученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов качественной и количественной обработки этих данных, таких как ти-пологизация, корреляция, сравнение, факторизация.
Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает восприятие соответствующего материала читателями.
Формулирование задач предполагает их четкость и ясность. Они должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы под них можно было подобрать или разработать соответствующие методики (например, психодиагностические тесты или психокоррекционные техники).
Задачи в лингвистической форме прописываются как глаголы («описать», «объяснить», «изучить», «установить», «провести сравнение», «разработать» и т.п.).
1. Провести сравнительный анализ концепций переноса в современной психодинамической терапии.
2. Описать основные характеристики личности детей, злоупотребляющих вдыханием летучих органических веществ.
3. Установить, какие ценности являются ведущими для студентов-психологов.
4. Показать каким образом социометрический статус ребенка определяет уровень его тревожности.
Частой ошибкой студентов является подмена задач планом исследования. В этом случае задачи формулируются примерно так:
1. Изучить литературу по заявленной теме.
2. Подобрать соответствующие методики.
3. Сформировать выборку испытуемых.
4. Провести математическую обработку полученных данных.
5. Сделать выводы.
Это принципиально неверно. Здесь не только нет научной новизны, но и не понятен сам ход мысли исследователя, нет связи с проблемой исследования, объектом и предметом, выдвигаемыми гипотезами. Чаще всего это возникает при бездумном, механистическом подходе к подготовке курсовой работы, когда аналитический обзор подменяется компиляцией, в лучшем случае - рефератом, а исследовательская часть сводится исключительно к тестированию, которое также проводится абы как, а потом полученные данные «подгоняются» под теорию. Делать так категорически не рекомендуется! Мало того, что при защите к вашей работе возникнут вопросы, на которые вы не сможете ответить, но и те практические рекомендации, разработанные вами, введут в заблуждение людей, которые будут их придерживаться.
Гипотеза - главный и самый важный методологический инструмент исследования.На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фалъсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.
Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности - это предсказание. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.
Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат проверке путем сбора и обработки данных. Соответственно экспериментальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке.
Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпирических гипотез.
Эмпирическая гипотеза должна обозначить две переменные и тип отношений, ожидаемый между ними. Например, рассмотрим переменные «психомоторная координация» и «самооценка». Исследователь ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психомоторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки». При этом слово «позитивная» может использоваться вместо слова «прямая» при сохранении смысла гипотезы.
Рассмотрим другой пример гипотезы: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, две переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Улучшенная версия этой гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тревожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У студентов существует обратная зависимость между уровнем общей тревожности и способностью завязывать дружбу». Вместо слов «обратная зависимость» может использоваться слово «негативная» при сохранении смысла гипотезы.
Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависимую переменную. В некоторых исследованиях независимые переменные представляют собой набор действий, совершаемых исследователем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую переменную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зависимая переменная. В качестве примера рассмотрим следующую гипотезу: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвоения ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная - целенаправленное развитие пространственных представлений. Однако выражение «важным фактором» предполагает, что существует зависимая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний. Например: «Учащиеся, принимающие участие в занятиях, направленных на развитие пространственных представлений, будут показывать более высокие результаты учебной деятельности по таким показателям, как.., чем учащиеся, не принимающие участие в таких занятиях». Цель экспериментов - определить эффект воздействия независимой переменной на зависимую. Поэтому недостаточно сказать «влияние» или «большее влияние».
Если связь переменных ожидается только среди определенной категории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. В следующем примере «дошкольники» определены как категория, интересующая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки».
Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной. Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьютеров, и количеством административных задач, которые они выполняют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компьютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьютеров) и «использование компьютера» (то есть количество административных задач, которые выполняются с использованием компьютеров).
Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении. В следующем примере это правило нарушено: «Социальная тревожность ухудшает показатели коммуникации у студентов на занятиях. В результате студенты с высокой тревожностью будут менее успешны на этих занятиях». Скорректированный вариант гипотезы может быть такой: «Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятиях, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».
Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, Как «больше», «меньше», «выше», «ниже». Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых». В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные варианты гипотезы:
«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со средними успехами»;
«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами»;
«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими и средними успехами».
Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово более. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak , В r исе, 2005, р. 13).
Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп людей, то использование множественного числа является обычно предпочтительным. Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают участников исследования. Поскольку гипотеза будет проверяться с использованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшенная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком».
Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы:
1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в школах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподает в начальной школе, занимающейся по традиционной программе»
2) «Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе».
Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, однако его смысл достаточно ясен.
Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются. Неудачный пример гипотезы: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых людей, которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Улучшенный вариант гипотезы может быть сформулирован следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные периоды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию».
Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значимость». Термины «значимый» и «значимость», как правило, указывают на значимость статистического критерия. Поскольку большинство эмпирических исследований используют такие критерии, упоминание их в гипотезах излишне. Компетентные читатели обычно предполагают, что вопрос о статистической значимости будет рассматриваться в разделе, где будут представлены количественные результаты исследования.
Необходимо \избегать в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпирическое исследование не доказывает результаты по следующим трем причина. Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой популяции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная процедура не является совершенно валидными и надежными. И, наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме проявилась непреднамеренная необъективность (исследователя или участников). Эта необъективность может иметь различные источники. Например, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или помощник исследователя непреднамеренно внушил определенные ответы респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем больше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованны. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие определенных отношений между переменными, а не между показателями соответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих переменных. Это значит, что, используя другие адекватные измерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследование изучает отношения между переменными, а не между количественными показателями. Соответственно должны формулироваться и гипотезы. Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике «Лесенка» у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше самооценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность».
В гипотезе следует избегать точных статистических предсказаний. Точные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показателей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статистического вывода, ожидаемый исследователем при использовании определенного критерия.
Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов: А) гипотезы о наличии явления; Б) гипотезы о наличии связи между явлениями; В) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями; Г) гипотезы о наличии различий в явлениях. Классификация, включающая первые три типа, была предложена В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г).
Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта существования определенного психического явления, свойства или признака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.
Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.
Гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Гипотезы типа Г - гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психического явления) у людей определенной категории.
Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования исследовательских гипотез. Формулировке гипотез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера.
Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
Контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная основному предположению. Возникает автоматически;
Конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте;
Точная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного». Проверяется только в многоуровневом эксперименте;
Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте;
Экспериментальная гипотеза с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;
Комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой. Проверяется только в факторном эксперименте (Готтсданкер, 1982).
В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточно лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в отдельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обозначить цифрами или буквами.
Гипотеза может указывать направление связи между переменными, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, более типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.
Если исследователь не знает, какого характера связи между переменными можно ожидать, то имеет смысл вместо гипотезы сформулировать цель или вопрос, который ставится в исследовании. Предположим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчины или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрессивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать исследовательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?»
Если проводится исследование, основанное не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели исследования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессивности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а качественное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»
с помощью гипотезы добывается новое знание, формулируются новые идеи.
Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто Гипотеза - утверждение о предполагаемой связи между двумя или более переменными В психологическом исследовании гипотеза - это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем Гипотеза - это всегда допущение, предсказание или предположение, истинность или ложность которой еще предстоит проверить с помощью опыта. Гипотеза - это мостик между уже имеющимися фактами и теми, которые еще предстоит получить, известным и неизвестным.
Гипотеза не рождается на пустом месте. Ей нередко предшествуют догадки, которые еще нельзя назвать гипотезой, если они не содержат в себе логического обоснования, опирающегося на уже доказанные факты, положения или законы.
Формулируется гипотеза на основе проблемы.
Хорошо сформулированная гипотеза должна отвечать как минимум, трем основным требованиям:
1) она должна быть адекватной поставленному вопросу или проблеме;
2) должна учитывать уже имеющиеся знания и не противоречить ранее установленным научным фактам;
3) она должна быть доступна для проверки.
Кроме того, гипотеза должна быть
Сформулирована корректно (т.е. изначально не может быть оценена как истинная или ложная, поскольку она является всего лишь проблемным утверждением относительно предмета исследования);
Отличаться простотой (не должна содержать в себе различного рода ограничений, допущений или условий);
- не быть тривиальной (т.е. не сводиться к банальностям, трюизмам или само собой разумеющимся фактам) типа: «Стиль родительского воспитания влияет на формирование характера подростка», «Удовлетворенность браком меняется в зависимости от стадии семейного цикла» и др.
Гипотеза может быть общей, частной и единичной.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах, взаимосвязях общественных явлений, объяснение закономерностей психической деятельности человека. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта.
Например, в работе В.Г.Доброхлеб «Социально-психологическая неудовлетворенность старшего поколения как результат экономической стратификации» выдвинута гипотеза о том, что социальная неудовлетворенность обусловлена рассогласованностью социальных притязаний и имеющихся ресурсов старшего поколения.
Частная гипотеза рассматривает части объектов, а единичная - предположения относительно отдельных фактов.
Пример частной гипотезы из курсовой работы студентки, изучающей учебную мотивацию учащихся профессионального лицея с дневной и вечерней формой обучения: «На мотивацию обучения оказывают влияние социальные ожидания, связанные с получением профессии: испытуемые с вечерней формой обучения, уже имеющие определенный опыт работы на предприятии, в большей степени мотивированы на учебу, по сравнению с учащимися-дневниками, которым еще предстоит трудоустройство».
Различают два основных вида гипотез: описательные и объяснительные.
Описательные гипотезы используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры изучаемого объекта (предположение о характере связей в нем, о типичном наборе факторов) и его функций (предположение о тесноте связей).
Пример общей описательной гипотезы из дипломной работы, посвященной изучению тендерных факторов при алкоголизме у женщин: «Фактор маскулинности более жестко связан с параметрами агрессивного поведения у женщин, чем фемининность».
Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из определенных причин.
Пример частной объяснительной гипотезы: «Предполагается, что родительское отношение по типу «авторитарной гиперсоциализации» у детей-инвалидов, страдающих ДЦП, приводит к формированию у них «синдрома выученной беспомощности».
Выделяют следующие этапы в построении и развитии гипотезы:
1) выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой;
2) формулирование гипотезы, объясняющей данные факты;
3) выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий;
4) сопоставление выделенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, научными законами;
5) превращение гипотезы в научное знание или теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.
Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь между которыми представляет научный интерес.
Лингвистически гипотезы включают следующие слова и обороты: «Предполагается, что...», «Если..., то...», «По-видимому, следует ожидать...», «Вероятно,...», «Проверяется утверждение о...», «Следует ожидать...» и т. п.
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.
В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом: “Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом”. “Предмет - все, что представляется чувствам. “Предмет сочинения - основа, смысл его” .
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов: “Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения”. “Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие” .
Н. Е. Яценко полагает, что “Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность”. “Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь.
2. То, на что направлена мысль, действие или чувство” .
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенные определения понятий “объект” и “субъект исследования”.
Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных “срезов” исследуемых объектов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни - экономика, политика, социология. В изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных “срезов” исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Различение объекта и предмета - это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это -- особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. -М., 1979. -С. 635.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М., 1960. -С. 428,570.
- Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999. - С. 280, 330.
Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».
Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.
Определения двух понятий
Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.
Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.
Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.
Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.
1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.
При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.
2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.
3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация - это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.
Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.
* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.
* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.
* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.
* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.
* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.
В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.
Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними
Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.
Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:
Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».
Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».
Определение 1
Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.
Объекты изучения могут быть:
- материальными;
- нематериальными.
Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.
Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.
Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.
Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.
Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.
Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.
Разница между объектом и предметом исследования
Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.
Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.
Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.
В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.
Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.
Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.
Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними
Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.
Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:
Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».
Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».
Определение 1
Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.
Объекты изучения могут быть:
- материальными;
- нематериальными.
Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.
Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.
Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.
Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.
Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.
Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.
Разница между объектом и предметом исследования
Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.
Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.
Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.
В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.
Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.
Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.