Народная воля организация.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа… Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием… Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы - право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

История

Все террористические акты , следовавшие за покушением Соловьёва на жизнь императора Александра II-го, исходили от партии «Народная воля». Ничтожная по численному своему составу партия, опиравшаяся на сочувствие лишь небольшой части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая Народной воле, была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность (убийство Стрельникова , убийство Судейкина). В г. арест Лопатина и множества лиц, связанных с ним, окончательно обессилил партию.

Выпуск листка «Земля и воля!»

В г. возникла новая народовольческая группа (с Ульяновым и Шевырёвым во главе), 1 марта г. намеревавшаяся произвести покушение на жизнь императора Александра III . Возникало, затем, ещё несколько народовольческих кружков, не имевших генетической связи со старой «Народной Волей»; они не имели успеха, и «Народная воля» окончательно сошла со сцены. Впоследствии она возродилась в виде партии социалистов-революционеров , с несколько изменённой программой.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский , в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, Народная воля была очень сильна и после 1881 г., но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы захватить сразу власть и устроить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать правительственную власть и питать партию Народная воля новыми силами. В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, вредно отразясь на «Народной воле». Ещё губительнее была деятельность жандармского полковника Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» внедрил в партию своего агента Дегаева , впоследствии его же убившего.

Партийные издания

Партия «Народная воля» издавала в тайных типографиях в Петербурге и в провинции одноимённую газету (вышло 11 номеров, 1879-1885) и листки «Народной Воли» (значительное их число выходило с 1880 по 1886 г.); затем отдельные листки, издаваемые различными народовольческими группами, были выпущены в 1890-92, 1896 и других годах. Кроме того, за границей издавался журнал: «Вестник Народной Воли» под ред. П. Л. Лаврова , самого видного теоретика «Народной воли»; 5 его томов вышли в 1883-86 гг. В 1883 г. выпущен в Женеве «Календарь Народной Воли». В этих литературных произведениях была развита теория «Народной воли». Социалистические идеалы постепенно отодвигались на задний план и партия получала чисто политический характер. Веря в близость революции, партия боялась, что в России найдётся своя Вандея, из которой реакционные силы начнут поход против торжествующей революции; поэтому она выдвигала централистические требования, не замечая их противоречия требованию самоуправления общин и областей. Таким образом Народная воля под конец могла считаться партией якобинской; её журналы часто напоминали «Набат » Ткачёва.

Журнал «Народная Воля», листки и некоторые прокламации партии перепечатаны в сборнике Базилевского («Литература партии Народной Воли», 2-е приложение к сборнику «Государственные преступления в России», Париж, 1905). Очень суровую критику «Народной Воли» дают с одной стороны «Наши разногласия» Плеханова (Женева, 1884), с другой - «Историческая Польша и великорусская демократия» Драгоманова (Женева, 1883; перепечатано в собрании сочинений Драгоманова, т. I, Париж, 1905). Яркую характеристику (сочувственную) Народной Воли можно найти в «Подпольной России» Степняка (СПб., 1905) и в его же романе «Андрей Кожухов», перепечатанном в Санкт-Петербурге под заглавием «Из прошлого» (1905). Много ценного материала для истории партии «Народная воля» заключается в отчётах о её процессах, напечатанных в своё время в газетах легальных и нелегальных. Из них «Дело 1 марта 1881 г.» (официальный, сокращённый и искажённый отчет) перепечатано в Санкт-Петербурге (1906), с примечаниями Льва Дейча.

Литература

  • Тун А. «История революционных движений в России» СПб., 1906.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880-1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871-1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. . М.: Мысль, 1978.
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866-1895). М.: Мысль, 1979.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871-1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского , 2003.

Ссылки

  • Народная Воля . Статья в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
  • Инсаров М. Народная воля
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» //Россия в XIX веке: Курс лекций
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» и её «красный террор»
  • Троицкий Н. А. «Подвиг Николая Клеточникова»
  • Троицкий Н. А. «Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882 гг.» (монография)
  • Иохельсон В. «Первые дни „Народной воли“»
  • Царская тюрьма в воспоминаниях народовольца М. П. Орлова: «Об Акатуе времен Мельшина»
  • Народная воля (организация) на Хроносе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Народовольцы" в других словарях:

    Идеология и движение разночинной интеллигенции на бурж. демократич. этапе освободит. борьбы в России (1861 95). Народничество, писал В. И. Ленин, есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России (Соч., т. 18, с. 490). Н.… …

    1 . революц. народническая орг ция нач. 80 х гг. 19 в. Образовалась в авг. 1879, когда Земля и воля раскололась на Народную волю и Черный передел. Была наиболее крупной и важной революц. орг цией разночинского периода освободит. движения в… … Советская историческая энциклопедия

    - «НАРОДНАЯ ВОЛЯ», организация революционных народников конца 1870 начала 1880 х годов. Образование организации Образовалась в августе 1879 после раскола «Земли и воли» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация)). В народовольческие организации … Энциклопедический словарь

    - «Народная воля», революционно народническая организация в России начала 80 х гг. 19 в. Образовалась в августе 1879, после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел». Учредителями «Н. в.» были профессиональные революционеры ‒… …

    I Народная воля («Народная воля»,) революционно народническая организация в России начала 80 х гг. 19 в. Образовалась в августе 1879, после раскола «Земли и воли» (См. Земля и воля) на «Народную волю» и «Чёрный передел». Учредителями «Н.… … Большая советская энциклопедия

После разгрома организации «Народная воля» в 1880-х годах многие бывшие ее участники стали лидерами или идеологами разных политических сил


Официально «Народная воля» перестала существовать в 1887 году. Историк Фриче писал тогда в статье «Крушение Народной воли»: Разгром «Народной воли» был прежде всего равносилен крушению веры во всемогущество интеллигенции, в ее историческую миссию, в ее творческие силы».

Однако Фриче поспешил выдать желаемое за действительное. «Народная воля» образовалась после раскола народнической «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». Чернопередельцы делали ставку на пропаганду социалистических идей в крестьянстве и среди городских рабочих. А «Народная воля» быстро встала на более радикальные позиции, считая, что революцию можно подтолкнуть террором. Именно народовольцы 1 марта 1881 года убивают царя Александра II. Реакция общества оказывается совсем не такой, на которую рассчитывали радикальные революционеры. Царское правительство вскоре смогло разгромить оставшуюся в изоляции организацию.

«Народная воля» не умерла бесследно, а дала жизнь новым политическим, общественным и даже научным движениям в России. Активные народовольцы породили марксистские движения, еврейскую организацию БУНД, «цивилизованный монархизм» и русский национализм. По сути почти все российские политические силы того времени выросли из «Народной Воли».

Степан Халтурин: классический народоволец

3 апреля (22 марта) в Одессе был казнен соучастник убийства прокурора города Василия Стрельникова. За четыре дня до этого ненавидимый революционерами прокурор был застрелен на Приморском бульваре из револьвера в затылок. Террористы пытались скрыться, но были задержаны прохожими.


Степан Халтурин.

На допросе они представились вымышленными именами, уже через три дня в Одессу пришел приказ царя Александра III «судить убийц военно-полевым законом, и чтобы в 24 часа они были повешены без всяких отговорок».

На следующее утро двух террористов казнят, их имена станут известны позже. Непосредственным убийцей Стрельникова был Николай Желваков, а его помощником - Степан Халтурин. Именно Халтурин за два года до этого организовал взрыв в царском Зимнем дворце. После убийства царя 1 марта 1881 года партия «Народная воля» была практически разгромлена, но Халтурин избегает ареста и два года ведет агитацию на юге страны, до убийства Стрельникова.

Будущий революционер родился в семье зажиточных крестьян, рано увлекается народовольческой литературой. Из Вятской земской учительской семинарии его исключают в 1875 году за плохую успеваемость. К этому времени с группой единомышленников он решает уехать в Америку и основать коммуну. Но попутчики украли паспорт Халтурина и уезжают с ним из Петербурга. Оставшийся без документов и средств к существованию Халтурин берется за самые разные временные работы, пока не устраивается столяром в железнодорожные мастерские. Он быстро знакомится с петербургскими народниками, в частности с Георгием Плехановым. Во время раскола народнической «Земли и воли» Халтурин поддерживает сторонников террора.

К 1879 году революционер под именем Степана Батышкова попадает на работу на императорскую яхту. Царскому чиновнику нравится его работа, и осенью его нанимают для столярных работ в Зимнем дворце. Халтурина селят в подвальное помещение, сюда он небольшими порциями приносит динамит, всего около двух пудов (более 30 кг). Целью народовольцев к тому времени было убийство царя, Халтурин планировал взорвать Александра II во время обеда. Помещение народовольца-столяра располагалось двумя этажами ниже столовой. По случайности царь во время взрыва был далеко, он встречал опаздывающего брата императрицы. К тому же перекрытия между этажами оказались надежными, никто из царской семьи не пострадал. Погибли 11 солдат из караульного помещения, располагавшегося между комнатой Халтурина и столовой, еще 56 человек были ранены. Халтурин так и не был арестован, по распоряжению «Народной воли» он уехал в Москву, а уже потом на юг.

В советское время Халтурин был одним из самых почитаемых народовольцев, в том числе из-за большой симпатии к нему лидера большевиков Владимира Ленина. Создатель советского государства неоднократно упоминал рабочего-народовольца в своих работах, а кабинет вождя в Кремле был украшен горельефами Маркса и Халтурина.

БУНД

К осени 1881 года из 28 членов исполнительного комитета «Народной Воли» на свободе остались всего восемь человек (остальные были либо казнены, либо осуждены). К власти в НВ пришли молодые народовольцы, среди которых выделялся 26-летний еврей Савелий Златопольский. Одновременно вместе с ним в исполнительный комитет были приняты шесть новых членов, что примечательно - все не евреи. Лидерами этой нееврейской части стали Лебедев и Романенко.

В этот же 1881 год в связи с убийством царя Александра II по России прокатилась волна еврейских погромов. «Народная воля» не могла оставаться в стороне от таких событий и напечатала прокламацию. Эта бумага поразила большую часть российской интеллигенции, и особенно - евреев: НВ выступила в поддержку еврейских погромов!

«Все внимание обороняющегося народа сосредоточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщиках, словом, на евреях, этой местной «буржуазии», поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабочий люд».


Савелий Златопольский

Еврей и фактический руководитель НВ в то время Савелий Златопольский был полон возмущения и приказал уничтожить оставшуюся часть журнала с антисемитской статьей. Но внутреннюю фракцию антисемитов (себя она называла «рабочая фракция») в «Народной воле» уже было не остановить. Русская часть организации брала верх, евреи стали выдавливаться из НВ, но чаще - уходить сами. Более того, некоторая часть народовольцев сама участвует в погромах, оправдывая это тем, что они «экспроприируют деньги у жидов на революцию».

Через два года в «Приложении» к «Листку Народной воли», вышедшем в июле 1883 года, появилась новая статья «По поводу еврейских беспорядков» (ее написал Лебедев). Она окончательно оформила «новый курс» НВ. В ней еврейские погромы истолковывались как начало всенародного движения, «но не против евреев как евреев, а против «жидов», то есть народных эксплуататоров. «Народ отлично понимает, что и начальство поддерживает их вовсе не как евреев, не как угнетенный народ и тем более не как интеллектуальную силу, которую оно жестоко преследует, а только как жидов, то есть людей, помогающих держать народ в кабале, и как людей, делящихся с ним, дающих ему взятки», - говорилось в статье.

К концу статьи автор счел нужным напомнить, что и Великая французская революция началась с избиения евреев, и сослался на Карла Маркса, «который когда-то прекрасно объяснил, что евреи воспроизводят, как зеркало (и даже не в обыкновенном, а удлиненном виде), все пороки окружающей среды, все язвы общественного строя, так что, когда начинаются антиеврейские движения, то можно быть уверенным, что в них таится протест против всего порядка и начинается движение гораздо более глубокое».

Народоволец Дейч по поводу нового, антисемитского курса «Народной воли» писал Аксельроду: «Еврейский вопрос теперь действительно, на практике почти неразрешим для революционера. Ну что им, например, теперь делать в Балте, где бьют евреев? Заступиться за них, это значит вызвать ненависть против революционеров, «которые не только убили царя, но и жидов поддерживают». И приходится им быть между двумя противоречиями. Это просто безвыходное противоречие как для евреев, так и для революционеров, на практике и в действии».

Неудивительно, что те же Дейч и Аксельрод стали склоняться к марксизму, который в то время только проникал в Россию. «Народная воля» не только для них, но и для других евреев, состоявших в этой организации, стала враждебной.

Вторым движением, после марксизма, куда вынуждены были направиться евреи-народовольцы, стали сионистские организации. Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске уже в 1883 году. Основателем их был Хаим Хургин, впоследствии видный сионист. А в 1884-1885 годах сионизм стал завоевывать другие города запада Российской империи.

Но настоящий «взрыв» ожидал еврейские социалистические организации. В начале 1890-х группа еврейских социалистов организовала «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» - на идише аббревиатура БУНД. В числе отцов-основателей этой организации было немало бывших народовольцев. К примеру, один из них, Исай Айзенштадт, уже будучи в эмиграции в Германии, в 1920-е вспоминал процесс организации БУНДА: «Мы процентов на восемьдесят заимствовали программу «Народной воли» периода ее расцвета - народный социализм. А остальные двадцать процентов - это уже еврейская повестка».

В конечном итоге именно на основе БУНДа выросла и РСДРП (и большевиков, и меньшевиков - после их разделения).

Монархисты

Несколько видных народовольцев положили начало и «цивилизованному» (как они сами его называли) монархизму. Переход от радикального, террористического социализма к сытому, бюргерскому варианту «Православия, самодержавия и народности» совершили Иван Петров, Лев Тихомиров и еще около десяти бывших народников. Самой заметной фигурой среди них стал Лев Тихомиров.


Лев Тихомиров.

Тихомиров застал период расцвета движения. В 1873 году он был арестован, четыре года затем провел в тюрьме – в Петропавловской крепости. В 1877 году народник оказывается на свободе, уже, как он говорил сам, в качестве «авторитетного революционера».

Лев Тихомиров стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». Но главное - он признанный главный теоретик и идеолог организации.

После убийства Александра II, с наступлением в стране реакции Тихомиров бежит за границу. В 1882 году в Женеве он предлагает еще одному видному народовольцу, впоследствии основателю русского марксистского движения, Георгию Плеханову создать Заграничный центр НВ. Тот не верит в перспективы народовольчества и советует Тихомирову изучать анархизм или марксизм - именно они, как говорит Плеханов, в будущем поднимут Россию на дыбы.

Тихомиров впадает в депрессию. Он переезжает в Париж и там еще по инерции редактирует несколько лет «Вестник “Народной воли”». Психосоматические заболевания приводят Тихомирова к православному фанатизму. Глубокой верой он отличался еще в годы руководства «Народной волей». Вера Фигнер вспоминала российский период его увлечения религией:

«Лев Тихомиров - наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель, уже в 1881 году отличавшийся некоторыми странностями и, быть может, носивший в душе зачатки психологического переворота, который привел его к полному изменению прежней идеологии и сделал из революционера и республиканца - монархиста, из атеиста - религиозного ханжу, а из социалиста - единомышленника Каткова и Грингмута.

Еще в мартовские дни (1881 года. - РП) в Петербурге он изумлял нас. Так, после 1 марта он явился к нам с траурной повязкой на рукаве, какую носили военные и чиновники по случаю смерти Александра II. В другой раз он сообщил, что ходил в церковь и принес присягу новому императору. Мы не знали, чем объяснить эту комедию, но, по словам Тихомирова, это было необходимо, чтобы легализировать его в глазах дворника, который так любознателен, что забирается в квартиру, когда хозяев нет дома. Шпиономания, по-видимому, овладела им. Так, в Москве, живя в меблированных комнатах, он вообразил, что соседи сделали отверстие в стене и подслушивают разговоры в его помещении. Тотчас он оставил эту квартиру и отправился на богомолье в Троицко-Сергиевскую лавру».

В Париже Тихомиров изнуряет себя многочасовыми молитвами и постами. Его жена вспоминала, что шпиономания не покидала Льва и там: «Он никогда не ходил прямым путем, а только кружным. Он искал в квартире отверстия, через которые русская полиция подсматривает за ним и подслушивает».

В мае 1888 года Тихомиров закончил свою книгу «Почему я перестал быть революционером». В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже. Он присылает экземпляр книги товарищу министра (заместителю министра. - РП) внутренних дел Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. В октябре 1888 года Лев Тихомиров обращается с Александру III с письмом о помиловании. Он получает ответ: амнистия и пять лет гласного надзора.

В январе 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращается в Россию и его семья. Министерству внутренних дел был выгоден «раскаявшийся революционер», и оно, что называется, ведет Тихомирова по жизни. Его устраивают редактором в «Московские ведомости» по повышенной ставке - 180 рублей в месяц (из них 100 рублей платит МВД). Столько же в то время получал армейский полковник.

В июле 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с философом Константином Леонтьевым он создает тайную общественную организацию для противодействия революционному движению - снова под патронажем МВД (охранка за эту деятельность еще доплачивает Тихомирову - 100 рублей в месяц).

Когда жизнь становится хорошо обеспеченной стараниями МВД, Лев Тихомиров получает возможность для работы над книгами. Главной из них становится капитальный труд «Монархическая государственность». В ней он отстаивает идею о синтезе самодержавия и народного представительства (тот самый «цивилизованный монархизм»). Тихомиров пишет, что необходимо бороться не только с революционным движением в стране. «Главный враг России - либерализм. Он - главный виновник революционизирования русского общества». Тихомиров предлагает монархии (через работу МВД, как это было в его случае) привлекать «способных интеллигентов к государственности. А кто не согласен - то пусть пеняют на себя». Именно Тихомиров разработал основы взаимодействия власти и интеллигенции, которые затем станут основополагающими для всех российских режимов (вплоть до сегодняшнего).

На волне успеха его идей во власти Тихомирова вновь настигает психосоматическое расстройство. Только теперь ему кажется, что за ним шпионит не охранка, а евреи и либералы. Он вместе с семьей ищет спасения в Сергиевом Посаде, где каждодневно молится в церквях.

В 1919 году он публично раскаивается в своей монархической и провокаторской деятельности. Большевики, помня его заслуги во время периода народничества, прощают Тихомирова. Он умирает своей смертью 16 октября 1923 года в Загорске.

Русский национализм

Впервые идею русского национализма в России стал разрабатывать тоже бывший народоводец - наполовину немец и дворянин Иосиф Каблиц.

В народническом движении Каблиц основал кружок, а потом и течение «вспышкопускателей». Основатели кружка разделяли концепцию анархиста Бакунина о готовности русского крестьянства к немедленному восстанию, пропагандировали идею организации отдельных крестьянских выступлений («вспышек», отсюда название кружка) с целью революционного воспитания народа.

После разгрома «Народной воли» в 1881 году Каблиц уходит из революционного движения в академическую работу. Он перекрещивается из лютеранства в старообрядчество (семейского согласия) и начинает заниматься проблемами русского народа.

Каблиц разделяет российское общество на две большие группы - европейскую аристократию (царский двор, высшие дворяне, немцы и т.д.) и собственно русский народ, «еще не пробудившийся». Необходимость свержения самодержавия он обосновывает именно из такого разделения общества: «Россией правит чуждая, почти колониальная элита. Русские должны скинуть ее».

Положительным примером решения национального вопроса для Каблица выступала Франция с ее унитаризмом. «Русский народ в своих отношениях к чужим племенам, вошедшим в состав его политического тела, способен отнестись беспристрастно и справедливо к их этнографическим требованиям», - писал Каблиц. Российское государство должно было оставаться преимущественно русским, при безусловном доминировании русского этнического, языкового и культурного элемента, которое, впрочем, обеспечивалось не юридическим закреплением преимуществ русских, а преобладанием численности и развитой культурой. Политическая автономия национальных регионов исключалась, допускалась автономия этнографическая, то есть культурно-национальная.

Иосиф Каблиц умер молодым, в 1893 году, прожив всего 45 лет. Позднее на основе его наследия усилиями белоэмигрантов будет развиваться «русский фашизм».

Польский национализм

Глава получившей независимость после Первой мировой войны Польши Юзеф Пилсудский был в юности народовольцем. Со своим старшим братом Брониславом он еще в 15 лет кружок самообразования для чтения книг на польском языке.


Юзеф Пилсудский.

Братья были выходцами из знатного шлехетского рода, их отец во время польского восстания 1863 года был комиссаром национального правительства. Закончив гимназию в Вильно, Юзеф Пилсудский поступает в Харьковский университет на медицинский факультет. Здесь он примыкает к народовольцам. В 1886 году Пилсудский просит о переводе в Дерптский (современный Тарту. - РП) университет в Эстонии, но, не получив ответа, возвращается в Вильно и вступает в кружок к местным социалистам. Учившийся в Петербурге Бронислав Пилсудский тем временем входит в состав группы народовольцев во главе с Александром Ульяновым, планировавших покушение на Александра III. Сам Юзеф, хотя, видимо, и сочувствовал народовольцам, непосредственно в заговор посвящен не был. Тем не менее после раскрытия террористической ячейки будущий основатель независимой Польши получает пять лет административной ссылки с Восточную Сибиль, хотя на процессе народовольцев и выступает как свидетель. Дело в том, что в Вильно Юзеф Пилсудский несколько раз помогал с размещением народовольцам из террористической группы, суд это расценил как соучастие в антиправительственной деятельности. Наказание для Бронислава Пилсудского было куда строже: сначала его приговаривают к смертной казни, которая в дальнейшем была заменена на 15 лет каторжных работ на Сахалине.

Возвратившись в 1892 году из Сибири, Юзеф Пилсудский в Польскую социалистическую партию, вскоре становится одним из ее лидеров. В 1900 году он вновь арестован, но имитирует психическое заболевание и бежит из психиатрической больницы. К этому времени Пилсудский убежденный польский националист, во время русско-японской войны он едет в Японию и предлагает создавать польский легион из пленных, которые сражались бы против царской армии. Между двумя революциями Пилсудский руководит военизированными группировками, занимавшимися, в том числе экспроприациями. Именно он в 1918 году возглавляет независимое польское государство.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Народная воля.

«Наро́дная во́ля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть» , поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной волирассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II. От названия организации образовано наименование ее участников - народовольцы . Наиболее известные участники организации - А. И. Желябов, А. Д. Михайлов,С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Герман Лопатин, Н. С. Тютчев,Александр Баранников, Н. В. Клеточников, Я. Л. Юделевский.

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа… Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием… Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы - право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;

2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;

3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;

4. принадлежность земли народу;

5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;

6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;

7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;

8. замена постоянной армии территориальной;

[править]История

Все террористические акты, следовавшие за покушением Соловьёва на жизнь императора Александра II-го, исходили от партии «Народная воля». Ничтожная по своему численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие лишь небольшой части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность (убийство Стрельникова, убийство Судейкина). В 1884 г. арест Лопатина и множества лиц, связанных с ним, окончательно обессилил партию.

В 1886 г. возникла новая народовольческая группа (с Ульяновым и Шевырёвым во главе), 1 марта 1887 г. намеревавшаяся произвести покушение на жизнь императора Александра III. Возникало, затем, ещё несколько народовольческих кружков, не имевших генетической связи со старой «Народной Волей»; они не имели успеха, и «Народная воля» окончательно сошла со сцены. Впоследствии она возродилась в виде партии «Народного права» с несколько изменённой программой.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский, в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 г., но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы захватить сразу власть и устроить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать правительственную власть и питать партию Народная воля новыми силами. В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в 1879 г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, вредно отразясь на «Народной воле». Ещё губительнее была деятельность жандармского полковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» внедрил в партию своего агента С. П. Дегаева, впоследствии его же убившего.

[править]Партийные издания

Партия «Народная воля» издавала в тайных типографиях в Петербурге и в провинции одноимённую газету (вышло 11 номеров, 1879-1885) и листки «Народной Воли» (значительное их число выходило с 1880 по 1886 г.); затем отдельные листки, издаваемые различными народовольческими группами, были выпущены в 1890-92, 1896 и других годах. Кроме того, за границей издавался журнал: «Вестник Народной Воли» под ред. П. Л. Лаврова, самого видного теоретика «Народной воли»; 5 его томов вышли в 1883-86 гг. В 1883 г. выпущен в Женеве «Календарь Народной Воли». В этих литературных произведениях была развита теория «Народной воли». Социалистические идеалы постепенно отодвигались на задний план и партия получала чисто политический характер. Веря в близость революции, партия боялась, что в России найдётся своя Вандея, из которой реакционные силы начнут поход против торжествующей революции; поэтому она выдвигала централистические требования, не замечая их противоречия требованию самоуправления общин и областей. Таким образом Народная воля под конец могла считаться партией якобинской; её журналы часто напоминали «Набат» Ткачёва.

Журнал «Народная Воля», листки и некоторые прокламации партии перепечатаны в сборнике Базилевского (В. Я. Богучарский) («Литература партии Народной Воли», 2-е приложение к сборнику «Государственные преступления в России», Париж, 1905). Очень суровую критику «Народной Воли» дают с одной стороны «Наши разногласия» Плеханова (Женева, 1884), с другой - «Историческая Польша и великорусская демократия» Драгоманова (Женева, 1883; перепечатано в собрании сочинений Драгоманова, т. I, Париж, 1905). Яркую характеристику (сочувственную) Народной Воли можно найти в «Подпольной России» Степняка (СПб., 1905) и в его же романе «Андрей Кожухов», перепечатанном в Санкт-Петербурге под заглавием «Из прошлого» (1905). Много ценного материала для истории партии «Народная воля» заключается в отчётах о её процессах, напечатанных в своё время в газетах легальных и нелегальных. Из них «Дело 1 марта 1881 г.» (официальный, сокращённый и искажённый отчет) перепечатано в Санкт-Петербурге (1906), с примечаниями Льва Дейча.

Петербургская группа «Гомон», состоящая из белорусских студентов, примыкавших к «Народной воле», выпустила в 1884 году два номера гектографированного журнала «Гомон», призывая к борьбе с самодержавием в союзе с русским революционным движением, определения автономии для народов Российской империи.

Вариант 2:

Народническая организация "Народная воля".

«Народная воля», революционно-народническая организация в России начала 80-х гг. 19 в. Образовалась в августе 1879, после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел». Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры - сторонники политической борьбы с самодержавием.
Народовольцы создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879-83 народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.
Программа «Народной воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения. Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд. Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.
«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский (см. Бланкизм) характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор. С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. чел.
После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значительные попытки возрождения «Народной воли» связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883-84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция ""Народной воли""» А. И. Ульянова (1886-87), стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения. Народнические организации 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от многих революционных принципов «Народной воли».
Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

Вся деятельность «Народной воли» направлялась на накопление сил для совершения политического переворота. При этом программа Исполнительного комитета ставила на первый план пропагандистскую и агитационную работу, а террористической отводила второе мест. А.И.Желябов говорил на суде: «… была поставлена задача насильственного переворота, задача, требующая громадных организованных сил, мы, и я, между прочим, озаботились созиданием этой организации в гораздо большей степени, чем покушения».

Однако даже минимальные усилия, необходимые для подготовки покушения, требовали таких больших затрат, что приходилось отрывать людей от других «дел».

В отличие от своих предшественников, революционеров конца 1870-х годов, народовольцы видели в терроре не просто акты мести и самозащиты, но средство к достижению целей партии. По их мнению, покушения давали возможность «устрашить» правительство и в то же время способствовали «возбуждению» масс. Террор – это агитационное средство, призванное поднимать дух народа, полагали они.

В терроре участвовала не вся партия «Народной воли», а лишь члены и агенты Исполнительного комитета. Из рядовых народовольцев только 12 человек имели отношение к покушениям на царя.

Ещё в Лесном 26 августа 1896 года Исполнительный комитет вынес смертный приговор императору Александру II. Спустя три месяца по случаю покушения на царя под Москвой была издана листовка, содержавшая обоснование приговора. В ней говорилось: «Александр II – наглый представитель узурпации народного самодержавия, главный столп реакции, главный виновник судебных убийств. 14 казней тяготеют на его совести, сотни замученных и тысячи страдальцев вопиют об отмщении… Если б Александр II, отказавшись от власти, передал её всенародному Учредительному собранию, тогда только мы оставили бы в покое Александра II и простили бы ему все его преступления».

Террористическая борьба потребовала от народовольцев не только громадной энергии и презрения к человеческой жизни, но и научных знаний и технической опытности.

Работа по изготовлению динамита началась ещё до оформления «Народной воли». Первая известная мастерская, точнее, лаборатория, размещалась в доме N6 по Баскову переулку в Петербурге. Её организатор Степан Григорьевич Ширяев жил здесь с 26 мая до 5 июня 1879 года. Хозяйкой квартиры стала А.В.Якимова. За полгода до того Ширяев вернулся из-за границы. В течение двух лет он изучал там рабочее движение, знакомился с деятельностью 1 Интернационала. В то же время, желая изучить какое-либо ремесло, он работал у изобретателя электрической свечи П.Н.Яблочкова, находившегося в то время в Париже, затем в электрической мастерской в Лондоне, приобрел научно-технические, знания, овладел слесарным мастерством.

В Петербурге эти знания очень пригодились. Ширяев штудировал литературу, посещая Публичную библиотеку. Первые опыты, производившиеся в Басковом переулке, показали, что производство динамита в домашних условиях возможно.

Видимо, ещё ранее Ширяева и независимо от него приступил к опытам по изготовлению взрывчатых веществ Н.И.Кибальчич, в прошлом студент Медико-хирургической академии. Он занялся практической химией, затем перечитал всю специальную литературу и наконец смог получить у себя в комнате небольшое количество нитроглицерина.

С июля по сентябрь 1879 года в Петербурге существовала уже настоящая динамитная мастерская. Вначале она размещалась в доме на Невском, в той же квартире, где позже, в начале сентября, поселились Морозов и Любатович. Здесь хозяевами квартиры были Г.П.Исаев и А.В.Якимова. В августе динамитная мастерская находилась в Троицком переулке. На этот раз квартиру содержали С.Г.Ширяев и А.В.Якимова.

В течение лета в мастерской было изготовлено около 6 пудов (96 кг) динамита. Его использовали осенью 1879 года для подготовки трёх покушений на царя по пути следования его из Крыма в Петербург. Все три покушения оказались безуспешными.

Ширяев участвовал в этих покушениях в качестве техника. Вернувшись в Петербург, он остановился в меблированных комнатах на Гончарной улице. В ночь с 3 на 4 декабря в доме был произведен повальный обыск. В руки полиции попали сразу два народовольца, остановившиеся здесь независимо друг от друга: Мартыновский с подпольным паспортным бюро и Ширяев.

Неизменной хозяйкой всех динамитных мастерских «Народной воли» до 1 марта 1881 года была Лнна Васильевна Якимова. Уже на «процессе 193-х» многим запомнилась эта высокая блондинка с длинной белой косой.

Впервые Якимову арестовали в 17 лет, когда она была сельской учительницей и вела пропаганду. Ко времени последнего ареста, незадолго до октябрьского переворота, ей шёл уже шестой десяток.

Якимова выполняла работу, связанную с изготовлением взрывчатых веществ.

С января но весну 1880 года адрес динамитной мастерской: Большая Подьяческая, дом 37. Со стороны улицы это четырехэтажный дом, но со стороны двора он имеет пять этажей. Квартира 27, в которой была мастерская, расположена на пятом этаже, частью в лицевом доме, частью в правом дворовом флигеле. В квартире были три комнаты, кухня, коридор, туалет, к ней примыкал чердак. Три окна трёх комнат обращены во двор. В световой колодец выходили окна чердака, кухни и второе окно одной из комнат – гостиной. Эта квартира стала известной властям через 9 месяцев после того, как была оставлена народовольцами.

Хозяева квартиры, АВ.Якимова и Г.П.Исаев, жили под фамилиями Давыдовой и Еремеева. Работе мастерской помогали, доставляли материалы Т.ИЛебедева, АП.Корба, О.СЛюбатович.

Главными техниками здесь были Кибальчич и Исаев.

По своим склонностям агент Исполнительного комитета Николай Иванович Кибальчич был скорее кабинетным ученым, чем революционером-практиком; ему, как правило, принадлежала общая идея в решении технических задач. Как теоретик он не имел себе равных, всегда мог предложить и рассчитать несколько проектов для тех или иных условий. В роли же исполнителя он не отличался ловкостью.

Главный техник «Народной воли» был литератором. Под фамилией «Самойлов» он печатался в легальных журналах «Слово» и «Русское богатство» и жил на заработок от литературного труда.

Выступал он и в нелегальной прессе. Ему принадлежит теоретическая статья о соотношении политической и экономической борьбы в революции, помещенная в пятом номере «Народной воли» за подписью «Дорошенко».

Сосредоточенный на научных идеях, в обычной жизни он был очень непрактичным.

Основная техническая работа падала на долю Григория Прокофьевича Исаева. Два года учебы на естественном отделении университета и один год в Медико-хирургической академии дали ему знания в области химии, необходимые для работы в мастерской. По выражению В.Н.Фигнер, Кибальчича можно было назвать «мыслью», а Исаева «руками» Исполнительного комитета в его террористической деятельности. Натуры разные и даже противоположные, они взаимно дополняли друг друга. Мысль, поданную Кибальчичем, Исаев тотчас подхватывал. «Личное самоотречение не есть отречение от личности, – объяснял Исаев, – а только отречение от своего эгоизма».

Динамит, изготовленный в мастерской на Большой Под-ъяческой, использовался для состоявшегося в феврале 1880 года покушения на царя в Зимнем дворце.

Организатор этого покушения Степан Николаевич Халтурин, столяр по профессии, один из создателей «Северного союза русских рабочих», пользовался большим влиянием в среде друзей по партии. Поначалу Халтурин был решительным противником террора. После каждого покушения росли полицейские репрессии, множились обыски, аресты, ссылки. «Чистая беда, – восклицал Халтурин, – только-только наладится у нас дело – хлоп! Шарахнула кого-нибудь интеллигенция, и опять провалы. Хоть немного бы дали вы нам укрепиться!».

Но распространенное тогда мнение о том, что «падёт царь, падёт и царизм, Наступит новая эра, эра свободы», одержало верх. Когда Халтурин услышал от знакомых рабочих о возможности поступить в Зимний дворец и, следовательно, подготовить покушение на царя, он сделал выбор: «… смерть Александра II принесет с собою политическую свободу… Тогда у нас будут не такие союзы. С рабочими же газетами не нужно будет прятаться».

С сентября 1879 года Халтурин уже работал во дворце. Ему удалось поселиться в подвальном помещении той стороны дворца, которая обращена к Адмиралтейству. В первом этаже над этим и соседними помещениями располагалась гауптвахта, а во втором – «желтая комната» – царская столовая. Окна всех этих помещений выходят во двор. Вероятно, в январе, когда начала работать динамитная мастерская, Халтурин пронес во дворец динамит и хранил его в большом сундуке, которым предусмотрительно обзавелся заранее.

5 февраля 1880 года во дворце ждали гостя – принца Гессенского. На 6 часов был назначен обед в «желтой комнате».

Вечером, когда в подвальном помещении никого не было, Халтурин поджег фитиль, запер дверь и ушел. Около дворца его ждал Желябов. «Готово», – произнес Халтурин. В начале седьмого часа раздался оглушительный взрыв. Гауптвахта была разрушена. Однако цель оказалась не достигнута. Между первым и вторым этажами были двойные своды. Нижний свод был пробит, верхний только потревожен. В столовой поднялся паркет, появились трещины в стене, вылетели отдушины калориферного отопления. К тому же царя в столовой ещё не было: гость запоздал, и обед не начинался.

Халтурин был уведен на Большую Подьяческую. Измученный, он, едва стоя на ногах, только спросил: «Есть ли здесь оружие? Я ни за что не сдамся живым». «О, сколько угодно», – отвечала Якимова.

Некоторое время Халтурин укрывался в этой квартире. Хозяева её – «Давыдова» и «Еремеев» – с целью конспирации поддерживали знакомство со старшим дворником. Они разрешили ему отпраздновать в их квартире именины и сами были приглашены в качестве гостей. Все подозрительное в квартире спрятали. Халтурина, одев в шубу, поместили на чердаке. Исаев и Якимова «веселились» вместе с гостями, среди которых был и околоточный надзиратель, а из окна чердака, находившегося против окна гостиной, через световой колодец смотрел на них разыскиваемый полицией Халтурин.

Вскоре Халтурин перебрался в Москву и действовал там среди рабочих. Весной 1881 года он стал членом Исполнительного комитета.

Взрыв в Зимнем дворце потряс общественные круги России и за границей. «Народная воля», созданная всего полгода назад, приобрела огромную известность. Ни одним участник покушения не был арестован. Исполнительный комитет казался могущественным и неуловимым.

Правительство было в растерянности, повелитель 70 миллионов оказался достижимым для террористов в собственном дворце.

«Страшное чувство овладело всеми нами, – заносил в дневник наследник престола. – Что нам делать?» Фантастические слухи об ожидаемых взрывах ползли по столице. Дворники советовали горожанам запастись водой на случай взрыва водопровода. Панический страх заставлял одних уезжать из Петербурга, а других – переводить капиталы за границу.

Застой дел был отмечен на бирже, курс упал.

Власти ожидали к 19 февраля – дню отмены крепостного права и 25-летию царствования Александара II – открытого выступления.

К власти были призван генерал, граф М.Т.Лорис-Меликов. В качестве начальника Верховной распорядительной комиссии он получил диктаторские права для подавления террористов. Граф повел новую линию – не голого насилия, а сочетания жестоких мер против с привлечением на сторону правительства «благомыслящих».

Продолжалась подготовка покушений на Александра II. Весной 1880 года были начаты, но затем свернуты приготовления в Одессе. Летом этого же года в Петербурге предполагалось взорвать Каменный мост через Екатерининский канал на Гороховой улице. По этому мосту царь проезжал, направляясь из Зимнего дворца в Царское Село и обратно. Покушение не состоялось.

Осенью 1880 года начались приготовления к покушению, ставшему последним.

На этот раз динамитная мастерская была устроена на Обводном канале. Мастерская не была открыта полицией. Квартиру содержали П.И.Кибальчич и А.В. Якимова, в качестве бедной родственницы «хозяев» выступала Ф.А.Морейнис. В последние недели Якимова практически уже не жила в мастерской, так как ей было дано другое задание. Но иногда она заглядывала, с таким расчетом, чтобы дворник, приносивший по утрам дрова, мог её видеть. Приходящими работниками были А.И.Баранников и НАСаблин. Исаев уже не мог работать в полную силу. Однажды – это было в Одессе – он чистил трубочку, полученную с Охотинского порохового завода, а в ней оказалась гремучая ртуть. Произошел взрыв, и Исаеву оторовало три пальца.

В мастерской на Обводном канале чуть не произошла катастрофа. Дело было вечером. Находившаяся дома одна, Морейнис услышала треск, шипение, и затем из комнаты, где была лаборатория, появились едкие желтые пары. Керосиновая лампа в кухне погасла. В волнении Морейнис то выскакивала не лестницу, то возвращалась в кухню и высовывала голову в форточку, чтобы глотнуть воздуха. Каждую минуту мог произойти взрыв, а она не знала, что предпринять.

Выручил случай. Якимова пришла в неурочный час. Она бросилась в мастерскую и вынула пробки из четвертных (3 литра) бутылей с кислотами. По ошибке бутылки закрыли, поэтому они нагрелись, а одна из них лопнула. Подоконник обуглился, шторка истлела. На следующий день явился дворник, чтобы осмотреть комнату: в нижний этаж пролилась какая-то жидкость, от которой позеленел карниз. Морейнис наскоро придумала: она готовила больной хозяйке ванну, пролила лекарство, её очень ругали, если дворник войдет в комнату, её опять будут ругать и т.п.

Её мольбы и добрые отношения с дворником спасли положение: он ушел, не зайдя в комнату.

В декабре работа была окончена, квартиру очистили и многие народовольцы, в том числе А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.В.Якимова, Н.А Саблин, Г.М.Гельфман, П.С.Ивановская, М.Р.Ланганс, Л.Д.Терентьева, М.Ф.Грачевский, Н.И.Кибальчич, Г.П.Исаев, Ф.А.Морейнис – всего человек 15, – встречали здесь Новый 1881 год.

За последний перед 1 марта год это был, вероятно, единственный праздник. Гостей предупреждали: «Господа, сегодня вечер без дел». Недоумение появилось на лицах: о чём же и говорить?

Пели хором. Звучали тосты за смерть тиранам. Потом начались танцы. Исаев, Саблин и Желябов плясали так, что нижние жильцы, несмотря на Новый год, прислали узнать, что такое у них происходит.

Осенью 1880 года народовольцы создали группу, которая стала следить за выездами царя из Зимнего дворца для определения времени и маршрутов его поездок. Группа состояла из учащейся молодежи, в неё входило шесть человек: И.И.Гриневицкий, А.В.Тырков, П.В.Тычинин, Е.Н.Оловенникова, Е.М.Сидоренко и Н.И.Рысаков, а руководила ею С.Л.Перовская, которая и сама участвовала в наблюдениях. Каждый день дежурили по очереди два человека. Члены группы собирались еженедельно, сообщали Перовской о результатах наблюдений и получали расписание дежурств на следующие дни. Их встречи происходили у Тычинина, на Большой Дворянской, 8, у Е.Оловенниковой, жившей в одном из домов во дворе дома N58-60 на Набережной Мойки.

Исполнительный комитет образовал группу техников для выработки наиболее верного способа покушения. В неё, кроме М.И.Кибальчича и Г.П.Исаева, вошли М.Ф.Грачевский и Н.Е.Суханов. Из предложенных ею способов Комитет от-становился на двух: взрыве мины и метательных снарядах.

Местом предстоящих событий должна была стать Малая Садовая улица. Именно по ней в воскресные дни нередко проезжал Александр II, направляясь в Михайловский манеж. И на ней же подыскал Л.И. Баранников подвальное помещение, удобное для устройства минного подкопа.

Принятый план был таков: заложить мину на Малой Садовой улице и взорвать её в момент проезда царя; если он окажется невредимым, в дело вступят метальщики, поставленные по концам улицы, руководителем метальщиков стал Желябов; если и это не привело бы к цели, Желябов должен был действовать кинжалом.

Подвал, на котором остановился выбор Комитета, находился в доме Менгдена, на Малой Садовой улице, 8. Это второй дом от угла Невского проспекта. Здание сохранилось до настоящего времени, но в 1900-х годах отчасти было перестроено владельцем Г.Г.Елисеевым, появился шестой этаж, был обогащён фасад дома, расширены окна первого этажа, гранитный цоколь закрыл окна подвальных помещений.

Подвал, освобожденный ввиду ремонта, предназначался для торговли. Это и привлекло народовольцев: здесь можно было открыть магазин.

Заключив в начале декабря 1880 года контракт с управляющим домом, будущие хозяева лавки стали ждать окончания ремонта. Содержать магазин Исполнительный комитет поручил А.В.Якимовой и Ю.Н.Богдановичу.

Юрий Николаевич Богданович с начала 1870-х годов участвовал в движении народников. Хорошо знавшая Богдановича В.Н.Фигнер рекомендовала его на роль торговца, имея в виду его практичность, находчивость и подходящие внешние данные. Он был широколицый, рыжебородый, добродушный, всегда готовый на шутку. Под стать ему была и Якимова, с её вятским выговором на «о» и вполне демократическим видом. Но в торговле оба понимали мало, и соседние лавочники сразу увидели, что новички им не помеха.

В начале января 1881 года Якимова и Богданович поселились на Малой Садовой улице. У входа в подвал появилась вывеска: «Склад русских сыров Е.Кобозева». У них было три помещения: лавка, соседняя с нею жилая комната и склад, обращенный во двор. Наружную стену жилой комнаты обшили деревянной панелью под ясень, якобы от сырости. По ночам панель под окном снимали и начинали рыть подземную галерею. Действовать нужно было тихо, так как поблизости находился пост городового. Работали по два человека в смену в тяжелейших условиях. При свечке, сидя или лежа, подкопщик рыхлил землю ручным буравом, выбирал и складывал её в мешок. Встать он не мог, так как галерея имела всего 80-90 сантиметров в диаметре, снизу выступала подпочвенная вода, а сверху могли обрушиться тротуар и мостовая. Мешок с землей напарник за веревку вытаскивал в комнату. Землю ссыпали в пустые бочки из-под сыров, в угол склада, прикрывая углём и сеном, в диван в жилой комнате, но на улицу её не выносили.

В устройстве подкопа участвовали Богданович, Желябов, Тригони, Ланганс, Фроленко, Баранников, Колодкевич, Суханов, Исаев, Саблин. Они работали с огромным напряжением. И, хотя имена их держались в тайне, остальные узнавали их по усталым, осунувшимся лицам. Начало сдавать даже богатырское здоровье Желябова: появилась бессонница, случались обмороки.

Несмотря на ночные работы и другие приготовления к покушению, он по-прежнему продолжал бывать у студентов, агитировал рабочих, встречался с военными.

Во второй половине февраля подкоп был закончен. Немало потрудилсь над снарядами Кибальчич, Грачевский и Исаев. К середине февраля отладили конструкцию бомб, и в Парголове состоялись их испытания. На них присутствовали кроме Кибальчича и Желябова метальщики.

В группу метальщиков, сформированную Желябовым, входило четыре человека: студенты И.И.Гриневицкий и Н.И.Рысков, рабочий Т.М.Михайлов и окончивший ремесленное училище И.П.Емельянов. Их подготовка была недолгой. В специально устроенной квартире, которую содержали Г.М.Гельфман и Н.А.Саблин, в доме №5 на Тележной улице, Н.И.Кибальчич объяснял метальщикам устройство снаряда.

28 февраля последней проверке подверглись запалы, Кибальчич, Гриневицкий, Михайлов и Рысаков ездили за Смольный монастырь. В пустынном месте Т.Михайлов бросил на дорогу снаряд, наполненный песком вместо гремучего студня. Раздался негромкий хлопок, и крышка снаряда отскочила: заряд сработал.

Итак, к концу февраля 1881 года все было готово.

К тому времени значительно поредели ряды членов Исполнительного комитета. Почти половина их – 13 из 29 – выбыли из строя. Был казнён А.А.Квятковский, осуждены С.Г.Ширяев, Н.К.Бух, АИ.Зунделевич, САИванова, умер В.В.Зегс фон Лауренберг, уехали за границу О.С.Любатович и НАМо-розов.

28 ноября 1880 года был арестован А.Д.Михайлов. Страж порядка в организации, мастер конспирации, он был схвачен из-за собственной неосторожности. Отдав карточки осужденных для пересъёмки в несколько фотографий, он зашел в одну из них справиться о заказе. Ему показалось, что визит его встречен подозрением. Михайлов рассказал об этом друзьям, и они категорически запретили ему появляться в фотографии. Тем не менее через несколько дней, просто оказавшись рядом, он подумал, что ошибся в своих подозрениях, и всё-таки решил получить заказ.

Когда он вышел из фотографии Таубе, околоточный последовал за ним. Михайлов пытался скрыться через проходной двор – не удалось. На углу Коломенской и Разъезжей, когда он пытался сесть на извозчика, его арестовали. «Простите, милые. Простите мне риск, который обошелся так дорого», – писал Михайлов в первом письме, нелегально переданном из тюрьмы.

В январе 1881 года прошла волна арестов.

27 февраля в 5 часов вечера Перовская и Желябов вместе вышли из дома, взяли извозчика и доехали до Публичной библиотеки. Отсюда они разошлись по своим делам.

Когда вечером 27 февраля Желябов не вернулся домой, Перовская поняла, что он арестован. На следующий день из квартиры было унесено все ценное имущество организации, и Перовская покинула её.

Встретились Перовская и Желябов через месяц, в зале суда.

В начале 1881 года главная конспиративная квартира Исполнительного комитета размещалась в трехэтажном доме номер 25/7, на углу Вознесенского проспекта и Екатерининского канала. На этот раз устройство центральной квартиры было поручено В. Фигнер и Исаеву. 9 января они прописались в квартире номер 8 под фамилией «Кохановских».

Из квартиры на Вознесенском проспекте осуществлялось руководство последним покушения на царем.

Ликвидация квартиры была вызвана арестом Исаева. 1 апреля он не вернулся домой – его взяли на улице. Фигнер была уверена, что адреса своего он не назовёт, и не спешила покинуть квартиру. На следующий день она принялась увязывать скопившиеся у них ценные комитетские вещи, шрифт, паспортное бюро, динамит, оборудование химической лаборатории. Явившиеся по её зову забрали большую часть вещей. Последние два узла унесли Ивановская и Терентьева. Фигнер провела здесь ещё одну ночь. Утром 3 апреля Исаева опознали дворники дома. Когда полиция явилась в квартиру, самовар и угли в печке были ещё теплыми.

(Баранова А.И., Ямщикова Е.А., Народовольцы в Петербурге. Л., 1984).



| |