Моря россии.

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,
Фонда президентских грантов
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»
Школьный тур, VIII класс, 2017-2018 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:
Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
Александра Федоровна Романова
Елизавета Федоровна Романова
Император Николай II
Святой Иоанн Кронштадтский
У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?
А. Великий В. Рождественский
Б. Петровский Г. Успенский
Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
Дальний Восток
Кавказ
Краснодарский край
Крым
Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?
А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.
Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.А.
В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
В честь вступления на трон Александра III
В честь наступления нового столетия
В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда
В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
В том, что он является усыпальницей адмиралов
В том, что сам император участвовал в строительстве
В том, что это единственный храм в городе
В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого
Кто автор поэтических строк:
«Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?
А.К. Толстой
А.С. Пушкин
Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
Вознесенский собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Спас на Крови
Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших
Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
ЕлеусаОдигитрия
Оранта
Митра
«Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
Именины
День венчания на царство
День рождения
День рождения первого наследника
ЗАДАНИЕ 2.
Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Какой момент Литургии отражен на фотографии?
_____________________________________________________________________________________
Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3.
Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.
Узрев народ, учитель селНа холм возвышенный средь поля;По манию его рукиК нему сошлись ученики,И он отверз уста глаголя...Не передать словам людейЕго божественных речей:Нема пред ними речь людская...Но весь народ, ему внимая,Познал и благ земных тщету,Познал и мира суету,Познал и духа совершенство,Познал, что истое блаженствоСебе наследует лишь тот,Кто духом нищ, кто слезы льет,Кто правды алчет, правды жаждет,Кто кроток был и незлобив,Кто сердцем чист, миролюбив,Кто от людей невинно страждет,Кого поносят в клеветахИ злобным словом оскорбляют,Кого за правду изгоняют -Им будет мзда на небесах!..3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?
_____________________________________________________________________________________
3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.3. Каково количество этих заповедей?
_____________________________________________________________________________________
3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1:
______________________________________ Личность № 2:
______________________________________
Является ли этот человек святым? _________ Является ли этот человек святым? _________
До принятия монашества его звали Прохор Мошнин.
Его отец служил в кавалергардском полку, а мать, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи.
«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви» - этими словами начинается его стихотворение в прозе.
Несколько раз в жизни ему являлась Пресвятая Богородица.
Был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Никитенко, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым.
Приветствовал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети».
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект,творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столики.)

    Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

    Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

    Мастер по починке часов.(Часовщик.)

    Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

    Туда осенью улетают перелётные птицы. (На юг.)

    Еловый лес (Ельник.)

    Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом.(Газета.)

    В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

    Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

    Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

    Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс.(Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)

II. Узнай поэта

(Задание можно приготовить на карточках и раздать командам, а можно просто зачитать.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил,что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательница жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки...»»(И. Бунин.)

Задание 2-й группе

«первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В истории русской литературы он вошёл и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую,немецкую,болгарскую,литовскую, армянскую, испанскую,грузинскую литературу».(К.Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Этот поэт, прозаик, критик. Издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярким крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А.Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

    И так, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправимся дальше. (На доске вывешены портреты всех трёх писателей.)

III. Восстанови стихотворение (задание 5, стр. 177 учебника)

    попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет - замирает; мотылёк - лепесток; теплом - кругом.

    Какую картину вы представили?

    Сегодня целый день играет

    В траве последний...(мотылёк)

    И, точно белый...(лепесток)

    На паутине...(замирает)

    Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло...(кругом)

IV. Кому принадлежат строки?

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

(И. Бунин. «Полевые цветы»)

2. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

(Н.А. Некрасов)

3. Родилась на воле,залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

(К.Д. Бальмонт)

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А. Бунин)

V. Стихотворная речь

    Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом-в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идёт обсуждение в группах.)

Забравшись на сосну большую,

по веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую.

Хвастливую песню поёт.

(1. Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт - поёт.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

3. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)

VI. Чтение стихов наизусть

    Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов данного раздела.)

VII. Подведение итогов

    Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны...)

    Как вы понимаете слово «счастье» и в чём оно, по-вашему, заключается?(Ответы детей.)

    В своё стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

    Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

    Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

    А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

«0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского...»

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, X-XI классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

Из какой книги взяты слова «все суета сует и томленье духа»?

Песнь песней царя Соломона

Псалтирь

Экклезиаст

В Москве в районе Сокольников есть храм, который обращен алтарем на юг, в сторону Палестины, т.к. там проходила земная жизнь Спасителя, и там Он пострадал. А куда обычно обращены алтари православных храмов?

А.На Восток В. На Север

Б.На Запад Г. На Юг

С греческого языка это слово переводится как «благодарение».

Евхаристия

Епитрахиль

Литургия

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Вознесенский собор

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Спас на Крови

Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших



Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?

Ахматова А.А.

Гумилев Н.С.

Мандельштам О.Э.

Цветаева М.А.

В Крыму в память чудесного спасения Императора Александра III во время крушения поезда был возведён храм…

Храм Воскресения Христова (Форос)

Собор в Крыму, называемый «усыпальницей адмиралов». В нем захоронены многие известные адмиралы русского флота и среди них - знаменитые адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, М.П. Лазарев.

Владимирский собор на Центральном городском холме в Севастополе

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

Собор святого Александра Невского (Ялта)

Какого ангельского чина не существует?

Господства

Наставники

Престолы

Херувимы

У кого из членов последней императорской семьи день тезоименитства приходился на 23 апреля (по старому стилю)?

Императрица Александра

Император Николай

Княжна Ольга

Княжна Татьяна

«Личность новой владелицы прекрасного имения в Крыму - одна из самых привлекательных в истории династии Романовых. Редкий случай, когда воспоминания всех людей, окружавших или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении - императрица была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам. На одной из лучших работ художника Ф. Винтерхальтера, удачно передано подмеченное современниками то «высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты». О ком идет речь?

Александра Фёдоровна

Елизавета Фёдоровна

Мария Александровна

Мария Фёдоровна

ЗАДАНИЕ 2.

Составьте вопросы, ответами на которые служат следующие понятия:

Богоявление

Иконостас

Рождество

Патриарх

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для выделенных жирным шрифтом слов найдите обобщающее понятие:

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой изображения и литературные произведения, вошедшие в каждую группу.

Группа № 1

«Пусть на земле ничто

средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!»

Группа № 2

«За Отрока - за Голубя - за Сына,

За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!»

М. И. Цветаева

Группа № 3

«Тонка эпох связующая нить -

Как очагов погасших дым

Вдоль троп, пересекавших Крым...»

Виссарион Петербургский

Группа № 1

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 2

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 3

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.

4.1.Прочитайте стихотворение великого князя Константина Романова «На Страстной неделе». Заполните таблицу.

Жених в полуночи грядет!

Но где же раб Его блаженный,

Кого Он бдящего найдет,

И кто с лампадою возженнойНа брачный пир войдет за Ним?

В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым

Благоуханного кадила,

Моя молитва пред Тобой!

Я с безутешною тоской

В слезах взираю издалека

И своего не смею ока

Возвесть к чертогу Твоему.

Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду

Души истерзанной моей,

Дай на спасенье мне надежду

Во дни святых Твоих Страстей!

Услышь, Господь, мои моленья

И тайной вечери Твоей,

И всечестного омовенья

Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,

Воспомянуть не дам Иуду

Тебе в лобзании моем,

Но за разбойником я буду

Перед Святым Твоим крестом

Взывать коленопреклоненный:

О, помяни, Творец вселенной,

Меня во царствии Твоем!

Притчи, упомянутые в стихотворении Евангельские события, упомянутые в стихотворении Личности, упомянутые в стихотворении 4.2.Напишите значения выделенных в стихотворении слов.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов

Похожие работы:

«Общий конкурсОбщие квалификационные требования ко всем участникам конкурсов: для категории C-5: высшее образование; наличие следующих компетенций: инициативность, коммуникативность, аналитичность, организованность, этичность, ориента...»

«Порядок подачи заявок на участие в аукционе и порядок проведения аукциона Условия участия в аукционе Данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 Гражд...»

«Памятка пользователя системы "Интернет-банк" ОАО "Банк "Санкт-Петербург" Уважаемый пользователь системы "Интернет-банк"! В соответствии с предоставленным Вами в Банк Заявлением на предоставление услуг в рамках с...»

«Инструкция по направлению заявки на регистрацию сертификата ЭП. Для регистрации действующего сертификата ЭП в АС "Госзакупки" необходимо войти в личный кабинет на сайте http://goszakaz.permkrai.ru под логином и паролем пользователя, чей сертификат требуется зарегистрировать. Далее в личном кабинете рядом с клавишей "Вход"...»

« коммуникативно-речевой компетентности у учащихся.Задачи урока: Формировать познавательные умения и речевые навыки, обеспечивающие позн...»

« , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

(Н. Н. В.)

"Не позволяй страстям своим
переступать порог воли твоей.
- Но Аллах мудрее..."

(Тысяча и одна ночь)

Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный
Всe расширяющимися кругами...

Та глубока - вода, и та темна - вода...
Душа на все века - схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!

Целому морю - нужно все небо,
Целому сердцу - нужен весь Бог.

"То - вопреки всему - Англия..."

Пахнуло Англией - и морем -
И доблестью. - Суров и статен.
- Так, связываясь с новым горем,
Смеюсь, как юнга на канате

Смеется в час великой бури,
Наедине с господним гневом.
В блаженной, обезьяньей дури
Пляша над пенящимся зевом.

Упорны эти руки, - прочен
Канат, - привык к морской метели!
И сердце доблестно, - а впрочем,
Не всем же умирать в постели!

И вот, весь холод тьмы беззвездной
Вдохнув - на самой мачте - с краю -
Над разверзающейся бездной
- Смеясь! - ресницы опускаю...

Что меня к тебе влечет -
Вовсе не твоя заслуга!
Просто страх, что роза щек -
Отцветет.

Ты на солнечных часах
Монастырских - вызнал время?
На небесных на весах -
Взвесил - час?

Для созвездий и для нас -
Тот же час - один - над всеми.
Не хочу, чтобы зачах -
Этот час!

Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час - на
Всю любовь.

Мой весь грех, моя - вся кара.
И обоих нас - укроет -
Песок.

"я в темноте ничего не чувствую:
что рука - что доска".

Да, друг невиданный, неслыханный
С тобой. - Фонарик потуши!
Я знаю все ходы и выходы
В тюремной крепости души.

Вся стража - розами увенчана:
Слепая, шалая толпа!
- Всех ослепила - ибо женщина,
Всe вижу - ибо я слепа.

Закрой глаза и не оспаривай
Руки в руке. - Упал засов. -
Нет - то не туча и не зарево!
То конь мой, ждущий седоков!

Мужайся: я твой щит и мужество!
Я - страсть твоя, как в оны дни!
А если голова закружится,
На небо звездное взгляни!

- "А впрочем. Вы ведь никогда
не ходите мимо моего дому..."


Мой путь не лежит мимо дому - ничьего.

А всe же с пути сбиваюсь,
(Особо весной!)
А всe же по людям маюсь,
Как пес под луной.

Желанная всюду гостья!
Всем спать не даю!
Я с дедом играю в кости,
А с внуком - пою.

Смешно от щедрот незваных
Мне ваших, купцы!
Сама воздвигаю за ночь -
Мосты и дворцы.

(А что говорю, не слушай!
Всe мелет - бабье!)
Сама поутру разрушу
Творенье свое.

Хоромы - как сноп соломы - ничего!
Мой путь не лежит мимо дому - твоего.

Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки -
Божественное равнодушье.

А юноша греметь с трибуны
Устал. - Все молнии иссякли. -
Лишь изредка на лоб мой юный
Слова - тяжелые, как капли.

Луна как рубище льняное
Вдоль членов, кажущихся дымом.
- Как хорошо мне под луною -
С нелюбящим и нелюбимым.

"День - для работы, вечер - для беседы,
а ночью нужно спать."

Нет, легче жизнь отдать, чем час
Сего блаженного тумана!
Ты мне велишь - единственный приказ! -
И засыпать и просыпаться - рано.

Пожалуй, что и снов нельзя
Мне видеть, как глаза закрою.
Не проще ли тогда - глаза
Закрыть мне собственной рукою?

Но я боюсь, что все ж не будут спать
Глаза в гробу - мертвецким сном законным.
Оставь меня. И отпусти опять:
Совенка - в ночь, бессонную - к бессонным.

В мешок и в воду - подвиг доблестный!
Любить немножко - грех большой.
Ты, ласковый с малейшим волосом,
Неласковый с моей душой.

Червонным куполом прельщаются
И вороны, и голубки.
Кудрям - все прихоти прощаются,
Как гиацинту - завитки.

Грех над церковкой златоглавою
Кружить - и не молиться в ней.
Под этой шапкою кудрявою
Не хочешь ты души моей!

Вникая в прядки золотистые,
Не слышишь жалобы смешной:
О, если б ты - вот так же истово
Клонился над моей душой!

На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты - каменный, а я пою,
Ты - памятник, а я летаю.

Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности - ничтожен.
Но птица я - и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.

Когда отталкивают в грудь,
Ты на ноги надейся - встанут!
Стучись опять к кому-нибудь,
Чтоб снова вечер был обманут.

С канатной вышины
Швыряй им жемчуга и розы.
...... друзьям твоим нужны -
Стихи, а не простые слезы.

Сказавший всем страстям: Прости -
Прости и ты.
Обиды наглоталась всласть.
Как хлещущий библейский стих,
Читаю я в глазах твоих:
"Дурная страсть!"

В руках, тебе несущих есть,
Читаешь - лесть.
И смех мой - ревность всех сердец! -
Как прокаженных бубенец -
Гремит тебе.

И по тому, как в руки вдруг
Кирку берешь - чтоб рук
Не взять (не те же ли цветы?),
Так ясно мне - до тьмы в очах! -
Что не было в твоих стадах
Черней - овцы.

Есть остров - благостью Отца, -
Где мне не надо бубенца,
Где черный пух -
Вдоль каждой изгороди. - Да. -
Есть в мире - черные стада.
Другой пастух.

Да, вздохов обо мне - край непочатый!
А может быть - мне легче быть проклятой!
А может быть - цыганские заплаты -
Смиренные - мои

Не меньше, чем несмешанное злато,
Чем белизной пылающие латы
Пред ликом судии.

Долг плясуна - не дрогнуть вдоль каната,
Долг плясуна - забыть, что знал когда - то
Иное вещество,

Чем воздух - под ногой своей крылатой!
Оставь его. Он - как и ты - глашатай
Господа своего.

Суда поспешно не чини:
Непрочен суд земной!
И голубиной - не черни
Галчонка - белизной.

А впрочем - что ж, коли не лень!
Но всех перелюбя,
Быть может, я в тот черный день
Очнусь - белей тебя!

"Я не хочу - не могу -
и не умею Вас обидеть."

Так из дому, гонимая тоской,
- Тобой! - всей женской памятью, всей жаждой,
Всей страстью - позабыть! - Как вал морской,
Ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан.

О вспененный высокий вал морской
Вдоль каменной советской Поварской!

Над дремлющей борзой склонюсь - и вдруг -
Твои глаза! - Все руки по иконам -
Твои! - О, если бы ты был без глаз, без рук,
Чтоб мне не помнить их, не помнить их, не помнить!

И, приступом, как резвая волна,
Беру головоломные дома.

Всех перецеловала чередом.
Вишу в окне. - Москва в кругу просторном.
Ведь любит вся Москва меня! - А вот твой дом...
Смеюсь, смеюсь, смеюсь с зажатым горлом.

И пятилетний, прожевав пшено:
- "Без Вас нам скучно, а с тобой смешно"...

Так, оплетенная венком детей,
Сквозь сон - слова: "Боюсь, под корень рубит -
Поляк... Ну что? - Ну как? - Нет новостей?"
- "Нет, - впрочем, есть: что он меня не любит!"

И, репликою мужа изумив,
Иду к жене - внимать, как друг ревнив.

Стихи - цветы - (И кто их не дает
Мне за стихи?) В руках - целая вьюга!
Тень на домах ползет. - Вперед! Вперед!
Чтоб по людскому цирковому кругу

Дурную память загонять в конец, -
Чтоб только не очнуться, наконец!

Так от тебя, как от самой Чумы,
Вдоль всей Москвы - ....... длинноногой
Кружить, кружить, кружить до самой тьмы -
Чтоб, наконец, у своего порога

Остановиться, дух переводя...
- И в дом войти, чтоб вновь найти - тебя!

Восхищенной и восхищeнной,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.

И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться - лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всe мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всe, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всe, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр - мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, - малы мои слова! -
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами
С другим в руке - окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
И эту честь последнюю поправ,
Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена - березкой на лугу

Сей столб встает мне, и не рокот толп -
То голуби воркуют утром рано...
И всe уже отдав, сей черный столб
Я не отдам - за красный нимб Руана!

Ты этого хотел. - Так. - Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую - к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал - тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
- Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская - хладная до жара! -
Рука - о Элоиза! - Абеляра.

В гром кафедральный - дабы насмерть бит
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Сей рукой, о коей мореходы
Протрубили на сто солнц окрест,
Сей рукой, в ночах ковавшей - оды,
Как неграмотная ставлю - крест.

Если ж мало, - наперед согласна!
Обе их на плаху, чтоб в ночи
Хлынувщим - веселым валом красным
Затопить чернильные ручьи!

И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.

Что самодержцем Вас признав на веру,
- Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без Вас мне не был пуст!

Что по ночам, в торжественных туманах,
Искала я у нежных уст румяных -
Рифм только, а не уст.

Возмездие за то, что злейшим судьям
Была - как снег, что здесь, под левой грудью
Вечный апофеоз!

Что с глазу на глаз с молодым Востоком
Искала я на лбу своем высоком
Зорь только, а не роз!

Не так уж подло и не так уж просто,
Как хочется тебе, чтоб крепче спать.
Теперь иди. С высокого помоста
Кивну тебе опять.

И, удивленно подымая брови,
Увидишь ты, что зря меня чернил:
Что я писала - чернотою крови,
Не пурпуром чернил.

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Возьмите всe, мне ничего не надо.
И вывезите в..................................
Как за решетку розового сада
Когда - то Бог - своей рукою - ту.

Возьмите все, чего не покупала:
Вот.................. и....... и тетрадь.
Я все равно - с такой горы упала,
Что никогда мне жизни не собрать!

Да, в этот час мне жаль, что так бесславно
Я прожила, в таком глубоком сне, -
Щенком слепым! - Столкнув меня в канаву,
Благое дело сотворите мне.

И вместо той - как......................
Как рокот площадных вселенских волн -
Вам маленькая слава будет - эта:
Что из - за Вас...... - новый холм.

СМЕРТЬ ТАНЦОВЩИЦЫ

Вижу комнату парадную,
Белизну и блеск шелков.
Через всe - тропу громадную
- Черную - к тебе, альков.

В головах - доспехи бранные
Вижу: веер и канат.
- И глаза твои стеклянные,
Отражавшие закат.

Я не танцую, - без моей вины
Пошло волнами розовое платье.
Но вот обеими руками вдруг
Перехитрeн, накрыт и пойман - ветер.

Молчит, хитрец. - Лишь там, внизу колен,
Чуть - чуть в краях подрагивает. - Пойман!
О, если б Прихоть я сдержать могла,
Как разволнованное ветром платье!

Глазами ведьмы зачарованной
Гляжу на Божие дитя запретное.
С тех пор как мне душа дарована,
Я стала тихая и безответная.

Забыла, как речною чайкою
Всю ночь стонала под людскими окнами.
Я в белом чепчике теперь - хозяйкою
Хожу степенною, голубоокою.

И даже кольца стали тусклые,
Рука на солнце - как мертвец спеленутый.
Так солон хлеб мой, что нейдет, во рту стоит,
А в солонице соль лежит нетронута...

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Темы

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • Главная темакрасота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Идея

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!