Митрополит никодим ротов биография. Митрополит никодим

Не раз в своих лекциях я упоминал этот эпизод. Наконец, нашел публикацию в сети.

Насколько мне известно (в том числе и из личных бесед), Алексий (Ридигер) терпеть не мог митр. Никодима. Вряд ли случайно, что за время его патриаршества практически никто из ленинградской (никодимовской) академии так и не стал епископом.

В этой бесде мы видим высший пилотаж церковно-советской дипломатии.
Патриарх Алексий 1 доживает свои последние дни. Кто следующий?
Кто для начала станет местоблюстителем? Это должен быть старейший по хиртонии член Синода.
Варианты - Пимен или Никодим. Никодим обещаал Алексию Ленинградскую кафедру, если они смогут перевести самого Никодима на Крутицкую кафедру, вытеснив Пимена из Синода.

И вот вл. Алексий мастерски топит Никодима: он его хвалит. И, напротив, критикует Пимена. При этом он понимает, что по законам советского зазеркалья то, что кажется хорошо для церкви, в глазах КГБ вредно для советской политики. То есть для собеседников Алексия его положительный отзыв мгновенно конвертируется в отрицательный. И Алексий об этом прекрасно знает.

http://grigoryants.ru/zhurnal-glasnost/glasnost-13/
ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
состоявшейся в Совете 20 февраля 1967 года с членом Синода архиепископом Алексием

Используя начатый им разговор о Пимене, я попросил архиепископа откровенно высказаться о нём. Он сказал следующее. Пимена он знает с начала 50-х годов, когда тот был настоятелем Псковско-Печерского монастыря. К подчинённым он требовательный и порой даже груб. Келейника или диакона может “разделать” где угодно, но как архиерей Пимен епархией почти не управляет, самостоятельности не проявляет и его роли в Патриархии по существу не видно, хотя он, как митрополит Крутицкий считается первым членом Синода. Пимен, продолжал архиепископ, как-то самоизолировался, ни с кем не общается, встречи у нас с ним бывают случайные. Приезжающие в Патриархию архиереи к нему мало кто обращается. Непонятно, то ли у него такой характер необщительного человека, или он так держится, чтобы подальше быть от всего происходящего (эшлимановцев и проч.). А может быть, он каким-то образом зависим от Остапова, не знает ли последний о нём что-либо такое, что позволяет ему держать Пимена по существу в повиновении; ведь бывают случаи, когда Остапов дерзит Пимену и тот молчит, всё сносит. В своё время ходили слухи о том, что у Пимена в Ростове-на-Дону имеется семья, дети. Возможно, такие данные и использует Остапов. Но это предположение. Что касается Москвы, то известно, что здесь у Пимена имеются женщины и был случай, когда по параллельному телефону я слушал, как он одной женщине говорил “крепко, крепко тебя…”.

Надо отдать должное Пимену, сказал архиепископ, что он хорошо, внушительно служит и этим создаёт о себе определённое впечатление. Волевых качеств у него недостаточно, твёрдого мнения нет. Он быстро поддаётся влиянию и легко меняет своё мнение.

На вопрос: чем отличается Пимен от митрополита Никодима, архиепископ Алексий сказал так. Митрополит Никодим неглупый, можно сказать, от природы одарённый способностью человек. Быстро всё схватывает, обладает большой работоспособностью, хорошо соображает. Знает, где и что сказать. Как архиерей властный, крепко держит все вопросы в своих руках и не допускает, чтобы кто-либо оспаривал его. Раз он сказал, то считай, что другого мнения быть не может. Лично я убедился в этом за годы совместной работы с ним. Эти же моменты отмечает и епископ Ювеналий, близкий человек Никодима. Наши отношения с Никодимом нормальные, мы часто обмениваемся мнениями по делам и это позволяет мне судить о нём наиболее свободно, нежели о Пимене. Никодим – карьерист, и, несмотря на своё высокое положение, не избавляется от этих недостатков. Любит популяризировать себя, блеснуть, где только возможно, не замечая, что на это могут обратить внимание. По сведениям, за это его недолюбливает ленинградское духовенство. Отмечается такой факт. Насмотревшись за границей, Никодим купил в Париже ярко-красный материал и сшил из него мантию по примеру католиков. В этой красной мантии он совершал в Ленинграде богослужение, после чего стали говорить, что он красный архиерей (в Русской Православной Церкви не принято облачаться в красную мантию). С архиереями он общается больше, чем Пимен, к нему они заходят. Пожалуй, что всё сказанное и отличает Пимена и Никодима друг от друга.

Кого бы вы лично считали более подходящим из них быть первым членом Синода? Архиепископ Алексий ответил: Никодим, можете спросить почему? – продолжал он и сказал: митрополит Никодим более твёрд, самостоятелен и отличается другими качествами, о которых уже говорилось.

интересно, кого же первого из этого синодального серпентариума единомышленников канонизируют?

Году– иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В года - клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С года - исполняющий обязанности настоятеля собора.

Митр. Никодим (Ротов).

Православная Церковь в Америке

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных организаторов учреждения в году так называемой Православной Церкви в Америке .

Синдесмос

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в модернистское молодежное движение Синдесмос ( год). При его участии полноправными членами Синдесмоса стали Ленинградская и Московская Духовная Академии, а также Ленинградская, Московская и Одесская Духовные Семинарии.

литургические реформы

Вопрос родного, понятного национального языка в богослужении был и остается актуальным вопросом христианского благовестия. Он настолько жизненный, что Римская Церковь на своем II Ватиканском Соборе, то есть спустя почти 1100 лет после благовестия славянских просветителей, официально определила введение в богослужение национальных языков, заменяя ими непонятный христианам латинский язык. Вместе с тем иногда можно видеть и сейчас, что не все славяне или другие православные народы до конца понимают свой древний богослужебный язык, избегая при этом перехода на язык, понятный народу, чем повторяются старые ошибки и чем не прославляется дело наших святых славянских апостолов .

По его указанию в Крестовой церкви ЛДА при богослужениях на русском языке читалось Священное Писание, Шестопсалмие и кафизмы. Аналогичные эксперименты проводил в Троицком храме Александро-Невской лавры. Автор перевода Канона святого Андрея Критского. Утверждал, что русификация богослужения принимается православными верующими с большим энтузиазмом . Сторонник всенародного пения .

Восьмой Вселенский Собор

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных участников подготовки Восьмого Вселенского Собора . Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Первом ( год), Втором ( год), Третьем ( год) и Четвертом Всеправославных Совещаниях ( год). Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви , состоявшихся в году в Шамбези .

Комиссия по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора

Жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому.

Духовенству предлагается дать свободу стричься и бриться:

Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо.

Эти дары суть: прочный и справедливый мир, искреннее глубоко осознанное братство, разумная и исполненная высокой нравственной ответственности свобода и, наконец, сама божественная любовь, как совокупность совершенства (Кол. 3:14), постепенно проникающая собой все человеческие взаимоотношения... Православный человек, как и каждый христианин, живя в определенной стране и в определенном обществе, должен... всячески должен искать мира (1 Петр. 3:11) и не ограничиваться собственными личными усилиями, но объединять их с усилиями других людей доброй воли, направленными ко благу всей человеческой семьи.

Комиссия под руководством митр. Никодима указывает:

Многие достойные представители современного человечества ищут пути к таким общественным преобразованиям, которые обеспечили бы всем, без исключения, людям лучшие условия жизни, свободные от страданий, связанных с голодом, нищетой, невежеством. Они добиваются установления таких справедливых и исполненных взаимного уважения отношений между людьми, которые исключали бы любые унизительные разграничения по признаку расовой или национальной принадлежности или по причине различия политических убеждений или религиозных взглядов. Народы решительно отвергают все попытки сохранить или видоизменить осужденные историей методы безжалостного колониального угнетения и господства и законно требуют предоставления им возможности самостоятельно решать свою судьбу и избирать себе тот или иной путь развития. Православный Предсобор приветствует эти стремления, как соответствующие духу учения Христова, ибо Господь, как Царь правды (Евр. 7:2-3), ненавидит насилие и неправду (Пс. 10:5), осуждает бессердечное отношение к ближнему (Мф. 25:41-46; Иак. 2:15-16), и в царстве Его, начинающем являть себя еще в земных условиях , нет места ни национальной розни, ни расовой дискриминации или рабству (Кол. 3:11), ни какой-либо вражде и нетерпимости (Ис. 11:6; Рим. 12:10).

Человечество стремится к тому, чтобы вражда и недоверие, отравляющие международную атмосферу, уступили место дружбе и взаимопониманию, чтобы гонка вооружений сменилась постепенным, а затем всеобщим и полным разоружением, чтобы война, как средство разрешения международных споров, навсегда была устранена из жизни общества. Православный Предсобор всецело поддерживает это стремление к миру, признавая его делом богоугодным и достойным полного одобрения с христианской точки зрения, ибо Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:33), а человек, согласно богооткровенному учению, есть любимое дитя Божие (Ис. 49:15; Мф. 7:9-11), призванное жить в мире и «в мире сеять семена правды» (Иак. 3:18), созидать, хранить и распространять мир и любовь.

Православный Предсобор призывает все Поместные Православные церкви к неустанному сотрудничеству в святом деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами.

Соответственно этому идеалу светского активизма «религиозное познание не должно быть отвлеченным », но должно осуществляться в жизни». Зато светская «наука - путеводитель к истинному знанию - Христову учению; история Церкви подтверждает это. Все науки, правильно воспринятые, ведут человека к той же цели, к какой ведет его и христианское познание».

По повелению Вселенского Собора Церковь должна вписаться в глобалистскую программу мироулучшения. Церкви предлагается заниматься:

решением социальных проблем, возникающих в человеческом обществе, имеет своей конечной целью:

Облегчение физических и нравственных страданий людей;

Утверждение равного достоинства всех людей;

Обеспечение мира, безопасности, свободы и гармонического развития каждой человеческой личности и общества.

Церкви предписывается особая псевдодуховная миссия в развивающихся странах:

Православная Церковь, признавая, что все люди - братья, имеющие одного Отца Небесного, благословляет стремление всех народов к свободе и независимости. С большой тревогой взирает она на то положение, в котором находятся многие народы Азии, Африки, Латинской Америки и других районов быстрых социальных изменений, переживающие тяжелые последствия в экономике и социальной жизни, явившиеся результатом длительного владычества в этих районах колониальных держав.

Православная Церковь считает, что задачей и долгом совести всех людей и христиан в том числе является оказание всемерной поддержки развивающимся странам в их усилиях по обеспечению своей национальной независимости и созданию надлежащих условий для достижения материального благополучия и духовного развития их народов.

Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий свидетельствует: «Завершив эту работу, владыка Никодим часто любил повторять: „Теперь Русская Церковь готова к Собору“».

экуменическое движение

В 1964 году в интервью униатскому журналу «Vers l’Unité Chrétienne» заявлял, что православные верующие в СССР настроены очень экуменически: «Могу вас заверить, что православные верующие настроены очень экуменически. Если бы не дело обстояло иначе, то мы, принадлежащие к иерархии Церкви, не могли развить столь широкие экуменические контакты, как сейчас. Мы не составляем в Церкви особую высшую касту, какую-то группу, отделенную от остального организма верующих» .

Инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей . На внеочередном Архиерейском Соборе 18 июля года сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во ВСЦ . Договоренность о вступлении была достигнута в ходе переговоров митр. Никодима (Ротова) с генсеком ВСЦ Виссерт-Хуфтом в - годы. На 3-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ , а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК.

На 3, 4 и 5 Генеральных ассамблеях ВСЦ митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С по год состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ . В году на 5-й Ассамблее в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ .

Участник Всемирной конференции под эгидой ВСЦ «Церковь и общество» (Женева, год). На Конференции митр. Никодим (Ротов) выступил с докладом «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли». В результате в декабре года в ЛДА прошли первые собеседования между католиками и представителями Русской Церкви, которые продолжались и впоследствии.

католицизм

Инициатор прямых контактов с католическим руководством. Митр. Никодим (Ротов) непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на Втором Ватиканском соборе . Во время конфиденциальной встречи в августе года в Париже митр. Никодима (Ротова) с сотрудником Секретариата по содействию единству христиан (руководитель – кардинал Августин Беа) Йозефом Виллебрандсом выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе , если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом». 27 сентября - 2 октября Йозеф Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: архим. Владимир (Котляров) и о. Виталий Боровой .

Участник личных встреч с папой Павлом VI . В частности, 15 сентября года митр. Никодим (Ротов) «нанес визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции… возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души».

Участник деятельности прокоммунистической Христианской мирной конференции (с года). На I - V Всехристианских мирных конгрессах митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. Митр. Никодим (Ротов) был последовательно членом Рабочего комитета ХМК , вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском мирном конгрессе в 1971 году был избран президентом, а в году - почетным президентом ХМК .

Митр. Никодим (Ротов) был председателем Подготовительного комитета «Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами » ( год) и руководил работой Конференции . Митр. Никодим (Ротов) являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, год).

события

  • Первое Всеправославное Совещание (24 сентября 1961)
  • III Генеральная ассамблея ВСЦ (19 ноября 1961)
  • Второе Всеправославное Совещание (26 сентября 1963)
  • Третье Всеправославное Совещание (1 ноября 1964)
  • Церковь и общество (конференция) (12 июля 1966)
  • Арнольдсхайн-III (3 марта 1967)
  • III Всехристианский мирный конгресс (31 марта 1968)
  • Четвертое Всеправославное Совещание (8 июня 1968)
  • IV Генеральная ассамблея ВСЦ (4 июля 1968)
  • Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)
  • Экуменическая молитва 1970 (22 января 1970)
  • Заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора, 1971 год (16 июля 1971)
  • Арнольдсхайн-V (20 октября 1971)
  • Всемирный конгресс миролюбивых сил, 1973 (25 октября 1973)
  • Всесоюзная конференция сторонников мира, 1974 год (9 октября 1974)
  • Восток и Запад сейчас и завтра, с христианской точки зрения (собеседование) (18 ноября 1974)
  • Четвертое богословское собеседование представителей Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата (24 июня 1975)
  • Сессия КОПР ХМК в Шиофоке (20 сентября 1975)
  • V Генеральная ассамблея ВСЦ (23 ноября 1975)
  • Экуменическая молитва 1976 (29 января 1976)
  • Экуменическая молитва в ЛДА, 1976 год (10 февраля 1976)
  • Месса с экуменическим молением (11 февраля 1976)
  • Карловы Вары III (31 марта 1976)

кончина

Но наступит ли время, когда люди перестанут убивать друг друга и перекуют мечи свои на плуги и копья - на серпы?!… Мы верим, что мир возможен, об этом возвестил нам ветхозаветный псалмопевец, веру в это запечатлел в своем послании первоверховный апостол: «Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3:11). Для осуществления этого каждый христианин, каждый человек должен понимать как категорический императив заботу о сохранении мира во всем мире. С своей стороны, мы, богословы, несем огромную ответственность перед человечеством за то, чтобы Христовы слова о мире воплотились в жизни людей .

Их (православных. - Ред.) служение людям в лучшем случае ограничивалось скудной благотворительностью, нередко «от избытка своего», причем мотивом, побуждавшим их к благотворению, было не столько сострадание и братская любовь, сколько желание ценой милостыни приобрести себе прощение грехов и будущие блага в Небесном Царствии .

Попытки невежественной косности и неразумной беспечности воспрепятствовать победной поступи прогресса должны быть осуждены, как противоречащие Божественному повелению о непрестанном совершенствовании творения Божия» .

Христианская религия создает прочную основу для строительства на земле великого храма правды, справедливости и любви. Под сенью сводов этого храма действительно найдется место всему человечеству, объединенному любовью и миром. Таким образом, с точки зрения православного богословия, живого и действенного, достоинство и привлекательность Пражского христианского мирного движения в том именно и заключается, что в нем тесно переплетаются друг с другом и мистическая основа христианства и окружающая христианские церкви человеческая стихия во всем ее разнообразии. Взаимодействием этих двух начал - духовного и мирского - Пражское движение наглядно подтверждает, что для христианства в его отношении к общечеловеческой проблематике нет и не должно быть нейтральной зоны, которая не имела бы религиозного коэффициента. Христианство призвано вести человечество в сферу Царства Божия и, следовательно, должно находиться в самом близком общении с определяющими сторонами человеческого бытия .

сочинения

  • Никодим (Ротов), митр. Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии . - 1962. - № 6. - С. 36-42.
  • Никодим (Ротов), митр. Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии . - 1963. - № 1. - С. 39-44.
  • Никодим (Ротов), митр. Служба святой праведной Тавифе (память в Неделю о расслабленном и 25 октября ст. ст.) // Журнал Московской Патриархии . – 1963. – № 2. – С. 73-80. (Проект службы составлен по поручению Священного Синода (Журнал заседаний № 14 от 27 декабря 1957 года). 23 января 1963 года одобрен и введен в употребление за богослужениями в Русской Православной Церкви. Проект службы был просмотрен митр. Ленинградским и Ладожским Пименом и по его указанию Н. Д. Успенским .).
  • Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого (о книге Притчей Соломоновых) // Журнал Московской Патриархии . - 1965. - № 9. - С. 34-38.
  • Никодим (Ротов), митр. Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии . - 1968. - № 4. - С. 31-35.
  • Никодим (Ротов), митр. Русская Православная Церковь и экуменическое движение // Журнал Московской Патриархии . – 1968. – № 9. – С. 46-55. (Доклад в конференц-зале Упсальского университета в ходе IV Ассамблеи ВСЦ.)
  • Никодим (Ротов), митр. О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии . - 1968. - № 12. - С. 63-69.
  • Nikodim, metr. Twenty years of strenuous effort focussed on the future // Ecumenical review: a quarterly. - 1967. - Vol. 19. - P. 188-191.
  • Nikodim, metr. L"Eglise orthodoxe Russe et le mouvement oecuménique // Messager de l"Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. - 1968. - avril-sept. №. 62-63. - P. 84-98.
  • Nikodim, metr. Die russische orthodoxe Kirche und die ökumenische Bewegung // Stimme der Orthodoxie . - 1968. - № 10. - P. 43-58.
  • Никодим (Ротов), митр. Кардинал Августин Беа (некролог) // Журнал Московской Патриархии . - 1969. - № 2. - С. 57-58.
  • Никодим (Ротов), митр. Проповедь в церкви учеников Христа. г. Талсы, США, 26 января 1969 года // Журнал Московской Патриархии . – 1969. – № 4. – С. 37-40. (Проповедь по поводу Недели молитв о единстве христиан .)
  • Никодим (Ротов), митр. Речь на собеседовании между богословами Евангелически - Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии . - 1969. - № 11. - С. 47-51.
  • Nikodim, metr. 50 Jahre Moskauer Patriarchat (1917 - 1967) Festvortrag. - Berlin: Christlich-Demokratische Union Deutschlands, Sekretariat des Hauptvorstandes, 1969. - 21 p. - (Hefte aus Burgscheidungen).
  • Nikodim, metr. Auftrag und Verantwortung der Gläubigen bei der Erhaltung des Weltfriedens: Rede auf der Konferenz von Vertretern aller Religionsgemeinschaften in in der UdSSR vom 1. - 4. Juli 1969 in Sagorsk. - Berlin, 1969. - 32 p. - (Hefte aus Burgscheidungen).
  • Никодим (Ротов), митр. Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии . - 1970. - № 3. - С. 74-79.
  • Nikodim, metr. On the closeness between Chalcedonian and non - Chalcedonian theology in their understanding of the patristic christological doctrine // Abba Salama, vol. 3, 1972, p. 194-207. (О близости между Халкидонским и нехалкидонским богословием в понимании Христологии.)
  • Никодим (Ротов), митр. Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии . - 1973. - № 8. - С. 32-38.
  • Nikodim, metr. Zur Frage der Überlieferung in der Orthodoxie // Zeichen der Zeit: evangelische Monatschriftf für Mitarbeiter der Kirche. - 1973. - v. 27. - P. 449-456.
  • Никодим (Ротов), митр. Святая Евхаристия - Таинство жизни Церкви (Евхаристия и экклезиология). Доклад в Хельсинкском университете 9 мая года.
  • Никодим (Ротов), митр. Вступительное слово к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин) // Журнал Московской Патриархии . - 1975. - № 4. - С. 27-31.
  • Никодим (Ротов), митр. Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии . - 1975. - № 12. - С. 45-46.
  • Nikodim, metr. Croce e risurrezione: ed altri scritti teologici = Сборник сочинений. - Brescia: Morcelliana, 1977. - 101 p.
  • Nikodim, metr. The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement // The Orthodox Church in the Ecumenical Movement. Documents and Statements 1902-1975 / ed. by Constantin G. Patelos. - Geneva: The World Council of Churches, 1978. - 360 p. - ISBN 2825405736.
  • Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, папа Римский. - Wien: Pro Oriente , 1984. - 655 с.
    • Nikodem, metr. Uno scomodo ottimista: Giovanni XXIII. Roma: Edizioni Paoline, 1983.
    • Nikodem, metr. Johannes XXIII ein unbequemer Optimist. Zürich: Benzinger, 1978.
    • Nikodem, metr. Johannes XXIII: Papst einer Kirche im Aufbruch. Berlin: Union Verlag, 1984.
  • Никодим (Ротов), митр. Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009.
  • Никодим (Ротов), митр. Православие, християнско единство и миротворство / Пер. и предисл. митр. Каллиник (Александров) . - София: Софийское Синодальное издательство, 1978.
аудио
  • Lee, A. Harrison. Interview with the Most Reverend Archbishop Nikodim of Yaroslavl and Rostov. 1961. 1 sound cassette (30 min.) : mono. (Интервью с митр. Никодимом.)
  • Nikodim, Metropolitan. Press conference // : Swedish Broadcasting Corporation, 1968. (Запись выступления митр. Никодима на пресс-конференции во время Генеральной ассамблеи ВСЦ Воспоминания. Письма. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998. о
  • Маслова И. И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2. - С. 11-14.
  • Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии . - 1979. - №4. - С. 25-28.
  • Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии . - 1978. - № 11. - С. 14-15.
  • {Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сорокин Владимир , о.. - СПб.: Князь-Владимирский собор, 2008. - 272 с. - ISBN 5-94813-013-4.
  • О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии . - 1963. - № 10. - С. 3.
  • Русак, Владимир о . Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии . - 1978. - № 11. - С. 12-16.
  • Сафонов, Дмитрий . Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы Патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников // Богослов.ру . - 2009. - 15 октября.
  • Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929-1978). - Чехов: Издание Московской Епархии, 1998.
  • Юревич, Дмитрий . Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. - 1999. - № 18.
  • Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches) / Ed. Carl McIntire. - 1961.
  • Arranz, Miguel , Falasca, Stefania . «…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles» // 30Giorni. - 2006. - 7 June. 06/07
  • Kaluzny, Tadeusz. Una ecclesiologia vissuta. - Roma: Pontificio Instituto Orientale, 1995.
    • Kaluzny, Tadeusz. Sekret Nikodema. Nieznane oblicze Rosyjskiego Kosciola Prawoslawnego. Studium historyczno-ekumeniczne. - Krakow: Wydawnictwo Ksiezy Sercanow «SCJ», 1999.
  • Mitrokhin, Vasili; Andrew Christopher M. The sword and the shield. The Mitrokhin archive and the secret history of the KGB. - New York: Harper, 1999.
  • Schmemann, Alexander 7,0 . - 1965. - № 9.
  • Никодим (Ротов) митр . Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии . - 1962. - № 6.

Это рассказ об одном из самых ярких людей ХХ века - митрополите Никодиме (Ротове) . Он прожил всего сорок девять лет, но очень многое успел. Владыка Никодим был одним из тех, кто сохранил Церковь в страшные годы хрущевских гонений.

Он воспитал целое поколение пастырей, которые сегодня служат Христу и определяют курс корабля нашей Церкви. Его учеником был нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился в 1929 году в деревне Фролово Рязанской области в семье служащего. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году принял монашеский постриг. Служил священником в Ярославской епархии, в 1955 г. заочно окончил Ленинградскую духовную академию. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию. С 1957 года - архимандрит, с 1960 г. - епископ Подольский, затем Ярославский и Минский, с 1963 г. - Ленинградский.
В том же году, в возрасте 33 лет, возведен в сан митрополита. С 1956 по 1959 год возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме, с 1960 по 1972 годы - Отдел внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. С 1963 года также председатель комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. С 1974 года патриарший экзарх Западной Европы.
В 1975 году был избран президентом Всемирного совета церквей - экуменической организации, объединяющей христиан разных конфессий.
Перенес несколько инфарктов и скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 года в Риме.

В юности я задавался вопросом: зачем в православной традиции существуют столь торжественные богослужения, когда поет несколько хоров, служит несколько архиереев, масса прихожан - не протолкнуться… Гораздо лучше молиться в маленьком домовом храме: там чувствуешь невероятный духовный импульс. Ответ на этот вопрос я совершенно неожиданно получил от приснопамятного и глубоко, сыновне мною почитаемого митрополита Никодима (Ротова), иподиаконом которого я состоял в мои семинарские и академические годы. Однажды, в начале Великого поста, после чтения канона Андрея Критского, Владыка, по своему великопостному обычаю в черном клобуке с крестом, сел в машину. Он был заметно утомлен и чем-то озабочен. Однако, узнав, что я еще ничего, кроме церквей, в Ленинграде не видел, он попросил водителя своего автомобиля проехать по самым красивым местам вечернего города. Проезжая около Исаакиевского собора, я и задал Владыке свой наболевший вопрос. На это он мне ответил: «Знаешь, у меня как-то был разговор с Жариновым (уполномоченный совета по делам религии по Ленинграду и Ленинградской области). Он пытался мне запретить привлекать студентов из Академии к активному участию в богослужениях в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: “Зачем вам это надо?”. Я ему ответил: “Мне как правящему архиерею это нужно, и студенты будут ходить на ежедневные и праздничные богослужения в Троицкий собор. Нет причин это запретить”. А тебе я скажу, что торжественное богослужение в таком соборе, как Троицкий, - это на сегодня одна из возможностей Церкви свидетельствовать о своем присутствии в обществе. Церковь есть духовная лечебница. Мы должны лечить общество, даже будучи сами видимо слабыми. А если люди не будут знать, что мы есть, то как лечить? Запомни, богослужение на сегодня - наше главное свидетельство, и чем оно уставнее и торжественнее, тем оно действеннее».
Наш разговор шел в один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви, это было время после хрущевских гонений.

Благословение

Мы познакомились в Троице-Сергиевой Лавре, куда я приехал с поручением от митрополита Иосифа из родной Алма-Аты. Стояла весна, Пасхальные дни, канун недели Жен-мироносиц. Поздним вечером, когда никого уже не было, я прогуливался по территории Лавры. Вдруг из Патриарших покоев выходит митрополит Никодим, без посоха, в белом клобуке. Несет огромную хрустальную вазу. Я подхожу к нему, прошу благословения. Он ставит вазу на ступеньки Михеевской церкви, благословляет, вновь берет вазу и начинает расспрашивать, откуда я, где учусь, какие у меня иностранные языки, что собираюсь делать в жизни… Я рассказываю об институте (в то время я учился в Алма-Атинском институте иностранных языков), о том, что через год, видимо, буду поступать в семинарию. Я так был поглощен разговором, что - верх моей неучтивости! - даже не предложил Владыке донести его вазу!
Через год, когда я уже стал семинаристом Троице-Сергиевой Лавры, меня вызвали к инспектору семинарии и спросили, откуда я знаю митрополита Никодима. Я очень удивился этому вопросу. Оказалось, что Владыка приглашает меня к себе: ежегодно в январе у него проходили встречи с участием представителей разных конфессий, и он вызывает меня к себе, в свою московскую резиденцию в Серебряном бору, чтобы помогать при приеме гостей. Я поехал, был принят хорошо, как старый знакомый. Вечер прошел, и я, благословившись, уехал, будучи уверен, что это был разовый визит. Но меня вновь вызвали к Владыке, в Отдел внешних церковных сношений. Митрополит Никодим ехал на богослужение в Елоховский собор, нужно было его сопровождать. Во время службы я держал Владыке служебник, поскольку ничего больше пока не умел. Он стал все чаще приглашать меня, обучать и спустя какое-то время взял в штат иподиаконом.


Интронизация Патриарха Пимена

В «Стреле»

У Владыки был сложный график жизни. Рабочую неделю он трудился в Москве. По завершении этих трудов, то есть в пятницу вечером, мы брали его чемоданчик-дипломат и посох и летели с ним на Ленинградский вокзал, на «Красную стрелу». Успевали всегда в последнюю минуту перед отправлением, а иногда и в последнюю дверь последнего вагона. Садились в купе… И тут он вновь брался за работу - до четырех утра читал документы. Я должен был их подавать и раскладывать. По прибытии в Ленинград он с самого утра был занят епархиальными вопросами. День напролет принимал людей. Потом служил всенощную; потом, иногда не имея времени даже поесть, опять до глубокой ночи занимался епархиальными делами. Затем уходил молиться, готовиться к Литургии, в третьем часу ложился спать, утром служил, и опять - дела, дела… Вечером, около двенадцати, мы снова опрометью мчались на вокзал, влетали в «Красную стрелу» и возвращались в Москву. Такой ритм, конечно, подорвал его здоровье. Но иначе он не мог. Святейший Патриарх Алексий (Симанский) в то время был болен, и митрополит Никодим вынужден был административно активно ему помогать. Но главное - ему нужно было сохранить Церковь, поставить ее на такой уровень, чтобы светское общество считалось с нею.
Владыка был очень требовательным в работе. Однажды, отправляясь в Ленинград, он велел мне взять с собой полученные к Рождеству поздравления, целую кипу. Казалось бы, переписка второстепенной важности… В Ленинграде он не успел просмотреть эти письма, и я оставил их там, в кабинете. По возвращении в Москву в начале рабочего дня митрополит Никодим вызвал меня и спросил, где поздравления. Я объяснил, что они в Ленинграде. Владыка вспылил: «Я сказал тебе взять их туда, но не говорил, чтобы ты их там оставил!» Один из конвертов, от митрополита Сурожского Антония, срочно понадобился ему. Он разошелся, даже кулаком по столу ударил: «Ты мне сегодня не нужен больше, иди!» Я вышел на улицу, подумал-подумал… поймал машину и рванул в Шереметьево. Пришел в «Интурист», поплакался какой-то тетушке, которая там работала. И она посадила меня на самолет в Ленинград. Там я снова поймал машину, примчался на Обводный канал, влетел в кабинет, забрал письма - и тут же назад в аэропорт. Часам к восьми вечера я уже был в Москве. Митрополит Никодим был еще на рабочем месте. Я постучал, вошел, молча отдал письма. Он посмотрел на меня, все сразу понял и сказал: «Прости меня, брат, Христа ради. Я зря на тебя накричал. Это была моя вина: я должен был сказать, чтобы ты взял письма обратно». Митрополит счел нужным извиниться! При всей своей строгости он был очень справедливый человек.

Моя диаконская хиротония. Рукополагает митрополит Никодим. Никольский собор Санкт-Петербурга. Пасхальная ночь 1970 г.

Что такое «духовный тонус»

Владыка Никодим умел говорить с совершенно разными людьми на доступном им языке. Помню нашу поездку в Голландию, где мы были на приеме у наследной тогда принцессы Беатрикс, нынешней королевы, и принца Клауса. С наследной принцессой он тогда беседовал как князь Церкви. А с бабушкой из Углича, простой прихожанкой, митрополит говорил как пастырь добрый. Он, кстати, помнил по именам всех своих прихожан, поздравлял их с именинами, слал телеграммы… Он знал на память и весь церковный календарь, любую дату. Богослужебные тексты произносил наизусть. Церковная жизнь, любовь к красоте богослужения были заложены в нем генетически, наверное, далекими предками из Рязани. Но самое важное, думаю, было в том, как он относился к Евхаристии. Владыка причащался каждый день. От нас, иподиаконов, он требовал: если мы участвовали с ним в богослужении, то обязательно причащаться. Он держал нас в «духовном тонусе», говорил: «Вы же будете священниками, вы должны заранее себя готовить к этому. Литургия - это вершина вашего дня, вашей недели. Готовиться к ней - что в гору идти: трудно, но нужно добраться до этой вершины». И мы готовились. Иногда в поезде с ним вместе читали правило ко Святому Причащению, которое он также знал на память, и если мы запинались или ошибались в ударении - всегда поправлял. Когда я жаловался, что не успеваю готовиться, он говорил: «Перераспредели время». Когда не удавалось быть на всенощной, он велел вычитывать службу. Он сам жил в ритме Церкви и требовал этого от других. И я с благодарностью вспоминаю эту школу.
Владыка целиком отдавал себя служению Христу и Церкви. Служение это пришлось на тяжелейшие годы - эпоху хрущевских гонений. Оно стоило ему четырех инфарктов… На пятом инфаркте, в сорок девять лет, он скончался. Это возраст святителя Василия Великого, отца Церкви, апологета, автора богослужебных текстов, которого Владыка очень чтил.
Теперь нередко приходится слышать слова осуждения в адрес митрополита Никодима: в сотрудничестве с властью, в «папизме», в тайной принадлежности иным конфессиям… От этого становится больно. Думаю, так рассуждают люди, пришедшие в Церковь после 1988 года, не заставшие гонений. Слава Богу, что теперь в России руководители государства ходят в храм, нет необходимости крестить детей тайно, на дому и никому не приходит в голову снести посреди Москвы храм. Но так, увы, было не всегда. И если в хрущевские годы хоть что-то осталось от Русской Церкви, то это во многом заслуга владыки Никодима. Его осуждают и за то, что он много занимался миротворческой работой. Но ведь в то время это была единственная маленькая щелочка, через которую Церковь могла проникнуть в общество. Приходилось это использовать. Мы участвовали во всех экуменических и миротворческих форумах, в Христианской мирной конференции, встречались с представителями разных конфессий. Благодаря этому было очевидно, что Церковь в СССР есть, и власти уже не могли втихую ее уничтожить.

«Простые» правила

У меня не раз возникал вопрос: неужели митрополит Никодим совсем не боится властей? Он настолько ярок и заметен, деятелен, настолько неудобен компартии, глава которой обещал показать по телевизору последнего попа… И я спросил: «А что если с вами произойдет то же, что с митрополитом Иосифом (Черновым)?» Владыка Никодим хорошо знал этого удивительного человека с крайне непростой судьбой. Митрополит Иосиф провел в лагерях более двадцати лет, вышел оттуда физически покалеченным. Он был образованным, мудрым человеком, обладал даром красноречия, притягивал к себе людей - таких компартия не щадила. И вот владыка Никодим, который уже болел тогда, лежал в постели, посмотрел на меня и ответил: «Митрополит Иосиф пережил это? Пережил. И я переживу. Разница может быть только в том, что сейчас я лежу на хорошей подушке, а там вместо нее под головой окажется камень».
За несколько дней до смерти митрополит Никодим назвал мне простое правило. Я пришел к нему в больницу в Праге, в обыкновенную, ничем не примечательную палату, принес огромный, красивый букет цветов. Он от души расхохотался и сказал: «Ну что ты, я же монах, а ты мне цветы принес!» На что я ответил: «Владыко, а знаете, митрополит Иосиф учил меня, что дамам и архиереям можно дарить цветы, это знак хорошего тона». (Владыка Иосиф действительно очень любил цветы, их ему дарили прихожане, ими у него всегда был украшен Престол.) В тот день митрополит Никодим дал мне такой совет: «Никогда не будь в жизни ни пессимистом, ни оптимистом, но будь твердым реалистом. Не надо видеть мир в одних лишь розовых тонах, это провоцирует ошибки, но и не нужно видеть черное там, где его нет. Прежде чем что-то предпринять, попытайся реально оценить обстановку». Через два дня после нашего разговора он получил известие о кончине папы Павла VI и не раздумывая отправился на похороны в Рим. Врачи предупреждали Владыку, что поездка может повредить его здоровью. Но он ответил, что едет в город апостола Петра и ничем не рискует. Путешествие в Рим стало для него последним.

У митрополита Никодима было еще одно важное правило, руководство в жизни. Это слова апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9 :22). Для нас, его учеников, он стал примером служения Христу, величия Церкви, Торжества Православия. Великим архиереем Русской Церкви сложного ХХ века.

Подлинное лицо и личина митрополита Никодима (Ротова)

Главная цель Церкви - сохранение в чистоте спасительного учения Господа нашего Иисуса Христа, которое Он принес на землю для спасения всего человечества. Главным преступлением в против Церкви является ересь, поскольку она нацелена на осквернение чистоты ее учения. Отсюда становится понятным, почему Церковь Христова всегда отрицательно смотрела на ереси и бескомпромиссно боролась с ними в лице Святых Отцов, многие из которых приняли мученическую смерть от еретиков.

Свое отношение к еретикам Церковь выразила в канонах или церковных законах, согласно с которыми:

1. Нельзя православным молиться с еретиками. «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». (Правило 10-е Святых Апостолов).

2. Принимать от них дары. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится

с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное; да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило 70-е Святых Апостолов).

3. Допускать их к Таинствам Церкви или самим приступать к еретическим лжетаинствам. «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». (Правило 45-е Святых Апостолов). Существуют и другие запреты, касающиеся общения православных с еретиками.

4. Брать у еретических священников благословение. «Так как теперь время ереси, то без дознания не должно им говорить: «Благословите, святые», ни испрашивать у них молитвы», - пишет преподобный Феодор Студит.

5. Принимать вместе с ними пищу. Тот же святой говорит: «Если кто вкушает вместе с сочетавшим и прелюбодеев или с другим еретиком безразлично, то не надобно и принимать пищи вместе с таковыми...».

Но во второй половине ХХ в. В Русской Православной Церкви появился некмий архиерей, который дерзнул нарушить правила Святых Апостолов, а так же Вселенских Соборов и Святых Отцов, делая все с точностью до наоборот. Речь идет о митрополите Никодиме (Ротове).

«Конец, - как говорят в народе, - делу венец».

Конец Ротова был ужасен:

10 августа 1978 г. вопреки строжайшему запрету Святых Апостолов он отслужил панихиду на гробе папы римского Павла VI. 12 августа так же вопреки канонам он участвовал в его отпевании.

А 5 сентября в Ватикане он скоропостижно скончался на приеме у папы Иоанна Павла I у туфли римского понитифика, как верный его пес.

Сбылось пророчество блаженной Пелагии Рязанской, которая предрекла экуменисту страшную и позорную смерть:

«Как собака сдохнешь у ног своего папы».

Уже после смерти Ротова «Радио Ватикана» объявило, что он был тайным католическим кардиналом .

Этому печальному итогу предшествовал долгий путь предательства Православия вехами которого стали:

1. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».

2. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.

3. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие. 4. Псевдобогословские труды, в которых Ротов призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.

6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.

Все это ни для кого сейчас не является секретом. Потому было странно слышать, когда 17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей

митрополит Волоколамский Иларион в ответ на вопрос со-ведущего программы Ивана Семенова о Никодиме (Ротове) начал его превозносить как подвижника благочестия.

«Подлинное величие этого человека становится понятно только сейчас. По сути, он играл решающую роль в определении позиции нашей Церкви по отношению к государству, которое при Хрущеве организовало очередную волну гонений на Церковь. Митрополит Никодим всей мощью своего интеллекта и церковного сознания встал на защиту Церкви...». Далее митрополит Илларион объясняет журналисту и зрителям программы, как при помощи еретиков он «спас» Церковь.

Если не знать предательскую биографию Ротова, то из слов его преемника митрополита Иллариона может сложиться ложное впечатление о «святости» тайного кардинала. Возможно, для римской курии он и свят, но до подлинной православной святости ему так же далеко, как от земли до неба. Православные же христиане ориентируются не на таких лжесвятых и не верят уже словам митрополита Иллариона, а в своей духовной жизни руководствуются писаниями Святых Отцов, надеясь через них обрести спасение и избежать соблазнов современной антихристианской действительности.

Светлов

============================

ДОПОЛНЕНИЕ

Некоторые факты из жизни митрополита Никодима Ротова и его духовных чад

Никодимовщина рак РПЦ

В настоящее время никодимовцами заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви. Следовательно, мы получили духовное наследие никодимовской политики, которая имеет ярко выраженное экуменическое направление, размывающее основу Православия, которое так бережно хранили русские люди на протяжении веков. И сегодня такая соблазнительная экуменическая активность митрополита Никодима предлагается русскому православному народу в духовное наследие.

Напомним некоторые факты и моменты из жизни митр. Никодима (Ротова). По своим религиозным взглядам он явно тяготел к католичеству. Например, он публично восхищался католическими соборами, утверждая, что в них якобы есть истинное величие в отличие от наших, менее просторных православных храмов. Опубликовано немало личных свидетельств служения Никодимом «приватных месс» по латинскому обряду.

В августе 1969 года глава русских католиков «епископ» Андрей Катков по приглашению митрополита Никодима (Ротова) прилетал в Москву. Во время посещения приходских православных церквей, по благословению митрополита Никодима, его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, и некоторые московские владыки даже благоговейно лобызались с ним.

Через месяц состоялось первое в истории официальное паломничество из Русской Церкви к святыням Рима. Митрополит Никодим (Ротов) вручил ордена Св. Владимира 1-й степени кардиналам Эжену Тиссерану и Янсу Виллебрансу; префекту восточной конгрегации кардиналу Максимилиану де Фюрстенбергу была подарена панагия, а ректору Полю Майе - наперсный крест. Кульминацией паломничества стала торжественная «божественная литургия», которую митрополит Никодим совершил в русском католическом храме Св. Антония в сослужении протоиерея Бориса Глебова, иеромонаха Кирилла Гундяева (нынешнего Патриарха) и некоторых священников. Ектении возглашал диакон Андрей Мазур (ставший патриаршим архидиаконом). Присутствовавшие католики приступили к причастию, предвкушая наступление евхаристического общения между Москвой и Римом.

Архиереи РПЦ: Кирилл (Гундяев), Никодим (Ротов), Филарет (Денисенко) и проф. А.И.Осипов

Уже в 1969 года заслугами митрополита Никодима постановлением Священного Синода РПЦ МП до таинств были допущены римские католики. Но вскоре это скандальное постановление отменили.

Нужно сказать, что с символичной смертью митрополита Никодима проповедуемая и усиленно насаждаемая им ересь экуменизма не перестала существовать в Русской Церкви, поскольку он успел оставить после себя плеяду своих учеников, которых в свое время сумел рукоположить в священный сан и поставить на руководящие должности. Сейчас дело Ротова продолжают: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), экзарх Украинской Церкви митрополит Владимир (Сабодан), экзарх Белорусской Церкви митрополит Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) и др.

Одним из ближайших и любимых учеников митрополита Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Первый ученик владыки Никодима никогда не скрывал, что считает своим долгом довести дело своего покойного учителя до конца. А идеалом и главной мечтой Ротова было «воссоединение с великой церковью запада» через проведение «восьмого вселенского» собора.

Делегация МП во главе с митр. Никодимом (Ротовым) на приеме у папы Павла VI в Ватикане, в составе делегации архим. Кирилл (Гундяев), являвшийся членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ, 3 июля 1975 г.

В 1978 году, 5 сентября, в Ватикане во время аудиенции у папы римского Иоанна-Павла I при исполнении обязательного обряда - целования туфли скоропостижно скончался его гость, основатель ереси экуменизма в России Ленинградский митрополит Никодим (Ротов). За 13 лет перед этим он встретился с духоносной старицей блаженной Пелагией Рязанской, которая предсказала ему: «Как собака сдохнешь у ног своего папы».

Когда Ротову стало плохо, папа прочел по нему отходную. Затем в кафедральном костеле святого Петра римский понтифик в сослужении множества кардиналов, прелатов и ксендзов отпел Никодима и в сопровождении двух кардиналов оправил гроб со смердящими останками покойного в Ленинград. В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры кардиналы с амвона произнесли похвальную речь умершему экуменисту и рассказали его ученикам о его «блаженной» кончине у ног папы. В настоящее время ученики Ротова занимают ведущие кафедры Русской Православной Церкви.

Митр. Кирилл (Гундяев) целует руку папе Бенедикту XVI

Экуменические откровения будущего православного патриарха


15 октября исполняется 80 лет со дня рождения одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви митрополита Никодима (Ротова). В Петербурге начались юбилейные торжества, приуроченные к юбилейной дате.

Представляем вниманию читателей слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне – святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сказанное в 75-ю годовщину, в Свято-Троицком соборе московского Свято-Данилова монастыря после панихиды о упокоении этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века.

“Сегодня мы молитвенно чтим память митрополита Никодима (Ротова) – замечательного иерарха XX столетия, оставившего яркий след в истории Русской Православной Церкви. Жизненному пути и церковному служению приснопамятного Владыки Никодима посвящены многие публикации как в религиозных, так и в светских изданиях. Мне же как человеку, хорошо знавшему его лично, хотелось бы сказать о главном, что всегда поражало в его личности.

Митрополит Никодим был подвижником в полном смысле этого слова, ибо подвижник – этот тот, кто отдает всего себя Богу и людям. Господь даровал Владыке Никодиму огромные силы – и физические, и духовные. Те, кто его помнят – а таких уже, наверное, мало с нами, – никогда не забудут его интеллектуальный облик. Он обладал феноменальной памятью, с легкостью овладевал иностранными языками, даже не обучаясь им специально.

Талантами хвалиться нельзя, ибо они от Бога. Но нельзя забывать о том, что все таланты, которыми Господь щедро наделил Владыку Никодима, он отдал на служение Церкви Христовой, народу Божию.

Тот факт, что приснопамятный митрополит Никодим скончался на 48-ом году жизни от шестого инфаркта, лучше всего свидетельствует о том, что он всецело посвятил свою жизнь служению Церкви, ничего не оставляя для себя. Если бы он жил по-другому, то, возможно, годы жизни митрополита Никодима были бы более продолжительными. Про Владыку говорили, что он “сгорает”, исполняя свое служение. Когда ему говорили об этом откровенно, он всегда с улыбкой отвечал: “Лучше гореть, чем тлеть”. Никакие аргументы не могли остановить его стремление вперед, его пламенный порыв служить Богу и людям.

Доныне ясно различим и значим след, оставленный им. В те времена, когда по стране бушевали хрущевские гонения на веру Христову, он заложил основу того епископата, который в настоящее время является ядром, сердцевиной иерархии Русской Православной Церкви. И потому мы не вправе рассматривать нынешний период новейшей истории нашей Церкви в отрыве от деяний, вклада и самой личности Владыки Никодима. Ибо значительную роль в жизни Русского Православия наших дней играют те люди, которых Владыка Никодим в свое время благословил и поставил на путь иерархического служения. И первым среди таких людей мы должны вспомнить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О жизни Владыки Никодима, о его трудах нельзя говорить как о наследии прошлого. Это также достояние нынешнего времени, и, думаю, времени будущего. Уйдут люди, которые знали его лично, но этот человек Церкви наверняка сохранится в памяти народа Божия, в анналах отечественной истории. И, может быть, как это часто бывает с деятельными людьми, которые опережают свое время, будущие поколения станут относиться к нему с большей любовью и уважением, чем современники.

Сегодня в Санкт-Петербурге совершаются заупокойные богослужения над могилой Владыки Никодима. И здесь, в Москве, мы также имеем возможность помолиться о его упокоении в Селениях праведных.

Для Владыки Никодима Отдел внешних церковных связей был любимым детищем, поскольку, приняв в управление маленькую канцелярию, он со временем создал из нее высокоорганизованное церковное учреждение, у которого в те трудные годы была невероятно сложная миссия: взаимодействовать с государством и таким образом защищать Церковь всеми доступными средствами, включая внешние церковные связи.

Поэтому я призываю всех помолиться о митрополите Никодиме, дабы Господь упокоил душу его в Небесных Своих обителях и сотворил в наших сердцах вечную молитвенную память о нем”.

Владыка Никодим (Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролове Кораблинского района Рязанской области, куда семья переехала из Рязани, чтобы провести лето. Отец его, Георгий Иванович, работал инженером-землеустроителем. Мать, Елизавета Михайловна, была учительницей. После окончания школы Борис Ротов два года проучился в Рязанском педагогическом институте. Но рано проявившееся призвание к духовному служению определило его дальнейшую жизнь. 17 августа 1947 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил Бориса Ротова во диакона. А два дня спустя архиепископ Димитрий совершил его пострижение в монашество с именем Никодим (впоследствии свое иноческое имя он оформил и как гражданское).

20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен во иеромонаха. Служение его последовательно проходило в небольшом селе Давыдове Толбухинского района, в Переяслевле-Залесском и в древнем Угличе. С января 1952 года он был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского.

Пастырское служение иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он завершил заочное обучение в Ленинградской Духовной семинарии, а двумя годами позже окончил курс Академии по первому разряду. В 1956-1958 годах архимандрит Никодим служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, начальником которой он стал в сентябре 1957 года.

По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен заведующим Канцелярией Московской Патриархии.

10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Как председатель ОВСЦ МП епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

В том же году назначен членом комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября того же года руководил Издательским отделом Московской Патриархии.

10 июня 1961 года Владыка Никодим был возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

3 июля 1963 назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита. Назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

В том же году, 9 октября, Высокопреосвященнейший Никодим становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 года был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом “Ленинградский и Новгородский”.

Заслуги митрополита Никодима перед Русской Православной Церковью были высоко оценены. Он награжден высшим церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней; 12 апреля 1970 года удостоен права ношения второй панагии; в 1971 году награжден правом служения с предносным крестом. Кроме того, он награжден также многими орденами Поместных Православных Церквей, ряда других Церквей и государственными орденами: Греции – орденом Феникса; Ливана – орденом Ливанского Кедра; Югославии – орденом Югославского знамени.

Митрополит Никодим был почетным членом Ленинградской и Московской Духовных академий.

Митрополит Никодим – выдающаяся личность своего времени. Он отличался кипучей энергией и обширной разносторонней и многообразной деятельностью. Трудился он не щадя своих сил и здоровья. Труды Владыки были посвящены распространению идей христианства. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим активно принимал участие в работе светских миротворческих организаций.

В 1972 году с ним случился первый инфаркт, после чего он подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП. Прошение это было удовлетворено. Но состояние здоровья митрополита продолжало ухудшаться. Несмотря на это, в 1974 году согласно постановлению Священного Синода он принял на себя пост Патриаршего Экзарха Западной Европы. В октябре 1975 года во время заседания рабочего комитета ХМК в Бад-Саарове (ГДР) он перенес пятый инфаркт. Врачи категорически потребовали от больного решительно изменить жизненный ритм, резко сократить объем работы. Эти требования врачей частично были выполнены, но созидательная деятельность митрополита Никодима на благо Русской Православной Церкви не прекращалась. Он продолжал, превозмогая телесные недуги, вести общецерковную работу и заботиться о духовном окормлении приходов своей епархии. Будучи уже тяжело больным человеком, он служил Божественную литургию, считая, что лучшим лекарством является молитва.

Скончался он 5 сентября 1978 года за пределами своей Родины во время исполнения им церковного послушания, порученного ему Священноначалием нашей Церкви.