Мифология: Четыре всадника Апокалипсиса. Видение Пия X

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, - самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви - ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского - автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов - шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос - Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец - основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом - Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Продолжение в следующем номере

Первый из всадников должен появиться после снятия Агнцем первой из семи печатей, в руках его лук, а на голове его венец. В книге Откровений говорится, что всадник этот выглядит «победоносно» и «придет, чтобы победить». Толкователи по-разному трактуют эти слова, одни уверены, что вид и белый цвет его коня символизируют правду и победу правды над ложью, другие считают, что он, напротив, символизирует приход на землю Отца Лжи – Антихриста, Сатаны. Однако слова его и вид люди будут принимать за правду и поклонятся ему, таким образом, он победит и принесет много горя вероотступникам.
Первого всадника Апокалипсиса еще называют «Чумой», что тоже весьма символично с точки зрения теологии. Это может трактоваться как какое-либо лже-учение, которое по масштабам сравнимо с чумной пандемией.

Всадник на рыжем коне

Когда Агнец снимет вторую печать, на землю ступит второй всадник , он будет восседать на рыжем коне с большим мечом в руках. Этому всаднику суждено «взять мир с земли», чтобы люди убивали друг друга. Второй всадник традиционно символизирует , настолько масштабную и разрушительную, что она должна затронуть все уголки мира.

Конь рыжего цвета олицетворяет пролитую кровь, а т.к. ему предшествовало появление первого всадника, это, по мнению исследователей, должно означать, что начнется война и прольется много крови вскоре после его прихода. Скорее всего, имеется ввиду пришествие на землю Антихриста и, вероятно, он ее и развяжет.

Всадник на вороном коне

Третий всадник Апокалипсиса появится вслед за Войной. Иоанн в своем видении слышал голос, который говорил: «хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий». Эти слова говорят о глобальном неурожае и последующем голоде, когда цены на зерно будут немыслимо высоки. В то же время всаднику было сказано, чтобы елей и вино он не , виноградники и оливковые деревья в меньшей степени пострадают от засухи. Вороной цвет традиционно считается , с этим термином отождествляются понятия тотальный или глобальный.
Так, например, бубонную чуму, разразившуюся в средневековье, назвали «Черной смертью» за то, что она выкосила треть населения Европы.

Одни толкователи склонны полагать, что второй всадник символизирует мировой голод, другие считают, что здесь Иоанн Богослов в аллегоричной форме говорит о богатых , тех кто покупает хиникс пшеницы за динарий и о тех, кто употребляет елей и вино, т.е. тех кто ходит в храм и соблюдает таинства и миропомазания. Т.е. всадник причинит зло только богатым и развращенным и не тронет верующих христиан.

Всадник на бледном коне

Четвертого всадника Иоанн Богослов называет «Смертью», он должен будет иметь власть над четвертой частью человечества, уничтоженной войной и голодом. Бледный цвет коня олицетворяет цвет кожи или человека, находящегося в предсмертной агонии. Из Откровения неизвестно, есть ли у четвертого всадника в руках какой-либо предмет. На гравюре XVI века, выполненной Альбрехтом Дюрером, в руках последний всадник несет трезубец, однако на других картинах, рисунках и иллюстрациях его изображают с косой в руках.

Последние слова, посвященные четвертому всаднику повествуют о том, что «за ним следует ад». Это может означать, что четвертый всадник будет последним, и после него начнется такой кошмар, который его современникам будет казаться адом, ведь после всадников Апокалипсиса начинают трубить , возвещая о колоссальных катаклизмах, каких еще не было на Земле.

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, - самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые вен цы (Откр 4 :4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви - ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21 :12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского - автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24 , 25 ), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4 :6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов - шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5 :1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос - Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24 :44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5 :6)

Агнец - основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5 :9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5 :9; 7 :14; 12 :11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом - Ин 19 :36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53 :7).

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Четыре всадника

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6 :2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6 :4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6 :5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6 :8).

Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный».

Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000-1020)

Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник - носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский).

Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера.

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11 :3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников - Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви - от эпохи апостолов до конца мира.

Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)

Жена, облеченная в солнце

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12 :1–2).

С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9 :14–15; 25 :1–13; Ин 3 :29; Еф 5 :22–33; 2 Кор 11 :2; Откр 19 :7–9; 21 :2, 9).

Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын - это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.)

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12 :3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12 :9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.

Видение апостола Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.).

Два зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13 :1).

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13 :11).

В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой - из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя - это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.

Зверь, выходящий из моря.

Первый зверь - воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача - обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16 :13; 19 :20; 20 :10).

Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго - символ института жречества императорского культа.

Зверь из земли.

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17 :1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21 :9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим - символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21 :12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

Напротив, Вавилон - образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.

Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд - как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

При этом нужно помнить, что всё Священное Писание богодухновенно и, соответственно, его смысловое содержание никогда не может считаться исчерпанным имеющимися толкованиями. Многообразие интерпретаций отражает бездонность Божественной мудрости, которая априори несоизмерима с человеческой ограниченностью. Любое наше нынешнее знание несовершенно, и узнать, что есть «на самом деле», мы сможем лишь в будущем веке, как об этом пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13 :12). Потому можно сказать, что и текст Апокалипсиса будет понят нами до конца, когда свершатся все события, символически описанные в этой книге.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Однако для того, чтобы, читая текст Откровения, не навредить себе, напридумав в своей голове различных нелепиц, не имеющих ничего общего с учением Церкви, нужно соблюдать определенную «технику безопасности». Она проста: в процессе чтения Апокалипсиса необходимо обращаться к литературе, которая способна помочь его корректному пониманию.

Во-первых, это Священное Писание . Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги , так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Из библейских книг для понимания Апокалипсиса особенно важны тексты великих пророков, прежде всего Иезекииля и Даниила, книга пророка Захарии, а также книга Исход и второй псалом. Из святоотеческих трудов, наряду с классическим толкованием Андрея Кесарийского, следует отметить труд о «Христе и антихристе» священномученика Ипполита Римского, относящиеся к Апокалипсису фрагменты «Пира десяти дев» священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского), а также двадцатую книгу «О граде Божьем» блаженного Августина.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Замечательным примером современного русскоязычного научного исследования, посвященного Апокалипсису, является монография В. А. Андросовой «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» (М., 2013). Хорошим введением в связанную с Откровением Иоанна Богослова проблематику может служить статья в Православной энциклопедии «Иоанна Богослова Откровение» (т. 24, с. 705–745).

Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16-17).

Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.

Белый всадник

Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках - лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.

Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130-202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади - знак праведности и чистоты.

Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.

Известный лидер баптистской церкви, пастор Уильям Грэм называет первого всадника Антихристом, царем лжи и раздора. Именно поэтому под ним белый жеребец. Это символ обмана и лжеправедности. Иоанн мог изобразить Антихриста с луком в руках из-за реалий времени, в котором жил сам. В начале I тысячелетия на Римскую империю часто нападали парфянские армии. В их авангарде всегда выступали исключительно умелые конные лучники. Они несли с собой раздор и смерть.

Рыжий всадник

Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.

Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI-VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».

Черный всадник

О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.

То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища - пшеница, ячмень - в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.

Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81-96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.

Бледный всадник

Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.

Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) - коммунизм, вороной - капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце - христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.

Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь - символ эры добра и праведности (4-3 тысячелетие до н. э.). Рыжий - времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3-2 тысячелетие до н. э.).

Вороной - эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2-1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).

Немало мистических и загадочных мест сосредоточено на востоке Москвы. Немногие знают, что станция метро «Перово» — это единственная станция Московского метрополитена, в оформлении которой присутствует настоящий знак Апокалипсиса.

Возможно, это так бы и осталось неизвестным, но в середине 80-х годов во время лекции одного из лекторов общества «Знание», из зала пришла записка такого содержания: «Иди в Перово. Воззри. Конь белый. Хвост аки змей. Из пасти огонь и сера». Удивленный лектор съездил на станцию метро «Перово» и обнаружил, что среди панно, которые оформляют станцию, действительно есть одно, на котором изображен конь с головой льва, из пасти которого, действительно, вырывается огонь, а хвост его реально змеиный. И действительно, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, глава 9, стих 17: «головы у коней, как головы у львов и изо рта их выходил огонь, дым и сера». И, далее, стих 19: «ибо сила коней заключалась во рту их; а хвосты их подобны змеям и имели головы, и ими они вредили». Существует версия, о том, что скульптор, оформлявший станцию, заболел. А, поскольку станцию надо было сдавать в срок, то руководство строительного треста взяло на работу никому не известного человека, пожилого, тихого, молчаливого, который, в общем, всю работу сделал вовремя и в срок, но, вот, среди его работ было это самое панно с изображением коней Апокалипсиса.

Знаменская церковь – самый древний из сохранившихся архитектурных памятников Перово. Вообще, Перово очень древний район. Здесь, под нами, вот, под асфальтом, в коллекторе, протекает река Нищенка. На берегах этой реки существовало поселение каменного века, IV тысячелетие до нашей эры. Таким образом, вполне возможно, что самое древнее поселение на месте Москвы, было как раз здесь. Но время оказалось беспощадным к самым древним поселениям и самый старый памятник – это Знаменская церковь. Построена в конце XVII – начале XVIII века князем Голицыным. Известна, главным образом, тем, что здесь императрица Елизавета венчалась со своим фаворитом Разумовским, родным дядей главного героя нашего прошлого сюжета, владельца дворца Разумовского на улице Казакова. Но, самое интересное, что здесь, рядом с этой церковью, больше не находится ничего, но здесь существовал дворец, деревянный дворец, который был построен сначала для императрицы Елизаветы, потом частично разобран, потом отстраивался еще раз и в 1732 году Перово и этот дворец за небольшие достаточно деньги купил сподвижник Петра I Яков Вилимович Брюс.

Яков Брюс – личность загадочная и легендарная. Прямой потомок шотландского графа Брюса, того самого, который знаком нашему зрителю по фильму «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном, сподвижник Петра I, возведенный им в генерал-фельдмаршалы, но больше известный как ученый, и, по легендам, колдун. Основная резиденция Брюса была в Сухаревской башне. Ну, про Сухаревскую башню разговор будет особый и, наверно, позже. А здесь он купил Перово и во дворец начал перевозить свою коллекцию, начал перевозить оборудование для своей лаборатории, однако пробыл здесь очень недолго. В 1732 году, значит, он купил Перово, почти сразу же отсюда уехал в свое имение в Глинке и в 1735 году умер. Почему? Вообще известно, что Брюс считал Перово местом очень положительным, очень позитивным, но жить он здесь не смог. Вполне возможно, что западная магия Якова Брюса вошла в противоречие с исконной русской магией здешних мест. Эта западная магическая традиция Брюса оказалась не в состоянии перебороть русскую традицию, поэтому Брюс отсюда так быстро и уехал. Колдун и чернокнижник Яков Брюс оставил после себя множество загадок. Одной, наверно, наиболее увлекательной из этих загадок, которая привлекала многих людей, в т.ч. императрицу Екатерину и, говорят даже, самого Сталина, была легендарная книга, в которой, по легенде, хранились все заклинания, все тайны, которыми он обладал. Книгу искали в разных местах, однако, вполне возможно, что какое-то время она хранилась вот здесь, в Перово. Другое дело, что от дворца ничего не осталось, это, впрочем, не значит, что под землей не могли сохраниться подземелья. Поэтому все, кто ищет книгу Брюса, по крайней мере, могут принять во внимание, что здесь, в Перово, одно из тех мест, где, вполне возможно, находилась эта книга, хотя бы недолгое время.

За моей спиной находится печально известный «дом самоубийц». Такая, своего рода, достопримечательность Перово, в свое время к нему даже экскурсии водили. Известен он тем, что в одном из его подъездов молодые мужчины либо заканчивали жизнь самоубийством, либо умирали, либо погибали при странных обстоятельствах. Ну, по легенде, это связано с тем, что в этом доме жила молодая девушка, которую бросил ее парень, после чего она покончила жизнь самоубийством, но перед этим прокляла всех мужчин. Именно поэтому проклятье падает на голову только представителей сильного пола. Забавно, что проклятье падает на голову не только тех, кто живет в этом доме, но и тех, кто просто прописан там. Есть история, как молодой человек из Казани получил в наследство квартиру в этом доме и, не успев выехать из своего родного города, умер от разрыва сердца.

No related links found