Международные трансферты. Трансферты в экономике
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова трансферт
трансферт в словаре кроссвордиста
трансферт
Экономический словарь терминов
(англ. transfer, франц. transfert - передача, от лат. transferre - переносить, переводить) трансферт
перевод иностранной валюты из одной страны в другую, банковские операции по встречным переводам валют двух или нескольких стран;
передача одним лицом другому лицу права владения ценными бумагами;
перенос оплаты по сделке с одного счета на другой;
переезд граждан из одной страны в другую; перевозка туристов из аэропорта в гостиницу, между городами.
Словарь финансовых терминов
ТРАНСФЕРТ -
Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи (индосаммента).
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
трансферт
лат. передача, перевод денег, по счетам, из банка в банк, для уплаты. -фертная передача.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
трансферт
Обмен населением между государствами на основе международного соглашения.
Автоматическое изменение гражданства.
Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
трансферт
ТРАНСФЕРТ (франц. transfert, от лат. transfero - переношу, перемещаю)
перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
Передача права владения именными ценными бумагами.
Большой юридический словарь
трансферт
(фр. transfer!) -
перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую;
передача права владения именными ценными бумагами (акции,вексель, облигации, чеки) одним лицом другому;
обмен населением между государствами на основе международного соглашения, автоматическое изменение гражданства;
в РФ применительно к бюджетной сфере понятие "Т." употребляется с 1994 г. как перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов. Начиная с 1994 г. приобретает все более широкий смысл. Сейчас под Т. подразумеваются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.
Трансферт
(франц. transfert, от лат. transfero ≈ переношу, перемещаю),
перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи (индоссамента).
Википедия
Трансферт
Трансфе́рт (, от - переношу , перемещаю ):
- Переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Например, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции по одному из итоговых документов, подписанных в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 гг.
- Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
- Перевод нормы из одного закона в другой в процессе систематизации и кодификации законодательства.
- Передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляется изменением записей в реестре
- Операция, при которой институциональная единица, предоставляющая товар, услугу или актив.
- Социальные выплаты. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального - местному.
- Процесс внутреннего ценообразования в организации. Например, в банках доходы от кредитов перераспределяются так, чтобы обеспечить прибыль как подразделению выдавшему кредит, так и подразделениям привлёкшим фондирующие этот кредит депозиты.
Примеры употребления слова трансферт в литературе.
Нет, стоп, трансферт еще сохранился, введенный на скорую руку, и пока не стерт и не спрятан.
И это именно трансферт , а не оплата, перечисленная на какой-то счет, которого не видно.
В дополнение к сказанному выше крайне необходимо изучить вопросы налогообложения по отношению к Советскому Союзу и трансферта туда прибыли.
Сообщите ему, что как только он завершит необходимые трансферты , он должен отправиться на Липтон, чтобы взять там дополнительный груз.
За 15 лет суммы прямых денежных трансфертов и пособий малоимущим выросли более чем вдвое, с 22,3 до 50,9 млрд.
Ввиду того, что как сегодня выделяемые на решение социальных проблем средства, так и те, которые могут быть направлены при приложении определенных дополнительных усилий, лишь консервируют проблему, но не решают ее, в обозримом будущем государство должно будет сделать трудный выбор между потерей конкурентоспособности национальной экономики и поддержанием нынешнего уровня жизни получателей трансфертов и пособий.
Уже только чтобы сбить скорость кредитных операций и трансфертов фондов в конце рабочего дня, требуется около часа.
Имеет смысл особо подчеркнуть, что речь идет именно о трансфертах , а не только о продажах, поскольку в последнее время коммерческий подход, доминировавший у ведущих экспортеров в первые годы после окончания холодной войны, сменился подходом более комплексным, содержащим также стратегические военнополитические элементы и предусматривающим в том числе и безвозмездные или лизинговые поставки.
Кроме того, трансферт всех известных требований на Английский банк, как на единственный центр, из которого могут быть добыты чрезвычайные средства, сосредоточивает стеснение в одном пункте, тогда как иначе оно распределилось бы по разным пунктам - и через то вызывает панику.
ДОХОД - денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты .
1. Общие трансферты (универсальные, выравнивающие) - это трансферты, которые не носят целевого характера. Общий трансферт предполагает субсидирование региональных бюджетов в части как компенсации недостаточной налоговой базы, так и дополнительных бюджетных затрат, необходимых для производства государственных услуг на уровне требуемого стандарта.
Формула общего трансферта
где - величина трансферта для i-го региона;
Численность населения i-го региона;
Стандартный душевой бюджетный доход;
Стандартная величина душевого бюджетного расхода;
Индекс отклонения величины налоговой базы i-го региона от стандартного уровня;
Индекс отклонения расходов в i-м регионе от стандартного уровня.
2. Целевые трансферты - это трансферты, которые предоставляют для решения определенных задач.
Виды целевых трансфертов :
а) проектные гранты , предназначенные для финансирования отдельных инвестиционных проектов (предоставляются, как правило, на конкурсной основе);
б) грант с открытым финансированием - грант, который компенсирует территории определенную часть их расходов по определенной статье (выделяются на законодательной основе);
в) особые трансферты , которые предоставляются для решения особых задач (землетрясения, ураганы, наводнения и различные политические события (забастовки), военные действия).
Особые бюджетные режимы - это бюджетные меры по развитию инвестиционной активности в депрессивных регионах.
Виды особых бюджетных режимов:
а) особые бюджетные режимы регионов и субъектов РФ (предполагается расширение бюджетной автономии региональных властей, полномочий по налогообложению и финансированию расходов);
б) особый локальный бюджетный режим (специальный бюджетный режим устанавливается на небольшой территории, где создаются специальные экономические зоны).
К инструментам бюджетного регулирования в РФ относятся:
а) нормативы отчислений от совместных налогов;
б) дотации, субсидии, субвенции:
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов;
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на осуществление определенных целевых расходов; стиционной активности в депрессивных регионах.
в) средства, поступающие по взаимным расчетам из ФБ в бюджет субъекта РФ в связи с принятием решений федеральным правительством и неучтенных в региональных бюджетах.
Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:
(1) в федеральном бюджете -
Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ;
Фонд регионального развития;
Фонд компенсации;
Фонд софинансирования социальных расходов;
Фонд реформирования региональных финансов;
(2) в региональных бюджетах -
Региональные фонды финансовой поддержки поселений;
Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
Региональные фонды муниципального развития;
Региональные фонды софинансирования социальных расходов;
Региональные фонды компенсаций;
(3) в бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис 3)
Рисунок 3 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.
1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БО) определяется по формуле
БО=ИНП/ИБР
где ИНП - индекс налогового потенциала РФ;
ИБР - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.
Индекс налогового потенциала (ИНП) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации.
Индекс бюджетных расходов (ИБР) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.
Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПР,) , определяется по формуле
ФФПР = Т1 + Т2 ,
где Т1 и T2; - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.
Уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%.
уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.
В 2000 г. был создан Фонд регионального развития , который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финансирования федеральных программ развития регионов.
В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций . Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.
Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты предоставляются в форме:
Финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
Субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
Средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом;
Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
Бюджетных кредитов местным бюджетам.
В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Минфин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».
Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в целях предоставления муниципальным образованиям финансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности. Налоговый потенциал - то оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объема доходов на душу населения.
Уровень бюджетной обеспеченно
сти муниципалитетов собственными доходами до распределения
средств фондов финансовой поддержки (БОг) может быть опреде
лен по следующей формуле:
БО = (НП/ (Н КПР))/(ПД/Н) ,
где НП - налоговый потенциал муниципального образования;
Н - численность населения муниципального образования;
ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа;
Н - численность населения субъекта РФ.
Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, полученный с помощью данной формулы, больше единицы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено доходами выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%).
И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше единицы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные образования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня) .
Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помощи из фондов финансовой поддержки.
Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом
Пропорционального выравнивания;
Выравнивания до максимально возможного уровня;
Комбинированным методом.
1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в случае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Муниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспеченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.
2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.
3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо использование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности.
Трансферт - что это такое? Экономическая система – явление сложное и многокомпонентное.
Она живет по своим законам, которые государство пытается контролировать, применяя различные механизмы.
Они могут проявляться как непосредственное вмешательство или быть косвенными, выбор средства зависит от каждой конкретной ситуации.
Не всегда процесс регулирования получается удачным, но некоторые средства вполне эффективны. Это относится и к трансфертам.
Что такое трансферт
Википедия дает довольно обширное понятие трансфера, в преломлении с точки зрения экономической, банковской, туристической, спортивной, психологической и других сфер.
В переводе это слово обозначает перемещение какого-то объекта.
Причем это может касаться как материальных ценностей, так и права на них, социальных пособий, законодательных норм, переселения людей и многого другого.
Так же они могут применяться в отношении одного человека, юридической организации или государства. Причем последнее регулируется нормами международного законодательства.
Трансферты в экономике
В экономике трансферт определяется как операция, в которой один субъект предоставляет другому товары, услуги или другие активы на безвозмездной основе.
Говоря простыми словами, ценности передаются во владение другому лицу без какого-либо возмещения, аналогично дарению.
Среди экономических трансфертов выделяют текущие и капитальные. Первые содержат:
- материальные ценности;
- текущие подоходные налоги;
- социальные выплаты;
- штрафы;
- отчисления социальных налогов;
- внесение добровольных взносов и подарков и другое.
Капитальные трансферты производятся в больших объемах и, как правило, производятся один раз.
Государственные трансферты
Государственные трансферты – это безвозмездное направление бюджетных средств, находящихся в собственности одной из структур государственного управления, в форме дотации, дарения или субвенции.
Как правило, подобные средства финансирования имеют конкретное направление, потому и называются целевыми.
Под такие виды перечислений разрабатывается определенная программа, в соответствии с которой они и должны расходоваться. Таковы, к примеру, поступления на реализацию программы развития малых городов.
Предоставляются трансферты, если их объект:
- соблюдает бюджет и налоговую базу;
- не имеет долговых обязательств по отношению к федеральной казне;
- не выдает государственные кредиты юридическим лицам.
Заключение
Термин трансферт прочно вошел в словарь современного человека, он активно применяется в различных сферах деловых отношений:
- экономике;
- праве;
- психологии;
- швейном деле и многих других.
Наиболее часто он используется как экономическая категория, особенно связанная с различными видами безвозмездных поступлений из бюджета. Будь то выплата социальных пособий отдельным категориям граждан или пополнение казны региона, испытывающего нехватку собственных налоговых поступлений.
Цель подобных перечислений – выровнять доходы в различных субъектах, тем самым предоставив гражданам сходные возможности и условия жизни .
Смотрите видео, в котором разъясняется суть государственных трансфертов:
В отличие от счета текущих операций, счет операций с капиталом включает только капитальные трансферты.
Капитальные трансферты (capitaltransfers) - трансферты, включающие передачу права собственности на основной капитал, связанные с приобретением или использованием основного капитала или предусматривающие аннулирование долга кредитором.
Капитальные трансферты подразделяются на трансферты государственного сектора и трансферты других секторов. Наиболее крупной статьей трансфертов государственного сектора является аннулирование долга кредитором. Если две страны - кредитор и должник - достигают договоренности об аннулировании долга полностью или о списании его части и это закрепляется в соответствующем соглашении, то сумма аннулированной задолженности показывается в платежном балансе как капитальный трансферт от кредитора должнику. В числе других государственных капитальных трансфертов можно выделить инвестиционные трансферты - средства, передаваемые одним государством другому с целью оплаты покупки основного капитала. Например, передача Россией зданий, сооружений, аэродромов и прочей военной инфраструктуры странам - бывшим членам Варшавского договора после вывода российских войск с их территорий является капитальным трансфертом. Однако передача вооружений и военной техники считается по платежному балансу текущим государственным трансфертом.
Капитальные трансферты других секторов включают трансферты, связанные с миграцией, аннулированием долга кредитором и прочие трансферты. Капитальные трансферты, связанные с миграцией, представляют собой простую стоимостную оценку имущества мигрантов, которое они перевозят из страны в страну. Аннулирование долга кредитором представляет собой списание всей или части суммы долга банком, корпорацией или другой негосударственной структурой. Прочие трансферты включают частные пожертвования на инвестиционные цели, например перевод из страны в страну наследства, завещанного для финансирования строительства университетской библиотеки или лекционного зала.
Приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов включают приобретение и продажу материальных активов, не являющихся результатом производства (земля и ее недра), а также неосязаемых активов (патенты, авторские права, торговые знаки и пр.). Необходимо отметить, что оплата за использование неосязаемых активов показывается в счете текущих операций по статье "роялти и лицензионные платежи", тогда как оплата заприобретение или продажу показывается по данной статье.
2. Прямые инвестиции
Впервой части настоящего учебника рассматривались прямые иностранные инвестиции как форма международных экономических отношений в рамках международного движения факторов производства. Прямые инвестиции являются также группой статей финансового счета платежного баланса.
Прямые инвестиции (directinvestment) - группа статей финансового счета платежного баланса, отражающих устойчивое влияние со стороны институциональной единицы - резидента одной экономики (прямого инвестора) на институциональную единицу - резидента другой экономики (предприятие прямого инвестирования).
Влияние со стороны прямого инвестора считается устойчивым, если он владеет 10% и более акционерного капитала предприятия прямого инвестирования, т.е. более 10% обычных акций или голосов акционеров(в случае корпорирован-ного предприятия), либо эквивалентом такого участия (в случае некорпорированного предприятия). Необходимо отметить, что владение 10% голосов не является жестким критерием отнесения инвестиций к разряду прямых. Инвестиции могут считаться прямыми только на основании того, что прямой инвестор играет значительную роль в управлении данным предприятием, даже если он вообще не владеет его акциями. И напротив, если инвестор владеет более 10% акций, но не играет существенной роли в управлении предприятием, его инвестиции не считаются прямыми. К числу операций, отражаемых по статье прямых инвестиций, относится не только исходная операция прямого инвестирования, но и все последующие операции между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования. Наряду с доходом на вложенный капитал прямой инвестор, в отличие от портфельного, получает также дополнительные экономические выгоды, такие как руководство предприятием, плата за выполняемые административные функции и пр. В качестве прямых инвесторов могут выступать индивидуальные инвесторы - физические лица, группы индивидуальных инвесторов, корпорированные и некорпорированные частные и государственные предприятия, правительство, общественные организации и пр.
К предприятиям прямого инвестирования относятся:
Дочерние компании (subsidiaries) - предприятия, в которых инвестор-нерезидент владеет более чем 50% акций или голосов;
Ассоциированные компании (associates) - предприятия, в которых доля инвестора-нерезидента составляет менее 50% акций или голосов;
Отделения (branches) - некорпорированные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении инвесторов и непосредственно или косвенно принадлежащие прямому инвестору.
Прямые инвестиции как за границу, так и во внутреннюю экономику показываются в платежном балансе как потоки за год по рыночным ценам в разбивке на инвестиции в акционерный капитал, реинвестированные доходы и прочий капитал. Прямое инвестирование в акционерный капитал означает приобретение новых акций отделений, дочерних и ассоциированных компаний, за исключением неголосующих привилегированных акций, не дающих права на участие в дополнительных прибылях. Реинвестирование доходов означает вложение обратно в предприятие с иностранными инвестициями части прибыли, полученной им и не распределенной в форме дивидендов. Прямые инвестиции в форме прочего капитала означают в основном внутрифирменное кредитование материнской компанией ее дочерних и ассоциированных компаний.
Некоторые типы прямых инвестиций представляют собой специальные случаи. Например, офшорные компании, специализирующиеся на сборке, торговле или финансах, а также предприятия, создаваемые с участием прямых инвестиций в свободных экономических зонах, считаются резидентами тех стран, на территории которых они расположены. Прямыми инвестициями считаются вложения средств частными лицами на приобретение недвижимости за рубежом (виллы, дачи, квартиры, земля). Деятельность строительных компаний на территории других стран может быть классифицирована либо как прямое инвестирование, либо как экспорт услуг {пример 4.5).
Портфельные инвестиции (portfolioinvestment) - группа статей платежного баланса, показывающая взаимоотношения между резидентами и нерезидентами в связи с торговлей финансовыми инструментами, не дающими права контроля над объектом инвестиций.
С точки зрения платежного баланса портфельные инвестиции бывают двух основных видов:
Ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале (equitysecurities), - акции, паи, АДР (американские депозитарные расписки - расписки на иностранные акции, депонированные в банках США), подтверждающие участие в капитале предприятий;
Долговые обязательства (debtsecurities) - облигации, инструменты денежного рынка и финансовые дериваты, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.
Облигации, необеспеченные долговые обязательства и другие долговые обязательства, как правило, дают их владельцам безусловное право на получение некоторого денежного дохода, сумма которого либо зафиксирована контрактом, либо меняется в соответствии с его условиями. В отличие от ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, процентные платежи по долговым обязательствам не зависят от уровня текущих доходов должника. В понятие облигаций также включаются неголосующие привилегированные акции, конвертируемые облигации, предусматривающие возможность их конвертирования в акции, обращающиеся Депозитные сертификаты со сроком платежа более года; двухвалютные облигации; облигации с нулевым купоном и глубоким дисконтом, размещаемые первоначально по цене ниже погашения и не предусматривающие регулярных платежей процентов; облигации с плавающей процентной ставкой; индексированные ценные бумаги, процентные платежи по которым привязываются к какому-либо индексу цен, валютному курсу или цене определенного товара; а также ценные бумаги, обеспеченные тем или иным видом залога (золото, валюта, недвижимость и пр.).
Инструменты денежного рынка обычно также дают их владельцам право получить в установленный срок фиксированную сумму денег. Главным признаком инструментов денежного рынка является то, что они, как правило, продаются и покупаются на организованных рынках по цене ниже цены погашения. Разность между ними зависит от рыночной процентной ставки и от сроков погашения. Кроме того, государство может регулировать объем и композицию таких ценных бумаг в целях управления ликвидностью, поддержания валютного курса или финансирования дефицита бюджета. Инструментами денежного рынка считаются казначейские векселя, ценные бумаги частных предприятий и банков, банковские акцепты, обращающиеся депозитные сертификаты, краткосрочные долговые обязательства с банковской поддержкой (noteissuancefacilities,NIFs). К числу последних относятся краткосрочные обязательства, выпускаемые заемщиком от своего имени на базе соглашения с банком о его обязанности разместить весь выпуск таких ценных бумаг или купить неразмещенную часть. Тем самым этот механизм представляет собой форму возобновляемого кредита, а ценные бумаги называют евронотой или долговой распиской.
Финансовыми дериватами считаются ценные бумаги, условия обращения и цены которых привязываются к первичным ценным бумагам или макроэкономическим показателям (казначейские векселя, иностранная валюта, процентная ставка, индексы цен) либо к определенным биржевым товарам (золото, сахар, кофе и пр.). Однако финансовые дериваты могут обращаться на рынке и обладать самостоятельной рыночной стоимостью, не зависящей от стоимости первичных активов. Поэтому несмотря на то, что дериваты так или иначе привязаны к первичным финансовым инструментам, в рамках финансового счета платежного баланса сделки с дериватами выделяются в самостоятельную группу и учет их ведется отдельно от учета лежащих в их основе первичных ценных бумаг. В числе наиболее типичных дериватов, сделки с которыми регистрируются в платежном балансе, следующие:
Опцион (option) - контракт, дающий право покупателю опциона купить (опцион "колл") или продать (опцион "пут") определенное количество финансовых инструментов или товаров по заранее оговоренной цене в течение определенного срока. К числу наиболее распространенных опционов можно отнести валютные, процентные, товарные, опционы по акциям, опционы с биржевыми индексами и пр. Покупатель опциона выплачивает продавцу премию, а продавец обязуется купить/ продать оговоренное количество финансовых инструментов или товаров, с которыми связан опцион, либо по требованию покупателя предоставить ему соответствующую денежную компенсацию. Премия складывается из цены приобретаемого финансового актива и платы за услуги.
Варрант (warrant) - форма опциона, дающая право его держателю купить у продавца варранта определенное количество акций и облигаций на специально оговоренных условиях в течение определенного периода времени. Варрант может продаваться отдельно от ценной бумаги, в связи с которой он выпускается, и иметь самостоятельную рыночную стоимость. Одной из разновидностей варрантов является валютный варрант, стоимость которого определяется как количество одной валюты, которое понадобится для того, чтобы купить фиксированное количество другой валюты к моменту истечения срока варранта.
Своп (swap) - соглашение, по которому участники обмениваются платежами по одинаковой сумме задолженности на заранее согласованных условиях. Процентные свопы предусматривают
обмен процентными платежами в различной форме, например фиксированную на плавающую процентную ставку, фиксированную ставку в одной валюте на плавающую ставку в другой и т.д. Валютные свопы предполагают обмен денежными суммами, выраженными в разных валютах (например, депозитами между центральными банками) с последующим обратным обменом платежами и выплатой процента.
Фьючерс (futures) - соглашение, предусматривающее обмен реального актива, принадлежащего одной из сторон, на финансовый актив, принадлежащий другой стороне, либо обмен двумя финансовыми активами в установленный в соглашении срок и по заранее оговоренному курсу. Фьючерсы бывают процентными, валютными и товарными, есть фьючерсы на акции и биржевые индексы.
Форвард (forward) - соглашение, заключаемое с целью страхования от потерь в случае изменения процентных ставок, в рамках которого стороны договариваются о ставке процента по некоторой условной сумме задолженности, которую нужно выплатить в установленные сроки. Если фактически сложившаяся на рынке процентная ставка превышает установленную в контракте, продавец контракта выплачивает компенсацию Покупателю и наоборот.
В платежном балансе процентные платежи по всем дериватам регистрируются в счете текущих операций, а платежи основных сумм - по финансовому счету. Регистрация сделок с ценными бумагами происходит в рыночных ценах. Но любые изменения рыночной стоимости, имевшие место на протяжении периода, пока эти инструменты принадлежали владельцам, - в результате изменений валютного курса, относительных цен и пр. - во внимание не принимаются. Разность между рыночной стоимостью активов на начало и на конец периода может отражать операции, Произведенные за отчетный период, или изменение цен на активы в течение этого времени.
англ. transfer) – односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. Значит. часть Т. носит социальный характер: разл. выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В бюджетной сфере под Т. понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет др. уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью Т. региональные и местные бюджеты, органы соц. защиты населения получают средства для финансирования обязат. выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установл. гос. законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. В России к Т. относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов (см. Межбюджетные отношения) или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федер. бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в %) субъектов РФ или муницип. образований в фондах. Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины Т. состоит в установлении относит. нуждаемости в бюдж. средствах конкретного тер. образования по сравнению с др. тер. образованиями, также испытывающими потребность в финанс. помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, к-рые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении тер. образования. Объем же фонда финанс. поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федер. бюджета и бюджета субъекта РФ. С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономич. практике термин Т. стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (см. Всемирный банк) и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные Т. Текущие Т. осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные Т. – единоврем., значит. по масштабу безвозмездные передачи средств, связ. с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капит. вложения из бюджета; продажа осн. фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капит. Т. могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функцион. классификации расходов Т. неприбыльным (некоммерческим) орг-циям соц. сферы проходят по соотв. разделам, а Т. населению отражаются в осн. в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные Т. подразделяются на: Т. внутри страны (взносы в уставные фонды пр-тий и орг-ций, средства, передаваемые на финансирование капит. вложений или капит. ремонта, покрытие пр-тиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь осн. фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат осн. сумм кредитов, предоставленных банками пр-тиям и населению и др.), и Т. за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле Т. называется перечисление средств с одного счета на другой.