Международные трансферты. Трансферты в экономике

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова трансферт

трансферт в словаре кроссвордиста

трансферт

Экономический словарь терминов

(англ. transfer, франц. transfert - передача, от лат. transferre - переносить, переводить) трансферт

    перевод иностранной валюты из одной страны в другую, банковские операции по встречным переводам валют двух или нескольких стран;

    передача одним лицом другому лицу права владения ценными бумагами;

    перенос оплаты по сделке с одного счета на другой;

    переезд граждан из одной страны в другую; перевозка туристов из аэропорта в гостиницу, между городами.

Словарь финансовых терминов

ТРАНСФЕРТ -

Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи (индосаммента).

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

трансферт

лат. передача, перевод денег, по счетам, из банка в банк, для уплаты. -фертная передача.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

трансферт

    Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому.

    1. Обмен населением между государствами на основе международного соглашения.

      Автоматическое изменение гражданства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

трансферт

ТРАНСФЕРТ (франц. transfert, от лат. transfero - переношу, перемещаю)

    перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.

    Передача права владения именными ценными бумагами.

Большой юридический словарь

трансферт

(фр. transfer!) -

    перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую;

    передача права владения именными ценными бумагами (акции,вексель, облигации, чеки) одним лицом другому;

    обмен населением между государствами на основе международного соглашения, автоматическое изменение гражданства;

    в РФ применительно к бюджетной сфере понятие "Т." употребляется с 1994 г. как перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов. Начиная с 1994 г. приобретает все более широкий смысл. Сейчас под Т. подразумеваются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

Трансферт

(франц. transfert, от лат. transfero ≈ переношу, перемещаю),

    перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.

    Передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи (индоссамента).

Википедия

Трансферт

Трансфе́рт (, от - переношу , перемещаю ):

  • Переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Например, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции по одному из итоговых документов, подписанных в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 гг.
  • Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
  • Перевод нормы из одного закона в другой в процессе систематизации и кодификации законодательства.
  • Передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляется изменением записей в реестре
  • Операция, при которой институциональная единица, предоставляющая товар, услугу или актив.
  • Социальные выплаты. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального - местному.
  • Процесс внутреннего ценообразования в организации. Например, в банках доходы от кредитов перераспределяются так, чтобы обеспечить прибыль как подразделению выдавшему кредит, так и подразделениям привлёкшим фондирующие этот кредит депозиты.

Примеры употребления слова трансферт в литературе.

Нет, стоп, трансферт еще сохранился, введенный на скорую руку, и пока не стерт и не спрятан.

И это именно трансферт , а не оплата, перечисленная на какой-то счет, которого не видно.

В дополнение к сказанному выше крайне необходимо изучить вопросы налогообложения по отношению к Советскому Союзу и трансферта туда прибыли.

Сообщите ему, что как только он завершит необходимые трансферты , он должен отправиться на Липтон, чтобы взять там дополнительный груз.

За 15 лет суммы прямых денежных трансфертов и пособий малоимущим выросли более чем вдвое, с 22,3 до 50,9 млрд.

Ввиду того, что как сегодня выделяемые на решение социальных проблем средства, так и те, которые могут быть направлены при приложении определенных дополнительных усилий, лишь консервируют проблему, но не решают ее, в обозримом будущем государство должно будет сделать трудный выбор между потерей конкурентоспособности национальной экономики и поддержанием нынешнего уровня жизни получателей трансфертов и пособий.

Уже только чтобы сбить скорость кредитных операций и трансфертов фондов в конце рабочего дня, требуется около часа.

Имеет смысл особо подчеркнуть, что речь идет именно о трансфертах , а не только о продажах, поскольку в последнее время коммерческий подход, доминировавший у ведущих экспортеров в первые годы после окончания холодной войны, сменился подходом более комплексным, содержащим также стратегические военнополитические элементы и предусматривающим в том числе и безвозмездные или лизинговые поставки.

Кроме того, трансферт всех известных требований на Английский банк, как на единственный центр, из которого могут быть добыты чрезвычайные средства, сосредоточивает стеснение в одном пункте, тогда как иначе оно распределилось бы по разным пунктам - и через то вызывает панику.

ДОХОД - денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты .

1. Общие трансферты (универсальные, выравнивающие) - это трансферты, которые не носят целевого характера. Общий трансферт предполагает субсидирование региональных бюджетов в части как компенсации недостаточной налоговой базы, так и дополнительных бюджетных затрат, необходимых для производства государственных услуг на уровне требуемого стандарта.

Формула общего трансферта

где - величина трансферта для i-го региона;

Численность населения i-го региона;

Стандартный душевой бюджетный доход;

Стандартная величина душевого бюджетного расхода;

Индекс отклонения величины налоговой базы i-го региона от стандартного уровня;

Индекс отклонения расходов в i-м регионе от стандартного уровня.

2. Целевые трансферты - это трансферты, которые предоставляют для решения определенных задач.

Виды целевых трансфертов :

а) проектные гранты , предназначенные для финансирования отдельных инвестиционных проектов (предоставляются, как правило, на конкурсной основе);

б) грант с открытым финансированием - грант, который компенсирует территории определенную часть их расходов по определенной статье (выделяются на законодательной основе);

в) особые трансферты , которые предоставляются для решения особых задач (землетрясения, ураганы, наводнения и различные политические события (забастовки), военные действия).

Особые бюджетные режимы - это бюджетные меры по развитию инвестиционной активности в депрессивных регионах.

Виды особых бюджетных режимов:

а) особые бюджетные режимы регионов и субъектов РФ (предполагается расширение бюджетной автономии региональных властей, полномочий по налогообложению и финансированию расходов);

б) особый локальный бюджетный режим (специальный бюджетный режим устанавливается на небольшой территории, где создаются специальные экономические зоны).

К инструментам бюджетного регулирования в РФ относятся:

а) нормативы отчислений от совместных налогов;

б) дотации, субсидии, субвенции:

- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов;

- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на осуществление определенных целевых расходов; стиционной активности в депрессивных регионах.

в) средства, поступающие по взаимным расчетам из ФБ в бюджет субъекта РФ в связи с принятием решений федеральным правительством и неучтенных в региональных бюджетах.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

(1) в федеральном бюджете -

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ;


Фонд регионального развития;

Фонд компенсации;

Фонд софинансирования социальных расходов;

Фонд реформирования региональных финансов;

(2) в региональных бюджетах -

Региональные фонды финансовой поддержки поселений;

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Региональные фонды муниципального развития;

Региональные фонды софинансирования социальных расходов;

Региональные фонды компенсаций;

(3) в бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис 3)

Рисунок 3 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БО) определяется по формуле

БО=ИНП/ИБР

где ИНП - индекс налогового потенциала РФ;

ИБР - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала (ИНП) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации.

Индекс бюджетных расходов (ИБР) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПР,) , определяется по формуле

ФФПР = Т1 + Т2 ,

где Т1 и T2; - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.

Уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%.

уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития , который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций . Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты предоставляются в форме:

Финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;

Средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

Бюджетных кредитов местным бюджетам.

В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Минфин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в целях предоставления муниципальным образованиям финансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности. Налоговый потенциал - то оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объема доходов на душу населения.

Уровень бюджетной обеспеченно

сти муниципалитетов собственными доходами до распределения

средств фондов финансовой поддержки (БОг) может быть опреде

лен по следующей формуле:

БО = (НП/ (Н КПР))/(ПД/Н) ,

где НП - налоговый потенциал муниципального образования;

Н - численность населения муниципального образования;

ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа;

Н - численность населения субъекта РФ.

Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, полученный с помощью данной формулы, больше единицы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено доходами выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%).

И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше единицы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные образования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня) .

Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помощи из фондов финансовой поддержки.

Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом

Пропорционального выравнивания;

Выравнивания до максимально возможного уровня;

Комбинированным методом.

1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в случае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Муниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспеченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.

2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.

3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо использование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности.

Трансферт - что это такое? Экономическая система – явление сложное и многокомпонентное.

Она живет по своим законам, которые государство пытается контролировать, применяя различные механизмы.

Они могут проявляться как непосредственное вмешательство или быть косвенными, выбор средства зависит от каждой конкретной ситуации.

Не всегда процесс регулирования получается удачным, но некоторые средства вполне эффективны. Это относится и к трансфертам.

Что такое трансферт

Википедия дает довольно обширное понятие трансфера, в преломлении с точки зрения экономической, банковской, туристической, спортивной, психологической и других сфер.

В переводе это слово обозначает перемещение какого-то объекта.

Причем это может касаться как материальных ценностей, так и права на них, социальных пособий, законодательных норм, переселения людей и многого другого.

Так же они могут применяться в отношении одного человека, юридической организации или государства. Причем последнее регулируется нормами международного законодательства.

Трансферты в экономике

В экономике трансферт определяется как операция, в которой один субъект предоставляет другому товары, услуги или другие активы на безвозмездной основе.

Говоря простыми словами, ценности передаются во владение другому лицу без какого-либо возмещения, аналогично дарению.

Среди экономических трансфертов выделяют текущие и капитальные. Первые содержат:

  • материальные ценности;
  • текущие подоходные налоги;
  • социальные выплаты;
  • штрафы;
  • отчисления социальных налогов;
  • внесение добровольных взносов и подарков и другое.

Капитальные трансферты производятся в больших объемах и, как правило, производятся один раз.

Государственные трансферты

Государственные трансферты – это безвозмездное направление бюджетных средств, находящихся в собственности одной из структур государственного управления, в форме дотации, дарения или субвенции.

Как правило, подобные средства финансирования имеют конкретное направление, потому и называются целевыми.

Под такие виды перечислений разрабатывается определенная программа, в соответствии с которой они и должны расходоваться. Таковы, к примеру, поступления на реализацию программы развития малых городов.

Предоставляются трансферты, если их объект:

  • соблюдает бюджет и налоговую базу;
  • не имеет долговых обязательств по отношению к федеральной казне;
  • не выдает государственные кредиты юридическим лицам.

Заключение

Термин трансферт прочно вошел в словарь современного человека, он активно применяется в различных сферах деловых отношений:

  • экономике;
  • праве;
  • психологии;
  • швейном деле и многих других.

Наиболее часто он используется как экономическая категория, особенно связанная с различными видами безвозмездных поступлений из бюджета. Будь то выплата социальных пособий отдельным категориям граждан или пополнение казны региона, испытывающего нехватку собственных налоговых поступлений.

Цель подобных перечислений – выровнять доходы в различных субъектах, тем самым предоставив гражданам сходные возможности и условия жизни .

Смотрите видео, в котором разъясняется суть государственных трансфертов:

В отличие от счета текущих опера­ций, счет операций с капиталом вклю­чает только капитальные трансферты.

Капитальные трансферты (capi­taltransfers) - трансферты, включаю­щие передачу права собственности на основной капитал, связанные с приоб­ретением или использованием основно­го капитала или предусматривающие ан­нулирование долга кредитором.

Капитальные трансферты подразде­ляются на трансферты государственного сектора и трансферты других секторов. Наиболее крупной статьей трансфертов государственного сектора является ан­нулирование долга кредитором. Если две страны - кредитор и должник - достигают договоренности об аннулиро­вании долга полностью или о списании его части и это закрепляется в соответст­вующем соглашении, то сумма аннули­рованной задолженности показывается в платежном балансе как капитальный трансферт от кредитора должнику. В числе других государственных капи­тальных трансфертов можно выделить инвестиционные трансферты - сред­ства, передаваемые одним государством другому с целью оплаты покупки основ­ного капитала. Например, передача Рос­сией зданий, сооружений, аэродромов и прочей военной инфраструктуры стра­нам - бывшим членам Варшавского до­говора после вывода российских войск с их территорий является капитальным трансфертом. Однако передача вооруже­ний и военной техники считается по платежному балансу текущим государ­ственным трансфертом.

Капитальные трансферты других сек­торов включают трансферты, связанные с миграцией, аннулированием долга кре­дитором и прочие трансферты. Капи­тальные трансферты, связанные с ми­грацией, представляют собой простую стоимостную оценку имущества мигран­тов, которое они перевозят из страны в страну. Аннулирование долга кредито­ром представляет собой списание всей или части суммы долга банком, корпо­рацией или другой негосударственной структурой. Прочие трансферты вклю­чают частные пожертвования на инвес­тиционные цели, например перевод из страны в страну наследства, завещанно­го для финансирования строительства университетской библиотеки или лек­ционного зала.

Приобретение/продажа непроизведен­ных нефинансовых активов включают приобретение и продажу материальных активов, не являющихся результатом про­изводства (земля и ее недра), а также не­осязаемых активов (патенты, авторские права, торговые знаки и пр.). Необхо­димо отметить, что оплата за использо­вание неосязаемых активов показывает­ся в счете текущих операций по статье "роялти и лицензионные платежи", тог­да как оплата заприобретение или про­дажу показывается по данной статье.

2. Прямые инвестиции

Впервой части настоящего учебника рассматривались прямые иностранные инвестиции как форма международных экономических отношений в рамках международного движения факторов производства. Прямые инвестиции явля­ются также группой статей финансового счета платежного баланса.

Прямые инвестиции (directinvest­ment) - группа статей финансового сче­та платежного баланса, отражающих устойчивое влияние со стороны инсти­туциональной единицы - резидента од­ной экономики (прямого инвестора) на институциональную единицу - рези­дента другой экономики (предприятие прямого инвестирования).

Влияние со стороны прямого инвес­тора считается устойчивым, если он вла­деет 10% и более акционерного капитала предприятия прямого инвестирования, т.е. более 10% обычных акций или голосов акционеров(в случае корпорирован-ного предприятия), либо эквивалентом такого участия (в случае некорпориро­ванного предприятия). Необходимо от­метить, что владение 10% голосов не яв­ляется жестким критерием отнесения инвестиций к разряду прямых. Инвести­ции могут считаться прямыми только на основании того, что прямой инвестор играет значительную роль в управлении данным предприятием, даже если он во­обще не владеет его акциями. И напро­тив, если инвестор владеет более 10% акций, но не играет существенной роли в управлении предприятием, его инвес­тиции не считаются прямыми. К числу операций, отражаемых по статье пря­мых инвестиций, относится не только исходная операция прямого инвестиро­вания, но и все последующие операции между прямым инвестором и предприя­тием прямого инвестирования. Наряду с доходом на вложенный капитал прямой инвестор, в отличие от портфельного, получает также дополнительные эконо­мические выгоды, такие как руковод­ство предприятием, плата за выполняе­мые административные функции и пр. В качестве прямых инвесторов могут вы­ступать индивидуальные инвесторы - физические лица, группы индивидуаль­ных инвесторов, корпорированные и некорпорированные частные и государ­ственные предприятия, правительство, общественные организации и пр.

К предприятиям прямого инвестиро­вания относятся:

Дочерние компании (subsidiaries) - предприятия, в которых инвестор-нере­зидент владеет более чем 50% акций или голосов;

Ассоциированные компании (asso­ciates) - предприятия, в которых доля инвестора-нерезидента составляет ме­нее 50% акций или голосов;

Отделения (branches) - некорпори­рованные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении инве­сторов и непосредственно или косвенно принадлежащие прямому инвестору.

Прямые инвестиции как за границу, так и во внутреннюю экономику показываются в платежном балансе как по­токи за год по рыночным ценам в раз­бивке на инвестиции в акционерный капитал, реинвестированные доходы и прочий капитал. Прямое инвестирова­ние в акционерный капитал означает приобретение новых акций отделений, дочерних и ассоциированных компа­ний, за исключением неголосующих привилегированных акций, не дающих права на участие в дополнительных при­былях. Реинвестирование доходов озна­чает вложение обратно в предприятие с иностранными инвестициями части прибыли, полученной им и не распре­деленной в форме дивидендов. Прямые инвестиции в форме прочего капитала означают в основном внутрифирменное кредитование материнской компани­ей ее дочерних и ассоциированных ком­паний.

Некоторые типы прямых инвестиций представляют собой специальные слу­чаи. Например, офшорные компании, специализирующиеся на сборке, торгов­ле или финансах, а также предприятия, создаваемые с участием прямых инвес­тиций в свободных экономических зо­нах, считаются резидентами тех стран, на территории которых они расположе­ны. Прямыми инвестициями считаются вложения средств частными лицами на приобретение недвижимости за ру­бежом (виллы, дачи, квартиры, земля). Деятельность строительных компаний на территории других стран может быть классифицирована либо как прямое ин­вестирование, либо как экспорт услуг {пример 4.5).

Портфельные инвестиции (port­folioinvestment) - группа статей пла­тежного баланса, показывающая вза­имоотношения между резидентами и нерезидентами в связи с торговлей фи­нансовыми инструментами, не дающи­ми права контроля над объектом инвес­тиций.

С точки зрения платежного баланса портфельные инвестиции бывают двух основных видов:

Ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале (equitysecurities), - акции, паи, АДР (американские депози­тарные расписки - расписки на иност­ранные акции, депонированные в бан­ках США), подтверждающие участие в капитале предприятий;

Долговые обязательства (debtsecuri­ties) - облигации, инструменты денеж­ного рынка и финансовые дериваты, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Облигации, необеспеченные долго­вые обязательства и другие долговые обязательства, как правило, дают их вла­дельцам безусловное право на полу­чение некоторого денежного дохода, сумма которого либо зафиксирована контрактом, либо меняется в соответ­ствии с его условиями. В отличие от ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, процентные платежи по дол­говым обязательствам не зависят от уровня текущих доходов должника. В понятие облигаций также включаются неголосующие привилегированные ак­ции, конвертируемые облигации, пре­дусматривающие возможность их кон­вертирования в акции, обращающиеся Депозитные сертификаты со сроком платежа более года; двухвалютные обли­гации; облигации с нулевым купоном и глубоким дисконтом, размещаемые пер­воначально по цене ниже погашения и не предусматривающие регулярных пла­тежей процентов; облигации с плава­ющей процентной ставкой; индекси­рованные ценные бумаги, процентные платежи по которым привязываются к какому-либо индексу цен, валютному курсу или цене определенного товара; а также ценные бумаги, обеспеченные тем или иным видом залога (золото, валюта, недвижимость и пр.).

Инструменты денежного рынка обыч­но также дают их владельцам право получить в установленный срок фикси­рованную сумму денег. Главным призна­ком инструментов денежного рынка является то, что они, как правило, про­даются и покупаются на организованных рынках по цене ниже цены погашения. Разность между ними зависит от рыноч­ной процентной ставки и от сроков по­гашения. Кроме того, государство может регулировать объем и композицию та­ких ценных бумаг в целях управления ликвидностью, поддержания валютного курса или финансирования дефицита бюджета. Инструментами денежного рынка считаются казначейские векселя, ценные бумаги частных предприятий и банков, банковские акцепты, обращаю­щиеся депозитные сертификаты, крат­косрочные долговые обязательства с банковской поддержкой (noteissuancefacilities,NIFs). К числу последних от­носятся краткосрочные обязательства, выпускаемые заемщиком от своего име­ни на базе соглашения с банком о его обязанности разместить весь выпуск таких ценных бумаг или купить нераз­мещенную часть. Тем самым этот меха­низм представляет собой форму возоб­новляемого кредита, а ценные бумаги называют евронотой или долговой рас­пиской.

Финансовыми дериватами считаются ценные бумаги, условия обращения и цены которых привязываются к первич­ным ценным бумагам или макроэконо­мическим показателям (казначейские векселя, иностранная валюта, процент­ная ставка, индексы цен) либо к опре­деленным биржевым товарам (золото, сахар, кофе и пр.). Однако финансовые дериваты могут обращаться на рынке и обладать самостоятельной рыночной стоимостью, не зависящей от стоимости первичных активов. Поэтому несмотря на то, что дериваты так или иначе при­вязаны к первичным финансовым инструментам, в рамках финансового счета платежного баланса сделки с дерива­тами выделяются в самостоятельную группу и учет их ведется отдельно от учета лежащих в их основе первичных ценных бумаг. В числе наиболее типич­ных дериватов, сделки с которыми ре­гистрируются в платежном балансе, сле­дующие:

Опцион (option) - контракт, даю­щий право покупателю опциона купить (опцион "колл") или продать (опцион "пут") определенное количество финан­совых инструментов или товаров по заранее оговоренной цене в течение оп­ределенного срока. К числу наиболее распространенных опционов можно от­нести валютные, процентные, товарные, опционы по акциям, опционы с бир­жевыми индексами и пр. Покупатель опциона выплачивает продавцу пре­мию, а продавец обязуется купить/ продать оговоренное количество фи­нансовых инструментов или товаров, с которыми связан опцион, либо по тре­бованию покупателя предоставить ему соответствующую денежную компенса­цию. Премия складывается из цены при­обретаемого финансового актива и пла­ты за услуги.

Варрант (warrant) - форма опцио­на, дающая право его держателю купить у продавца варранта определенное ко­личество акций и облигаций на специ­ально оговоренных условиях в течение определенного периода времени. Вар­рант может продаваться отдельно от ценной бумаги, в связи с которой он выпускается, и иметь самостоятельную рыночную стоимость. Одной из разно­видностей варрантов является валютный варрант, стоимость которого опреде­ляется как количество одной валюты, которое понадобится для того, чтобы купить фиксированное количество дру­гой валюты к моменту истечения срока варранта.

Своп (swap) - соглашение, по ко­торому участники обмениваются плате­жами по одинаковой сумме задолженно­сти на заранее согласованных условиях. Процентные свопы предусматривают

обмен процентными платежами в раз­личной форме, например фиксирован­ную на плавающую процентную ставку, фиксированную ставку в одной валюте на плавающую ставку в другой и т.д. Валютные свопы предполагают обмен денежными суммами, выраженными в разных валютах (например, депозитами между центральными банками) с после­дующим обратным обменом платежами и выплатой процента.

Фьючерс (futures) - соглашение, предусматривающее обмен реального актива, принадлежащего одной из сто­рон, на финансовый актив, принадлежа­щий другой стороне, либо обмен двумя финансовыми активами в установлен­ный в соглашении срок и по заранее оговоренному курсу. Фьючерсы бывают процентными, валютными и товарными, есть фьючерсы на акции и биржевые индексы.

Форвард (forward) - соглашение, заключаемое с целью страхования от потерь в случае изменения процентных ставок, в рамках которого стороны дого­вариваются о ставке процента по неко­торой условной сумме задолженности, которую нужно выплатить в установлен­ные сроки. Если фактически сложив­шаяся на рынке процентная ставка превышает установленную в контракте, продавец контракта выплачивает ком­пенсацию Покупателю и наоборот.

В платежном балансе процентные платежи по всем дериватам регистриру­ются в счете текущих операций, а пла­тежи основных сумм - по финансовому счету. Регистрация сделок с ценными бумагами происходит в рыночных це­нах. Но любые изменения рыночной стоимости, имевшие место на протяже­нии периода, пока эти инструменты при­надлежали владельцам, - в результате изменений валютного курса, относитель­ных цен и пр. - во внимание не прини­маются. Разность между рыночной стои­мостью активов на начало и на конец периода может отражать операции, Про­изведенные за отчетный период, или из­менение цен на активы в течение этого времени.

англ. transfer) – односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. Значит. часть Т. носит социальный характер: разл. выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В бюджетной сфере под Т. понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет др. уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью Т. региональные и местные бюджеты, органы соц. защиты населения получают средства для финансирования обязат. выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установл. гос. законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. В России к Т. относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов (см. Межбюджетные отношения) или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федер. бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в %) субъектов РФ или муницип. образований в фондах. Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины Т. состоит в установлении относит. нуждаемости в бюдж. средствах конкретного тер. образования по сравнению с др. тер. образованиями, также испытывающими потребность в финанс. помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, к-рые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении тер. образования. Объем же фонда финанс. поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федер. бюджета и бюджета субъекта РФ. С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономич. практике термин Т. стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (см. Всемирный банк) и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные Т. Текущие Т. осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные Т. – единоврем., значит. по масштабу безвозмездные передачи средств, связ. с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капит. вложения из бюджета; продажа осн. фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капит. Т. могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функцион. классификации расходов Т. неприбыльным (некоммерческим) орг-циям соц. сферы проходят по соотв. разделам, а Т. населению отражаются в осн. в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные Т. подразделяются на: Т. внутри страны (взносы в уставные фонды пр-тий и орг-ций, средства, передаваемые на финансирование капит. вложений или капит. ремонта, покрытие пр-тиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь осн. фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат осн. сумм кредитов, предоставленных банками пр-тиям и населению и др.), и Т. за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле Т. называется перечисление средств с одного счета на другой.