Методические рекомендации по проведению. Методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа

Ведяшкина Наталья Михайловна
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр"Луч"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-06 Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД Ведяшкина Наталья Михайловна МБУ ДО "Центр"Луч" В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей

Просмотреть свитедельство о публикации


Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования, разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно. При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально — авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и другие, используя основную форму организации образовательного процесса занятие.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:

Менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участ­ников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятель­ности;

Более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.

Занятие — основной элемент образова­тельного процесса в МБУ ДО «Центр «Луч», но се­годня существенно меняется его форма организации. Глав­ное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, вклю­чение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Занятия в учреждении посещают дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).

Занятие в учреждении, прежде всего, это то время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компо­нент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагогом уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр .).

Каждое учебное занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно — тематическим планом реализуемой образовательной программы.Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

Творческое объединение «Юный художник» МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей образовательной программе «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Каждое занятие в данном объединении имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.

В своей деятельности педагоги руководствуются методикой подготовки к учебным занятиям, которая включает в себя:

1. определение темы занятия;

2. продумывание общего хода занятия;

3. продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5. подбор методических материалов по теме занятия;

6. выполнение практической работы;

7.составление плана занятия (при необходимости).

Рассмотрим Методические рекомендации педагогу художественной направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток», представленного в образовательной программе в разделе «Пейзаж».

Педагогу, прежде всего, следует продумать специфическую особенность занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с объемом образовательного компонента учебного материала.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогу следует обратить внимание по постановку задач, направленных

на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и эмоциональной областей личности ребёнка.

В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить внимание на самостоятельную индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа. А нравственное и эмоциональное воздействие на детей необходимо отследить в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

При разработке содержания данного занятия педагогу необходимо обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  • применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.

Очень важно при организации учебного занятия педагогу следует придерживаться технологической цепочки:

— организации работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

— чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по данной теме образовательной программы;

— установки не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

— обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изу­чения и как итоговая проверка;

— реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.

На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные детьми работы.

По теме занятия «Изменение цветового пространства в разное время суток», педагогу следует подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио — видеотеку и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также подготовить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить объем и формы самостоятельной работы с детьми. Педагогу необходимо обратить внимание на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых

Для решения учебно-воспитательных задач.Методы обучения на занятии должны соответствовать:

·задачам занятия;

·характеру и содержанию учебного материала;

· уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

·материальному обеспечению занятия;

·личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

· индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

· регламенту времени.

В течение всего занятия в работе над темой педагог обязан осуществлять психолого — педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально — психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и в соответствии с мотивацией к обучению.

Педагогу не следует забывать о соблюдении государственных санитарно- гигиенических норм, временном режиме занятия в данной возрастной категории детей, о методике здоровье сбережения.

Поскольку в запланированном занятии обучающимся предъявляются для личностного осмысления и проживания, следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то педагогу необходимо продемонстрировать и рассказать о своих работах по теме проводимого занятия.

Данное занятие разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому педагогу ещё раз важно обратить внимание на использование форм организации работы на занятии:

· педагог – детский коллектив

· индивидуальная работа каждого обучающегося (изображение на плоскости по впечатлению или воображению).

А также на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих методов наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели, обеспечивать развитие познавательной деятельности. Выбор этих методов позволит педагогу учитывать возрастные возможности обучащихся, поскольку дети в возрасте 8 – 9 лет наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.

Педагогу также важно соблюдать демократический стиль общения с обучающимися. Не следует забывать технологию построения занятия, подразделяющегося на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

·организационный;

·проверочный;

·подготовительный;

·основной;

·контрольный;

·рефлексивный;

·итоговый;

А каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.

2.План-конспект занятия художественной направленности по теме «Пейзаж»

В качестве практического материала предлагается план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч» по теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.

Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

1. развивающая цель — развивать воображение, творческую фантазию;

2. воспитательная — воспитывать эстетическое отношение к природе;

  1. обучающая — учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия: словесный : рассуждение, беседа; наглядный : демонстрация репродукций картин, презентации; практический : практическая работа красками; частично – поисковый : самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

· презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом

· работы педагога по данной теме

· пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».

· гуашь, акварель (по выбору),

· кисти, палитра,

· ватман (формат А- 4).

Зрительный ряд : И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

К. Фридрих «Утро в горах», Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»

Музыкальный ряд : К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд : стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия по теме:

« Изменение цветового пространства в течение суток».

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию (приложение1).

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

2.Беседа . « Изменение цветового пространства в течение суток».

2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

2.2 Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса. Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Педагог акцентирует внимание детей на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

·По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?

·Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?

·Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?

·Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?

·Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.

2.4 Просмотр презентации о природе родного края.

После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.

Примерные вопросы:

— Видели ли вы подобные пейзажи?

— В чем их красота?

— Кому какое время суток больше нравиться? Почему?

— Как надо относиться к родной природе?

Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?

2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение. 2.6. Подводим итог беседы .

Обобщение . Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод : Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.

Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).

Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)

День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.

Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)

2.7 Обобщени е. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации

3.Физкультпауза (приложение1).

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:

1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.

5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

6. Анализ эффективности занятия. Используются методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль

(опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

·Что узнали нового на занятии?

·Что понравилось, что нет?

·Что хотелось бы сделать по – другому?

·Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)

Критерии оценки детских работ:

·детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;

·детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.

·в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.

2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»

На данном занятии присутствовали следующие этапы:

Организационный этап.

Задачей организационного этапа были: постановка целей, сообщение темы и плана занятия, первоначальную проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

Подготовительный этап ( подготовка к новому содержанию).

Сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

Основной этап

Усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео — материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

Итоговый.

Педагог проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.

Рефлексивный этап

Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап — 20 минут

5 этап — 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

Выводы

Проанализировав посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации на подготовительном этапе педагогом были учтены. Цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.

В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным. Доказательством всему этому стали интересные детские работы, творческие пейзажи. Творчество детей и творчество педагога – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие — один из пунктов этого увлекательного путешествия.

Список литературы

1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования

Детей. – Ростов — н-Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г

Приложение №1

Приложение. СтихотворениеА. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение. Приветствие

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение. Физкультпауза.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом — рассветы (наклон туловища вправо)

Приложение.

Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

, . .

Цель семинара как группового занятия творческого характера заключается в обсуждении участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдельных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности».

Семинар выполняет следующие основные функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя со студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе лекций знания.

Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.

Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.

Подготовке студентов к семинару, как правило, предшествует соответствующий лекционный блок. Между последней лекцией блока и семинаром предусмотрен достаточный временной интервал. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные правовые акты по теме.

Обычно на семинарское занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на семинаре также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты. Тема доклада либо является заглавной в проблематике всего семинара, либо обобщающей. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада.

По наиболее сложным вопросам студенты также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.

Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.

Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.

После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если семинарское занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.

В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.

Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10–15 минутами.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое решение.

На семинаре опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задать уточняющие вопросы.

Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара.

Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершить обобщающими суждениями преподавателя.

В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.

Градация земель

Средняя квадра тическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы,

не более, м

ДЕЛЬТА Sдоп

Земли поселений (города)

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности

и иного специального назначения

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п. 2), земли особо охраняемых территорий

и объектов

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

Правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: (отказ в согласовании, разногласия) ____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Исполнитель работ ________________ "__" __________ 200_ г. (подпись) Правообладатели или их представители: ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата)

Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 (далее - Методические рекомендации), координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1 Методических рекомендаций. При этом за окончательные значения координат межевых знаков вновь образованного земельного участка принимаются координаты межевых знаков смежного земельного участка, полученные на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.


В соответствии с разъяснениями Росземкадастра от 28.02.2003 N АО/54 техническими условиями и требованиями проведения землеустройства являются утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также Методические рекомендации по межеванию объектов землеустройства.


Наталья МИхайловна Шляпникова
Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий

интегрированных занятий .

Пояснительная записка.

В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. С чем же это связано? Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание . Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого. Я. А. Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором «Всё – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое».

Исходя из этого, можно сделать вывод :

Интеграция – это система , предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое.

Таким образом, интегрированное занятие – это занятие , которое базируется на основе одного главного курса, дополнительный курс лишь помогает глубже понять сущность изучаемого предмета, шире изучить его связи, процессы. Из этого следует, интегрированное обучение поможет избежать однотипности целей и функций обучения.

Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Основная часть.

Для чего же нужна интеграция ? В современной жизни взрослые желают как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

НЕ перегружать

НЕ переутомить новыми впечатлениями

НЕ отбить желание познавать

НЕ повторяться –

вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий .

Итак, мы подошли к условиям проведения интегрированных занятий :

устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;

проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала и освобождения времени для игры и свободного общения;

создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение , рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности : двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);

отказ от фронтальной формы работы на занятии , использование различных индивидуальных и подгрупповых форм;

чёткое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

направление практического процесса на развитие основных качеств личности : компетентностей : интеллектуальной , коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;

организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы :

принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть) ;

принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием);

принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку);

принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);

принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей : «У тебя всё получится» );

звуковой дизайн, способствующий релаксации и, наоборот, активизации мыслительных процессов, усилению эмоциональности;

ведение занятия в режиме динамических поз, ближнего и дальнего зрения, открытого пространства;

использование в работе проблемных и частично-поисковых методов обучения ;

введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями ;

использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий : двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.

Чтобы система интеграции приобрела целостный и завершённый вид, кроме условий необходимо грамотно подойти к структурированию интегрированных занятий . Рассмотрим структуру занятия :

Постоянный ритуал начала занятий ;

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию ;

Затруднение в игровой ситуации;

«Открытие» нового знания или умения;

Динамическая пауза

Игры на закрепление материала,

Воспроизведение нового в типовой ситуации;

Этюд на имитацию, релаксация;

Итог, рефлексия.

Одним из главных условий проведения интегрированного занятия являются Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Они не только повышают эмоциональное состояние и обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, но и способствуют повышению умственной работоспособности.

Я предлагаю внедрять Здоровьесберегающие технологии с учётом уровня умственного напряжения и времени проведения .

В начале занятия :

Массаж биологических точек

Элементы гимнастики

Симметричные рисунки

Использование

речедвигательного

компонента

Качание головой

В середине занятия

Использование различных

динамических поз

Пальчиковый игротренинг

Минутки радости

Тренаж со зрительными

В конце занятия

Использование элементов

музотерапии

Имитационные упражнения

Загадки – шутки

Музыкальные переменки

Пластические этюды

Дыхательные упражнения

Заключение.

Только, имея чёткое представление о структуре и содержании интегрированных занятий и выполняя все методические рекомендации к проведению такого занятия , можно вырастить здорового, полноценного и интеллектуально развитого дошкольника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Комсомольский –на- Амуре судомеханический техникум»

(КГБОУ СПО СМТ)

Разработчик: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Комсомольск-на-Амуре 2015

Составил: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Аннотация: данные методические рекомендации раскрывают роль классного часа в процессе формирования коллектива группы; в них освещаются различные модели, функции, проблемы, которым могут быть посвящены классные часы; охарактеризованы формы рефлексии классного часа.

Место издания: Комсомольский –на-Амуре судомеханический техникум

г. Комсомольск –на-Амуре

ул. Аллея Труда, 10

тел. 59-28-22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между обучающимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час - одна из форм прямого общения между руководителем и коллективом группы, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание обучающихся, развитие каждого как личности, формирование коллектива. Таким образом, организация классного часа для руководителя - нелегкое и очень ответственное дело.

Руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в группе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития обучающегося, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у подростка в общении с окружающими.

Руководитель является как бы посредником между обучающимся и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого.

Участвуя в формировании коллектива в группе, руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга для своих ребят. Он должен уметь вдохновлять подростков, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своей группы.

Внеурочное общение руководителя и обучающихся занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Представляет собой время, проведенное руководителя и группы организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения.

Отличается тем, что посвящен определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание обучающихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

о подготовке и проведении классных часов

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Классные часы являются основным компонентом системы работы руководителя группы. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта руководителя группы.

Он включается в расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Существуют различные формы классных часов, и задача руководителя группы в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Обучающиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (коллектив делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (коллектив делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у подростков, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающиеся имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для подростков темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует обучающихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих подростков, решение возникших в коллективе проблем посредством их обсуждения; учит обучающихся быть откровенными друг с другом и руководителем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (руководитель и обучающиеся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение обучающихся, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают подростков правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (группа работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем коллективом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми обучающимися);

17) мастер-классы (обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все обучающиеся делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству подростку и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал обучающихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для обучающихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные руководителю группы. Главное, чтобы подросткам было интересно, и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний обучающихся по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают обучающимися ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастли­вым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни обучающихся, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет обучающихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение обучающихся к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у обучающихся сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес обучающихся к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часе воспитанники рассаживаются непринужденно.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный руководитель группы старается не затягивать классный час, закончить его до того, как подростки почувствуют усталость.

Перед проведением классного часа руководитель группы должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.

Формы рефлексии (завершения) классного часа:

Оформление «Дерева желаний», «Дерева предсказаний»;

Пирамида приоритетов (от самого значимого на данный момент к достижимому в будущем);

Синквейн (если сверху – 1) существительное (по теме), 2) два прилагательных, характеризующие тему; 3) три глагола к теме; 4) предложение по теме; 5) существительное – синоним к теме);

Яблоко, цветик семицветик (цвета характеризующие настроение в период проведения классного часа; или предложения, советы);

Полоски (тире – недосказанность, ? – не знаю как ответить, ! – позитивная оценка);

- «пять пальцев» (предлагается посмотреть на ладонь: мизинец – мысль – какие знания я приобрел; безымянный – бодрость тела – как я физически себя чувствовал; средний – состояние духа, каким было мое настроение; указательный – уверенность – насколько уверенно я себя чувствовал; большой – близка ли цель – что я сделал для достижения своей цели);

- «подарок» (коробочка – сегодня я узнал …; бантик – мне понравилось);

- «бабочка» (тело – что запомнилось; крылья – советы участникам);

- «зонтик» (ручка – что узнал; купол – пожелания и оценка);

- «чемодан» (пригодиться; мясорубка – надо переработать);

- «сравнение» - мозговой штурм в начале, и окончании мероприятия.

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и обучающиеся. Приобщая обучающихся к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: руководителю группы и подросткам. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своей группы.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В помощь руководителю группового коллектива

Руководитель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание подростков высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в группе, иначе обучающиеся будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если руководитель предложит обучающимся совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит подростков быть более дисциплинированными в их исполнении.

Схема анализа классного часа:

Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных обучающихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?

Как подготовлены обучающиеся к мероприятию? Роль самих обучающихся в его подготовке, как распределены поручения?

      • идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая привлекательность исполнения и оформления;

        разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации обучающихся.

        отношение обучающихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).