Место женщины в сложном мире. Трагедия Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой
  • почему погибла лариса огудалова
  • в чем трагедия ларисы
  • сочинение трагическая судьба ларисы огудаловой
  • В чём трагедия Ларисы Огудаловой

Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: «коня на скаку остановит, в горящую избу

войдет...». Есть слабый, едва распустившийся цветок «тургеневской женщины». Есть, наконец, Наташа Ростова - шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они - яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова - «бесприданница», «чайка» (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы

А. Н. Островского «Бесприданница». Она - наша современница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) определяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка - по-гречески, а это не случайно) умирает.

В чем же причина ее гибели?

В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, богатство, положение в обществе, но нет души. Его любит женщина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, болезненно выраженным стремлением к взаимности, - словом женщина с душою богатою, неординарною, - и что же Она - любит, он - развлекается, она - сгорает, а он-

Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную девушку привлекал внешний блеск, умение «стильно» тратить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое обращение (без тени смущения или преклонения, как, например, у Карандышева), - словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря «золотому» правилу: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Это, конечно, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот так, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь неизменно заканчивается трагически.

Карандышев не был и не мог быть выходом из тупика: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него «спасение» невозможно точно так же, как уехать с Кнуровым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.

Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов наблюдает спокойно, а что же «спаситель»? От Ларисы отступились все, и смерть, только смерть - самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.

Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она - бесприданница. О. Паратов отдал бы ей все, будь у нее… деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть - закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по «Бесприданнице», называется «Жестокий романс».

Читая пьесу, думаешь: «Это о нас. О нашем дне». Слишком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучились любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бескорыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огудаловой. Хочется верить…

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства: «Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет. Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. Кнуров и Вожеватов - роковую, так как имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Паратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина! Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника. Карандышева же почти презирает, несмотря на то, что согласилась стать его женой. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.

Карандышев и Паратов - соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев - «маленький человек», а Паратов - «хозяин – У жизни». У него есть правило - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова.

Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл». Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастье с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на руку и сердце, и добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю». Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы, который якобы свидетельствует о женском непостоянстве. Он разыгрывает разочарованного героя. Девушка вынуждена оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.

Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Последнего она воспринимала как человеках доброй душой, бедного и непонятого окружающими, и искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы, корысти и непомерных амбиций нет места для любви.

Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые оттал-кивающие качества характера - тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к Ларисе - пародия на любовь.