Логопедические упражнения на звуки м и н. Согласные звуки м, н, л, р Звуки и буквы м н

Постановка звука [х], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Логопед предлагает ребенку зашнуровать игрушечный сапожок.

Формирование ритмической организации речи (воспроизведение ритмических структур)

Проводится игра «Строители».

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Что звучит?».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием, вибрация.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», постукивать кончиком языка о верхние резцы.

4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф__ ф! ф!).

2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф___).

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м___ м! м!).

4. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м___).

Постановка звука [н]

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ : на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги .

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.

Открытый урок на тему: Звуко- буквенный анализ слов. Звуки и буквы М-Н

Цели урока:

Образовательные:

    Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

    Учить выделять согласные звуки М-Н из слогов, слов, словосочетаний, соотносить звуки с буквами и символами.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа.

    Обогащение словаря (слова признаки)

    развитие фонематического восприятия и слуха

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слуховой памяти, внимания, логического мышления

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, поздороваемся! Сели.

    Актуализация знаний

    Артикуляционная гимнастика

    «Слон» - «Забор»

    «Лягушка» - «Зайчик»

    «часики»

    «Качели»

    «Иголка» - «Блинчик»

    «Вкусное варенье

    «Лодочка – чашечка»

    «Маляр»

    «Грибочек»

    «Лошадка»

    Дыхательная гимнастика:

Давайте понюхаем цветочек «Ах, как пахнет!»

    Гимнастика для пальцев «Зайчики»

А теперь, давайте проведем гимнастику для пальцев.

«Зайчики»

«Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

    Развитие слухового внимания и восприятия

- Послушайте скороговорку ( айпад) и назовите звук, который часто встречается в словах.

Скороговорка:

    Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила. (закрепляем на доске букву М )

Давайте, прочитаем

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку – с ног,

Саньку – в бок, Соньку – в лоб,

С санок все в сугроб (закрепляем на доске букву Н )

Давайте, прочитаем

- Сформулируйте тему занятия

Сегодня мы научимся выделять согласные звуки М-Н в словах, словосочетаниях и предложениях. Научимся подбирать слова признаки.

Характеристика звуков М-Н (слайд)

Давайте произнесем звук «М» ( губы сомкнуты, воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Горлышко звенит. Звук «М» - звонкий, твердый согласный.)

При произнесении звука «Н» ( кончик языка прижат к верхним зубам. Спинка языка опущена. Воздух проходит через нос. Горлышко звенит.

Звук «Н» - звонкий, твердый согласный.

    Развитие графических навыков письма

Ребята отгадайте загадки

Отгадайте загадки:

    Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки

боится кошки. (мышь)

    Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: -Это... (гном)

Давайте поможем мышке и гномику. Начертите дорожки от одного предмета к другому, не отрывая руки от листа бумаги.

Кому мы помогли? (мышке и гному)

V . Звуковой анализ слов.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слово: мышка [Мышка]

- Сколько слогов ? (2)

Определи ударный слог (1 слог)

Скажите первый слог. (мыш)

Какие звуки мы слышим? (М - твердый, звонкий согласный, безударный гласный звук – Ы , твердый, глухой согласный – Ш)

Скажите второй слог . (ка)

Какие звуки мы слышим?(К - Твердый, глухой согласный звук, А - ударный гласный звук)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Вывод: Звуки мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем. Сколько гласных звуков, столько же слогов.

Определите место звука М в словах: Мышь, (в начале) дом (в конце)

Определите место звука Н в словах: Нора (в начале) гном (в середине)

    Знакомство с героями занятия (задание 2 с 18)

Рассмотрите картинку и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут? (Настенька, мачеха, Марфуша, Морозко ,)

    Активизация словаря действий.

Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка, Настенька. Вспомните и запишите, что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв М и Н в слове. (закрепляют на доске)

Метет

Носит воду

Кормит скотину

Накрывает на стол

Моет посуду

(подчеркивает фломастером буквы М и Н )

VI . Физминутка «Супер физкульминутка»

Ребята, немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Активизация словаря признаков.

Давайте, их запишем героев сказки в тетради:

Настенька –

Мачеха –

Марфуша –

Недовольная мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Что она задумала? (Задумала погубить ее. И приказала старика отвести Настеньку в лес. Старик долго горевал и повёз любимую дочку в лес и её там)

- Подберите слова признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М-Н

Настенька (какая?) – м илая, послуш н ая, добрая, трудолюбивая

Мачеха (какая?) – власт н ая, жад н ая, недоволь н ая

Марфуша (какая? – ле н ивая, упрямая.

VIII . Работа над предложением.

А теперь, составьте предложение про Настеньку.

Домашнюю, делала, Настенька, всю , работу (Настенька всю домашнюю работу делала)

Вывод : предложение состоит из слов. А слова в предложении связаны по смыслу.

Итог занятия :

- Назовите слова со звуками М и Н

Звук «М» какой?( твердый звонкий согласный)

- Звук «Н» какой? ( твердый звонкий согласный)

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Губы следует сомкнуть.
Тянем длительно звук «М».

2) Звукоподражания

му (корова), ме (коза).

3) Заводная кукла

Поиграйте с ребенком в следующую игру. В этой игре у ребенка роль куклы. Вы заводите «куклу» ключом, после чего она произносит: «Ма - ма». Звук «М» нужно постараться выделить голосом.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ма», «мо», «му», «мы» при каждом соприкосновении.

5) Потешка

6) Скороговорка

Логопедическое упражнение произнесения звука «Н»

1) Артикуляционная гимнастика

Рот чуть приоткрыт в этом упражнении.
Тянем длительно звук «Н».
Воздух выпускаем через нос при этом.

2) Игра

Играйте с ребенком в игру лошадка, произнося следующее стихотворение:

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «на», «но», «ну», «ны» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Потешка

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

5) Скороговорка

Тема: «Звуки М, Мь, Н, Нь» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

Эти две куклы нам в этом помогут.

Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

Слоги: ма, на, ам, ан.

Слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Пальчиковая гимнастика:

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой.)

Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

Анализ предложений.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Какая картинка получилась?

Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск


НОД по развитию произносительной стороны речи

Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н.
Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. Ход НОД: Этап НОД Действия учителя -логопеда Действия детей 1.Организаци- онный момент Логопед: - Колокольчик вновь поёт, Поиграть нас всех зовёт. Вот мы и снова вместе, немного удивлены, немного встревожены, но очень рады видеть друг друга. Приятно вас видеть. Предлагаю вам поиграть вместе. Психогимнастика «Зайчик, колечко, цепочка» Дыхательное упражнение «Разбудим Дюймовочку» Логопед предлагает сыграть в игру с мячом «Какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных) Плащ из кожи какой? Носки из шерсти какие? Шляпа из фетра какая? Логопед: Ребята, помогите мне сосчитать носки и чулки. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Дети заходят в кабинет, встают в круг. Дети выражают удивление. Дети нахмурили брови. Улыбаются друг другу. Дети выполняют упражнения для пальчиков, следуя словесной инструкции и наоборот. Ладони сложены бутончиком перед лицом, Дети делают короткий вдох через нос и длительный выдох на руки, которые при этом изображают раскрывающийся цветок. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы: - кожаный - шерстяные - фетровая Дети передают по кругу мяч и считают: один носок, два носка,…, пять носков. Один чулок, два чулка…пять чулок.
2.Основная часть НОД Ребята присядьте на стульчики и посмотрите на доску. Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний предмет и объясните ваш выбор. Так мы с вами узнаем, какие звуки получим в подарок. Логопед: Какие слова оказались лишними? Какой первый звук в каждом из этих слов? Какие же звуки мы получаем в подарок? Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие же первые звуки в их именах? Логопед: Расскажите куклам об их любимых звуках, ведь вы уже с ними знакомы. Покажите, какими символами мы обозначаем эти звуки. Проверьте, правильно ли обозначили Наташа и Максим эти звуки? Логопед: Наташа и Максим хотят получить от вас подарки, но Наташа принимает только картинки, в названии которых есть звук «Н», а Максим хотел бы получить от вас картинки на звук «М». Логопед: Ребята назовите буквы, которые вы видите? Напомните, чем буквы отличаются от звуков? Сосчитайте, сколько здесь букв «Н», а сколько «М». Посмотрите: Наташа и Максим хотели написать свои любимые буквы, и вот что у них получилось. Допишите буквы. Логопед: Наташа и Максим вырастили прекрасный урожай необыкновенных фруктов. Что это? Дети выбирают лишние предметы и обосновывают своё решение. Дети называют. Ответы детей. Дети дают ответы. «М» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. «Н» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. Дети выкладывают символы звуков «Н» и «М» Дети исправляют ошибки кукол. Каждый ребёнок берёт по картинке, составляет предложение с этим словом и «дарит» кукле. (Я подарю красивую матрёшку Максиму) Дети поясняют, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети дают ответы. Дети исправляют ошибки кукол.
Прочитаем их. Логопед: Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём. Психогимнастика «Выложим буквы» Физкультминутка «Муха – Цокотуха» (сопряжение слова с действием) Пальчиковая гимнастика «Весёлый кролик Банни…» «Весёлый кролик Банни Резвится на поляне. Чуть шорох где-то слышит, Замрёт он и не дышит… А на его макушке Встают как стрелки ушки. А домик его – норка Под ёлкой у пригорка. Он к дому подбегает, Прыг и в него ныряет. Логопед: А теперь поможем Наташе и Максиму составить звуковые схемы слов «нос» и «мак». Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей. Превратите звуки в буквы. Логопед: Мы отлично потрудились и помогли нашим новым друзьям. Расскажите, что же интересного сегодня узнали вы и наши гости? Один ребёнок выступает в роли «учителя»: он показывает яблоки и груши, на которых написаны слоги, дети их читают. Воспитанники делятся на пары и изображают буквы «М» и «Н». Логопед вместе с детьми проговаривает вступительную часть сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Слова сопровождаются движениями. Дети последовательно выполняют движения пальчиками: указательный и средний подняты вверх, остальные согнуты («зайчик»); покачивают пальчиками влево – вправо; пальчики сложены вместе и подняты вверх; левая рука изображает «норку», а правая скачущего зайчика, который прыгает в норку. Дети выкладывают звуковые схемы, затем все вместе обсуждают то, что получилось. Дети заменяют звуковые символы на буквы и прочитывают получившиеся слова. Дети перечисляют игры и упражнения, которые им запомнились, и ещё раз дают характеристику звукам «М» и «Н».