Логическая игра «Спички», или вспоминаем форт Боярд.

Пояснение: Цель упражнения – показать подросткам, как легко «втянуться» и стать наркоманом и что наркотики – это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучивается не в начале упражнения, а при его анализе (формирование негативного отношения к наркотикам).

Вы делите группу на 3-4 подгруппы. Каждую подгруппу посадите за стол и раздайте каждой по 17 палочек. (В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю (шашлыка) или то, что вы сами придумаете).

Инструкция: Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа – по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола – я, а с другой стороны – одна из подгрупп.

Суть игры состоит в следующем:

Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.

Ваша цель - набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И за каждую проигранную партию вы получите -10 баллов (минус 10), а за каждую выигранную партию

20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков.

Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.

Всегда начинайте партию так:

Ведущий: - Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?

Подгруппа: - (дождитесь четкого положительного ответа от подгруппы)

Ведущий: - Тогда начинайте!

Суть игры:

Ваша цель – ВСЕГДА выиграть. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать. Чтобы всегда выиграть, нужно ВСЕГДА выполнять два простых правила:

1. Каждую партию должен начинать противник. Т.е. в каждой партии вы тянете вторым. Первой тянет подгруппа или представитель от подгруппы! Затем – вы, после – снова они и т.д.

2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник (подгруппа) взял 1 палочку, тогда вы должны взять 3 (1+3=4). Подгруппа взяла 2 палочки, тогда вы – тоже 2 (2+2=4). Если подгруппа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку (3+1=4). Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек.


Чтобы освоиться с этими правилами, лучше потренироваться дома с друзьями. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать 5 палочек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.

Психологический смысл игры состоит в следующем:

Вы втягиваете ребят в игру (по аналогии – в принятии наркотиков), они стремиться набрать как можно больше баллов (незаметно увеличивается доза наркотиков), но они все время проигрывают, т.к. вы знаете решение (наркотики – это «игра», в которой нельзя выиграть). В итоге, больше всего баллов набирают те, кто остановился как можно раньше, или вообще не играл (точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!).

Сложности для вас могут возникнуть тогда, когда ребята захотят вторым вступить в игру. Постарайтесь все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, скажите, что таковы правила, и напомните, что у группы всегда есть право вообще отказаться от игры.

Этапы игры:

1. Инструкция

2. Сама игра (здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы)

Можно даже спровоцировать подгруппу на такой диалог:

Подгруппа: - Мы больше не хотим играть.

Ведущий: - Боитесь, что я опять у вас выиграю?

Подгруппа: - Нет! Просто ты всегда выигрываешь!

Ведущий: - У меня совсем не сложно выиграть. Может, еще партию? Подумайте!

И только если подгруппа четко ответит «Нет!», вы к ней больше не пристаете.

Заметьте!!! Этот диалог напоминает провокацию принять очередную дозу наркотиков. Когда все подгруппы сказали «стоп!», игра заканчивается.

4. Задайте вопрос: Почему подгруппы сказали «стоп!»? Дождитесь ответы ребят. Раскройте им принцип своей победы, расскажите им, как играть в эту игру, чтобы все время выигрывать. Докажите это: сыграйте с кем-то показательную партию.

А потом скажите: Ну, кто теперь хочет попытаться у меня выиграть в эту игру, при условии, что я буду вторым брать палочки? Дураков нет? Правильно! Кто будет играть со мной в игру, зная, что выиграть не возможно?!

5. Перейдите к анализу упражнения.

Анализ упражнения:

Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что вам обещали: кайф, просветление сознания, подъем сил, а в итоге кайф быстро проходит и возникает ломка.

Я знал (а) принцип игры, и поэтому всегда выигрывал (а). Ваша задача была – вовремя остановиться. Та подгруппа, которая «просекла» это, набрала больше всего баллов. А те, кто продолжал играть (считайте – принимать наркотики), проиграли. Наркотики – это игра, в которой вы начинаете. У вас всегда есть выбор – принимать или нет, вовремя остановиться и больше не употреблять или подчиниться наркотикам и стать зависимым, стать наркоманом. Когда мы начинаем принимать наркотики, мы даже не думаем о том, что это игра, в которой мы обречены на поражение. Если бы мы знали это, как знаем все о фокусе палочек, мы бы вряд ли приняли первую дозу пусть даже самого легкого наркотика. В игре под названьем «Наркотики» выиграть НЕВОЗМОЖНО!

§ Сколько баллов вы набрали?

§ На каком этапе остановились?

§ Как шло обсуждение в ваших подгруппах?

В конце поаплодируйте той подгруппе, которая набрала больше всего баллов.

6. Сделайте вывод.

Как отказаться от предложения попробовать наркотики и сказать «нет!»? Давайте сделаем упражнение.

Информационный блок «Правила конструктивного сопротивления уговорам» (3 мин).

Задача: дать информацию о правилах конструктивного сопротивления уговорам, формирование навыков отказа от употребления наркотиков.

«Давайте вернемся к аргументам отказа. Я хочу вам предложить универсальные правила конструктивного сопротивления уговорам. Они очень просты».

Странички для любознательных.

1. Игра «Угадай число».
1)

Увеличь его в 5 раз.
Прибавь к результату задуманное число. Раздели полученное число на 6.
Объясни, почему получилось задуманное число.

2)
Задумай любое число от 1 до 10.
Увеличь его в 7 раз.
Вычти задуманное число.
Раздели полученный результат на 3.
Умножь ответ на 5.
Полученное число раздели на 10.
Объясни, почему получилось задуманное число.

1)

(х * 5 + х) : 6 = 6 * х: 6 = 6: 6 * х = 1 * х = х

2)
Пусть х — задуманное число. Тогда по условию получается:
(x * 7 — x) : 3 * 5: 10 = 6 * x: 3 * 5: 10 = x * 6: 3 5: 10 = x * 2 * 5: 10 = x * 10: 10 = 10: 10 * х = 1 * х = х

2. Игра «Одиннадцать палочек».
Играют двое. На столе лежат 11 палочек. Первый играющий берёт по своему усмотрению 1, 2 или 3 палочки. Второй играющий берёт из оставшихся по своему усмотрению 1, 2 или 3 палочки. Так поочерёдно оба играющих берут каждый раз не более чем по 3 палочки. Проигрывает тот, кому придётся взять последнюю палочку. Попробуй догадаться, как должен играть начинающий, чтобы выиграть.
Совет: начни вести расчёт «от конца». На последний ход первый игрок должен оставить второму 1 палочку, на предпоследний - 5. Объясни почему и закончи расчёт.

На последний ход первый игрок должен оставить второму 1 палочку, на предпоследний - 5, на предпрепоследней — 9. Таким образом, чтобы выиграть первому игроку, нужно в первый ход взять 11 — 9 = 2 палочки и на своем ходу для противника оставлять нечетное число палочек.
На рисунке показаны все выигрышные ситуации для первого игрока.

Этот очень динамичный вариант пряток ещё называется «Московскими прятками». Для игры понадобится длинная дощечка и двенадцать палочек на манер «чижа». Палочки должны быть заметны, чтобы их нельзя было перепутать с теми палками или сучками, которые могут попадаться на игровой площадке. Постарайтесь найти достаточно большую площадку, чтобы палочки не потерялись в кустах или траве. Можно даже покрасить их в яркие цвета для игры «по-серьёзному».

Правила игры «12 палочек»

Перед началом игры выбирается водящий - он будет искать игроков. В начале игры дощечка кладётся на камень или кирпич таким образом, чтобы получилась своеобразная «катапульта», на один конец которой укладываются все палочки. Один из игроков топает по противоположному концу дощечки, палочки разлетаются, а игроки разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий как можно быстрее собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на дощечку и после этого начинает поиск спрятавшихся игроков.

Как только он находит какого-нибудь игрока, они бегут наперегонки к дощечке, как в прятках, чтобы «застукаться». Но здесь задача другая: если найденный игрок первым успевает «запустить» палочки в воздух, игра повторяется с тем же водящим. Если же «запустить» палочки успеет водящий - то водящим становится найденный игрок.

Водящий принимается собирать палочки на дощечку, а все остальные игроки перепрятываются.

В ещё одном варианте игры число палочек - по количестову участников (минус водящий). Тогда, найдя очередного игрока, водящий кладёт палочку на дощечку, ведя своеобразный счёт найденным.

В более сложном варианте водящий должен найти всех игроков и никому не дать «запустить» палочки. Тогда водящий заменяется на последнего найденного. Игроки же, естественно, стараются незаметно для водящего добраться до дощечки и «запустить» палочки, пока их не нашли.

Видео игры «Двенадцать палочек»:

Привет, друзья.

Помните замечательную телеигру «форт Боярд»? Там было много интересного и разного, но мне особенно запомнились комнаты «мастеров Игры» (я помню их именно так, хотя где-то эти ребята названы как Мэтры времени). Что интересно, задания с Мэтрами далеко не всегда требовали от участников силы, удачи или ловкости. Порой нужно было включить мозг и хорошенько подумать. К сожалению, тикающее время не давало такой возможности.

Одна из самых запоминающих игр в таких комнатах называлась «Палочки». Суть очень проста: перед участником и Мастером 20 палочек. Ходят по очереди. Каждый в свой черёд может взять от 1 до 3 палочек. Проигрывает тот, кто берёт последние.

Если как следует подумать, игра довольно простая. Но стрессовая ситуацию плюс уменьшающееся время, иногда приводили к курьёзным ситуациям. Например, участник из 2 оставшихся палочек брал… две, и проигрывал. Из 81 одного раза, что проводилось данное испытание, гости «форта» одержали 31 победу.

Данную программу начали показывать в девяностых. Сказать, что это смотрелось круто - значит промолчать.

Через какое-то время я, совершенно случайно, нашёл книгу логических задач середины прошлого столетия. И там было описание игры «Спички». Так вот, суть абсолютно та же, что и у «Палочек».

Правила игры «Спички»

Играют два человека. Перед ними на столе в ряд выложено 20 спичек. Каждый в свой ход может взять от 1 до 3 спичек. Ходы выполняются по очереди. Проигрывает участник, взявший последнюю спичку (или спички).

Суть логических игр

Как видно, всё предельно просто. Но оттого процесс становится более захватывающим.

Можно брать произвольное число спичек, а можно немножко подумать и найти алгоритм, при котором получив ход с 10+ спичек однозначно довести партию до выигрыша.

Это логическая задача, в которой всё гораздо проще шахмат. И в этом очевидный плюс для новичков.

В шахматах можно совершать идеальные ходы, исходя из текущей расстановки фигур, и обыгрывать всех знакомых. Но если попытаться сразиться с КМС или более сильным игроком, последует горькое поражение.

Дело в том, что обычно люди думают на 1-2 хода вперёд. И мастера этим могут воспользоваться: жертвуя ладью или ферзя, гроссмейстер заманивает оппонента в невыгодную для того (или наоборот, выгодную для себя) позицию.

Суть игры «Спички»

Можно ходить не думая до тех пор, пока не останется 4-6 спичек, а потом попытаться подумать и выиграть, или найти правильный ход, при котором у оппонента не будет шансов (зависит от количества оставшихся спичек).

Например, если игрок получает ход, на котором поле содержит 6 спичек - это 100% победа. При условии, что игрок возьмёт 1 спичку.

Если же игрок получает ход и 5 спичек, это 100% поражение. Опять же, при условии, что оппонент не протупит.

Самое забавно, здесь есть «алгоритм Б*га» (100% победа) даже при получении хода с 10+ спичек.

Игра «Спички»

Обо всём рассказал, настало время что-то предложить. Хотите попробовать свои силы в этой игре?

Если не терпится, листайте страничку ниже.

В игре предусмотрено 2 уровня сложности:

  1. Лузер компьютер на каждом ходе вытягивает произвольное количество спичек. Выигрышный алгоритм включается, когда он получит ход и менее 5 спичек. Как мы помним, 1 спичка - это проигрыш, так как игрок в свой ход обязан взять хотя бы одну спичку.
  2. Продвинутый более сложный вариант, компьютер включает «алгоритм победы» уже при 12 спичках - до этого «ходит» случайно. Но победить его всё равно можно, для этого, правда, придётся подумать. Или быть очень удачливым человеком.

Игрок берёт спички слева, компьютер - справа. Такое сделано исключительно для удобства. Для хода наведите мышку на 1-3 крайние левые спички (их фон станет жёлтым) и подтвердите выбор кликом.

И ещё один момент. Вы не можете забрать 2 или 3 последние спички. Подобный ход означал бы автоматический проигрыш из-за невнимательности, потому он запрещён.

Делитесь в комментариях, как быстро вам удалось обыграть «продвинутый» компьютер. Было сложно? И вообще, нужно ли делать ещё что-то логическое?

Хочется разместить игру на своём сайте? Просто добавьте в код страницы (там, где должна располагаться игра) следующее.