Л мартов какая общественная мысль. Мартов юлий осипович (настоящая фамилия цедербаум)

Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?

ПЯТЬ МИНУТ!

Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».

Почему «Развитие»?

Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:

  • Мы работаем в этой сфере уже 10 лет. Вдумайтесь: это два десятка учебных полугодий, в течение которых наши клиенты получали неизменно качественные рефераты, курсовые или дипломы на заказ.
  • Первый интернет-заказ на написание дипломной работы мы приняли в 2001 году. С тех пор агентство «Развитие» не ограничено не только тематическими, но и географическими рамками: мы выполняем рефераты, курсовые и дипломы всех специальностей из любой точки России и зарубежья. Достаточно заполнить форму онлайн-заказа, или связаться с нами по телефонам или e-mail - и Вам остается только вручить готовую работу своему преподавателю.

Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.

Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?

  • Наши специалисты пользуются обширной научной библиотекой по всем специальностям, в которой представлены разнообразные пособия, тематическая периодика, практическая литература, энциклопедия, отечественные и переводные издания - вплоть до уникальных материалов, недоступным простым студентам;
  • В агентстве «Развитие» дипломы, курсовые или рефераты на заказ пишут только специалисты по данной отрасли. Все сотрудники агентства имеют профильное образование и обладают высокой квалификацией;
  • Вы оплачиваете работу только после того, как убедитесь в том, что она соответствует Вашим требованиям. Никаких «котов в мешке»!

В. Ленина и Ю. Мартова называли друзьями-врагами. Когда Мартов умер в 1923 г. в Берлине, больному Ленину об этом не сказали, поскольку боялись, что с ним может случиться удар.

Политические взгляды Мартова и Ленина поначалу сходились: оба были марксистами. Но затем из одной, марксистской идеологии выросли две другие противоположные друг другу - демократический социализм (меньшевизм) и революционный социализм (большевизм). О том, каковы были основные расхождения между двумя этими идеологиями, наш корреспондент И. СОЛГАНИК беседует с доктором исторических наук Г. ЙОФФЕ.

Расхождения между Лениным и Мартовым я бы объединил в три группы в соответствии с хронологией. Первая - расхождения по организационному вопросу, которые обнаружились на II съезде РСДРП (1903 г.).

Ленин утверждал, что в условиях самодержавия пролетарская партия должна стать "организацией профессиональных революционеров", дисциплинированной, выстроенной сверху вниз: "идея централизма должна пронизать собою весь устав". Основная область деятельности партии - нелегальная, подпольная. А легальные организации должны играть вспомогательную роль - прикрывать нелегальное ядро.

По этому поводу меньшевистская новая "Искра" в 1903 г. писала: "Ленин хочет такую партию, которая представляла бы собою огромную фабрику во главе с директором в виде ЦК, а членов партии превратить в "колесики и винтики".

Мартов говорит также о "гипертрофии централизма" ленинского плана, о том, что ленинская чрезмерно нейтралистская организация опасна тем, что в ее центре может оказаться "неспособное лицо".

Вслед за Троцким Мартов обвиняет Ленина в "бонапартизме", в том, что он хочет установить в ЦК свое господство. Ленин отвечает: "До какой степени глубоко мы расходимся здесь политически с тов. Мартовым, видно из того, что он ставит мне в вину это желание влиять на ЦК, а я ставлю себе в заслугу то, что я стремился и стремлюсь закрепить это влияние организационным путем".

Видимо, Ленин был по-своему последователен и логичен, учитывая, что главной своей целью он ставил вооруженное восстание, захват власти большевиками - демократическая партия вряд ли могла бы этого достичь.

Конечно, у Ленина была своя логика и своя правота. Но несомненно также и то, что ленинская модель, выдвинутая еще в книге "Что делать?", а затем предъявленная на II съезде РСДРП, позднее привела к превращению партии в закрытую, ограниченную, полностью находящуюся под контролем "вождя" организацию. Ленинская модель повышала "боевую готовность" партии, но сужала ее демократизм.

А теперь - точка зрения Мартова. Он считает, что партия должна быть демократичной, массовой, включать всех, кто хочет помочь освобождению рабочего класса, и действовать легально. А подпольные партийные организации нужны для того, чтобы помогать открытой массовой партии.

Мартов тоже был по-своему логичен и по-своему прав. Его модель перекрывала пути гипертрофированному централизму в партии, должна была усилить ее демократический характер. Да, она могла снизить "боевитость" партии, но зато исключала авторитарные тенденции, превращение в "винтики" рядовых членов.

Как известно, на II съезде РСДРП формула Ленина получила большинство. Мартов остался в меньшинстве. Так в связи с расхождением по оргвопросу возникли два течения в российской социал-демократии - большевизм и меньшевизм.

Наверное, самые глубокие расхождения между большевиками и меньшевиками были не в их конечной цели (социализм), а в том, что значил для них социализм и какими методами его хотели строить. Ленинцы считали, что этой цели смогут достичь, только взяв власть в свои руки. Ленинская установка, начиная со II съезда партии, была неизменной: власть через вооруженное восстание ("коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти"). Мартов был против вооруженного восстания.

Не получается ли так, что в этом вопросе Мартов был марксистом больше, чем Ленин? По Марксу, общество не может перескочить через естественные фазы развития, и революция может произойти только в индустриально развитой стране в результате развития самого капиталистического общества, его внутренних законов. По Ленину - революция может произойти и в отсталой стране в результате вооруженного переворота.

Отвечая на этот вопрос, скажу о второй группе расхождений между Мартовым и Лениным, которые можно назвать политико-стратегическими.

Почему Ленин стремился создать боевую партию профессиональных революционеров? Потому, что с ее помощью большевики рассчитывали свергнуть царизм и прийти к власти, добиться, по мысли Ленина, относительно быстрого перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Меньшевики, в том числе Ю. Мартов, исходили из того, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазное правительство, которое будет содействовать капиталистическому развитию страны. Социал- демократия в этих условиях должна играть роль политической оппозиции. Задачу социалистического преобразования страны социал-демократы могут поставить лишь после того, как для этого вызреют экономические и общественные условия.

Конечно, концепция Мартова выглядит более марксистски-ортодоксальной, концепция Ленина - более новаторской.

Мы всегда подчеркивали идеологическую природу расхождений Ленина и Мартова, что, безусловно, справедливо, но неоправданно игнорировали разницу их темпераментов, которая тоже имела немалое значение. Ленин был человеком огромной воли, беспощадным к противникам, резким в высказываниях. О Мартове один из его сподвижников, меньшевик Д. Далин писал: "Мартов был скорее человеком интеллекта, чем большой воли. Больше мыслитель и писатель, чем генерал, он пользовался авторитетом благодаря уму и страстной преданности своей идее, но нуждался в коллеге-вожде, который при нем держал бы в руках разветвленный аппарат, вел практическую работу...".

Была ли, по-вашему, демократическая альтернатива Октябрю, идея которого, как известно, не находила полной поддержки даже среди большевиков, не говоря уже о других партиях?

Мы наконец подошли к последней группе противоречий между большевиками и меньшевиками.

Мартов вернулся в Россию из Швейцарии спустя месяц после Ленина - в мае 1917 г. Вот отрывок из его письма в Швейцарию, написанного летом: "Страна разорена (цены безумные, значение рубля равно 25 - 30 коп., не более). Город запущен до страшного, обыватели всего страшатся - гражданской войны, голода, миллионов бродящих солдат и т. д. Если не удастся привести очень скоро к миру, неизбежна катастрофа. Над всем тяготеет ощущение чрезвычайной "временности" всего, что свершается. Такое у всех чувство, что все это революционное великолепие на песке, что не сегодня - завтра что-то новое будет в России - то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считающих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски".

Уже в начале июля Мартов выдвинул идею единения всех демократических сил, создания однородного социалистического правительства. Эта идея отмежевала Мартова от правых меньшевиков, которые вошли в коалицию с буржуазными партиями, и прежде всего - кадетами, но в то же время и от большевиков, требовавших, как известно, передачи всей власти только Советам.

Между тем политический компромисс, без преувеличения, мог бы стать поворотным пунктом в революции: обеспечить ее мирное развитие и предотвратить гражданскую войну. Но компромисс не состоялся. Опасаясь быстрой большевизации масс и Советов, правые меньшевики и эсеры к концу сентября 1917 г. вернулись к политике правительственной коалиции с кадетами. С одной стороны, это окончательно их скомпрометировало и связало с обанкротившимся Временным правительством, с другой - еще больше толкнуло массы к большевикам под их радикальные лозунги (мир, хлеб, земля), а самих большевиков - Ленина, Троцкого и других резко сдвинуло влево, к идее вооруженного восстания против Временного правительства как единственному способу разрешить социальный и политический кризис.

Отчаянные попытки Мартова уже в дни восстания мирно разрешить кризис путем переговоров представителей всех социалистических партий и создания "общедемократического правительства" не увенчались успехом. Правые меньшевики и правые эсеры в знак протеста против восстания покинули II съезд Советов, оставив "поле революции" большевикам. Большевики также отвергли примиряющее предложение Мартова.

- "Мы открыто ковали волю масс на восстание, - заявил Троцкий на II съезде Советов, - наше восстание победило. Теперь нам предлагают: откажитесь от победы, заключите соглашение. С кем? Вы - жалкие единицы, вы - банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории".

Альтернативные варианты предлагает большевикам и Викжель: создать "однородное социалистическое правительство" из всех советских партий, поскольку "образовавшийся в Петрограде Совет народных комиссаров, как опирающийся только на одну партию, не может встретить признания и опоры во всей стране".

Демократическое крыло ЦК партии большевиков - Каменев, Зиновьев, Рыков, Ногин также требуют создать "правительство из советских партий", поскольку вне этой коалиции есть только один путь - "сохранение чисто большевистского правительства средствами политического террора". Но Ленин настаивает, что "без измены лозунгу Советской власти нельзя отказываться от чисто большевистского правительства".

То есть получается, что если до Октября 1917 г. демократические альтернативы были, то после него их уже не было.

Ретроспективно можно, конечно, об этом сожалеть, но тогда каждая партия действовала сообразно своим политическим интересам. Увы, для многих партийных лидеров они оказались важнее будущего страны. Впрочем, будущее виделось им по-разному. Те, кто выступал за блок партий (меньшевики), видели в нем гарантию против раскола демократических сил, способного довести страну до гражданской войны. Те, кто был настроен радикально и шел на разрыв с "буржуазными соглашателями" (большевики), также считали, что только на этом пути возможно будет парализовать силы контрреволюции и предотвратить гражданскую войну.

А теперь - последний вопрос. Каково было отношение Мартова, для которого не было "социализма без демократии и демократии без социализма", к диктатуре пролетариата?

Многие западные советологи называют учение о диктатуре пролетариата "тоталитарной философией власти", поскольку эта диктатура организована таким образом, что ее, по Ленину, может непосредственно осуществлять не сам пролетариат, а только его "авангард" - партия большевиков, а партией, в свою очередь, руководит ЦК. "Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выбранный на съезде Центральный Комитет из 19 человек, причем текущую работу в Москве приходится вести еще более узким коллегиям, именно так называемым "Оргбюро" (Организационному бюро) и "Политбюро" (Политическому бюро), которые избираются на пленарных заседаниях Цека в составе пяти членов Цека в каждое бюро. Выходит, следовательно, самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии", - писал в 1920 г. Ленин, впоследствии сам ставший заложником этой системы.

Правые меньшевики считали Октябрь солдатским бунтом, авантюрой, а установившуюся систему - террористической партократией. Но отношение Мартова к Октябрю было далеко не столь однозначным. Выступая на экстренном съезде партии меньшевиков в конце ноября 1917 г. Мартов говорил: "Месяц, прошедший со дня большевистского переворота, достаточный срок, чтобы убедить каждого в том, что события этого рода ни в коем случае не являются исторической случайностью, что они являются продуктом предыдущего хода общественного развития". Спустя некоторое время он писал Аксельроду в Стокгольм: "Мы не считаем возможным от большевистской анархии апеллировать к реставрации бездарного коалиционного режима, а лишь к демократическому блоку. Мы за преторианско-люмпенской стороной большевизма не игнорируем его корней в русском пролетариате, а потому отказываемся организовывать гражданскую войну против него...". Но до конца своих дней Мартов страдал от того, что Октябрю не суждено было стать общедемократическим, создавшим правительство из всех социалистических партий.

В 1920 г. Мартову по просьбе ЦК меньшевиков был выдан заграничный паспорт для участия в работе съезда Независимой германской социалистической партии в городе Галле.

В Россию он не вернулся. В Берлине издавал журнал "Социалистический вестник", тяжело болел и умер в 1923 г. от туберкулеза.

Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум ; 24 ноября 1873, Константинополь - 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) - российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Ранние годы

Родился в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича - Александр Осипович Цедербаум - стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850-1860 гг. и в Петербурге в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович (1839-1907) - служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила. Двое из трёх братьев Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и сестра Лидия стали известными политическими деятелями.

C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии».

Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. - Показательна даже игра, которую играли старшие дети. Они придумали государство, названное ими Приличенск. И когда кто-то из них совершал какой-нибудь дурной поступок, его укоряли: „В Приличенске так не поступают“».

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной.

Учился Юлий три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год - в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Политическая деятельность

Уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. Бунд).

После отбытия наказания в 1895 г. вместе с В. И. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса (название организации придумал Мартов), за что был в 1896 г. вновь арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им была написана первая собственная работа «Современная Россия». В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Лениным. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума Конкордия Захарова стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из Полтавы в Петербург, а оттуда - в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным.

Один из лидеров меньшевизма, идеолог российской социал-демократии, меньшевизма.

Сын служащего, потомственный почетный гражданин. В 1891 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

В 1892 г. стал лидером социал-демократического кружка (С-Петербургская группа «Освобождение труда»). Арестован, в 1893 г. выслан в Вильно под гласный надзор полиции.

В 1895 г. вернулся в С-Петербург и совместно с В. Лениным и др. создал Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895).

В январе 1896 г. арестован и в феврале 1897 г. выслан на 3 года в Туруханск. Боролся против экономизма, поддержал протест 17 социал-демократов против Credo Е. Кусковой.

Один из инициаторов создания газеты «Искра». С 1901 г. за границей - в Мюнхене, Лондоне, Женеве и др. Член редакции «Искры», лидер «мягких искровцев». Участвовал в подготовке программы РСДРП.

В декабре 1917-1920 гг. - фактический лидер социал-демократов в России. Член редакций «Рабочей газеты» и газеты «Всегда вперед». В январе 1918 г. избран во ВЦИК.

14 июня 1918 исключен из ВЦИК и Петросовета вместе с другими меньшевиками и эсерами. Критикуя « военный коммунизм » и красный террор , считал советский режим «фактом действительности», который необходимо демократизировать.

Делегат VII и VIII съездов Советов, в 1919-1920 гг. - член ВЦИК и Моссовета. В 1919 г. избран в Социалистическую академию.

Тезисы Мартова «Ми-ро-вая со-ци-аль-ная ре-во-лю-ция и за-да-чи со-ци-ал-де-мо-кра-тии» в апреле 1920 г. легли в основу плат-фор-мы РСДРП(о).

В сентябре 1920 г. выехал в Германию, оставаясь советским гражданином. В Берлине возглавил заграничную делегацию РСДРП, основал журнал «Социалистический вестник» (1921).

На съезде НСДПГ в ноябре 1920 подверг большевизм резкой критике, но призвал защищать Русскую революцию от интервенции и реставрации. Расценивал большевизм как результат воздействия на рабочий класс мелкобуржуазной стихии и обстановки милитаризации военного времени. Один из основателей Венского интернационала (1921-1923). Один из организаторов кампании против процесса эсеров 1922 г.

Сочинения:

Записки социал-демократа. М., 1924;

Развитие крупной промышленности и рабочее движение в России. Пг., М., 1923;

Очерки международного социализма и рабочего движения (1907-1913). М., Л., 1926;

Избранное. М., 2000.

Исторические источники:

Из ар-хи-ва се-мьи Це-дер-ба-ум. М., 2008;

Мень-ше-ви-ки в 1917 г. М., 1994-1997. Т. 1-3;

Мень-ше-ви-ки: До-ку-мен-ты и ма-те-риа-лы, 1903-1917 гг. М., 1996;

Пись-ма Ю. О. Мар-то-ва. 1916-1922. Benson, 1990;

1917: ча-ст-ные сви-де-тель-ст-ва о ре-во-лю-ции в пись-мах Лу-на-чар-ско-го и Мар-то-ва. М., 2005;

Ю.О. Мар-тов и А.Н. По-тре-сов. Пись-ма. 1898-1913. М., 2007.

В 1850-1860 гг. и в в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович - служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Двое из трех братьев и сестра ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и Лидия ― стали известными политическими деятелями. Учился Юлий Осипович три года в 7-й гимназии , один год - в Николаевской Царскосельской гимназии и в г. поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургский государственный университет|Санкт-Петербургского университета.

Политическая деятельность

Еще будучи студентом Петербургского университета вступил в революционный социал-демократический студенческий кружок, который впоследствии стал Петербургской группой « ».

В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в "Крестах". Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. ― ). Вместе с был одним из основателей 1895, за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « » Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им был написан первый собственный исторический очерк ― «Современная Россия». В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты « ». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с и . Он активно работал по подготовке к изданию газеты « » и журнала « », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума ― Конкордия Захарова ― стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из в Петербург, а оттуда - в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию « », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с .

Ленинизм и политические взгляды

Вернувшись в октябре 1905 г. в Россию вместе со своим другом и соратником , Мартов участвовал в работе , вошел в Организационный комитет (меньшевистский партийный центр), работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. стал членом ЦК объединенной РСДРП, отвергал тактику бойкота , активно выступал на митингах и собраниях.

В 1906 г. он дважды подвергался аресту. В феврале содержался в одиночной камере, затем - под надзором полиции. А в июле по решению был приговорен к трехгодичной ссылке в , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в , затем в . В 1907 г. он присутствовал на . На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с и он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.

Эмиграция

C 1907 в эмиграции, примыкал к сторонникам легальной деятельности РСДРП (т. н. «ликвидаторам»). В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. вошел в Заграничный секретариат Организационного комитета. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге . Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. из-за разногласий с . Во время был ее противником. Участвовая в (1915 г.) и (1916 г.) конференциях социалистов Мартов высказывал мнение, что вслед за империалистической войной неизбежно наступит период гражданских войн и ликвидации капитализма. После 9 мая вернулся в Россию, так же, как и , проехав через . Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики - , или . В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т. н. «Предпарламент». К отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со . Осудил роспуск . В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК , и возглавил редакцию газеты «Вперед», с помощью которой еще пытался осуществить контрреволюцию. Он опубликовал "разоблачающие" материалы об якобы участии того в экспроприациях 1906-1907 гг.

Поздние годы жизни

Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков. 14 июня 1918 г. его исключили из состава вместе с рядом других меньшевиков по обвинению в содействии контрреволюции, в поддержке белочехов, участии в антисоветских правительствах, образовавшихся на востоке страны, в организации восстаний против Советской власти. В конце 1918 г. он все же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», выбрав тактику изменения его "изнутри". Он был одним из авторов платформы меньшевиков «Что делать?», требовавшей от Советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики. C 1919 член , в 1919-1920 - депутат Моссовета. Летом 1919 г. он был избран действительным членом Социалистической академии, в 1920 г. редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия».

В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « » стал центральным органом партии (главный редактор ), во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Вокруг журнала сформировался эмигрантский партийный центр РСДРП, получивший название Заграничная делегация.

В октябре 1920 г. по просьбе Мартова, который не мог говорить из-за обострения болезни, была обнародована его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. в партии меньшевиков сложилось два центра: ЦК и Заграничная делегация. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького

  • Мартов Л. Мировой большевизм / Предисл. Ф.Дана / /Л.Мартов. - Берлин: Искра, 1923. - 110 с.
  • Мартов Ю. О. Письма 1916-1922 / Ред. - сост. Ю. Г. Фельштинский. - Benson: Chalidze Publications, 1990. - 328 с.
  • Мартов Ю. О. Избранное / Ю. О. Мартов. - М., 2000. - 672 с.

Литература

  • Мартов и его близкие: Сб. / Подгот. к печати Г. Я. Аронсон, Л. О. Дан, Б. Л. Двинов, Б. М. Сапир. - Нью-Йорк, 1959. - 170 с.
  • Getzler J. Martov: a political biography of a Russian social democrat. - Cambridge, Cambridge U.P.; Melbourne, Melbourne U.P., 1967. - 246 p.
  • Урилов И. Х. Ю. О. Мартов: историк и политик / И. Х. Урилов. - М.: Наука, 1997. - 471 с.
  • Савельев П. Ю. Л. Мартов в советской исторической литературе / П. Ю. Савельев // Отечественная история. - 1993. - № 1. - С.94 - 111.
  • Казарова Н. А. Ю. О. Мартов. Штрихи к политическому портрету / Н. А. Казарова. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. - 168 с.
  • Liebich A. Martov’s Last Testament // Revolutionary Russia. - 1999. - Vol.12. - № 2. - P.1 - 18.
  • Мартов против Сталина. Архивные материалы. Г.Головков