Кто такой будда и что он сделал. Примеры употребления слова будда в литературе

Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту (таково её санскритское название, на тесно связанном с буддийской литературой языке пали оно произносится как «Капилаваттху»). Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Долгое время оба брака отца Будды оставались бездетными. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. Когда она, как этого требовал обычай того времени и ее общественное положение, хотела удалиться в дом своих родителей, чтобы там дождаться родов, она по дороге неожиданного разрешилась от бремени в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом). Майя родила сына, получившего имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды, которого чаще называют его фамильным именем – Гаутама (Готама). Все другие прозвища Будды – только эпитеты, и число их соответствует благоговению и почитанию, которое питали к нему его ученики. Все эти прозвища, подобно данным Иисусу – Спаситель, Избавитель, Христос и т. д., суть не что иное, как выражение его качеств; так, Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья, Шакья Сингха – Шакья-лев, Бхагават – достойный, Саттха – учитель, Джина – победитель и т. д.; имя Будда есть также только прозвище и обозначает «Познавший».

Рождение Будды царицей Майей

Рождение Сиддхартхи можно с некоторой вероятностью отнести к 560 – 557 гг. до н. э., год же его смерти к 480 – 477 до н. э. Мать будущего Будды умерла уже на седьмой день после его рождения, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью. По обычаю того времени молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя кольев; на десятом году этого супружества у него родился сын Рахула. Другой на месте Сиддхартхи был бы счастлив и доволен: на его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия . Но его, 29-летнего мужа, все это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды о мировом несчастье и об освобождении от этого несчастья воплощаются в предании в объективную, очеловеченную форму: божество предстает перед ним сначала в виде дряхлого старца, затем в виде тяжелобольного, еще позже в виде разлагающегося трупа, и, наконец, в виде почтенного отшельника. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение, – в ребенке он увидел только новые узы, связывавшие его с миром. Повествование о бегстве Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Только еще один раз он хочет видеть самое дорогое, что у него есть на свете, и прижать к сердцу своего новорожденного сына. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.

Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении; после этого он обрезает коротко свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и, одинокий, направляется к столице государства Магадха , Раджагриха, вблизи которой в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия. Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум: ни у Алары Каламы, ни у Уддака Рамапутты он не нашел того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. Он оставляет обоих учителей и направляется к лесам Урувелы (при современном Будда-гае), где, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. В течение шести лет тот, кому вскоре суждено стать Буддой, превосходит всех своих товарищей в самом беспощадном умерщвлении своей плоти; от прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.

Наконец слабость доводит его до обморока; после того, как он приходит в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Но когда он снова начинает принимать пищу, как все прочие люди, он теряет веру и уважение своих пяти товарищей; они не желают оставаться долее в его обществе и направляются к священному городу Бенаресу, чтобы там в более чистой обстановке продолжать предаваться умерщвлению плоти. Оставшемуся одиноким Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Буддийская легенда представляет нам происходящий в нем душевный и умственный разлад как борьбу светлых и темных духов, которая ведется с таким ожесточением, что весь мир содрогается и грозит обрушиться. На берегах Наиранджары на него, наконец, снисходит благодать познания. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страдания и путь к спасению. Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.

Статуя Будды из Сарнатха (пригорода Варанаси - Бенареса). IV век н. э.

Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения». На просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в тот самый лес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению.

С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается присоединением к ней шести знатных граждан из Бенареса; затем примыкают еще 50 учеников. Слух о новом учении разносится далеко; со всех сторон стекаются народы, чтобы услышать его. Будда высылает всех своих 60 учеников апостолами в мир: «Идите, о нищие, несите спасение и благо народам, спасение, пользу и благо богам и людям». Недолго пришлось оставаться Будде одиноким после того, как он выслал апостолов: скоро еще новых 30 богатых юношей, а затем 1000 аскетов-огнепоклонников примыкают к его учению. Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев. Еще важнее было присоединение самых выдающихся учеников Будды Сарипутты и Могалланы.

С присоединением к учению Будды царя Бимбисары впервые проявляется та черта, которая характеризует дальнейшее развитием этой религии: склонность приобретать благорасположение правителей и становиться под их защиту. И вот волна буддизма в отдельных государствах то приливает, то отливает в зависимости от того, процветает ли или падает господствующая в них династия; явление это мы видим, между прочим, и на Цейлоне, где буддийская община необыкновенно процветает под эгидой сильных и счастливых правителей, но зато при обрушившихся на страну политических несчастьях в период войны с дравидами, она неоднократно приходит в упадок и, наконец, совершенно исчезает. Буддизм всегда выказывал до известной степени податливость по отношению к сильным мира: уже первый высокий покровитель его, Бимбисара, сумел добиться того, чтобы в монашеской общине были введены принятые уже раньше у многих брахманских монахов ежемесячные покаяния (строгое соблюдение четырех лунных четвертей) и дни упосадха. В другой раз, когда Будда в одно из своих позднейших странствований возвращается в свой родной город, и собственный сын его, Рахула, примыкает к его общине, он по просьбе старого князя к правилам о принятии в общину присовокупляет еще постановление, по которому никакой сын не может сделаться монахом без согласия своего отца. Едва ли тоже Будда поборол бы свое отвращение к устройству орденов монахинь, если бы его приемная мать Праджапати, желавшая основать такой орден, не была царского рода. С другой стороны, новое учение приобрело, благодаря покровительству сильных, не только благорасположение народа, но и желательную опору: бедность была обязательна лишь для отдельного монаха, – орден с самого начала с благодарностью принимал богатые приношения. Первым таким даром была бамбуковая роща при столице царства Магадха, и еще при жизни самого Будды цари и богатые люди соперничали между собой в таких приношениях; целый ряд обширных садов и парков уже при его жизни был завещан ордену; особенно знаменитым был сад в Джетаване при Саваттхи. На Цейлоне, относительно которого история буддизма более выяснена, в руках ордена находилась большая и самая лучшая часть всех плодородных земель.

Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, самым симпатичным является двоюродный брат его Ананда; он не отличался большим умом, но его нежная заботливость и преданность учителю завоевывают наши сердца. Тесный круг людей, сплотившихся вокруг Будды, не был, однако, свободен от темных пятен, как и круг учеников Христа: в лице Девадатты, преисполненного высокомерия и неукротимого честолюбия, выступает перед нами уже во времена Будды дух сектантства, приводивший впоследствии неоднократно к расколу; многие последователи Будды отпали еще при жизни учителя. И как потом каждая секта старалась очернить другие, так и здесь легенда упрекает честолюбивого ученика даже в покушении на жизнь своего учителя.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране; и последователи его насчитывались уже многими тысячами, когда тяжелая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Озабоченно задает себе вопрос община, кто после смерти его будет ее руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища». Силой воли больной выздоравливает еще раз, но по его собственному предсказанию кончина его должна наступить через три месяца. Легенда рисует нам последние дни Будды с такими реальными подробностями, что здесь, по всей вероятности, мы имеем дело уже с историческими воспоминаниями. Будда отправился со своим любимым учеником Анандой в Паву; в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, Будда за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Тем не менее он продолжает свой путь. Но уже вблизи Кусинары силы изменяют ему. В тени двух деревьев-близнецов, куда его положили, Будда ожидает смерти. Еще раз благодарит он своего верного Ананду за всю его любовь и преданность и спрашивает собравшихся вокруг него монахов, имеет ли кто-либо из них еще какие-нибудь сомнения; когда никто их не выражает, Будда обращается к окружающим с последними своими словами: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану.

«Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды, когда Маллы из Кусинары спросили его о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, наконец, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

Два главных вопроса для буддистов и не-буддистов: «Будда — кто это?» и «Будда — что это?»

На сегодняшний день есть два главных и актуальных вопроса для буддистов и не-буддистов: «Будда — кто это ?» и «Будда — что это ?» Эти вопросы актуальны не только для обычных людей, но также для философов, эзотериков, религиоведов, востоковедов и просто ученых всех дисциплин так или иначе связанных с софистикой и изучением духовного наследия.

Можно жирно рассмотреть Буддийский форум (карманный форум секты Павлова из секты Топпера), спросить у папы или друзей, но толку в этом не будет, как и в чтении множества других сайтов и бесполезных книг буддологов, которые подчас просто полны теорий и нелепых гипотез.

Давайте же, родные мои, братья и сэстры , рассмотрим а что такое будда? С той точки зрения, что это? %)

Если правильно задавать вопрос, то можно получить точный и исчерпывающий ответ, я всегда говорю новичкам не лепить сложные конструкции в вопросах ко мне или к своему учителю, а тупо упощать, и время сэкономите на работу и пиво, на женщин и секс, да и заодно сможете пообмозговать все по-другому.

Тык вот, получается у нас есть вопрос: кто будда? Ответ все чувствующие живые существа, все твари, так сказать включая вас и нас самих — это и есть будда. Скажите вас не тошнит, когда в идите скумбрию или поросятинку, ведь это будда???

Но это так отступление…

На самом деле, реакция, вернее то, как мы реагируем отражает наше состояние ума, а это состояние ума как раз и является чистым и незамутненным, что касается нас самих, нас не создал бог или какие-то папа с мамой, раз уж мы чистое сознание, вот вообщем и все что касается состояние будды, хотите больше узнайте через , задавайте вопрос четкий и получите четкий ответ!

Вообще есть два понимания будды: первое это понимание будды как личности, реального человека и примера для духовного развития, второе — это понимание будды, как идеи, символа и состояния просветленного, неомраченного состояния.

«Будда — кто это

«Будда — кто это ?» Будда был вполне обычным* и реальным человеком (*хотя описания его знаков на теле и отметин, говорят нам совсем о другом типе человека или даже нечеловеке в принципе ), не вымышеленной личностью, но до сих пор в востоковедении и буддологии есть спор о том, где именно родился будда и когда именно родился исторический Будда. Как бы то ни было, согласно историческим данным, полученным из сутр Хинаяны и Махаяны буддой был царевич из рода Сакья (Шакья) по имени Сиддхартха Гаутама (пали: Сиддхаттха Готама, монгол., бурят.: Бурхан Багша, тиб: བཅོམ་ལྡན་འདས,на санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि) , сын царя Шуддоханы из рода Готама (Гаутама), которые были известными индийскими риши, ачарьями и ведическими подвижниками.

Рождение принца было отмечено многими чудесными знаками, и как водиться каждый раз с источниками сутр, из которых мы узнаем о жизни Шакьямуни, вся его жизнь обросла фолклором, мифами, суевериями, домыслами, легендами, чудесами и литературными метафорами и аллюзиями, свойственными в целом индийской религиозной литературе.

Если суммировать и кратко описать жизнь Будды Шакьямуни, то это была поистине интересная и неравнодушная духовная личность, которая записала себя в историю благодаря подвижничеству и активной духовной позиции — спасения существ ради из блага, распространения учения Дхармы о просветлении для того, чтобы существа не перерождались и не страдали более.

Будда провел в спонтанных путешествиях и проповедях большую часть своей жизни, он принес в нашу жизнь Дхарму и буддийские учения на уровне трех колесниц: Махаяна, Хинаяна и Ваджраяна. Ушел из жизни будда Шакьямуни по вине своих учеников, вероятно, не захотевших его пребывания в этом мире ввиду конкуренции в виде учителя Дхармы. Будда умер мучаясь от отравления грибами, в своей жизни он не ел мяса, так как был против убийств существ и насилия над ними (ахимса), и эксплуатации.

«Будда — что это

«Будда — что это ?» Будда может еще пониматься буддистами и не-буддистами (христианами, мусульманами, индуистами и др), практикующими медитацию или общие буддийские учения, как состояние примера для развития духоного блага (у христиан добродетелей), а также как символ нирваны, просветленного существа, чистого сознания в Ваджраяне.

Будда Гаутама показал нам состояние, к которому мы все должны стремиться, состояние, которое освобождает нас от страданий, боли и проблем — это состояние подлинного счастья. Состояние не сна, а яви, состояние истинной чистоты и развитых добротелей, позитивных качеств ума и духовных сил. Очень важно заметить эти моменты для себя и следовать уже им проторенной дорогой, без этого наш путь будет лишен основы понимания и мотивации.

Самые известные буддисты мира на этих фото и их имена

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что касается что такое будда?

Что касается: что такое будда? Ну вам было уже сказано — будда это вы и есть и все что вокруг, остается привыкнуть к этому, а то нескладуха какая-то вдруг появляется…

Есть вообще два пути, один из которых предполагает длительную работу над собой — Путь Сутры. И второй это быстрое совершенствование мощными, но опасными методами — Путь Тантры. Какой путь вы выбираете дело ваше. Но результат в любом случае личное ваше дело, которое не зависит от учителя и традиции…

Кем был Будда и кем он точно не был?

Кем был Будда и кем он точно не был? Будда точно был человеком, он не был пророком, Богом, Индрой или Шивой, он не был их реинкарнациями (аватарами), как рисует это современный индуизм или вишнуизм. Будда был не простым человеком, так как обычный человек в виду собственных страхов и комплексов не способен на подобные духовные дела и реализации, из-за самоограничений, которые он сам на себя налагает. Будда был тем, кто указует нам духовный путь, показывает живой пример духовной реализации в просветленном сознании, на основе практики Дхармы и реализации наставлений мастеров прошлого.

Будда Шакьямуни был не единственным буддой вообще и не последним в проявлениях будд на этой и других планетах, однако, его великая заслуга в этом мире состоит в том, что он не записывая ни одно свое учение, смог передать его нам через поколения, пускай и в искаженном и несовершенном виде, но все-таки это великая возможность для нас сейчас достичь реализации и получить все возможности в виде инструментов к самопознанию, заложенных в учениях Дхармы.

В последние десятилетия в нашей стране возрождается интерес к религиям. Люди, пытающиеся понять смысл жизни и найти ответы на вопросы о том, как достичь гармонии и избавиться от страданий, обращают свои взоры не только на христианство как на основную традиционную веру в нашем государстве, но и на мудрые древние истины Востока. Одной из таких религий является буддизм.

Учение о сознании

Буддизм как этическое учение, религия, философия и культурная традиция зародился в шестом столетии до нашей эры на северо-востоке древней индийской цивилизации. Впоследствии буддизм стал одной из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом и является самой старшей из них.

Христианство появилось позже него более чем на пять веков, а ислам - на двенадцать. Буддизм признан разными народами мира и является основной религией множества стран Востока: Индии, Китая, Непала, Японии, Таиланда, Кореи, Монголии и других. В нашей стране его последователями являются жители Калмыкии, Бурятии и Тувы. Всё больше последователей находит это учение и в странах Запада, привлекая не только своей экзотичностью, но и возможностью развития многих скрытых способностей, которыми обладает каждый человек.

Буддизм определяется не только как религия, а и как философское учение о пробуждении и освобождении сознания, духовном просветлении. Основан он был который известен всем как индийский принц Сиддхартха Гаутама.

Необычный принц

На территории современного Непала располагается древний город Лумбини, который до нашей эры был одной из индийских провинций. Предположительно в 563 году до Рождества Христова именно здесь и родился в царской семье царевич Гаутама, которому по наследству должен был перейти трон отца-раджи. Но несмотря на то что принц ни в чём не нуждался и жил в роскоши, он всё время чувствовал внутреннее неудовлетворение своим положением. Он бесконечно предавался смутным мечтам и грёзам, часами мог сидеть в тени деревьев, размышляя о смысле жизни. При погружении в глубокие созерцания его посещали необыкновенные моменты просветления сознания.

Раджу стал тревожить характер сына, и он старался оградить его от знаний о человеческих страданиях и от религиозного обучения. Но ещё при рождении принца одним из предсказателей было предречено, что Гаутама должен стать либо великим правителем, либо святым. Несмотря на все усилия его отца, направленные на то, чтобы сделать сына царём, принцу был уготован второй путь - духовного просветления. И определил это один случай, который произошёл с Гаутамой на прогулке.

Правда жизни

Согласно легенде, принцу захотелось узнать больше о жизни простых людей, и он выехал за пределы дворца. Там он поочерёдно встретил больного человека, дряхлого старика, похоронную процессию и скитающегося отшельника. Из разговоров со слугой и встреченными им людьми он понял, что болезни, старение, мучения и смерть неизбежны, и люди смирились с этим. Гаутама осознал, что никто не может управлять своей судьбой, что в итоге удовольствия даже богатых обращаются в прах, и жизнь не имеет смысла. С этих мгновений им была полностью утеряна безмятежность детства и юности, и жизнь в таком её виде стала неприемлемой для него. Охваченный отвращением ко всему окружающему миру, он принял решение отказаться от наследства, семьи, имущества и дома, чтобы, приняв монашество, посвятить жизнь изучению того, как избавиться от страданий и преодолеть их.

Путь к пробуждению

В 29 лет теперь уже бывший царевич принялся изучать все известные тогда на Востоке философские системы и йогические практики медитации, став учеником йогов-наставников. Ему удалось достичь высоких уровней сознания, но он не был этим удовлетворён, поскольку мучившие его вопросы и проблемы жизненных страданий так и остались не разрешены.

Поэтому он решил покинуть своих наставников и уединиться в джунглях юго-восточной Индии, выбрав путь сурового самоистязания. Став отшельником и ведя суровый аскетический образ жизни, через шесть лет он обнаружил, что такие методы больше изнуряют организм и затуманивают сознание, а не приближают к истине освобождения от страданий.

Тогда Гаутама сосредоточился на глубокой медитации и, пребывая в ней, осознал, что нужно избегать крайностей и не заниматься самоистязанием или излишним потворствованием самому себе, а идти по срединному пути. Сидя под деревом джамбу, которое позже стало называться он дал слово, что не встанет и не выйдет из состояния медитации, пока к нему не придёт Истина.

Пробуждение

Однажды майской ночью в полнолуние Гаутама, сконцентрировавшись на восходе утренней звезды, достиг полного просветления. В тот момент, когда, наконец, Истина посетила его во всём своём великолепии, он достиг пробуждения и освобождения своего сознания. Бывший царевич Гаутама стал Буддой. "Будда" - это “пробудившийся”, “абсолютно просветлённый”.

В момент просветления Гаутама не только увидел с необыкновенной ясностью всю свою жизнь, но и прочувствовал всеобщую связь всего человечества с незримым миром. Вселенная предстала перед его глазами в своей текучести и бесконечности. Покоя нигде нет. Всё уносится в неведомые дали. Всё в мире связано, и одни события происходят из других. Все существа уничтожаются и возрождаются вновь. Жажда бытия и жизни возмущает покой в душе человека и ведёт его по пути страданий - теперь он чётко осознавал это. Будда Гаутама теперь точно знал, с чем ему нужно бороться, чтобы обрести покой и избавиться от реалий этого страшного и несовершенного мира, наполненного страданиями, слезами, скорбью и болью.

Преображение и рождение учения

Узрев мироздание в его истинном свете и выйдя из мрака неведения, Гаутама завершил поиск Истины и достиг духовного преображения. Он изменился и обрёл великую мудрость и сострадание ко всему живому. Позже, обучая своих учеников, он утверждал, что сострадание - необходимое качество, которым должен обладать истинный пробуждённый - Будда. Это свойство может постичь только просветлённый разум, оно мало доступно душе, блуждающей в неведении.

Изменившись внутренне, Будда осознал, что его предназначение состоит в том, чтобы не только самому пользоваться плодами своего просветления, но и донести до людей открытую им великую Истину. Это и стало основной причиной создания его учения. Оно основано на том утверждении, что жизнь - это страдание. Будда указал на основные причины этого несовершенства. Он утверждал, что для освобождения от всех страданий необходимо достичь просветления и пробуждения сознания. Путь, необходимый для духовного возвышения и освобождения от страданий, - путь к нирване. Нирвана - высшее состояние просветления и блаженства, которого смог достичь Будда. Это, по его утверждениям, доступно каждому живому существу, и любой человек должен стремиться к такому освобождению. Так, бывшим принцем было создано учение о четырёх благородных истинах и восьмеричном пути достижения высших состояний сознания.

Странствующий проповедник

Многие несведущие люди считают, что Будда - это бог. Но сам он отрицал это, утверждая, что является всего лишь наставником для тех, кто решил пройти путём просветления и достижения пробуждения. Перед самим Гаутамой встал выбор того, будет ли он наслаждаться собственным освобождением или передаст свой опыт другим людям. "Сострадание - одно из важнейших качеств", - говорил Будда. Это и стало решающим фактором для того, чтобы вести дальнейшую жизнь в качестве странствующего проповедника. Он принял своё предназначение - нести людям учение об избавлении от страданий.

В течение 45 лет первый пробуждённый индийский Будда путешествовал по всей стране, передавая свой опыт людям самых разных сословий и каст. Его учение было открыто для всех, даже для приверженцев других религий и философий. Чтобы сохранить учение, Будда со своими последователями создал монашескую общину, в которую вступили тысячи новообращённых.

На протяжении многих веков учение Гаутамы не утратило своей актуальности. Также в мире присутствуют страдания, болезни, нищета, смерть и слёзы. Также люди ищут пути освобождения от несчастий и бед и находят утешение в вере. Многие из них обращаются к буддизму как к религии, указывающей путь к переменам в жизни. И все они стремятся к познанию тех состояний сознания, которые смог постичь Будда. В философии это и есть конечная цель постижения тайны смысла жизни и раскрытия основных вопросов бытия.

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти , но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.



Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному - мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.



Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования - якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги - остается загадкой.

Будда

БУ́ДДА -ы; м. [санскр. buddha - просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. По имени, данному основателю буддизма и религиозному учителю Сиддхартхе Гаутаме - сыну царя небольшого государства в среднем течении Ганга (около 544 г. до н. э.).

Бу́дда

(санскр., буквально - просветлённый), 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). 2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.

БУДДА

БУ́ДДА (санскр., букв. - просветленный),
1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»).
2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.
* * *
БУ́ДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).
Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально - Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально - Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия).
Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и стать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально - Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи (см. БОДХИ) ).
Просветление
В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА) (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша (см. МОКША (в индуизме)) ) от цепи перерождений (сансара (см. САМСАРА) ), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (см. НИРВАНА) (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая (см. БОДХ-ГАЯ) в современном индийском штате Бихар).
Проповедь
Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (см. ДХАРМА) (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга.
Первую проповедь (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) , раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси (см. ВАРАНАСИ) , последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм.
Учение о будде
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (см. МАЙТРЕЯ) (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ) ).
В писаниях Великой колесницы (махаяна (см. МАХАЯНА) ) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда - это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя (см. МАЙЯ (в индийской философии)) ) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) ) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде (см. АДИ-БУДДА) ) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт (см. АДЕПТ) становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Будда" в других словарях:

    - (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много… … Энциклопедия мифологии

    - (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев)2)] В буддизме … Большой Энциклопедический словарь

    Будда - >). /> Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда (“просветлённый”) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (“просветления”). В буддийском пантеоне насчитывается множество … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (санскр. budha мудрый, от budh понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДА в переводе мудрец, сын царя… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 544 гг. до н.э.) … Исторический словарь

    - (санскр. просветленный) в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. Ванекоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама… … Религиозные термины