Кто такие Апостолы? Кафедра философии, истории и культурологии.

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально ;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы - это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые - это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей - это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса , пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр - был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей - брат Петра , который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей - или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн - бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев - брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев - рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот - предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев - был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий - был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп - родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот - самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома - по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников , поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно . Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

Хотя в своей вере русские не уступают ни одному другому народу, все же не многие из наших людей могут похвастаться тем, что хорошо знакомы с церковной терминологией. Да и что тут удивляться, ведь всем тонкостям православной веры можно научиться разве что в духовной семинарии. И тем не менее многих все же интересует вопрос: кто такой апостол? Это ученик Христа или же святой посланник?

Что же, попытаемся разобраться в значении этого слова, дабы в будущем больше не возникло подобных недоразумений. А для этого нам нужно заглянуть в прошлое и узнать, где появился первый апостол и кем он был.

Ученики Иисуса Христа

Итак, начнем с того, что изначально апостолов было двенадцать. Это были простые люди, которые впоследствии стали ученикам Иисуса Христа и всегда следовали за ним. Отсюда можно вывести первое значение этого слова: апостол - это один из первых учеников Христа.

Жизнь хорошо известна, так как описана в святом писании. При этом большинство глав в Новом Завете написано этими же учениками. Так, существует евангелие от Матфея, Марка, Луки, а также Иоанна. Из-за этого их еще называют четырьмя евангелистами Господа Бога.

Несущие слово Божье

Чуть позже люди начали видеть иной смысл в слове апостол. Это было связано с тем, что ученики сына Божьего и сами превратились в учителей. Ведь, как известно, Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес и явился к своим апостолам. Он приказал им донести его слова до людей по всему свету, дабы те узнали о Царстве Божьем.

Апостолы послушались своего учителя. Они который определил маршрут каждого, и отправились в путь. Благодаря их труду и вере мир узнал о том, кем был Иисус Христос, во что он верил и чему учил.

Именно поэтому многие люди считают, что апостол - это посланник Божий, проповедующий благую весть. Но в действительности и то, и иное значение верно, но при этом, когда мы слышим слово апостол, почему-то всегда на ум приходят двенадцать учеников Христовых.

А были иные апостолы?

И тем не менее апостолами были не только ученики Иисуса. Так, церковь приписала этот титул святому Павлу, хотя он и не был знаком при жизни с Христом. Более того, в некоторых христианских конфессиях его доктрины стоят на порядок выше евангельских.

Также, согласно писанию от Луки, Иисус отправил во все земли мира семьдесят два апостола, с различными поручениями и заданиями. Восточные христиане почитают их так же, как и истинных учеников Христа.

Так что получается, что точное количество апостолов довольно сложно определить. С уверенностью можно сказать только то, что первыми были двенадцать учеников Иисуса Христа.

Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.

Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.

Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.

Почему апостолов так почитают?

Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.

Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.

Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей . Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.

Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.

А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.


Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.

Деятельность апостолов

Каждый из апостолов после посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.

Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.

Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в и . Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.

Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.

Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия. Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических. Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.

Почитание апостолов в христианской церкви

Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.


На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.

Несмотря на то что христианство остаётся лидирующей религией на территориях стран бывшего Советского Союза, многие люди до сих пор слабо осведомлены в терминологии данного верования. К примеру, некоторые верующие не знают происхождения и значения слова "апостол" и очень хотели бы исправить это досадное недоразумение. Если вы относитесь к такому типу людей, то вы попали прямо по адресу. В этой статье вы найдёте всю необходимую информацию, которая вас интересует.

Апостол. Что означает это слово?

Данный термин имеет греческие корни. Дабы дать ответ на вопрос "что такое апостол?", необходимо узнать его оригинальный перевод. В переводе с греческого слово "апостол" означает "посланник", "ученик", "приверженец" или "последователь". В контексте евангельской истории словом "апостол" называли учеников Иисуса Христа, распространявших его мудрость. Изначально их было 12: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Матфей, Симон Зилот, Фома, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. После предательства и кончины последнего новым апостолом был избран Матфей, дабы общее количество учеников вновь составляло 12.

После этих событий Иисусом Христом было избрано 70 последователей, имена которых в Евангелии не упоминаются. К их числу приписывают Марка, Луку, а также Павла, который познакомился с учением Господа после его гибели и воскрешения. Несмотря на то что Павел изначально не был связан с Христом и его окружением, своими деяниями он в полной мере показал истинное значение слова "апостол". Благодаря ему христианское учение широко распространилось на территории Римской империи.

В православии апостолами также называют других святых, занимавшихся распространением Евангелия в языческих государствах и племенах (например, святой Григорий Просветитель, апостол Армении). В церковной литературе такие люди носят титул "равноапостольных".

Но вышеперечисленные факты являются не единственными объяснениями того, что такое апостол. В церковной терминологии данное слово также означает книгу, в которой содержится часть Евангелия и Послания святых апостолов.

Оригинальное значение понятия "Евангелие"

Помимо вопроса "что такое апостол?", не менее распространён вопрос о значении термина "Евангелие". Как и предыдущее слово, оно имеет греческое происхождение и буквально означает положительную и благую весть. В Древней Греции времён античности слово "Евангелие" использовали в следующих случах:

  1. Для описания подарка гонцу, который принёс хорошую новость.
  2. Для описания жертвы, приносимую античным божествам в честь получения позитивного известия.
  3. Для описания положительной новости.

Христианское значение понятия "Евангелие"

В церковном понимании оно означает следующее:

  1. Радостное известие о том, что Господь снял с человечества проклятие самого первого греха и рассказал про то, как можно спасти свою духовную составляющую.
  2. Обобщённое название учения Спасителя, которое он дал своим ученикам. Словом "Евангелие" описывают рассказ учеников о деятельности Иисуса из Назарета и его моральных наставлениях. В центре их рассказа лежит идея о том, что Иисус - глава Царства Небесного, мессия и искупитель человеческих грехов.
  3. В определённых случаях данным обозначением описывают новозаветную мудрость в виде христианской религии, рассказывающую о знаковых событиях из жизни Сына Божьего, а также о той морали, которую он проповедовал и распространял. Также слово "Евангелие" употребляется для толкования тех или иных событий, происходивших с Христом и людьми из его окружения.
  4. Рассказ о той жертве, которую принёс Иисус во имя всего человечества, ради его спасения и дальнейшего продолжения жизни в Царстве Божьем.
  5. Словом "Евангелие", как и его синонимом "Благовестие", описывают распространение христианских идеалов. Следовательно, "Евангелизация" - полномасштабная миссионерская деятельность, суть которой заключается в проповедовании библейского учения.

Становление христианства

О том, что означает "апостол", вы уже знаете. Теперь пришло время рассказать о том, где именно ученики Иисуса Христа распространяли его учение и с каким трудностями они сталкивались.

Правительство Римской империи изначально негативно относилось к учению, распространяемому последователями истинного Бога. Людей, принимавших христианство, долгое время преследовали и жестоко наказывали за их мировоззрение. Первым христианам приходилось прятаться в катакомбах и тайно от властей распространять благую весть о Спасителе. Именно поэтому в качестве символа первых последователей Христа была выбрана рыба - знак молчания и тишины.

Несмотря на все гонения и преследования, молодая религия продолжала распространяться на территории могучего Римского государства, привлекая к себе новых последователей. Всё больше и больше людей стали узнавать о Христе, загробной жизни, святом письме и о том, что такое апостол.

Перемены

Время шло, гонения на христиан продолжались, но в определённый момент правительственная верхушка Рима приняла решение прекратить борьбу с адептами нового религиозного течения. Через некоторое время христианство получило официальное одобрение со стороны властей, а вскоре и вовсе стало официальной религией Рима. После этих событий все знали значение слова "апостол", а также о философии, которую эти люди распространяли.

Влияние на язык и культуру

Как вы уже могли догадаться, столь популярное слово не могло не оставить свой след в языке и культуре славянских народов. Оригинальное значение и происхождение слова "апостол" вы уже знаете, теперь пришло время рассказать о других случаях употребления данного термина.

К примеру, фамилия Апостол очень распространена среди представителей восточно-европейских народов. Этой фамилией обладала династия украинских казаков, из которой вышли известные гетманы, а также российский род Муравьёвых-Апостоловых, принимавших участие в движении декабристов. Кроме того, словом "апостол" обозначают некоторые термины, употребляемые в той или иной сфере деятельности. В среде юристов, например, оно являлось синонимом слова "апелляция". В наши же времена "апостолами" называют приверженцев определённой идеи, которые на 100 % убеждены в правоте своего мировоззрения.

Слово “апостол” (ἀπόστολος - посланник) происходит от греческого глагола “ἀποστέλλω” (отправлять, посылать). Этот глагол является синонимом латинского глагола “mitto”, от которого, в свою очередь, происходят слова “миссия” (missio), “миссионер”. Поэтому “апостол” - это “миссионер”, тот, кто послан проповедовать Евангельскую истину.

Собор семидесяти апостолов

Евангелие повествует нам, что Господь Иисус Христос избрал две группы - двенадцать и семьдесят - своих учеников, которые были названы апостолами. И тех и других Спаситель облек властью говорить от Его имени и пославшего Его Отца, а также властью побеждать и изгонять нечистых духов, врачевать болезни и немощи. Во время своего земного Христос послал апостолов проповедовать погибшим “овцам дома Израилева”. После Его вознесения апостолы распространили Евангелие по всей территории Римской империи и далеко за ее пределами. Однако те, которые принадлежали к числу 12, были ближайшими спутниками Спасителя, свидетелями Его Воскресения, и удостоились от него особых даров и обетований. Именно двенадцати Он обещал: “Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.” (Мф. 19. 28). Двенадцати Он явился после воскресения и сказал им: “ мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас... Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ” (Ин. 20. 22-23). В день Пятидесятницы на двенадцать апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух. Этот дар Духа, полученный непосредственно от Господа, двенадцать апостолов передали епископам и пресвитерам основанных ими церквей. Так был основана церковная иерархия. С одной стороны, епископы и пресвитеры являются преемниками двенадцати апостолов в силу переданного в таинстве рукоположения дара благодати Святого Духа. С другой стороны, между служениями апостолов и епископов существует принципиальное различие. Служение епископа заключается в священнодействии, учении и управлении строго в границах вверенной ему поместной церкви (епархии). Служение пресвитера совершается в границах его общины и ограничивается полномочиями, определенными ему правящим архиереем. Служение апостолов не было ограничено местом и простиралось на весь мир (Мф. 28.19).

В I-II веках апостолами называли не только тех, кто был сопричислен к кругу двенадцати и семидесяти. В то время в Церкви существовали особые, т. н. “пневматические” или “духовные” служения. В отличие от служений церковно- иерархических, на которые поставлялись избранные церковной общиной кандидаты через таинство рукоположения, духовные служения исполняли люди, наделенные соответствующими способностями и почувствовавшими, что они в силу личного Божественного призвания обрели дар благодати Св. Духа, необходимый для этих служений. Св. ап. Павел писал в Первом Послании к Коринфянам писал: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков....И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. (12. 1- 28.). Сам св.Павел был обращен в веру и призван к апостольству явившимся ему лично Христом по дороге в Дамаск, а не через процедуру избрания его на служение церковной общиной (как, например, был избран вместо иуды св. ап. Матфий). Он не вошел в число двенадцати или семидесяти, но превзошел в деле проповеди Евангелия всех других апостолов и именуется Церковью первоверховным апостолом, или апостолом язычников.

Древнейший памятник христианской письменности послеапостольской эпохи (датируется кон. I - нач. II в.) “Дидахи” или “Учение Двенадцати Апостолов” содержит следующее: “Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.
Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.
Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк” (11 гл.). Отсюда видно, что апостолами называли в то время странствующих миссионеров. Однако позднее в официальном церковном языке апостолами стали именовать только тех, кто входил в число двенадцати или семидесяти. Тех же святых, кто трудился в различные времена в деле проповеди и распространения христианства стали почитать в лике “равноапостольных” .

Равноапостольные Константин и Елена.

К лику “равноапостольных” причисляют святых, которые несли подвиг свидетельства о Христе среди язычников и иноверцев, а также тех, кто способствовали распространению своими деяниями. Иными словами - правителей, насадивших христианскую религию среди своих подданных. Святой равноапостольный царь Константин и мать его Елена, св. Борис I, Креститель Болгарии, св. Великий князь Владимир и св. княгиня Ольга входят в их число. Церковь воздает должное уважение их мудрости и мужеству, с которым они оставили прежние языческие суеверия и насадили в пределах своих стран веру Христову. Большую часть лика равноапостольных составляют миссионеры - миряне, монахи, священники, епископы - те, кто лично проповедовал слово Христовой истины.

Св. равноапостольная Мария Магдалина, по преданию, проповедовала в Риме. Возможно, именно она была первой проповедницей о распятом и воскресшем Спасителе в столице империи. Св. равноапостольная первомученица Фекла была спутницей апостола Павла, претерпела множество мук, хотя, по житию, скончалась своей смертью в возрасте 90 лет. Св. мученица Апфия была женой св. ап. Филимона, сопутствовала ему и окнчила жизнь мученичеством. Св. равноап. Аверкий Иерапольский (+167 г.), путешествовал и проповедовалв Риме, Сирии, Месопотамии. Св. Нина Грузинская просветила Иверию. Св. равноапостольные Мефодий и Кирилл Словенские проповедовали среди славянских племен. Их духовное наследие невозможно по справедливости оценить, поскольку они были не просто проповедниками, а создателями славянской письменности, без котороой невозможно представить себе существование славянских языков. В Новое время Господь воздвигал великих проповедников Евангелия, таких как св. Косьма Этолийский или св. Николай Японский. Некоторые из великих миссионеров прославлены как святые, но причисляются к другим ликам - например - святитель Григорий Просветитель Армении, ставший первым миссионером на Кавказе, свт. Стефан Пермский, преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), просветитель алеутов и т.д.

В месяцеслове - официальном списке святых, составленном в соответствии с каждым днем года - Русской православной Церкви отсутствуют имена просветителей европейских народов - св. Августина Кентерберийского, Бонифация (Вонифатия), просетителя Германии, Ансгария, апостола Скандинавии, и др.. Это святые, канонизованные Западной Церковью до схизмы 1054 г. Их имена не вошли в месяцесловы православных церквей потому, что народы, среди которых они проповедовали, после схизмы пребывали в Римо-Католической Церкви или позднее уклонились протестантизм. Долгое время они считались “католическими святыми”. Однако наше время множество православных, в том числе и наших соотечественников, проживает в Европе, растет количество православных приходов. Возрождение почитания древних подвижников благочестия Запада может способствовать укоренению православного свидетельства в странах Европы. Как известно, к возрождению почитания древних европейских святых призывал Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский.
Святая первомученица равноапостольная Фекла

Особо следует отметить, что в лике равноапостольных прославляется много святых жен. Это говорит о том, что христианство не только утверждает равное достоинство мужчин и женщин во Христе и в Церкви. Христианство всегда дает возможность всем христианам независимо от пола или иных различий раскрыть свой духовный потенциал и принести добрые плоды в деле служения проповеди Слова Божия. Из всего многообразия церковных служений есть только одно служение, закрытое для женщин. Это служение предстоятеля в богослужебном собрании. Иными словами, женщина не может быть посвящена в сан епископа или пресвитера. Св. Павел запрещал женщинам учить в церковном собрании (“Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить” 1 Кор. 14. 34). Однако этот запрет ни в коем случае нельзя понимать как некое проявление дискриминации по отношению к женщинам. Когда епископ или священник проповедует в церковном собрании, тем более во время совершения божественной литургии, он говорит от лица Самого Христа. Также когда священник совершает молитву и благословение Свв. Даров во время Евхаристии, он становится “иконой”, видимым образом Христа - Первосвященника Нового Завета, Который незримо, но реально присутствует во время служения св. Евхаристии, освящает и принимает безкровную жертву Церкви. Поэтому служение священства принадлежит мужчинам. Но за пределами богослужебной сферы женщина может посвятить себя любой церковной деятельности, в том числе и миссионерству и служению Слова. Например, св. равноапостольная Нина, просветительница Иверии, обратившая в христианство многочисленный народ, почитается величайшей святой не только на Кавказе, но и во всем православном мире. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой.