Кто придумал клоунов. Происхождение клоуна

Коверный клоун в качестве неотъемлемого персонажа программы утвердился в советском цирке, заменив традиционного Рыжего, выступавшего в паузах. Свое название - коверный - клоун получил от той первоначальной функции, которой ограничивалось его выступление. Он должен был заполнять паузы, когда разворачивали или убирали ковер, устанавливали артистический реквизит. Этот клоун мешал работе униформистов, сыпал на ковер опилки, прятал под полу пиджака, что-либо из реквизита и развлекал зрителей другими подобными шутками. А когда увозили с манежа тачку с ковром, он обязательно запрыгивал на нее или вскакивал на спину униформиста, толкавшего тачку. Таков был приблизительно "набор" его шуток и проделок, характерных для первых коверных.

Кончалась пауза - и коверный должен был покинуть манеж независимо от того, успел ли он закончить свою репризу. Такое неуважительное отношение к его выступлению диктовалось теми конкретными, узкими функциями, которые он выполнял в программе. Это, разумеется, ограничивало творческие возможности коверного. В дореволюционном русском цирке встречались, правда, и одаренные "ковровые" или "подковровые" клоуны, как их тогда называли (П. Брыкин, например, или В. Камбаров). Иногда способного коверного клоуны-буфф включали в свои антре. Лучшие артисты, выступающие в амплуа Рыжих у ковра, доставляли публике немало веселых минут. Постепенно интерес к забавному чудаку, к его проделкам все более возрастал. Положение его в цирке изменилось: коверный стал не только обязательным участником каждой программы, но и занял в ней ведущее положение. Его функции давно уже не ограничиваются только заполнением пауз. Вместо термина "коверный" на афишах пишут: "Весь вечер на манеже клоун..." и называют имя и фамилию артиста. Естественно, изменился и репертуар клоунов у ковра: от маленьких шуток до сюжетных пантомимических сцен, от юмористических интермедий до сатирических памфлетов, от пародий до лирических новелл - таков диапазон творчества сегодняшних мастеров клоунады. Теперь не коверные клоуны приспосабливаются к программе, а, случается, программу "привязывают" к их выступлению. И это закономерно: коверные - любимцы зрителей, их с нетерпением ждут на манеже. Сегодня коверные задают тон всему представлению.

Весь вечер клоун общается со зрителями, "подогревает" их интерес к программе, способствует наилучшему восприятию каждого номера в отдельности и программы в целом; он решительно влияет на эмоциональный настрой зрительного зала. Вот почему в нашем цирке коверные клоуны стали премьерами программы, а выступление наиболее талантливых из них часто приравнивается к аттракциону. Роль коверного клоуна высоко ценится и артистами, отлично понимающими, что от клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в целом.

Маска современного клоуна в основном реалистична. Зритель смеется вместе с клоуном над его проделками, а не над ним, как это было в старом цирке. Однако этот так называемый бытовой тип клоуна утвердился не сразу - ему предшествовал длительный период эволюции, трудных поисков, огорчительных неудач и радостных находок. В 20-х гг. клоуны, увлеченные преобразованием циркового искусства, стали отказываться от традиционной маски Рыжего.

Однако новые образы пока еще не были найдены. Внимание артистов привлекли знаменитые персонажи кинокомедий. Их яркие типажи, снискавшие огромную популярность у зрителей, перекочевали с экрана на манеж. Маски Пата и Паташона, Гарольда Ллойда и Чарли Чаплина замелькали в цирке и на эстраде. Особенно "повезло" Чарли Чаплину, который появлялся во множестве программ. Но это, разумеется, была лишь бледная копия маленького бродяжки Чарли. Впрочем, очень скоро и сами исполнители поняли, что образ неудачника, грустного и смешного маленького человечка, сталкивающегося с социальной несправедливостью буржуазного общества, каким был Чарли, не соответствует положению коверного клоуна в советском цирке и не может выполнить возложенные на него задачи. Несоответствие между формой и содержанием заставило наших клоунов искать свои, оригинальные образы.

Одним из первых, кому удалось найти новые черты коверного, был П. А. Алексеев. В самом начале 30-х гг. на манеже Ленинградского цирка появился вечно спешащий бухгалтер Павел Алексеевич, в мешковатом костюме, с портфелем в руке. Этот забавный персонаж пользовался в Ленинграде огромной популярностью. Следом за П. А. Алексеевым отказался от маски Чарли Чаплина и молодой артист Михаил Румянцев. Он создал образ веселого проказника Карандаша, принесший ему всемирную известность. Костюм Карандаша близок к бытовому. И все же он отличает клоуна от сидящих в зрительном зале. Бытовизм обеднил бы образ клоуна, низвел его до человека из публики или превратил бы в театральный персонаж. Черный костюм Карандаша чуть-чуть не по размеру, сидит на нем мешковато. Ботинки также немного большего размера, но не огромные, как у буффонадных клоунов. Остроконечная шляпа несколько маловата, она как бы завершает своеобразный парик с копной волос сзади. А как гармонирует этот костюм с фигурой артиста!

Образ, созданный Румянцевым, удивительно соответствует индивидуальности артиста.

Чрезвычайно современен и по-своему интересен клоунский образ Олега Попова. Его творческая особенность метко определена эпитетом "Солнечный клоун", полученным им во время гастролей за рубежом и ставшим неотъемлемой частицей его имени. Яркие, своеобразные характеры создали и другие наши одаренные комики. Среди них Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев, Генрих Ротман и Геннадий Маковский.

Среди стройных, сильных и ловких артистов, выступающих на манеже цирка, нескладная фигура коверного всегда выглядит особенно смешно. И это для него выигрышный контраст.

Коверный - универсальный артист. Он обязан владеть приемами акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, уметь играть на музыкальных инструментах. В его клоунском арсенале и пародия, и гротеск, и эксцентрика, и реприза-слово, и реприза-действие. Подлинно универсальными артистами цирка можно назвать Константина Мусина, Константина Бермана, Алексея Сергеева, Геннадия (Генри) Лерри, Романа Ширмана. Каждый из них, прежде чем стать клоуном, участвовал во многих, различных по жанру, номерах. Например, Роман Ширман был комиком на батуте, выступал в групповом жонглерском номере и в номере музыкальной эксцентриады. Один из испытанных номеров в репертуаре коверного клоуна - пародия. Клоун пытается повторить только что выступавших артистов (акробатов, жонглеров, гимнастов), но все делает неумело, неуклюжего, чем вызывает смех зрителей. Но клоун и должен выполнять эти упражнения смешно, пародийно. Такова его задача. В конце концов он все же "осваивает" пародируемый трюк и исполняет ого с профессиональным мастерством, но в клоунской манере. Именно в этом и раскрывается характер персонажа.

Обращающийся к пародии коверный клоун должен владеть актерским мастерством, выдумкой, в совершенстве знать пародируемый жанр, в противном случае пародия превратится в имитацию, а комизм станет комикованием.

Пародия не единственный прием в палитре коверного. Клоун должен быть отличным мимом, так как многие его репризы бессловесны. Мимика - одно из основных выразительных средств клоуна. Мимикой можно сказать очень многое, иногда больше, чем словами. Круг тем клоунских пантомим чрезвычайно обширен, своеобразен и условен язык. Клоун "стреляет" из палки, и зритель верит в эту условность.

Талантливый артист с помощью мимики и жеста может убедительно передать сюжет сценки и донести ее основную мысль до зрителя. Действия клоуна в пантомимах должны быть логичны и предельно ясны. Если зритель сразу не поймет, что хотел выразить клоун, и должен об этом догадываться, значит, действия артиста недостаточно продуманы и не достигли цели. Многие коверные кроме мимики и жеста пользуются слоном. Однако клоун не может разговаривать обыденно, как в быту. У него особый, клоунский язык, особая интонация, своеобразный рисунок речи. У каждого хорошего клоуна свое произношение, свое индивидуальное владение словом, своя манера разговора. Артист должен знать законы и технику речи, владеть культурой слова. Некоторые коверные свое появление на манеже сопровождают каким-либо резким возгласом, произносимым часто фальцетом. Этот прием привлечения внимания к себе всегда вызывает веселую реакцию в зрительном зале.

В наше время творчество клоуна тесно связано с режиссером, хорошо знающим специфику клоунады. Пожалуй, ни в одном ином жанре цирка роль режиссера не имеет такого значения, как в этом. Создание клоунского образа, сценическое поведение, подбор репертуара - словом, все, что связано с выступлением клоуна, - требует внимания режиссера. Не случайно многие из учеников главного режиссера Московского цирка М. С. Местечкина, руководящего длительное время студией клоунады и воспитавшего таких ныне известных клоунов, как Ю. Никулин, М. Шуйдин, Ю. Котов, и других, будучи признанными мастерами, продолжают творческий контакт со своим воспитателем.

И в заключение следует сказать, что палитра комического не ограничивается жанром клоунады. Комические персонажи включаются в различные номера программы - воздушные полеты, гимнастику на турниках, в выступления велофигуристов. А сколько веселья вносят в номера забавные прыжки комиков на батуте и на подкидных досках! Однако в последние годы веселые персонажи встречаются в номерах все реже и реже. Такое "осерьезнивание" обедняет программы.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Приветствую всех!
В прошлых выпусках проекта мы уже рассмотрели множество наиболее известных крипипаст и коснулись целого направления стиля хоррор. Сегодня я собираюсь рассказать вам ещё об одном огромном пласте крипи культуры, причём это направление настолько обширное, что проникло практически во все другие отрасли искусства.

Речь сегодня пойдёт о клоунах, и не просто о клоунах, а о злобных колунах. Клоуны всюду, в кино, в играх, в музыке. Причём клоун это единственный персонаж крипи, который существует и отлично себя чувствует в других жанрах. В частности клоуны присутствуют в боевиках, в триллерах, в комедиях, само собой, ведь всё-таки они смешные ребята, и даже в лирических мелодрамах. Достаточно вспомнить Джокера из Бэтмэна. Хотя и Пугало присутствовало в Бэтмэне, но всё же массе никто не сравнится с клоунами по частоте использования...
Всё дело тут в уникальности образа, ведь клоун изначально тот, кто веселит, может быть и пугающим персонажем. Именно из-за столь широкого спектра применения, если так можно выразиться, клоуны снискали себе такую славу.
Давайте разберёмся для начала, откуда вообще пошли клоуны и зачем они красят свои лица.
Изначально клоуны - это уличные актёры, арлекины, которые устраивали весёлые и не очень весёлые представления на улицах средневековых городов. В те времена не было ни то что телевизора, но даже профессиональные театры являлись роскошью, которую простолюдины себе позволить не могли.
Единственным развлечением являлись уличные представления. Чтобы увеселить толпу актёры наряжались в яркие костюмы, надевали специальные головные уборы с бубенчиками, эдакие примитивные визуальные эффекты. Всё это выглядело необычно, контрастировало с привычными для обывателей, серыми нарядами и вызывало интерес, забавляло толпу. Толпа же кидала комедиантам гроши, на то они и жили.
Прародителей клоунов, шутов называли в частности паяцами, это итальянское слово дословно переводится как "мешок соломы", и происходит от соответствующего наряда шута. Тут мы чувствуем некоторую ассоциацию с пугалом из прошлой части проекта...
Так вот, уличные актёры, комедианты, паяцы, представители так называемого ярморочного театра, выступали без каких-либо вспомогательных технических средств. В их распоряжении были лишь нехитрая сцена в лучшем случае и собственная выдумка. Однако они являлись актёрами, и должны были создавать на сцене более-менее убедительные образы. Как же можно донести до зрителя эмоции персонажей, их характеры? Тут-то на помощь и пришёл грим. Во-первых, грим позволял нарисовать нужную эмоцию или отразить характер персонажа, во-вторых, такие яркие черты лица были видны всем даже с отдалённого расстояния и даже та публика, которая оказывалась далеко от сцены, могла понять, что происходит по сюжету.
Сейчас, к слову сказать, этим приёмом тоже пользуются и не только клоуны в цирках. Глаза и брови подводят, губы красят даже рок-музыканты, чтобы из дальнего конца зала зрителям было их лучше видно. Можно вспомнить, например, знаменитый грим Виктора Цоя, который он накладывал перед выступлениями на больших концертных площадках.
Но вернёмся к площадному театру древности. В Италии у уличных актёров были строго устоявшиеся персонажи, которые кочевали из пьесы в пьесу из сценки в сценку. В частности всем хорошо известны по "Приключениям Буратино" такие герои как Арлекин и Пьеро. Арлекин - энергичный и весёлый герой, Пьеро - наоборот, образ грустного персонажа. Типажи были удобны, их знали все и разыгрывать сценки с ними было проще, чем сочинять каких-то новых персонажей, и каждый раз заново объяснять зрителям их взаимодействия и так далее.
И здесь также грим помогал зрителю быстро идентифицировать, кто показался на сцене, весёлый персонаж или грустный, энергичный или подавленный.
Спустя годы, когда такие актёры стали работать на профессиональном уровне, в цирке, например, их стали называть клоунами.
Вроде бы страшного в них ничего нет, так почему же так любят эксплуатировать тему клоунов в фильмах ужасов и крипипасте?
Как полагают психологи коулрофобия - боязнь клоунов, одна из немногих фобий, созданная массовой культурой. С некоторых пор в книгах и кинофильмах авторы стали эксплуатировать злых и страшных клоунов. И это понятно, у клоуна как бы нет лица, он скрывает свои эмоции, никогда не знаешь, что у замаскированного паяца на самом деле на уме. Фальшивая улыбка, при этом чудовищно выкаченные глаза, словно вылезающие из орбит, что смотрится на самом деле довольно жутковато. Кроме того, как утверждал ещё Альфред Хичкок, людей больше всего пугают самые обычные вещи, те предметы, которые часто попадаются на глаза. Клоуны стали частыми персонажами фильмов ужасов. Сам жанр фильмов ужасов пришёл из США, где очень распространены цирки и, соответственно, колуны, поэтому дети, насмотревшись ужастиков, начинают бояться ряженых на праздничных карнавалах и ярмарках.
Не буду перечислять все произведения, которые содержат в себе клоунов, количество их как профессиональных так и фанатских просто немыслимо и для одного перечисления всех подобных крипи стори потребуется создавать отдельный проект в триста серий. Напомню лишь, что даже знаменитая группа Кисс в своё время выпустила альбом Psycho Circus, с пугающей рожей страшного клоуна на обложке.
А теперь займёмся тем, для чего мы здесь собрались, попробуем найти истоки не самой фобии, а именно страшных клоунов в произведениях искусства и массовой культуре.

ПРУВ:
Многие ошибочно полагают, что автором самого первого страшного колуна является писатель Стивен Кинг, а прародителем этого пугающего персонажа чудовище из книги "Оно", но это совершенно не так. Первым, кто написал произведение с прототипом страшного клоуна на самом деле был знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По. Кстати, если вы увлекаетесь крипи, но не знакомы с творчеством Эдгара По, то советую вам непременно с ним ознакомиться. Однако предупреждаю, чтиво это весьма пугающее и может подавляюще воздействовать на психику, трезво соотносите свои желания и возможности.
Итак, Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года, в городе Бостоне Соединённых Штатов Америки, а умер 7 октября 1849 года, в городе Балтиморе. Трудно переоценить значение того вклада в культуру в целом и в литературу в частности, который сделал Эдгар По. Можно утверждать, что он является родоначальником всего жанра современного детективного романа в том виде, в каком мы к нему уже привыкли. Также он фактически дал старт развитию жанра научной фантастики и вообще мистицизму в массовой культуре.
Кстати, если кто не знает, знаменитый фильм "Ворон" по не менее известной серии комиксов, в котором главную роль музыканта и рок-звезды Эрика Дрейвена сыграл сын Брюса Ли Брэндон Ли, является отсылкой к одноимённому печальному стихотворению Эдгара По.
По был известным и популярным писателем, ныне он зарабатывал бы миллионы, но в то время он жил крайне бедно. И даже в забегаловках расплачивался подчас расписками. Владельцы заведений знали о нужде По и требовали за грошовые заказы непременно писать долговые расписки, не веря По на слова. А когда писатель умер эти расписки ушли на аукционе с молотка за огромные деньги, вот такая невесёлая усмешка судьбы.
Но вернёмся к истокам коулрофобии. Настоящим прототипом злобного клоуна был персонаж романа Эдгара По "Прыг-Скок", в других переводах: "Лягушонок" или "Гоп-Фрог". В оригинале звучит как: Hop-Frog; Or, the Eight Chained Ourangoutangs - "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов". Это жуткое произведение было впервые опубликовано ещё аж 17 марта 1849 г. в бостонской газете "The Flag of Our Union".
В истории рассказывалось как в стародавние времена некий генерал подарил одному королю карлика-шута по прозвищу Лягушонок и подневольную девушку по имени Пушинка (или Трипетта).
Однажды король с вельможами задумали бал-маскарад и поручили шуту Лягушонку всё устроить. Шут справился на отлично, но зажравшимся вельможам хотелось чего-то особенного и особенно запоминающегося.
Чтобы удовлетворить желания развлечений король принялся насильно поить шута вином, зная при этом, что тому становится дурно от спиртного. Девушка попыталась заступиться за несчастного Лягушонка, но король ударил Пушинку (Трипетту), и выплеснул оставшееся вино ей в лицо.
Шут затаил обиду и вскоре разработал план мести. Он рассказал королю, что придумал замечательную забаву для карнавала. По задумке шута король с вельможами должны были нарядиться орангутангами, для чего вымазаться дёгтем и обваляться в пеньке (волокно, из которого плели бечёвку). После приготовлений шут связал короля и вельмож цепью и дал знак. "Восемь скованных орангутангов" ворвались в зал посреди пира и принялись пугать гостей. Когда они оказались в центре залы под люстрой, Лягушонок исполнил свою месть, он привязал цепь к люстре и факелом поджёг тирана и его вырядившуюся свиту. После этого он сказал: "Что до меня, я всего-навсего Прыг-Скок, шут — и это моя последняя шутка", а затем скрылся в люке в потолке...
Предполагают, что Пушинка (Трипетта), ожидавшая его на крыше, была сообщницей своего друга в его огненном мщении, и что им вместе удалось бежать к себе на родину, ибо их более не видели.
Именно Лягушонок, шут Прыг-Скок при дворе безымянного короля из рассказа Эдгара По и есть тот самый первый страшный клоун. Мало того, первый клоун убийца, убивший короля и его министров. Но, как и всегда у гениального Эдгара Аллана По, этот персонаж отомстил негодяям за несправедливость, ибо автор настолько точно расставлял акценты, что лучше, наверное, просто невозможно.
А вот теперь я открою вам ещё одну тайну: задолго до того, как По написал "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов" подобные события происходили на самом деле, они-то и легли в основу жуткого рассказа мастера...
Эта история называется "Бал объятых пламенем". 28 января 1393 года в Париже состоялся бал-маскарад, на котором по невнимательности едва не погиб король Карл VI и заживо сгорели несколько его придворных. Этот случай пошатнул и без того слабую психику короля и как утверждают летописцы, впоследствии король сошёл с ума. Именно поэтому его ещё называют Карл VI Безумный.
Бал давала королева Изабелла Баварская по поводу свадьбы своей фрейлины Катерины де Фатоврен. Согласно древнему обычаю, во время празднования свадьбы вдовы, повторно выходящей замуж, коей и являлась фрейлина Фатоврен, устраивали так называемый "Шаривари", бал с громким шумом, игрой на кастрюлях, фривольными танцами и прочим ребячеством. Сам король явился на бал в сопровождении вельмож в костюмах "диких людей", нарядах обмазанных воском и облепленных растрёпанной бечёвкой, изображающей шерсть. Не нужно пояснять, что всё это добро превосходно горит... Кроме того персонажи кроме самого короля были скованы цепью. Никто, даже родная тётка короля не смогли распознать, кто же скрывается под маскарадом.
Брат короля Людовик Орлеанский попытался рассмотреть "диких людей" тщательнее, поднёс факел к одному из вельмож слишком близко, и костюмы вспыхнули.
Король был спасён лишь благодаря находчивости юной герцогини Беррийской, которая сумела потушить огонь на костюме монарха длинным шлейфом своего платья.
Герцог Орлеанский винил во всём только себя и во искупление воздвиг подле Целестинской церкви Орлеанскую часовню, в которой впоследствии часто молился за души погибших.
Именно так и возник образ злобного клоуна, вернее будет сказать его прототипа - злого шута, пришедший в современность из тёмных глубин средневековья благодаря гению Эдгара По...

И в завершение я хочу рассказать вам ещё одну историю с мистическим оттенком...
В "Книге о Жизни" и заметке "Эдгар По" Константина Паустовского есть упоминание одной истории, связанной с Эдгаром По...
Несмотря на известность По был крайне беден, последние годы он доживал в крайней нищете в крохотном домике, где почти ничего не было. Его молодая жена и любовь всей жизни Вирджиния умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Дальше процитирую отрывок из Паустовского: "В январе 1847 года Виргиния умерла в пустом деревенском доме — все было продано. Она умерла на полу, на охапке чистой соломы, застланной белоснежной простыней, умерла, укрытая старым рваным пальто Эдгара По". При жизни Эдгар самозабвенно любил Вирджинию и ласково звал её именем цветка Троицын Цвет - Тринити.
Стих "Ворон" или "Никогда" "Nevermore" был написал По в память о его горячо любимой рано умершей жене, в нём выразилась вся безысходность будущего и тотальное отчаяние автора, навсегда потерявшего любимую Вирджинию...
Но... Когда писатель и сам умер, его родственники, религиозные люди придерживающиеся крайне строгих правил зачем-то положили на могилу По мощную каменную плиту, как верно заметил гениальный писатель Паустовский, словно пытаясь запечатать писателя, чтобы дух его не выбрался наружу. Впоследствии вместе с ним перезахоронили и его жену. А мощная каменная плита треснула, и скоро в трещине проросли цветы, те самые цветы, которые называются Троицын Цвет...
Удачи всем!

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Интересно, что в Америке образ клоуна сложился на удивление страшным. Виной тому многочисленные произведения, где этот образ выставляется кровожадным и жестоким (вспомнить хотя бы Джокера). Появилась даже такое психическое заболевание, как клоунофобия. Говоря о современной клоунаде нельзя не упомянуть имя Чарли Чаплина. Этот комедийный актер послужил источником вдохновения для актеров этого жанра, его образ копировался и многократно использовался.

Надо сказать, что самые выдающиеся клоуны реализовывали себя и далеко за пределами цирка, в кино, театре, исполняя при этом и трагический репертуар. О самых известных людях этой смешной, не непростой профессии и пойдет речь ниже.

Джозеф Гримальди (1778-1837). Этот английский актер считается отцом современной клоунады. Полагают, что именно он стал первым клоуном с европейским лицом. Благодаря Гримальди комический персонаж стал центральной фигурой английский арлекинад. Отец Джозефа, итальянец, сам был пантонимистом, художником и балетмейстером в театре. Да и мать выступала в кордебалете. Уже с двух лет мальчик выступает на сцене театра. Неудачи в личной жизни обратили взор молодого Гримальди к работе. Славу ему принесла постановка в Королевском театре «Сказок матушки гусыни». Актер стал явным новатором, ведь его персонаж, клоун Джой, схож с современными образами. Клоун являлся центральным персонажем в номерах, он придумывал буффонады и визуальные трюки, неизменно вызывая смех зрителей. Образ простака и дурачка берет свое начало еще со времен комедии дель арте. Гримальди принес в театр женскую пантомиму и заложил традицию участия в представления самой публики. Игра на сцене подорвала здоровье клоуна, фактически сделав его калекой. В 50 лет Гримальди разорился и жил на основе пенсии и помощи от благотворительных спектаклей в его честь. Когда он умер, газеты с горечью написали, что дух пантомимы отныне утрачен, ведь равных клоуну по уровню таланта просто нет.

Жан-Батист Ориоль (1806-1881). В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силам. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм. В преклонном возрасте Ориоль начал играть в комических сценах, участвуя в пантомимах.

Грок (1880-1959). Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Его семья была обычной крестьянской, однако отец смог привить сыну любовь к цирку. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Только вот в Национальном швейцарском цирке в городе Ним молодой артист добился только работы кассиром. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке. В 1911 году в Берлине клоун потерпел фиаско, однако гастроли в Австро-Венгрии и Германии в 1913 году прошли куда удачнее. Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. В начале 30-х клоун даже снял фильм о самом себе, который успеха не возымел. Уже после окончания Второй мировой войны артист выпустил еще две ленты со своими лучшими номерами, а в 1951 году даже открыл собственный цирк «Грок». Последний выход на арену знаменитого клоуна состоялся в 1954 году. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Михаил Румянцев (1901-1983). Клоун Карандаш является классикой советского цирка. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. Трудовая карьера будущего артиста началась с рисования афиш для театра. В 1925 году Румянцев переехал в Москву, где стал рисовать плакаты для кино. Судьбоносным для молодого художника стал 1926 год, когда он рядом с собой увидел Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Подобно им Румянцев решил стать актером. После курсов сценического движения была школа циркового искусства. С 1928 по 1932 года клоун появлялся на публике в образе Чарли Чаплина. С 1935 года Румянцев начал использовать свой новый имидж Каран д’Аша. В 1936 году клоун работает в московском цирке, финальной точкой формирования его нового образа стал небольшой скотч-терьер. Выступления клоуна были динамичными, наполнены сатирой на самые острые проблемы в обществе. Приезжая на гастроли в новый город, артист старался вставить в свою речь название какого-то местного популярного места. В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти. Работа артиста отмечена многочисленными наградами, он являлся Героем Социалистического труда, Народным артистом России и СССР.

Нук (1908-1998). Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Когда в 1932 году он начал свою трудовую карьеру зубным врачом, никто и не предполагал такого резкого поворота в его судьбе. Но вскоре Георг отказался от этой работы, став музыкальным клоуном. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ. Рассказывают, что однажды некий клоун захотел купить к Нука один из его номеров, но тот отказался. Ведь его образ и есть вся жизнь, с ее опытом, чувствами, успехом и пощечинами. Долгие годы на сцену вместе с Георгом выходила и его супруга, игравшая на пианино. В 1991 году за свою благотворительную деятельность в адрес своих бывших коллег Германия наградила его крестом «За заслуги». Сам Нук говорил, что в обществе сложился стереотип, согласно которому клоун должен быть в жизни грустным человеком, а на сцене постоянно шутить. Но такой образ не имеет с ним самим ничего общего. Клоун писал, что для получения такой профессии учиться не обязательно, а вот упорный труд необходим. Секрет артиста был прост - все, что было в его представлении, было пережито лично Георгом.

Константин Бергман (1914-2000). Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена. С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства. Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Леонид с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание. В 1955 году Енгибаров поступил в Цирковое училище, где стал обучаться клоунаде. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным. Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз. Умер великий клоун в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Никулин (1921-1997). Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. Отец и мать будущего клоуна являлись актерами, что и предопределило, должно быть, судьбу Никулина. Он прошел всю войну, получив боевые награды. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали. С 1981 году Никулин стал главным режиссером своего родного цирка, а уже со следующего года и директором. Нельзя обойти стороной и участие знаменитого клоуна в кино. Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Юрий Никулин получил звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру.

Марсель Марсо (1923-2007). Этот французский актер мим создал целую школу своего искусства. Родился он в еврейской семье в Страсбурге. Интерес к актерскому искусству появился у Марселя после знакомства с лентами Чарли Чаплина. Марсо учился в Школе декоративных искусств в Лиможе, затем в Театре Сары Бернар, где Этьен Декру и научил его мимическому искусству. Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. Последующие годы Марсо выступал уже самостоятельно. Несколько раз он с гастролями бывал в Советском Союзе, впервые это произошло в 1961 году. В одной из сценок грустный Бип, сидя за столом, выслушивал своих собеседников. Повернувшись к одному, клоун делал веселое выражение лица, а к другому - грустное. Реплики чередовались и постепенно убыстрялись, заставляя клоуна постоянно менять настроение. Такое было под силу только Марсо. Миниатюры с участием Бипа вообще наполнены сочувствием к бедняге. В 1978 году клоун создал собственную Парижскую школу пантомимы. В его арсенале появились новые миниатюры и новые герои. Говорят, что именно Марсель Марсо научил его знаменитой лунной походке. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов (род.1930). Знаменитого артиста называют отцом-основателем советской клоунады. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна. Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло. В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Слава Полунин (род. 1950). Полунин получил образование в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа. В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира». Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено. Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь - удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное - этот человек создает праздник.

Все мы знаем, что клоуны работают в цирке, раскрашивают свое лицо красками и смешат людей. Согласитесь, эта информация довольно общая и не дает ответа на вопрос почему клоуны так популярны у детей и взрослых во всем мире?

Клоун — это артист использующий приемы гротеска, преувеличения. Огромные ботинки, красный нос, вызывающий улыбку реквизит. Задача клоуна вызывать улыбку и поднять настроение людям. Это удается засчет остроумных шуток, игр, необычного внешнего вида и, конечно же, таланта актера. Надо сказать, что клоунада — это один из самых сложных актерских навыков. Ведь многие могут раскрасить лицо и одеть экстравагантный костюм, но искусство делать людей счастливыми и радостными подвластно очень немногим.

Большинство людей ассоциируют клоунов с цирком. Это потому, что в советское время самым популярным, а возможно и единственным местом в России, где можно было увидеть клоунов был именно, цирк. Клоун работал со зрительным залом между выступлениями других артистов. В цирках и сейчас работают клоуны с различными репризами и номерами, но в современном мире явление «клоунада» вышло за пределы цирка и используется во многих других случаях и жанрах.

Сейчас даже существует такое понятие, как — клоунотерапия!
Научно доказано, что смех спасает от стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, нормализует давление, улучшает биохимический состав крови. Одна минута смеха и радости приравнивается по эффективности к суточной дозе витамина С.

Ниже мы расскажем о самых популярных и востребованных формах клоунской деятельности.

Первые клоуны

Первые клоуны были наездниками. Неожиданно, правда?
В 16 веке в Англии, да и во всей Европе, были очень популярны рыцарские турниры. На них собиралось поглазеть все население города и ближайших деревень. И вот между традиционными верховыми или пешими боями, когда рыцари перед выездом полировали доспехи и подтягивали подпруги, чтобы публика не скучала, перед ней появлялся наездник-неумеха. Он неуклюже старался справиться с лошадью, удержаться в седле, попасть ногами в стремена, и, в конце концов, таки падал на землю. Вся эта немудреная сценка была до того правдоподобной и смешной, что вызывала у зрителей дикое веселье. Как же не посмеяться над таким простаком и деревенщиной? Ведь только деревенщина, который на лошади не ездит, а пашет, не может справиться с уздой.

Кстати, и само название «клоун» происходит от английского слова «clown», а также от латинского слова «colonus» и означает: крестьянин, деревенщина, простофиля. Так в английских деревнях называли неловкого, недалекого грубоватого парня, над которым смеялась вся округа. Так могли обозвать и местного балагура, и хулигана, да и просто деревенского дурачка.

Как получилось, что простофиля, падающий с лошади, эволюционировал до артиста очень сложного жанра?
Чуть позже все в той же Англии клоун стал не только падать с лошади в перерывах между боями, но и отпускать разные «острые» шуточки на угоду публики. Так он превратился в одно из главных действующих лиц английского театра и шутил уже не только на турнирах, но и на рыночных площадях, и под шатрами бродячих цирков. Здесь от клоуна ждали не только воистину акробатических номеров и колких словечек в адрес высокомерных горожан. Артист разыгрывал целые сценки из жизни, где высмеивались и неуклюжесть, и недалекость персонажа.

Кто такие мимы

Клоуны появились еще до нашей эры в Древней Греции. Но были совсем не такие как сейчас. Тогда клоун называл себя «мим» (от др.-греческого mimos – подражание) и выступал перед зрителями на улицах, где разыгрывал сценки с пением и танцами, в которых пародировал и высмеивал людские пороки и известных личностей. За что, кстати, бывал неоднократно бит. Со временем из выступлений мима ушла песенная составляющая. Мим стал немым и общался со зрителем исключительно с помощью мимики лица и тела. Мимы путешествовали по городам и деревням, где и давали свои представления, иногда поодиночке, а иногда и вместе с бродячим цирком, становясь настоящими артистами.

Сейчас пантомима, а именно так называется искусство передавать чувства и мысли посредством языка тела, это отдельное направление в клоунаде. Проще говоря, мим – это клоун, который молчит. Даже грим и костюм мима разительно отличается от всех остальных клоунских нарядов. На нем чаще всего обтягивающая одежда черного или белого цвета, в зависимости от фона на выступлении, чтобы каждое движение было заметнее благодаря такому разительному контрасту. А на лице мима белый тон и ярко очерченные черным глаза и рот.

Самые известные в истории мимы – это Чарли Чаплин, мэтр французской пантомимы Марсель Марсо, знаменитые «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина, создавшего свой неповторимый стиль на стыке клоунады, эстрады и трагифарса, радует новыми фееричными шоу и мастер-классами по всему миру.

Внешний вид клоунов

С появления первого клоуна его задачей было привлечь максимум внимания и рассмешить народ. Поэтому яркий парик, кстати, не только рыжий, но, зачастую и желтый, и зеленый, а то и вообще всех цветов радуги, пестрый костюм, изначально из сотен тряпочек разного цвета, и красный нос – неизменный атрибуты клоунского костюма.

Каждая из этих деталей отражает характер, темперамент и даже личную историю этого конкретного клоуна. Актер, прежде чем стать настоящим клоуном, придумывает не столько внешний вид, сколько его характер и историю, а уж потом отражает их в костюме и гриме.

Кто-то создает свой образ один раз на всю свою клоунскую карьеру, а у кого-то много разных образов и, соответственно, грим каждый раз разный. Но изготовление костюмов – это всегда основательный и творческий процесс. Так, например, знаменитые клоунские носы делаются по индивидуальному заказу, так сказать под каждый нос, из мягкой кожи, а потом раскрашиваются в нужный цвет. Конечно, многие используют и мягкие поролоновые, через которые неудобно дышать, но это, как правило, на пару раз.

Но самое главное в каждом клоуне не выбранный им образ и наряд, а искреннее веселье и способность дарить детям радость.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк!

Шуты знакомы человечеству с глубокой древности. Первые упоминания об этой профессии были еще в рассказах Плиния, когда тот посещал дворец короля Птолемея I. В Средние века был настоящий "шуточный бум". Именно на это время, как говорят историки, пришелся самый расцвет и процветание шутовского ремесла.

Кто такой гаер

Прямая аналогия и современный перевод некоторых старорусских слов доступен сегодня не каждому. Например, мало кто знает, кто такой гаер. Заглянем в толковые словари.

Гаер - это человек, работающий на улице и веселящий людей на ярмарках и праздничных гуляньях. Сегодня такое слово забыто и совсем не употребляется. Но в старые времена это была довольно популярная профессия. Умение смешить людей своими несуразными кривляниями и шутками-прибаутками передавалось по наследству. Отцы учили детей смешить народ, забавлять его и зарабатывать этим на

Гаер - это потешник и балагур, который призван развлекать и смешить народ. С давних времен гаером называли уличного шута. Он работал как в одиночестве, так и в артистической труппе. К примеру, во Франции гаеры принимали активное участие в создании комических шоу и народных спектаклях.

В переводе с языка Наполеона Бонапарта гаер - это весельчак. В английском или немецком языках это слово означает «клоун, скоморох».

Шут или клоун

Многие думают, что шут и клоун, следовательно и гаер, это одни и те же слова, имеющие общий смысл. Но на самом деле клоун очень сильно отличается от шута. Даже великий Чарли Чаплин всегда обижался, когда его в прессе называли гаером. Он в свое время сильно полюбил Францию именно потому, что это была первая страна, где «икону комедии двадцатого века» не звали гаером, а признали именно актером комедии.

Кто такой гаер на самом деле: шут или клоун? Историки утверждают, что гаеры ближе к шутам, кривлякам и балагурам. С некоторых языков это слово и переводится как "кривляться" и "показывать рожи". Они всегда старались шутить неуместно и даже пошло, чтобы только привлечь внимание.

Собираясь и работая на праздничных гуляньях или ярмарках, гаеры получали чаще всего «заработную плату» продуктами питания. Особенно это было распространено в Средневековье. Спустя века гаер стал получать и какие-то деньги за свои кривляния. Клоуны же появились значительно позже. Это была уже профессия, за которую платил зарплату не народ на ярмарках, а работодатель. Профессиональные клоуны всегда обижаются, если их называют шутами или гаерами. Однако если верить истории, именно от гаера произошел шут, а от шута - современный клоун.

Немного истории

Традиционно гаер изображался на картинах в смешном колпаке, на котором весело позвякивали колокольчики. Этот наряд использовался не только для яркости костюма, но и для привлечения зрителей. В средневековой Англии были пуританские нравы, поэтому гаер и шут здесь поначалу никак не приживались. Значение слова "гаер" ассоциировалось с умственно отсталым человеком, слоняющимся по улице и просящим краюху хлеба за свои кривляния.

Однако не только бедные и больные становились шутами. Гаером человек мог стать по собственному желанию, а не по нужде. Рождались уже и в те времена талантливые люди, способные понимать тонкости комедии, трагедии и подавать людям свой талант достойно.

Из шута в клоуны

Уже во времена Шекспира гаер был не просто шутом, веселящим народ. В пьесах автора он частенько играет уже более продуманную, серьезную, лирическую роль. Шут уже не просто кривляется, а музицирует, жонглирует и рассказывает стихи.

В русских боярских домах также работали гаеры. Они веселили гостей, смешили их прибаутками. При этом профессиональный гаер, который почитался в профессии и неплохо зарабатывал, уже не строил рожицы, дабы насмешить публику. Опытный шут в то время был довольно образованным человеком: знал стихи, читал пьесы, мог артистично рассказать анекдот и т. д.