Кто достоин причастия. Таинство, соединяющее человека с Богом

Был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» , подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики. В настоящее время этот проект активно обсуждается в церковной прессе и на сайтах, мирянами и церковнослужителями.

В этом документе поднимаются крайне важные вопросы, касающиеся подготовки ко Святому Причащению, в частности, связь Исповеди и Святого Причастия, частота приобщения ко Святым Таинам, продолжительность и строгость поста (говения) перед Святым Причастием, Причастие на Светлой Седмице, а также особенности евхаристического поста.

Особое место в проекте документа уделено вопросу необходимости исповедоваться каждый раз перед принятием Святым Причащением. Так, в частности, предложено такое послабление: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». («Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»).

Обсуждая этот проект в своих статьях, беседах, комментариях и церковнослужители, и миряне останавливались на нескольких основных вопросах. Можно ли не исповедоваться перед каждым принятием Святого Причастия? Как долго поститься (говеть) перед Причастием? И не скажется ли частая исповедь на ее духовности ?

Итак, попробуем осветить настрой церковнослужителей к этим главным вопросам.

Вопрос 1. Надо ли исповедоваться перед каждым Святым причастием?

Необходимо отметить, что некоторое послабление в вопросе исповеди, прописанное в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», многими священнослужителями было оценено достаточно высоко. К примеру, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей Максим Козлов в своем интервью , опубликованном на портале богослов.ru , признается: «Мне кажется, в иных случаях нужно больше доверять священнику. Конечно, в современной церковной действительности с преобладанием в нашей пастве новообращенных, недавно пришедших и не вполне воцерковленных людей разрешение мирянам совершенно самостоятельно определять, когда они будут исповедоваться перед причастием, повлечет, на мой взгляд, только отрицательные последствия. <…> Однако разрешение священнику давать известным ему духовным чадам благословение причащаться на протяжении какого-то периода в том случае, если они тщательно исповедовались и не знают за собой смертных грехов после последней исповеди, будет полезным, поскольку позволит нам избежать профанации Таинства исповеди. Ведь порой человек с трудом придумывает, что бы ему такое сказать, исповедуясь, или начинает рассказ о повседневных бытовых проступках, в которых он, конечно, раскаивается, по жизни сознавая себя греховным пред Богом, но в данном случае говорит о них только для того, чтобы на исповеди было сказано хоть что-то. В иных случаях я благословлял известных мне людей, живущих церковной жизнью, подойти к Чаше не только наутро после вечерней исповеди, но и, предположим, в ближайший праздник через несколько дней. Если такое положение будет утверждено, это можно будет только приветствовать».

Правда, протоиерей Максим Козлов тут же оговаривается, что такое послабление должно обязательно контролироваться священником: «Контроль со стороны священства, безусловно, должен быть сохранен. Но это можно было бы сделать, например, в форме благословения. Скажем, мирянин подходит, получает благословение и на этой литургии причащается, не профанируя при этом Таинство исповеди ».

С ним, похоже, категорически не согласен священник Николай Булгаков , он утверждает: «Оговорка о том, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», выглядит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Литургии или накануне вечером. Стоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса «на усмотрение духовника» (уже и звучит предложение прибавить сюда Святки), – и пошло-поехало. <…> Часто исповедуешься? Даже, бывает, каждый день? Ведешь такую серьезную духовную жизнь? И при этом считаешь, что можешь прожить хотя бы сутки без греха? Только в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь.<…> Нежелание мирянина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о его недостаточно развитой, глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке покаянного чувства ».

Еще более резко о необходимости исповеди перед каждым Святым Причастием пишет настоятель Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области, протоиерей Михаил Редкин в своей статье «Об исповеди и Причастии» : «Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам. <…> Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией».

Их позицию разделяет и мирянка Елене Кравец. В своей статье , анализируя вопрос Причастия без исповеди, она делает неожиданный вывод: «Я не знаю мирян (включая себя), которые хотели бы обойтись без исповеди перед причащением (вне зависимости от частоты участия в таинстве), но я встречала священнослужителей, по разным причинам ратовавших за сокращение подготовки к причастию за счет исповеди. Это объяснимо. Верующий всегда рад поговорить о себе со священником, в то время как регулярно повторяющиеся списки одних и тех же «обыденных», мелких грехов вызывают у исповедующих священнослужителей чувство замкнутого круга и «дурной бесконечности» (такие высказывания я почерпнула из отзывов священнослужителей)».

И после такого вывода, обращаясь к тем священнослужителям, которые ратуют за послабления при подготовке ко Святому Причастию, Елена Кравец замечает: «Позвольте не поверить вам в том, что частое причащение без предварительной работы над собой механически изменяет и исцеляет душу, что Бог, ценящий человеческую свободу, в духовной жизни действует помимо человеческой воли. Боюсь, что предлагаемые изменения практики подготовки к причащению имеют в виду не духовную пользу прихожан, но решение некоторых проблем приходского служения духовенства. Не отрицая наличия этих проблем, я думаю, что такое решение неудачно. Оно предлагает бедному «постоянному прихожанину» в важнейших моментах его духовной жизни закрывать глаза на собственное внутреннее состояние при условии соблюдения им определенных форм религиозной жизни. Полагаю, что постоянный прихожанин, верный член Церкви заслужил большее внимание к своему внутреннему миру».

И тут же добавляет: «Я предлагаю не лишать Господа Бога возможности изменить, исправить, утешить или просветить человеческую душу в таинстве исповеди, в обязательной молитве перед причащением при условии, что и прихожанин и его духовник считают это нужным и важным.<…> Я предлагаю священнослужителям делать то, что делалось раньше, в недавнее время, и не менять эту практику» («Мнение немолодой прихожанки о подготовке к причастию»).

А вот священник Петр (Прутяну) , который служит в португальском городе Кашкайш, Корсунская Епархия РПЦ, напротив, предлагает сделать еще большое послабление в отношении исповеди. В своей статье « он даже вводит некий математический подход в этом вопросе: «Для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год. Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам. <…> Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий».

Вопрос 2. Частая исповедь: благо или формальность?

Священник Николай Булгаков крайне отрицательно относится к мысли, что частая исповедь может стать формальной: «Противники правила исповеди перед причащением говорят о том, что прихожане, которые часто причащаются, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходится говорить об одном и том же. Ну, так что? Мы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повторяются, и умываемся одинаково много раз в день, - так что же, не молиться, не умываться? Мы каемся не в новых только, а во всех совершённых нами к моменту исповеди грехах, до конца – тогда это будет чистая исповедь: Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. <…> Нет, не отменять нужно исповедь, если приходится каяться в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубокая исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуется, не избавляется от грехов, с выяснением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте. Надо от повторяющихся грехов отставать, а не от исповеди» («Исповедь перед причащением - всегда»).

А чтобы не было у мирян ощущения привыкания к исповеди, формального подхода, священник Николай Булгаков советует: «Призывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Бога прощения за свои грехи, учиться видеть их, учиться ни в чем себя не оправдывать, но быть построже к себе. <…> Учиться на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробностями, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стараясь себя оправдать. Не осуждать других, прибавляя себе на исповеди новых грехов. Не путать исповедь с приемом у врача (болезни – не грехи, но следствие грехов). Не хвалиться на исповеди в том, что ты выполняешь, но просить у Бога прощения за содеянное, действительно обличая себя» («Исповедь перед причащением - всегда»).

Иное видение неформального подхода к исповеди и Святому Причастию предлагает священник Андрей Кордочкин . В своей статье, которая так и называется «Комментарий к проекту Межсоборного присутствия “О подготовке ко Святому Причащение”» , он говорит: «Нельзя освободить человека от исповеди. Освободить можно от физкультуры, от прививок, от налогов, от иной повинности. От исповеди нельзя освободить, как и нельзя к исповеди принудить. Исповедь есть прежде всего свободное проявление человеческого духа, совершаемое при нужде и необходимости. <…> Чтобы избежать профанации таинства, можно идти по другому пути – созидать.

Церковь как общину, в которой пастырь знает своих овец, и при отсутствии тяжелых грехов не заставляет их дышать друг другу в затылок перед аналоем за полчаса до начала Литургии. Так он сможет уделять больше времени для исповеди тех людей, кто в ней реально нуждается, делая в Церкви первые шаги, или освобождаясь от тяжелых грехов и пороков.

В этом смысле, в документе следует отметить, что практика принудительной исповеди для мирян, имея свои преимущества и достоинства, никогда и нигде не являлась общепринятой, и священник может сам, согласно своему пастырскому рассуждению, допускать или не допускать человека ко Святой Чаше, не превращая исповедь в формальность ».

Против частого, но формального подхода к Причащению выступает и упоминаемый выше протоиерей Михаил Редкин. В своей статье он сначала приводит следующие слова Феофана Затворника «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1».

А потом развивает их: «Современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат. Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства». («Об исповеди и Причастии» )

Достаточно парадоксальные мысли высказывает уже упоминаемый нами служащий в Португалии священник Петр (Прутяну). Он пишет: «Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение!

Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений. <…> Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. <…>

Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать.

Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются» («Снова о главном, или пятому пункту посвящается»).

Вопрос 3. Как долго следует поститься (говеть) перед Святым Причастием?

Дискуссионным стал и вопрос поста (говения) перед исповедью и принятием Святых Таин. Так, в своем уже упоминаемом интервью «Важно указать пределы, дальше которых требовать от мирян невозможно» протоиерей Максим Козлов замечает: «Мне, в частности, кажется вполне разумным, что длительность подготовки к причастию напрямую должна быть связана с регулярностью приобщения человека Святым Таинам, регулярностью его участия в таинственной жизни Церкви. <…> Стоит ли прописывать длительность говения в документе? Наверное, да. Полагаю, если кто-то причащается один-два раза в месяц, два-три дня поста для него вполне вместимы, требование же воздержания от скоромной пищи в течение недели было бы странным, ведь, учитывая четыре многодневных поста в течение года, жизнь этого человека превратилась бы тогда в сплошной пост. Если же человек причащается раз или дважды в год, поговеть можно и побольше, хотя и здесь нужно смотреть на конкретного человека».

А священник Николай Булгаков предлагает в вопросе поста не вносить каких-либо кардинальных изменений. В своей статье он отмечает: «Миряне хорошо знают, что поститься перед причащением обычно полагается три дня. Поскольку они, как показывает опыт, сами «успешно» сокращают это правило, то лучше их в этом не расхолаживать. Если «официально» разрешить говеть в течение года один день, то может получиться, что и от этого дня ничего не останется». («Исповедь перед причащением - всегда»).

У упоминаемого протоиерея Михаила Редкина по поводу говения перед исповедью свой взгляд на вещи: «На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего» («Об исповеди и Причастии»).

Вот с такими разными точками зрения приходится встречаться. И, судя по бурному и противоречивому обсуждению проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» , можно сделать вывод, что этот документ сегодня крайне актуален для нашей Церкви. И его скорейшее принятие поможет внести ясность в ряд важнейших вопросов.

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

Иеросхимонах Симеон (1869 - 1960) более шестидесяти лет подвизался в Псково-Печерском монастыре. Он являлся одним из основоположников псково-печерского старчества двадцатого столетия. Своим духовным чадам старец советовал причащаться как можно чаще. Иногда он, если считал полезным, благословлял человека причащаться даже два дня подряд. При этом отец Симеон подчеркивал, что перед принятием Тела и Крови Господних причастник должен ясно сознавать свое не достоинство.

Как-то раз к старцу Симеону приехала на исповедь его духовная дочь монахиня Архелая. После исповеди старец неожиданно сказал:

Будешь завтра причащаться!

Никак не могу, - ответила матушка, - не готова, вчера ела скоромное - суп с молоком, недостойна я.

Ишь - недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что «недостойна». Она, видите ли, всегда причащается «достойно»! Ну так вот завтра причастишься «недостойно».

Старец Симеон своим прозорливым духовным оком видел состояние души человека. Он всегда знал, кому и когда можно причащаться, а кому нужно повременить.

Сознание святости таинства Евхаристии и собственной греховности неминуемо приводит каждого из нас к вопросу: достоин ли я причастия и не причащусь ли я в осуждение;? Если мы точно соблюдаем правила подготовки к причащению, это в какой-то мере дает нам право думать, что мы верно готовимся к принятию Святых Даров. Однако внешние правила служат только ориентирами для внутренней духовной подготовки к таинству. Мы же иногда придаем им решающее значение и тогда начинаем идти по ложному пути.

Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский перед причащением нескольких духовных чад спросил их:

Ну, как вы?

Да, мы готовы, батюшка, - ответили одни.

А мы плохо, -- признались с сокрушением другие, - в работе и заботах не приготовились, простите!

Так вот, - рассудил святой, - вы, неготовые, - приступите. А вы, готовые, приходите в другой раз к чаше Тайн Христовых.

Таким образом отец Иоанн Кронштадтский ободрил смиренных и вразумил самоуверенных.

Никто из людей в силу своих заслуг, трудов или даже подвигов недостоин приобщаться Телу и Крови Христовых. Поэтому приготовление к причащению, как сказал один из богословов, состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности» и «неподготовленности», а в ответе любви на любовь. Люди же, забыв о любви ко Христу, часто подходят к святой чаше только с желанием соблюсти регулярность в причащении. Считается, что во время продолжительных постов подготовиться к причащению наиболее удобно. Поэтому в этот период в храмах можно увидеть большое количество причастников. Однако все ли они, выбрав благоприятное время, достойно принимают Христовы Тайны?

Однажды Великим постом кто-то из прихожан церкви, в которой служил преподобный Севастиан Карагандинский (1884 - 1966), с радостью сказал:

Как много сегодня в храме было причастни ков!

Причастников много, да причастившихся ис тинно мало, - заметил преподобный Севастиан. - Не нужно гордиться тем, кто своевременно причаща- ется, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самой кон чиной человек сподобляется причаститься во спасе ние души.

Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитать молитвенное правило и очистить совесть в таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Тайн. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скрупулезное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце.

Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд.

Нам также нужно помнить и о том, что благоговение перед таинством Святого Причащения не должно перерастать в неуверенность, тоску и уныние, которые могут породить в нашей душе сомнение в необходимости причащения. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть» .

Как-то раз женщина поведала одному ныне уже почившему епископу о том, что постоянно видит свое недостоинство и поэтому не смеет приступать к святой- чаше, а если и приступает, то мучается. Епископ сказал этой женщине:

Когда считаете себя недостойной, тогда-то и приступайте; а вот когда вы сочтете себя «достойной», тогда скажите мне, и я вас не допущу до причастия.

Конечно, нам не надо мучить себя перед причастием беспричинным томлением духа. Если у нас есть глубокое чувство собственного недостоинства, то мы с упованием на милость Божию можем приступать к причащению без всяких угнетающих душу терзаний. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» .

Один из послушников Саровского монастыря исповедался перед причащением, но тем не менее решил не приобщаться. Находясь во время совершения литургии в алтаре, он думал: «По суду Божию за мое не достоинство я буду сожжен огнем или живой поглощен землей, как только приступлю к чаше». Так он размышлял в присутствии преподобного Серафима Саровского. Прозрев мысли послушника, святой подозвал его и сказал:

Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас даром, питая нас Пречистою Своею Плотию и Кровию, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся: только веруй, что это есть истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые даются во исцеление всех наших грехов.

Когда человек постигнет глубину своей греховности и сочтет себя недостойным никакой Божией милости, она неожиданно посещает его. - Старец Иосиф Исихаст (+1959) имел большой духовный авторитет среди афонских подвижников, многие из которых были его учениками. Некоторое время старец Иосиф находился в затворе и не выходил, из него даже на литургию. Однажды накануне большого церковного праздника он в одиночестве безмолвствовал в своей келлии. В течение всего вечера старец Иосиф непрестанно думал, что в этот праздник другие иноки причастятся, он же за свои грехи недостоин этого. Старец закрыл глаза и с горечью погрузил свой ум в самоосуждение, но при этом желание вкусить Хлеба Жизни в нем всё более и более возрастало. Внезапно он почувствовал чье-то присутствие. Подвижник открыл глаза и увидел пред собой ангела, от появления которого темная келлия наполнилась светом иного мира. Ангел держал в руке изящный сосуд, помещавшийся на его ладони. Он открыл сосуд, приблизился к старцу Иосифу и с великим благоговением и вниманием вложил ему в уста частицу Христова Тела. Затем ангел с улыбкой взглянул на причастника, закрыл сосуд и через кровлю поднялся туда, откуда пришел. В течение суток после чудесного причащения сердце старца было исполнено неизреченной любви ко Христу и он не помышлял ни о чем земном.

Каждому из нас необходимо знать: ничто так не сокрушает наш дух и не смиряет сердце, как истинное покаяние и плач о грехах. Однако существует пять причин, которые мешают нам чистосердечно раскаяться в содеянных грехах. Что же это за препятствия?

Мы можем причаститься в осуждение, если:

1) вместо искреннего покаяния занимаемся само оправданием;

2) прощаем своих обидчиков и искусителей на словах, а в своем сердце продолжаем на них гневаться;

3) каемся в грехе, но при этом не испытываем к нему отвращения и даже сохраняем к нему привязанность;

4) при покаянии не даем обета впредь беречь себя от грехов, искоренять страсти, исправить свой образ жизни;

5) приступаем к таинству покаяния формально, только ради того, чтобы быть допущенными к Свя тому Причащению.

Все мы по своей греховности недостойны Тайн Христовых и сподобляемся принимать их только по великой милости Божией. Безграничное человеколюбие Господне покрывает наши грехи и допускает нас к святой чаше. Однако когда человек приемлет Святые Дары без самоосуждения, сокрушения и смирения, он лишается милости Божией и причащается в осуждение. Каковы признаки такого причащения?

Количество записей: 275

Здравствуйте, батюшка! Простите за подробности, но кратко описать не получается. 1) Мы с супругой стараемся причащаться каждую неделю. Так благословил нам батюшка, которого мы считаем своим духовным отцом. Раньше мы причащались раз в месяц. Тогда мы готовились, говели несколько дней. На вопрос, как поститься, если причащаться каждое воскресенье, батюшка ответил, что надо поститься в среду и пятницу и соблюдать Евхаристический пост с 0 часов. Батюшка наш находится далеко и ездить к нему каждое воскресенье невозможно, ездим в основном по большим праздникам. Недавно мы были на Литургии в храме, что в деревушке рядом с дачей. А накануне в субботу мы с супругой были в кафе, чтобы немного развеяться, так как дочка наша гиперактивная (ей 3 года) и супруга с ней очень сильно устает. Я целый день (порой до 22 часов, бывает что и по субботам) на работе, и помощи у жены нет.

В общем, приехав на дачу, мы оставили дочку моей маме и уехали в кафе. Вечером приехали и подготовились к Причастию. Правда, причащаясь каждую неделю, мы читаем Канон покаянный и Последование ко Святому Причащению. Батюшка того деревенского прихода сказал, что христианин должен как минимум 2 дня до Причастия поститься, то есть в пятницу и субботу. Он не то чтобы не допустил нас до Причастия, но сказал, чтобы мы подумали, чтобы это не было во грех ни нам, ни ему. Мы смутились и в тот день не подошли к Чаше. Я не хочу ни в коем случае никого обвинить, просто пытаюсь понять, как правильно поступать. За долгое время выпала минутка немного отдохнуть и мы воспользовались ей. Нам не следовало готовиться к Причастию? Может, правильней причащаться раз в месяц? 2) Можно ли поститься с вечера вторника до вечера среды и с вечера четверга соответственно (с 18 часов до 18 часов) или надо строго с 0 часов до 24 часов? 3) Мы хотим ходить в храм всей семьей (я, жена и дочь 3 лет). Раньше мы ходили по очереди, когда причащались редко. Отстоять Литургию с маленьким подвижным ребенком невозможно, да мы и не пытаемся. И когда дочка начинает смущать окружающих во время Богослужения, я выхожу с ней на улицу. Можно ли причащаться в таком случае? Или опять все сведется к ежемесячному Причастию?

Евгений

Евгений, я думаю, что то, что сказал Ваш батюшка в отношении причащения – все же совет, пожелание, но не приказ и не догма. Поэтому иногда можно сделать и послабление – тот уикенд с кафе как раз прекрасная для этого возможность. А потом отдохнете – и снова за духовные подвиги. Это же дело – живое.
В отношении поста принято поститься либо с 0 часов до 0 часов, либо после прочтения вечерних и утренних молитв: прочли вечерние молитвы, например, во вторник – наступает постная среда, прочли утренние молитвы в четверг – можно разговляться.
Если девочка с Вами в храме, я думаю, Вы поступаете правильно: придется немного потерпеть, пока не подрастет, а сейчас в силу ее возраста можно выходить на время из храма, и в то же время – причащаться Тайн Христовых.

игумен Никон (Головко)

Спаси Вас Господи! По завершении кафизмы или всего Псалтыря есть молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...". Нужно ли её читать? Насколько я знаю, молитву эту читают только в Великий пост.

Андрей

Андрей, если нет поста, молитву преп. Ефрема Сирина можно и опустить, не читать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня недавно умерла мама. Она долго болела, у нее был рак. Не знаю, как справится с этим, я совершенно не готова к этому... Дело в том, что у меня маленький ребенок, 2,5 года. Приближается Новый год, а тут такое... Просто не знаю, стоит ли как-то отмечать? Дочка ничего не понимает, хочется, что бы у нее был праздник. Но не знаю, могу ли я.

Ольга

Ольга, да, ребенок в 2,5 года едва ли готов уже встретиться со смертью и понять ее, поэтому постарайтесь праздник сделать, это и для Вас послужит необходимым отвлечением. Только, может быть, не Новый год праздновать - ведь, пост будет на дворе, - а все-таки Рождество Христово?

игумен Никон (Головко)

Батюшка, у меня недавно умер родственник, но, так как очень дальний, я решил сделать ограничение в пище на 9 дней вместо строго 40 дневного поста. Узнал об этом только на 4-й день. Вопрос, будет ли уместно поститься на девятый день или напротив, помянуть, сняв ограничение?

Андрей

Андрей, и попоститься - дело доброе, и помянуть с родственниками, устроив хорошее угощение - тоже доброе дело. Поступите сообразно с обстоятельствами. Если родственники готовы собраться на поминки, то все же лучше быть с ними.

игумен Никон (Головко)

Дорогие батюшки, спасибо большое за вашу работу на сайте! Я сама обращалась к вам и получила неравнодушный ответ, который помог. А вопрос у меня такой. Приближается Рождественский пост. Предыдущие посты давались тяжело: есть проблемы со здоровьем. Как не навредить? Как правильно выбрать меру поста, чтоб это не стало непосильной ношей? И еще один момент - пощусь в семье только я. Получается не экономия, а совсем наоборот. Правильно ли это? Ведь смысл поста еще и в том, чтобы излишками делиться с нуждающимися. Рассудите меня, многогрешную. Спаси Господи за помощь...

Светлана

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Прошу прощения за беспокойство. Один знакомый человек, соблюдающий пост, задал мне вопрос, можно ли есть хлеб, который продается в магазинах, в Рождественский пост? Ведь в монастырях хлеб пекут сами и точно знают состав. Чтобы человек не нарушил пост, обращаюсь к Вам за ответом! Благодарю!

Ольга

Ольга, несмотря на то, что в составе магазинного хлеба указаны молоко и яйца, для хлеба, как для основного продукта питания, делается исключение - употреблять его в пост благословляется. А кроме того, не забывайте: самое главное в посте то, что пост по сути своей - не столько отказ от продуктов, сколько отказ от страстей.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, помогите, пожалуйста, разобраться, как быть. Два года назад мой ребенок попал в реанимацию, я молилась и просила Бога о выздоровлении ребенка, и когда была в храме мне было словно видение - а что я могу дать Богу в благодарность, чем смогу пожертвовать? И я решила в среду вообще не вкушать пищу - только просфору и святая воду - как раз в среду была операция моему ребенку, и слава Богу, все прошло благополучно и ребенок выздоровел. Я была у батюшки и просила благословение на среды - но батюшка мне сказал: сначала хорошо подумайте, а сможете ли Вы, а потом придете ко мне (я думаю до сих пор – еще не брала благословение на среды), и вот я уже 2 года соблюдаю этот обет, за это время и наша семья стала намного ближе к Богу - мы с мужем повенчались, сами стараемся исповедоваться и причащаться, и деток тоже. А сейчас я понимаю, что не есть целые сутки очень тяжело - семье надо готовить кушать, работа, и в мирской жизни это очень тяжело, и сама чувствую слабость, но в то же время я боюсь Бога, ведь он тогда оставил ребенка в живых и помог, и я очень благодарна Богу за все. Помогите разобраться, как правильно поступить со средами! Спаси Вас Господи!

Алла

Здравствуйте, Алла! Вам нужно пойти к этому батюшке на исповедь и покаяться в самочинном взятии на себя обета. И просите у него послабления или отмены своего обета на его усмотрение. Только так можно разобраться в Вашей ситуации и сделать все законно.

иерей Владимир Шлыков

После удаления желчного пузыря у меня развился хронический панкреатит. Можно ли поститься с таким диагнозом?

Ирина

Ирина, поститься можно, но разумно. Кстати, ведь пост можно проводить, не только ограничивая себя в каких-то продуктах. Можно попробовать избегать праздного времяпровождения – например, не смотреть телевизор, отказаться на время от интернета и т.п. Это – тоже пост.

игумен Никон Головко

Дорогие батюшки, скажите, как поступать в следующей ситуации? Допустим, пост, и я его держу. Но, когда я на работе и прихожу на обед в столовую, то там, ну, может, всего 10% постных блюд. Или в течение всего дня перемещаюсь по городу, заезжаю в кафе покушать, тоже для постящихся людей практически ничего нет. Или приезжаю вечером в гости к друзьям, а они ждали и специально что-то приготовили. А я голодная, да и откажусь - на меня обидятся. Когда я питаюсь дома, то без проблем - у меня все постное и я соблюдаю. Но где-то в обществе...

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Время поста – это не только воздержание в еде, но и духовное воздержание. Во время поста нужно воздерживаться от увеселений, как можно меньше ходить в гости. Нужно больше времени уделять молитве и посещению храма. В отношении еды в кафе и столовых – можно принести еду с собой (если это не запрещено) или выбирать наименее скоромные блюда.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, благословите! В следующем году хотим пожениться и обвенчаться. Знакомы уже лет 7, но сблизились только сейчас, в Дивееве, у Батюшки Серафима. После росписи хотим венчаться (это будет осенью). Девушка ходит в храм Серафима Саровского, а я в монастырь Иоанна Кронштадтского, хотим, чтобы нас венчал либо мой батюшка, либо ее, но ее храм находится на Серафимовском кладбище, и я не знаю, хорошо ли там венчаться? Да, конечно, смешно, но я ни разу не видел, что бы на кладбищах венчали. Правильно ли венчаться на кладбище? Подскажите, пожалуйста. Да, и ещё, подскажите, пожалуйста, девушка хочет хорошую свадьбу (с кафе, с лимузином, со множеством гостей с её стороны, с кольцами хорошими). Мне это всё равно, но ради неё сделаю. Можете сказать, хорошо ли это? И можете сказать, какое меню лучше выбирать? И так как это будет постный день, можно ли его нарушить и есть все подряд (и первая брачная ночь)? Спасибо.

Вячеслав

Вячеслав, в кладбищенских храмах тоже венчают, как и во всех остальных, хотя, согласен с Вами, остбановка для свадьбы будет весьма необычная.
А по поводу других Ваших вопросов – ну, хочет она лимузин и все остальное, так пусть будет. Но постные дни и прочие правила лучше не нарушать. Кстати, все эти вопросы снимаются, если назначить венчание на воскресенье.

игумен Никон (Головко)

Доброго здравия, святой отец. Скажите, считается ли действительным венчание 26 августа (в пост) с умирающим супругом в больнице? Священник, который нас венчал, знал нашу семью и уважал умирающего. Может, он из сострадания провёл этот обряд, не знаю, но будем ли мы вместе с мужем на небесах? Я молюсь о его душе. Спасибо Вам большое.

Елена

Здравствуйте, Елена.
Венчание, совершенное священнослужителем действительно, независимо от времени его совершения.
В вашем случае беспокоиться не нужно.
По поводу вопроса о встрече на Небесах мы читаем в Евангелии (Лк. 20, 27-36) .
Вместе быть возможно, но все будет иначе. Как это будет происходить, сможем узнать только там.
Да поможет Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка, Вас беспокоит Дарья, мне 19 лет. У меня есть молодой человек, познакомились мы с ним в храме, сначала всё было хорошо, вместе ходили в храм, но потом я поняла, что ему это очень тяжко, так как он с детства не ходил в храм, и мама его только в последние годы стала постоянной прихожанкой. Недавно услышала от него, что он не хочет в будущей своей семье ходить в храм каждое воскресенье, держать посты, молится утром и вечером, что считает это уже крайностью, для него хватает 2 раз в полгода, того, что он носит крест, верит, что Бог есть, и считает, что главное - совершать добрые поступки, при этом он не будет запрещать жене молится, поститься и т. д. Батюшка, как поступить, если в дальнейшем мы хотим быть вместе, а я хочу при этом православную семью, одним духом, это же неправильно, когда жена постится, а муж нет, когда жена идет в храм, а он на работу... Там же нет единства. И при этом я не могу его оставить, он добрый и дорогой для меня человек, но что мне делать, как направить на путь истинный? Заранее спаси Господь! И если можно, не публикуйте вопрос.

Дарья

Здравствуйте, Дарья!
Жена не сможет жестко влиять на выбор мужа, он сам определяет меру своего благочестия. Единство супругов заключается не в том, чтобы делать все одинаково, а в том, чтобы уважать выбор друг друга. Похоже, что молодой человек Ваш выбор уважает. Если Вы сможете признать за ним право ходить в храм 4 раза в год, то можете вступать в брак.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов